Содержание
Оглавление
Введение…3
Глава 1. Общие положения о наблюдении как о процедуре банкротства.5
1.1. История развития института банкротства в России..5
1.2. Понятие процедуры наблюдения и ее место в системе процедур банкротства10
Глава 2. Порядок производства процедуры наблюдения..14
2.1. Правовой статус временного управляющего в процедуре наблюдения….14
2.2. Окончание процедуры наблюдения..21
Заключение.24
Список литературы….26
Выдержка из текста работы
Исторические корни института несостоятельности (банкротства) в России достаточно глубоки. Хотя само слово «банкротство» появилось в российском праве значительно позднее, положения, касающиеся несостоятельности, имеются уже в Русской правде (одном из первых русских законодательных актов, действовавшем в Древней Руси в XI-XII вв.). В течении XIX века были созданы законодательство, судебная практика, научные труды, которые помогали в ведении дел о банкротстве и говорили, о том, что в стране действует достаточно эффективная система банкротства. Эволюционный процесс развития был прерван событиями 1917 года. Революция 1917 г. внесла коррективы в законотворческий процесс. Основные преобразования происходили в области государственного права. Тем не менее, даже в реформировании правоотношений, регулируемых государственным правом, находили отражение вопросы несостоятельности. Так, например, в Положении о выборах в Учредительное собрание (2 октября 1917 г.) указывалось, что «права участия в выборах лишаются: …3) несостоятельные должники, признанные на основании вступивших в законную силу судебных определений банкротами злонамеренными, — до истечения трех лет о таковом признании». Но в 90 — х годах в России, при переходе к рыночной экономике, снова появилась необходимость в восстановлении института банкротства. За период 1992 — 2002 гг. было принято 3 федеральных закона о банкротстве: 1992, 1998, 2002. В настоящий момент действует Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) от 26.10.2002 № 127-ФЗ.
Практика рассмотрения дел о банкротстве показала крайнюю неэффективность внешнего управления в процессе банкротства. Поэтому по аналогии с законодательством некоторых зарубежных стран в Закон о банкротстве были включены нормы совершенно новой процедуры, такой как финансовое оздоровление, которая позволяет не отстранять руководство должника от занимаемых должностей. Она была введена ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 года. В предыдущих законах о банкротстве данной процедуры не было, и внешнее управление было единственной восстановительной процедурой, при которой должник получает возможность восстановить свою платежеспособность под присмотром арбитражного управляющего и кредиторов, а также отсрочку выплаты задолженностей на некоторое время.
Главной целью данной курсовой работы является рассмотрение финансового оздоровления как процедуры банкротства, применяемой к должнику для восстановления платежеспособности. Достижение указанной цели определило постановку и решение следующих задач:
· своевременное диагностирование предкризисного финансового состояния предприятия и принятие необходимых мер по предупреждению финансового кризиса;
· устранение неплатежеспособности предприятия;
· восстановление финансовой устойчивости предприятия;
· предотвращение банкротства и ликвидации предприятия;
· минимизация негативных последствий финансового кризиса предприятия;
При выполнении данной работы было изучено большое количество учебников и учебных пособий таких авторов, как Карелина С. А., Попондопуло В.Ф., Яцева Е., Телюкина М.В., Ткачев В.Н., Тарасов В.И., Е.С. Юлова., а также научные и научно-популярные статьи и журналы по данной теме. В данной курсовой работе также использовались интернет источники и нормативно — правовые акты Российской Федерации.
В связи с введением новой процедуры появился и новый вид арбитражных управляющих — административные управляющие. В ходе финансового оздоровления он обладает большим количеством прав и обязанностей. Поскольку финансовое оздоровление проводится должником самостоятельно, на полномочия органов управления должником накладываются некоторые полномочия.
Целью рассмотрения дела о банкротстве является не решение спора, не установление факта имеющего юридическое значение, а урегулирование конфликта, возникающего между предприятием — должником и кредитором. В связи с этим разбирательство по делу о банкротстве — очень сложный и длительный процесс.
1. ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ КАК ПРОЦЕДУРА БАКРОТСТВА
1. 1. Понятие и сущность финансового оздоровления.
В соответствии со ст.2 Федерального Закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» финансовое оздоровление — это процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. «Ее сущность — это предоставление должнику возможности без смены руководящего аппарата, но под надзором кредиторов и арбитражного управляющего, в течение двух лет своими силами или с привлечение внешних средств расплатиться с кредиторами».
Финансовое оздоровление имеет общие черты с такими процедурами банкротства, как внешнее управление и мировое соглашение. Эти черты носят родовой характер и сводятся к тому, что все указанные процедуры представляют собой альтернативу конкурсному производству, переход к которому фактически означает предрешенность судьбы должника и нацеленность кредиторов на его ликвидацию. В случае же финансового оздоровления, внешнего управления и мирового соглашения должник продолжает существовать, так как кредиторы надеются рано или поздно удовлетворить свои требования, пусть и в измененном виде. В этом смысле описываемые процедуры, как альтернатива конкурсному производству, основаны на идее общего соглашения кредиторов между собой и с должником.
Процедуры банкротства бывают активные и пассивные с точки зрения роли арбитражного управляющего в ней. Так, процедура финансового оздоровления (в узком смысле) представляет собой пассивную процедуру банкротства, так как основной целью арбитражного управляющего является контроль за соблюдением должником графика погашения задолженности.
Основная роль в восстановлении платежеспособности принадлежит должнику — его руководителю и участникам (акционерам, собственнику имущества государственного или муниципального унитарного предприятия).
Основная сложность для введения этой процедуры связана с необходимостью предоставления гарантий погашения задолженности по графику, без которых кредиторы редко соглашаются на введение финансового оздоровления, рассматривая эту процедуру как очередную отсрочку.
Финансовое оздоровление в широком смысле может быть рассмотрено с двух позиций:
? в первом случае, финансовое оздоровление может быть введено как вынужденная мера спасения предприятия, бизнеса. Обычно это происходит, когда решение проблемы неэффективности деятельности откладывается и затянуто до того, пока один из кредиторов либо налоговая служба не подадут заявление в Арбитражный суд о банкротстве должника.
? другой случай предполагает, что финансовое оздоровление (в виде одной из восстановительных процедур — собственно финансового оздоровления, внешнего управления или мирового соглашения) применяется планово, как элемент программы антикризисного управления предприятием.
Одним из элементов процедуры финансового оздоровления является план финансового оздоровления (ст.84 Закона), который прикладывается к обращению должника к первому собранию кредиторов. План финансового оздоровления разрабатывается при отсутствии обеспечения погашения задолженности в соответствии с графиком.
План финансового оздоровления готовится участниками должника и утверждается собранием кредиторов. Основным требованием к плану финансового оздоровления является то, что он должен содержать обоснование возможности удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности.
Иных требований к плану финансового оздоровления нет. С одной стороны, это хорошо, так как нет ограничений при разработке комплекса мер финансового оздоровления. Но с другой стороны — полная неопределенность, поскольку вывод об обоснованности либо необоснованности плана финансового оздоровления является исключительно оценочным понятием.
Максимальный срок проведения финансового оздоровления — 2 года (п.6 ст.80 Закона). Срок фиксируется в определении о введении данной процедуры банкротства (п.4. ст.77 Закона). При определении срока собранию кредиторов надлежит учитывать, что если этот срок будет составлять 18 месяцев и более, то введение другой восстановительной процедуры банкротства — «внешнее управление» станет невозможным (п. 2 ст. 92 Закона). Между тем, в случае безуспешного завершения финансового оздоровления, когда должник все же не выполнит свои обещания по погашению задолженности, введение внешнего управления, предусматривающую замену неэффективного руководства на подготовленного арбитражного управляющего, может стать продуктивным. Поэтому целесообразно определять более короткий срок рассматриваемой процедуры или же увеличить предусмотренный действующим Законом двухлетний срок процедуры финансового оздоровления, т. к. зачастую, как показывает практика, данный срок не достаточен для восстановления платежеспособности предприятия.
«Процедура финансового оздоровления вводится определением арбитражного суда, которое может быть обжаловано. Необходимо обратить внимание на порядок обжалования данных определений. За……..
Список использованных источников
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51 — ФЗ // Собрание законодательства Российской федерации, 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145 — ФЗ // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998,№ 31, ст. 3823.
3. Федеральный Закон от 26 октября 2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Парламентская газета, № 209-210, 02.11.2002.
4. Приказ Минюста РФ от 14 августа 2003 г. N 195 «Об утверждении типовых форм отчетов (заключений) арбитражного управляющего» (приложение 2) // РГ. — 2003.
5. Постановление Президиума ВАС РФ от 6 октября 1998 г. N 6202/97
6. Постановления Пленума ВАС РФ от 8 апреля 2003 г. N 4 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве).
7. Российское законодательство X-XX вв. С. 138
8. Карелина С.А. Правовое регулирование планирования в процессе несостоятельности // Арбитр. процесс. 2008. №7. С. 72
9. Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)»: Постатейный научно-практический/Под ред. В.Ф. Попондопуло. 3-е изд., испр. и доп. М.: Омега-Л, 2010. С. 115
10. Конкурсное право: Правовое регулирование несостоятельности (банкротства): учебное пособие, 2-е изд., переработанное и доп./ Е.С. Юлова. — М.:МГИУ, 2008. С.101
11. Ставка рефинансирования Банка России с 14 сентября 2012 года установлена в размере 8,5% годовых (Телеграмма ЦБ РФ от 13. 09. 2012 № 2873-У).
12. Телюкина М.В., Ткачев В.Н., Тарасов В.И. Финансовое оздоровление как пассивная оздоровительная процедура // Адвокат. 2003. №12. С. 23
13. Яцева Е. Особенности сделок должника в период финансового оздоровления // Юрист. 2003. №10. С. 36
14.
15.
16.
17.