Выдержка из текста работы
Руководитель___ |
Тихонова Ольга Святославовна |
( |
|
) |
|
(ученая степень, должность, фамилия, инициалы) |
|
Подпись
|
|
Рецензент |
|
( |
|
) |
|
(ученая степень, должность, фамилия, инициалы) |
|
Подпись |
|
|
Выполнил(а):
Агапова Елена (заказала и не оплатила)
Подпись_____
курс, группа №
Допущена к защите Заместитель директора ___________ /___________________ |
Работа заслушана на заседании ГЭК
«_ »________ 20_ г.
Работа оценена:________________
прописью
Председатель ГЭК_____________
Подпись
г. Дубовка-20__ г.
Оглавление
1.1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫРАЩИВАНИЯ ДЕКОРАТИВНЫХ ПОРОД СОБАК 5
1.2. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ И ДРЕССИРОВКИ ДЕКОРАТИВНЫХ ПОРОД СОБАК.. 12
1.3. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ДЕКОРАТИВНОЙ ПОРОДЫ СОБАК АНГЛИЙСКИЙ БУЛЬДОГ.. 23
1.4. СТАТИ ПОРОДЫ И ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА.. 25
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ.. 29
2.2. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ И ДРЕССИРОВКИ.. 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ… 41
ВВЕДЕНИЕ
Собаководство в настоящее время приобретает важное значение в различных отраслях народного хозяйства. Потребности в развитии сельскохозяйственного, служебного, декоративного, спортивного и специального собаководства возрастают, так как эти животные — незаменимые помощники человека.
Трудно перечислить все разнообразные формы использования собак, а также их роль в обогащении духовного мира людей. Они участвуют в охране народнохозяйственных и других объектов, в том числе государственной границы. Сыскное собаководство оказывает неоценимую помощь работникам системы МВД. Значительна помощь собаки в сельском хозяйстве, в жизни народностей Крайнего Севера и экспедициях. При отгонном пастбищном содержании в республиках Средней Азии и Кавказа чабанские собаки охраняют отары овец от нападения хищников, облегчают труд пастухов в период перегонов и пастьбы животных. Собаки выполняют задания геологов, водолазов, связистов, инвалидов, санитаров, спасателей и так далее. Наряду с использованием собак в различных отраслях народного хозяйства они имеют большое значение в других направлениях — цирковом, декоративном и любительском, а также научных исследованиях.
Многие научные открытия связаны с участием собак. Например, экспериментальные исследования академика И. П. Павлова в области высшей нервной деятельности дали возможность полученные данные положить в основу объяснения психической и физиологической деятельности человека и. животных. На собаках предварительно изучалось и проверяется действие многих лекарственных веществ [4].
В мире существует множество пород собак, отличающихся своим характером, особенностями внешнего вида, поведения. Потому перед покупкой собаки следует тщательно продумать, какая порода подойдёт именно вам. Собака должна соответствовать требованиям своего хозяина, его характеру, привычкам. Человек выбирает собаку «под себя».
В условиях города не всегда можно позволить себе завести собаку. Но существуют породы, которые будто бы специально созданы для жителей мегаполисов – это декоративные породы собак. Размером примерно с кошку они очень хорошо вписываются в активную жизнь больших городов. Но воспитание и дрессировка таких собак имеет свои особенности, не зная о которых, можно допустить множество ошибок в выращивании собаки.
В связи с описанной выше актуальностью, была сформулирована цель работы – описать особенности выращивания, воспитания и дрессировки собак породы английский бульдог.
Объектом исследования является собака породы английский бульдог.
Предметом исследования выступает организация выращивания, воспитания и дрессировки собаки породы английский бульдог.
В данной работе рассматриваются различные характеристики, а также сформированы общее и частное представление о декоративных породах. Так же особое внимание уделяетсятаким вещам, как особенности и специфика дрессировки, воспитания и ухода за ними, как на общем примере, так и в частности на одной из пород. Коей послужит мне для рассмотрения Английский бульдог.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
— сформировать представление о декоративных породах собак;
— рассмотреть особенности дрессировки, воспитания и ухода для декоративных пород собак;
— рассмотреть особенности на примере одной из пород декоративных собак – Английский бульдог.
Так же в данной работе я воспользуюсь методами исследования, такими как: изучение и анализ научной литературы, а также непосредственнымнаблюдение и изучение одной из пород (Английский бульдог). Где опишу все ее особенности, начиная с ее выведения и заканчивая организацией выращивания, воспитания и дрессировкой щенков.
ГЛАВА I
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫРАЩИВАНИЯДЕКОРАТИВНЫХ ПОРОД СОБАК
Выведение комнатно-декоративных пород собак часто шло просто путем миниатюризации крупных пород. Таковы левретка, той-терьер, той-пудель, померанский шпиц, кинг-чарлз-спаниель и другие. Многие из этих пород сохранили и рабочие качества. Существуют также очень древние породы, выведенные только для украшения жизни человека. Это пекинес, японский хин, чихуахуа… Для этой цели таких маленьких и забавных собачек европейцы разводили еще во времена Римской империи, а на Востоке — еще раньше, например, разводить и держать пекинесов мог только сам китайский император. Нарушение запрета каралось смертной казнью. Когда китайская императрица входила в тронную залу, тотчас сто песиков вставали на задние лапки и ожидали в такой позе, пока императрица не займет свое место. Королевские дворы средневековой Европы были буквально заполнены комнатными собачками, так как было модно, чтобы знатная дама появлялась в обществе с крошечной собачкой на руках. А на Тибете далай-ламы поручали собачкам породы лхаса-апсо крутить молитвенное колесо.
В городе часто нет условий для того, чтобы держать даже среднюю собаку. И маленькие комнатные песики часто являются единственной возможностью реализовать мечту о собаке. Некоторых собак можно приучить дома к туалету, как кошек, если нет возможности гулять с ними. Но не стоит думать, что содержание таких собак — простое дело. Большинство собак декоративных пород отличаются нежным сложением и шерстью, которая требует тщательного, заботливого ухода. Часто они капризны в еде, но в этом виноваты, как правило, не собаки, а избаловавшие их хозяева.
Несмотря на небольшие размеры, это тоже собаки, и к ним применимы все те же рекомендации по воспитанию, что и для других собак. Избалованная, невоспитанная «мелкота» может стать настоящим «комнатным террористом».
Пожалуй, самыми многочисленными среди декоративных собак являются пудели. Изначально это охотничья порода: пудели доставали из воды подстреленную дичь и приносили ее охотнику. Теперь зачастую прическам этих собак уделяют больше времени, чем их исключительному интеллекту и спортивному прошлому. Впрочем, и сейчас этих собак очень любят цирковые артисты: из длинной шерсти пуделей получаются оригинальные прически, а трюкам пуделя и обучать почти не нужно — он все делает сам, и с превеликим удовольствием.
Мелкие породы собак имеют некоторые особенности в своей физиологии и, соответственно, в содержании. Щенки мелких пород растут более интенсивно, и достигают половой зрелости и взрослого экстерьерного вида гораздо раньше щенков средних или крупных пород, приблизительно, к 8-10 месяцам. Визуально это уже достаточно взрослая собака. Для того чтобы вырастить щенка за такой короткий период времени до размера взрослой собаки, ему необходимо и большее количество энергии, и более легкоусвояемая пища. Поэтому, корма для щенков мелких пород должны быть более калорийными и содержать в себе повышенное количество всех питательных компонентов, по сравнению с кормами для щенков крупных пород собак. Соответственно, эти корма считаются и более вкусными, потому что повышенная калорийность обусловлена жирами, а жиры делают вкус корма более привлекательным.
Собак мелких пород, называемых той-породами («игрушечными» породами), хозяева заводят на роль домашних любимцев. Чаще всего они бывают очень избалованными и в некоторой степени капризными. Поэтому, задача кормов и задача хозяина – добиться, чтобы их питомец кушал. Капризную собаку накормить тяжело, потому что она не станет есть любой корм. Именно поэтому корм и должен быть вкусным и потребляться с удовольствием. Но в первую очередь, он должен быть полезным, направленным непосредственно на развитие здорового организма. Соответственно, калорийность такого корма будет выше. Корма для мелких пород собак изначально идут с маленькими гранулами, для удобства их потребления животным. По этим причинам корма для средних и крупных пород не подходят для кормления данной категории собак.
Так как щенок достигает половой зрелости и взрослого экстерьерного вида достаточно рано, то и перевод на корма для взрослых животных происходит гораздо раньше, чем у средних и крупных пород. Указанные на упаковке рекомендации о том, что кормом для щенков надо кормить до года, в данном случае следует пересмотреть. Хозяин должен ориентироваться по своему питомцу. Если щенок экстерьерно сформировался к 10 месяцам и на корме для щенков начинает полнеть, то его срочно надо переводить на корм для взрослых собак. Лучше это сделать не дожидаясь начала процесса ожирения. Как правило, сук после первой течки можно переводить на взрослый корм. У кобелей чуть сложнее: надо смотреть по экстерьеру и общему состоянию животного. В любом случае, необходимо постоянное внимание хозяев.
К категории взрослых животных, как правило, относятся собаки в возрасте до 7-8 лет, иногда до 9 лет у мелких пород. В разряд «сеньоров», пожилых их переводят гораздо позже, чем собак средних и крупных пород. То есть, растягивается во времени период «взрослости», когда животное взрослое, репродуктивное и относится к категории Adult. Корма для этой категории животных тоже должны быть вкусными, поскольку за 6-8 лет кормления одним и тем же кормом, некоторые собаки периодически перестают его потреблять. И здесь возникает проблема: либо давать корма более калорийные, за счет жировых калорий, благодаря которым корму и придается вкус и запах, либо предложить питомцу альтернативу в виде консервированного корма этой же категории – для взрослых животных.
К сожалению, заболевания зубов свойственны собакам мелких пород. Специализированные корма снижают риск заболевания зубов, но не избавляют хозяев от данной проблемы. Наличие в гранулах специальной жесткой клетчатки позволяет механически снимать налет с зуба на который потом налипает все, что остается во рту, включая белки слюны, которые в норме там присутствуют. Но ни один корм не может достать до границы десны и зуба. Соответственно, это место все равно подвержено риску образования зубного налета, и его, все равно, придется чистить зубной щеткой. Для мелких пород собак единственным методом полного предотвращения образования зубного камня является регулярная чистка зубов. Корма помогают хозяевам в промежутках между чисткой зубов, когда нет возможности чистить их ежедневно. Конечно, лучше чистить зубы два раза в день, как и себе, поддерживая полость рта в более или менее хорошем состоянии.
Именно специальные корма помогают бороться с зубным налетом, потому что очень незначительный процент собак разжевывает маленькие гранулы. Как правило, они их просто заглатывают, чуть-чуть погоняв гранулы корма во рту. К тому же, у обычных кормов структура гранул такая, что при малейшем надавливании, то есть при попадании между зубов, они крошатся и, естественно, сразу же проглатываются. А корма для снятия зубного налета, благодаря своему большему размеру и пористой структуре, дают возможность животному именно погрузить зуб внутрь гранулы, за счет чего происходит механическая очистка зуба.
Все готовые корма изначально, особенно, если это корма супер-премиум класса, полностью сбалансированы по своему питательному профилю. Это означает, что и витамины, и минералы содержатся в них в количестве, необходимом для данной возрастной категории. Для щенков, естественно, содержание в корме и кальция, и фосфора, и магния, и цинка, и витаминов всех групп – жирорастворимых, и водорастворимых – увеличено по сравнению с кормами для взрослых собак. Поэтому, введение дополнительно того же самого творога как источника кальция не имеет смысла и будет даже вредно. Добавляя кальций в рацион, хозяин забывает, что, правильное усвоение костной тканью кальция возможно только при наличии определенного количества фосфора. Если этот баланс, который во всех готовых кормах соблюден, нарушается, то получается, что кальций не усваивается, а наоборот способствует образованию более хрупкой кости. Изменяется развитие костной ткани, и она в дальнейшем, во взрослом состоянии будет более хрупкой, более рыхлой. Поэтому, дополнительное введение минеральных подкормок, особенно в период роста, чревато проблемами во взрослом и пожилом возрасте. Что касается витаминов для растущего организма: группа В и витамин С – водорастворимые витамины – помимо того, что они содержатся в корме, у собак они способны вырабатываться в организме. Микрофлора, содержащаяся в кишечнике, способна вырабатывать эти витамины, которые потом усваиваются через стенки кишечника. И в печени у собак вырабатывается витамин С. Поэтому, дополнительного введения, как правило, собаке не требуется. Для спокойствия хозяина, эти витамины можно вводить в дозировке 1/3 от указанного на упаковке. Эта дозировка, которая с легкостью при избытке будет выводиться с мочой, поскольку это водорастворимые витамины. Жирорастворимые витамины имеют свойство накапливаться в организме, а жир из организма так просто не удаляется. Поскольку жирорастворимые витамины содержатся в готовых кормах, то с ними надо быть предельно аккуратными. Щенкам я бы не рекомендовала их добавлять, а взрослым собакам их можно давать дополнительно к корму только по необходимости и под строгим контролем. Например, если у животного наблюдаются проблемы с кожей и шерстью, когда требуется улучшить их состояние. Надо использовать качественные витамины, хорошей очистки и в дозировке от 1/3 до половины, указанной на упаковке.
Комплекс витаминов для кожи и шерсти, помимо жирорастворимых витаминов (А, D, Е) содержит полиненасыщенные жирные кислоты, и основой для таких витаминов, как следует из названия, служат масла. Это надо учитывать, поскольку это лишняя калорийность к корму и лишняя нагрузка на поджелудочную железу. Собака на этих подкормках может начать набирать вес. Для собак, страдающих плохим аппетитом, это может быть актуально. Но для животных, которые отличаются отменным аппетитом и, при этом, очень сильно «любимы» хозяевами и подкармливаются постоянно чем-нибудь лакомым, употребление этих витаминов чревато возникновением проблем с набором лишнего веса. При подготовке к выставке эти витамины рекомендованы при проблемах с шерстью. Но давать их надо только курсом не более четырех недель. Точнее, от двух до четырех недель, чаще две-три недели, четыре – это максимум. Затем следует перерыв в четыре-шесть недель. Как я уже сказала, эти витамины имеют свойство накапливаться в организме, и организм должен со временем растратить эти запасы. Иначе может возникнуть гипервитаминоз, а это иногда еще хуже, чем авитаминоз. По клиническим признакам и визуально, по животному будет тяжело сказать: у него недостаток или переизбыток витаминов. Визуально и то, и другое заболевания очень похожи. И определить, в какую сторону сместилось равновесие в витаминах, будет очень тяжело.
Сейчас существуют три основные разновидности пуделя: большой, средний (малый), карликовый и той-пудель. У нас в стране большие пудели раньше считались служебными собаками. Они вполне успешно проходили общий курс дрессировки и некоторые специальные службы; правда, для защитно-караульной службы злобности у них было маловато… Теперь все пудели — и большой, ростом до 70 см, и той, меньше 25 см, — декоративные собаки. По окрасу различают черных, белых, коричневых, серебристых и абрикосовых пуделей. По качеству шерсти — курчавых и шнуровых. Шерсть пуделей требует регулярной стрижки (пудель не линяет), причем, прически строго определены стандартом: классическая или модерн. В некоторых странах существуют специальные программы обучения и дрессировки пуделей, по которым проводятся испытания. Такая дрессировка очень полезна, так как пудель — умная собака, и если его ум не развивать, он становится агрессивным, неуправляемым или невротиком. По наблюдениям А. Брэма: «Пудель прекрасно различает людей, запоминает, при каких обстоятельствах он встречался с тем или другим лицом, отличает друзей и врагов своего хозяина, знает названия самых разнообразных предметов, — словом, обнаруживает почти человеческую смышленость».
Почитателями пуделей были многие известные люди: французская писательница Жорж Санд, великий композитор Людвиг ван Бетховен (который написал «Элегию» на смерть своего пуделя), а французская королева Мария Антуанетта даже считается изобретательницей классической стрижки пуделя «под льва». Именно от помеси пуделя с другими небольшими собачками (шпиц, болонка) произошли различные породы наших косматых собачек.
Почти также, как пудели, популярны бульдоги. Английский бульдог был выведен в XVI веке в Англии для травли быков. Предками бульдогов, вероятно, были мастифы. Когда в 1835 году бои собак с быками были запрещены, бульдогам нашли другое применение.
Современный английский бульдог сильно отличается от «бычьей собаки». Свирепый вид его обманчив, наоборот — это ласковая, милая, спокойная собака. Однако бульдог может постоять за себя, а специально обученный — и за хозяина. Это собака, скорее, среднего размера: рост — 30-35 см, форма тела — квадратная.
Французский бульдог — тоже древняя и самостоятельная порода, хотя есть мнение, что французский бульдог выведен из английского. Достоверных данных о его происхождении нет. Французский бульдог меньше английского и отличается от него темпераментом примерно так же, как француз отличается от англичанина.
Среди декоративных собак много терьеров. Некоторые из них были выведены специально как декоративные. Например, йоркшир-терьер появился всего около 100 лет назад на севере Англии. Предками йорка были скай-терьеры, возможно, мальтийская болонка, и другие терьеры. Но даже чисто декоративные терьеры сохранили все признаки «настоящих»: они прекрасные охотники, отважные бойцы и преданные друзья.
Группа шпицев родственна лайкам — они тоже относятся к группе северных собак. Эта группа объединяет довольно много пород собак, которые отличаются размером и окрасом, но все они имеют заостренную морду, острые стоячие уши и пушистый хвост, свернутый в тугое кольцо. Шпицы обладают прекрасными охранными качествами, даже самый маленький шпиц — очень чуткий сторож. Шпицеобразные собаки известны со времен Римской империи, но систематическое разведение их различных пород началось только в конце прошлого века в Германии [5, 6, 20].
1.2. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ И ДРЕССИРОВКИ ДЕКОРАТИВНЫХ ПОРОД СОБАК
Дрессировка этой группы собак имеет свои особенности. Сравнительно крупных собак, таких как пудель, чау-чау, миттельшнауцер и др., нужно дрессировать на существующих дрессировочных площадках, мелких, как правило, дрессируют в квартире, возле дома, на даче, садовом участке и в поле. При дрессировке применяют в основном вкусопоощрительный метод.
Применение контрастного метода при дрессировке комнатно-декоративных собак не рекомендуется, поскольку характерные для него способы механического воздействия на собаку, такие как рывок поводком, удар хлыстом, воздействие электрическим током и т. п., приводят, как правило, к негативным последствиям: собака становится агрессивной или боязливой, и обучение не доставляет ей больше никакого удовольствия. Лучше всего, если занятия с собакой будет проводить владелец, причем в форме игры, с обязательным поощрением хорошо выполненного собакой приема. При дрессировке не рекомендуется применять окрики и наказания. В то же время нельзя поощрять собаку лакомством, если она этого не заслужила. Дрессировщик не должен переоценивать возможности своей собаки, наивно полагая, что она прекрасно понимает человеческую речь, поэтому ей достаточно один раз объяснить, чего от нее хотят. К сожалению, это не так, поэтому не спешите упрекать ее в лености и нерадивости. Лучше попытайтесь критически осмыслить свои действия и поведение.
Декоративные собаки весьма разнообразны по своему характеру (правда, то же самое можно сказать и о служебных и охотничьих). Каждой собаке необходима своя система обучения, разработанная с учетом ее индивидуальности. Так, одни собаки ласковы и послушны, а другие упрямы и строптивы, и обращаться с ними при отработке навыков нужно по-разному.
Щенков декоративных собак дрессируют так же, как щенков всех остальных пород. Поэтому здесь мы остановимся подробнее на отработке только игровых навыков. Дрессировка не должна быть слишком продолжительной. Со временем собака устает и ее интерес к работе снижается. Каждый прием и упражнение нужно повторять не более трех раз подряд. Выдержка собак в том или ином положении должна быть от одной до шестидесяти секунд. Часто владельцы собак задают вопрос: стоит ли отдавать декоративную собаку частному лицу-дрессировщику для выработки тех или иных навыков?
Практика показывает, что лучше этого не делать. Дрессировать основным навыкам послушания лучше всего владельцу или члену его семьи. Если владельцу это дело наскучило или он не может по тем или иным причинам продолжать занятия, пусть этим займется один из членов его семьи, но сам владелец в дальнейшем в дрессировке никакого участия принимать не должен. Собака должна признавать только одного дрессировщика.
Основные требованию к владельцу-дрессировщику:
1. Хорошо знать характер своего воспитанника.
2. Воля и настойчивость воспитателя должны быть непоколебимы, а терпение безгранично.
3. Ни в коем случае не допускать проявления злобы и недовольства.
Приучение собаки к знанию членов семьи. При обучении этому навыку применяют команду «Иди к Мише!» (естественно, что вместо имени Миша можно называть имя любого другого члена семьи).
Услышав команду, названный по имени член семьи берет со стола приготовленные кусочки лакомства так, чтобы это видела собака, и отходит от дрессировщика в другой конец комнаты [19].
Дрессировщик, подавая команду «Иди к Мише!», подводит собаку к названному члену семьи. Миша дает собаке лакомство, дрессировщик также одобряет ее действия возгласом «Хорошо!» и оглаживанием. Это упражнение повторяют несколько раз, пока собака не начнет сама после команды подходить к тому лицу, которое было названо по имени.
Затем упражнение усложняют. Названный по имени член семьи должен находиться в другой комнате, дверь в которую открыта. Все члены семьи в этот период должны заниматься своим обычным делом, не обращая внимания на собаку и не отвлекая ее внимание. Услышав команду «Иди к Мише!», собака подходит к названному лицу и получает от него лакомство. Все другие члены семьи делают равнодушный вид и, если собака подходит к ним, лакомство не дают. Увидев, что собака подошла не к названному лицу, дрессировщик останавливает ее повторной командой «Иди к Мише!», но в более строгой интонации голоса.
Такими приемами собака последовательно должна быть отдрессирована на каждого члена семьи. Когда собака научится отличать по имени одного члена семьи от другого, навык усложняют — учат ее приглашать к дрессировщику члена семьи. Для этого команду «Иди к Мише!» заменяют на команду «Позови Мишу!» (Миша находится в другой комнате). Увидев, что собака пошла к названному им лицу, дрессировщик идет вслед за ней и, если собака не ошиблась в своем выборе, подает ей команду «Голос!». За выполнение этой команды собака получает лакомство как от названного лица, так и от дрессировщика.
Усвоив навык, собака получает лакомство только от члена семьи, а дрессировщик поощряет собаку лакомством только тогда, когда все трое придут в ту комнату, откуда собака была послана.
Приучение собаки давать лапу (команда «Дай лапу!»). По команде «Сидеть!» собака должна сесть на указанное ей место. Затем ей несколько раз дают команду «Дай лапу!». При этом дрессировщик осторожно подталкивает одну из передних лап рукой. Осторожно, чтобы не причинить собаке боли, берут одну из ее ног выше запястья и слегка приподнимают вверх (примерно до уровня плеча). После небольшой выдержки, как только собака поймет, чего от нее хотят, дают лакомство и лапу опускают.
После нескольких таких повторений у собаки образуется условный рефлекс, и по команде «Дай лапу!» она будет поднимать и протягивать одну из лап дрессировщику. Сначала просят дать одну и ту же лапу, затем, когда это будет твердо усвоено, усложняют навык, давая собаке команды «Не эту, дай другую!», «Дай правую лапу!» или «Дай левую лапу!». Если собака дает не ту лапу, которую просят, то лакомство она не получает. При правильном выполнении команды ее поощряют возгласом «Хорошо!» и дают лакомство.
Приучение собаки ловить подброшенный кусок (команда «Лови!»). Прежде чем приступить к отработке этого навыка, необходимо возбудить аппетит собаки каким-либо лакомством, например кусочком мяса, сыра, печенья и т. д. Бросать кусок лакомства вверх нужно так, чтобы собака могла легко поймать его на лету. Этот навык собака лучше всего усваивает в присутствии других собак, которые будут прыгать вместе с ней, пытаясь схватить лакомый кусок. Если собаке не удалось поймать лакомство с лета, ее не поощряют. Дрессировщик берет кусок лакомства с пола и вновь подбрасывает его. Когда собака научится правильно рассчитывать свои прыжки, высоту бросков увеличивают. При каждом броске следует давать команду «Лови!».
После усвоения навыка «Лови!» лакомство заменяют мячом, диаметр которого должен быть больше диаметра раскрытой пасти собаки. Наиболее пригоден для этой цели шершавый теннисный мяч, который нелегко разгрызть или проглотить. Ударяя мяч о пол, дрессировщик посылает его вверх и дает собаке команду «Лови!». Успешные действия собаки также поощряют лакомством и поглаживанием. После усвоения собакой навыка с ловлей лакомства и мяча ее можно обучить еще одному игровому элементу. Собаку усаживают по команде «Сидеть!». Кладут ей на нос кусочек лакомства. По команде «Тише!» или «Не шевелись!» собака должна сохранять полную неподвижность, чтобы не уронить с носа лакомство.
Чтобы облегчить усвоение навыка, можно первое время поддерживать голову собаки за нижнюю челюсть. Затем по команде «Раз, два, три!» подталкивают снизу морду собаки. При этом положенное на нос лакомство летит вверх, одновременно дают команду «Лови!».
Приучение собаки сидеть на задних лапах (команда «Служи!»). По этой команде собака должна сидеть на задних лапах, держа вертикально туловище и прижав к телу передние ноги. Лучше всего обучать собаку этому приему в одном из углов комнаты. Собаку сажают на задние лапы по команде «Сидеть!». Затем, дав команду «Служи!», дрессировщик приподнимает собаку за туловище, а не за передние конечности и прислоняет ее спиной к стенам так, чтобы собака имела опору. Повторно дав команду «Служи!», дрессировщик поддерживает собаку одной рукой под грудь, держа лакомство другой рукой. Если собака не может удержаться в таком положении, ее поддерживают за передние лапы, одновременно повторяя команду «Служи!» в строгой интонации. Если собаке удается хотя бы две-три секунды удержаться в требуемом положении, ее поощряют возгласом «Хорошо!», поглаживанием и лакомством.
Когда собака научится держаться прямо, сидя на задних лапах в углу комнаты, приступают к отработке этого навыка в таком месте, где нет дополнительной опоры. В дальнейшем удлиняют время выдержки, и дрессировщик прекращает помогать собаке удерживаться в требуемом положении, т. е. не поддерживает ее.
Следует отметить, что мелким собакам значительно легче овладеть этим навыком, чем крупным, которым гораздо труднее удерживать равновесие в вертикальном положении.
Приучение собаки стоять и ходить на задних лапах. После того как собака хорошо усвоила команду «Служи!», можно научить ее передвигаться прыжками, стоя на задних конечностях и не выпрямляя их в скакательном суставе.
Собаке дают команду «Служи!», после чего осторожно поднимают ее за грудь так, чтобы в результате она стояла на вытянутых задних ногах. Сосредоточив все внимание собаки на поднятом над ее головой лакомстве со словами «Возьми!», «Возьми!», манят ее к себе; таким образом заставляют собаку передвигаться небольшими прыжками, стоя на задних лапах. За каждый прыжок собаку поощряют лакомством и возгласом «Хорошо!». Сначала эти упражнения не должны быть продолжительными, чтобы не утомлять собаку. В момент прыжков собаку поддерживают левой рукой за туловище, чтобы помочь ей сохранить равновесие. Чтобы обучить собаку стоя подпрыгивать на одном месте, поднимают и опускают руку с лакомством. Собака тянется за дразнящим ее лакомством и подпрыгивает. Вращая рукой с лакомством из стороны в сторону, можно заставить собаку, стоящую на задних лапах, вертеться на одном месте — вальсировать. Перекладывая лакомство из руки в руку, можно научить собаку прыгать вокруг него и описывать «восьмерку».
Этот навык может пригодиться в том случае, если кто-то пришел и забыл закрыть за собой дверь или вы заняты и вам не хочется вставать со своего места. В начале обучения навыку дверь оставляют немного приоткрытой. Взяв в руку лакомство, подходят к двери и подзывают собаку. Поднимают лакомство с таким расчетом, чтобы собака, подпрыгнув, толкнула передними лапами дверь и затворила ее тяжестью своего тела, давая при этом команду «Закрой дверь!». Если это удалось и дверь захлопнулась, поощряют собаку возгласом «Хорошо!» и дают ей лакомство. В случае, если толчок был слишком слаб и дверь не закрылась, повторяют прием, приподнимают лакомство повыше и подбадривают собаку командой «Закрой дверь!». При неоднократном повторении этого упражнения собака будет прыгать на дверь и затворять ее по команде «Закрой дверь!», получая в качестве поощрения лишь одобрительный возглас «Хорошо!».
Приучение собаки просить лакомство (команда «Проси!»). Комнатных собак учат этому приему, показывая им лакомство, зажатое в поднятой руке дрессировщика (аналогичным образом учат служебных собак подаче голоса).
Дрессировщик, подняв правую руку над головой собаки, подает ей команду «Проси!». Собака, увидев лакомство, начинает волноваться, вертеться, прыгать. Как только она подаст голос (залает или запищит), дрессировщик без малейшего промедления дает ей лакомство. Когда собака хорошо освоит этот прием, его усложняют. После подачи голоса собаке дают команду «Служи!» и, как только она сядет на задние лапы, дают лакомство и поощряют восклицанием «Хорошо!».
Приучение собаки кланяться по команде (команда «Кланяйся!»). Для выполнения этой команды собаку следует приучить ложиться на вытянутые вперед передние ноги, при этом задние ноги должны быть немного выпрямлены и слегка отставлены назад, а голова наклонена к передним ногам. Перед лежащей в таком положении собакой кладут лакомство (на расстоянии 25 — 35 см от нее). При попытке собаки броситься к пище дрессировщик удерживает ее на месте командой «Кланяйся!», «Кланяйся!», продержав собаку 5 — 10 секунд в таком положении, он допускает ее к лакомству.
Это упражнение повторяют в течение 4 — 5 дней. Затем дрессировщик кладет лакомство на пол и, не принуждая собаку занять ранее требуемое положение, командует собаке «Кланяйся!», а сам отходит немного в сторону. Если собака не выполнила команду, он принуждает ее принять требуемую позу. Если же собака выполнила его команду, он разрешает ей взять лакомство и поощряет ее возгласом «Хорошо!». С темпераментными, любящими поесть или изнеженными собаками занятия по усвоению этого навыка лучше всего проводить до кормления в утренние или вечерние часы. Выполнение этого приема производит очень хорошее впечатление, если он завершается выдержкой в положении поклона до 30 секунд.
Приучение собаки к чтению книги (команда «Читай!»). Для обучения этому приему берут старую ненужную книгу или альбом по возможности большого формата, лучше с картонными листами. Между листами закладывают кусочки лакомства (сыр, колбасу, печенье и т. п.). Дрессировщик кладет книгу на пол, подзывает к себе собаку, приподнимает немного первый лист книги, показывает положенное в книгу лакомство и дает команду «Читай!». Почуяв лакомство, собака подсунет под лист морду и возьмет его, а дрессировщик должен поощрить ее возгласом «Хорошо!». Аналогичным образом поступают со следующими листами книги и лакомством. После нескольких таких упражнений собака будет самостоятельно подсовывать морду под листы книги и переворачивать их. В дальнейшем лакомство кладут не на каждую страницу, а с пропуском двух или более страниц.
Приучение собаки играть в прятки (команда «Ищи!»). Для обучения этому навыку собаку необходимо посадить или положить около дрессировщика. Один из присутствующих членов семьи, оглядываясь на собаку и крадучись, чем привлекает ее внимание, уходит в другую комнату, где прячется и по возможности маскируется. До этого момента дрессировщик удерживает ее на месте, тихим голосом подавая команду «Сидеть тихо!». Когда помощник спрячется в соседней комнате, дрессировщик подает собаке команду «Ищи его!» и вместе с ней начинает искать ушедшего члена семьи. Собака и дрессировщик в момент поиска должны двигаться медленно, временами останавливаясь как бы прислушиваясь. При входе в соседнюю комнату дрессировщик, повторяя команду «Ищи!», дает собаке возможность вести свободный поиск.
При обнаружении спрятавшегося члена семьи собака, естественно, проявляет эмоции, начинает вилять хвостом, подпрыгивать. В этот момент дрессировщик дает собаке команду «Голос!», а спрятавшийся член семьи на короткое время показывается собаке, после чего дрессировщик и собака убегают в другую комнату. При этом собаку поощряют лакомством и возгласом «Хорошо!». В другой комнате дрессировщик укладывает собаку на какое-нибудь место и дает ей команду «Лежать тихо!». Сам же отходит от нее и садится на стул. После этого в комнате появляется ранее прятавшийся член семьи. Он входит тихо и осторожно, оглядываясь и прислушиваясь, начинает искать собаку, нарочно проходя мимо нее и подзывая ее по кличке.
Если собака, почуяв вошедшего и услышав его шаги, откликнется и вскачет со своего места, дрессировщик должен окликнуть ее и дать команду «Место!», «Лежать!». Член семьи, прятавшийся от собаки на первом этапе отработки навыка, обнаружив спрятавшуюся собаку после первого обхода комнаты, окликает ее и, остановившись рядом, награждает ее лакомством и оглаживает. Дрессировщик, в свою очередь, также поощряет собаку.
Розыск потерянной или спрятанной вещи (команды «Нюхай!», «Ищи!» и «Дай!»). Этот навык аналогичен навыку выборки вещей человека по его запаху при обучении розыскных собак.
Берут одну из вещей дрессировщика (перчатку, носок или тапок), несколько раз дают дрессировщику обтереть руками, дают собаке понюхать и прячут в соседней комнате. Затем, показав собаке жестом в сторону комнаты, где спрятана вещь, дрессировщик дает собаке команду «Ищи!». При обнаружении собакой вещи он поощряет ее возгласом Хорошо! и сразу же дает команду «Апорт!», а при подноске собакой найденной вещи берет ее в руки, одновременно подавая команду «Дай!». Отдав найденную вещь, собака поощряется лакомством, оглаживанием и возгласом «Хорошо!». Затем этот прием усложняют: вещь прячут в другой комнате и в более укромном, но доступном для собаки месте. После освоения этих приемов переходят к розыску вещей других членов семьи. Но при посыле собаки на розыск вещи добавляют ее название, заранее зная, что она лежит в доступном для собаки месте.
Лучше всего проводить отработку этого навыка в поле, на садовом участке, лесной или полевой тропинке, где обычно прогуливаются с собакой. Розыск потерянной вещи начинают со случайно оброненной вещи, которую дрессировщик незаметно для собаки бросает в сторону от тропинки. Отойдя метров на 20, он останавливается, поворачивается назад и, показывая рукой в сторону оброненной вещи, дает собаке команду «Ищи перчатку!» или «Ищи!». При нахождении вещи и подноске ее к дрессировщику собака поощряется лакомством, оглаживанием и возгласом «Хорошо!».
Приучение собаки проходить вокруг ног дрессировщика (команда «Восьмерка!»). Поставив правую ногу на один шаг вперед, дрессировщик держит собаку у левой ноги. В правой руке дрессировщика находится любимое лакомство собаки. Поднеся лакомство к носу собаки, дрессировщик дает ей команду «Восьмерка!» и побуждает двигаться вслед за рукой, в которой находится лакомство, обводя ее вокруг правой ноги, затем перекладывает лакомство в левую руку и обводит собаку вокруг левой ноги. При правильном выполнении собакой этого приема дрессировщик отдает ей лакомство. После неоднократных упражнений собака выполняет обход восьмеркой без всякой команды.
Приучение собаки ползать (команда «Ползи!»). Дрессировщик укладывает собаку и ложится рядом с ней на правый бок, держа ее на коротком поводке. Левой рукой он удерживает собаку в этом положении, слегка нажимая ей на холку и не давая ей встать. Затем берет в правую руку лакомство, дает собаке понюхать его и одновременно с подачей команды «Ползи!» протягивает руку с лакомством вперед до уровня передних лап животного. Обычно собака пытается встать, но механическое воздействие на холку не позволяет ей это сделать, и она вынуждена двигаться к лакомству лежа. При этом дрессировщик повторяет команду «Ползи!» и поощряет продвижение собаки возгласом «Хорошо!». Когда собака начнет ползти, ей позволяют съесть лакомство. Иногда вместо лакомства можно использовать предметы, к которым собака проявляет повышенный интерес, например любимую игрушку. Ползание быстро утомляет собаку, поэтому на первых порах проползаемое ею расстояние не должно превышать одного-двух метров. Когда собака научится ползать рядом с дрессировщиком, приступают к отработке следующего этапа. Собаку укладывают командой «Лежать!» и помещают лакомство (или ее любимую игрушку) в двух-трех метрах от нее. Затем дрессировщик подходит к собаке и подает ей команду «Ползи», левой рукой он придерживает ее за холку, предупреждая вставание, и слегка подталкивает ее вперед. Как только собака достигнет места, где было оставлено лакомство, его поднимают и дают собаке. Некоторые собаки отказываются ползти, ложатся на спину. В этом случае дрессировщик укладывает собаку между стопами своих ног, тем самым не позволяя ей переворачиваться, и, взяв собаку за ошейник, принуждает ее к продвижению, подавая команду «Ползи!». Иногда и это не помогает, тогда сколачивают из деревянных планок ящик по величине собаки и производят ее продвижение через него.
Приучение собаки к прыжкам через палку или обруч (команды «Барьер!», «Вперед!»). Во время прогулки со щенком или молодой собакой дрессировщик должен приучать их преодолевать прыжком встречающиеся на пути небольшие препятствия, например канавку, поваленное дерево и т.п.
При этом нужно учитывать, что на первых этапах обучения высота препятствия не должна превышать высоту собаки в холке. Следование этому правилу позволит предохранить собаку от возможных при высоком прыжке травм конечностей. Приучать собаку к прыжку можно начинать с прыжка через палку или обруч. Прыжок через палку. Подбирают гладкую и круглую палку и, держа ее перед собакой на высоте ее роста в холке, произносят команду «Барьер!». Как только собака поймет, что от нее требуют, она перепрыгнет через палку. Ее сразу же поощряют возгласом «Хорошо!» и дают лакомство. Прыжок через обруч.
Диаметр обруча должен немного превышать рост собаки в холке. Сначала знакомят собаку с обручем, показывают ей его, дают понюхать. Как только она привыкнет к обручу, поднимают его на высоту собаки в холке, держа на расстоянии 40-50 см от нее. Держа обруч перед собакой в вертикальном положении, дают ей команду «Барьер!» или «Вперед!». Как только собака сделает прыжок через обруч, дрессировщик поощряет собаку возгласом «Хорошо!» и дает ей лакомство.
После усвоения прыжков через открытый обруч упражнение усложняют, например прикрепляют к нему тонкую бумагу с отверстием посредине, и производят прыжки через затянутый бумагой обруч [2,9,11].
1.3. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ДЕКОРАТИВНОЙ ПОРОДЫ СОБАК АНГЛИЙСКИЙ БУЛЬДОГ
История возникновения английского бульдога начинается в середине XVI — начале XVII веков. Английское название «bulldog», что в переводе на русский означает «бычья собака», связано с первоначальным предназначением этой собаки — нападать на быка. Бульдог атаковал противника спереди, хватал за губу, язык или нос и висел, не разжимая челюстей. Травля (буль-бейтинг) была долгое время излюбленным зрелищем всех слоев населения Англии — от аристократии до простолюдинов. Английский бульдог является одной из ветвей развития древних догоообразных собак Европы. Под английским бульдогом следует понимать староанглийского бульдога, восстановлением которого в настоящее время занимаются заводчики США. По мнению заводчиков староанглийского бульдога, собаки новой породы должны быть более функциональными, обладать хорошим здоровьем и, самое главное, быть пригодными для выполнения защитных функций. По характеру собаки этой породы спокойные и уравновешенные, с сильной психикой, подвижные и энергичные. Высота в холке у кобеля выше 43 см, у суки — 40,5 см. Минимальный вес, соответственно, 38 и 30 кг. Для староанглийского бульдога, как и для современного английского бульдога, характерна короткая широкая морда с перекусом; уши — висячие, прямые или с изломом; хвост — умеренно длинный, прямой; окрас — однотонный или тигровый (рис. 1).
Именно такие собаки или очень близкого к ним типа существовали в средние века, и именно они выступали против быков и других животных [3, 17].
В 1835 году были запрещены собачьи бои, а парламент Великобритании под давлением Королевского английского общества за предотвращение жестокого обращения с животными принял закон, запрещающий использовать собак в качестве не тягловой силы и закон, обязывающий платить налог на собаку, что заставило основную массу хозяев собак расстаться со своими рабочими «лошадками» [15]. Экстерьер староанглийского бульдога представлен в Приложении 1.
Одна часть собак старого типа сохранилась, а другая часть в Англии «переродилась» в современного английского бульдога. И только переселенцы в Америку (1733г.) сумели привезти в эту страну своих любимцев. Долгое время староанглийский бульдог в Америке развивался исключительно как рабочая собака, которая, безусловно, обладала всеми необходимыми для этого качествами. Так, эта собака оказалась очень полезной в фермерском деле, когда надо было защищать хозяйство не только от диких зверей, но и от многочисленных бродяг. Таким образом, можно утверждать, что староанглийский бульдог внес свою лепту в освоение европейцами Американского континента.
Великобритания начала XIX века. После запрета на травлю быков функции бульдога изменились. Вошли в моду бои между собаками. Для улучшения реакции и придания собаке ловкости бульдогов стали скрещивать с терьерами, что, разумеется, сказалось на чистоте породы. Американские исследователи породы пришли к мнению, что собачьи бои явились одной из главных причин исчезновения в Великобритании староанглийских бульдогов. В 50—60-х годах XX века в Великобритании в среде богатых людей стало модным культивировать выставочных собак. Для этой цели была выведена новая порода с использованием староанглийского бульдога и небольших мопсообразных собак, завезенных из Китая. В результате получился современный английский бульдог небольшого роста, приземистый и широкогрудый (рис. 2). Он в большей степени относится к декоративным породам и утратил свои рабочие и бойцовые качества. Кроме этого, он обладает рядом серьезных анатомических недостатков, которые зачастую являются препятствием для естественного развития породы. Экстерьер английского бульдога представлен в Приложении 2.
Основной упор в работе селекционеров был сделан на декоративность. Первый стандарт в Великобритании датируется 1864 годом, а официально он был принят в 1875 году. Долгое время в Великобритании действовал закон, запрещающий вывоз английского бульдога в другие страны. В 80-х годах XX века запрет был снят, и английского бульдога стали ввозить в страны Западной Европы [3].
Современный английский бульдог лишен свирепости и агрессивности. Эта собака — прекрасный компаньон, отлично ладит с детьми. Ему необходимы ежедневные физические нагрузки. Однако надо помнить, что собака плохо переносит как жару, так и холод [7, 18].
1.4. СТАТИ ПОРОДЫ И ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА
Согласно классификации FCI английские бульдоги относятся к группе 2 (пинчеры и шнауцеры, молоссы, швейцарские пастушьи собаки и другие породы), секции 2.1 (собаки типа молоссов и мастифов). Используются в качестве телохранителя и компаньона (Dissuasion and Companion Dog). Рабочие испытания с этой породой не проводятся.
Стандарт породы FCI № 149 от 16.04.2004 предписывает следующие основные показатели экстерьера и поведения для бульдогов:
Бульдог — это гладкошёрстная, коренастая, небольшого роста собака, мощная и компактная. Голова крупная, но не создающая впечатления диспропорции, окружность её во фронтальной проекции примерно равна росту собаки. Конечности крепкие, жёсткие, очень мускулистые. На виде спереди можно выделить два равных квадрата: описанный вокруг головы и вписанный между передними конечностями и грудной клеткой. Задние ноги высокие и сильные, несколько легче передних.
Корпус короткий, плотно сочленённый. Шея очень толстая, глубокая и крепкая, с заметно изогнутой линией загривка. Спина короткая, крепкая («парусом»), живот подтянут. Хвост короткий, низко посаженный, прямой или штопорообразный. Основные пропорции экстерьера английского бульдога представлены в Приложении 3.
Морда короткая, широкая, приподнимающаяся вверх, от угла глаза до угла пасти очень глубокая. Челюсти широкие, массивные, квадратные, с перекусом. Брыли толстые, глубокие, отвислые, очень плотные, полностью прикрывают нижнюю челюсть с обеих сторон. Глаза при взгляде спереди низко поставлены, максимально далеко от ушей, и как можно шире расставлены. Уши широко расставленные, как можно дальше от глаз, небольшие и тонкие, высоко поставленные, желательно висячие на хряще (типа «роза»).
Окрас может быть пёстрым (тигровый, рыжий с белым и т. д.), однотонным (белый, палевый, рыжий разных оттенков, красновато- или коричневато-жёлтым и др.) или смут — однотонная масть с чёрной маской или чёрной мордой.
Оптимальный вес кобелей — 25 кг, сук — 23 кг.
Движения бульдога тяжёлые, грузные, шаг короткий, быстрый. Задние конечности почти не поднимаются и как бы плывут над землей, плечи поочередно выдвигаются вперёд. Создается впечатление, что собака движется «на цыпочках».
К порокам стандарт относит чёрный или телесного цвета окрас, мочку носа с недостаточной пигментацией, нависающие над ней носовые фалды, вросший хвост, проблемы дыхательной системы, а также отклонения в поведении: агрессивность или трусливость.
Среди специалистов существуют разные мнения относительно того, какая собака в истории породы наиболее близка к идеалу. Однако лучшей сукой бульдога всех времён многие считают Роузвилл Блейз (Rouseville Blaze) — Чемп. Англии начала XX века, его изображение представлено в Приложении 4[1].
Несмотря на совместимость всех существующих стандартов породы, в разных странах традиционно предпочитают различные тип-стили экстерьера. В Европе лидирует английский тип-стиль, тогда как в Америке общепринят более экстремальный внешний вид бульдогов — больше складок на голове, они ярче выражены, много кожи, линия верха более прямая. Принципиально отличается от европейской и манера хендлинга (показа собаки на выставке) [8].
ГЛАВА II
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. ОСОБЕННОСТИ УХОДА И ОРГАНИЗАЦИИ ВЫРАЩИВАНИЯ
Английский бульдог, с одной стороны, собака – идеальный компаньон, ладящий с детьми и другими животными, с другой же стороны порода имеет большое число особенностей, не зная о которых, можно либо навредить здоровью собаке, либо полностью испортить ее характер.
Выбирая для себя данную породу, я изучила большое количество информации об английском бульдоге и особенностях ее содержания. В первую очередь, меня привлекла ее необычная внешность и добродушный характер, также мне нравится, что в нашей стране это достаточно редкая порода.
Первым делом, при выборе щенка необходимо ознакомиться с документами родителей, в лучшем случае пообщаться с родителями щенка. Такие собаки должны иметь медицинские заключения об отсутствии наследственных заболеваний таких как заворот век, дисплазия суставов, трапециевидные позвонки, болезни глаз и дыхательной системы. Собаки данной породы являются одними из наиболее сложных по здоровью собак.
Также при выборе щенка необходимо обращать внимание на его экстерьер, отсеивать собак с наличием явных пороков уже в детском возрасте.
Для приобретения своей собаки я выбрала известный питомник, специализирующийся именно на данной породе, я долго изучала отзывы и собирала статистику по собакам, приобретенным в данном питомнике.
Категорически не рекомендую приобретать собак именно этой породы на птичьих рынках или по объявлениям, так как в таком случае очень высок риск наличия серьезных заболеваний у собаки.
Для себя я рассматривала только приобретение чистопородного кобеля с наличием родословной и имеющимися на руках документами о здоровье родителей и проверенных предыдущих пометов.
Обычно, актировка щенков проводится в возрасте 45 дней, соответственно, с этого возраста собак пристраивают в новые семьи. В случае с английскими бульдогами, рекомендуется выбирать щенка не ранее 2,5-3 месяцев, так как именно в этом возрасте начинаются первые проявления экстерьерных недостатков щенков.
Своего щенка я приобрела в возрасте 3-х месяцев, предварительно пообщавшись с родителями щенка и ознакомившись со всеми необходимыми документами. С родителями я пообщалась не менее 30 минут, убедилась в отсутствии у них агрессии и экстерьерных пороков. Заводчик познакомила меня с местом обитание ее собак – это было чистое, хорошо проветриваемое помещение, в котором стоит чистая вода и имеется много разнообразных игрушек для собак. Объяснила мне, как и чем она кормит своих собак, в каких случаях и как часто дает им лакомства.
При выборе щенка, в первую очередь я обращала внимание на его активное поведение, вес, осмотрела состояние шерсти, зубов, глаз и ушей. Проверила его реакцию на резкие звуки и незнакомые предметы.
Также я осмотрела понравившегося щенка на породность, онбыл широкий в груди с короткими лапами. Если бы у малыша были длинные конечности, то это являлось бы уже большим несоответствием стандартам. Шерсть была тонкой и мягкой, какой она и является в таком возрасте.
Для своего щенка я обустроила место рядом с собой, там, где он бы не замерз и не перегрелся, с постоянным доступом к свежей воде.
Кормить я начала его по схеме, порекомендованной заводчиком. До 7-ми месячного возраста 3 раза в день сухим концентрированным кормом фирмы HappyDog, строго по указанной на корме разграммовке, соответствующей весу собаки.
В связи с особенностью зубной системы – сильным перекусом, я самостоятельно чистила собаке зубы специализированной пастой для собак. Чистку производила по необходимости, но не реже чем раз в 3 недели. Также бульдогам необходимо следить за гигиеной морды, так как из-за наличия множества плотных складок на морде, в них может попадать еда и вызывать раздражение и гниение в складках.
Собаки, породы английский бульдог достаточно флегматичны и частая смена мест, суета и разнообразие громких звуков их утомляет и не идет на пользу. Они любят проводить много времени рядом с хозяином. Выгуливаю я свою собаку 3 раза в день по 30-60 мину. Преимущественно это неспешные прогулки по парку с перерывами по 5 минут сидения на месте. Также, длительность прогулки резко сокращается в сильную жару и холод, так как собаки данной породы их не переносят. В холод собака выходит на улицу только в специальной одежде, в жару прогулки кратковременные, в тени.
Отдельно я занималась социализацией щенка – знакомила его с окрестными неагрессивными собаками, разрешала посторонним гладить собаку, играть с ним. Водила в местах большого скопления людей и возле дорог и ж/д путей, чтобы у собаки не было страха перед чужими людьми, различными звуками и транспортом.
С первых дней в доме я приучала собаку к поездкам на автомобиле, начиная с краткосрочных переездов. Следила чтобы переезды не вызывали у собаки дискомфорт, тошноту и страх.
В свои 3 месяца мой щенок имел уже все необходимые по возрасту прививки, был проглистогонен, обработан от блох и клещей и осмотрен ветеринарным врачом. В дальнейшем я продолжила схему вакцинаций и обработки от паразитов, блох и клещей в соответствии с ветеринарным графиком.
У английских бульдогов короткая, мягкая и плотно прилегающая шерсть, линяют собаки весной и осенью. Помимо гигиенической чистки шерсти, собаке необходимо вычесывание специальной щеткой раз в неделю. В периоды линьки я вычесывала собаку раз в 3 дня.
Отдельное внимание я уделяла состоянию когтей собаки, летом когти равномерно стачивались об асфальт, в зимнее время я подрезала их специальными когтерезками.
Также, особое внимание необходимо уделять ушным раковинам бульдогов. В связи с тем, что уши имеют висячую форму, они прикрывают ушной вход и тем самым мешают выветриванию из ушей влаги, ушной серы и попадающей туда грязи. Уши я чистила раз в месяц, также следила, чтобы туда не попадала вода при мытье собаки.
Отдельное внимание мне необходимобыло уделять складкам на морде и переносице. И после каждого кормления протирать их влажной салфеткой и высушивать. А также один раз в неделю протирать носовую ложбинку хлоргексидином, так как данное место является крайне уязвимым у представителей данной породы и в жаркое время часто преет, а в холодное шелушится и растрескивается. [10, 12]
2.2. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ И ДРЕССИРОВКИ
Воспитанием и дрессировкой своего щенка я занялась с первого его дня пребывания в моем доме.
Первым делом собаку было необходимо приучить к месту и туалету.
С приучением к месту проблем не возникло, так как я подготовила место, которое нравится бульдогам – мягкое, удобное, без сквозняков с хорошим обзором на все помещение. Для более быстрого приучения к месту заводчица дала мне подстилку с вольера, где жили щенки с матерью. Благодаря запаху этой подстилки, которую я положила на его новое место, щенок быстро привык к месту. Позже эту подстилку я убрала.
Первые дни в новом доме щенок ходил в туалет на специальную пеленку, после адаптации к новому месту я начала приучать щенка к туалету на улице. За каждое правильно сделанное дело щенку давала пару корминок и бурно его хвалила, в первое время приходилось выводить щенка чаще – каждый раз как он начинал искать место для туалета. За 2-3 недели щенок полностью привык к улице и к трехразовому гулянию.
Параллельно с приучением к улице щенок привыкал к ошейнику и поводку. Я не использовала шлейку, так как щенок с самого начала не проявлял негатива к ошейнику, он абсолютно спокойно относился к нему, когда я начала одевать ему его в первые дни дома, не пытался снять и не реагировал на него поведением. В первые дни, при пристегивании поводка собака отказывалась двигаться в нужном направлении, но с применением лакомств достаточно быстро понял, что от него требуется.
Как писалось в пункте 2.1. социализацией собаки я занялась с первых недель на улице. Первоначально я знакомила щенка с хорошо знакомыми мне собаками с флегматичным темпераментом, так как понимала, что дружелюбные, но излишне активные собаки могут напугать щенка. Также я просила приходить ко мне домой разных знакомых, чтобы щенок не боялся посторонних и привыкал к посторонним запахам. С помощью своих знакомых я познакомила собаку с котом, хорьком и кроликом. Щенок быстро понял, что их не надо бояться и, в свою очередь их нельзя обижать.Также мне следовало смотреть за тем, чтобы мой щенок не контактировал с агрессивными собакам, и чтобы не было проявления агрессии со стороны людей (особенно других владельцев), не стоило допускать суровых наказаний. Ведь все это можетвызвать негативные последствия – сделать собаку злой, агрессивной или трусливой.
Также с первых дней я начала приучать собаку к кличке. По документам собаку звали Джеми, я же сократила до Джем. Кличку я упоминала каждый раз, когда подзывала собаку, хвалила, кормила, играла. Первый месяц я не упоминала кличку, когда ругала собаку, чтобы закрепить кличку как нечто положительное и поощрительное.
Первыми командами, которыми я начала обучать щенка были «место», «ко мне», «нельзя».
Про обучение «месту» я писала выше. Команду «ко мне» я использовала каждый раз, когда щенок подходил ко мне, при этом хваля его и прикармливая лакомством (в качестве лакомств я использовала сухой корм, которым кормила собаку).Данную команду необходимо было отрабатывать, когда щенок недалеко от меня чем-то занимается. В этом случае он обращал на меня внимание и подходил. Если же щенок не обращал на меня внимание или шел слишком вяло, то я повторяла команду и показывала лакомство. Если при виде лакомства щенок не приближался, то я отходила от щенка подальше и снова подавала команду. Повторяйте команду я до тех пор, пока щенок не стал на нее быстро и правильно реагировать. За хорошее выполнение я его поощряла, давала щенку лакомство и ласково гладила.
Так же если щенок не подбегал ко мне после команды «ко мне», я пряталась от него не слишком далеко. Ведь я должна была видеть все действия щенка, а он меня видеть не должен. У него должно было появиться чувство переживания, поэтому выдавала я своё место положения не сразу. Подобные действия лучше проводить в местах, где нет проезжей части, людей и других животных, чтобы щенок не увязался за кем-нибудь. Когда я видела, что щенок уже достаточно сильно волнуется, я подавала команду «ко мне» и выходила из укрытия.
Далее команды мной повторялись, если это требовалось. Так же за каждую выполненную команду я не забывалаего поощрять лакомством или лаской. Если я замечала, что выполнение команд не очень хорошо получаются или щенку это надоело, то просто откладывала занятия на некоторое время. И начинала с ним немного гулять или играть во что-нибудь, чтобы отвлечь щенка от наскучившего занятия.
Команду «нельзя» тоже начала применять с первых дней дома, пресекая нежелательное поведение. Данная команда произносилась всегда громким резким голосом, собаку не гладили и не хвалили, даже если она начинала ласкаться, всеми возможностями ей показывалось, что ее поведение нежелательно. Реакция на эту команду должна была быть быстрой, как и на все остальные, щенок должен был понимать, что я не довольна его действиями. Так же команду я могла сопровождать легким ударом прутика, но не слишком сильным, чтобы щенок не озлобился.
Ни в коем случае нельзя бить щенка рукой или поводком, ведь в его сознании рука – это символ ласки и доверия, а поводок ассоциируется с прогулкой, но не с наказанием. Вырабатывать данную команду мне нужно было, когда щенок делает какие-нибудь неверные действия, а не когда мне этого хотелось. Так же я строго следила за всеми действиями щенка, чтобы ничего не упустить. Наказание, следующее за командой «нельзя», должно было мной наноситься достаточно ощутимым, но не наносить повреждений.
Также данная команда хорошо практикуется при приучении к улице, так как щенок очень любопытный и зачастую пытается подбирать с земли все, что вызывает у него интерес, как в качестве игрушки, так и в качестве еды. В следствии таких подбираний собака может пораниться и отравиться, так что пресекать их надо очень строго.
Когда мой щенок уже запомнил и хорошо стал выполнять команду «ко мне», во время прогулки я могла уже отпустить его побегать на расстояние 20-30 метров, но только, если рядом небыло других собак и машин. Обучение мне следовало начинать в малолюдном месте. Яотпускала собаку с поводка на некоторое расстояние от себя, через некоторое время я подзывала щенка к себе командой «ко мне». Когда бульдог подбегал ко мне, я давала ему кусочек лакомства и подавала команду «гуляй». Позже добавилась команда «рядом», каждый раз, когда щенок шел рядом со мной, я называла эту команду и поощряла щенка, когда он не отходил от меня. Также, команда отрабатывалась мной, когда щенок был пристегнут к поводку или к шлейке. Команда считалась выполненной правильно, если собака шла рядом со мной, а ее передняя лапа находится возле моей передней ноги.
Если собака не выполняла команду, то я резко, но не очень сильно дергала за поводок и подавала команду еще раз.
Когда щенок усвоил вышеназванные команды, я добавила такие как «сидеть», «лежать», «аппорт», «дай», «лапу».
Команде «сидеть» я начинала обучать там, где не было отвлекающих факторов. Я брала лакомство в правую руку и подносила к носу собаки так, чтобы он не мог забрать кусочек. Далее перемещала лакомство к холке. Надавливала на заднюю часть не очень сильно и произносила команду “сидеть”. Когда щенок садился, я гладила его и давала лакомство, при этом не забывая похвалить его голосом.
После освоения команды «сидеть», я приступила к обучению команды «лежать». Чтобы щенок выполнил мою команду, мне нужно было его предварительно посадить и немного подождать. Затем опуститься на левое колено перед щенком и показатькусочек лакомства. Опустить руку с лакомством ближе к земле, и одновременно несильно надавливать на холку и четко произнести команду. Такими своими действиями я показывала, что щенку нужно лечь, чтобы он мог получить лакомство.
Когда он, наконец, ложился и получал лакомство, я хвалила своего питомца добрым словом. Так же мне нужно было внимательно следить, чтобы щенок ложился ровно, а не заваливался на бок. Если собака заваливалась на бок, то я ее движения корректировала, направляя круп в нужную сторону. После того, как пес стал выполнять команду, мне нужно было выработать выдержку. Так же команды мне было нужно постоянно чередовать между собой, чтобы не слишком утомлять щенка. Ведь так команды лучше усваиваются.
Команды «дай» и «апорт»я отрабатывала при помощи любимых игрушек Джема.Когда я играла с собакой, то кидала игрушку и вместе с этим подавала команду «апорт». После этого щенок бежал к игрушке и хватал её. После чего своего питомца я ласковым голосом хвалила и подавала команду «ко мне». Как только щенок подбегал ко мне со своей игрушкой. Я протягивала руку и подавала команду «дай». Если щенок не хотел отдать игрушку после этой команды, я давала новую команду «нельзя». Если и эта команда не высвобождала любимую игрушку, то я разжимала щенку пасть и еще раз подавала команду «нельзя». После этого давала щенку лакомство. Если щенок самостоятельно отдавал игрушку, я хвалила его и давалалакомство.
Для команды «апорт» мне необходимо было сначала заинтересовать щенка. Например, подразнить собаку игрушкой, чтобы ему хотелось за ней побежать. Когда я находилась на улице, то дразнила немного щенка, и только потом бросала игрушку. [10, 13, 16].
Команду «лапу», Джем освоил сразу после команды сидеть, когда собака садилась по моей команде я командовала «лапу» и сначала сама брала лапу щенка и хвалила его за это, потом я лишь немного хлопала рукой по лапе и он уже сам давал мне лапу, позже только после произношения команды, Джем сразу давал лапу.
Главное, что от меня требовалось при обучении моего бульдога – это терпение и последовательность действий. Также было необходимо строго следить за соблюдением щенком всех установленных мной правил и не допускать ни малейшей поблажки, с самого его момента появления.
Воспитывая и дрессируя английского бульдога, мне необходимо было проявлять выдержку и терпение. Ключевыми понятиями для меня должны были стать последовательность и твердость. Мне необходимо было проявлять настойчивость, но в то же время избегать принуждения. Ведь свойственное моему щенку упрямство можно преодолеть, лишь найдя нужный подход к нему. Так же мне необходимо было помнить, что наиболее непослушными собаки бывают в «подростковом» возрасте – с 6 месяцев до 2,5 лет. Поэтому в этот период мне следует наиболее аккуратно и настойчиво подходить к воспитанию и дрессировке английского бульдога.
Мне стоит так же обязательно отметить тот факт, о котором мне необходимо было постоянно помнить, что английские бульдоги, в большинстве своем флегматики.На раздражители такие собаки возбуждаются медленно, так же медленно после возбуждения переключаясь на другой вид деятельности. В ходе дрессировки выработать условные рефлексы у флегматика тяжело, дрессировка проходит медленно, но выработанные навыки надолго сохраняются. На сильные отвлекающие раздражители собака реагирует слабо. Учитывая это, необходимо не торопить собаку, а постепенно и методично продолжать тренировки.
В итоге, все, перечисленные команды, мой Джем полностью освоил к 14 месяцам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам проведенной работы, можно сделать следующие выводы:
1. Декоративные породы собак изначально выводились, чтобы подчеркнуть статусность своего владельца. В настоящее время, такие собаки очень популярны, так как они прекрасно себя чувствуют в малогабаритных квартирах и условиях города. Данные породы обладают рядом особенностей, таких как большая привязанность и зависимость от хозяина и достаточно слабое здоровье.
2. Воспитание и дрессировка таких собак во многом отличается от воспитания и дрессировки крупных собак. Во-первых, к ним применяется только вкусопоощрительные методики, во-вторых, дрессировать декоративных собак необходимо очень методично и не спеша, но в то же время очень настойчиво и начиная с раннего возраста собаки. Ошибки дрессировки у данной группы пород исправляются крайне тяжело и именно поэтому среди мелких пород очень часто встречаются собаки с нежелательным поведением, таким как агрессия к окружающим, беспричинный лай, непослушание, проявление доминантного поведения и хождения в туалет в неположенных местах, также кобели мелких пород, достаточно часто метят территорию внутри жилого помещения.
3. Воспитание, дрессировка ивыращивание щенковпороды английский бульдог имеет ряд своих особенностей, которые необходимо учитывать.
Во-первых, если вы твердо решили приобрести щенка именно этой породы, то необходимо потратить достаточно много времени на поиски хорошего заводчика и проверить его производителей по отзывам и потомству. Родители щенка должны быть абсолютно здоровыми, с полным пакетом справок и документов.
Во-вторых, лучше не торопиться с покупкой щенка, а дождаться, когда щенку исполниться 2,5-3 месяца. Если заводчик начинает пристройство сразу после актировки щенков, можно осмотреть помет и забронировать понравившегося щенка, а после исполнения трехмесячного возраста осмотреть его еще раз на наличие экстерьерных пороков и только после этого забирать домой. При покупке щенка необходимо уточнить чем питался щенок у заводчика.
Английский бульдог требует особенного ухода, он крайне чувствителен к низким и высоким температурам, имеет слабости по дыхательной системе и костяку. Требуется уход за шерстью, обработка складок морды, чистка зубов, ушей и глаз на протяжении всей жизни собаки.
Бульдоги склонны к ожирению, поэтому кормить их необходимо строго порционно и только полезными собакам продуктами или специализированным сухим концентрированным кормом.
Воспитание щенка необходимо начинать с первого дня в новом доме, необходимо создать для щенка комфортное место и наладить режим кормления и выгула.
Дрессировать бульдога сложно, так как выработка условных рефлексов у них происходит тяжело, дрессировка проходит медленно, но выработанные навыки сохраняются надолго. Дрессировать бульдогов надо постепенно и методично не прибегая к грубости. Требуется много терпения и большая выдержка.
ГЛОССАРИЙ
Воспитание — комплекс технологий, направленных на целенаправленное формирование индивидуальных качеств и черт.
Дрессировкаживотных — комплекс обучающих действий над животными, предпринимаемых для выработки и закрепления различных условных рефлексов и навыков.
РКФ (Российская Кинологическая Федерация) — это организация, которая объединяет под своим крылом клубы и питомники разных городов России. Все основные правила диктуются FCI. Однако внутри страны РКФ может вводить дополнительные правила.
Декоративные собаки— собирательное определение пород собак, не предназначенных для выполнения какой-либо специальной работы, а используемых преимущественно в качестве домашних любимцев.
Стандарт породы — это требования, которым должны отвечать по происхождению, особенностям поведения, конституции, экстерьеру и другим показателям собаки данной породы.
Federation Cynologique Internationale (FCI) — объединяющая кинологические организации более 70 стран мира, зарегистрированный офис которой находится в Тюэне (Бельгия). Официальный статус она приобрела 25 октября 1919г. Регистрацией собак МКФ не занимается, это делают национальные федерации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аскью Г. Проблемы поведения собак и кошек.– М.: Аквариум, 2008.
2. Бергман Е. Поведение собак.– М.: Мир, 1986. – 224 с.
3. Блохин Г. И., Гладких М. Ю., Иванов А. А., Овсищер Б. Р., Сидорова М. В. Кинология. Учебное пособие для вузов.— М.: ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2001. — 432 с.
4. Гриценко В.В. Коррекция поведения, или перевоспитание собак.: Справочник – М.: Компания Дельта М., 2002. – 196 с.
5. Гриценко В.В. Общий курс дрессировки: методика формирования навыков послушания.– М.: А.П.Б., 2005. – 322 с.
6. Гусев В.Г., Гусева Е.С. Кинология. Пособие для экспертов и владельцев племенных собак.– М.: ООО «Аквариум-Принт», 2006. – 232 с.
7. Данилова H.H. Физиология высшей нервной деятельности. — Ростов н/Д: «Феникс», 2005. — 478 с.
8. Джимов М. Бульдоги: Английский, американский, французский, ка-де-бо. — М.: ООО «Издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер», 2003. — 360, с.
Елисеев А.Н. Болезни собак. – М.: Росагропромиздат, 1988.-383с.
9. Заводчиков П.А., Курбатов В.В., Мазовер А.П., Назаров В.П. Справочная книга по собаководству. Сельхозгиз; Москва, Ленинград; 1960
10. Криволапчук Н.Д. Прикладная психология собаки.– Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
11. Круковер В.И. Английский бульдог. – М.: Аквариум ЛТД, 2003. – 160с.
12. Куприянова О. О бульдоге вкратце и вообще — www.webcitation.org/5w9fMMg1f. Мой чемпион, 2006, № 2. Архивировано из первоисточника — www.nkpbulldog.ru/368.html 31 января 2011.
13. Мычко Е.Н., Сотская М.Н., Беленький В.А., Журавлев Ю.В. Поведение собаки: пособие для собаководов. и др.: «Аквариум Принт»; Москва; 2004
14. Полишук Ф.И., Трофименко А.Л. Кинология. — Киев: Перун, 2007. — 1005с.
15. Прайор К. Не рычите на собаку! О дрессировке животных и людей [пер. с англ.]– М.: Селена+, 1995. – 219 с.
Псалмов М.Г. Книга собаковода. – М.: Росагропромиздат, 1990. — 191 с.
16. Рябинин Б. Мои друзья. — Свердловск: средне-уральское книжное издательство, 1976.-318 с.
17. Сербина Е. Воспитание и дрессировка собак. – М.: Рипол Классик, 1998. – 214 с.
18. Тинберген Н. Социальное поведение животных.– М.: Мир. – 1993г.
19. Умельцев, А. П. Все о собаках. — М.: Славянский дом книги, 2004.
20. Шестаков В.Г., Буйновская Н.Б. Хочу собаку. Советы начинающему собаководу-любителю. Методические рекомендации. Архангельск, 1990 г.
21. Шиломагина-Кавун О.В. Английский бульдог. – М.: Компания Дельта М, 2003. – 96с.
22. http://www.bulldogcity.ru – сайт Воспитание и дрессировка бульдога (электронный ресурс)
Приложение 1
Староанглийский бульдог
Приложение 2
Английский бульдог
Приложение 3
Экстерьер английского бульдога. Основные проекции.
Приложение 4
Чемпион Англии Роузвилл Блейз