Содержание
Введение
1. Общие сведения налоговой системы
1.1 Понятия налогов и их роль
1.2 Налоговая система
1.3 Кривая Лаффера
1.4 Виды налогов
1.5 Как мы получаем зарплату?
1.6 Последствия «серой» зарплаты
1.7 Эффективность налоговой системы
2. Предложения правительства по решению дефицита пенсионного фонда
2.1 С больной головы
2.2 Эффективность предлагаемых мер
2.3 Овчинка выделки стоит?
3. Возможные варианты улучшения экономики страны
3.1 О чём говорят исследования
3.2 Единая сумма пенсионного отчисления
3.3 Применение ЕСПО
3.4 Эффективность ЕСПО
3.5 Подоходный налог
Заключение
Список используемой литературы
Выдержка из текста работы
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основной источник доходов государства.
В структуре всех доходов бюджета государства налоги составляют, по разным оценкам, 75-85%. Рассмотрение налогообложения как средства регулирования предпринимательской активности требует более тщательного рассмотрения элементов налоговой системы для нахождения баланса интересов государства и предпринимательства.
Государство с помощью налогов осуществляет воздействие на экономическую систему страны, получая соответствующую сумму налоговых платежей и обеспечивая те экономические эффекты, которые обусловлены влиянием налогов: рост объемов производства, увеличение капиталовложений, рост нормы прибыли. Некоторые из эффектов видны сразу, например, увеличение акцизов на алкогольные напитки приведет к увеличению цены и, при наличии товаров-заменителей, к некоторому снижению спроса. Другие эффекты проявляют себя лишь в долгосрочном периоде, например, доказано, что снижение налоговой нагрузки на предприятие приведет к увеличению налоговых поступлений лишь через определенный промежуток времени. Вместе с тем, помимо экономического эффекта от воздействия налоговой системы на хозяйствующие субъекты, государство получает также и иные результаты, прямой измеримый эффект от которых отсутствует, но имеет место решение социально-политических
задач.
Прежде чем вести дальнейший разговор о налогах и налоговой системе необходимо определиться с соответствующими терминами:
Налоги — обязательные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актах законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решению органов местного самоуправления в соответствии с их компетентностью.
Налоговая система — совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля.
Естественно, что идеальную налоговую систему можно создать только на серьезной теоретической основе, учитывающей специфику экономических отношений в обществе, созданный научный и производственный потенциал.
Налоговая система должна органически влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства и в то же время препятствовать падению уровня жизни низкооплачиваемых слоев населения.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в условиях постоянного развития и совершенствования налогового законодательства Российской Федерации особое значение приобретают уяснение основных понятий, составляющих сущность налоговой системы и системы налогов и сборов, а так же их научная систематизация.
Целью работы является изучение системы налогов и сборов Российской Федерации.
Задачи:
1. изучение понятия налога, выявление его элементов;
2. классификации налогов;
3. разграничение понятий налога и сбора.
РАЗДЕЛ 1. НАЛОГИ: СУЩНОСТЬ И РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ
1.1 Понятие и сущность налогов
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами, которые имеют специфическое назначение — мобилизацию средств в распоряжение государства. Иными словами, налоги представляют собой совокупность финансовых отношений, связанных с формированием денежных средств государства для выполнения соответствующих функций. Налоги поэтому и возникли вместе с товарным производством и с появлением государства.
Принимая участие в перераспределении (а не перераспределяя) НД, налоговые отношения предполагают наличие двух субъектов: налогоплательщика и государства, между которыми возникает движение стоимости.
К специфическим признакам налогов можно отнести:
· Тесная связь налогов с государственной властью, для которой они являются важнейшим источником доходов;
· Принудительный характер платежей, осуществляемых на основе законодательства;
· Участие в экономических процессах общества.
Финансовые отношения между государством и населением (физическими и юридическими лицами) по формированию централизованного денежного фонда называются налоговыми отношениями [2.с.14].
1.2 Принципы и функции налогов
Реализация функций налога непосредственно связана с теми принципами, которые в нем заложены и реализуются в конкретном виде налога. Принципы налога реализуется через конкретные проявления, характеризующие особенности этого специфического механизма:
1) однократность обложения означает, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный период (налоговый период);
2) наиболее важные налоги, обеспечивающие преобладающее поступление средств в бюджет, и перечень всех других устанавливаются центральным органом государственной власти. Правительством регулируется механизм взыскания и распределения;
3) универсализация налога предусматривает независимость налогового давления от форм собственности плательщика, равный подход к условиям налогообложения любых субъектов;
4) научный подход в формировании элементов налогового механизма;
5) принцип справедливости реализуется через реальное налогообложение и отражает демократизм государственного строя, ценности государственного устройства.
Государство определяет необходимые налоги, обусловленные реальными потребностями общества. Понятно, что представления об обоснованности налогов находятся на стыке индивидуальных, групповых, региональных, государственных интересов.
Содержание каждой экономической категории невозможно раскрыть кратким определением. Необходимо иметь представление о роли каждой категории в системе отношений, особенностях и процессах, отражающихся в ней. Содержание экономических категорий наиболее полно раскрывается в тех функциях, которые они выполняют в экономической жизнедеятельности государства [6.с.27].
Налоги выполняют пять важнейших функций:
1. Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция);
2. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция);
3. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция);
4. Стимулирующая функция;
5. Контрольная функция.
Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию — изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов, либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития — учреждения культуры, здравоохранения, образования и др.
Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Важную роль играет функция, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Рыночная экономика в развитых странах — это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело — как она регулируется, какими способами, в каких формах. Здесь возможны варианты, но каковы бы, ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам. Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами — путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дот……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Адаменкова С.И. Налоги и их применение в финансово-экономических расчетах, ценообразовании: (теория, практика). — 3-е изд., доп. и. перераб. / С.И. Адаменкова, О.С. Евменчик. — Мн.: Элайда, 2005.-568 с.
2. Балабин В.И. Налоги и налогообложение. — М.: Инфа 2001. — 412с.
3. Бобоев М.Р. Налоговая политика России на современном этапе // Вопросы экономики, 2002. — 315с.
4. Бондарь Т.Е. Налоги и налогообложение: Учебник — М.: Выш.шк., 2007. — 316с.
5. Булатов А.С. Экономика: Учебник — М.: Юристъ, 2002. — 371с.
6. Видяпин В.И. Экономическая теория: Учебник. -М.: ИНФРА-М, 2005. — 672с.
7. Германов Н. И. Современная экономика: Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие.- Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. — 544 с.
8. Заяц, Н.Е. Современная налоговая система и принципы ее построения // Финансы, учет, аудит. — 2001. — с. 42-47.
9. Заяц Н.Е. Теория налогов: Учебник / Н.Е. Заяц. — Мн.: БГЭУ, 2002. — 220 с.
10. Ларина Л.С. Макроэкономика: Учебник — М.: 2007. — 386с.
11. Лемешевский, И. М. Макроэкономика: Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений / И. М. Лемешевский. — Мн.: ООО «ФУАинформ», 2004. — 576 с.
12. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение. — М.: Инфра, 2001. — 256с.
13. Романовский М.В. Налоги и налогообложение: Учебник — П.: 2000. — 345с.
14. Сидорович А.В. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие для студентов вузов — Москва: Издательство «Дело и сервис», 2007. — 1040 с.
15. Шмарловская Г.А. Бюджетно-налоговое регулирование: теория и практика: Учебное пособие / Г.А. Шмарловская. — Мн.: БГЭУ, 2000. — 80 с.