Содержание
Введение3
ГЛАВА 1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА, ЕЕ СТРУКТУРА И РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ7
1.1. Сущность, функции, виды налогов7
1.2. Становление новой налоговой системы в РФ34
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ46
2.1.Налообложение деятельности в некоммерческом секторе46
2.2.Налогообложение предприятий культуры и искусства49
ГЛАВА 3. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ ЧАСТНОЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ ШКОЛЫ БАЛЬНЫХ ТАНЦЕВ НА ПАРКЕТЕ «ВЕРОНИКА»57
3.1. Общая характеристика предприятия57
3.2.Анализ финансового состояния59
3.3.Анализ структуры налоговых обязательств и налоговой нагрузки учреждения в динамике с 2007 по 2008 год68
3.4 Альтернативные варианты налогообложения детско-юношеской школы бальных танцев на паркете «Вероника»73
Заключение78
Библиография81
Приложение87
Выдержка из текста работы
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно — правовой формы предприятия.
С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями.
Умелое управление налоговой политикой предприятия стало одной из основных функций общего менеджмента. В связи с этим знание управленческим персоналом предприятия налоговой системы страны может стать существенным преимуществом для любой фирмы.
Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на федеральном, региональном и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов.
Современный период функционирования промышленных предприятий в Российской Федерации — период изменения внешней среды хозяйствования, заключающийся в ужесточении конкурентной борьбы в секторе обрабатывающей промышленности (прежде всего со стороны иностранных и созданных с привлечением иностранных инвестиций компаний) и увеличении давления со стороны естественных монополистов, социальной сферы (как находящейся на балансе промышленных предприятий, так и в муниципальной собственности), государственных органов,— характеризуется наличием высоких транзакционных издержек ведения бизнеса, основная доля которых приходится на налоговое администрирование, имеющее сложную структуру и методологию взимания налоговых и иных приравненных к налогам платежей, что, в свою очередь, требует формирования адекватной налоговой политики со стороны предпринимательских кругов, направленной на нивелирование рестрикционной составляющей налоговой системы. Действительно, если проанализировать величину налоговой нагрузки, приходящуюся на промышленный сектор экономики, которая по некоторым оценкам достигает 60% добавленной в продукт предприятием стоимости и, учитывая, что добавочная стоимость, произведенная предприятием, складывается в основном из прожиточного минимума персонала предприятия, необходимого для восстановления его трудоспособности, и прибавочного продукта, распределяемого на иные цели (прибыль предпринимателя, налоги, инвестиции, содержание социальной сферы и другие), то становится очевидной необходимость рациональной и эффективной организации учета и планирования налоговых издержек предприятия. Речь в данном случае должна вестись о научно обоснованной и практически целесообразной системе организации налогового менеджмента, и, в частности, основной его составляющей — налоговом планировании, способной в той или иной мере сгладить, а по возможности и вовсе элиминировать институциональные риски, возникающие в связи с налогообложением хозяйственной деятельности промышленных предприятий.
Объектом настоящей курсовой является налоги и налогообложение предприятий в Российской Федерации.
Предмет исследования — налоговая система предприятия.
Цель курсовой работы заключается в изучении системы налогов предприятия.
Задачи курсовой работы:
1. рассмотреть теоретические аспекты построения налоговой системы предприятия;
2. дать характеристику некоторым налогом, обязательным для предприятия ведущего хозяйственную деятельность;
3. провести расчет налоговой нагрузки предприятия ООО «Стройматериалы».
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Общие определения. Правовые положения
Налоги — обязательные и безэквивалентные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актах законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решению органом местного самоуправления в соответствии с их компетентностью.
Налоговая система — совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля.
Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которыми устанавливаются конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяются элементы налога.
К ним относятся:
а) субъект налога или налогоплательщик — лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог. Однако через механизм цен налоговое бремя может перекладываться на другое лицо поэтому рассматривают и
б) носитель налога — лицо, которое фактически уплачивает налог;
в) объект налога — доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, ценные бумаги, прибыль, недвижимое имущество, товары и т.д.);
г) источник налога — доход, за счет которого уплачивается налог;
д) ставка налога — важный элемент налога, который определяет величину налога на единицу обложения (денежная единица дохода, единица земельной площади, единица измерения товара и т.д.). [13, с. 342]
Различают, твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки.
1. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти или газа).
2. Пропорциональные — действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины.
3. Прогрессивные — средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю.
4. Регрессивные — средняя ставка регрессивного налога понижается по мере роста дохода. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при увеличении доходов. [9, с. 121]
По платежеспособности налоги классифицируют на прямые и косвенные.
Прямые налоги прямо взимаются с субъекта налога (налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, ЕСН и т.д.). Прямые налоги прямо пропорциональны платежеспособности.
Косвенные налоги — это налоги на определенные товары и услуги. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене. Виды косвенных налогов: налог на добавленную стоимость (охватывает широкий диапазон продукции), акцизы облагается относительно небольшой перечень избранных товаров), таможенные пошлины.
Налоги могут взиматься следующими способами:
1) кадастровый — (от слова кадастр — таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.
2) на основе декларации. Декларация — документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом получающим доход. Примером может служить налог на прибыль организаций.
3) у источника. Этот налог вносится лицом выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, налог на доходы физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику. [2, с. 45]
Существуют два вида налоговой системы: шедyлярная и глобальная.
В шедyлярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части — шедyлы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедyл могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше.
В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей. Глобальная налоговая система широко применяется в Западных государствах.
Основные положения о налогах и сборах в РФ определены Конституцией РФ (ст.57). Налоговым кодексом РФ, первая и вторая части, федеральными законами о конкретных налогах и сборах.. Порядок исчисления и уплаты отдельных налогов и сборов дополнительно разъясняется в постановлениях Правительства РФ, Министерства по налогам и сборам. Государственного таможенного комитета, Положениями о бухгалтерском учете, различными инструкциями и т.п. В законодательном порядке определены общие принципы построения налоговой системы, основные виды взимаемых налогов и сборов, права, обязанности и ответственность лиц, участвующих в налоговых отношениях. [7, с. 189]
1.2 Налоговая нагрузка
Один из важнейших аспектов функционирования российской налоговой системы — это проблема налоговой нагрузки и ее воздействия на хозяйственную активность предприятия. И главной задачей всех налоговых реформ служит снижение налоговой нагрузки при условии компенсации выпадающих доходов, но не определены ни временные, ни нормативные рамки этого процесса.
Нуждается в уточнении и само понятие «налоговая нагрузка». Одно из мнений заключается в том, что это комплексная характеристика, которая включает:
количество налогов и других обязательных платежей;
структуру налогов;
механизм взимания налогов;
показатель налоговой нагрузки на предприятие. [5]
Для характеристики налоговой нагрузки имеет значение не только количество, но и структура уплачиваемых налогов. Наиболее «трудными» являются налоговые платежи, исчисляемые независимо от полученного дохода и лишь частично перелагаемые на конечного потребителя. Это налоги уплачиваемые, как отчисления от оборота и имущественные налоги. Налоговая нагрузка на предприятие в немалой степени определяется самим механизмом взимания налогов. Но все дискуссии о налоговой нагрузке на предприятия останутся беспредметными до тех пор, пока не будет достигнуто согласие в вопросе о методике расчета сводного показателя, характеризующего эту нагрузку. Существует несколько методик расчета налоговой нагрузки для предприятия. Одна из наиболее распространенных предполагает использование формулы (1):
где НН — налоговая нагрузка (%),
СН — сумма налогов, уплачиваемых предприятием,
Вр — выручка от реализации продукции (работ) и оказания услуг.
Также для отдельного плательщика показатель налоговой нагрузки может быть исчислен по формуле:
где НН — налоговая нагрузка (%),
СН — сумма налогов, уплачиваемых предприятием,
СИ — сумма источников средств для уплаты налогов. [5]
В перечень уплачиваемых налогов входят все без исключения налоги и обязательные платежи предприятия в бюджет и во внебюджетные фонды. Иногда предлагают исключить из расчета налоговой нагрузки такие платежи как НДС, акцизы, отчисления во внебюджетные социальные фонды. Аргументом здесь служит характеристика этих налогов как транзитных, нейтральных для предприятия. Но абсолютно нейтральных для предприятия налогов просто не существует: они реально уплачиваются за счет текущих денежных поступлений, а степень их «перелагаемости» непостоянна и осуществляется не в полном объеме. Эта «перелагаемость», как известно, зависит от эластичности спроса на соответствующую продукцию. При устоявшемся уровне цен и высоких ставках косвенного налогообложения их дальнейшее повышение приведет к существенным потерям доходов у товаропроизводителей.
Рассматривая состав источников средств для уплаты налогов (СИ), необходимо, прежде всего, отметить их возможное несовпадение с налогооблагаемой базой (например, по имущественным налогам). Источником уплаты может быть только доход предприятия в его различных формах, а именно:
выручка от реализации продукции (работ, услуг) — для НДС и акцизов;
себестоимость продукции с последующим покрытием расходов из выручки от реализации — для земельного и социального налогов;
прибыль предприятия в процессе ее формирования — для налога на имущество и налогов с оборота;
прибыль предприятия в процессе ее распределения — для налога на прибыль;
чистая прибыль предприятия — для экономических санкций, вносимых в бюджет, некоторых местных налогов и лицензионных сборов.
Частные показатели налоговой нагрузки для отдельных налогов целесообразно рассчитывать по названным группам налогов к соответствующему источнику средств по формуле (2).
Для расчета общего показателя налоговой нагрузки для всех налоговых платежей следует применять формулу (1). Этот показатель не только суммирует доходы предприятия, но и сопоставим с валовым внутренним продуктом страны, на основе которого определяется общая налоговая нагрузка. [14, с. 200]
1.3 Общая схема налогового планирования
Важный элемент, способствующий проведению налогового планирования на предприятии, — это организация бухгалтерского и налогового учета: выбранная форма, методология, содержание и способы ведения. С этих позиций рассматривается общая схема текущего налогового планирования на коммерческих предприятиях (рис. 1.1), где «С» — различные ситуации с учетом налоговых, договорных и хозяйственных наработок, выполненных специалистами предприятия. Приведем последовательность налогового планирования, состоящую условно из восьми укрупненных процедур. [4, с.229]
1. Текущее планирование в первую очередь предусматривает формирование налогового поля. В соответствии со статусом предприятия, на основании его устава и законодательных актов в области налогообложения определяется спектр основных налогов, которые надлежит уплачивать в бюджет и внебюджетные фонды. Составляется налоговая таблица, характеризующая налоговое поле хозяйствующего субъекта, в которой каждый налог описывается с помощью следующих основных показателей (параметров):
ь источник платежа (статья расходов);
ь бухгалтерская проводка;
ь налогооблагаемая база;
ь ставка налога;
ь сроки уплаты;
ь пропорции перечисления в бюджеты разных уровней;
ь реквизиты организаций, в адрес которых делаются перечисления;
ь льготы или особые условия исчисления налога
Рисунок 1.1. Схема налогового планирования на предприятиях и организациях
После этого специалистами предприятия анализируются все предоставленные законодательством льготы по каждому из налогов на предмет их использования в практической деятельности. Снижение налогового бремени связано в первую очередь с полноценным использованием всей совокупности налоговых льгот, предоставляемых российским законодательством. Применительно к двум десяткам основных налогов и сборов этих льгот насчитывается более 500 (пятисот). Только по НДС перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от налогообложения, насчитывает более 40 позиций. Как показывает опыт, значительная часть этих льгот не используется экономистами и бухгалтерами в полной мере. Одна из причин — неясное представление об общей системе льготирования и порядке применения льгот по отдельным налогам.
С учетом результатов этого анализа составляется детальный план использования льгот по выбранным налогам.
2. Согласно уставу предприятия и на основе гражданского законодательства формируется система договорных отношений (договорное поле). В рамках текущей предпринимательской деятельности осуществляется планирование возможных форм сделок: аренда, подряд, купля-продажа, возмездное оказание услуг и т. п. Каждая сделка должна быть оценена с точки зрения возникающих при ней налоговых последствий на момент подготовки документов, т. е. еще до того, как она будет заключена.
Далее выполняются следующие действия.
Подбираются типичные хозяйственные операции, которые предстоит выполнять предприятию.
Разрабатываются различные ситуации с учетом налоговых, договорных и хозяйственных наработок.
Выбираются наилучшие варианты, которые оформляются в видеблоков бухгалтерских и (или) налоговых проводок.
Из оптимальных блоков составляется журнал типовых хозяйственных операций, который служит основой ведения финансового и налогового учета.
Оценивается получение максимального финансового результата с учетом налоговых рисков (возможных штрафных санкций), осуществляется наиболее рациональное с налоговой точки зрения размещение активов и прибыли предприятия.
Определяются альтернативные способы учетной политики организации.
При разработке учетной политики предстоит решить следующие задачи:
сделать бухгалтерский учет прозрачным и доступным в понимании;
создать систему налогового учета;
предусмотреть определенные направления снижения налогов, не противоречащие действующему законодательству;
построить такую организацию финансовой (бухгалтерской) службы, которая способствовала бы своевременному и четкому решению задач бухгалтерского учета и налогообложения. [10, с.289]
налог прибыль бюджетный
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВ, УПЛАЧИВАЕМЫХ ПРЕДПРИЯТИЕМ
2.1 Характеристика налогов, уплачиваемых в бюджетные организации и ответственность налогоплательщиков
Состав налогов, оплачиваемых предприятием, определяется Налоговым Кодексом РФ. В соответствии с этим законом с предприятий взимаются федеральные, республиканские и местные налоги. Наибольший удельный вес в общей сумме налоговых платежей имеют, естественно, федеральные налоги (устанавливаются Федеральным Собранием РФ).
К федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные группы и виды товаров; налог на доходы физических лиц; единый социальный налог; налог на прибыль предприятий; сборы за использование объектами животного мира и за использование объектами водных биологических ресурсов; водный налог; налог на добычу полезных ископаемых; государственная пошлина. Федеральные налоги и порядок их зачисления в бюджеты разных уровней или во внебюджетные фонды устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории.
Региональные налоги — это налоги субъектов Российской Федерации, т.е. налоги национально-государственных и административно-территориальных образований (республик в составе РФ, краев, областей, автономных областей, автономных округов). К республиканским налогам, налогам краев, областей, автономных краев и областей относятся: налог на имущество предприятий; транспортный налог, налог на игорный бизнес. Эти налоги устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей территории. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти краев и областей.
К местным налогам относятся: налог на имущество физических лиц, земельный налог, таможенные платежи, страховой взнос на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных организаций. Часть местных налогов (земельный налог) устанавливается законами РФ, часть районными и городскими органами власти. Удельный вес многочисленных местных налогов в общей сумме налогов невелик.
Согласно ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплат6ельщики несут ответственность за налоговые нарушения. Каждый налогоплательщик обязан:
— уплачивать законно установленные налоги;
— встать на учет в налоговом органе, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом;
— вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах;
— представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
— представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
-выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
— предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом;
— в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций — также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги. [15]
Налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели помимо обязанностей, предусмотренных выше, обязаны сообщать в налоговый орган по месту учета:
об открытии или закрытии счетов — в 10-дневный срок;
обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, — в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;
об объявлении о несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации — в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;
об изменении своего местонахождения — в срок не позднее 10 дней с момента такого изменения. [11, с. 68]
Обязанность юридического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога либо отменой налога. Если предприятие оказывается не в состоянии уплатить налоги, то налоговая служба вправе предъявить в арбитражный суд иск о признании данного предприятия банкротом.
С введением в действие части первой Налогового кодекса РФ ответственность за налоговые правонарушения стала самостоятельным и полноценным видом юридической ответственности.
Кроме налоговой ответственности, определяемой НК, субъектом которой является только непосредственно сам налогоплательщик, за нарушения законодательства о налогах и сборах предусмотрены также и другие виды ответственности, возлагаемые на должностных лиц, а именно административная и уголовная ответственность. Административная ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах регулируется Законом РФ «О государственной налоговой службе РФ», Кодексом РФ об административных правонарушениях, а также Указом Президента РФ «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и других обязательных платежей» от 23 мая 1994 г. № 1006 . Ответственность за нарушения, содержащие признаки преступления, предусмотрена Уголовным кодексом РФ, а именно ст. 173, 198, 199. Налоговый кодекс РФ (ст. 10) предусматривает также финансовую ответственность за правонарушения в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, регулируемую кроме Налогового кодекса Таможенным кодексом РФ.
Таким образом, неправомерные действия налогоплательщиков могут привести к трем видам ответственности:
налоговой (финансовой), налагаемой на налогоплательщика в целом;
административной, налагаемой на должностных лиц;
уголовной, налагаемой на должностных лиц.
Таким образом, в зависимости от рода деятельности и организационно-правовой формы предприятие обязано выплачивать в бюджеты разных уровней до 18 налогов. В данной курсовой работе остановимся на изучении лишь наиболее главных налогов
2.2 Налог на добавленную стоимость
Налог на добавленную стоимость в налоговой системе РФ имеет статус федерального налога и действует на территории РФ с 1 января 1992 года.
Порядок исчисления и уплаты налога определен Налоговым кодексом РФ (часть вторая, гл. 21). Используется принцип места назначения: НДС уплачивают при импорте товаров и услуг, но не взимают при их экспорте.
Для расчета НДС в налоговое производство введено применение счетов-фактур. Это приблизило отечественную практику налогообложения к инвойсному методу или методу зачета по счетам (табл. 2.1).
Налогоплательщиками этого налога признаются:
организации;
индивидуальные предприниматели;
лица, осуществляющие перемещение товаров через таможенную границу РФ.
Не являются плательщиками НДС организации и индивидуальные предприниматели (кроме налогоплательщиков акцизов), у которых сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев не превысила без НДС 2 млн. руб. (ст. 145 Кодекса). [4, с. 162]
Таблица 2.1. Механизм взимания НДС
Объектом налогообложения признаются следующие операции (ст. 146 Кодекса):
реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ;
передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций;
выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
ввоз товаров на таможенную территорию РФ.
Облагаемый оборот определяется исходя из продажной стоимости товаров, работ и услуг без включения в них налога на добавленную стоимость. Для целей налогообложения под продажной ценой понимается цена, указанная сторонами сделки.
У заготовительных, снабженческо-сбытовых, торговых и других предприятий, занимающихся продажей и перепродажей товаров, в том числе по договорам поручения и комиссии, облагаемый оборот определяется исходя из стоимости реализуемых товаров без НДС.
Предприятие самостоятельно определяет момент реализации товаров для целей налогообложения. Если в учетной политике для целей налогообложения моментом реализации является отгрузка, то датой возникновения налогового обязательства при расчете НДС является ранняя из следующих дат: а) день отгрузки товара (выполнение работ, оказание услуг); б) день оплаты товаров (работ, услуг); в) день предъявления покупателю счета-фактуры. Организации, установившие в учетной политике момент реализации по оплате товаров, определяют возникновение налогового обязательства по мере поступления денежных средств за отгруженные товары.
В соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 119-ФЗ с 1 января 2009 г. был введен единый метод уплаты НДС — «по отгрузке». С введением этого принципа начисления порядок вычета налога существенно меняется. Если для вычета НДС требовалась обязательная оплата товара, то с начала 2009 г. достаточно иметь счет-фактуру как основание для принятия к учету приобретенных материальных ценностей, выполненных работ или оказанных услуг.
Льготы. Не подлежат налогообложению, например, следующие операции (ст. 149 Кодекса):
сдача в аренду служебных и жилых помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в РФ;
реализация медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством РФ;
услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях, занятия с несовершеннолетними детьми в кружках и секциях;
реализация продуктов питания, произведенных столовыми при учебных, медицинских заведениях, полностью или частично финансируемых из бюджета;
услуги по перевозке пассажиров транспортом общего пользования (кроме такси);
банковские операции (за исключением инкассации);
услуги, оказываемые учреждениями образования, культуры, искусства и т.д.
Формирование налоговой базы. Выручка от реализации определяется исходя из доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате товаров. Учитываются все доходы, полученные как в денежной, так и в натуральной формах. Если при реализации товаров применяются различные налоговые ставки, налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров, облагаемых по разным ставкам.
Порядок и особенности определения налоговой базы зависят от вида реализации или вида договора между сторонами сделки. Например, при реализации товаров, работ и услуг налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров с учетом акцизов за вычетом НДС.
Установлен порядок формирования налоговой базы при совершении операций по передаче товаров для собственных нужд, выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления, а также при реализации предприятия в целом как имущественного комплекса.
С начала 2009 г. отменена уплата НДС с авансовых платежей, введен ускоренный порядок возмещения НДС при капитальном строительстве, при бартерных операциях НДС уплачивается только деньгами.
Налоговый период — календарный месяц; квартал — для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки (без НДС), не превышающими установленного законом предела (с 1 января 2009 г. — 2 млн. руб.).
Налоговые ставки. Существуют три вида ставок по НДС, а именно — 0; 10 и 18%.
Налогообложение по нулевой ставке (ставка 0%) производится при реализации товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза; услуг по перевозке товаров, пассажиров и багажа за пределы территории РФ и др.
Налогообложение по пониженной 10%-ной ставке применяется при реализации: продовольственных товаров (мясо, молоко, яйца, сахар, соль, овощи, крупа, мука и т. д.); товаров детского ассортимента; научной книжной продукции, на редакционные и издательские услуги, а также на лекарства и изделия медицинского назначения.
Налогообложение по общей 18%-ной процентной ставке производится при реализации всех товаров, работ и услуг, не упомянутых выше.
Законодательно установлены так называемые расчетные ставки НДС, которые используют организации розничной торговли, общественного питания и другие предприятия, получающие доход в виде разницы в ценах, наценок, надбавок. Алгоритм определения расчетной ставки достаточно прост: НДС = (НДС х 100) / (100 + НДС). Так, в зависимости от размера основной ставки (18%) и пониженной ставки (10%) размеры расчетных ставок составляют соответственно 18:118% и 10:110%.
Порядок исчисления налога. Все плательщики НДС должны составлять счета-фактуры по установленной форме. Это является основанием для налоговых вычетов. Сумма НДС, исчисленная исходя из стоимости реализации товаров и услуг, может быть уменьшена на сумму НДС:
уплаченную поставщикам товаров (работ, услуг), приобретаемых для производственной деятельности или для перепродажи;
удержанную из доходов иностранных лиц, не состоящих на налоговом учете в налоговых органах;
по товарам, возвращенным покупателями;
по расходам на командировки (на авиабилеты, постельные принадлежности, жилье) — по ставке 18 : 118%;
по авансам и предоплатам по экспортным поставкам;
по уплаченным штрафам за нарушение условий договора.
Таким образом, сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, определяется в виде разницы между суммой НДС по реализованным товарам и услугам и произведенными из нее вычетами. Правильный расчет начисления НДС зависит также от точного выполнения других условий и требований законодательства. Охарактеризуем их.
В счете-фактуре за подписью руководителя и главного бухгалтера предприятия указываются: порядковый номер и дата выписки счета; наименование, адрес и индивидуальные налоговые номера (ИНН) поставщика и покупателя; наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя; наименование, количество, цена и стоимость товара; суммы акциза, ставка и сумма НДС.
Учет счетов-фактур должен вестись в Журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, налогоплательщик также обязан составлять Книгу покупок и Книгу продаж. В первичных учетных и расчетных документах сумма НДС должна быть выделена отдельной строкой. Если товары не облагаются налогом, на этих документах делается пометка «Без НДС».
Необходимо обеспечить учет всей суммы реализации за отчетный период в зависимости от принятого в учете предприятия метода определения момента реализации («по оплате» или «по отгрузке»).
В течение 5 дней со дня отгрузки товара (оказания услуг), включая день отгрузки, поставщик обязан выставить покупателю счет-фактуру, который является основанием для предъявления покупателем НДС к возмещению из бюджета (зачету).
Если сумма произведенных вычетов окажется больше суммы НДС с реализованных товаров, то сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет в данном налоговом периоде, принимается равной нулю. Оставшаяся сумма превышения вычетов направляется на погашение задолженности по НДС в последующие три налоговых периода, а также на уплату присужденных налогоплательщику штрафов, пени, сумм недоимок. Если в течение трех налоговых периодов сумма не была зачтена, она возвращается плательщику по его заявлению в течение двух недель с даты подачи заявления (при нарушении указанного срока начисляются проценты, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ).
По товарам и услугам, облагаемым НДС по ставке 0%, возмещение из бюджета производится по отдельной налоговой декларации в течение трех месяцев с даты ее подачи. А в отношении налоговых деклараций, в которых заявлено право на возмещение НДС, представляемых в налоговые органы после 31 декабря 2009 г., применяется ст. 176 Кодекса в ред. Закона от 27.07.2009 г. № 137-ФЗ. [10, с. 74]
2.3 Единый социальный налог
Порядок исчисления и уплаты налога определен Налоговым кодексом РФ (часть вторая, гл. 24). Этот налог предназначен для мобилизации средств на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) граждан, а также на медицинскую помощь. К субъектам налогообложения (налогоплательщикам) относятся:
1) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе:
организации;
индивидуальные предприниматели;
физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, члены крестьянского (фермерского) хозяйства.
Субъекты, перешедшие на специальные налоговые режимы, не являются плательщиками ЕСН.
Объектом налогообложения являются:
для индивидуальных предпринимателей, адвокатов — доходы от предпринимательской либо иной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением;
для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, — выплаты в денежной и (или) натуральной форме, начисленные в пользу физических лиц по всем основаниям, в том числе: а) по трудовому договору; б) по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг; в) по авторским и лицензионным договорам; г) материальная помощь и иные безвозмездные выплаты.
В соответствии со ст. 239 Кодекса организации любых организационно-правовых форм освобождены от уплаты ЕСН с сумм доходов, не превышающих 100 тыс. руб. в течение налогового периода, начисленных работникам, являющимся инвалидами. Для иных льготных категорий работодателей введен этот же критерий, но со следующей особенностью: они освобождены от уплаты налога с сумм доходов, не превышающих 100 тыс. руб. в течение налогового периода на каждого отдельного работника, независимо от того, является ли он инвалидом или нет.
Ставки налога дифференцированы в зависимости от категории налогоплательщика, величины налоговой базы, социальной направленности взносов (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, фонды обязательного медицинского страхования) и являются регрессивными.
Налогоплательщик-работодатель обязан исчислять данный налог по каждому отдельному работнику, нарастающим итогом с начала года с учетом ставок, установленных для различных категорий плательщиков. При расчете суммы ЕСН используется величина налоговой базы в среднем на одного работника, а потом производится расчет суммы налога в зависимости от того, в какой диапазон регрессивной шкалы попадает налогооблагаемая база.
С 1 января 2008 г. ставки по уплате ЕСН значительно снижены (рис. 2.1.).[4, с. 179] Имевшие место обязательные условия допуска к регрессивной шкале в законодательном порядке сняты, и единственным условием является размер налоговой базы на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года — свыше 280 тыс. руб.
С начала 2010 г. устанавливаются новые ставки ЕСН для налогоплательщиков-организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий. Для них переход к регрессивной шкале налогообложения начинается с суммы налоговой базы на каждое физическое лицо 75 тыс. руб. (ст. 41 Кодекса, в ред. Закона от 27.07.2009 г. № 144-ФЗ).
Рисунок 2.1. Регрессивная шкала ставок ЕСН
Порядок исчисления и уплаты. Сумма налога исчисляется налогоплательщиком-работодателем по каждому фонду отдельно в установленном размере от налоговой базы. Сумма ЕСН, зачисляемая в фонд социального страхования, подлежит уменьшению на величину расходов, произведенных на цели государственного социального страхования. Сумма налога в федеральный бюджет уменьшается на сумму начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Уплата авансовых платежей по ЕСН производится ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на оплату труда, но не позднее 15-го числа следующего месяца.
2.4 Налог на прибыль организаций
Порядок исчисления и уплаты налога определен Налоговым кодексом РФ (часть вторая, гл. 25 «Налог на прибыль организаций»). Налогооблагаемая прибыль определяется по данным налогового учета.
Налог на прибыль предприятий служит инструментом перераспределения национального дохода и является одним из главных доходных источников федерального бюджета, а также региональных и местных бюджетов. Если рассматривать структуру доходов бюджета российской федерации, то будет видно, что доля налога на прибыль уступает по величине лишь доле налога на добавленную стоимость (см. рис.2.2.). [16]
Рисунок 2.2. Распределение между налогами по соответствующей доле доходов бюджета РФ в 2009 году
Субъект налогообложения. Налогоплательщиками признаются:
российские организации;
иностранные организации:
Не являются плательщиками налога на прибыль субъекты, которые переведены на специальные налоговые режимы и уплачивают единый налог (гл. 26.1-26.3 Кодекса).
Объектом налогообложения является прибыль организации, полученная налогоплательщиком. Прибылью организации является доход, уменьшенный на величину произведенных расходов (обоснованные и документально подтвержденные затраты).
Все доходы, получаемые организациями, подразделяются на группы:
1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;
2) внереализационные доходы (от долевого участия в других организациях; от сдачи имущества в аренду; в виде процентов, полученных по договорам займа, и т. д.);
3) доходы, не учитываемые в целях налогообложения (имущество, полученное в форме залога в качестве обеспечения обязательств;
В отношении доходов с 1 января 2009 г. введены некоторые новации:
доходы будут удостоверяться не только на основании первичных документов, но и на основании других документов, подтверждающих их получение;
при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде капитальных вложений в форме неотделимых улучшений арендованного имущества, произведенных арендатором. Такие улучшения признаются амортизируемым имуществом (п. 1 ст. 256 Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), понесенные налогоплательщиком.
Расходы подразделяются на три вида:
расходы, связанные с производством и реализацией (материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации, прочие расходы);
2) внереализационные расходы. К ним могут быть отнесены расходы на содержание переданного по договору аренды (лизинга) имущества; расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида; судебные расходы и арбитражные сборы и т. д.;
3) расходы, не учитываемые в целях налогообложения (убытки). При определении налоговой базы не учитываются суммы начисленных налогоплательщиком дивидендов; расходы в виде пени и штрафов, перечисляемых в бюджет, а также в виде взноса в уставный (складочный) капитал, вклада в простое товарищество и др.
Налоговой базой является денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению. Предусмотрены два способа формирования налоговой базы:
по методу начисления (который можно сравнить с методом определения выручки для целей налогообложения по мере отгрузки товаров);
2) по кассовому методу (который можно сравнить с методом определения выручки для целей налогообложения по мере оплаты товаров).
Если налогоплательщик применяет метод начисления, Кодексом установлен строгий порядок признания доходов (ст. 271) и расходов (ст. 272) при данном методе. Порядок определения доходов и расходов при кассовом методе определен ст. 273 Кодекса.
Как правило, все организации должны применять в качестве основного первый из них. Кассовый метод используют организации, у которых сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превышает установленного законом предела.
Налоговым периодом по налогу является календарный год.
Ставки налога. Для большинства организаций ставка налога 24%. При этом в 2009 г. сумма, зачисляемая в федеральный бюджет, — 6,5%, в региональные и местные бюджеты — 17,5%.
Для отдельных категорий налогоплательщиков ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Федерации, законами этих субъектов может быть понижена до 13,5%. Аналогичная норма действует в отношении организаций-резидентов особой экономической зоны при условии ведения ими раздельного учета доходов и расходов от деятельности, осуществляемой на территории зоны и за ее пределами.
Порядок исчисления и уплаты налога. По итогам каждого отчетного (налогового) периода налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа исходя из облагаемой прибыли, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода.
Законодательно установлены два варианта исчисления и уплаты налога.
1. Уплата налога на прибыль авансовыми платежами исходя из предполагаемой прибыли. В этом случае организации-налогоплательщики согласно ст. 286 Кодекса определяют сумму ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в каждом квартале текущего налогового периода.
По итогам каждого отчетного (налогового) периода налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. В свою очередь, авансовые платежи по итогам отчетного периода принимаются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.
2. Налогоплательщики имеют право перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли. В этом случае исчисление сумм авансовых платежей производится исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца. Сумма авансовых платежей, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей.
Сроки уплаты налога. Все налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения налоговые декларации. Установлены следующие сроки представления налоговых деклараций:
за отчетный период — не позднее 28 дней со дня окончания отчетного периода;
за налоговый период — не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, по окончании каждого отчетного и налогового периода представляет в налоговые органы по месту своего нахождения налоговую декларацию в целом по организации с распределением по обособленным подразделениям.
2.5 Налог на имущество организаций
Порядок исчисления и уплаты налога на имущество организаций определен Налоговым кодексом РФ (часть вторая, гл. 30).
Среди основных налогов Российской Федерации налог на имущество предприятий занимает далеко не последнее место, так как практически всем юридическим лицам приходится иметь с ним дело. Согласно нормативным документам плательщиками налога на имущество являются предприятия, учреждения (включая банки и другие кредитные организации) и организации, в том числе с иностранными инвестициями, считающиеся юридическими лицами по законодательству РФ, филиалы и другие аналогичные подразделения указанных предприятий, учреждений и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет. Максимальная ставка налога 2,2% (конкретная ставка устанавливается на региональном уровне). Объект налогообложения — основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе у плательщика, учитываемые по остаточной стоимости. Федеральным законодательством предусматривается значительное количество льгот по налогу (14 позиций) на имущество предприятий, с помощью которых имущество предприятия можно классифицировать следующим образом: необлагаемое налогом имущество и имущество, стоимость которого уменьшает налогооблагаемую базу.
ГЛАВА 3. РАСЧЕТ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ И НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «СТРОЙМАТЕРИАЛЫ»
Главной задачей всех налоговых реформ служит снижение налоговой нагрузки.
Перед началом расчетов необходимо дать краткое описание данного предприятия — ООО «Стройматериалы» и его деятельности. Оно было создано в январе 1997 года. ООО «Стройматериалы» успешно осуществляет свою деятельность и является одним из ставших в настоящее время редкими прибыльных предприятий. И, хотя производство носит несколько сезонный характер, в среднем в хороший месяц выручка предприятия составляет около 600-800 тысяч рублей. Прежде всего, это связано с достаточно высоким уровнем рентабельности выпускаемой фирмой продукции.
Итак, основной деятельностью ООО «Стройматериалы» является производство:
полимерных штукатурных масс,
мозаичных каменных штукатурных масс,
полимерного клея,
средства для грунтовки,
лака,
эмульсионной краски.
Кроме этого, предприятие занимается выполнением работ с перечисленными выше материалами. Дополнительно к описанным выше видам деятельности на балансе ООО «Стройматериалы» находится пункт видеопроката, а также предприятие осуществляет посреднические услуги для строительных организаций.
Необходимой для дальнейших расчетов информацией является и то, что во-первых, ООО «Стройматериалы» — это малое предприятие, во-вторых, продукция предприятия облагается НДС по ставке 20% и в-третьих, предприятие является держателем определенного пакета акций и регулярно получает прибыль по ним.
В данной курсовой работе будет рассчитана налоговая нагрузка на ООО «Стройматериалы» по результатам его хозяйственной деятельности за первый квартал 2011г. с учетом и без учета льгот по налогу на прибыль.
Расчет налога на прибыль и налоговой нагрузки предприятия без учета льгот по налогу на прибыль
Фактические результаты деятельности ООО «Стройматериалы» в первом квартале 1999г. отражены в табл. 3.1. Сумма прибыли, облагаемая, по основной ставке составляет 467569,2.
Второй этап, это непосредственно расчет суммы налога. Она рассчитывается по следующей формуле:
где Нос — сумма налога на прибыль, исчисленного по основной ставке,
Пос — налогооблагаемая прибыль для расчета налога по основной ставке.
Таким образом, сумма налога на прибыль, рассчитанная по основной ставке на ООО «Стройматериалы» составила:
Таблица 3.1.
Результаты деятельности ООО «Стройматериалы» в первом квартале 2011 года
Показатели хозяйственной деятельности предприятия |
Сумма, руб. |
|
Выручка |
1563380 |
|
В том числе: |
||
Вознаграждение от посреднической деятельности |
21150 |
|
Прибыль от пункта видеопроката |
28000 |
|
Дивиденды по акциям |
80320 |
|
НДС |
163649,2 |
|
Затраты, всего |
821690 |
|
В том числе: |
||
ФОТ |
171971,8 |
|
Отчисления в фонды социального страхования и обеспечения, всего: |
||
Пенсионный фонд |
48152,1 |
|
Фонд социального страхования |
9286,5 |
|
Фонд медицинского страхования |
6191 |
|
Фонд занятости |
2579,6 |
|
Налог на пользователей автодорог |
32569,1 |
|
Прибыль от реализации |
481075 |
|
Операционные расходы: |
||
Налог на имущество |
1843,7 |
|
Налог на содержание ЖКС |
19541,5 |
|
Сбор на нужды образования |
1719,7 |
|
Сбор на содержание милиции |
20,9 |
|
Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности |
457949,2 |
|
Внереализационные доходы |
138770 |
|
Прибыль отчетного периода |
596719,2 |
Третий этап — определение налога на прибыль от прочих видов деятельности. В данном случае расчет выглядит так:
где Ндс — сумма налога на прибыль, рассчитанного по дифференцированным ставкам,
Пj — прибыль от j-ого вида деятельности,
Сj — ставка налога на прибыль по j-ому виду деятельности.
Исходя из этой формулы сумма налога на прибыль от прочих видов деятельности равна:
Так как учет деятельности, связанной с видеопрокатом, ведется отдельно и заполняется в специально предназначенной для этого форме, рассчитаем отдельно сумму налога на прибыль от видеопроката. Прибыль от этого вида деятельности составила 28165 руб.
Налог на прибыль составит:
И, наконец, пятый этап — общая сумма налога на прибыль:
Для сравнения рассчитаем налог на прибыль ООО «Стройматериалы» с новой ставкой 24%. Используя формулы (1) и (2) получим сумму налога на прибыль от основной деятельности:
сумму налога на прибыль от прочей деятельности и от видеопроката, также, 20115 и 19715,5 и общую сумму налога на прибыль:
Теперь можно переходить непосредственно к расчету налоговой нагрузки на ООО «Стройматериалы». Для расчета налоговой нагрузки по всем налогам используем формулу (1). Сумма всех налогов при ставке налога на прибыль 24% равна 586 019,3. Налоговая нагрузка на предприятие соответственно при ставке 24% составит:
Определим долю налога на прибыль в общей сумме налоговых платежей и налоговую нагрузку по налогу на прибыль. Общая сумма налогов, уплачиваемых предприятием, и сумма налога на прибыль известны, значит можно рассчитать долю налога на прибыль.
В первом случае она будет равна:
Во втором случае доля налога на прибыль в общей сумме налогов составит:
Для расчета налоговой нагрузки отдельно по налогу на прибыль используем формулу (2).
При налоговой ставке 24% налоговая нагрузка по налогу на прибыль равна:
Расчет налоговых нагрузок в этой части работы был произведен без учета множества льгот по налогу на прибыль. Но фактически ни одно предприятие не функционирует в таких условиях. В следующем пункте будет показано, как изменяются суммы налогов и налоговые нагрузки при действии льгот по налогу на прибыль.
Применение льгот значительно снижают налоговую нагрузку как отдельно по налогу на прибыль, так и общую налоговую нагрузку. Это связано с тем, налог на прибыль составляет существенную часть всех налоговых выплат.
На вопрос какой должна быть оптимальная налоговая нагрузка единый ответ еще не найден. Налогоплательщик обычно считает справедливой налоговую нагрузку до 30%, тяжело воспринимает нагрузку в 40% и не приемлет ее, когда она больше 50%, то есть в описанном выше примере предприятие несет еще довольно сносное бремя.
Чрезмерная же налоговая нагрузка подрывает саму налоговую базу, снижает общую сумму налоговых поступлений. В ситуации, когда сумма налоговых выплат очень высока, предприятия предпочитают отсрочить свое возможное банкротство из-за неплатежей в бюджет против вполне реальной перспективы немедленного прекращения деятельности при переключении скудеющих денежных потоков на расчеты с бюджетом.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: руководителям предприятий необходимо досконально знать налоговую систему и в частности ее раздел касающийся льгот для максимального снижения суммы налогов, а значит и налоговой нагрузки. В свою очередь государству, ради своей же выгоды, следует принять все возможные меры по снижению налоговой нагрузки на предприятия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одним из важнейших условий обеспечения экономического роста, развития предпринимательской деятельности, ликвидации теневой экономики, привлечения в нашу страну полномасштабных иностранных инвестиций является осуществление налоговой реформы. Налоги в глобальном смысле представляют собой главнейший источник доходов государства, которое распределяет их на все необходимые нужды.
До перехода к рыночным отношениям налоговая система в России практически отсутствовало, более того целью было построение государства без налогов. Тем не менее необходимость создания налоговой системы была осознана. Основы налоговой системы в России были заложены лишь в конце 1991г. принятием Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Но по мере дальнейшего углубления рыночных преобразований данная система перестала соответствовать происходящим в экономике изменениям. Поэтому к концу 90-х годов налоговая система в большей степени становилась тормозом экономического развития страны.
Умелое управление налоговой политикой предприятия стало одной из основных функций общего менеджмента. В связи с этим знание управленческим персоналом предприятия налоговой системы страны может стать существенным преимуществом для любой фирмы.
Учитывая все вышеизложенное можно отметить, что такие элементы построения налоговой системы предприятия, как налоговая нагрузка и схема налогового планирования оказывают немаловажное значение на хозяйственную активность предприятия, потому что неправильная организация бухгалтерского и налогового учета усиливают процесс «торможения» развития , что ослабляет конкурентоспособность предприятия, его способность «выживать» в нестандартных рыночных ситуациях.
В данной курсовой работе была дана характеристика наиболее важных налогов, которые являются обязательными для предприятий, осуществляющих хозяйственную деятельность , а именно : НДС , ЕСН , налог на прибыль организаций , налог на имущество организаций. Они являются основными источниками финансирования бюджета страны среди всех остальных налогов.
В данной курсовой работе была рассчитана налоговая нагрузка на ООО «Стройматериалы» с учетом и без учета льгот по налогу на прибыль. На основании полученных данных можно прийти к выводу , что применение льгот значительно снижают налоговую нагрузку как отдельно по налогу на прибыль , так и общую налоговую нагрузку. Стоит отметить , что чрезмерная налоговая нагрузка подрывает налоговую базу , что ведет к снижению суммы налоговых поступлений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Асланов В. О действующем налоговом бремени и эффективности действующей системы налогообложения в Российской Федерации // Налоговый вестник, 2010, № 12. — С.3-5.
Вещунова Н.Л. Налоги в Российской Федерации. — СПб.: Питер, 2009. — 416 с.
Гаврилова Н. О нормах главы 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ // Налоговый вестник, № 2, 2009, с. 67-73.
Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение. — СПб.: Питер, 2011. — 288 с.
Литвин М.И. Налоговая нагрузка и экономические интересы предприятий // Финансы, 2010, №5.
Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. — М.: Издательство БЕК, 2007. — 384 с.
Майтуров И.А. Федеральные налоги и сборы: схемы для ускоренного изучения. Учеб. пособие. — СПб.: Питер, 2009. — 256 с.
Налоги и налоговое право: Учебное пособие / Под ред. А.В. Брызгалина — М.: Аналитика-Пресс, 2007.
Налоги и налогообложение: Учебн. пособие для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям / [Д.Г. Черник и др.]; под ред. Д.Г. Черника. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. — 311 с.
Налоги и налогообложение: учебное пособие / Под общей редакцией Д.И. Ряховского — М.: Эксмо, 2009. — 336 с.
Налоги: Учебное пособие / Под ред. Д.Г. Черника — 4-ое изд. — М.: Финансы и статистика, 2008.
Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. (с изменениями на 01.01.05) // Правовая информационная система «Гарант»
Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: Учебник. — М.: Финансы и статистика, 2010. — 464 с.
Рыманов А.Ю. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 334 с.
Чальцев А.В. Налоговая реформа в России. М. 2010. (Приложение к журналу «Налоговый вестник»)
Юткина Т.Ф. Налоговая нагрузка предприятия // Налоговый вестник. — 2009. — №3.
nalogi@tatneft.co.ru
Размещено на