Содержание
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ НАДЗОРА И ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ ДРУГИХ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ6
1.1. Понятие и сущность надзора6
1.2. Прокуратура как надзорный орган в системе государственного управления14
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАДЗОРНОГО ПРОИЗВОДСТВА20
2.1. Понятие и значение производства в надзорной инстанции20
2.2. Возбуждение надзорного производства. Опротестование и приостановление судебных решений22
2.3. Рассмотрение дел в порядке надзора27
2.4. Судебная практика по делам в надзорном производстве30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ38
Выдержка из текста работы
Актуальность выбранной темы курсовой работы «Надзорное производство в гражданском процессе (сущность и значение)» обусловлена тем, что в настоящее время в нашей стране начался новый этап судебной реформы, в том числе и реформирования судебных органов, осуществляющих полномочия в сфере надзора.
Поскольку процесс объединения двух высших судебных инстанций начался только недавно, в декабре 2013 года в гражданское процессуальное законодательство были внесены новые изменения, в настоящее время очень мало научных работ, специально посвященных подробному исследованию особенностей надзорного производства в гражданском процессе в рамках последних изменений российского законодательства.
Поскольку обобщенного целостного исследования надзорного производства в гражданском процессе в свете последних изменений гражданского процессуального законодательства пока не имеется, этим и был обусловлен выбор данной темы курсовой работы.
Целью данной курсовой работы является исследование сущности и значения надзорного производства в гражданском процессе с учетом последних изменений в ГПК РФ.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе основными вопросами (задачами), подлежащими исследованию, были выбраны:
— изучение сущности и значения пересмотра судебных актов в порядке надзора, а также исследование тенденций развития надзорного производства;
исследование процессуального порядка рассмотрения гражданских дел в суде надзорной инстанции с учетом последних изменений ГПК РФ, в том числе порядка надзорного обжалования судебных актов, особенностей рассмотрения дела в порядке надзора, а также полномочий суда надзорной инстанции;
составление выводов по выбранной теме исследования.
Объектом исследования является надзорное производство в гражданском процессе.
Предметом исследования является нормы гражданского-процессуального законодательства, регулирующие порядок надзорного производства в гражданском процессе.
При написании данной курсовой работы использовались аналитический метод, метод обобщения, сравнительный метод исследования.
Информационная база исследования представлена анализом законодательства Российской Федерации, регламентирующим порядок надзорного производства в гражданском процессе, работами ученых по выбранной теме исследования, в том числе различными научными статьями и публикациями, ресурсами Интернет.
В процессе анализа литературы по выбранной теме исследования были систематизированы различные источники, среди которых можно отметить работы следующих авторов: Е.А. Борисовой, Г.Т. Ермошина, О.В. Исаенковой, К.Е. Конышева, В.Н. Кузнецова, А.Я. Курбатова, К.К. Магомедовой, Л.И. Миннегалиевой, Е.М. Переплесниной, Т.В. Соловьевой, Л.А. Терехова, М.К. Треушникова, которые были использованы при написании данной курсовой работы.
Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что основные положения и выводы курсовой работы могут быть использованы для написания статей об особенностях надзорного производства в гражданском процессе в свете нового этапа судебной реформы, с учетом последних изменений гражданского-процессуального законодательства.
Структура работы включает в себя рассмотрение теоретических аспектов надзорного производства в гражданском процессе, а именно исследование сущности и значения пересмотра судебных актов в порядке надзора, раскрытие основных тенденции развития надзорного производства в гражданском процессе; исследование процессуального порядка рассмотрения гражданских дел судом надзорной инстанции с учетом последних изменений гражданско-процессуального законодательства, в том числе раскрывается порядок надзорного обжалования судебных актов, особенности рассмотрения дела в порядке надзора, а также полномочия суда надзорной инстанции.
1. Сущность и значение пересмотра судебных актов в порядке надзора
.1 Надзорное производство как самостоятельная стадия гражданского процесса
Предназначение судебной власти, по мнению некоторых ученых, заключается в отправлении правосудия, содержание которого состоит в рассмотрении споров и разрешении конфликтов.
Особое место в судебной системе Российской Федерации занимает суд надзорной инстанции, осуществляющий полномочия по пересмотру дел в порядке надзора.
О.В. Исаенкова, анализируя значение и сущность пересмотра судебных актов в суде надзорной инстанции, подчеркивает, что рассмотрение дела в надзорной инстанции является самостоятельной, специфической стадией гражданского судопроизводства России.
Указанный автор также отмечает, что в ходе данной стадии гражданского судопроизводства осуществляется проверка законности и обоснованности постановлений судов первой, апелляционной, кассационной инстанций, которые вступили в законную силу, в целях устранения существенных судебных ошибок.
Для определения сущности и значения надзорного производства в гражданском процессе необходимо также дать определение понятию пересмотра судебных актов в порядке надзорного производства.
Например, Е.А. Борисова дает определению понятия пересмотра судебных актов в порядке надзора как урегулированной нормами гражданского процессуального права совокупности связанных между собой процессуальных отношений, которые возникают в суде надзорной инстанции.
По мнению указанного автора, целью пересмотра судебных актов в порядке надзора является проверка соблюдения судебными решениями, определениями, постановлениями, которые вступили в законную силу, прав и свобод человека и гражданина, которые гарантированы Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации; прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов, а также в целях обеспечения единообразия в толковании и применении судами норм права.
Профессор М.К. Треушников также как и О.В. Исаенкова, придерживается точки зрения, что пересмотр вступивших в законную силу решений, определений и постановлений судов общей юрисдикции в порядке надзора является самостоятельной стадией гражданского процесса.
По мнению указанного автора, существование такой стадии гражданского процесса обусловлено необходимостью предоставления гражданам и организациям дополнительных гарантий защиты их прав и интересов и обеспечения единообразия в толковании и применении судами норм права.
Надзорной инстанции в современных условиях отводится важная роль в формировании общероссийской судебной практики.
Кроме того, М.К. Треушников отмечает, что как и любая другая гражданского стадия, пересмотр вступивших в законную силу судебных решений имеет свои специфические черты, которые отличают ее от других стадий гражданского процесса, в том числе от производства в суде кассационной инстанции.
Указанный автор подчеркивает, что субъектом пересмотра судебных постановлений в порядке надзора является только Президиум Верховного Суда Российской Федерации.
В отличие от суда кассационной инстанции пересмотр судебных постановлений в порядке надзора Президиумом Верховного Суда РФ может осуществляться по представлению Председателя Верховного Суда РФ или заместителя Председателя Верховного Суда РФ.
Специфичным является и предмет пересмотра гражданских дел в порядке надзора.
Так, в порядке надзора могут быть пересмотрены только вступившие в законную силу решения судов субъекта Российской Федерации, в случае если они были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде РФ, и вступившие в законную силу акты Верховного Суда РФ (за исключением постановлений Президиума Верховного Суда РФ).
В суде надзорной инстанции установлен более короткий срок подачи надзорных жалоб (три месяца), чем в суде кассационной инстанции (шесть месяцев), не действует институт оставления жалобы, представления без движения.
Различны в рассматриваемых судебных инстанциях и основания к отмене судебных актов.
По результатам рассмотрения надзорной жалобы, представления Президиум Верховного Суда РФ выносит только постановления.
Таким образом, рассмотрение гражданских дел в суде надзорной инстанции является самостоятельной стадией гражданского судопроизводства Российской Федерации, которая имеет свои специфические особенности.
Главной целью пересмотра гражданских дел в порядке надзора является проверка судом надзорной инстанции соблюдения судебными решениями, определениями, постановлениями, которые вступили в законную силу, прав и свобод человека и гражданина, которые гарантированы как Конституцией РФ, российским законодательством, так и нормами международного права, а также обеспечение единообразия в толковании норм права и применении их российскими судами.
1.2 Тенденции развития надзорного производства в гражданском процессе на современном этапе
суд надзор гражданский кодекс
В последние годы политическое руководство нашей страны и юридическая общественность закономерно ставят вопрос о необходимости правовой реформы, включающей в себя также и судебную реформу.
Миннегалиева Л.И. отмечает, что в начале третьего тысячелетия в нашей стране была произведена кодификация процессуального законодательства, а именно введены в действие с 1 сентября 2002 года новый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, а с 1 февраля 2003 года — новый Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее — ГПК РФ).
Указанный автор подчеркивает, что в результате коренной переработки нормативно-правовых актов законодателем была сохранена проверка в порядке надзора в гражданском судопроизводстве судебных актов, вступивших в законную силу, чем была подчеркнута ее значимость для нашей правовой системы.
Такой подход законодателя, по мнению Миннегалиевой Л.И., в первую очередь, был обусловлен закреплением в Конституции РФ функции судебного надзора за Верховным Судом Российской Федерации и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.
Кроме того, существенно был изменен порядок возбуждения надзорного производства, в частности, был установлен конкретный срок для обращения в суд надзорной инстанции, определен круг лиц, которые имеют право инициировать надзорное производство, а также впервые были предусмотрены требования, которым должна отвечать надзорная жалоба (заявление, представление).
Тем не менее, новая модель российского надзорного производства оказалась неэффективной, о чем свидетельствовала тенденция роста количества жалоб российских граждан, обращавшихся за защитой своих прав в Европейский Суд по правам человека.
Решения Европейского суда по правам человека не только становятся своеобразным прецедентом для судов Российской Федерации, но и зачастую становятся «толчком» для реформирования национального законодательства, касающегося реализации конституционного права на судебную защиту.
Европейский Суд по правам человека в своих постановлениях неоднократно критиковал систему пересмотра судебных решений, существующую в российской Федерации, а также неоправданно широкие полномочия надзорных инстанций, обосновывая свою позицию тем, что указанное нередко затягивало, либо делало вовсе невозможным исполнение решений суда, которые вступили в законную силу.
С учетом указанной позиции Европейского Суда по правам человека Российская Федерация начала принимать в сфере совершенствования системы пересмотра судебных постановлений конкретные конструктивные меры.
В частности, с указанной целью были внесены изменения в Гражданский процессуальный кодекс РФ о пересмотре в кассационном и надзорном порядке судебных решений, вступивших в законную силу.
О необходимости реформирования проверки судебных актов в порядке надзора говорилось и ранее в Концепции федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 годы.
В указанном документе было предусмотрено, что одним из направлений реформирования судопроизводства в судах общей юрисдикции и арбитражных судах является подготовка плана действий по принятию и осуществлению мер, которые необходимы для предотвращения нарушений требования правовой определенности процедурой пересмотра в порядке надзора в российском гражданском судопроизводстве.
По мнению Е.М. Переплесниной результатом реорганизации системы пересмотра судебных постановлений станет недопустимость отмены решений суда, вступивших в законную силу, следовательно, они будут подлежать обязательному исполнению.
В настоящее время в Российской Федерации начат новый этап судебной реформы, одним из важнейших моментов которого является объединение двух высших судебных инстанций.
Особо следует отметить недавно принятый в рамках нового этапа реформы судебной системы федеральный конституционный закон «О Верховном Суде Российской Федерации» от 05 февраля 2014 года №3-ФКЗ.
Упомянутый федеральный конституционный закон объединяет два высших суда — Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
Указанные судебные органы ранее осуществляли свои полномочия обособленно, в том числе и полномочия по пересмотру в порядке надзора судебных постановлений, вступивших в законную силу.
В соответствии с упомянутым законом Верховный Суд Российской Федерации будет единственным высшим судебным органом, осуществляющим судопроизводство по уголовным, гражданским, административным и иным делам.
Также следует отметить, что к Верховному Суду Российской Федерации в силу указанного закона перейдут полномочия по разрешению экономических споров, ранее входившие в компетенцию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Кроме того, существенное значение в правовую регламентацию деятельности Верховного Суда Российской Федерации как суда надзорной инстанции вносится и недавно принятым законом РФ о поправке к Конституции РФ от 05 февраля 2014 года №2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации».
В связи с начавшимся новым этапом реформы судебной системы Российской Федерации, в том числе и объединением Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, начали появляться отдельные публикации на данную тему.
Например, Г.Т. Ермошин придерживается мнения, что изменение надзорного производства, объединение двух вышестоящих судебных инстанций является одним из серьезных шагов в развитии правового регулирования российской судебной власти.
Подводя итог анализу тенденций развития надзорного производства на современном этапе, можно утверждать, что новый этап судебной реформы будет способствовать более эффективной деятельности судебной системы, в частности, по пересмотру судебных актов в порядке надзора.
2. Процессуальный порядок рассмотрения гражданских дел судом надзорной инстанции
.1 Порядок надзорного обжалования судебных актов и рассмотрения гражданских дел в порядке надзора
Процессуальный порядок надзорного обжалования судебных актов и рассмотрения гражданских дел судом надзорной инстанции регламентируется непосредственно ГПК РФ.
Действующий ГПК РФ в редакции Федерального закона от 9 декабря 2010 года №353-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» четко разграничил основания для изменения или отмены судебных постановлений в кассационном и надзорном порядке.
Упомянутый федеральный закон существенным образом реформирует систему пересмотра решений судов общей юрисдикции по гражданским и административным делам.
Так, данным федеральным законом в ГПК РФ была введена новая глава 41.1 о производстве в суде надзорной инстанции.
Рассмотрение дел в порядке надзора в гражданском процессе осуществляется судом надзорной инстанции, которым в Российской Федерации судом надзорной инстанции является Президиум Верховного Суда Российской Федерации, который в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 10 федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» от 07 февраля 2011 года №1-ФКЗ входит в состав Верховного Суда Российской Федерации.