Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…..3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРУКТУРЫ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА….4
ГЛАВА 2. ДОКТРИНА ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА…18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…..38
ВВЕДЕНИЕ
Правовая система, которая будет рассматриваться в данной работе основывается на концепциях, отличающихся от тех, которые доминируют в западных странах.
Мусульманское право — сложное социальное явление, оказавшее глубокое влияние на историю развития государства и права целого ряда стран Востока. Ислам — являясь одной из трех (наряду с буддизмом и христианством) мировых религий, имеющей своих приверженцев практически на всех континентах и в большинстве стран мира, пожалуй, наиболее близко соприкасается с государством и правом. Связующим звеном здесь выступают мусульманское право и исламская правовая идеология, оказывающие значительное влияние на международную политику. Выделяя государственный характер ислама, мусульманское право всегда находилось в центре его учения и будучи системой норм воспринималось еще и как универсальная политико-правовая доктрина.
Целью настоящей курсовой работы является изучение особенностей мусульманского права.
Для раскрытия поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть понятие и структуру мусульманского права;
— проанализировать доктрину, как основной источник мусульманского права.
Методологическую основу данной работы составила диалектическая теория познания, а также основанные на ней общенаучные и частнонаучные методы исследования, особенность цели курсовой работы определило активное использование метода сравнительно-правового анализа и формально-логического метода.
Структура курсовой работы соответствует логике построения научного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Выдержка из текста работы
Религия играла важную роль в развитии государства и права многих стран мира. В целом ряде стран Востока учение о государственности и праве тесно переплеталось с основной религией Исламом, образуя систему «мусульманского права». Как юридический и идеологический фактор, сфера его действия и в наше время остается весьма широкой и имеет едва ли не определяющее значение для мировоззрения самых широких слоев населения в этих странах. Мусульманское право являлось основой государственности в странах Востока и воспринималось не только как система норм, но не в последнюю очередь как универсальная политико-правовая доктрина.
Мусульманское право — это единая исламская система социально-культурного регулирования, которая включает в себя как собственно юридические нормы, так и религиозные и нравственные постулаты, а также обычаи.
Мусульманское право как особое религиозное право общины верующих исламистов не следует смешивать с системой национального права той или иной мусульманской страны.
Исламские страны отличаются друг от друга как по социально-экономическим, политическим и по др. характеристикам, так и по масштабам и направленности влияния ислама и мусульманского права на их государственно — правовое развитие.
Однако, если проследить какая роль в настоящее время отводиться мусульманскому праву в правовом развитии, политике и идеологии стран Востока, можно сделать вывод, что оно сохранило достаточно широкие возможности, чтобы активно действовать в новой исторической обстановке.
Чтобы выяснить в какой степени мусульманское право оказывает влияние на современное законодательство, необходимо обратить внимание на особую актуальность анализа того, какое место оно занимает в правовом развитии Востока, а это в свою очередь предполагает изучение его теоретических основ, выявление особенностей его структуры. При этом важная задача состоит в установлении юридических характеристик, отличающих его от других крупнейших правовых систем современности.
Основным отличием теории и мусульманского права от других систем права является его строго выверенная религиозная природа. Мусульманское право, возникло на основе шариата, представляющего собой важнейший компонент исламской религии, и оказало глубокое влияние на историю развития государства и права большинства мусульманских стран. Так, в странах с мусульманским правом Конституция не считается основным законом. Шариат определяет все аспекты публичного и частного права. Мусульманские юристы и богословы считают, что эти нормы, освященные волей Аллаха, по своему действию гораздо сильнее, чем конституционные нормы, написанные человеком.
Изучение мусульманского права можно рассматривать с двух позиций: как единую исламскую систему социально — нормативного регулирования, включающую в себя как юридические нормы, так и неправовые регуляторы (религиозные и нравственные правила поведения); а также обычай. С течением веков обособление юридических норм от прочих, неправовых, исламских регуляторов становилось все более отчетливым. Система таких норм выступает мусульманским правом в юридическом значении, которое является предметом данной работы.
Вместе с тем, необходимо отметить, что в историческом аспекте мусульманское право сформировало свое предметное обособление, разработанность специальной методологии исследования, существенно отличающиеся от того, что было принято в христианском мире.
Незыблемая основа мусульманского права — Коран. Это главная священная книга мусульман, в которой собраны различные проповеди, обрядовые и юридическое установления, молитвы, всякого рода назидательные рассказы и притчи, произнесенные Мухаммедом в Мекке и Медине.
Влиянием Корана обусловлено развитие не только исламской цивилизации. Он завладел умами огромного количества немусульман, его значение велико в самых различных областях, он признан способствовать выработке решений, учитывающих обстоятельства политической и общественной жизни.
Мусульманское право является не только заметной частью мировой правовой культуры, но и оно образует одну из самостоятельных правовых систем современности, которая находиться в тесном взаимодействии с европейской правовой культурой.
Немалое значение имеет использование достижений мусульманско-правовой культуры для развития правовой системы России.
Многочисленное мусульманское население России вправе рассчитывать на то, что некоторые мирские отношения получат законодательное закрепление с учетом мусульманско-правовых традиций. Также следует учесть, что ряд культовых вопросов ислам относит к области права.
Цель данного реферата заключается в выявлении отдельных юридических особенностей мусульманского права, анализе его источников, установлении его соотношения с религиозной системой ислама, рассмотрение характерных черт механизма действия и структуры.
Глава 1. Общая характеристика мусульманского права.
.1 Соотношение мусульманского права с религиозной системой
Мусульманское право — одна из главных правовых систем мира, основным отличием которой является религиозная природа.
Исследователи мусульманского права обычно обращают внимание на две его характерные и взаимообусловленные особенности — религиозное происхождение и неразрывную связь юридических предписаний с мусульманским богословием, нравственными нормами, правилами культа, религиозными нормами ислама в целом.
Исходя из универсального характера ислама и его нормативных предписаний, делается вывод о том, что ислам — это одновременно «вера и государство», а мусульманское право (фикх) выступает не только собственным правом, но и религией. На основе этого тезиса можно прийти к выводу, что исламу свойственна лишь религиозная догматика, мораль и правила культа, а юридические нормы как таковые, если и имеются, то, по существу, совпадают с указанными правилами, не играют самостоятельной роли, либо занимают второстепенное место.
Действительно, тесная взаимосвязь правовых и религиозных предписаний ислама, религиозная основа мусульманского права, его «мусульманский» характер — есть реальный факт подтверждаемый анализом особенностей мусульманского права как системы действующих норм. Так, основными источниками мусульманского права — как и неюридических норм ислама — признаются Коран и Сунна, в основе которых лежит божественное откровение и которые закрепляют прежде всего основы веры, правила религиозного культа и морали, определяющие в целом содержание мусульманского права в юридическом смысле.
Опора на религиозные установления и нацеленность на защиту основ веры прослеживаются на уровне всех отраслей мусульманского права. Так, нормы регулирующие режим собственности в гражданском праве — муамалат, признают верховное право на имущество за Аллахом. В государственном управлении требуется, чтобы правитель обязательно был мусульманином. И в судебной системе действует точно такое же предписание, что должность судьи могут занимать только мусульмане. В уголовном праве — укубат в качестве наиболее опасных правонарушений рассматривает посягательства на «права Аллаха», среди которых особо выделяется вероотступничество.
Подобное положение характерно и для современного правового развития ряда мусульманских стран. Например, законодательство Марокко, Иордании и Пакистана предусматривает для мусульман уголовную ответственность за несоблюдение поста во время рамадана. В Пакистане, кроме того, на государственных служащих возлагается обязанность совершения пятикратной ежедневной молитвы.
При этом, надо учитывать, что не все юридические нормы в равной степени основаны на исламе. С религией прочно связаны лишь те немногочисленные конкретные правила поведения, которые установлены со ссылкой на Коран и Сунну. Нередки случаи, когда мусульманское право действует практически вообще вне зависимости от применения религиозных предписаний ислама, или наоборот, религиозные правила поведения соблюдаются, а право не испытывает серьезного влияния ислама.
В развитых мусульманских странах доля населения, неукоснительно выполняющего все ритуальные предписания ислама, достаточно мала, а законодательство включает целый ряд норм и институтов мусульманского права, которые тем самым приобретают общеобразовательный характер.
При анализе соотношения религиозных и правовых норм в исламе следует иметь виду, что количество религиозных предписаний, явившихся источниками соответствующих юридических правил поведения, санкции которых полностью совпадают с «земными» религиозными мерами наказания, относительно невелико. Значительно чаще предусмотренные в Коране или Сунне наказания за нарушение установленных ими норм, став прототипом юридических санкций, уточнялись, конкретизировались и даже существенно корректировались государством на основе выводов мусульманской доктрины. Например, за прелюбодеяние как правонарушение применялось не только телесное наказание, совпадавшее с религиозной санкцией, но и в некоторых случаях и забивание камнями до смерти, что не было предусмотрено в Коране. При умышленном убийстве смертная казнь заменялась, как правило, выкупом за кровь. Последний пример подтверждает, что религиозная и сформировавшая на ее основе правовая норма, регулировавшая сходные отношения, могли полностью и не совпадать по содержанию закрепляемого ими правила поведения. Ведь за умышленное убийство и телесные повреждения Кораном, по существу, допускается кровная месть и наказание по принципу талиона, а мусульманское право, отвергая применения этих норм ответственности, настаивало на уплате выкупа и лишь в крайних случаях допускало смертную казнь.
«Религиозная природа мусульманского права выражается в особом механизме действия шариата, своеобразии сознания мусульман. Божественное происхождение и непререкаемость мусульманского обусловили добровольный механизм действия мусульманского права. Соблюдение мусульманского права зиждется на религиозных убеждениях и чувствах верующих, согласно которым реализация положений мусульманского права является богоугодным делом и выступает добродетельно, ценимой Аллахом. Естественно, что при случае нарушений права к виновному будут применены государственные меры принуждения».
Мусульманское право в собственном смысле включает не только известный комплекс предписаний, закрепленных в Коране и Сунне или введенных юристами на основе иджтихада (рациональных приемов), а реально действующие и поддерживаемые государством нормы. «Поэтому, если в составе мусульманско-правовой идеологии можно обнаружить самые различные нормы (в том числе относительно демократичные и исторически прогрессивные), то это еще не значит, что все они были объективным мусульманским правом, а не существовали только на уровне правовой идеи».
1.2 Источники мусульманского права
В классической традиции мусульманского права сформировалось учение о четырех основных источниках, к которым относятся: Коран — священное писание ислама, Сунна — свод преданий о жизни и деятельности Мухаммеда, иджма — единодушное мнение авторитетных лиц (муджтахид), и кияс — умозаключение по аналогии. Таким образом, мы видим, что двумя главными источниками мусульманского права являются источники религии ислама. Появление иджми и кияса было в юридическом плане обусловлено тем, что Коран не был полным сводом юридических норм, а Сунна, наоборот, представляла собой громадное множество (многие тысячи) хадисов, которые зачастую противоречили друг другу и в которых простые мусульмане и даже судьи практически не могли самостоятельно разобраться. Некоторые ученые добавляют в эту категорию тефсир — толкование Корана. Также выделяют некоторые второстепенные источники.
Коран — священная книга мусульман, являющаяся первоисточником как религии ислама, так и мусульманского права. В соответствии с учением ислама, Коран — это слово Аллаха, открытое пророку Мухаммеду через ангела Джабраила (Гавриила).
Все нормы и заповеди Корана делятся на три категории: богословские, этические и «практические». Подсчитано в Коране около 500 аятов (стихов), носящих юридический характер. Они относятся к различным отраслям. Их можно разделить на следующие группы: нормы личного статуса, гражданско-правовые нормы, уголовно-правовые нормы, определяющие некоторые деяния, являющиеся преступлениями, и виды наказания за их совершение; процессуальные нормы, регламентирующие судопроизводство, дачу свидетельских показаний, клятву и т.п., конституционно-правовые нормы, определяющие образ правления, характер взаимоотношений между правителем и подданными и т.п., международно-правовые нормы, на основе которых устанавливаются отношения исламского государства с другими государствами в мирное и военное время; касающиеся экономических и финансовых вопросов.
Сунна в переводе с арабского означает пример, обычай, содержит описание поступков Мухаммеда (афал), высказывания Мухаммеда (аквал) и его невысказанные одобрения (такарир). Она состоит из отдельных повествований — хадисов и содержит основные нормы мусульманского права.
Коран и Сунна (даже истолкованные) были еще далеки от того чтобы содержать всеобъемлющие ответы. И появилась необходимость истолкования тех случаев, которые не были описаны в Коране и Сунне. Так появился третий источник — иджма. Иджма является единодушным мнением, консенсусом крупнейших авторитетных лиц, ученых богословов и правоведов (муджтахидов) по тем религиозным и правовым вопросам, которые не были решены в Коране и Сунне. За аксиому было принято положение, согласно которому община (умма) единогласно не может принять ложное мнение.
Кияс. Умозаключение по аналогии — это сопоставление модели рассматриваемого правового случая с моделью уже решенного случая и выведение решения в отношении первого по примеру последнего. Кияс используется тогда, когда на рассмотрение юриста, судьи или иного правоприменителя поступает дело, в отношении которого отсутствует четкое решения в иных источниках права, например, в Коране или Сунне. Умозаключение по аналогии состоит из четырех частей:
Случай, дело, вопрос и т.п., требующий юридического решения (фар);
Случай, являющиеся образом для решения, с которым первый случай будет сравнен и соотнесен по аналогии (асл);
Основание т.е. то общее, что роднит оба случая и позволяет считать их аналогичными (илла);
Норма, ранее примененная при решении первого случая и переносимая на аналогии на второй из-за сходства (хукм).
Большую роль играет опора на иджтихад — принцип принятия свободного решения признанным мусульманской общиной авторитетным правоведом по отдельным вопросам религиозной и общественной жизни в случае умолчания Корана и Сунны. Правомочность подобного акта обычно обосновывалась ссылками на отдельные хадисы.
Именно опора на иджтихад позволила мусульманским правоведам приступить к формированию такой правовой доктрины, которая оказалось в состоянии достаточно глубоко учитывать исторические перемены в жизни единоверцев. В результате этой деятельности сложилось несколько правовых школ — мазхабов. Наибольшую известность получили ханафитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский мазхабы.
Отличительные черты ханафитского мазхаба — опора на личное мнение основанное на здравом смысле (рай), на кияс (решение по аналогии), гибкость при учете местных условий. Шафиитской школе присущи пренебрежение раем, отведение второстепенной роли кийасу, а первостепенной — Сунне. Маликитский мазхаб придает Сунне большее значение, чем кийасу и рая. Но иджма имеет предпочтение перед рая.
В своем классическом виде мусульманское право никогда не было кодифицировано, а существовало в виде выводов и традиций различных богословско-правовых школ и течений (мазхабов).
Коран и Сунна требуют определенного истолкования. Иджма прямо предполагает существование определенного круга авторитетных лиц, чье единодушное мнение признаются источником права. Кияс (аналогия) непосредственно зависит от оценки того или иного случая правоприменителем и школой права.
1.3 Основные отрасли мусульманского права
В трудах мусульманских юристов отсутствует классическое деление на публичное и частное право. Глава следует за главой без всякого логического разграничения вопросов, которые следовало бы отнести или к частному или к уголовному праву. К числу основных отраслей мусульманского права относятся уголовное право, судебное право и семейное право.
Авторитетные мусульманские правоведы и современные исследователи разработали немало классификаций правонарушений, анализ которых помогает лучше понять специфику мусульманского уголовного права. В основу большинства из них кладутся два основных критерия: степень определенности наказания за тот или иной проступок и характер нарушенных интересов и прав. Исходя из этого и исторического, уголовно-правового критериев, различаются три категории правонарушений.
Первая из них включает преступления, которые представляют наибольшую общественную опасность, посягают на «права Аллаха» (т.е. интересы всей мусульманской общины) и наказываются точно определенной санкцией — хадд. В эту категорию преступлений входили: кража, прелюбодеяние, разбой, употребление спиртного, бунт, измена исламу и д.р.
Кража. За кражу устанавливалась строгая мера наказания: «Вору и воровке отсекайте руки в воздаяние за то, что они приобрели, как устрашение от Аллаха….». Столь суровая кара объясняется тем, что она посягает на собственность — одну из пяти охраняемых исламом ценностей.
Прелюбодеяние. К числу наиболее опасных преступлений мусульманско-правовая теория относит прелюбодеяние — внебрачные половые отношения, за которые следует наказание хадд. Особая общественная опасность данного преступления по мусульманскому праву обусловлена тем, что посягает на одну из охраняемых законом ценностей — продолжение рода, угрожая одновременно устоям морали и интересам семьи.
Разбой. Мусульманские исследователи рассматривают разбой в качестве одного из наиболее серьезных преступлений, за которое мусульманское право предусматривает смертную казнь.
Употребление спиртного. Резко отрицательное отношение ислама к употреблению спиртных напитков объясняется тем, что такое действие посягает на интеллект, представляющий собой одну из защищаемых исламом ценностей и без которого немыслима вера в Аллаха.
Бунт. По мнению большинства исследователей, бунт, неповиновение властям и иные виды антигосударственной деятельности, посягающие на основы мусульманского общественного и политического строя, подрывающие освященные шариатом устои мусульманского правления, относятся к числу особо опасных государственных преступлений, за которые Коран и Сунна установили смертную казнь.
Современные мусульманские исследователи обращают особое внимание на то, что измена исламу угрожает вере — главной ценности, охраняемой исламом, и поэтому является правонарушением, представляющим наибольшую общественную опасность.
Вторая категория объединяет преступления, которые также влекут фиксированное наказание, но нарушают права отдельных лиц. В нее включают преступления, за которые шариат устанавливает точную санкцию — кисас, означающую, по общепринятому определению, «возмездие», т.е. наказание, «равное» по тяжести совершенному противоправному деянию. Основными преступлениями данной категории считаются убийство и телесные повреждения необратимого характера. Наблюдается еще, прощения виновного и смертная казнь заменяется выкупом за кровь — дийа.
Наконец, третью категорию составляют все иные правонарушения, которые наказываются не жестко установленной санкцией — тазир и могут затрагивать как «права Аллаха» (к ним относятся нарушения всех религиозных обязанностей), так и частные интересы. В отличие от преступлений предыдущих двух категорий, ответственность за которые определяется с учетом лишь объективной их стороны, меры наказания за совершение иных проступков варьируется в зависимости не только их объективных, но и субъективных сторон. Такие меры наказания именуются тазир. Мусульманские правоведы подчеркивают, что принципиальная возможность такого вида наказания основывается на отдельных положениях Корана, многих преданиях и подтверждается единогласным мнением муджтахидов.
Анализ современного уголовного права исламских стран позволяет сделать вывод о том, что традиционное мусульманское уголовное право в сколь-нибудь универсальном виде до недавнего времени практически не использовалось ни в одной стране Африки, Южной и Юго-Восточной Азии, а также в большинстве арабских стран. Лишь в отдельных районах Аравийского полуострова и Персидского залива за мусульманским правом сохранялась роль ведущего источника при разрешении уголовных дел, применяемого в форме доктрины определенного толка, либо включенного в государственное законодательство.
Мусульманское судопроизводство отличалось простотой. Судья единолично рассматривал дела всех категорий. Иерархии судов не существовало. Судья обладал полной юрисдикцией по торговым и уголовным делам; по делам гражданским — в отношении движимого и недвижимого имущества; в области вещного и личного права.
Судебный процесс очень прост. Он осуществляется устно и характеризуется отсутствием формализма. Ответчик предстает перед судом по взаимной договоренности о времени с истцом либо по вызову. Судебное разбирательство производится либо в присутствии сторон (замена их представителями допускается только в отношении недееспособных, женщин и лиц, находящихся в дали от места судебного разбирательства,) либо заочно. В первом случае единственная допускаемая существенная формальность сводится к заключительному вопросу судьи к стороне, которая, по его мнению, не представила убедительных доводов: «Есть ли у тебя еще какие-либо доказательства?». Решение, выносимое после этого, не должно быть обязательно изложено письменно. Что касается заочного рассмотрения дел, то фикх относится к такой процедуре не одобрительно.
В мусульманском праве четко отработана процедура мировой сделки (сульх). Она оформляется в виде договора, закрепляющего обоюдное согласие сторон на компромиссное решение судебного спора. Достигнутый компромисс не может быть уничтожен по воле одной из сторон.
Для аннулирования договора необходимо соответствующие обоюдное решение. Если достигнутая договоренность дает одной из сторон больше прав, чем другой, это не считается поводом для расторжения мировой сделки, поскольку действует правило: «Утраченное право не возвращается». Данное право не действует, если компромисс достигнут посредством принуждения к нему одной из сторон. Однако если пострадавшая сторона не заявит об этом, то теряет право на ликвидацию навязанной договоренности.
Важной характерной чертой мусульманского судебного процесса продолжает оставаться отсутствие безоговорочного признания об окончательном характере вынесенного судебного решения. Судья имеет право отменить свое собственное решение, если обнаруживает, что совершил правовую ошибку, а приемник судьи или его коллега может отменить состоявшееся решения.
Сегодня некоторые мусульманские страны (например, Египет) полностью отказались от мусульманских судов. Однако в большинстве арабских стран они продолжают играть немалую роль в механизме социального действия права. В отдельных странах (например, Судан) система мусульманских судов приняла даже многоступенчатый характер (несколько инстанций), а в других странах имеются параллельные системы мусульманских судов, соответствующих разным толкам. В одних странах мусульманские суды в своей компетенции ориентированы на рассмотрение по преимуществу дел личного статуса, в других (странах Аравийского полуострова и Персидского залива) компетенция их более широка и включает рассмотрение гражданских и уголовных дел. Как правило, к судьям предъявляются высокие квалификационные требования а плане их религиозно-правовой подготовки.
Семейные отношения регулируются в мусульманском праве рядом институтов «права личного статуса».
Институту семьи изначально отводится центральное место в регулировании правового статуса личности мусульманина и мусульманки. Мусульманин должен свято выполнять свои обязательства перед родителями, перед женой и детьми, перед родными и близкими.
Известно, что эта отрасль наиболее тесно связана с религиозными и нравственными нормами и принципами ислама, мировоззрением и культурными традициями широких масс населения мусульманских стран.
Юридически брак оформляется посредством письменного договора (акд). Его заключению предшествует объявление об обоюдном согласии брачующихся при двух свидетелях. Свидетели должны быть совершеннолетними и в здравом уме. Согласие может быть изъявлено доверенными лицами. Препятствиями к браку является кровное родство, свойство, молочное родство по кормилице, наличие четырех жен в постоянном браке.
Имущественное состояние супругов регламентируется таким образом, что в собственность жены переходит махр — сумма, особо оговоренная в брачном договоре, чьи размеры соответствует тем, которые обычно приняты в данной местности. Прямая обязанность супруга — содержание жены на уровне, по меньшей мере, имевшем место в ее отчем доме. Если этого не происходит, шариатский судья — кади вправе позволить жене делать займы за счет мужа и даже может отправить того в тюрьму.
Между супругами нет общности имущества, так что жена или вдова не отвечает за долги мужа. Супруг может пользоваться собственностью супруги, но несет ответственность за повреждение этой собственности. Он не отвечает за гражданские сделки жены. Супруги наследуют друг другу во всех случаях и при всяком другом наследнике. Однако неизменно действует правило, по которому доля женщины в наследстве меньше, чем доля мужчины сходной степени родства.
Для разрыва брачных отношений законной основой являются: развод, отказ одного из супругов от мусульманского вероисповедания, длительное безвестное отсутствие мужа, наличие умственных и физических недостатков, дающих право на развод.
Мусульманское право предусматривает четыре вида развода. Первый (баин) исключает новый брак для мусульманки старше 50 лет.
Второй вид развода (раджаа) состоит в том, что, объявив о желании развестись, муж оставляет жену в своем доме и со временем восстанавливает брачные отношения, помирившись с нею. Но раджаа можно использовать не более двух раз.
Третий вид развода (хаал) практикуется тогда, когда жена хочет покинуть мужа, откупившись от него суммой, превышающий сумму, указанную в брачном договоре.
Четвертый вид развода (мубарат) осуществляется с обоюдного согласия супругов, но инициатива исходит от мужа, требующего за согласие на развод вознаграждения.
В ряде государств с исповедующим ислам населением принимаются меры, призванные улучшить положение женщины в семье. В Иордании, например, действует правило: если мужчина на 20 лет старше невесты, а она моложе 18 лет, то шариатский судья должен самолично убедиться в добровольном решении невесты, а также в пользе создания подобной семьи.
Анализ семейного законодательства арабских стран позволяет сделать вывод, что в целом оно ориентируется на закрепление норм и принципов мусульманского права.
Мусульманское право, неоднократно испытавшие зарубежное влияние, остается самостоятельной правовой семьей, оказывающей воздействие на миллионные массы людей.
Глава 2. Особенности мусульманского права
мусульманский право коран правонарушение
Мусульманское право, несмотря на наличие в нем множества свойственных ему органических особенностей, по существу, гораздо менее оригинально, чем это можно было бы предположить. Связанное с религией, появившейся позднее других, оно пропиталось концепциями предшествовавших верований. С другой стороны, молниеносный рост арабо-мусульманской империи вынуждал победителей совершенствовать свою систему, переживавшую лишь стадию возникновения, и воспринимать нормы, действовавшие в завоеванных странах.
Система мусульманского права отличается от других правовых систем своеобразием, неповторимостью источников, структуры, терминов, конструкций, понятием нормы. Если континентальные европейские юристы под нормой права подразумевают предписание конкретного исторического законодателя, то исламские правоведы под ней понимают правило, адресованное мусульманской общине Аллахом. Данное правило основано не на логических выводах, а на иррациональных религиозных догмах, на вере. Поэтому его нельзя изменить, отменить, «поправить», оно бесспорно и абсолютно, должно безусловно исполняться. Сверхсоциальная, догматическая природа мусульманских правовых норм предполагает особые способы их адаптации к действующим общественным отношениям. Искусство судьи, правоприменителя часто состоит в том, чтобы, не нарушая прямо отдельные требования нормы, добиться с помощью различных юридических уловок, фикций, других приемов противоположного результата. Наука мусульманского права сформировалась и стабилизировалась в глубоком средневековье, объясняет некоторые черты этого права: архаический характер ряда институтов, его казуистичность и отсутствие систематизации.
По содержанию нормы мусульманского права также существенно отличаются от европейских. Они, как правило, не являются управомочивающими (предоставляющими право на совершение отдельных действий) или запрещающими. В основе их лежит обязанность, долг совершить те или иные поступки, что тоже обусловлено их религиозной природой.
Для шариата, особенно на первых стадиях его развития, характерно внимание не к правам мусульманина, а к его обязанностям по отношению к Аллаху. Нормы, содержащие такие обязанности, достаточно широко представлены в шариате, и они определяли всю жизнь правоверного мусульманина (ежедневное совершение молитвы, соблюдение поста и правил захоронения и т.д.). Не случайно особенностью норм, составляющих шариат, является то, что они применяются только к мусульманам и в отношениях между мусульманами. Раннему исламу и шариату были присущи установления (нормы), восходящие еще к общинному строю, содержащие элементы коллективизма, милосердия, заботы о калеках и иных обездоленных. Но в шариате нашли свое отражение и представления о бессилии человека перед богом, о вытекающей отсюда созерцательности и покорности. Таким же образом в шариате закреплялась обязанность мусульманина подчиняться халифу и государственной власти: "Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди Вас".
Мусульманское право, в отличие от других правовых систем, не является самостоятельной отраслью науки. Оно лишь одна из сторон религии ислама. Эта религия содержит, во-первых, теологию, которая устанавливает догмы и уточняет, во что мусульманин должен верить; во-вторых, шариат предписывает верующим, что они должны делать и чего не должны. Шариат означает в переводе «путь следования» и составляет то, что называют мусульманским правом. Это право указывает мусульманину, как он должен в соответствии с религией вести себя, не различая, однако, его обязательств по отношению к себе подобным (гражданские обязательства, подаяния бедным) и по отношению к богу (молитва, пост и т.д.). Тем не менее, мусульманские правоведы четко различают права бога и права индивида.
Хотя шариат основан на идее обязанностей человека, в нем отведено место и для понятия права. Это достигается, с одной стороны, признанием определенных границ обязанностей (бог возлагает на каждого человека то, что он может нести), а с другой — уточнением объема прав, признаваемых за индивидами. Неуважение к этим правам влечет санкции, налагаемые мусульманским судьей. Основы мусульманского права не только божественного свойства (Коран и Сунна). Теологами-правоведами в течение веков создана обширная доктрина. Это право применимо, в принципе, только в отношениях между мусульманами; религиозный принцип, на котором это право основывается, отпадает, когда одна из сторон не является мусульманином.
В исламе господствует концепция теократического общества, в котором государство имеет значение лишь как служитель установленной религии. Вместо того чтобы просто провозгласить моральные принципы или догмы, с которыми общество должно согласовывать свои правовые системы, мусульманские юристы и теологи разработали, исходя из божественных откровений, целую систему очень детализированного права, права идеального общества, которое установится в один прекрасный день во всем мире и будет полностью подчинено религии ислама. Тесно связанное с религией и с цивилизацией ислама, мусульманское право может быть по-настоящему понято только тем, кто имеет хотя бы минимальное общее представление об этой религии и об этой цивилизации. С другой стороны, ни один исламист не может игнорировать мусульманское право. Ислам по своей сущности, как и иудаизм, — это религия закона.
Одной из характерных черт средневекового мусульманского права (особенно в первые века) была его относительная целостность. Вместе с представлениями о едином боге — Аллахе — утвердилась идея единого правового порядка, имеющего универсальный характер. Мусульманское право по мере расширения границ халифата распространяло свое действие на новые территории.
Но оно на первый план выдвигало не территориальный, а конфессиональный принцип. Мусульманин, находясь в любой другой стране (например, с торговыми целями), должен был соблюдать шариат, сохранять верность исламу. Постепенно с распространением ислама и превращением его в одну из основных религий мира шариат стал своеобразной мировой системой права. Это заметно отличало его от права западноевропейских средневековых государств, для которых были характерны такие черты, как партикуляризм, ограниченные сферы действия, внутренняя несогласованность и т.д.
Как конфессиональное право шариат отличался и от канонического права в странах Европы в том отношении, что он регулировал не строго очерченные сферы общественной и церковной жизни, а выступал в качестве всеохватывающей и всеобъемлющей нормативной системы, утвердившейся в целом ряде стран Азии и Африки. Со временем нормы шариата вышли далеко за пределы Ближнего и Среднего Востока, распространили свое действие на Среднюю Азию и часть Закавказья, на Северную, а также частично Восточную и Западную Африку, на ряд стран Юго-Восточной Азии. Однако столь бурное и широкое распространение ислама и шариата повлекло за собой и все большее проявление в нем местных особенностей и различий при толковании отдельных правовых институтов и решений конкретных правовых споров. Так, со временем с утверждением двух главных направлений в исламе соответствующим образом произошел раскол в шариате, где наряду с ортодоксальным направлением (суннизм) возникло и другое направление — шиизм, которое вплоть до настоящего времени имеет доминирующие позиции в Иране, а также частично в Ливане и Йемене. Противоборство между этими направлениями нашло свое закрепление и в правовых нормах, касающихся самых разных сторон жизни государства и общества. Так, в шиизме предусматривается правовой порядок передачи государственной власти по наследству, сосредоточение светского и религиозного авторитета в руках духовных лиц — имамов, считавшихся непогрешимыми. Более того, шииты признавали только те предания о пророке Мухаммеде, в том числе являвшиеся для них правовыми указаниями, которые восходили к последнему праведному халифу — Али.
Деятельность основных школ — мазхабов способствовала дальнейшему развитию мусульманского права, рациональному осмыслению новых явлений общественной жизни, выработке целого ряда абстрактных правил, отказу от некоторых явно устаревших ("пережиточных норм"). Но постепенно углублялись противоречия и расхождения между этими школами по важнейшим вопросам права.
Ряд самостоятельных школ возник и на базе шиизма: исмаилитская, джафаритская, зейдитская и др. Таким образом, к концу средневековья шариат, доктринальная и нормативная основа которого усложнилась и претерпела существенные изменения, стал чрезвычайно сложным и необычным правовым явлением.
Структура мусульманского права также имеет существенные особенности, вытекающие из его природы. Оно не подразделяется на общее и частное право, как в романо-германской системе, или на общее право и право справедливости, как в странах англосаксонской семьи. Здесь существуют иные принципы интеграции, связи норм, их структурного объединения. Так, можно выделить правовые комплексы норм, принципов в соответствии с основными мусульманскими толками (ритами) — суннитскими (ханифитскими, маликитскими, шафиитскими, ханбалитским) и несуннитскими (шиитским, вахбитским, зейдутским, абадитским). Наличие различных ветвей в исламе обусловливает аналогичную дифференциацию в праве, объединение юридических норм вокруг тех или иных религиозных течений. Каждый толк, как правило, «обрастает» определенным комплексом норм, принятых в соответствии с избранными религиозными постулатами. Вместе с тем сохраняется и отраслевой принцип дифференциации правовых норм, хотя и с некоторыми особенностями. В частности, существует отрасль «право личного статуса», регулирующая семейные, наследственные и некоторые другие отношения; деликтное право, устанавливающее меры уголовно-правовой ответственности; муамалат, закрепляющая гражданско-правовые отношения; отрасль так называемых властных норм — сфера государственного и административного права; международное право (сийар).
Также, особое внимание в шариате уделялось "праву личного статуса". В Арабском халифате, как и во многих других государствах средневекового Востока, не сложился особый сословный строй с присущей ему иерархией неравноправных сословно-корпоративных групп. По мусульманскому праву юридическое положение лица определялось его вероисповеданием. Полноправный личный статус по шариату имели только мусульмане Лица, исповедовавшие христианство или иудаизм, находились в приниженном положении и были обязаны уплачивать тяжелый государственный налог. Нормы шариата применялись к ним лишь в тех случаях, когда они заключали сделки с мусульманами или совершали преступления. Развитие социальных отношений оказало влияние на положение рабов. Они не признавались субъектами права, но могли с согласия своих хозяев вести торговые операции и приобретать имущество. Отпуск рабов — мусульман на волю рассматривался как богоугодное дело. Характерной чертой правового статуса личности по шариату являлось также неравенство мужчины и женщины.
Таким образом, мусульманское право имеет две характерные и взаимообусловленные особенности — религиозное происхождение и тесную связь юридических предписаний с мусульманской догматикой. Опора на религиозные догматы и нацеленность на защиту основ веры прослеживаются на уровне всех отраслей мусульманского права. Тесная взаимосвязь правовых и религиозных предписаний ислама, его мусульманский характер не вызывает сомнений. Это реальный факт, подтверждаемый анализом особенностей мусульманского права как системы действующих юридических норм.
Заключение
Рассматривая мусульманское право не только а качестве нормативного регулятора религиозной и социальной жизнедеятельности мусульман, но и как юридический феномен, следует отметить, что оно лежит в основе самостоятельной правовой системы и самобытной правовой культуры.
Данная система существенно отличается от тех, которые изначально возникли за переделами исламской цивилизации, по многим параметрам и показателям: по структуре основных отраслей, степени их теоретической разработанности, силе практического действия, по источникам права, характеру применяемой юридической техники и т.д.
Мусульманское право хотя и связано с религией ислама, но не сливается с ней. Поэтому мусульманское право можно рассматривать в качестве юридического явления, которое относится к правовой, а не религиозной системе (мусульманское право в узком, собственном смысле). Основное отличие норм мусульманского права в этом значении от религиозных правил поведения — их обеспеченность принудительной силой государства. Вместе с тем, мусульманское право тесно взаимодействует с религиозными и моральными нормами, с обычаями в единой системе социально-нормативного регулирования, которая может быть названа мусульманским правом в широком смысле.
Мусульманское право — самостоятельная правовая система. Поэтому изучения его представляет не только исторический, но и общетеоретический интерес. Его анализ в сравнительном плане показывает, что некоторые понятия и выводы общей теории права, претендующие на характер общезначимых, нуждаются в дальнейшем развитии и уточнении с учетом особенностей основных правовых систем современности, одной из которых и является мусульманское право.
Особенностью механизма действия мусульманского права является то, что оно выступало главным образом в виде казуальных норм, индивидуально-правовых решений. Это во многим объясняет характер мусульманского права как системы противоречивых норм. Одновременно такой характер мусульманского права предопределил исключительно важную роль судьи в осуществлении его положений. Понятие нормы мусульманского права заметно отличается от представлений, утвердившихся в других правовых системах. Для механизма действия мусульманского права характерны также существенные перепады в уровнях реализации положений различных его отраслей. Многие его предписания практически не применялись, оставаясь моментом мусульманского правовой идеологии, а не системой действующих норм.
Система мусульманского права включает ряд институтов и отраслей, которые по своему составу отличаются большой спецификой. В частности, в нее входит и международное право. Одновременно оно отличается неопределенностью, запутанностью и противоречивостью. Такая черта во многим объясняется тем, что мусульманское право теоретически не знает принципа судебного прецедента. В силу этого со временем оно превратилось в собрание огромного множества самых разнообразных норм, возникших в различные исторические эпохи.
В современных условиях важно не допускать недооценки потенциала мусульманского права во всем его самобытном многообразии. За явным устареванием одних нормативных элементов надлежит видеть не только жизнестойкость других, но и возможности существования, а в ряде случаев и взаимодействия последних с общепризнанными нормами международного права, с европейской и иными правовыми культурами мирового сообщества.
Мусульманское право оказывает влияния на современное общественное развитие ряда стран востока не только в виде системы действующих юридических норм, но и качестве важного идеологического фактора. Как показывает практика, есть случаи, когда мусульманское право выступает главным оружием в идеологической борьбе в руках консервативных и даже прямо реакционных сил.
Можно отметить, что как мусульманское право подверглось вестернизации, так и некоторые правовые институты ряда немусульманских стран охватила за последнее столетие исламизация. В связи с этим некоторые западные авторы предрекают, что развитие современных правовых систем будет непременно включать не только рецепцию западных правовых институтов, вестернизацию, но и одновременно исламизацию.
Список использованных источников и литературы
1.Бошно С.В. Теория государства и права. Учебное пособие. М.: «Эксмо», 2007.
2.Марченко М.Н. Правовые системы современного мира. Учб. пос. М.: «Зерцало-М». 2009.
.Васильев А.В. Теория государства и права. Учеб. пос. М.: «Флинта». 2008.
.Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности). Учебник. М.: «Юрист», 2000
.Малько А.В., Матузов Н.И. Общая теория государства и права: Учебник, изд-во Юрист, М., 2002.
.Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М.: «Наука». 1986 г.
.Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М. 1997.
.Саидов А.Х. Сравнительное правоведение и юридическая картина мира. М.: 1993.
.Быкова Е.В. Современные вопросы ислама. М.: «Юрлитинформ», 2009 г.
.Шарль Р. Мусульманское право. М.: Изд-во иностранной литературы. 1959.
.Елаян Г.Ф. Основы мусульманского уголовного права. Махачкала, 2002
.Барковская Е.Ю. Мусульманское право и правовая культура. М.: Изд-во РАГС, 2001.
.Алексеев С.С. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов, изд-во БЕК, М. — 1998.
.Журнал российского права. 2007. №3 — Артемов В.Ю. — Источники и доктринальные школы мусульманского права.
.Социология власти. 2009. №6 — Одаев Х.М. — К вопросу соотношении шариата, мусульманского права (фикха) и адата в Чечене.
.Право и политика. 2009. №10 — Васильев А.А. — Мусульманская правовая доктрина как источник права: исторические аспекты.
.Т.И. Лагвилава — Философия мусульманского права. Ежемесячный научно-популярный и духовно-просветительский журнал «Новые ГРАНИ». Январь-Март. № 22.
.ВайссБ. — Дух мусульманского права. М.: «Диля». 2008.
.Керимов Г.М. — Шариат: Закон жизни мусульман. М., 1999.