Содержание
Содержание
Введение3
1. Теоретические аспекты организации муниципальной службы в субъектах РФ7
1.1 Понятие и функции муниципальной службы7
1.2 Принципы муниципальной службы11
1.3 Особенности организации муниципальной службы14
2. Организации муниципальной службы в Мурманске20
2.1 Правовое регулирование муниципальной службы в Мурманске20
2.2 Организация муниципальных органов города Мурманска23
2.3 Муниципальные служащие и кадровый резерв в Мурманске28
3. Проблемы муниципальной службы и пути их решения35
Список использованной литературы44
Приложение47
Выдержка из текста работы
Будущие историки России несомненно назовут реформу местной власти одним из важных событий конца 20 века. Целью этой реформы являлось утверждение начал самоуправления в организации и осуществлении власти на местах, принципов муниципальной демократии. Эта реформа вызвала к жизни новую форму осуществления публичной власти в государстве – муниципальную власть.
Статья 12 Конституции РФ гласит: «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти»1.
О том, что такое муниципальная служба, ее принципы, понятие и виды муниципальных служащих, их ответственность мы попытаемся рассмотреть в данной работе.
- Понятие, принципы и правовое регулирование муниципальной службы
1.1. Понятие муниципальной службы
Муниципальная служба — новый вид службы в Российской Федерации. Долгое время понятие «муниципальная служба» в законодательстве не использовалось. Служащие местных органов власти – местных Советов и исполнительных комитетов — являлись государственными служащими. Учреждение муниципальной службы, обособление ее от государственной службы обусловлено формированием в России местного самоуправления как специфического уровня власти, особой формы публичной власти. Первые законы о местном самоуправлении – об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР и о местном самоуправлении в РСФСР — не использовали понятие «муниципальная служба».
Служба в органах местного самоуправления трактовалась первоначально как часть государственной службы. Государственный служащий и муниципальный служащий рассматривались как равнозначные понятия.
Конституция РФ с целью обеспечения самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного самоуправления установила, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Эта норма с другими конституционными положениями о местном самоуправлении послужила основой для формирования модели местного самоуправления, которая существенно отличалась от той, что была закреплена в Законе РСФСР о местном самоуправлении. Тем самым были заложены правовые основы для учреждения нового вида служебной деятельности в нашем обществе: муниципальной службы.
Согласно Федерального Закона «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» от 1998 года муниципальная служба — профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной2. В новом Федеральном Законе «О муниципальной службе в Российской Федерации» принятого в феврале 2007 года, который вступил в силу с 1 июня 2007 года, муниципальная служба – это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора.3
Муниципальной службе присущи следующие отличительные черты и признаки, которые предопределяются конституционным статусом местного самоуправления, его местом и ролью в системе народовластия.
Муниципальная служба учреждается и функционирует в сфере публичной власти. Эта черта муниципальной службы сближает ее с государственной службой, тоже относящейся к сфере публичной власти. Муниципальная власть и власть государственная — формы публичной власти.
Муниципальная служба имеет специфические задачи, связанные с обеспечением полномочий местного самоуправления. Это обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения. Важную роль в этой системе играет муниципальная служба, которая выполняет роль одной из гарантий самостоятельности местного самоуправления.
К основным задачам муниципальной службы относится обеспечение прав и свобод человека и гражданина на территории муниципального образования. Эта задача вытекает из положения ст. 18 Конституции РФ.
На муниципальную службу возлагается основная тяжесть работы по подготовке, принятию, исполнению и контролю решений органов местного самоуправления. При этом следует учитывать, что в ведении муниципальных образований находятся не только вопросы местного значения, но и отдельные государственные полномочия, которыми, согласно ст. 132 Конституции РФ, могут наделяться законом органы местного самоуправления.
Система правового регулирования муниципальной службы имеет три уровня: федеральный, субъектов РФ и муниципальный.
Вопросы формирования личного состава муниципальной службы, аттестации муниципальных служащих, а также и некоторые другие решаются муниципальными образованиями самостоятельно на основе законодательства о муниципальной службе и ее собственных муниципальных правовых актов.
Правовой статус муниципального служащего и правовой статус государственного служащего имею общие черты: стаж муниципальной службы приравнивается к стажу государственной службы; на муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственного служащего и т.д.
Финансирование муниципальной службы осуществляется за счет средств местного бюджета
1.2. Принципы муниципальной службы
Муниципальная служба основана на следующих основных принципах, закрепляемых Законом о муниципальной службе:
- приоритет прав и свобод человека и гражданина
- равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего;
- профессионализм и компетентность муниципальных служащих;
- стабильность муниципальной службы;
- доступность информации о деятельности муниципальных служащих;
- взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
- единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы;
- правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;
- ответственность муниципальных служащих за не исполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
- внепартийность муниципальной службы.
1.3. Правовое регулирование муниципальной службы.
Муниципальная служба в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами об общих принципах организации местного самоуправления и о муниципальной службе, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации, а также уставами муниципальных образований, решениями, принятыми на сходах граждан, и иными муниципальными правовыми актами.
Законодательное регулирование вопросов муниципальной службы осуществляется субъектами Федерации в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.
Законодательство субъектов Федерации включает, как правило, не только законы о муниципальной службе, но и законы об аттестации муниципальных служащих, о системе оплаты труда муниципальных служащих, утверждаются реестры муниципальных должностей муниципальной службы и государственных должностей государственной службы РФ с учетом квалификационных требований, предъявляемых к соответствующим должностям муниципальной и государственной службы.
Законодательство о муниципальной службе относит к ее правовой основе уставы муниципальных образований, а также иные муниципальные правовые акты муниципальных образований.
В соответствии с законодательством муниципальные образования определяют порядок прохождения муниципальной службы, требования к муниципальным должностям, права и обязанности, виды поощрений муниципального служащего и др.
2. Муниципальные должности муниципальной службы.
2.1 Понятие и виды муниципальных должностей
Служебная деятельность осуществляется на основе замещения должности — необходимого элемента любой управленческой структуры, включая и структуру местного самоуправления.
Должность муниципальной службы – должность в органах местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательных комиссий муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в Субъекте Российской Федерации. Всем муниципальные должности подразделяются на два вида:
- выборные муниципальные должности, которые замещаются, во-первых, в результате муниципальных выборов; во-вторых – на основании решений представительного органа в отношении лиц, избранных в состав органов местного самоуправления в результате муниципальных выборов.
Статус лиц, замещающих выборные муниципальные должности, Законом об основах муниципальной службы не устанавливается, ибо муниципальная служба осуществляется на муниципальной должности, не являющейся выборной;
- иные муниципальные должности, замещаемые путем заключения трудового договора – муниципальные должности муниципальной службы.
Закон, определяя муниципальную должность, подразделяет их на две группы а) должности с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения; б) должности с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий органов местного самоуправления.
В первом случае речь идет о должностях выборных лиц местного самоуправления, т.е. должностных лицах, избранных населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенных согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения.
Во втором случае имеются в виду должности муниципальной службы, т.е. должности в органах местного самоуправления. Лица, их замещающие — муниципальные служащие, — осуществляют профессиональную деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий.
Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации.
Должности муниципальной службы подразделяются на следующие группы:
1) высшие должности муниципальной службы;
2) главные должности муниципальной службы;
3) ведущие должности муниципальной службы;
4) старшие должности муниципальной службы;
5) младшие должности муниципальной службы;
Соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации с учетом квалификационных требований к соответствующим должностям муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
2.2.Понятие и классификация муниципальных служащих
Согласно Закону об основах муниципальной служб муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Федерации, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Таким образом, главным признаком муниципального служащего является то, что он занимает должность муниципальной службы, исполняет обязанности по этой должности.
Закон не относит к муниципальным служащим лиц, замещающих выборные муниципальные должности. Их статус определяется специальным законодательством. Не относятся к категории муниципальных служащих руководители муниципальных предприятий, учреждений, организаций, ибо муниципальная служба осуществляется в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий. Лица не замещающие муниципальные должности муниципальной службы и исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, также не являются муниципальными служащими.
Другой признак муниципального служащего — исполнение и обеспечение полномочий органов местного самоуправления. Эта деятельность является профессиональной, осуществляемой на постоянной основе и в порядке, который определяется уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации.
Еще одним признаком муниципального служащего является то, что денежное вознаграждение за исполнение своих обязанностей он получает из средств местного бюджета, ибо именно за счет этих средств финансируется муниципальная служба.
Классификация муниципальных служащих возможна по различным основаниям.
В зависимости от характера и объема полномочий муниципальные служащие подразделяются на руководителей и специалистов.
Руководители — это должностные лица местного самоуправления, выполняющие организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления. К ним относятся руководители органов местного самоуправления, их структурных подразделений, заместители данных руководителей.
В зависимости от требований, предъявляемых к уровню образования и профессиональной подготовке, необходимых для замещения муниципальной должности муниципальной службы, муниципальные служащие подразделяются на группы соответственно делению муниципальных должностей муниципальной службы.
Муниципальных служащих можно подразделить с учетом их квалификационных разрядов. Муниципальным служащим могут присваиваться следующие квалификационные разряды: а) действительный муниципальный советник: 1,2,3-го класса; б) муниципальный советник 1,2,3-го класса; в) советник муниципальной службы 1,2,3-го класса; г) старший референт муниципальной службы 1,2,3-го класса; д) референт муниципальной службы 1,2,3 – го класса.
3. Правовой статус муниципального служащего.
3.1. Основные обязанности и права муниципального служащего
Правовой статус муниципального служащего определяется Конституцией РФ, законами об общих принципах организации местного самоуправления, об основах муниципальной службы и др., конституциями (уставами), законами субъектов РФ, а также уставами и иными нормативными правовыми актами муниципальных образований.
Ядром правового статуса муниципального служащего являются его права и обязанности. Они закрепляются уставом муниципального образования или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.
Следует учитывать, что закон об основах муниципальной службы не содержит конкретного перечня прав и обязанностей муниципального служащего. В соответствии с разграничением полномочий в сфере правового регулирования муниципальной службы этот перечень устанавливается в законодательстве субъектов Федерации о муниципальной службе. Муниципальному служащему могут быть предоставлены иные права, возложены на него иные обязанности нормативными правовыми актами муниципальных образований. Конечно эти акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам, законам субъектов Федерации.
Права муниципального служащего, закрепляемые законами субъектов Федерации, являются общими для всех муниципальных служащих независимо от занимаемой должности. К ним относятся прежде всего те права, которые необходимы муниципальному служащему для осуществления им своих должностных полномочий.
Должностные полномочия служащего производны от задач и функций органа местного самоуправления, его полномочий, обеспечить исполнение которых и призвана муниципальная служба.
Должностные полномочия муниципальных служащих устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований.
С целью осуществления муниципальным служащим своих должностных полномочий ему гарантируются следующие общие права:
1) ознакомление с документами, устанавливающими его права и обязанности по замещаемой должности муниципальной службы, критериями оценки качества исполнения должностных обязанностей и условиями продвижения по службе;
2) обеспечение организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
3) оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом);
4) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего (служебного) времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодного оплачиваемого отпуска;
5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования;
6) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы;
7) повышение квалификации в соответствии с муниципальным правовым актом за счет средств местного бюджета;
8) защиту своих персональных данных;
9) ознакомление со всеми материалами своего личного дела, с отзывами о профессиональной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений;
10) объединение, включая право создавать профессиональные союзы, для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;
11) рассмотрение индивидуальных трудовых споров в соответствии с трудовым законодательством, защиту своих прав и законных интересов на муниципальной службе, включая обжалование в суд их нарушений;
12) пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Муниципальный служащий, за исключением муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации по контракту, вправе с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов и если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность муниципального служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью муниципального служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования. Под личной заинтересованностью муниципального служащего понимается возможность получения муниципальным служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для муниципального служащего, членов его семьи или лиц, указанных в пункте 5 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, а также для граждан или организаций, с которыми муниципальный служащий связан финансовыми или иными обязательствами.
Обязанности муниципальных служащих призваны обеспечить эффективное осуществление муниципальным служащим своих должностных полномочий.
Муниципальный служащий обязан:
1. Муниципальный служащий обязан:
1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение;
2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией;
3) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
4) соблюдать установленные в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования правила внутреннего трудового распорядка, должностную инструкцию, порядок работы со служебной информацией;
5) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
6) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
7) беречь государственное и муниципальное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;
8) представлять в установленном порядке предусмотренные законодательством Российской Федерации сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера (далее — сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера);
9) сообщать представителю нанимателя (работодателю) о выходе из гражданства Российской Федерации в день выхода из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства иностранного государства в день приобретения гражданства иностранного государства;
10) соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
11) сообщать представителю нанимателя (работодателю) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.
2. Муниципальный служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению муниципального служащего, неправомерным, муниципальный служащий должен представить руководителю, давшему поручение, в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме муниципальный служащий обязан отказаться от его исполнения. В случае исполнения неправомерного поручения муниципальный служащий и давший это поручение руководитель несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.2. Ограничения, связанные с муниципальной службой
С муниципальной службой связаны определенные ограничения, которые устанавливаются Законом о муниципальной службе (ст. 13)
Статья 55 Конституции РФ предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства. Такие ограничения могут быть установлены только в федеральном законе.
1. Гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае:
1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу;
3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности муниципальной службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой муниципальным служащим должности муниципальной службы связано с использованием таких сведений;
4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются Правительством Российской Федерации;
5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
6) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства — участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе;
7) наличия гражданства иностранного государства (иностранных государств), за исключением случаев, когда муниципальный служащий является гражданином иностранного государства — участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе;
8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу;
9) непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
2. Гражданин не может быть принят на муниципальную службу после достижения им возраста 65 лет — предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы.
- Ответственность муниципальных служащих
Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления — это неблагоприятные правовые последствия за принятые ими противоправные решения, ненадлежащее осуществление своих задач и функций.
Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, контроль за их деятельностью служат обеспечению функционирования местного самоуправления в интересах населения, граждан, общества в целом.
Закон об общих принципах организации местного самоуправления устанавливает круг субъектов, перед которыми органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность, а также основные формы этой ответственности. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.4
Организационный механизм осуществления норм муниципального права об ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления определяет население муниципального образования в уставе муниципального образования.
В уставе муниципального образования могут быть закреплены основания и виды ответственности иных органов и должностных лиц местного самоуправления, которые замещают свою должность по контракту либо по решению представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. В данном случае ответственность наступает не перед населением, а перед органом или лицом, которых население уполномочило выражать и защищать свои интересы.
В уставе муниципального образования могут быть закреплены также различные формы контроля со стороны населения за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления. Наиболее распространенной формой такого контроля являются отчеты органов и должностных лиц местн6ого самоуправления перед населением.
Для обеспечения реальной ответственности, зависимости органов и должностных лиц местного самоуправления, контроля их деятельности очень важна инициатива жителей муниципального образования, их самоорганизация, осознание ими своих прав и интересов, их заинтересованность в решении вопросов местного значения.
Основанием для данного вида ответственности являются действия органов и должностных лиц местного самоуправления, нарушающие права и свободы граждан, причиняющие имущественный и иной ущерб физическим и юридическим лицам. Ответственность в этом случае прежде всего наступает в судебном порядке.
В случае нарушения органами и должностными лицами местного самоуправления прав физических и юридических лиц, причинение им имущественного или морального вреда они могут быть привлечены к ответственности, содержание и формы которой определяет суд или арбитражный суд в соответствии с действующим законодательством. Одним из видов неблагоприятных последствий для органов и должностных лиц местного самоуправления может быть признание судом недействительными решений указанных органов и должностных лиц и обязанность возместить тот ущерб, который был причинен этими решениями физическими и юридическими лицами.
Ответственность органов местного самоуправления может наступать в результате невыполнения ими условий договоров и соглашений с физическими и юридическими лицами, которые заключают органы местного самоуправления, осуществляющие права собственника в отношении муниципального имущества.
Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами передаваемых им отдельных государственных полномочий. Однако эта ответственность наступает в той мере, в какой указанные полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.
Основанием наступления данного вида ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством является не нарушение конституционных норм и норм законов, а неэффективное исполнение или неисполнение ими делегированных полномочий. Однако конкретный механизм привлечения в этом случае органов и должностных лиц местного самоуправления, как и сами виды ответственности перед государством, Законом не определены.
Прокуратура РФ осуществляет функции надзора в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства независимо от органов государственной власти РФ и ее субъектов, а также от органов местного самоуправления.
Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности.
В соответствии с законом прокурор опротестовывает противоречащие закону правовые акты муниципального образования, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными.
Протест прокурора на противоречащий закону правовой акт муниципального образования приносится в орган или должностному лицу местного самоуправления, которые издали этот акт. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. Если протест приносится на решение представительного органа местного самоуправления, то он рассматривается на ближайшем его заседании.
От эффективного государственного контроля за исполнением правовых норм на местном уровне во многом зависит действенность государственных институтов, институтов муниципальной демократии, реальность прав и свобод человека и гражданина, защита интересов населения муниципальных образований.
Заключение.
В ходе проделанной работы можно сделать вывод, что в соответствии с законом РФ и законами субъектов Российской Федерации правовая основа муниципальной службы определяется не только перечисленными выше законами, но и уставами муниципальных образований, муниципальными правовыми актами, куда включаются требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, ответственность должностных лиц. Устав муниципального образования и муниципальные правовые акты утверждаются представительным органом местного самоуправления. Каждый гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право поступить на муниципальную службу, если он соответствует всем требованиям согласно законодательства. Муниципальная служба – это профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности.
Законы об организации местного самоуправления, о муниципальной службе постоянно совершенствуется.
Библиография.
- Конституция и государственная символика Российской Федерации. – М., 2006.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях , 2006.
- Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, 2006.
- ФЗ «Об основах муниципальной службы в РФ» от 08.01.1998 № 8 –ФЗ (ред. От 25.07.2002) электр. версия «Консультант Плюс»
- ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ электр. версия «Консультант Плюс»
- Административное право: Учебник / под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. – М., 1999.
- Д.Н. Бахрак Административное право России. Учебник для вузов. – М., 2001.
- О.Е. Кутафин, В.Н. Фадеев Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. – 2-е изд., 2004.
1 Конституция и государственная символика Российской Федерации. – М.: 2006.
2 Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» № 8-ФЗ электр. версия «Консультант плюс»
3 Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» № 25-ФЗ электр. Версия «Консультант плюс»
4 Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» , 2006.