Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА I НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РФ5
1.1 Налоги и налогообложение. Понятийный аппарат.5
1.2 Виды налогов и ставки11
1.3 Основные системы налогообложения15
1.4 Льготы по налогообложению18
ГЛАВА II ОСОБЕННОСТИ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ22
ГЛАВА II ОСОБЕННОСТИ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ22
2.1 Упрощенная система налогообложения22
2.2 Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход27
ГЛАВА III СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МОУ «СОШ»№631
ЗАКЛЮЧЕНИЕ36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ39
Выдержка из текста работы
на тему: «Упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности»
Выполнила: студентка группы 43
дневного отделения экономического факультета
специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Шмидт Д.А.
Научный руководитель: Петрова Ж.В.
Тверь 2010
Содержание
Введение
Часть 1. Упрощенная система налогообложения
.1 Ответы на теоретические вопросы, раскрывающие основные элементы упрощенной системы налогообложения
.2 Комментарии к вступившим в силу с 1 января 2010 года изменениям налогового законодательства по упрощенной системе налогообложения
.3 Анализ практических ситуаций, касающихся особенностей применения упрощенной системы налогообложения
.4 Решение задачи по упрощенной системе налогообложения
Часть 2. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности
.1 Ответы на теоретические вопросы, раскрывающие основные элементы системы налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности
.2 Комментарии к вступившим в силу с 1 января 2010 года изменениям налогового законодательства по системе налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности
.3 Анализ практических ситуаций, касающихся особенностей применения системы налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности
.4 Решение задачи по системе налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
В современных условиях достаточно большую долю национального рынка занимает малый бизнес. Этот сектор экономики необходим любому государству, а следовательно, для его существования в суровых конкурентным условиях ему необходима поддержка со стороны государства. Одним из видов такой поддержки является снижение налоговой нагрузки. Данные меры государство осуществляет через специальные налоговые режимы. Итак, специальные налоговые режимы предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов. К таким режимам относятся: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, упрощенная система налогообложения (УСН) и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД). Наиболее распространенными являются два последних режима. Поэтому целью данной работы является изучение упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде ЕНВД. Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
·Определить основные элементы УСН и системы налогообложения в виде ЕНВД;
·Проанализировать изменения налогового законодательства, произошедшие в текущем году, касающиеся этих двух режимов;
·Рассмотреть некоторые конкретные спорные ситуации, касающиеся этих режимов;
·Решить конкретные задачи на данные налоговые режимы.
Для решения поставленных задач в работе были использованы источники информации, такие как Налоговый Кодекс Российской Федерации, федеральные законы, письма Министерства Финансов Российской Федерации и некоторые другие источники.
Работа состоит из двух частей: первая касается упрощенной системы налогообложения, вторая — системы налогообложения в виде ЕНВД.
В ходе решения конкретных задач возникла необходимость составления налоговых деклараций для более глубокого понимания их сути. Данные декларации представлены в приложениях к работе.
Часть 1. Упрощенная система налогообложения
.1 Ответы на теоретические вопросы, раскрывающие основные элементы упрощенной системы налогообложения
·Кто признается налогоплательщиками, перешедшими на УСН? Каковы обязанности налогоплательщиков, применяющих УСН?
Согласно п.1 ст. 346.12 НК РФ налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ. Так, согласно этой главе, организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 НК РФ, не превысили 45 млн. рублей. В отношении индивидуальных предпринимателей статья 346.12 не предусматривает какой-либо предел доходов.
В соответствии со ст. 346.11 НК РФ налогоплательщики, перешедшие на УСН, обязаны:
) уплачивать единый налог, рассчитанный на основании результатов хозяйственной деятельности;
) уплачивать страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ, в Фонд Социального Страхования, в Фонд Обязательного Медицинского Страхования;
) уплачивать иные федеральные, региональные и местные налоги, установленные НК РФ (транспортный налог, земельный налог, государственная пошлина и другие);
) исполнять обязанности налогового агента;
) вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по единому налогу в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей (ст. 346.24) [1].
·Порядок и условия прекращения применения УСН. Ограничения по применению УСН.
В соответствии со статьей 346.13 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН, не вправе до окончания налогового периода добровольно перейти на иной режим налогообложения. По окончании налогового периода налогоплательщик может перестать применять УСН, но при этом ему необходимо сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения до 15 января года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Однако существуют обстоятельства, при которых налогоплательщик обязан вернуться к общему налоговому режиму. Так в ст. 346.12 и 346.13 НК РФ указаны ограничения по применению УСН:
1)Ограничение по доходам. Доходы организации за весь налоговый период не должны превышать 60 млн. рублей.
2)Ограничение по видам деятельности. Не могут применять УСН банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды, организации и ИП, занимающиеся производством подакцизных товаров, добычей и реализацией полезных ископаемых, игорным бизнесом, нотариусы и адвокаты, занимающиеся частной практикой, организации, являющиеся участниками соглашения о разделе продукции, бюджетные и иностранные организации.
)Ограничения по структуре организации. Если есть филиалы и представительства, организация не вправе применять УСН.
)Ограничения по структуре уставного капитала. Если доля вклада в уставный капитал другой организации превышает 25%, то налогоплательщик не вправе применять УСН. При этом существуют исключения, так например, это ограничение не распространяется на некоммерческие организации и организации, уставный капитал которых состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди работников составляет не менее 50% , а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%.
)Ограничение по численности персонала. Организация не вправе применять УСН, если средняя численность работников за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек.
)Ограничение по стоимости имущества. Остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов не может превышать 100 млн. рублей.
)Ограничение по использованию других систем налогообложения. Организации и индивидуальные предприниматели не могут применять УСН, если они перешли на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Налогоплательщик, нарушивший указанные ограничения, обязан перейти на общий налоговый режим с начала того квартала, в котором произошли превышения. При этом ему необходимо сообщить об этом в налоговый орган в течение 15 календарных дней по истечении отчетного (налогового) периода [1].
·Особенности применения УСН при выборе в качестве объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».
В соответствии со ст. 346.14 выбор объекта налогообложения при УСН осуществляется налогоплательщиком самостоятельно, кроме случаев, когда налогоплательщики являются участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом. В этом случае, объектом налогообложения выступают «доходы, уменьшенные на величину расходов».
В соответствии со ст. 346.15 при выборе объекта налогообложения в виде «доходов, уменьшенных на величину расходов», налогоплательщику следует учитывать следующие доходы: доходы от реализации (ст.249 НК РФ) и внереализационные доходы (ст. 250 НК РФ). При определении объекта не учитываются доходы, предусмотренные статьей 251 НК РФ (например, взносы в уставный капитал, заемные средства, суммы целевого финансирования и другие).
Что касается расходов, то здесь ст. 346.16 НК РФ установлен закрытый перечень расходов, признаваемый при упрощенной системе налогообложения. Так, например, в качестве расходов налогоплательщик может учесть материальные расходы, расходы на оплату труда, расходы на приобретение, сооружение основных средств, а также на приобретение и создание нематериальных активов и другое.
При упрощенной системе налогообложения в соответствии со ст. 346.17 НК РФ применяется кассовый метод признания доходов и расходов. То есть датой получения доходов признается дата поступления средств на счета в банках, кассу; день получения иного имущества или имущественных прав. Датой признания расходов признается дата фактической оплаты [1].
Выбор объекта налогообложения при УСН можно отнести к элементам налогового планирования, так как от этого будет зависеть сумма налога, поэтому важно сделать правильный выбор. При этом следует учитывать соотношение доходов и расходов.
Итак, выбор объекта налогообложения зависит от следующих факторов:
от вида деятельности. Например, если деятельность налогоплательщика связана с производством, то огромную долю могут занимать материальные расходы и наиболее выгодным с точки зрения налоговой оптимизации может быть объект «доходы, уменьшенные на величину расходов».
от обычных видов расходов. Если организация предполагает, что в следующем году будут понесены расходы, которые указаны в НК РФ, то целесообразно выбрать объект «доходы, уменьшенные на величину расходов».
от предполагаемых убытков. Например, если предполагается, что организация понесет убытки в следующем году, то целесообразнее выбрать объект «доходы, уменьшенные на величину расходов», так как эти убытки можно перенести на следующие налоговые периоды.
от сумм, уплачиваемых страховых взносов. Понесенные страховые взносы могут быть учтены при формировании налоговой базы для «упрощенцев», применяющих объект «доходы, уменьшенные на величину расходов». В предусмотренных законодательством случаях они могут уменьшать сумму налога при применении объекта "доходы". Однако существует ограничение, предусматривающее возможность уменьшения суммы налога не более чем на 50 %.
от некоторых других факторов.
В любом случае только в совокупности показатели могут отразить наибольший экономический эффект от выбранного объекта налогообложения. В связи с этим, прежде всего, нужно определить основные особенности каждого объекта налогообложения, составить бизнес-план и на базе показателей ожидаемых доходов и расходов бизнес-плана рассчитать налоговую нагрузку в двух вариантах. Если в результате подсчетов будет выявлено, что налоговая нагрузка при обоих объектах налогообложения примерно одинаковая, то целесообразнее выбрать в качестве объекта налогообложения «доходы», так как многих проблем, связанных с учетом расходов, можно избежать [14].
Порядок уплаты страховых взносов зависит от того, производит ли индивидуальный предприниматель выплаты наемным работникам или нет. Индивидуальные предприниматели, применяющие УСН и производящие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, с 2010 года становятся плательщиками страховых взносов в ПФ РФ, ФСС, ФФОМС и ТФОМС. Однако на период 2010 года для налогоплательщиков, применяющих УСН, установлен льготный режим, который заключается в том, что уплачиваются страховые взносы только в Пенсионный фонд РФ по ставке в размере 14%.
Если же индивидуальный предприниматель не производит выплаты физическим лицам, то он уплачивает фиксированные взносы в ПФ РФ, а также взносы в ФФОМС и ТФОМС в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года. Сумма взноса определяется как минимальный размер оплаты труда (4330 руб.), умноженный на 12 месяцев и процентную ставку. Ставка в ПФ РФ составляет 20%, в ФФОМС — 1,1%, в ТФОМС — 2% [1, 4].
.2 Комментарии к вступившим в силу с 1 января 2010 года изменениям налогового законодательства по упрощенной системе налогообложения
упрощенный налогообложение единый вмененный доход
В 2010 году произошли немногочисленные изменения налогового законодательства, касающиеся упрощенной системы налогообложения.
Итак, первое изменение касается отмены главы 24 НК РФ «Единый социальный налог». Данную главу заменили страховыми взносами во внебюджетные фонды. Указанные взносы необходимо уплачивать и налогоплательщикам, применяющим УСН. Однако на 2010 год от указанных выше налогоплательщиков требуется по-прежнему только уплата взносов в ПФ РФ (14%), так как для них ставки в ФСС, ФФОМС и ТФОМС установлены в размере 0%. Однако уже с 2011 года ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ установлены новые ставки:
Пенсионный фонд РФ — 26%;
Фонд социального страхования РФ — 2,9%;
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 2,1%;
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования — 3% [4].
Таким образом, на сегодняшний день нагрузка налогоплательщиков, применяющих УСН, не изменилась, это, должно быть, связанно с антикризисными мероприятиями, осуществляемыми Правительством РФ, но уже в 2011 году нагрузка вырастет с 14% до 34%, что существенно изменит положение налогоплательщиков и скорее всего, приведет к уменьшению «белой» заработной платы и увеличению «черной». Радует только то, что согласно подпункту 7, п.1, ст. 346.16 НК РФ при объекте налогообложения «доходы минус расходы» удастся относить на расходы взносы:
на обязательное пенсионное страхование;
обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
обязательное медицинское страхование;
обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Естественно, данные взносы будут уменьшать налоговую базу только в случае, если они уплачены в соответствии с законодательством РФ [1].
Следующее изменение раскрывает как раз вышеуказанное обстоятельство. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему с объектом налогообложения «доходы», расходы не учитывают и налоговую базу на них не уменьшают, однако до 2010 года были вправе снизить налог к уплате только на сумму пенсионных взносов. В пункт 3 статьи 346.21 НК РФ, в котором это указано, ФЗ от 24.07.2009 № 213-ФЗ внесены изменения, и теперь с 2010 года в вычет можно включить остальные платежи. Общая сумма, на которую удастся уменьшить единый налог к уплате, по-прежнему составит не более его половины [5].
Также произошли изменения в формах документов. Формы, утвержденные приказом МНС России от 19.09.2002 № ВГ-3-22/495, были отменены. Приказом от 13.04.2010 № ММВ-7-3/182@ ФНС России утвердила новые формы документов для применения упрощенной системы налогообложения. Были утверждены: рекомендуемые формы «Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения», «Сообщение об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения», «Уведомление об отказе от применения упрощенной системы налогообложения», «Уведомление об изменении объекта налогообложения», а также формы «Сообщение о несоответствии требованиям применения упрощенной системы налогообложения», «Сообщение о невозможности рассмотрения заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения», «Информационное письмо» [7, 8].
Следующее весомое изменение было внесено ФЗ от 19.07.2009 № 204-ФЗ. Итак, были внесены поправки в величину доходов, ограничивающей применение УСН, то есть в пункт 4.1 статьи 346.13 НК РФ, согласно которому доходы, полученные при упрощенной системе за отчетный (налоговый) период, не могут превышать 60 млн. руб. Если же они превысят указанную сумму, то налогоплательщик обязан будет перейти на общий режим налогообложения. Кроме того, организации вправе применять упрощенную систему с 2010 года, если за девять месяцев 2009 года их доходы, учитываемые в базе по налогу на прибыль, составили не более 45 млн. руб. Об этом говорится в пункте 2.1, который был добавлен в статью 346.12 НК РФ этим же федеральным законом. Поправки, введенные ФЗ № 204-ФЗ от 19.07.2009, действуют до 30 сентября 2012 года включительно. Я считаю, что данные поправки облегчили положение налогоплательщиков, по крайней мере, до 2013 года, так как до этого действовал коэффициент-дефлятор, который непонятно и трудно был разъяснен в налоговом законодательстве, что приводило к множеству судебных разбирательств. Возможно, с устранением этой проблемы и было связано приостановление применения коэффициента-дефлятора [3].
Также были внесены изменения в пункт 2.2 статьи 346.25.1 НК РФ ФЗ от 19.07.2009 № 201-ФЗ. Эти изменения касаются случаев, когда индивидуальный предприниматель теряет право применять УСН на основе патента:
если в течение налогового периода среднесписочная численность превысит пять человек;
если доходы превысят 60 млн. рублей, независимо от количества полученных патентов.
Однако данные изменения не касаются налогоплательщиков Тверской области, так как данный налоговый режим не действует в пределах указанной территории [2].
Подводя итог, можно заметить, что положение налогоплательщиков, применяющих УСН, в текущем 2010 году не особо измениться по сравнению с предыдущим, однако, данная категория налогоплательщиков заметит весомое изменение их налоговой нагрузки уже с 2011 года, которое связано с изменениями ставок страховых взносов во внебюджетные фонды.
.3 Анализ практических ситуаций, касающихся особенностей применения упрощенной системы налогообложения
·Учитываются ли при определении предельного размера доходов, ограничивающих право организации на применение УСН, доходы, полученные от осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД.
Ответ: нет
Статьей 346.15 НК РФ установлено, что при определении объекта налогообложения налогоплательщики, применяющие УСН, учитывают доходы от реализации в соответствии со ст. 249 НК РФ и внереализационные доходы в соответствии со ст. 250 НК РФ. В связи с этим, а также учитывая, что согласно п. 7 ст. 346.26 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность, подлежащую налогообложению ЕНВД, и деятельность, облагаемую налогами в соответствии с иными режимами налогообложения, должны осуществлять раздельный учет доходов от деятельности, облагаемой единым налогом, и от иных видов деятельности, при применении положений п. 4 ст. 346.13 НК РФ учитываются только доходы от деятельности, облагаемой в рамках УСН. Данный вопрос освящен в письме Минфина РФ от 26.08.2008 № 03-11-04/2/124 [1, 10].
·Может ли организация перейти на УСН до окончания календарного года, в котором ее вид деятельности перестал соответствовать условиям для уплаты ЕНВД.
Ответ: да.
С 1 января 2006 года организации, переставшие быть плательщиками ЕНВД, вправе сразу же перейти на УСН. Однако данное новшество предполагает, что уплата ЕНВД прекращена, потому что фирма перестала соответствовать требованиям, предъявляемым к плательщикам ЕНВД региональным законодательством. А можно ли перейти на УСН в середине года, если ЕНВД перестали уплачивать из-за превышения ограничений, установленных НК РФ. С таким вопросом было обращение в Минфин России, который разъяснил этот вопрос в письме от 10.05.2006 г. № 03-11-04/ 2/100 [9].
Итак, перейти с уплаты ЕНВД на упрощенную систему, не дожидаясь конца года, можно лишь в том случае, если обязанность платить ЕНВД была снята с фирмы законом субъекта РФ. Правда, Минфин России учел, что с 2006 года правила уплаты ЕНВД регулируют уже не регионы, а местные органы власти. Поэтому чиновники позволили безотлагательно переходить на УСН и тем компаниям, которые перестали платить ЕНВД по решению муниципальных и городских властей.
А вот если фирма перестала соответствовать критериям плательщика ЕНВД, установленным непосредственно в НК РФ, то до конца года ей придется платить обычные налоги (НДС и налог на прибыль). Перейти же на УСН такой компании удастся лишь со следующего года. Однако, законы субъектов РФ, а теперь и нормативные акты местных властей обязывают компании, которые занимаются тем или иным бизнесом из списка, приведенного в статье 346.26 НК РФ, платить на своей территории ЕНВД. При этом в местных нормативных актах все ограничения по количеству физических показателей позаимствованы из НК РФ [1].
Таким образом, фирма, перестав удовлетворять критериям плательщика ЕНВД, установленным в главе 26.3 НК РФ, автоматически перестает соответствовать и нормам местного законодательства. Соответственно, неправильно разделять прекращение уплаты ЕНВД на основании местных нормативных актов и на основании НК РФ. Фирма перестает платить ЕНВД всегда по двум этим основаниям. Данный факт может также подтвердить судебная практика, а именно, решение Реутовского городского Совета депутатов Московской области от 23 ноября 2005 г. № 59/2005-НА [13].
·Предприниматель занимается розничной торговлей, уплачивая ЕНВД, и применяет УСН на основе патента по определенным видам деятельности. Сейчас у него работает 4 наемных работника — все заняты в деятельности, переведенной на УСН. Принимая на работу 10 человек для розничной торговли и оставляя 5 человек для деятельности, переведенной на УСН на основе патента, не теряет ли предприниматель право на применение УСН на основе патента.
Ответ: нет, не теряет.
Статья 346.25.1 НК РФ не запрещает индивидуальным предпринимателям, применяющим по отдельным видам предпринимательской деятельности УСН на основе патента, осуществлять иные виды предпринимательской деятельности, в отношении которых применяются иные режимы налогообложения, в том числе система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности [1].
Согласно п. 2.1. ст. 346.25.1 НК РФ при применении УСН на основе патента индивидуальный предприниматель вправе привлекать наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера, среднесписочная численность которых не должна превышать за налоговый период пять человек. Также в соответствии с п. 2.2. той же статьи налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН на основе патента, если не выполняется требование п. 2.1. ст. 346.25.1, то есть если среднесписочная численность превысит 5 человек. В нашем случае, данное ограничение выполнено, так как в деятельности, переведенной на УСН на основе патента, работает 5 наемных работников. Также этот вопрос был рассмотрен в письме Минфина России от 02.03.2010 г. № 03-11-11/41 [12].
.4 Решение задачи по упрощенной системе налогообложения
ООО «Вымпел» применяет УСН. В прошедшем году у организации сложились следующие показатели:
1.Получены доходы от реализации продукции — 3 400 000 руб.;
2.Безвозмездно получено имущество от сторонней организации остаточной стоимости — 200 000 руб.;
.Закуплено сырье — 1 000 000 руб. (с учетом НДС), в т.ч. оплачено с расчетного счета — 600 000 руб., использовано — 490 000 руб.;
.Уплачены страховые взносы на ОПС — 117 000 руб.;
.Начислена и выплачена заработная плата — 350 000 руб.;
.В январе приобретен и введен в эксплуатацию станок, стоимостью 70 000 руб., срок полезного использования составляет 3 года;
.Затраты на аренду помещения составили 313 000 руб.;
.Исчислены авансовые платежи по итогам I квартала — 31 000 руб.;
. Исчислены авансовые платежи по итогам полугодия — 62 000 руб.;
. Исчислены авансовые платежи по итогам 9 месяцев — 105 000 руб.;
. По итогам предыдущего налогового периода организация уплатила минимальный налог — 45 000 руб., единый налог, исчисленный в общем порядке, составил 22 500 руб.
Необходимо определить сумму единого налога, подлежащего уплате по итогам налогового периода при различных вариантах выбора объекта налогообложения.
Решение:
) Объектом налогообложения является «Доход»
Сначала исчисляем сумму доходов, полученных за налоговый период, которая и является налоговой базой. Для этого складываем доходы от реализации (3 400 000 руб.) и внереализационные доходы в виде безвозмездно полученного имущества (200 000 руб.), в итоге налоговая база составит 3 600 000 рублей.
Далее исчисляем единый налог, определяемый как соответствующая налоговой ставке (6%) процентная доля налоговой базы. Так, единый налог составит 216 000 руб. Эту суму можно уменьшить на сумму уплаченных страховых взносов, но не более чем на 50%, таким образом, получаем 108 000 рублей по итогам налогового периода. Поскольку за девять месяцев были уплачены авансовые платежи в сумме 105 000 рублей, то сумма к доплате в бюджет составит 3 000 рублей (108000-105000).
2)Объектом налогообложения является «доходы, уменьшенные на величину расходов»
Для того чтобы определить налоговую базу необходимо исчислить сумму дохода и расхода за налоговый период. Сумма доходов, как и в предыдущем варианте решения, составит 3 600 000 рублей. Следует помнить, что при УСН методом признания доходов и расходов является кассовый метод. Величина расходов определяется суммированием следующих статей расходов:
оплаченные материальные расходы — 600 000 руб.;
уплаченные страховые взносы — 117 000 руб.;
выданная заработная плата — 350 000 руб.;
введенный в эксплуатацию станок — 70 000 руб.;
оплаченные затраты на аренду — 313 000 руб.;
разница между исчисленным в предыдущем налоговом периоде единым налогом и уплаченным минимальным налогом — 22 500 руб.
Следовательно, сумма расхода составила 1 472 500 рублей.
Далее вычитаем полученную сумму расходов из доходов и получаем налоговую базу, равную 2 127 500 руб. При ставке 15 % получим единый налог — 319 125 рублей за весь налоговый период. Сравнив эту сумму с минимальным налогом (36 000 руб.), поскольку минимальный налог меньше реального, то приходим к выводу, что уплате подлежит реальная сумма налога 319 125 руб.
С учетом того, что авансовый платеж составил 105 000 рублей, к доплате — 214 125 рублей (319125 — 105000).
По итогам данных расчетов составлены налоговые декларации, представленные в Приложении 1, 2.
Часть 2. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности
.1 Ответы на теоретические вопросы, раскрывающие основные элементы системы налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности
Система ЕНВД является специальным налоговым режимом, применяемым налогоплательщиками в обязательном порядке со дня его введения на соответствующей территории на основании решения органов местного самоуправления. Сущность системы налогообложения в виде ЕНВД заключается в том, что налогоплательщики — организации освобождаются от уплаты некоторых налогов, перечень которых представлен в п. 4 ст. 346.26 НК РФ:
налога на прибыль организации;
налога на добавленную стоимость;
налога на имущество организаций.
В соответствии с той же статьей индивидуальные предприниматели освобождается от уплаты:
налога на доходы физических лиц;
налога на добавленную стоимость;
налога на имущество физических лиц в отношении того имущества, которое используется в предпринимательской деятельности [1].
В то же время налогоплательщики, применяющие данный режим, уплачивают страховые взносы в ПФ РФ, ФСС и ФОМС на основании ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ. Исчисление и уплата иных налогов и сборов, не указанных в п. 4 ст. 346.26 НК РФ, осуществляются налогоплательщиками в соответствии с иными режимами налогообложения. Так, в рамках применения ЕНВД при наличии объекта налогообложения исчисляются и уплачиваются транспортный (гл. 28 НК РФ), земельный (гл. 31 НК РФ), водный налоги (гл. 25.2 НК РФ), государственная пошлина (гл. 25.3 НК РФ) [4].
Необходимо заметить, что на режим ЕНВД переводятся определенные виды деятельности, которые устанавливаются решениями органов местного самоуправления.
·Физические показатели и базовая доходность. Порядок их определения.
Ст. 346.27 НК РФ дает следующее определение базовой доходности: «условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях, которая используется для расчета величины вмененного дохода».
Определения физического показателя НК РФ не дает. Однако можно привести примеры физических показателей — площадь в квадратных метрах, среднесписочная численность работников, количество торговых мест, транспортных средств и другое.
Для того чтобы их определить, необходимо обратиться к НК РФ. Здесь по каждому виду деятельности установлены сумма базовой доходности и конкретный физический показатель, применяемый для исчисления ЕНВД [1].
·Объект налогообложения и налоговая база.
Объектом налогообложения для применения ЕНВД признается вмененный доход налогоплательщика. Ст. 346.27 НК РФ определено, что вмененный доход — это «потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке».
Налоговой базой для исчисления ЕНВД признается величина вмененного дохода, рассчитываемая умножением базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, на величину физического показателя, характеризующего данный вид деятельности [1].
.2 Комментарии к вступившим в силу с 1 января 2010 года изменениям налогового законодательства по системе налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности
В 2010 году внесено немного изменений в законодательство, регулирующее систему налогообложения в виде ЕНВД.
Основное изменения введено на основании уже упомянутого выше ФЗ от 24.07.2009 N 213-ФЗ. С начала текущего года налогоплательщики, применяющие систему налогообложения в виде ЕНВД должны уплачивать все виды страховых взносов. Однако, на 2010 год ставки по всем видам взносов, кроме взносов в Пенсионный Фонд РФ (14%), установлены в размере 0%, что связано с антикризисными мерами Правительства РФ. Однако следует не забывать, что это только временные меры: уже с 2011 года налогоплательщики, применяющие систему налогообложения в виде ЕНВД, обязаны будут уплачивать взносы в полном объеме [5].
Таким образом, в текущем году положение плательщиков ЕНВД не изменится, а вот в следующем году нагрузка налогоплательщиков ЕНВД также как и плательщиков УСН значительно возрастет (с 14% до 34%).
Следующее изменения является ежегодным и не носит особо обременяющего характера для налогоплательщиков ЕНВД. Оно касается установления нового коэффициента-дефлятора на 2010 год. Данный коэффициент учитывает изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем календарном году.
Итак, приказом Минэкономразвития России от 13.11.2009 года № 465 и в соответствии со ст. 346.27 НК РФ установлен коэффициент-дефлятор К1, необходимый для расчета налоговой базы по единому налогу на вмененный доход, на 2010 год равный 1,295 [6].
.3 Анализ практических ситуаций, касающихся особенностей применения системы налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности
·Основной вид деятельности организации — оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов. Согласно договору аренды организация арендует 27 грузовых автомобилей для использования в предпринимательской деятельности, при этом в течение полугода для перевозки грузов организация использовала только 19 автомобилей. Подлежит ли переводу на ЕНВД деятельность организации в данный период или же организация должна применять иной налоговый режим?
Ответ: нет.
Данный вопрос был освещен в письме Минфина России от 26.01.2010 № 03-11-06/3/10. Итак, в соответствии со ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности может применяться в отношении оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.
Под количеством имеющихся на праве собственности или ином праве (владения, пользования и (или) распоряжения) транспортных средств следует понимать количество автотранспортных средств (не более 20), предназначенных для оказания платных услуг по перевозке пассажиров и грузов, находящихся у налогоплательщиков, в том числе арендованных (полученных) в целях осуществления данной предпринимательской деятельности.
При этом в указанное "количество автотранспортных средств" включаются автотранспортные средства независимо от их фактической эксплуатации в течение налогового периода.
Таким образом, если организации по договорам аренды принадлежало 27 грузовых автомобилей, а использовалось только 19, то оказание услуг по перевозке грузов не подпадает под действие системы налогообложения в виде ЕНВД, а облагается налогами в рамках иных режимов налогообложения [11].
·Организация осуществляет розничную торговлю, в сентябре планирует переехать в новое помещение, площадь торгового зала которого составляет 171 кв.м. В связи с этим организация утрачивает право на применение системы налогообложения в виде ЕНВД. В праве ли организация с сентября перейти на УСН?
Ответ: да.
В соответствии с п.2 ст. 346.13 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, которые в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов и городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о системе налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности до окончания текущего календарного года перестали быть налогоплательщиками ЕНВД, вправе на основании заявления перейти на УСН с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате ЕНВД [1].
·Общество осуществляет деятельность, в отношении которой применяется ЕНВД. Единственный участник общества (с долей участия 100%) — физическое лицо. Распространяется ли на общество требование, согласно которому на уплату ЕНВД не переводятся организации с долей участия в них других организаций более 25%.
Ответ: нет.
Согласно подпункту 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ на уплату ЕНВД не переводятся организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. Однако в данной ситуации вообще не идет речь о вкладах других организаций, то есть юридических лиц, так как единственным участником общества является физическое лицо [1].
.4 Решение задачи по системе налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности
Организация осуществляет торговлю на одной торговой точке. Количество сотрудников, работающих в данном магазине, составляет 7 человек. По техническому паспорту площадь торгового зала равна 15 кв. м. Сумма начисленных взносов на обязательное пенсионное страхование за 1 квартал текущего года — 13 000 руб., фактически уплачено — 10 500 руб. Магазин расположен на ул. Горького в г. Твери.
Рассчитать сумму ЕНВД за 1 квартал текущего года, исходя из действующих коэффициентов.
Решение:
Формула для расчета суммы налога:
Сумма ЕНВД = Базовая доходность* количество физического показателя* *К1*К2* 0,15*3.
Сумма ЕНВД = 1800*15*1,295*0,7*0,15*3 = 11 014 рублей.
Данную сумму налога можно уменьшить на сумму страховых взносов, но не более чем на 50%. Таким образом, получаем сумму единого налога к уплате равную 11 014 — 5 507 = 5 507 рублей.
На основании данных расчетов заполнена налоговая декларация, представленная в Приложении № 3.
Заключение
В ходе данной работы была достигнута цель по изучению наиболее распространенных специальных налоговых режимов, таких как упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененных доход.
Для достижения цели были решены поставленные задачи. Были разъяснены основные элементы упрощенной системы налогообложения, а также системы налогообложения в виде ЕНВД. Были определены налогоплательщики, объекты налогообложения, ограничения по применению данных налоговых режимов.
Также были прокомментированы последние изменения налогового законодательства, произошедшие в текущем году, касающиеся указанных налоговых режимов. Из чего были сделаны выводы, что в 2010 году произошло не так много изменений, причем в текущем году они практически не ухудшают положение налогоплательщиков, применяющих данные налоговые режимы. Это связанно с антикризисными мерами Правительства РФ. Однако произошли и такие изменения, которые существенно увеличат налоговую нагрузку «упрощенцев» и «вмененщиков» уже в следующем 2011 году. Данные изменения связаны с повышением ставок страховых взносов во внебюджетные фонды.
В ходе работы также была решена задача по рассмотрению конкретных практических ситуаций, касающихся указанных налоговых режимов. Из их рассмотрения были сделаны выводы, что не все статьи Налогового Кодекса РФ воспринимаются налогоплательщиками одинаково, а также не все статьи корректно зафиксированы в НК РФ. Поэтому для решения каких-либо спорных ситуаций необходимо обращаться к комментариям к НК РФ, а также письмам Министерства Финансов РФ.
Также в ходе работы были решены конкретные числовые задачи по упрощенной системе налогообложения и системе налогообложения в виде ЕНВД для применения полученных знаний на практике. По итогам решения задач были составлены налоговые декларации.
В заключении хотелось бы еще раз отметить, что на сегодняшний день является актуальным изучение специальных налоговых режимов, особенно таких как, упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде ЕНВД, так как большую часть российского рынка занимает сектор малого и среднего предпринимательства.
Список литературы
1)Налоговый Кодекс Российской Федерации;
2)Федеральный закон от 19.07.2009 № 201-ФЗ «О внесении изменений в статью 346.25.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»;
)Федеральный закон от 19.07.2009 № 204-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»;
)Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»;
)Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»»;
)Приказ Минэкономразвития России от 13.11.2009 № 465;
)Приказ МНС России от 19.09.2002 № ВГ-3-22/495;
)Приказ ФНС России от 13.04.2010 № ММВ-7-3/182@;
)Письмо Министерства Финансов РФ от 10.05.2006 № 03-11-04/ 2/100;
)Письмо Министерства Финансов РФ от 26.08.2008 № 03-11-04/2/124;
)Письмо Министерства Финансов РФ от 26.01.2010 № 03-11-06/3/10;
)Письмо Министерства Финансов РФ от 02.03.2010 № 03-11-11/41;
)Решение Реутовского городского Совета депутатов Московской области от 23 ноября 2005 г. № 59/2005-НА;
)Никишина О.Г. Как выбрать объект налогообложения при УСН. Недостатки применения УСН// Новое в бухгалтерском учете и отчетности. — 2008. — №21