Выдержка из текста работы
Эффективность менеджмента – это социально-экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации. Эффективность менеджмента определяется степенью реализации целей предприятия – системы и его интегрального показателя – прибыли. Эффективность менеджмента подразделяется на социальную и экономическую. Эффективность менеджмента социальная – социальный результат управленческой деятельности. Она характеризует степень использования потенциальных возможностей трудового коллектива и каждого работника, его творческих способностей, успешность решения социальных задач развития коллектива.Эффективность менеджмента экономическая– экономическая сущность управленческих решений. Это по существу система взаимоотношений и взаимодействий ресурсов и полученных результатов, доходов и произведенных затрат управленческой деятельности.
Если менеджмент рассматривать как процесс или деятельность по выработке, принятию и реализации управленческих решений, то его эффективность может рассматриваться в качестве результативности этого процесса. Однако в условиях рыночной экономики главная цель оценки эффективности менеджмента сводится к выявлению неиспользованных возможностей и резервов системы управления, ее воздействия на управляемую производственную подсистему. Также эффективность менеджмента связана и с социальными аспектами функционирования фирм. Прежде всего, это касается качества трудовой жизни и тех льгот и возможностей, которые предоставляют предприятия своему персоналу. Также это относится и к культурно-бытовым условиям жизнедеятельности персонала, росте его общеобразовательного и профессионального уровня, продвижению по службе и росту материального благосостояния. В практике менеджмента складываются ситуации, когда требуется сравнить его эффективность с предшествующим периодом с целью выявления динамики роста или падения эффективности. На основе такого сравнения разрабатываются меры по развитию основной деятельности или улучшению организационно-управленческой. В этих случаях пользуются критериями и показателями эффективности менеджмента. Критерий – это качественный признак, на основе которого производится оценка; показатель – это конкретные количественные свойства или признаки, характеризующие эффективность менеджмента.
Важнейшими критериями выступают показатели достижения запланированных результатов деятельности и прибыли. Оценка эффективности менеджмента должна быть комплексной и учитывать степень использования ресурсов и возможностей развития организации, достижения производственных, экономических и социальных целей.
Алгоритм процесса оценки эффективности менеджмента представляет собой последовательный ряд следующих действий: 1) вырабатываются цели оценки; 2) обосновываются критерии оценки; 3) определяется состав исходных данных, используемых в процессе оценки; 4) выбираются методы расчета критериев; 5) проводится расчет количественной величины критериев.
Традиционно эффективность управления оценивается двумя способами.
Первый: эффективность управления (Эу) измеряется эффектом, полученным в производственной системе Эу = Рп/Зп, где: Рп – результат (эффект), полученный производственной системой в целом; Зу – затраты на управление.
Второй: эффективность управления измеряется объемом и характером управленческой деятельности: Эу= Ру/Зу, где: Ру – эффект управления, получаемый в результате осуществления управленческой деятельности; Зу – затраты на управление.
Затраты, связанные с управлением производством— управленческие затраты, включаемые в себестоимость продукции, а именно:
- содержание работников аппарата управления организации и его структурных подразделений, материально-техническое и транспортное обслуживание их деятельности;
- эксплуатационные расходы по содержанию зданий, помещений, сооружений, оборудования, инвентаря;
- затраты на командировки, связанные с производственной необходимостью;
- оплата услуг связи, вычислительных центров, банков, а также услуг, осуществляемых сторонними организациями по управлению предприятием;
- оплата консультационных, информационных и аудиторских услуг;
- содержание и обслуживание технических средств управления: вычислительных центров, узлов связи, средств сигнализации;
- затраты организации по приему и обслуживанию представителей других организаций, прибывших для переговоров с целью установления и поддержания взаимного сотрудничества.
По общим производственно-хозяйственным результатам работы организации могут выявляться следующие показатели эффективности системы управления: годовой прирост прибыли; увеличение объема реализации продукции или объема продаж; рост производительности труда; снижение фондоемкости; увеличение фондоотдачи; увеличение оборачиваемости оборотных фондов; увеличение рентабельности производства; уменьшение производственных расходов; снижение себестоимости; уменьшение потерь рабочего времени; повышение культуры производства; повышение качества продукции; повышение квалификации производственного персонала; рост технического уровня оснащенности производства; уменьшение текучести персонала.