Содержание
Введение3
1. Общие подходы к изучению мотивации учения в ходе её формирования и к формированию под контролем изучения8
1.1 Психологические принципы формирования мотивации учения школьников9
1.2 Методы изучения мотивации учащихся12
1.3 Пути формирования мотивации16
2. Исследование мотивов учебной деятельности учащихся18
2.1 Методика исследования мотивов учебной деятельности18
2.2 Пример исследования мотивов учебной деятельности20
2.3 Программа по формированию мотивации учения24
Заключение30
Литература32
Приложения33
Выдержка из текста работы
Актуальность. Основное задание школы — учить и воспитывать детей, обеспечить их в течение учебного периода качественными знаниями, какие они могли бы успешно реализовать в будущем. На сегодняшний день перед всеми школами стоит вопрос: как учить и учиться на уроке так, чтобы успешно учить всех детей не за счет домашних заданий, не за счет возможностей семьи, без разделения по способностям, без репетиторов и индивидуальных занятий. Разрешается проблема заинтересованности школьников к учебе, над которой работают ведущие педагоги и психологи современности.
Известно, что наилучший учитель тот, кто пробуждает у учеников желание учиться. Чтобы научить ребенка, надо не просто передать ей знание и умение, но и вызывать у нее соответствующую активность, познавательную или практическую. Важным структурным элементом этой активности является мотивация, в которой оказывается отношение школьников к учебе.
Исследования показывают, что с каждым днем становится все сложнее привлечь внимание учеников к учебе, а особенно такого сложного предмета, как физика. Школьники часто, еще не поняв содержание предмета, с первых дней учебы начинают отмежевывать себя от его изучения. Именно поэтому целью нашего исследования стало освещение проблемы внеурочной работы из физики как средства развития познавательных интересов учеников. Соответственно заданиям исследование есть теоретическое обоснование позитивного влияния внеурочной работы на эффективность усвоения учениками знаний из курса физики.
И суть проблемы не только в незаинтересованном отношении именно к изучению физики, а значительно глубже — в потере интереса и необходимой мотивации к учебе в целом.
Интерес можно назвать первоосновой жизнедеятельности человека, он является основной стимул-реакцией к развитию. Проблема развития интереса нашла отражение в трудах многих ученых (Л.С. Выготский, А.К. Дусавицкий, Г.И. Щукина, Ф.К. Савина и др.). Интерес — форма проявления познавательной потребности, которая обеспечивает направленность лица на осознание целей деятельности.
Проблема: недостаточная разработанность вопросов внеурочной работы как фактора обеспечения положительной мотивации учения
Тема: Внеурочная работа как фактор обеспечения положительной мотивации учения на примере изучения русского языка во 2 классе
Цель исследования: педагогически обосновать влияние внеурочной работы на обеспечение положительной мотивации учения
Объект исследования: положительная мотивация учения
Предмет исследования: влияние внеурочной работы на обеспечение положительной мотивации учения
Задачи исследования:
— изучить педагогические и методические основы внеклассной и внешкольной работы в начальной школе;
— охарактеризовать клубы для учащихся как форма внеурочной работы;
— проанализировать принципы работы КИДов в настоящее время и их влияние на мотивацию учения.
В рамках исследования была сформулирована следующая гипотеза: мотивация учения будет положительной, если:
— в качестве формы внеурочной работы будут использованы КИДы.
Методы исследования:
Теоретический анализ (поиск фактов, анализ статей из журналов).
Работа с литературой (цитирование, аннотация, конспектирование).
1. Педагогические и методические основы внеклассной и внешкольной работы в начальной школе
1.1 Сущность внеклассной работы
Внеклассная работа — это организована на добровольных началах деятельность учеников, направленная на расширение и углубление их знаний, умений и навыков, развитие самостоятельности, творческих способностей, интереса к изучению изобразительного искусства. Эта деятельность базируется на интересе и желании детей ее выполнять, потому она необязательна для всех учеников класса.
Внеклассная работа основывается на добровольной инициативе и активности младших школьников. Содержание ее выходит за пределы школьной программы. Внеклассная работа должна быть интересной для учеников, удовлетворять их интересы и запросы.
Внеклассная работа способствует решению основных заданий школы. Главные ее направления [21, 39]:
— расширение и углубление знаний, умений и навыков, предвиденных программой, развитие самостоятельности, творческих способностей, интереса к изучению изобразительного искусства, формирования у детей позитивного отношения к изобразительной деятельности;
— выявление самых простых изобразительных закономерностей;
— установление связей и взаимосвязей между отдельными художественными элементами и явлениями;
— расширение представлений детей о единстве природы и искусства;
— обеспечение применения знаний и умений на практике.
Деть, которые участвуют во внеклассной работе, имеют более конкретные знания, их ответы более точные и выразительные. Внеклассная работа способствует развитию мышления младших школьников. Во время проведения внеклассной работы у детей воспитывается уважение к труду, в том числе и к физической. У учеников, которые участвуют во внеклассной работе, воспитывается чувство ответственности за порученное дело, дисциплинированность, дети приучаются производить работу своевременно. Во внеклассной работе открываются широкие возможности для выявления инициативы, творчества, у учеников развивается любовь к искусству.
Самым главным условием организации внеклассной работы является руководящая роль учителя. Задание учителя заключается в том, чтобы формировать у детей стойкий интерес к искусству, увлечению разнообразными исследованиями. Чтобы заинтересовать младших школьников, учитель должен в совершенстве знать искусство и быть готовым ответить на любой вопрос ребенка.
Вместе с тем он должен много чего уметь: наблюдать, анализировать результаты наблюдений и использовать их в своей учебной работе. И правда, без соответствующих знаний и умений, а также без стремления и желания со стороны учителя внеклассную работу организовать невозможно, ведь она основывается на добровольной инициативе и активности младших школьников. Поэтому все зависит от учителя и его активности.
Особенностями внеклассных занятий следует считать: добровольность участия учеников в разных мероприятиях; содержание занятий не ограничивается рамками программы; методы и формы занятий основаны на творческой деятельности и интересах учеников [16, 239].
По своему содержанию, формам организации и методам проведения внеклассная работа из изобразительного искусства разнообразна. Выделяют такие виды внеклассной работы : индивидуальные, групповые, массовые.
Индивидуальная внеклассная работа проводится с теми учениками, которые проявляют интерес к объектам и явлениям изобразительного искусства. Познавательный интерес зарождается в них на уроках и во внеурочной работе. Сначала он неустойчив, ситуативный и проявляется в сборе марок, открыток, цветных фотографий, на которых изображены произведения искусства; чтении детских книг о них; пересмотре телепередач. Однако все это школьники делают бессистемное, нецелеустремленно. Задание учителя — вовремя заметить, выявить и превратить это увлечение в стойкий долговременный интерес к содержанию учебного предмета. В соответствии с этим индивидуальная внеклассная работа должна быть целеустремленная, планомерная. Начинается она с построения заданий на том содержании и тех видах деятельности, которыми интересуется ребенок. Например, если она собирает цветные открытки об искусстве, растениях, то ей предлагается сделать из них тематические подборки, найти к каждой из тем загадки, пословицы, интересную информацию.
Эффективность индивидуальной внеклассной работы зависит от уровня осознания учеником цели задания, его весомости, от овладения способами выполнения и оформления его результатов, а также от оценивания товарищами и учителем.
Выявление и развитие индивидуальных интересов позволяет за общностью объединять и привлекать детей к групповой и массовой внеклассной работе.
Индивидуальная работа проводится с отдельными учениками, которые проявляют особенный интерес к изобразительному искусству. Учителю следует выявить детей, которые интересуются искусством, развивать их интересы, направлять в нужное русло с тем, чтобы потом опираться на таких детей при организации кружка и массового внеклассной работы. Для них можно добирать отдельные задания: прочитать ту или другую книгу, провести не предвиденные программой наблюдения в уголке живой природы или в природе, изготовить определенную наглядность и нарисовать то, что видели.
Для поощрения учеников к выполнению индивидуальных заданий следует использовать на уроках знание и практические умения, которых дети приобрели в процессе внеклассной работы [13, 52].
Внеклассные занятия по отдельных учениках проводятся во всех начальных классах. Учитель должен помочь детям наметить объекты изображения, сложить план занятий, организовать систематическое руководство и учет работы. Уже в 1-ом классе он может поручить детям оформить коллекцию веток и листков разных деревьев как будущую наглядность, провести по плану наблюдения. Задания могут иметь практическую направленность.
Содержание внеклассной работы каждого следующего класса расширяется и углубляется в зависимости от приобретенных на уроках знаний и умений. Поэтому постепенно практикуются виды занятий, когда дети объединяются в небольшие временные группы для общего выполнения определенной работы [4, 64].
Следовательно, при организации индивидуальной внеклассной работы из изобразительного искусства класовод, учитывая интересы младших школьников, сначала планирует индивидуальные задания для отдельных учеников, в дальнейшем объединяет их во временные группы в соответствии с проявленных интересов, а уже учеников 3-4-х классов привлекает к групповым и массовым видам внеклассной работы.
Индивидуальные задания из определенной темы выполняются непосредственно на занятиях (кратковременные наблюдения, опыты, практические работы, деятельность со средствами наглядности). Они бывают также опережающими или выполняются после проведения занятия и рассчитанные на длительное время (несколько недель или весь срок работы кружка). Эффективность выполнения долговременных заданий зависит от осмысления школьниками их цели, овладения приемами выполнения действий в необходимой последовательности. Тому, поставив задание, стоит сразу же актуализировать опорные знания и умения, при потребности продемонстрировать ученикам образец выполнения отдельных действий или деятельности в целом, организовать деятельность детей (с разным уровнем самостоятельности), которая направляется на поиск новых способов деятельности.
Основой организации всех внеклассных мероприятий является работа кружка. В начальных классах преобладают кружки юных художников. С учениками 2-4 классов учитель организует кружок юных художников, который объединяет 15 — 20 человек. Члены кружка избирают старосту, который вместе с учителем (руководителем) складывает план работы, поддерживает связь с другими предметными кружками. К кружку надо привлекать как учеников, которые хорошо учатся, так и тех, которые отстают в учебе.
Цель кружка — заинтересовать учеников предметом, углубить и расширить их знания, произвести в них навыки наблюдений, проведения эксперимента, эстетическое восприятие произведений искусства [3, 53].
Работа в кружке проводится систематически по определенной программе, разработанной учителем. В начальной школе нужно организовывать один общий художественный кружок. Запись в кружок должна быть добровольной, но каждый, кто вступает в кружок, должен придерживаться правил [11, 81]:
— членом кружка может быть каждый желающий;
— каждый должен работать над темой, вести работу по плану;
— каждую работу юннат должен доводить до конца;
— каждый школьник должен посещать собрания кружка, поочередно отчитываться за проведенную работу перед общими собраниями и активно участвовать в массовых мероприятиях кружка.
Методы работы с кружковцами разнообразны — беседа и рассказ учителя, робота из рисования, групповые экскурсии и тому подобное. Во время изучения материала производятся опыты, наблюдения. К правильно организованной групповой работы принадлежат общешкольные массовые мероприятия — экскурсии, походы из изучения искусства родного края; читательские конференции по обзору книг об искусстве; проведение утр, праздников по разнообразной изобразительной тематике. В этих мероприятиях участвуют ученики лишь по желанию, причем из разных классов.
К массовым внеклассным занятиям принадлежат утренники. Они проводятся с целью ознакомления младших школьников с изобразительным искусством региона. На таких утрах ученики докладывают о своей работе и ее результатах. Доклады сопровождаются демонстрацией лучших работ учеников : рисунками, фотографиями и тому подобное. Длительность доклада до 5 мин. Художественная часть должна быть связана с темой. Нужно обратить внимание на оформление утра. Сцена должна быть украшена картинами, картами, портретами известных ученых (в соответствии с тематикой утра).
К массовым мероприятиям относятся выставки работ учеников. Это наиболее интересная и очень полезная форма фиксации работ детей. Выставка должна иметь четко поставленную цель, определенную тему. К каждому экспонату нужно прибавить сжатую аннотацию, чтобы каждый посетитель мог самостоятельно ознакомиться с экспонатом. Подготовкой к выставке руководит выставочный комитет по числу учеников. На выставку приглашаются родители, ученики других школ. Следует организовать учет посетителей. После окончания выставки проводятся открытые собрания кружка, на которых лучшие экспонаты премируют книгами.
1.2 Содержание и особенности внешкольной работы
Изменения в экономике, идеологии, политике, морали нашего общества нуждаются в новых подходах к организации внеклассной деятельности детей. Известно, что во внешкольной деятельности особенно ярко раскрываются естественные потребности младших школьников, в частности, в активной деятельности и самоутверждении. Внешкольная деятельность дает возможность детям выступать в новых социальных амплуа, занимать роли, которые отличаются от роли ученика, то есть это особенная сфера, где школьники могут удовлетворять личностные потребности в самопроверке, самом оценивании собственного Я. Это зона активного общения, в которой удовлетворяются потребности в контактах. Свободное время — условие для расширения мировоззрения школьников, для самостоятельного творческого поиска в любой отрасли, для углубления эмоционального восприятия современной жизни.
Система внешкольной работы дает возможность детям удовлетворять потребности в дополнительном образовании и содержательном досуге, развивать творческие способности. Психологи утверждают, что деть ничего не хотят откладывать на потом. Они желают жить, а не готовиться к жизни, их интеллектуальные потребности должны удовлетворяться немедленно. Именно внешкольная деятельность дает детям такую возможность [12, 29].
Анализ современных средств и форм внешкольной деятельности для младших школьников свидетельствует о том, что они нацелены прежде всего на выявление и развитие лишь специальных способностей, которые возможны только при наличии естественных задатков. Это такие формы, как коллективы художественной самодеятельности, фестивали, концерты, выставки. Однако в формировании личности, способной к творчеству, не менее важным является вопрос развития общих способностей.
Главная особенность творческой личности — потребность в творчестве, которая становится жизненной необходимостью. Существенным для педагогики является понимание детского творчества как процессу усвоения материальных и духовных ценностей, которые накоплены человечеством. Именно при таких условиях и формируются качества творческой личности. Ориентация в качествах творческой личности дает возможность своевременно выявить творческие способности, сосредоточить внимание на их развитии, предостеречь их от угасания [19, 160].
Педагог И.Я. Лернер доказал, что практически всех детей можно научить творческого мышления, особенно, если начинать эту работу в младшем школьном возрасте. Он определил приемы нестандартного мышления, которые в то же время являются также процессуальными чертами творческой личности:
* самостоятельное перенесение знаний и умений в новую ситуацию;
* виденье новой функции знакомого объекта;
* виденье новых проблем в знакомых ситуациях;
* виденье структуры объекта [16, 228].
Если к этим чертам прибавить еще и высокий уровень творческого воображения, умственные способности, развитую память, совершенное мышление, точность движений, то этот перечень и будет складывать структуру общих способностей. Выявление и развитие общих способностей — актуальная проблема внешкольной работы, потому что, во-первых, достаточно развитые общие способности содействуют развитию специальных И дают возможность достигать значительных успехов в исполнении любой деятельности; во-вторых, развитие общих способностей гораздо меньше зависит от естественных факторов — задатков, потому что общие способности опираются на умственную деятельность. Следовательно, у всех детей с нормальным умственным развитием можно сформировать процессуальные черты творческой личности.
Внеурочная работа — это обязательная для выполнения деятельность учеников, направленная на расширение и углубление их знаний, умений и навыков, развитие самостоятельности, творческих способностей, интереса к изучению природоведения. Не следует отождествлять внеурочную работу с внеклассной, хоть они нередко переплетаются и дополняют друг друга. Внеурочная работа направлена на выполнение во внеурочное время заданий, предвиденных программой. Она обязательна для всех учеников. Это, например, проведение систематических наблюдений среди природы, работа на пришкольном учебно-опытном участке, в уголке живой природы [2, 27].
Особенностями внеурочных занятий следует считать: обязательность участия учеников в разных мероприятиях; содержание занятий не ограничивается рамками программы; методы и формы занятий основаны на творческой деятельности и интересах учеников.
Внеурочная работа — форма организации учеников для выполнения после уроков обязательных, связанных с изучением изобразительного искусства, практических работ за индивидуальными и групповыми заданиями учителя. Она направлена на решение заданий, предвиденных программой [3].
Организация внеурочных работ вызвана тем, что некоторые наблюдения и художественные задания, необходимые для усвоения программных понятий, не укладываются в рамки учебного расписания. Организация и управление работой должны осуществляться обязательно учителем, ее результаты должны использоваться на уроках. За ее выполнение, как и за другие виды учебной деятельности, ученики получают оценки.
Развитие наблюдательности связано с развитием конкретного и обобщенного мышления школьников.
Внеурочная работа может иметь характер предыдущего приобретения соответствующих знаний. Последствия опытов или наблюдений и собранный материал демонстрируются учениками во время уроков. Значительную помощь в организации и проведении разнообразных видов внеурочной работы может предоставить краеведческий уголок, в котором содержатся сведения о природе родного края, полезных ископаемых, водных ресурсах, растительном и животном мире, коллекциях, гербарии и тому подобное.
Для сознательного формирования изобразительных представлений и понятий учитель накануне экскурсии может предложить ученикам определенные виды внеурочной работы: ознакомиться в краеведческом уголке с растительным миром своей местности (деревьями, кустами, травами), поинтересоваться, какие растения преобладают в нашей местности, и какие особенности, важные для правильной передачи их на бумаге, присутствуют в их строении.
Наблюдение — это целеустремленное, планомерное восприятие объектов окружающей действительности, которое подчинено конкретно-определенным целям и требует волевых усилий. Ученик не просто должен слушать, а прислушиваться, не просто смотреть, а присматриваться, всесторонне рассматривать объект, чтобы создать необходимое представление о нем.
Наблюдение — это субъективная деятельность, овладение которой приводит к формированию умения наблюдать. С этим умением связанное развитие такого качества личности, как наблюдательность. Наблюдательность — это стремление и умение полнее всего замечать особенности предметов и явлений) в том числе и такие детали, которые кажутся внешне недостаточно заметные и на первый взгляд малосущественные, умения замечать незначительные отличия, изменения в предметах и явлениях. Наблюдательность — важная черта личности. Она влияет на структуру и содержание других психических процессов, поскольку наблюдательный ребенок больше воспринимает, глубже мыслит и понимает. Это облегчает усвоения знаний и умений, обеспечивает лучшие результаты в учебе, позитивные эмоции, развивает познавательные интересы [1, 91].
В процессе учебы наблюдение выступает одним из методов его организации. С позиции понимания метода учебы как дидактичной категории наблюдения является способом организации взаимосвязанной деятельности учителя и учеников и заключается в том, что учитель организует, стимулирует, осуществляет текущий контроль, анализирует, корректирует и оценивает целеустремленное, планомерное восприятие учениками объектов природы.
По форме организации деятельности учеников наблюдения классифицируются на фронтальных, групповых, индивидуальных. Фронтальные наблюдения осуществляются всем классом по одинаковому заданию под непосредственным руководством учителя. В процессе беседы дети осмысливают и конкретизируют объекты и цели наблюдений, актуализируют опорные знания и умения, определяют задачи и складывают план [5, 24].
Восприятие происходит на основе опорных знаний о предмете или явлении, за которыми ведется наблюдение. Актуализация их начинается во время постановки цели и планирования. Кроме того, детям сообщается дополнительная информация об объекте (значение, использование, условия существования и т.п.), которая расширяет их знания, вызывает позитивные эмоции или предопределяет создание проблемной ситуации.
Большое значение для наблюдений, особенно систематических, долговременных, имеет выбор конкретных объектов. Они должны быть знакомые школьникам, интересными и доступными для восприятия. Если это растения своей местности, то выбирают те, которые красиво цветут, дают плоды, используются человеком в разных целях, имеют красивый вид кроны, растут в таком месте, где их можно видеть издалека и подойти к ним близко. Тяжелее сделать выбор среди животных (птиц, зверел, насекомых и др.), нужно, чтобы учитель сам хорошо знал фауну своей местности : животных, которые живут здесь, места, в которых они чаще всего встречаются [3, 63].
Восприятие начинается с организации рассмотрения объекта в целом, чтобы у детей сложилось целостное представление о нем. Дальше организуется детальное рассмотрение тех его частей, какие предвиденные целями наблюдения. Он невозможен без ощущения разных признаков, свойств предмета или явления с помощью анализаторов. А это требует от детей овладения умениями пользоваться своими органами чувств, то есть умениями видеть, чувствовать, слышать. Кроме того,, чтобы назвать признаки, качества, свойства объекта, необходимые знания цветов, звуков, видов форм и др., то есть сенсорных эталонов. Умение распознавать разные признаки формируется как во время наблюдений, так и при применении других методов усвоения предметного содержания.
Сопоставления целого и частей в процессе наблюдения позволяет детям, во-первых, сознательно избегать случайных признаков во время восприятия. Например, ведется наблюдение за деревом, но ученики обращают внимание, что на нем есть гнездо птицы. В этом случае учитель должен актуализировать знание детей о внешнем строении дерева : «Какие части имеет дерево? Не забывайте, в какой последовательности их надо называть. (Корень, ствол (стебель), листья, цветы, плоды с семенами). Является ли гнездо птицы, что на дереве, его частью? Следовательно, нужно называть лишь признаки дерева». Во-вторых, осознавать воспринятые признаки в контексте целого образа (не перечислять их безотносительно), выделять в объекте основные, важные, существенные признаки, обобщать их [19, 125].
Содержание вывода и механизм умственной деятельности детей во время его формулировки определяется объектом и целями наблюдения. Различают несколько вариантов выводов, в частности если:
а) наблюдение ведется за конкретным объектом. Воспринимается отдельный признак, свойство. В выводе такого наблюдения отображается осознанная принадлежность части к целому. Вспомним пример наблюдения по цвету неба осенью. В этом случае вывод будет иметь такое содержание: осенью небо серого цвета;
б) наблюдение ведется за конкретным объектом. Воспринимается совокупность признаков, которые его характеризуют. В выводе отображается содержание одного представления об этом объекте (содержание отвечает цели). Чтобы его сформулировать, необходимо проанализировать воспринятые признаки, среди которых выделить случайные и свойственные ему. Первые пропускают, а вторые складывают описание-определение объекта. Например, второклассники наблюдают по внешнему виду березы весной. Вывод за наблюдениями: береза имеет белую кору с черными пятнами, высокий и тонкий ствол (стебель), цветы ее собраны в «сережки»; в) наблюдение ведется за группой предметов или явлений. Результатом является общее представление, где отображенные признаки, свойственные этой группе объектов.
Чтобы сделать вывод за наблюдениями относительно группы объектов, сначала ведутся наблюдения за отдельным объектом этой группы. В каждом из них воспринимаются признаки, предвиденные целями наблюдения. Дальше объекты сравниваются и определяются подобные признаки. Они складывают содержание вывода.
Источником важных для формирования навыков изобразительной деятельности знаний об изменениях в природе по сезонам есть наблюдение, что их проводят младшие школьники на экскурсиях, целевых прогулках, а позже и самостоятельно. В процессе непосредственного общения с природой развязываются образовательные, развивающие и воспитательные задания: формируются представления об окружающей природе; дети овладевают общепознавательными умениями и навыками (выделять в предметах их признаки, сравнивать группы предметов по одному признаку, замечать изменения в наблюдаемых объектах, делать выводы с помощью учителя); осуществляется воспитание учеников.
Использование краеведческого материала во время наблюдений дает возможность ученикам увидеть окружающую действительность в разнообразных связках, отношениях и зависимостях. Непосредственное общение с природой содействует развитию у детей наблюдательности, самостоятельности в приобретении знаний, заинтересованности в учебе. Каждый раз на основании наблюдений учеников проводятся обобщения.
1.3 Мотив и мотивация учебного процесса
Мотивация к учебе — одно из более главных условий реализации учебный — воспитательного процесса. Она не только содействует развитию интеллекта, но и является движущей силой усовершенствования личности в целом. Формирование мотивации у учеников к учебно-познавательной деятельности являются одной из главных проблем современной школы. ЕЕ актуальность обусловлена обновлением содержания учебы, постановлением заданий формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, познавательных интересов, жизненных компетенций, активной жизненной позиции, осуществления в единстве идейно — политического, трудового, морального воспитания учеников, введением профильной учебы в старших классах. Социальный заказ общества требует от заведений образования повышения качества учебы и воспитания, развитие и формирование конкуренто-состоятельного выпускника, предотвращение формализма в оценки результатов труда учеников и учителей.
Проблема формирования мотивации находится на стыке учебы и воспитания. Это значит что внимание педагогов и психологов должно быть не только направлено на осуществление учеником учебы но и на то, как и что происходит в развитии личности ученика в процессе учебный — познавательной деятельности. Формирование мотивации — это воспитание у детей и ученической молодежи идеалов, создания системы ценностей, приоритетов социально приемлемых в обществе, в соединенных с активным поведением ученика, который означает взаимосвязь между осознанными и реально действующими мотивами, единство слова, дела и активной жизненной позиции ученика.
Для того, чтобы построить научно обоснованную «педагогику мотивации» необходимо учитывать научные достижения современной психологии мотивации. Мотивация учебы состоит из многих аспектов, которые изменяются и вступают в новые соотношения (общественные идеалы, смысл учебы для ученика, его мотивы, цели, эмоции, интересы, уровень учебных достижений, когнитивные возможности). Поэтому становление мотивации есть не простой рост позитивного или негативного отношения к учебе, а образование сложных структур мотивационной сферы. Эти отдельные структуры мотивационной сферы (и сложные, диалектические отношения между ними) должны стать объектом управления со стороны учителя. На современном уровне психологической науки педагог не имеет права констатировать то, что ученик не хочет учиться, необходимо выяснить причину нежелания ученика учиться, какие аспекты мотивационной сферы у него не сформированы и какие психолого-педагогические средства влияния педагог должен использовать, чтобы сформировать у ученика мотивацию к учебный — познавательной деятельности.
Формирование мотивации учебы невозможно осуществить без учета вековых особенностей учеников и их индивидуальных психологических характеристик. Это значит, что педагог должен организовать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы решались задания развитию мотивационной сферы на определенном вековом этапе и подготовки учеников к следующему этапу развития личности. В связи с раскрытием резервов векового развития мотивации осуществляется личностно-ориентированный подход к учебе.
Создание развивающего пространства, в котором организация учебно-познавательной, научно-исследовательской деятельности учеников осуществляется с учетом психологических установок относительно формирования мотивационной сферы возможная при условии плодотворного сотрудничества педагогов со специалистами психологической службы.
Под мотивацией понимают совокупность побудительных факторов, которые определяют активность личности. Основными мотивами учебы у школьников является: личностное развитие, интерес, результат деятельности, желания в будущем стать квалифицированным специалистом, потребность в познании нового. [1]
Каждый из этих мотивов может вносить разный взнос в общую мотивацию, причем как позитивный, так и негативный. Изучение особенностей мотивационной направленности дает возможность выявить нарушение в системе взаимоотношений ученика и учителя и на этой основе разнообразить средства и методы учебы, ставить конкретные и реальные задания и цели (поскольку у ребенка может акцентироваться боязнь неудачи), осуществлять коррекцию психологической защиты, применять при необходимости позитивную оценку достижений, и тем же создавать наиболее оптимальные условия поддержки учебного процесса. [4]
Перспективу учебы ученики видят в возможности саморазвития, самореализации, расширения мировоззрения, достижении успеха, самостоятельности и независимости. Важность и польза занятий сочетает с любопытством, увлеченностью, интересом, а иногда с таинственностью и романтичностью.
Рассматривая мотивацию учебы школьников в динамическом ракурсе, выявлены определенные особенности отмеченного процесса.
В начальной школе учебная деятельность всех учеников поддерживается преимущественно за счет самоудовлетворения, роста самооценки, самоуважения, осознания необходимости учебы. Стимулом для этого является похвала, хорошая оценка. В старших классах этого уже иногда недостаточно. Лучшим средством является уважение, признание личности. [1]
Одним из действенных приемов стимулирования интереса к учебе есть создание ситуации успеха у школьников, которые испытывают трудности в учебе, которая достигается через, доступное на данном этапе задание, которое поддерживает уверенность в себе; уважение и признание ученика как личности; обеспечение благоприятной морально-психологической атмосферы в ходе выполнения заданий; эвристический и креативный подход к организации учебы; дифференциация помощи в исполнении заданий.
Поскольку мотивация школьников к учебе является одной из основных составляющих учебно-воспитательного процесса, то направленность действий любого учителя определяется его стремлением и жизненной необходимостью повысить уровень мотивации учебы учеников — от негативного и нейтрального к позитивному, ответственному, действенному. И в этом процессе определены общие приемы деятельности : разъяснение значимости учебы, раскрытия перспектив дальнейшей жизни, умелое применение поощрения и наказание, внедрение в процесс учебы дискуссий, использования интерактивных технологий. [2], [3]
При этом важное место занимают игровые технологии. Именно они объединяют в себе как эмоциональные (ситуация успеха, любопытство изложения материала, моменты соревнований), так и проблемно-поисковые (ситуация выбора, самоанализ, нестандартность предлагаемых в игре заданий, постепенное повышение их тяжести) стимулы.
Подбирая соответствующие учебной и воспитательной цели игровые формы, наблюдая и корректируя поведение ученика в ходе игры, учитель получает действенный способ диагностики и формирования мотивации учебы. Важной при таком подходе является направленность на самоорганизацию и проблему учебы. [1], [2]
Предотвращение низкой успешности — практическое задание, которое обязательно появляется перед каждым учителем, в каждой школе. В значительной степени успех в решении этой проблемы зависит от глубокого изучения характеров и жизненных обстоятельств детей, которые плохо учатся. В связи с этим возникает потребность в оптимизации учебы. Следует отметить, что у учеников накапливаются не только знание, умение и опыт творческой деятельности, но так же недостатки и пробелы в знаниях и навыках. Именно это и приводит к тому, что ученик начинает отставать в учебе. [3]
2. Клубы для учащихся как форма внеурочной работы как фактор обеспечения положительной мотивации учения на примере изучения русского языка во 2 классе
2.1 Клубы для учащихся как форма внеурочной работы
Формы внеурочной работы — это виды объединений, способы организации учащихся и педагогов для совместной деятельности после учебных занятий, а также конкретные просветительско-познавательные и воспитательные акции, рассчитанные на массовое или дифер ренцийовану ученическую аудиторией.
Следует различать внеурочную (внеклассную) воспитательную работу в школе и внешкольное воспитание внеурочной называется разнообразная образовательная и воспитательная работа, направленная на удовлетворение интересов и запросов млад ей, которую организует во внеурочное время педагогический коллектив школы внешкольной работы называют образовательно-воспитательную деятельность внешкольных учреждений для детей и юношества Задача внеурочной и позашкольной воспитательной работы: а) закрепление, обогащению и углублению знаний, расширение общеобразовательного мировоззрения, формирования научного мировоззрения, выработка умений и навыков самообразования б) формирование др. Тереса к различным отраслям науки, техники, искусства, спорта,, выявление и развитие индивидуальных творческих способностей и наклонностей в) организация досуга школьников, культурного отдыха и разумных ро решимость г) распространение воспитательного воздействия на учащихся в разных направлениях воспитания Содержание внеурочной и внешкольной работы: умственное, эстетическое, нравственное, правовое, экологическое, трудовое, занятия по труду и техники и профориентационной работы; занятия различными видами искусства, спортивно-массовая работа; игры и развлечения; внеклассное чтение Принципы организации позаурочнои и внешкольной воспитательной работы — это добровольное участие учащихся, развитие изобретательности и творчества, взаимодействие различных форм и видов Внеучебные объединения должны быть автономными и самобытным и, имеющейся ведущей идеей, добровольными, открытыми, иметь самоуправления, комфортный микроклимат, стиль взаимоотношений взрослых и учащихся «на равных», быть динамичными по составу, сотрудничать с разными позаурочными структурам турами.
Клуб, как место отдыха и развлечений детей возник в России в начале ХХ века. В первый период своего существования детские клубы рассматривались как досуговые учреждения. Большинство их предназначались для городских детей, которые значительную часть дня проводили на улице предоставленные сами себе. После Октябрьской революции эта форма детского учреждения не была ликвидирована, поскольку была приспособлена к задачам новой педагогики. Работа в них мыслилась как совершенно самостоятельная ветвь в общей системе социального воспитания и детский клуб строился более или менее изолировано от школы. В период реформирования школы возник промежуточный тип школы — школа-клуб. Период их бурного роста пришелся на 1918-1920 годы. В годы НЭПа, когда началось сокращение всех типов учебных и культурно-просветительных учреждений, стали закрываться и детские клубы.
Возрождение клубной работы приходилось на 1923-1924 годы. Это было связано с появление новых учебных программ, которые рассматривали клубную работу детей как неотъемлемую часть воспитательно-образовательной работы общеобразовательной школы. Методическое руководство клубной деятельностью взяла на себя педологическая лаборатория Московского отдела народного образования (МОНО) и Московское бюро юных пионеров. Поскольку главной задачей школы комплексные программы определяли изучение и строительство окружающей жизни, то и клубная работа строилась именно в этом направлении. Дети объединялись в кружки, комиссии, группы для коллективного разрешения намечаемых общественно-практических задач.
В марте 1925 г. Главсоцвос выпустил циркуляр о клубном дне в школе 1 и 2 ступени, в котором говорилось, что клубный день в школе может быть заполнен самым разнообразным содержанием, меняющимся в зависимости от местных условий и местных потребностей, от того или иного сезона и от масштаба работы комсомольской и пионерской организации, с которой связна школа. В методических рекомендациях МОНО отмечалось также, что центром клубного дня должна быть общественно-политическая работа детей. В содержание клубного дня входили работа различных кружков; массовая работа (игры, подготовка революционных праздников, вечера, выпуск газет, работа мастерских) и работа по самоуправлению.
Таким образом, в середине 1920-х годов детский клуб теряет свое значение как самостоятельное учреждение и становится формой работы общеобразовательной школы, в которой сочетались и образовательные и развлекательные элементы. Эта форма стала носить название клубного дня или клубных часов, выделявшихся из учебного плана школы.
Работа клуба делилась на два направления: самообразование учащихся и массовая деятельность. Процесс самообразования подчинялся содержанию комплексных программ, поэтому клубная работа этого направления становились частью учебного процесса. Самообразованием дети занимались в многочисленных кружках, таких как кружок юных натуралистов, кружок современности, сельского хозяйства, рассказчиков, метеорологии.
Массовая работа клуба заключалась в отчетных выступлениях кружков, обычно проходивших в феврале. Отчет производился перед коллективом школы. Обычно это были живые газеты, спектакли, концерты, лекции, спортивны выступления. Но кроме этого клуб участвовал в проведении различных кампаний (перевыборы в горсовет, общество «Долой неграмотность» и т.п.); организовывал подготовку советских праздников, издавал стенную газету, работал в школьной читальне, устраивал концерты и радио-вечера. Массовая работа проводилась и за стенами школы.
Занятия в кружках и клубах по интересам, так же как и факультативные занятия, предполагают определенную программу деятельности. Однако она менее строгая и допускает внесение существенных коррективов в зависимости от пожеланий детей, изменяющихся обстоятельств деятельности и других факторов. Кружковая и клубная работа строится на принципах добровольности, развития инициативы и самодеятельности детей, романтики и игры, учета возрастных и индивидуальных особенностей. Наряду с постоянно действующими формами организации внеучебной деятельности большое значение в структуре целостного педагогического процесса имеют и эпизодические мероприятия, такие, как олимпиады, викторины, конкурсы, смотры, соревнования, выставки, экспедиции и т.п.[4].
Кружок — основной и наиболее распространенный вид групповой внеклассной работы.
К принципам внеклассной работы в методической литературе относят принципы: взаимосвязи классных и внеклассных занятий, научной углубленности, практической направленности, занимательности, добровольности и равного права как сильных, так и слабых учащихся на участие во внеклассной работе, индивидуального подхода к каждому и развития творческих способностей.
Повышению интереса к внеклассной работе способствует занимательность. По мнению Абасова, занимательность (но, ни в коем случае не развлекательность) внеклассных занятий должна быть лишь педагогическим средством, но не целью работы [4]. Занимательность внеклассной работы связана с формой ее проведения, выбором методов и приемов работы, с использованием наглядности, интересных заданий, лингвистических игр, с привлечением интересных фактов.
Принцип равного права на участие во внеклассной работе всех учащихся требует сугубо индивидуального подхода к каждому ученику, оказания максимальной помощи, подбора специальных заданий, упражнений, форм работы.
2.2 Принципы работы КИДов в настоящее время
Начало XXI века характеризуется возрождением КИДов по всей России. Клубы стали появляться повсеместно: в школах, колледжах, ВУЗах, центрах детского творчества. Как правило, руководителями клубов назначаются преподаватели иностранного языка, чаще всего английского. Президент клуба избирается из числа учащихся. Как и в советское время, КИД — это добровольное объединение, созданное из числа учащихся образовательного или нескольких образовательных учреждений с целью формирования у детей установок толерантного сознания и выработки норм социального поведения, характерных для гражданского общества.
Для работы с КИДами педагогами и методистами разрабатываются программы, которые направлены на решение целого ряда задач; среди них:
познакомить с историей, культурой, жизнью и бытом народов России;
сформировать умение применять знания на практике — в интернациональных акциях, форумах дружбы, митингах солидарности, ассамблеях народов мира;
воспитать в детях гордость россиянина, уважение к народам, живущим в России;
развить познавательный интерес к различным отраслям знаний;
дать импульс к творчеству;
привить навыки коллективной работы на общую пользу;
научить взаимодействию и взаимопониманию в разновозрастном коллективе;
развить чувство причастности к государственным делам и международной политике;
привить детям дух миролюбия, устойчивость к этническим и религиозным конфликтам, неприятие экстремизма, национализма, расизма и фашизма.
Работа в клубе осуществляется по нескольким направлениям и секциям:
секция страноведения знакомит учащихся с культурой и традициями зарубежных стран, условиями жизни и учебы своих сверстников, молодежными организациями;
пресс-центр выпускает бюллетени, оформляет стенгазеты, посвященные отдельным событиям, ведет летопись работы КИДа;
почтамт „Дружба» помогает установить дружескую переписку, добиваться, чтобы переписка была регулярной, активисты помогают правильно оформлять письма;
лекторская группа — проводит лекции и беседы об истории, культуре различных стран, о международном молодежном движении;
поисковая группа — занимается сбором информации об истории развития интернационального движения в образовательном учреждении;
клуб путешественников осуществляет заочные путешествия по различным зарубежным странам;
исторический клуб призван воспитывать у учащихся уважительное отношение и интерес к русской культуре и истории, любовь и гордость к своему родному краю, чувства толерантности к истории и культуре других народов.
клуб внеурочный язык школа
2.3 Мотивация — побуждение учеников к активной учебной деятельности, производительному познанию содержания учебы
Формирование мотивов учения — это создание условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению; осознания их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы.
Формирование учебной мотивации — это побуждение учащихся к активной учебной деятельности, продуктивному познанию содержания обучения. Эта мотивация связана с таким понятием, как познавательная активность школьника. В структуре активности выделяют следующие компоненты:
готовность выполнять учебные задания;
стремление к самостоятельной деятельности;
сознательность выполнения задания;
систематичность обучения;
стремление повысить свой личный уровень.
Большая часть из этих компонентов у школьников с ЗПР отсутствует, поэтому их необходимо развивать. Развитие мотивов учения идет двумя путями: 1) через усвоение учащимися общественного смысла учения; 2) через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.
На первом пути главная задача учителя состоит в том, чтобы довести до сознания ребенка те мотивы, которые общественно значимы. Однако существуют мотивы, которые общественно незначимы, но имеют достаточно высокий уровень действенности. Примером может служить желание получать хорошие отметки. Многие учащиеся с отклонениями в развитии хотят получать хорошие отметки, не прикладывая к учебе особых усилий. Им необходимо помочь осознать объективную связь отметки с уровнем знаний и умений. И таким образом постепенно подойти к мотивации, связанной с желанием иметь более высокий уровень знаний и умений. Это, в свою очередь, должно осознаваться детьми как необходимое условие их успешной, полезной обществу деятельности.
Другой путь формирования учебной мотивации связан непосредственно с особенностями организации учебного процесса, т.е. когда имеет место мотивация процессом учения. Эти пути предназначены для работы со всем классом.
Но каждый ученик имеет свои особенности, в том числе — и в мотивационной сфере. В идеале пути формирования мотивов учения должны определяться с учетом исходного уровня учебной мотивации каждого учащегося и его индивидуальных особенностей. В любом классе коррекционной школы имеются ученики с отрицательным отношением к учебной деятельности, а также школьники с низким уровнем мотивации. Обратимся к уровням учебной мотивации, установленным в психологических исследованиях. Знание возможных состояний мотивационной сферы учеников поможет учителю более уверенно выбирать пути индивидуальной работы с ними. А.К.Маркова выделила следующие уровни развития учебной мотивации у школьников.
Отрицательное отношение к учителю. Преобладают мотивы избегания неприятностей, наказания. Объяснение своих неудач внешними причинами. Неудовлетворенность собой и учителем, неуверенность в себе.
Нейтральное отношение к учению. Неустойчивый интерес к внешним результатам учения. Переживание скуки, неуверенности.
Положительное, но аморфное, ситуативное отношение к учению. Широкий познавательный мотив в виде интереса к результату учения и к отметке учителя. Широкие нерасчлененные социальные мотивы ответственности. Неустойчивость мотивов.
Положительное отношение к учению. Познавательные мотивы, интерес к способам добывания знаний.
Активное, творческое отношение к учению. Мотивы самообразования, их самостоятельность. Осознание соотношения своих мотивов и целей.
Личностное, ответственное, активное отношение к учению. Мотивы совершенствования способов сотрудничества в учебно-познавательной деятельности. Устойчивая внутренняя позиция. Мотивы ответственности за результаты совместной деятельности.
Описанные уровни мотивации показывают направление процесса формирования мотивов.
Для развития индивидуальной позитивной мотивации в учебе необходимо выполнять следующие условия.
Первое условие:
Наиболее сильная позитивная мотивация возникает у ребенка в том случае, если деятельность владеет новизной.
Необходимо использовать новые учебно-методические комплексы. С абсолютно новым видом и типами заданий, с которыми ученики не сталкивались раньше.
Более слабым ученикам необходимо давать больше времени на выполнение заданий, и они менее сложны, а более сильным — меньше; задания усложнены. Слабее учится желательно давать задания, подобные тем, которые у них уже вышли, — для поднятия у них уверенности в собственных силах.
Нужно следить, чтобы деятельность учеников на уроке и во внеклассной работе была интересной и отвечала развивающему уровню домогательств школьников. Ведь дети любят участвовать в дискуссиях по заранее обусловливаемым правилам; в ролевых играх; им нравится разгадывать интеллектуальные задания.
Второе условие.
Наличие возможности для проявления что учатся самостоятельности.
Самостоятельная работа учеников окрашивает их деятельность эмоционально, вызывает разные внутренние переживания и тем же способствует развитию у них позитивной мотивации в учебе.
Также позитивную мотивацию можно поднять с помощью соревнования. Необходимо придумывать разные конкурсы и соревнования на основе темы, которая изучается.
Следует также развивать и мотивацию коллективных достижений. Этого можно добиться путем включения детей в парную и групповую работу. Результат коллективной деятельности зависит от готовности каждого члена коллектива включить собственные усилия в достижение общей цели.
Но что же делать с теми учениками, которые, несмотря на все учительские старания, не стремятся ни к каким достижениям. Немотивированный ученик станет мотивированным, если учитель станет общаться с ним, воспринимая его в позитивном свете. Не случайно психологи называют этот метод методом прогнозов, что сам выполняются.
И на заключение следует отметить, что большой потенциал несет в себе личность учителя. Ученик должен видеть на уроке влюбленность учителя в язык, который выкладывает, должен чувствовать уважение к народу — носителю языка, истории и обычаев страны языка. Ученики долго помнят того учителя, который умел использовать любознательность и настойчивость детей, потому что она удовлетворяется лишь в радостной коммуникативной атмосфере взаимодействия учеников и учителя, который сумел научить их преодолевать трудности, которые появляются в разных жизненных ситуациях, то есть воспитал у них настойчивость, волю, старательность, научил самостоятельно ориентироваться в современной жизни. Системность, настойчивость и воля необходимы составу процесса развития школьника, суть которого состоит из того, что все это предоставляет конкретную выдающуюся целенаправленность и общественную значимость.
Заключение
Учитель в своей работе может и должен использовать все положительное, что есть в практике учителей, работающих с целью формирования мотивации учащихся. Учебный процесс по содержанию, форме подачи материала должен быть гибким и преследовать одну из главнейших задач обучения — сделать усвоение знаний учащихся прочным, осмысленным, а саму учебу — желанной, доставляющей радость.
На наш взгляд, формировать адекватные учебной деятельности мотивы нужно не только в экспериментальном порядке, а в ходе постоянной каждодневной работы.
Работа по формированию мотивов учения у младших школьников должна быть ориентирована, прежде всего на развитие устойчивости имеющейся положительной мотивации к изучению русского языка, полученной на начальном этапе обучения.
Определяющая роль творческих заданий в формировании положительной мотивации к изучению английского языка заключается в том, что:
— учащиеся ощущают рост языковых умений и навыков, являясь активными участниками образовательного процесса, самостоятельно определяя форму представления учебного материала и его содержательное наполнение;
— чередование творческих заданий разного вида и уровня сложности позволяет снимать возникающие в процессе учения мотивационные блокировки;
— учебное творчество, представленное в различных видах, позволяет ученикам с самыми разными способностями и склонностями найти возможность самореализации в ситуации успеха;
— творческие задания дают возможность непосредственного участия школьников в продуктивной деятельности, что стимулирует их к дальнейшему развитию и самосовершенствованию;
— выполнение заданий возрастающего уровня сложности приводит к преобразованию познавательных мотивов учения от простых форм (любопытство, любознательность) к более сложным (интерес, интеллектуальные мотивы).
Для воспитания интеллектуальных мотивов учения наиболее эффективна технология проектов, основанная на применении системы творческих заданий стимульно-продуктивного, эвристического и креативного уровней в сочетании с приёмами эмоционально-интеллектуального стимулирования: созданием оптимистической перспективы, реализацией потенциала личности в ситуации успеха, использование индивидуальных, парных, групповых и коллективных форм работы, создание благоприятного микроклимата в учебной группе, организацию содержания учебного материала творческого характера.
На основе проведенного исследования, можно сделать вывод о творчестве, как о способе положительной мотивации учения. Тем самым показано, что роль учебного творчества в формировании устойчивой познавательной мотивации учения вплоть до высшей формы её проявления — интеллектуальных мотивов — является определяющей.
КИД как форма проведения внеклассного занятия дает учителю возможность применять самые разнообразные средства и формы работы для совершенствования знаний учащихся по целому ряду учебных предметов.
Глоссарий
Мотив |
(лат. moveo — двигаю) — это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Для осознания мотива требуется внутренняя работа. |
||
Мотивация |
(от lat. movere ) — 1) побуждение к действию; 2) динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; 3) способность человека через труд удовлетворять свои материальные потребности. |
||
Мотив учения |
направленность учащегося на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней. |
||
Педагогика |
(греч. рбйдбгпгйб) — наука о воспитании, обучении и образовании человека. |
||
Потребность |
внутреннее состояние функциональной или психологической нужды или недостатка чего-либо для поддержания жизнедеятельности объекта, субъекта, индивида,социальной группы, общества. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации. |
||
Рефлексия |
(от позднелат. reflexio — обращение назад) — обращение субъекта на себя самого, на своезнание или на свое собственное состояние. |
||
Самоактуализация |
(от лат. actualis — действительный, настоящий) это непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы и т.п., как более полное познание и, стало быть, приятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности. |
||
Самодетерминация |
(self- determination) Психология как наука построена на допущении, что все поведениеявляющихся закономерным, что оно детерминировано некоторым набором сложных, пусть даже не до конца понятных, сил. |
||
Самореализация |
в иерархии потребностей А. Х. Маслоу — высшее желание человека реализовать свои таланты и способности. |
||
Самореализация человека |
это разумные поступки, которые избегают крайностей и держатся золотой середины. Поэтому основная добродетель — это умеренность и благоразумие. |
||
Учебная деятельность |
ведущая деятельность младшего школьного возраста, в рамках которой происходит контролируемое присвоение основ социального опыта, прежде всего в виде основных интеллектуальных операций и теоретических понятий. |
||
Цель |
это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком. |
Список использованных источников
1. Абасов З.В. Форма обучения — групповая работа. М.: Просвещение, 1998. 340 с
2. Абдрахманова А.С., Изакова А.Т. Проблема эффективности и результативности процесса обучения и их диагностика // Вестник НАПК, 2005, №2
3. Белогрудова В. П. Об исследовательской деятельности учащихся в условиях проектного метода. — ИЯ в школе № 8, 2005 г.
4. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. — М. :Просвещение, 2010.
5. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. Ї М.: Просвещении, 2009. Ї (Стандарты второго поколения).
6. Дереклеева Н.И. Справочник завуча: Воспитательная работа. 5-11 классы. — М., 2006.
7. Журнал «Директор школы», № 8, 2001.
8. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2006. — С. 67.
9. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Серия Мастера психологии. -/Издатечьство «Питер», 2000.
10. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике.- М.- Ростов-на-Дону: “МарТ”, 2005.
11. Курятов В.М. Как организовать обучение в малых группах. Спб.: Педагогика, 2000. 201 с.
12. Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебная тетрадь для первоклассника. В 2-х ч. — М. Издательский дом. С-инфо; Издательство «Баласс», 2006.
13. Макарова Т.Н. Планирование и организация методической работы в школе. М., 2002 г.
14. Маркова А. К. и др. Формирование мотивации учения. — М.; Просвещение, 1990.
15. Якиманская И.С. Личностно — ориентированно обучение в современной школе.- М., 1996.
Размещено на