Содержание
Оглавление
Введение…3
Глава 1. Территориальная организация местного самоуправления в Российской Федерации…5
1.1. Понятие и виды локально-территориального деления.5
1.2. Муниципальное образование как субъект права…8
Глава 2. Муниципальное образование в Российской Федерации…..11
2.1. Понятие и виды муниципальных образований11
2.2. Образование, преобразование, упразднение и изменение границ муниципальных образований…16
Глава 3. Полномочия муниципального образования…..23
3.1. Состав компетенции муниципальных образований23
3.2. Распределение вопросов местного значения…29
Заключение.41
Список литературы….43
Выдержка из текста работы
2.2. Структура и порядок формирования органов местного самоуправления. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления 16
2.3. Муниципальная собственность 23
2.4. Формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 41
Введение
Необходимый элемент правовой основы местного самоуправления – уставы муниципальных образований, в которых на основе федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении определяются организация и формы осуществления местного самоуправления в данных муниципальных образованиях, их территориальная, финансово-экономическая основы, а также содержатся другие положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.
Признаваемые и гарантируемые Конституцией Российской Федерации организационная обособленность органов местного самоуправления в системе управления государством, самостоятельность населения в решении вопросов местного значения, включая выбор конкретных организационных форм осуществления местного самоуправления, определение структуры органов местного самоуправления – все это предопределило необходимость появления в системе нормативных правовых актов о местном самоуправлении уставов муниципальных образований.
Необходимо отметить, что прежний российский закон о местном самоуправлении (1991 г.) предусматривал принятие районным и городским Советами положения (устава) о местном самоуправления. Поселковый и сельский Совет согласно данному закону могли принимать положение (устав) о местном самоуправлении. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». исходит из того, что каждое муниципальное образование имеет свой устав. Статья 8 данного Закона определяет круг основных вопросов, регулируемых уставом муниципального образования, принципы его разработки, принятия и порядок государственной регистрации.
В соответствии с Федеральным законом устав муниципального образования разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно. Порядок его разработки, принятия и изменения находится в ведении муниципального образования. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает два пути принятия устава муниципального образования: представительным органом местного самоуправления и населением непосредственно, т.е. местным референдумом или на сходе граждан.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают порядок государственной регистрации уставов муниципальных образований. Так, в соответствии с Законом Вологодской области «О порядке регистрации уставов муниципальных образований в Вологодской области» от 13 декабря 1995 г. устав муниципального образования направляется для регистрации в управление юстиции Администрации Вологодской области главой соответствующего муниципального образования (если эта должность предусмотрена уставом муниципального образования) либо председателем представительного органа местного самоуправления. Заявление о регистрации рассматривается органом юстиции в месячный срок со дня его поступления. По результатам рассмотрения заявления и устава орган юстиции обязан принять одно из следующих решений: а) о регистрации устава; б) об отказе в регистрации устава. При регистрации устава главе муниципального образования или уполномоченному представителю выдается свидетельство о регистрации единого образца. Сведения о регистрации устава муниципального образования вносятся в Государственный реестр уставов муниципальных образований Вологодской области, открытый для всеобщего ознакомления. Изменения и дополнения в уставы муниципальных образований подлежат государственной регистрации в том же порядке, что и регистрация уставов. Отказ в регистрации устава, равно как и регистрация устава, содержащего противоречия федеральному или областному законодательству, могут быть обжалованы в суд. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» устанавливает, что основанием для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования может быть только противоречие его Конституции Российской Федерации, законам Российской Федерации.. При этом отказ в государственной регистрации может быть обжалован в судебном порядке гражданами и органами местного самоуправления (ст. 8).
Устав муниципального образования вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).
Устав муниципального образования должен содержать, во-первых, наименование муниципального образования с указанием его границ и состава территории. Возможно также закрепление в уставе символики муниципального образования, отражающей исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные местные традиции, так как согласно статье 11 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» муниципальные образования вправе иметь собственную символику: герб, эмблемы и т.п.
Во-вторых, в уставе указываются вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования. Их перечень содержится в статье 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Муниципальные образования вправе расширить этот перечень за счет вопросов, отнесенных к вопросам местного значения законами субъектов Российской Федерации, а также вопросов, не исключенных из их ведения и не отнесенных к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.
В-третьих, устав муниципального образования определяет организационную структуру местного самоуправления, правовой статус органов и должностных лиц местного самоуправления, условия и порядок организации муниципальной службы.
В уставе закрепляются структура и порядок формирования органов местного самоуправления, их наименование и полномочия. Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления. При этом следует иметь в виду, что согласно статье 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным.
Органы местного самоуправления должны быть наделены уставом муниципального образования собственной компетенцией в решении вопросов местного значения.
Устав муниципального образования закрепляет статус и социальные гарантии депутатов, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также гарантии прав должностных лиц местного самоуправления. При этом срок полномочий депутатов, членов других выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления не может быть меньше двух лет. Кроме того, устав должен определять основания и порядок прекращения их полномочий.
В соответствии с законом субъекта Российской Федерации устав муниципального образования устанавливает наименование и виды правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления, порядок их принятия и вступления в силу.
Уставом муниципального образования определяются выборные и иные органы местного самоуправления, являющиеся юридическими лицами.
В-четвертых, в уставе муниципального образования должны быть закреплены формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения. Речь идет о таких институтах муниципальной демократии, как местный референдум; муниципальные выборы; собрание (сход) граждан; народная правотворческая инициатива; обращения граждан в органы местного самоуправления, а также территориальное общественное самоуправление и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления.
В-пятых, устав муниципального образования устанавливает основания и виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. Уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской федерации может быть предусмотрена возможность отзыва населением депутата, члена выборного местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.
В-шестых, уставом муниципального образования определяются экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
В-седьмых, в уставе муниципального образования могут регулироваться вопросы организации местного самоуправления, обусловленные компактным проживанием на территории муниципального образования национальных групп и общностей, коренных (аборигенных) народов, казачества с учетом исторических и иных местных традиций.
Устав муниципального образования может содержать и другие положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации. Кроме устава на муниципальном уровне принимаются и другие нормативные правовые акты, регламентирующие отдельные вопросы организации и деятельности местного самоуправления: регламенты представительных органов, положения о территориальном общественном самоуправлении и др.
Данная курсовая работа посвящена такой актуальной теме муниципального права, как уставы муниципальных образований.
Важнейшие по своей содержательной глубине и перспективному значению разработки в области изучения уставов муниципальных образований разрабатывались целой плеядой известных ученых. Следует выделить работы О.Е. Кутафина, И.В. Зернова, Г.Н. Комковой, А.М. Ковалева, В.И. Васильева и многих других. Труды этих и других авторов являются теоретической базой данного исследования.
Целью является обобщение результатов правового исследования в результате глубокой обработки нормативно-правовых актов и авторских исследований. Также имелась цель выявить особенности уставов муниципальных образований.
Задачи исследования можно сформулировать в соответствии с целью: обобщить результаты исследований нормативно-правовых актов, регулирующих данные общественные отношения, исследовать работы, посвященные данной тематике, найти общие закономерности путем обработки данных практики.
Объектом исследования являются авторские работы, нормативно-правовые акты и судебные решения, которые в той или иной степени затрагивают вопросы об уставах муниципальных образований.
Предлагаемая работа не претендует на исчерпывающее изучение всего комплекса вопросов, связанных с уставами муниципальных образований. В ней лишь предпринимается попытка путем анализа отечественного законодательства, правоприменительной практики и литературы исследовать основные теоретические и практические проблемы этого правового института………
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.
2. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. 1995. 1 сентября. С изменениями и дополнениями по состоянию на 01.11.2002 г.
3. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2006 года. Глава 12 вступает в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона. Положения статей 11 — 16, 34 — 37 и 50 настоящего Федерального закона вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и до 1 января 2006 года применяются исключительно к правоотношениям, возникающим в силу требований статей 84 и 85 настоящего Федерального закона. Пункт 8 части 1 статьи 15 и пункт 9 части 1 статьи 16 настоящего Федерального закона вступают в силу в сроки, установленные федеральным законом, определяющим порядок организации и деятельности муниципальной милиции. Пункт 2 части 1, часть 4 статьи 75 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2008 года. Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 8 октября 2003 г. N 202.
4. Европейская хартия местного самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985 г.). Хартия ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. N 55-ФЗ. Хартия вступила в силу для Российской Федерации 1 сентября 1998 г. Текст хартии опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 7 сентября 1998 г., N 36, ст. 4466, в Бюллетене международных договоров, ноябрь 1998 г., N 11
5. Авсеенко В.И. Муниципальное право. (Баранчиков В.А. Муниципальное право. — М.: ЮНИТИ, 2000) // Закон и право. — М.; ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — № 7. — c.23-24
6. Арановский К.В. Князев С.Д., Хрусталев Е.Н. Российское муниципальное право: Учебное пособие. — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1999. — 344 с. // Правоведение. — С.-Пб.; Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1998. — № 2. — c.219-221
7. Богуш М.В. Некоторые проблемы определения понятий на примере Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» // Местное право. — М., 2000. — № 10. — c.62-68
8. Введение в муниципальное право / Краснов М.А.. — М.; Изд-во ИГиП РАН, 2002. — 86 с.
9. Вертикаль власти: Региональная и национальная политика, принципы местного самоуправления РФ: Документы. Комментарии. Разъяснения. Вып. 15. — М.; Рос. газ., 1996. — 224 с.
10. Государственное право Российской Федерации: Учебник / Кутафин О.Е.. — М.; Юрид. лит., 1996. — 584 с.
11. Государство и право: теория и практика (государственное и муниципальное управление): Межвузовский сборник научных трудов / Прокопьев В.П., Хорьков В.Н., Бахрах Д.Н. и др.. — Калининград; Изд-во Калинингр. ун-та, 1999. — 100 с.
12. Европейская хартия местного самоуправления и муниципальное право Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук / Тарасов О.Ю.. — М., 1998. — 20 с.
13. Замотаев А.А. Соответствуют ли нормы статьи 12 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» требованиям Европейской хартии местного самоуправления? // Государственная власть и местное самоуправление. — М.; Юрист, 2000. — № 1. — c.2-5
14. Зернова И.В. И конституционные принципы местного самоуправления в Чешской Республике // Местное право. — М., 2002. — № 3-4. — c.77-83
15. Ковалев В., Дмитриев Ю. Муниципальное право: проблемы становления отрасли // Право и жизнь: Независимый научно-популярный журнал. — М.; Манускрипт, 1999. — № 4. — c.47-55
16. Конституционное право Российской Федерации: Учебник / Баглай М.В., Габричидзе Б.Н.. — М.; Инфра-М, 2002. — 512 с.
17. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации: Монография / Фейгин М.З., Комкова Г.Н.. — Самара; Изд-во Поволж. акад. гос. службы, 2000. — 168 с.
18. Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Автономов А.С., Бондарь Н.С., Ковалев А.М. и др.. — М., 1997. — 702 с.
19. Корешков В., Постовой Н. Понятие, система и принципы местного самоуправления // Хозяйство и право. — М., 1999. — № 8. — c.15-23
20. Костюков А.Н. Принципы местного самоуправления // Местное право. — М., 2002. — № 3-4. — c.27-46
21. Местное самоуправление в системе народовластия. Т. 1 / Овчинников И.И.. — М.; Изд-во ИГиП РАН, 1999. — 329 с.
22. Местное самоуправление: Учебное и научно-практическое пособие / Васильев В.И.. — М.; Юринформцентр, 1999. — 453 с.
23. Муниципальное городское право: Правовые и организационные основы деятельности органов местного самоуправления в городах / Таболин В.В., Корнев А.В.. — М.; Формула права, 2000. — 304 с.
24. Муниципальное право России / Фадеев В.И.. — М.; Юрист, 2001. — 168 с.
25. Муниципальное право России: Учебное пособие / Атмачев С.И., Варлавин Г.И., Королева Г.П. и др.. — Ставрополь; Изд-во СКГИ, 2000. — 79 с.
26. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник / Борисова Н.Е., Дмитриев Ю.А., Комарова В.В. и др.. — М.; Изд-во МЦУПЛ, 1999. — 512 с.
27. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник / Кутафин О.Е., Фадеев В.И.. — М.; Юристъ, 1997. — 428 с.
28. Муниципальное право Российской Федерации: Учебное пособие / Писарев А.Н., Казанцев Ю.Д.. — М.; Изд-во ИМПЭ, 1999. — 112 с.
29. Муниципальное право: Учебник / Акмалова А.А., Капицын В.М., Коваленко А.И. и др.. — М.; Новый Юрист, 2002. — 432 с.
30. Муниципальное право: Учебное пособие / Шугрина Е.С., Борисов Б.Л.. — Новосибирск; Изд-во Новосиб. ун-та, 2001. — 268 с.
31. Обеспечение конституционного принципа самостоятельности местного самоуправления в деятельности органов государственной власти в Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук / Граф И.В.. — Тюмень, 2001. — 21 с.
32. Пылин В.В. Основы и принципы местного самоуправления // Журнал российского права. — М.; Норма, 1999. — № 7/8. — c.26-32
33. Савранская О.Л. Устав муниципального образования: некоторые типовые ошибки // В сб. «Местное самоуправление: проблемы и пути их решения» С.-Пб. 2000
34. Седьмая сессия конгресса местных и региональных властей Европы, рекомендация 79: О соразмерности финансовых ресурсов органов местного самоуправления их полномочиям — проверка принципа субсидиарности на практике // Местное право. — М., 2000. — № 8-9. — c.83-93
35. Сергеев А.А., Розенфельд В.Г. Муниципальное правотворчество и государственный контроль за законностью // Правоведение. — С.-Пб.; Изд-во С.-Петербург. ун-та, 2000. — № 6. — c.69-78
36. Шутько Д.В. Таболин В.В., Корнев А.В. Муниципальное городское право: правовые и организационные основы деятельности органов местного самоуправления в городах: Монография. — М.: Формула права, 2000. — 304 с. // Юридический мир. — М.; Юрид. мир ВК, 2001. — № 6. — c.52