Содержание
Содержание
Введение3
Глава 1. Проблема мотивации детей младшего школьного возраста6
1.1. Характеристика и особенности младшего школьного возраста6
1.2. Типология мотивации и особенности ее формирования20
Глава 2. Способы повышения учебной мотивации в младшем школьном возрасте27
2.1. Специфика развития мотивов учения у младших школьников27
2.2. Пути формирования учебных мотивов в младшем школьном возрасте32
Заключение39
Литература42
Выдержка из текста работы
Актуальность исследования. Формирование мотивации учения в младшем школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции.
Главное, сейчас — вооружая знаниями, воспитать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию. В связи с этим современные требования к уроку ставят перед учителем задачу планомерного развития личности путём включения в активную учебно-познавательную деятельность. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
Проблему формирования интереса к учению исследовали Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, С.Л.Рубинштейн, В.А. Крутецкий, Н.А. Менчинская Д.Б. Эльконин, Г.И.Щукина, Ю.К. Бабанский, Л.И. Божович, К.П. Ягодовский, Д.И. Трайтал, С.П. Баранов, и др. Из общей проблемы интереса был выделен «познавательный интерес». (А.Н. Леонтьев, Г.И. Щукина, Л.И. Божович и др.).
Исследовались разные стороны и подходы к решению проблемы познавательных интересов. Л. С. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А.Г. Ковалев и др. познавательный интерес связывают с удовлетворением потребности в знаниях. По их мнению, интерес возникает на основе потребностей, но не сводится к ним. Л.И. Божович, В.А. Крутецкий, В.А. Сухомлинский и другие, указывают, что под влиянием познавательного интереса деятельность сознания становится более продуктивной.
И.Т. Огородников, П.И. Пидкасистый, Н.А. Половникова отводят познавательным интересам огромную роль в развитии самостоятельной познавательной деятельности. По мнению И.Я. Лернера, М.И. Махмутова стремление развить у детей познавательный интерес способствует росту творческого мастерства учителя (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов и др.). М.А. Данилов, М.Н. Скаткин, Л.В. Занков считают, что развитию устойчивых познавательных интересов способствуют такие формы обучения как читательские конференции, школьные олимпиады, конкурсы.
Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов доказали, что познавательные интересы не могут возникнуть иначе, как только в деятельности. В свою очередь познавательный интерес является мотивом, стимулом умственной деятельности (М.Н. Скаткин, В.А. Сухомлинский), а Г.И. Щукина считает, что не только умственной, но всякой деятельности: «интерес — важнейший побудитель любой деятельности, его можно считать изначальной формой субъективных проявлений, поскольку он выражает избирательный характер и деятельности, и предметов, и явлений окружающей действительности» (52, с.19).
Глубокую связь познавательного интереса и практической трудовой деятельности выявили П.Р.Атутов, А.Ф. Ахматов, Д.А. Сергиенко и др. Заир-Бек Е.С. установила, что важным фактором развития познавательного интереса является взаимосвязь различных видов деятельности. Можно также считать установленным, что интерес к познавательной деятельности резко снижает утомляемость школьников.
Г.И. Щукина, Л.И. Божович, Н.Г. Морозова считают, что познавательный интерес имеет «поисковый» характер. Инициатива поиска и самостоятельность в добывании знаний, выдвижение и постановка познавательных задач являются самыми характерными проявлениями познавательного интереса.
Школа не в состоянии вооружить молодого человека всеми достижениями современной науки. Масштаб их грандиозен, а темпы развития научных знаний — велики. Поэтому главная задача современного обучения не только дать широкое образование, но и расположить личность подрастающего человека к самостоятельному приобретению знаний, к постоянному стремлению углубляться в область познания, формировать стойкие познавательные мотивы учения, основным из которых является познавательный интерес.
Все сказанное выше говорит об актуальности темы нашего исследования: «Познавательный интерес как средство формирования мотивов учения младших школьников».
Объект исследования – познавательный интерес.
Предмет исследования – познавательный интерес как средство формирования мотивов учения младших школьников.
Цель исследования: изучение познавательного процесса как средства формирования мотивов учения младших школьников.
Гипотеза исследования: познавательный интерес как средство формирования мотивов учения младших школьников будет эффективным при условии активизации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развития самостоятельности школьников.
Исходя из объекта, предмета, цели и гипотезы исследования нами поставлены следующие задачи:
1. Рассмотрение проблемы познавательного интереса в зарубежной и отечественной педагогике и психологии.
2. Изучение познавательного интереса в системе мотивов учения младших школьников.
3. Выявление педагогических условий, способствующих формированию, развитию и укреплению познавательного интереса учащихся начальных классов.
4. Рассмотрение уровней и критериев сформированности познавательного интереса.
5. Экспериментальное изучение познавательного интереса и мотивов учения младших школьников.
6. Анализ результатов исследования и формулировка выводов.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений гипотезы исследования нами применялись следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, организация целенаправленной опытно-экспериментальной работы, включающей в себя анкетирование; сравнение и обобщение полученных данных, их количественно-качественная обработка.
База исследования: МОУ СОШ № 2 г. Борисоглебска.
Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении теоретического материала по проблеме исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе экспериментальной работы выводы могут быть полезны учителям начальных классов по развитию познавательного интереса как одного из средств формирования мотивов учения младших школьников.
Обоснованность и достоверность результатов, адекватных цели, предмету, задачам и методам, обеспечены сочетанием теоретического анализа проблемы с практикой.
Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографии и приложения.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВОВ УЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Проблема познавательного интереса в зарубежной и отечественной педагогике и психологии…………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы провели исследование познавательного интереса как средства формирования мотивов учения младших школьников. Мы установили, что познавательный интерес представляет собой важный фактор учения и в то же время является жизненно-необходимым фактором становления личности. Познавательный интерес способствует общей направленности деятельности школьника и может играть значительную роль в структуре его личности. Влияние познавательного интереса на формирование личности обеспечивается рядом условий:
• уровнем развития интереса (его силой, глубиной, устойчивостью);
• характером (многосторонними, широкими интересами, локальными — стержневыми либо многосторонними интересами с выделением стержневого);
• местом познавательного интереса среди других мотивов и их
• взаимодействием;
• своеобразием интереса в познавательном процессе (теоретической направленностью или стремлением к использованию знаний прикладного характера);
• связью с жизненными планами и перспективами.
Указанные условия обеспечивают силу и глубину влияния познавательного интереса на личность школьника. Уже в младших классах формируется интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления. Однако этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развитием самостоятельности школьников.
В то же время познавательный интерес, будучи включённым в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжён с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Именно на этой основе — познания предметного мира и отношения к нему, научным истинам — формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение, активному, пристрастному характеру которых способствует познавательный интерес.
Более того, познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности (изменения, усложнения её целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов, привнесения в них творческого начала).
Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой их них. В труде человек, используя предметы, материалы, инструменты, способы, нуждается в познании их свойств, в изучении научных основ современного производства, в осмыслении рационализаторских процессов, в знании технологии того или иного производства. Любой вид человеческой деятельности содержит в себе познавательное начало, поисковые творческие процессы, способствующие преобразованию действительности. Любую деятельность человек, одухотворённый познавательным интересом, совершает с большим пристрастием, более эффективно.
Особую значимость познавательной интерес имеет в школьные годы, когда учение становится фундаментальной основой жизни, когда к системообразующему познанию ребёнка привлечены специальные учреждения и педагогически подготовленные кадры.
Бывает, что состояние заинтересованности, которое обнаружит ученик на уроке под влиянием разных ситуаций и обстоятельств (занимательность, расположение к учителю, удачный ответ, поднявший его престиж в коллективе), может пройти, не повлияв на развитие личности. Однако в условиях высокого уровня обучения, целенаправленной работы учителя по формированию познавательных интересов учащихся временное состояние заинтересованности может быть использовано в целях развития пытливости, стремления руководствоваться научным подходом в учении (искать и находить доказательства, проверять практически действия законов, читать дополнительную литературу и т.д.).
В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к учению, к познавательной деятельности одного, а может быть, и ряда учебных предметов.
Как показывают психолого-педагогические исследования, интересы младших школьников характеризуются сильно выраженным эмоциональным отношением к тому, что особенно ярко, эффективно раскрыто в содержании знаний. Интерес к впечатляющим фактам, к описанию явлений природы, событий общественной жизни, истории, наблюдения с помощью учителя над словом рождают интерес к языковым формам. Всё это позволяет говорить о широте интересов младших школьников, в значительной мере зависимых от обстоятельств учения, от учителя. В то же время практические действия с растениями, животными во внеурочное время в ещё большей мере расширяют интересы, развивающие кругозор, побуждают всматриваться в причины явлений окружающего мира.
Обогащение кругозора детей вносит в их познавательные интересы изменения. В учебно-познавательной деятельности интересы младшего школьника не всегда локализованы, поскольку объём систематизированных знаний и опыт их приобретения невелики. Поэтому попытки учителя сформировать приёмы обобщения, а также поиск учащимися обобщённых способов решения поставленных задач нередко бывают безуспешными, что сказывается на характере интереса младших школьников, который чаще обращён не столько к процессу учения, сколько к его практическим результатам (сделал, решил, сумел). Вот почему приближение цели деятельности к его результату составляет для младшего школьника важную основу, укрепляющую интерес. Частые же переключения интереса могут неблагоприятно влиять не только на укрепление интереса к учению, но и на процесс формирования личности ученика. Лишь с приобретением опыта познавательной деятельности, умело направляемой учителем, происходит постепенное овладение обобщёнными способами, позволяющими решать более сложные задачи учения, обогащающие интерес учащихся.
В ходе проведенного исследования мы выявили наличие у младших школьников познавательных интересов, способствующих росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывающих повышение эффективности обучения.
Таким образом, подтвердилась правомерность выдвинутой нами в начале исследования гипотезы о том, что познавательный интерес как средство формирования мотивов учения младших школьников будет эффективным при условии активизации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развития самостоятельности школьников. Формирование познавательных интересов и активности личности- процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но, в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г.И. Щукиной. — М.: Просвещение, 1984. — 176 с.
2. АсеевВ.Г. Мотивация поведения и формирования личности. – М: Мысль,1976.
3. Ахметгалиев А. Мотивация деятельности на уроках. — М., 1996.
4. Бабанский Ю.К., Журавлев В.Н., Розов В.К. и др. Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В.Н. Журавлева. — М.: Просвещение, 1988.-239 с.
5. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. — М.: Педагогика, 1977.-254 с.
6. Байдельнова Г.К. Формирование познавательных интересов у школьников. Алма-Ата, 1996.
7. Баранова Е.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. – СПб, 2005. – 128 с.
8. Барышникова Г.Б. Развитие интереса к природе как важное условие экологического воспитания младших школьников // Дошкольник и младший школьник: проблемы воспитания и образования: Материалы конф. «Чтения Ушинского» пед. фак. ЯГПУ. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ, C. 25-28.
9. Бердина С.А. Применение технологии витагенного обучения в воспитании познавательного интереса у учащихся к математике. // Школ. технологии. — 2003. — № 2. — C. 139-141.
10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
11. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. — М., 1985.
12. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. – М.: Прогресс, 1990.
13. Вилюс В.К. Психологические механизмы мотивации человека. — М., 1990.
14. Волкова Е..И., Столярова Н.И. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики. М., 1995.
15. Волошина М.И. Активизация познавательной деятельности школьников на уроках математики. //Начальная школа, 1992. — №9, С. -10-15.
16. Вопросы развития познавательных интересов учащихся в процессе обучения / Под ред. Д.К. Гилева. — Свердловск: Свердловский гос. пед. ин-т, 1970. — 142 с.
17. Вопросы психологии познавательной деятельности. М., МГПИ, 1980.
18. Ворновская Н.И. Организация внеурочного воспитательного пространства как условие формирования познавательных интересов младших школьников. // Актуальные проблемы профессионально- педагогического образования. — Калининград: Изд- во КГУ. — 2002. — Вып. 13. — C. 73- 75.
19. Воспитание интереса учащихся начальных классов к учебным предметам. УФА: 1985. – 83 с.
20. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1967. — 91 с.
21. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. — М.: АПН РСФСР, 1956. — 519 с.
22. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 1996. – 340 с.
23. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. – М., 1988
24. Гребенюк О.С. Формирование интереса к учебной и трудовой деятельности у учащихся. М.: Владос, 1996.
25. Гербарт И.Ф. Общая педагогика, выведенная из целей воспитания. – М., 1989.
26. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретиче-ского и экспериментального психологического исследования. — М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
27. Дусавицкий А. К. Формула интереса. – М., 1989. – 198 с.
28. Изучение личности школьника учителем /Под ред. Васильевой З.И., Ахаян Т.В. и др.– М.: Педагогика, 1991.
29. Ильин В.С. Проблемы формирования потребности в знании у школьников. М., 1971.
30. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации //Вопросы психологии, 1984, №4. – С. 34-38.
31. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. – М., 1988. – 232 с.
32. Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч. – М., 1990.
33. Коменский Я.А. Великая дидактика // Избранные педагогические со-чинения. — М.: Педагогика, 1982. — т. 1. — с. 242-476.
34. Кухарев Н. В. Формирование познавательных интересов (методические рекомендации). — Гомель, 1983.
35. Левенберг Л.Ш., Ибрагимов Р.А. Активизация познавательной деятельности младших школьников. — Ташкент, 1991.
36. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения в 2-х томах. М.: Педагогика, 1983. — т. 2. — 320 с.
37. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции: конспект лекций. –Издательство МГУ, 1971.
38. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., Просвещение, 1983. С. 5 – 79.
39. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М: Просвещение, 1990.
40. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и её воспитание у школьников. – М.: Педагогика, 1983.
41. Махмутов М.И. Проблемное обучение. — М.: Педагогика, 1975. – 367 с.
42. МенчинскаяМ.А. Приёмы самоуправления познавательной деятельностью и развитие личности. Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. – М, 1978.
43. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. — М.: Знание, 1979.-47с.
44. Мильруд Р. Диагностика стойких познавательных трудностей у младших школьников // Вопросы психологии. – 2001. — №3. – С.117-120.
45. Обучение и развитие / Под ред. Л.В. Занкова. — М.: Педагогика, 1975. — 440с.
46. Осипова М.Н. Активизация познавательной деятельности младших школьников. — М., 1987.
47. Осницкий А.К. Психология самостоятельности. — М.-Нальчик, 1996.
48. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. — М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
49. Погорелова Н.А. Формирование познавательных интересов младших школьников в процессе изучения природоведения во втором классе: Учебное пособие. — Свердловск: Свердловский пед. ин-т, 1983. — 56 с.
50. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.
51. Развитие творческой активности школьников / Под ред.А.М.Матюшкин, И.С.Аверина, Г.Д.Чистякова и др. – М.: Педагогика, 1991.
52. Редковец И.А. Формирование у учащихся общественно ценной мотивации самообразования. – Волгоград, 1997.
53. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании. – М., 1990.
54. Смирнов В.А.., Смирнова И.М. Активизация деятельности учащихся. М., 1992.
55. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1971.
56. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1988. — 172 с.
57. Толстой Л.Н. О воспитании // Избр. пед. соч. – М., 1990.
58. Трайтак Д.И. Формирование познавательного интереса учащихся к ботанике. — М.: Педагогика, 1975. — 72 с.
59. Ушинский К. Д. Детский мир/ Педагогические сочинения. — М.: Педа-гогика, 1989. — т. 3. — с. 501.
60. Ушинский К.Д. Родное слово: Для детей младшего возраста / Педагогич. соч. — М.: Педагогика, 1989. — т. 4. — с. 90-359.
61. Ушинский К.Д. Родное слово: Книга для учащихся / Педагогич. соч. -М.: Педагогика, 1989. — т. 4. — с. 23-89.
62. Финкельштейн В.М. Заинтересовать учеников. М., 1993.
63. Хабиб Р.А. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся. М.: Педагогика, 1979.
64. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. — М.: Педагогика, 1982.-208 с.
65. Щукина Г.И. Активизация учебно-познавательной деятельности уча-щихся. — М.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1985. — 170 с.
66. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познаватель-ных интересов учащихся. — М.: Педагогика, 1988. — 203 с.
67. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1991.
68. Якобсон М.П. Психологические проблемы мотивации поведения. –М., 1969.