Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………..……………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НАЛОГОМ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
1.1. Нормативное регулирование деятельности физических лиц в качестве индивидуального предпринимателя…………………………….………………..6
1.2. Особенности налогообложения физических лиц – предпринимателей…12
1.3.Место налога на доходы физических лиц в системе
налогообложения предпринимательской деятельности ……………………..16
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА
НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
2.1.Порядок определения налоговой базы по налогу на доходы
физических лиц……….………………………………………………………….23
2.2.Стандартные налоговые вычеты по налогу на доходы
физических лиц…………………………….…………………………………….28
2.3.Профессиональные налоговые вычеты — расходы предпринимателя…34
2.4.Уплата налога на доходы физических лиц
индивидуальными предпринимателями ……………………………………….42
2.5.Налоговая декларация по налогу с доходов предпринимателя……….49
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
НАЛОГОМ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
3.1.Арбитражная практика исчисления и уплаты налога
на доходы физических лиц предпринимателями………………………….…..58
3.2.Совершенствование системы подоходного
налогообложения предпринимателей…………………………………………..68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………84
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..89
Выдержка из текста работы
Федеральные налоги представляют собой обязательные платежи физических и юридических лиц, которые устанавливаются высшим органом законодательной власти федеративного государства.
Поступления от федеральных налогов зачисляются в федеральный бюджет либо распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации. Состав федеральных налогов, их налоговая ставка, налоговая база, режим уплаты определяются высшим законодательным органом Федерации.
Большинство федеральных налогов являются регулирующими, и в отношении таких налогов субъекты РФ имеют определенные права. Тем не менее компетенция субъекта РФ в отношении этих налогов ограничена рамками доли ставки, которая полагается ему в соответствии с законодательством. В пределах закрепленной за ними налоговой ставки субъекты РФ вправе устанавливать дополнительные льготы и создавать свой режим налогообложения.
Бюджетное устройство России и других европейских стран одинаково предусматривает, что региональные и местные налоги служат только добавкой в доходной части соответствующих бюджетов, главной частью которой являются отчисления от федеральных налогов.
Налоги, взимаемые государством с населения, выполняют функции, свойственные налогам вообще. Но при этом они служат и средством связи гражданина, причем индивидуальный, с государством или с органами местного самоуправления, отражают его индивидуальную причастность к государственным и местным делам, позволяют себя ощущать активными членами общества по отношению к этим делам, дают основания для контроля за ними, а также ответственности государства и органов местного самоуправления перед налогоплательщиками. Разумеется, в таком аспекте можно рассматривать взаимоотношения и с государством, однако именно с гражданами он проявляется особенно четко в силу своей непосредственной связи с ними.
Налог на доходы физических лиц является одним из самых распространенных налогов в налоговых системах всех стран.
Большое внимание уделено порядку расчета базы по налогу на доходы физических лиц, как необходимому элементу налогового учета, представлены примеры заполнения документов налогового учета, как налоговых агентов, так и налогоплательщиков на сквозном примере финансовой деятельности малого предприятия.
Налог на доходы физических лиц всегда являлся одним из важнейших налогов. От его собираемости зависит не только федеральный, но и региональные и местные бюджеты.
Целью данной работы является характеристика основных элементов налога на доходы физических лиц, порядок его исчисления и уплаты в бюджет, основные направления совершенствования, раскрытие его сущности и назначения в быстро развивающейся налоговой системе России.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
— раскрыть сущность налога на доходы физических лиц;
— оценить роль и значение налога в доходах бюджетов различных уровней;
— охарактеризовать основные элементы налога;
— познакомиться с методикой расчета налога на доходы физических лиц.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
1.1. История развития налога на доходы физических лиц в России
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) появился в общемировой практике давно и сейчас он действует почти во всех странах мира.
Место его рождения – Великобритания. Она ввела этот налог в 1978 году как временную меру. Но с 1842 года подоходный налог окончательно утвердился в английской налоговой практике. В других странах он функционирует с конца 19 начала 20 века.
Русский экономист Озеров И.Х. в начале нынешнего столетия кратко сформулировал причины, побудившие страны ввести подоходный налог:
— требования рабочего класса;
— интерес развивающейся промышленности;
— дефицит бюджета.
Объектами подоходного налога выступали доходы плательщиков (физических лиц).
Исторически сложились две формы построения подоходного налога: шедулярная и глобальная.
Шедулярная форма появилась в Великобритании и предполагала разделение дохода на части (шедулы) в зависимости от источника дохода (заработная плата, дивиденды, рента), обложение каждой шедулы происходило отдельно.
Глобальная форма предполагала обложение совокупного дохода плательщика независимо от источника дохода (возникла в Пруссии) [2, с.114].
В России на протяжении ряда столетий основным прямым налогом была подушная подать. Лишь в 1916 г. был принят указ императора России о введении как такового подоходного налога. Однако события 1917 г. не позволили данному указу вступить в действие.
В СССР подоходный налог с населения был введен на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1943 года. Его уплачивали граждане СССР, имеющие самостоятельный источник дохода, независимо от места проживания, а также иностранные лица и лица без гражданства, имевшие на территории СССР источники дохода.
Техника взимания налога сохранялась практически неизменной вплоть до конца восьмидесятых годов. Взимание подоходного налога производилось у источника.
Доходы плательщиков при обложении дифференцировались в зависимости от источников происхождения и размеров. Они подразделялись на:
— заработную плату;
— авторские вознаграждения и другие доходы литераторов и работников искусства;
— доходы лиц, занимающихся кустарно-ремесленным промыслом;
— доходы лиц, занимающихся частной практикой; другие доходы.
В советские времена этот налог действовал по следующим принципам:
— платили все и со всех доходов;
— налоговую базу исчисляли ежемесячно, кроме кустарей, ремесленников и лиц, занимающихся частной практикой, так как у них она исчислялась за календарный год;
— ставки были прогрессивными, но по каждой социальной группе: рабочие, служащие и совместители; работники свободных профессий (писатели, артисты, художники и т.д.); кустари, ремесленники и служители религиозных культов………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Особое положение в ряду налогов, уплачиваемых физическими лицами, занимает налог на доходы физических лиц. Это, пожалуй, единственный налог, который существовал в нашей стране в годы советской власти, когда практически отсутствовала налоговая система.
Он взимается в бюджет субъектов федерации (региональный бюджет). Переход к рыночной экономике создает предпосылки для роста личных доходов граждан. В этих условиях должно применяться прогрессивное налогообложение, позволяющее по мере увеличения заработков граждан изымать у них в увеличенных размерах денежные средства, необходимые для проведения социальных программ. Делает это государство, главным образом, с помощью подоходного налога с физических лиц.
Исторически, объектами подоходного налога выступали доходы плательщиков. В настоящее время за рубежом облагается чистый доход плательщика за минусом разрешенных законом вычетов и налоговых льгот, к которым относятся необлагаемый минимум, профессиональные расходы, семейные скидки, скидки на детей и иждивенцев, взносы в фонды и т. п.
Современная теория налогов предполагает для эффективного функционирования налоговой системы соблюдение следующих основополагающих принципов налогообложения:
— принципа справедливости, т.е. всеобщности обложения и равномерности распределения между гражданами в зависимости от их дохода;
— принципа определенности, т.е. сумма, способ и средство платежа должны быть заблаговременно известны налогоплательщику;
— принципа удобности, т.е. налог должен взиматься в то время и тем способом, который наиболее удобен налогоплательщику;
— принципа экономии, т.е. система налогообложения должна быть наиболее рациональной, иметь минимальные издержки своего функционирования
— принципа недопущения двойного налогообложения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. Глава 23 «Налог на доходы физических лиц».
2. Бланк И. А. Финансовый менеджмент. – Киев: Ника-центр, 2009. – 523 с.
3. Налоги: Учеб. пособие / Под ред. Д.Г. Черника. М.: Финансы и статистика, 2009. С. 362.
4. Климова М.А. Расходы организации: учет и налогообложение. М.: Издательство РИОР, 2009. С. 165.
5. Петров А.В. Зарплатные налоги: все, что должен знать бухгалтер для правильной работы. // «Бератор-Паблишинг», 2009. С. 296.