Содержание
Введение3
Налоговая система России и основные направления ее совершенствования4
Заключение14
Список использованной литературы16
Выдержка из текста работы
Актуальность исследования. На сегодняшний день налоги играют большую роль в становлении экономических отношений общества. С помощью налогов государство осуществляет воздействие на экономику страны. При непрерывном совершенствовании налогового законодательства Российской Федерации особо важным становится понимание сущности налоговой системы, которая в свою очередь служит для стабильности финансовой системы любого государства, а так же обеспечивает устойчивый сбор всех необходимых налогов.
Цель курсовой работы: изучение современной налоговой системы в России и определение путей её дальнейшего совершенствования.
Задачи курсовой работы:
1) изучение теоретических основ налоговой системы государства;
2) выполнение анализа налоговой системы РФ;
3) определение дальнейших путей развития налоговой системы РФ.
Предмет исследования: налоговая система РФ.
Объект исследования: Российская Федерация.
Информационная база включает в себя учебники, учебные пособия, монографии отечественных авторов, интернет-ресурсы.
Методологическая база включает в себя методы, используемые при выполнении курсовой работы, такие как анализ, сравнение, статистический метод, табличный метод, логический подход и графический метод.
1 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА КАК ЭЛЕМЕНТ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
ГОСУДАРСТВА
1.1 Сущность и история возникновения налогов
В становлении и развитии налоговой системы можно выделить три следующих периода.
Первый период, отличающийся неразвитостью и случайным характером налогов, охватывает государственное хозяйство древнего мира и средних веков.
Второй период, XVI — XVIII вв., когда произошли чрезвычайные перемены в общественной жизни Европы, когда денежный строй хозяйства вытеснил натуральный, когда потребности государства значительно возросли, и надо было изыскивать новые источники государственных доходов. Масса новых налогов, преимущественно косвенных, пополняет бюджеты западноевропейских государств в этот период. В Англии, например, в течение 20 лет существования республики при Кромвеле было введено до 200 видов акцизов, причем обложению подвергались всевозможные объекты, например, коробки для масла или соломенная труха. В Голландии в XVII в. косвенных налогов было так много, что, по словам историка де-Витта, на порцию рыбы, поданную в гостинице, падало 34 различных акциза. Прямые налоги в этот период также отличались своею многочисленностью и вместе с тем случайностью, даже странностью: так в Англии существовал налог на покойников, налог на холостяков, в Вюртемберге — специальный налог на соловьев.
С конца XVI II в. наступает новая эпоха в обложении. К этому времени правила обложения успели выработаться, представление о постоянстве налогов успело укорениться. Сформировалось убеждение, что масса разнообразных налогов не только не удовлетворяет своему назначению, но останавливает прогресс промышленного развития и, вредя народному хозяйству, наносит ущерб казне [22, с. 156].
Третий период в истории налогов (XIX в.) отличается гораздо меньшим их количеством и большим однообразием. Формы налогов становятся более определенными, правила администрации более выработанными и при выборе оказывается предпочтение таким податным источникам, которые обещают крупный (миллионный) доход. Финансовая история этого периода в значительной степени отличается от предшествовавших более рельефным проявлением борьбы экономических интересов, которая отражается в финансовой политике государства. Так, в Англии упорная борьба земледельцев с “аристократией капитала”, начавшаяся еще в XVII в. и обострившаяся к концу XVIII в., приводит к снижению, а потом и к отмене земельного налога. По мере возрастания авторитета и значения “аристократии капитала” на передний план выступают финансовые интересы этого класса. В результате уничтожается масса косвенных налогов, тяготевших над промышленностью, проводится великая реформа свободной торговли, разорвавшая постепенно цепи протекционизма [21, с. 157].
В рамках цивилизованного подхода финансовая наука дала ответ и относительно будущего налоговой системы: «Государственные услуги, обращенные на пользу граждан, будут иметь место всегда, при всяком фазисе культуры и цивилизации, поэтому никакое общество никогда не в состоянии обходиться без налогов» [24, с. 82].
1.2 Сущность и функции налоговой политики государства
В различной научной или учебной литературе нет однозначного определения понятия «налоговая политика». В одном из учебных пособий дается толкование: «Налоговая политика — это составная часть социально-экономической политики государства, ориентированная на создание такой налоговой системы, которая должна стимулировать накопление и рациональное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества и тем самым обеспечить социально-экономический прогресс общества» [20, с. 53].
Налоги — важная экономическая категория, исторически связанная с появлением, существованием и функционированием государства. Способ, характер и масштабы мобилизации денежных ресурсов и их расходования зависят от стадии экономического развития общества, породившего соответствующее государство. Наименьший размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций [17, с. 89].
Налоги представляют собой необходимую часть экономических отношений с момента образования государства. Видоизменение устройства государства всегда ведет за собой некие преобразования налоговой системы. В любом цивилизованном обществе основным государственным доходом будут служить налоги, которые в последующем времени расходуются на социальные нужды населения и развитие общественного производства.
Существуют прямые и косвенные налоги. Прямой налог — налог, который взимается государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика [26]. Косвенный налог — налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу, в отличие от прямых налогов, определяемых доходом налогоплательщика [26]. Прямые налоги больше ориентируются на личную работоспособность, которая является основным источником дохода, а косвенные остаются в этом плане относительными, то есть они направлены на вещи, а не на физические лица.
Помимо налогов существуют сборы, формирующие целевые денежные фонды. К основным сборам относят: подоходные налоги, налоги на прибыль и на увеличение рыночной стоимости капитала [16, с. 281].
Налоги могут взиматься следующими способами:
· кадастровый — когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку, перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, независимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.
· на основе декларации. Декларация — документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом получающим доход. Примером может служить налог на прибыль.
· налог, вносящийся лицом выплачивающим доход. Оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.
Закрепленная законодательно совокупность налогов, платежей, принципов их построения и способов взимания образует налоговую систему [15, с. 115].
Налоговая система представляет собой совокупность налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, исчисления налогов и налоговый контроль [23, с. 58].
Основными функциями налоговой системы государства и, соответственно, установленных в государстве налогов являются:
· фискальная, суть которой состоит в пополнении доходов государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своих функций;
· распределительная, суть которой состоит в распределении совокупного общественного продукта между юридическими и физическими лицами, отраслями и сферами экономики, государством в целом и его территориально-административными образованиями;
· регулирующая, суть которой в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе;
· контрольная, суть которой состоит в наблюдении и соблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики.
Так же существуют определенные принципы построения налоговой системы государства. Они обсуждаются практически с тех пор, как возникло государство. Ещё Адам Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» в 1776 г. сформулировал четыре правила («максимы»):
· налоги должны уплачиваться в соответствии со способностями и силами подданных;
· размер налогов и сроки их уплаты должны быть точно определены до начала налогового периода;
· время взимания налогов устанавливается удобным для налогоплательщика;
· каждый налог должен быть задуман и разработан так, чтобы он брал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.
В современных условиях могут быть сформулированы следующие принципы построения налоговой системы:
· обязательность означает, что все налогоплательщики обязаны своевременно и полно уплатить налоги;
· справедливость означает, что, с одной стороны, все налогоплательщики, находящиеся в равных условиях по объектам налогообложения, платят одинаковые налоги, а, с другой, справедливым должны быть налоги, которые платят разные по доходам налогоплательщики (богатые платят больше, чем бедные);
· определённость, нормативные акты до начала налогового периода должны определить правила исполнения обязанностей налогоплательщиком;
· удобство для налогоплательщика, то есть процедура уплаты налогов должна быть удобной для налогоплательщика;
· экономичность означает то, что издержки по собиранию налогов не должны превышать сумму налогов, а должны быть минимальны;
· пропорциональность предполагает установление ограничения налогового бремени по отношению к валовому внутреннему продукту;
· эластичность означает быструю адаптацию налоговой системы к изменяющейся ситуации;
· однократность налогообложения (один объект налогообложения облагается налогом за определенный период од……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты:
1. Глава 2 НК РФ
2. Глава 2 П.6 ст. 12 НК РФ
3. Глава 2 П.6 ст. 13 НК РФ
4. Глава 2 П.6 ст. 14 НК РФ
5. Глава 2 П.6 ст. 15 НК РФ
6. Глава 2 П.2 ст. 18 НК РФ
7. Закон РФ от 21.03.1991 № 943-1 (ред. от 28.06.2013) «О налоговых органах Российской Федерации»// СПС «Консультант Плюс», 2013.
8. НК РФ. Первая и вторая часть: текст с изменениями и дополнениями на 25 февраля 2013 г.
Справочная и энциклопедическая литература:
9. Журнал, Все для бухгалтера № 4 Июль-август 2013 г. Статья «Проблемы налоговой политики Российской Федерации на 2013-2015 годы»
10. Журнал, Вестник ВХС РБ, Налоговые системы стран дальнего и ближнего зарубежья: Мировой опыт- 2005.
Учебная и научная литература:
11. Александров, И.М. Налоговые системы России и зарубежных стран — М.: «Бератор — Пресс», 2003.
12. Александров, И.М. Налоги и налогообложение: учебник. — 9-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009.
13. Брызгалина, А.В. Налоги и налоговое право // Под ред. А.В. Брызгалина. М., 2012.
14. Горский, И.В. Налоговая политика России начала XXI века // Налоговый вестник. 2012.
15. Гурко, С.П., Базылев, Н.И., Базылева, М.Н. Макроэкономика: Учеб. Пособие, под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. — Мн.: БГЭУ, 1998.
16. Евстижеева, Е.Н. Налоги, налогообложение и налоговое законодательство.2-е изд. — СПб: Питер, 2007.
17. Ковалева, В.В Финансы. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Велби, Проспект, 2007.
18. Кучеров, И.И. Налоговое право России: курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2013.
19. Лемешевский, И.М. Макроэкономика. (Экономическая теория. Ч.3) Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. — Мн.: ООО «ФУАинформ», 2004.
20. Майбуров, И.А. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика» — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
21. Пансков, В.Г. Налоговое бремя в российской налоговой системе //Финансы. 1998. № 11; Российский статистический ежегодник. М., 2005.
22. Пушкарева, В.М. История финансовой мысли и политика налогов : учеб. пособие для студентов экон. специальностей вузов. — Москва : Финансы и статистика, 2003.
23. Русакова, И.Г., Кашан, В.А., Кравченко, И.А. и др. Налоги в развитых странах, под ред. И.Г. Русаковой — М., Финансы и статистика, 1991.
24. Соболев, М.Н. Очерки финансовой науки, 1925.
25. Черник, Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы: Учебник для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва.: ЮНИТИ-ДАНА 2000.
Интернет-ресурсы:
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34. 154101049911/ekonomika
35.
36. uroven-nalogov-v-rossii.html
37. daily/25957.4/2898045
38. blogs/140910/63
39. article/6914
40. rn30/
41. konferencii-pedagogika/361871-6-nauchnoe-soobschestvo-studentov-xxi-stoletiya-ekonomicheskie-nauki-elektronniy-sbornik-statey-materialam-xiii-stu.php
42 buh/articles/333431
43. data/nalog/Razvitie-nalogovoi-sistemy.php
44. document/cons_doc_LAW_52456