Содержание
ВВЕДЕНИЕ________________________________________________________
1. НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА УРОВНЕ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА________________________________________________________
1.1. Понятие налогового планирования_____________________________
1.2. Классификация налогового планирования_______________________
1.3. Уровни налогового планирования______________________________
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «ЦИТАДЕЛЬ»_______________________________________
2.1. Анализ налоговой базы по налогам, уплачиваемым предприятием ___
2.2. Анализ налогового поля ООО «Цитадель» _______________________
2.3. Анализ налоговой нагрузки на предприятие ______________________
2.4. Анализ эффективности учетной и налоговой политики _____________
2.5. Расчет и анализ структуры налогов______________________________
2.6. Анализ налогового производства________________________________
2.7. Анализ финансовых результатов________________________________
2.8. Анализ экономико-финансового состояния предприятия____________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ____________________________________________________
Приложения _______________________________________________________
Список использованной литературы ___________________________________
Выдержка из текста работы
Содержание: Введение Глава 1. Сущность налогового планирования на уровне предприятия, основные его этапы и методы 1.1 Принципы и методы налогового планирования 1.2 Классификация налогового планирования 1.3 Стадии налогового планирования Глава 2. Оптимизация налогообложения на уровне предприятия 2.1 Учетная политика организации и ее методы 2.2 Управление налоговой нагрузкой и использование налоговых льгот Глава 3. Организация налогового планирования на предприятии ИП «Иванова» 3.1 Внешнее и внутреннее налоговое планирование 2.Анализ применения общей и упрощенной системы налогообложения на примере данного предприятия Заключение Список литературы Введение Темой данной курсовой работы является налоговое планирование на предприятии.
Тема работы выбрана неслучайно, так как изучение данного вопроса необходимо для всех фирм и предприятий, перед которыми стоит проблема управления его финансово-хозяйственной деятельностью в рам¬ках единой стратегии его экономического развития.
На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. Актуальность данной темы основывается на том, что: • Налоговое планирование необходимо в первую очередь самому предприятию и связано с необходимостью уточнения, а в ряде случаев в корректировки дальнейшего курса финансово – хозяйственной деятельности конкретного предприятия; • Налоговое планирование представляет собой в первую очередь про¬цесс системного использования оптимальных законных налоговых способов и методов для установления желаемого будущего финансового состояния объекта; • Значение налогового планирования заключается в разработке и внедрении различных законных схем снижения налоговых отчислений.
В настоящее время в России все предприятия уплачивают налоги, основными из которых являются налог на прибыль, который составляет 24%, налог на добавленную стоимость – 18%, единый социальный налог 26% от фонда оплаты труда, налог на имущество – 2,2% от среднегодовой стоимости имущества.
Эти налоги уплачивают практически все предприятия вне зависимости от вида деятельности, и они составляют основную массу платежей в бюджет. Эти платежи влияют на повышение цены готовой продукции и создают предпосылки к уклонению от налогообложения, путем «обналичивания» денежной массы посредством фирм-однодневок и выплаты «черной» заработной платы.
Кроме общего режима налогообложения Налоговым Кодексом РФ предусмотрены специальные (упрощенные) режимы налогообложения, которые включают в себя систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), упрощенную систему налогообложения, систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход и систему налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. Наиболее широко может применяться упрощенная система налогообложения.
Ставки налога здесь следующие: 6% при налоговой базе «доходы» и 15% при налоговой базе «доходы, уменьшенные на величину расходов». При этом уплата налога в этой системе налогообложения заменяет уплату следующих налогов: налога на прибыль организаций, единого социального налога, налога на имущество и исключает предприятие из плательщиков налога на добавленную стоимость. Как видим, единый налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения снимает бремя основных налогов.
Целью данной курсовой работы было найти пути законной оптимизации налогообложения предприятий. Это позволяет снизить налоговое бремя для субъектов предпринимательства, что приведет к развитию этого сегмента рынка, выведет из «теневой экономики» большую часть предприятий, будет способствовать развитию правовых отношений в РФ и обеспечит значительный рост поступлений в бюджеты всех уровней. В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи: 1. Определить сущность налогового планирования, основные его этапы, методы и принципы. 2. Раскрыть сущность оптимизации налогообложения на уровне предприятия 3. практическое освоение навыков налогового планирования на примере малого предприятия, анализ применения общей и упрощенной системы налогообложения данного предприятия.
В соответствии с поставленной целью и в разрезе решаемых задач в первой главе будут рассмотрены сущность налогового планирования, его принципы, методы и стадии, а также классификация налогового планирования; во второй главе раскроется сущность оптимизации налогового планирования путем применения методов учетной политики организации и управлением налоговой нагрузкой; третья глава представлена в виде практической части, где на примере выдуманного предприятия малого бизнеса для целей налогового планирования путем оптимизации налогообложения будет представлен анализ применения общего и упрощенного режима налогообложения.
Законные методы оптимизации, путем использования комплекса предоставляемых государством льгот снизят уровень экономической преступности в стране и снимут необходимость уплаты нелегальных налогов, попросту взяток.
В данной работе использованы материалы из Налогового, Гражданского кодексов, Интернета и учебников, указанных в списке использованной литературы. Основной учебник, используемый для изучения данной темы – «Налоги и налогообложение» под ред. А.Э. Сердюкова, Е.С. Вылковой, А.Л. Тарасевич, 2005 год, изд.: ПИТЕР. Глава 1. Сущность налогового планирования на уровне предприятии, основные его этапы и методы. В условиях рыночной экономики управление финансами становится важней¬шей задачей любого предприятия независимо от вида и масштабов его деятель¬ности.
Налоговое планирование является одной из важных частей в управлении финансами. Для чёткого определения налогового планирования нужно сначала определить понятия «налог» и «планирование». В Налоговом кодексе сформулированы основные понятия, применяемые в налоговом законодательстве.
Налог есть обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и граждан в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства. Налоги в результате изъятия становятся собственностью государства и используются им для выполнения политических, экономических, внешнеэкономических, оборонных, социальных и других функций.
Не претендуя на исчерпывающее изложение всех имеющихся в экономической литературе определений планирования, приведем некоторые из них. В различ¬ных экономических словарях и справочниках содержатся неоднозначные опреде¬ления планирования. Так, под ним понимается, в частности, «способ регулирова¬ния экономических процессов на уровне народного хозяйства страны, отрасли, предприятия, территориальной единицы. Планирование включает в себя опреде¬ление целей и путей их достижения, опираясь на сведения прошлого, стремится определить будущее» ; «один из экономических методов управления, выступающий как основное средство использования обществом экономических законов в процессе хозяйствования». Примерно такое же определение приводят и другие авторы: «Планирова¬ние — одна из составных частей управления, заключающаяся в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние системы, путей, способов и средств его достижения». В современной российской и зарубежной литературе даются самые различные определения планирования.
Чаще всего планирование представляют как ориен¬тированную на будущее деятельность по принятию решений.
Под планированием на уровне хозяйствующего субъекта мы понимаем неотъемлемую часть управления его финансово-хозяйственной деятельностью, заключающуюся в установлении желаемого будущего состояния объекта и оптимальных способов и методов достижения данного состояния в условиях ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования.
Подводя итог рассмотрению основных имеющихся в отечественной экономической литературе определений планирования, необходимо отметить, что единой точки зрения не существует. Однако в большинстве случаев понятие «планирование» рассматривается как вид управленческой деятельности и способ оптимизации действий хозяйствующих субъектов. Определив понятия «налог» и «планирование» можно перейти в частности к налоговому планированию. Имеющиеся в экономической литературе определения налогового планирова¬ния целесообразно объединить в две основные группы: первая группа — в основе подхода к определению налогового планирования лежит минимизация налоговых обязательств налогоплательщика; вторая группа — понятие налогового планиро¬вания основано на налоговой оптимизации.
Следует различать налоговое планирование как более широкое понятие и пла¬нирование налогов как более узкое понятие. Налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта — это неотъ¬емлемая часть управления его финансово-хозяйственной деятельностью в рам¬ках единой стратегии его экономического развития, представляющая собой про¬цесс системного использования оптимальных законных налоговых способов и методов для установления желаемого будущего финансового состояния объекта в условиях ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования.
Кроме того, ряд авторов вводят понятие налогового менеджмента. Планирование налогов — это планирование на минимальном для конкретно хозяйствующего субъекта уровне сумм отдельных налогов.
В отличие от уклонения от налогов (которое связано с нарушением действующего законодательства), налоговое планирование является абсолютно законным средством сохранить свои, с таким трудом заработанные деньги. В то же время, один неверный шаг и Вы за гранью, которая разделяет законные и незаконные действия по уклонению от уплаты налогов и налоговым планированием. Вместе с тем, налоговое планирование, направленное на законное снижение налогообложения — вполне реальная вещь, если пользоваться им разумно.
Необходимость налогового планирования изначально определена современным налоговым законодательством, изначально предусматривающее различные налоговые режимы, в зависимости от статуса налогоплательщика, направлений и результатов его финансово — хозяйственной деятельности, места регистрации и организационной структуры организации налогоплательщика. Налоговое планирование заключается в разработке и внедрении различных законных схем снижения налоговых отчислений, за счет применения методов стратегического планирования финансово — хозяйственной деятельности.
Налоговое планирование можно определить, как выбор между различными вариантами методов осуществления деятельности и размещения активов, направленный на достижение возможно более низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств. Очевидно, что в идеале такое планирование должно быть перспективным, поскольку многие решения, принимаемые в рамках проведения сделок особенно при проведении крупных инвестиционных программ, весьма дорогостоящи, и их “компенсация” может повлечь за собой крупные финансовые потери. Эффективность налогового планирования всегда следует соотносить с затратами на его проведение.
Следует также соотносить цели налогового планирования со стратегическими (коммерческими) приоритетами организации. Налоговое планирование включает следующие элементы: налоговое поле — это перечень (совокупность) налогов, платежей, по которым организация должна перечислить в бюджетную систему их прогнозные величины и сроки выплат; налоговый календарь, который предназначен для прогнозирования и контроля правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты налогов, а также своевременного представления отчетности; стратегия оптимизации налоговых обязательств, включая мониторинг налоговых льгот и механизм их использования; налаженный бухгалтерский учет и отчетность, налоговый учет, позволяющие получать оперативную и объективную информацию о хозяйственной деятельности для оптимального налогового планирования; информационная база, позволяющая отслеживать изменения в налоговом законодательстве. методика расчета налогового бремени и налогового потенциала с учетом специфики деятельности предприятия для составления налогового бюджета в целях налоговой оптимизации.
Право налогоплательщика принимать меры, направленные на правомерное уменьшение своих налоговых обязательств, основано на праве всех субъектов права защищать свои охраняемые законом права (в первую очередь, право собственности) любыми, не запрещенными законом способами. Согласно ст. 209.2 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношения принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Под налоговым планированием понимаются способы выбора “оптимального” сочетания построения правовых форм отношений и возможных вариантов их интерпретации в рамках действующего налогового законодательства.
Налоговое планирование является одной из главных составляющих частей процесса финансового планирования, основной задачей которой является предварительный расчет вариантов сумм прямых и косвенных налогов, налогов с оборота по результатам общей деятельности по отношению к конкретной сделке или проекту (группе сделок) в зависимости от различных правовых форм ее реализации.
В практике работы консультантов часто встречаются случаи, когда необходимо проведение работ по составлению сбалансированных налоговых отчислений, в первую очередь связанное с существующими негласными нормативами сумм платежей в бюджет по разным налогам, которые могут быть взаимно зачтены.
Налоговое планирование достаточно сложно поддается ясному и формализованному описанию из — за того, что налоговая схема работы каждой организации и финансовая схема каждой сделки во многом уникальна и практические советы даются так же, как и врачебное заключение только в конкретном случае после предварительной экспертизы.
Вставая на путь уменьшения налоговых платежей, каждый налогоплательщик неизбежно сталкивается с достаточно серьезным и жестким противодействием государства в лице его фискальных и правоохранительных органов.
Отсутствие налогового планирования может привести к следующим ситуациям: — невозможность развития бизнеса в более благоприятных условиях; — более слабая позиция по сравнению с другими участниками рынка; — существенные ошибки в стратегическом развитии и реализация своей миссии.
А применение налогового планирования создает следующие преимущества: — повышение финансовой устойчивости и значимости предприятия: — обеспечение более рационального распределения и использования различных видов ресурсов хозяйствующего субъекта; — подготовка фирмы к изменениям во внешней среде; — создание предпосылок для повышения образовательной подготовки менеджеров; — возможность анализа и использования будущих благоприятных условий; — прояснение возникающих проблем.
В условиях жестокой фискальной политики российского государства на фоне продолжающего экономического кризиса и сокращения материального производства налоговое планирование позволяет предприятию выжить. 1.1
Принципы и методы налогового планирования
В экономической литературе нет однозначного мнения по классификации видов, форм и методов налогового планирования.
Любой подход к проблеме экономии и риска вынуждает применять комплекс специальных мер по маневрированию в “налоговых воротах” и адаптации к непостоянству законодательства и регламентирующих документов. Активная деятельность в этом направлении при справедливом ужесточении налогового контроля немыслима без понимания принципов налогового планирования вне зависимости от конкретно приводимых примеров. Налоговое планирование возможно и реально при соблюдении принципов, основными из которых являются: • платить минимум из положенного; • осуществлять уплату налога в последний день установленного периода; • использовать варианты снижения налогооблагаемой базы в рамках взаимо¬связанной системы налогообложения предприятий; • использовать льготные режимы налогообложения, предусмотренные зако¬нодательством; • не допускать повышенного налогообложения путем использования специ¬альных учетных методов; • Комплексный подход.
Выбрав метод снижения какого — либо налога, необходимо проверить, не приведет ли его применение к увеличению других налоговых платежей.
Таким образом, налоговое планирование позволяет оптимизировать сумму уплачиваемых налогов и избежать экономического ущерба, связанного с выпла¬той штрафов в пользу государства. Отсутствие достаточно четкой определенности в финансово-кредитной поли¬тике, изменчивость экономической ситуации ставят перед хозяйствующими субъектами более сложные, чем ранее, задачи, решение которых возможно только на базе знания как видов, форм и методов налогового планирования так участников.
В экономической литературе предлагаются различные подходы к методам на¬логового планирования. В качестве методов налогового планирования целесообразно выделять: метод прямого счета, расчетно-аналитические методы, комбинированные методы и ме¬тоды экономико-математического моделирования. Перечисленные методы могут иметь как ситуационный характер (осуществляться при планировании конкрет¬ной деловой ситуации или процесса), так и вариационный характер (произво¬диться при выборе возможных вариантов и направлений деятельности). Различают следующие модели поведения хозяйствующих субъектов: 1) Уклонение от уплаты налогов (tax avasion) осуществляется в виде незаконного использования предприятием налоговых льгот, несвоевременной уплат налогов, скрытия доходов, непредставления или несвоевременного пред¬ставления документов, необходимых для своевременного исчисления и уплаты налогов.
Как «любви все возрасты покорны», так и утайкой налогов не брезгуют даже монархи, что показывает пример деятельности в Конго коро¬ля Бельгии Леопольда II. При уклонении предприятие или физи¬ческое лицо уменьшает свои налоговые обязательства или вообще не платит налоги, используя способы, прямо или косвенно запрещенные законодатель¬ством. 2) Обход налогов (tax avoidance). В этом случае предприятие или физическое лицо не является плательщиком, либо его деятельность по закону не подле¬жит налогообложению, либо его доходы не облагаются налогами.
Предприя¬тие может использовать в этой ситуации такие незаконные способы, как нерегистрацию своей деятельности или неведение учета объектов налого¬обложения. 3) Стандартный метод (standard method). В этом случае предприятие платит налоги в соответствии с законодательством без предварительных расчетов и выбора оптимального варианта налогообложения. 4) Налоговое планирование (tax planning). В этом случае проводится юриди¬ческими и физическими лицами активная налоговая политика, направлен¬ная на минимизацию негативного влияния налогообложения на процесс достижения стоящих перед ними целей любыми, не противоречащими зако¬нодательству методами.
Документальное оформление налогового планирования происходит: • в налоговом календаре (налоговом бюджете), служащем для контроля за своевременностью и правильностью уплаты налогов: Всего 1кв. янв. фев. март 2кв. апр. май ит.д. Всего налоговых доходов налог на прибыль НДС ЕСН ит.д. • в приказе по учетной и налоговой политике хозяйствующего субъекта (например, метод определения выручки в целях налогообложения); • во внутренних правилах (стандартах) налогового планирования в органи¬зации; • в инструкциях для участников процесса налогового планирования.
Налоговое законодательство предоставляет налогоплательщику достаточно много возможностей для снижения размера налоговых платежей, в связи, с чем можно выделить общие и специальные методы минимизации налогообложения: -К общим методам можно отнести: а) принятие учетной политики предприятия с максимальным использованием предоставленных законодательством возможностей [выбор метода определения дохода (кассовый, начислений, процента выполнения и т. д.), учет амортизационных вычетов и т. д.] б) оптимизацию через договор (совершение льготированных сделок, грамотное и четкое использование формулировок и др.); в) использование различных льгот и налоговых освобождений. -Специальные методы налоговой оптимизации имеют более узкую сферу применения, однако также могут применяться на всех предприятиях. К специальным методам относятся следующие: а) метод замены отношений основывается на многовариантности путей решения хозяйственных проблем в рамках существующего законодательства.
Предприниматель вправе предпочесть любой из допустимых вариантов как с точки зрения экономической эффективности операции, так и с точки зрения оптимизации налогообложения; б) метод разделения отклонений.
Базируется на методе замены.
В данном случае заменяется не вся хозяйственная операция, а только ее часть, либо хозяйственная операция заменяется на несколько операций.
Метод разделения отклонений применяется, как правило, в случаях, когда полная замена не позволяет достичь результата, приемлемо близкого цели первоначальной операции; в) метод отсрочки налогового платежа основан на возможности переносить момент возникновения объекта налогообложения на последующий календарный период. В соответствии с действующим законодательством срок уплаты большинства налогов тесно связан с моментом возникновения объекта налогообложения и календарным периодом.
Используя элементы метода замены и метода разделения, можно изменить срок уплаты налога или его части с текущего на последующий, что позволяет существенно экономить оборотные средства; г) метод прямого сокращения объекта налогообложения преследует цель избавиться от ряда налогооблагаемых операций или облагаемого налогами имущества и при этом не оказать негативного влияния на хозяйственную деятельность предпринимателя.
Ни для кого не секрет, что сэкономленные деньги — это все равно что деньги заработанные. Поэтому и относиться к процессу оптимизации налоговой политики, позволяющему сэкономить на налоговых платежах реальные средства, необходимо с той же серьезностью, как и к любой иной коммерческой деятельности. В настоящее время профессионализм — это единственный способ выживания и развития серьезного бизнеса. 1.2 Классификация налогового планирования.
В экономической литературе нет однозначного мнения по классификации видов, форм и методов налогового планирования. Л. В. Дуканич в зависимости от перио¬да планирования различает оперативное (на квартал), текущее (на год) и плани¬рование на отдаленную перспективу (долгосрочное и стратегическое) налоговое планирование. Все организационно-хозяйственные и финансовые ситуации, ко¬торые могут являться предметом налогового планирования, он предлагает разде¬лить на ожидаемые и реализованные. К первой группе он относит: выбор организационно-правовой формы, местоположения организации, органи¬зационной структуры предприятия, принятие решений по размещению капитала и т. п. Ко второй относится текущее налоговое планирование: методы ведения бухгалтерского учета, используемые договора, применении льгот, способы устра¬нения двойного налогообложения, выбор деловых партнеров и т. п. Налоговое планирование классифицируется по видам следующим образом: 1) В зависимости от вида хозяйствующего субъекта следует различать налоговое планирование в коммерческих и некоммерческих организациях.
В свою очередь, имеется специфика налогового планирования в различных коммер¬ческих организациях: производственных, торговых, научных, финансовых посредниках (банках, страховых организациях, профессиональных участни¬ках рынка ценных бумаг) и т. д. 2) В зависимости от целей деятельности хозяйствующего субъекта целесо¬образно выделять налоговое планирование хозяйствующих субъектов, име¬ющих целью получение прибыли и увеличение чистой прибыли и объектив¬но не имеющих такой цели. 3) В зависимости от организационно-правовой формы име¬ется специфика налогового планирования в акционерных обществах, произ¬водственных кооперативах и т. п. 4) В соответствии со стадиями финансово-производственного цикла предприя¬тия: на стадии создания предприятия; в период существования предприя¬тия (в том числе экономического роста или спада, реорганизации и преоб¬разования); ликвидации предприятия (в том числе в процессе банкротства и конкурсного управления). 5) С точки зрения временной определенности: долгосрочное — в современных российских условиях это планирование на срок более 1 года; годовое и кратко¬срочное или оперативное налоговое планирование на квартал, месяц, декаду.
Естественно, что точность планирования убывает с увеличением его периода. 6) Исходя из направленности на перспективу, следует различать стратегичес¬кое и текущее (оперативное) планирование. 7) С точки зрения учета различных прогнозных вариантов изменения внешней среды и внутреннего финансово-хозяйственного состояния предприятия целе¬сообразно выделять динамическое и статическое налоговое планирование. 8) В зависимости от размера бизнеса есть специфика налогового планирова¬ния на малых предприятиях, на средних и крупных предприятиях, в том числе в холдингах и прочих объединениях предприятий. 9) В зависимости от полноты охвата объектов налоговое планирование может быть полным и тематическим (фрагментарным). 10) В соответствии с субъектами, инициирующими налоговое планирование целесообразно подразделять его на внешнее (инициируемое учредителями) и внутреннее (инициируемое исполнительными органами организации). 11) Исходя из критерия территориальности, целесообразно различать: местное и международное налоговое планирование. 12) В зависимости от ожиданий, возлагаемых на налоговое планирование: опти¬мистическое, пессимистическое и реалистичное.
Формами налогового планирования целесообразно считать: — внутреннее нало¬говое планирование, включающее мониторинг налоговых вопросов, планирова¬ние элементов налогов и текущий контроль за налоговыми обязательствами пред¬приятия со стороны структурных подразделений и работников хозяйствующего субъекта; — внешнее налоговое планирование, состоящее в привлечении внешних консультантов и специалистов для целей налогового планирования. 1.3 Стадии налогового планирования.
В экономической литературе сложилось относительное единодушие по поводу этапов налогового планирования.
Четыре этапа налогового планирования выделяются: С. Г. Пепеляев , Н. А. Папанова , О. А. Фомина ; И. Коко¬рев предлагает их при рассмотрении международного налогового планирования. Действительно, целесообразно говорить о стадиях налогового плани¬рования, в качестве которых на практике выделяют 4 основные стадии.
В широком понимании налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта, согласно И. М. Александрову, можно подразделить на четыре этапа.
На первом этапе решается задача о выгодном с налоговой точки зрения расположении, как самого предприятия, так и его структурных подразделений (регионы, свободные экономические и оффшорные зоны). Различия в налоговых режимах между странами помогают уйти от налогооб¬ложения с использованием «принципа неограниченной налоговой ответственно¬сти». Например, если создать компанию по законам Великобритании и в самой Великобритании, где резидентами считаются компании, имеющие в этой стране центр фактического руководства, а само руководство расположить в США главным критерием считается место создания, то компания не будет считаться резидентом ни в США, ни в Великобритании.
Тогда ни в одной из стран компания не попадет под режим неограниченной налоговой ответственности.
Но считаясь нерезиден¬том в каждой из этих стран, фирма будет облагаться налогом только по доходам из источников этих стран, а если их нет, то налогообложение будет нулевым и сле¬довательно, нет необходимости использовать оффшорную зону. На практике возможно использование двустороннего и многостороннего со¬глашения о ликвидации двойного налогообложения.
В частности, существует на¬логовое соглашение, заключенное между Нидерландами и Антильскими острова¬ми, которое получило в международной практике наименование «Голландский сэндвич». На втором этапе решается задача выбора предпринимательской деятельности, ее организационно-правовой формы.
Например, предприятие осуществляет торговую деятельность, реализуя продукты или медицинские товары.
Согласно налоговому законодательству, в сфере торговли медицинскими товарами имеется значительное количество льгот в сравнении с торговлей продуктами. Еще большее количество льгот имеется, если предприятие зарегистрировано в оффшорной зоне. В российских условиях хозяйствующие субъекты должны учитывать, что участие государства при формировании уставного капитала в размере более 25% ограничивает возможности проведения реструктуризации, передачи имущества и распределения полученных доходов, а также участие в создании аффилированных групп.
Согласно Налоговому и Гражданскому кодексам, при наличии доли одного из участников в размере более 25% возможно привлечение его к солидар¬ной ответственности по налоговым обязательствам. Важное значение для целей налогового планирования имеет не только размер, но и способ формирования уставного капитала. Например, внесение имущества в уставный капитал создает первоначальные налоговые обязательства в виде налога на имущество.
Выбор основных направлений деятельности на стадии подготовки учредительных доку¬ментов будет иметь последствия, например, для расчета отчислений на страхова¬ние от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Создание филиалов в юрисдикциях с повышенным налоговым бременем снижа¬ет общие доходы организации, а с минимальным — создает дополнительные воз¬можности для налогового планирования. На третьем этапе налогового планирования изучается возможность максимально полного и правильного использования льготного налогообложения, снижения объемов налоговых платежей с учетом возможности заключения выгодных сделок, наличия финансовых и трудовых ресурсов, знания налогового законодательства и других условий. На четвертом этапе учитывается при налоговом планировании рациональное размещение финансовых средств и активов предприятия с учетом знания рынка.
На практике этапы налогового планирования можно использовать в совокупности или в отдельности в зависимости от того, создается ли предприятие или уже действует.
В дополнение к четырем основным стадиям можно добавить стадию формирования целей и задач предприятия в начале его организации и стадию контроля, анализа и оценки эффективности налогового планирования. На практике стадии налогового планирования могут присутствовать в совокупности или в отдельно¬сти в зависимости от того, создается ли предприятие или уже действует. В зависимости от длительности периода и решаемых задач налоговое планирование можно подразделить на тактическое и стратегическое.
Тактическое налоговое планирование призвано решать задачи третьего этапа, имеющие текущий характер. Стратегическое планирование определяет долговременный курс предприятия в области легального снижения налоговых расходов на основе глубокого знания налогового законодательства и предусматривает решение задач, которые поставлены на первом, втором и третьем этапах налогового планирования.
Все перечисленное учитывается при моделировании налогового бремени хо¬зяйствующего субъекта на оптимальном для него уровне в зависимости от этапа развития предприятия и целей, стоящих перед ним. Глава 2.
Оптимизация налогообложения на уровне предприятия
Налоговое планирование нужно отличать от уклонения от уплаты налогов. Основной критерий отличия – законность действий. Уклонение от уплаты налогов – это уменьшение налоговых обязательств незаконными средствами. В РФ понятие уклонения от уплаты налогов имеет определение в Уголовном кодексе (ст.198 и 199 УК РФ предусматривают Уголовную ответственность за «уклонение от уплаты налога»). Налоговое планирование необходимо осуществлять наряду с планом маркети.