Содержание
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………………………..3
1. Монархия как форма правления…………………………………………….4
2. Виды монархий…6 Заключение…………………………………………………………………………………………………..11
Список литературы……………………………………………………………………………………….12
Введение
Монархия одна из самых древних форм правления. Можно с полным правом утверждать, что вплоть до начала XIX века монархия была правилом для всех государственно-организованных народов. Даже в современном мире, не смотря на то, что республика является исторически более прогрессивной формой правления спор между ней и монархией продолжается.
В чем заключается форма правления монархии? Монархия форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства монарху (королю, царю, императору, шаху и т.д.), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением. Во всех монархических странах монарх является неприкосновенной особой.
С большими оговорками можно выстроить следующую схему развития монархической формы правления от ее зарождения до наших дней. Исторически первой была раннефеодальная монархия, за ней следовала монархия сословно-представительная, превратившаяся затем в монархию абсолютную. В результате буржуазно-демократических революций абсолютная монархия была ликвидирована и заменена монархией конституционной (также называемой ограниченной). Конституционная монархия, в свою очередь, прошла две фазы развития: от дуалистической монархии до парламентской. Парламентская монархия является заключительной стадией развития этого института.
1. Монархия как форма правления
Монархия (от греч. monarhia — единовластие, единодержавие) — это форма правления государством, при которой верховная власть осуществляется единолично (или практически единолично) и переходит, как правило, по наследству. Не случайно король Франции Людовик XIV (1643 — 1715 гг.) позволил себе ставшее затем крылатым афоризмом следующее выражение: «Государство — это я» .
Как государственный институт монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она уже стала основной формой государственного правления в разных обществах и в разные времена. Самой древней в мире монархической династией считается японская.
Согласно официально канонизированной в стране легенде свою родословную она ведет от богини солнца Аматерасу. Ее основателем считается прямой потомок богини император Дзимму, взошедший на престол 11 февраля 660 г. до нашей эры. Он следующим образом определил божественное предназначение Страны восходящего солнца: «собрать восемь углов мира под одной крышей» . Сейчас 11 февраля в Японии считается государственным праздником и отмечается как день основания государства. За все время существования японской монархической династии на посту императора сменилось 125 человек.
В последующем под влиянием особенностей внутренних и внешних факторов многие государства, используя различные способы перехода от одного типа государства к другому, посчитали необходимым избрать иные формы государственного правления. Из существующих ныне 220 государств мира (из них только 191 являются членами ООН) на сегодняшний день в 28 сохранена монархическая форма правления.
Основными признаками классической монархической формы управления являются:
— существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах, эмир, раджи, султан, фараон);
— наследственный порядок преемственности верховной власти;
— юридическая безответственность монарха (невозможность применения к нему процесса импичмента). Впрочем, история подавляющего большинства государств знает многочисленные примеры «удачных» заговоров против них и революционных ситуаций. Достаточно вспомнить судьбу некоторых российских царей (Павел I, Александр II, Николай II…) .
Выдержка из текста работы
Чтобы иметь полное представление о каком либо конкретном государстве недостаточно знать формы государственного устройства и правления. Научный анализ государства невозможен без учета тех средств и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть – политического режима.
Актуальность данной курсовой работы состоит в том, что рассмотрению подлежит важнейшая категория Конституционного (государственного) права зарубежных стран – политические режимы.
Целью является:
1. Определение понятия политический режим, выявление разновидностей политических режимов и их характеристика.
2. Выявление причин установления в зарубежных странах тех или иных видов политических режимов. Анализ основных характеристик разновидностей политических режимов.
3. Рассмотрение динамики развития государств на фоне установленных в них политических режимов.
4. Изучение теоретических исследований зарубежных ученых в области политологии применительно к категории политические режимы
II. Понятие политического режима
«Если форма правления отвечает на вопрос о системе построения высших органов государственной власти, форма государственного устройства — о национально-территориальной организации государства, то политический режим дает представление о том, как осуществляется государственная власть» .
Политический режим следует отличать от государственного режима. Если государственный режим это формы, методы и способы осуществления государственной власти, то политический режим понятие более широкое – функциональная характеристика всей политической системы, определяемая методами и способами осуществления политической власти (государственной, партийной, общественной).
Одно из характерных определений политического режима принадлежит М.Дюверже, который в одном случае рассматривал его как «структуру правления, тип человеческого общества, отличающий одну социальную общность от другой», а в другом – как «определенное сочетание системы партий, способа голосования, одного или нескольких типов принятия решений, одной или нескольких групп давления» в этом же стиле выдержано и определение одного из последователей Дюверже Ж.-Л. Кермопа которое звучит приблизительно так : Под политическим режимом понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, способствующих формированию политической власти данной страны на определенный период.
Античный философ Аристотель дает два критерия, по которым можно провести классификацию:
— по тому, в чьих руках находится власть;
— по тому, как эта власть используется.
Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций политических режимов, основанная на этих критериях, и широко применяемая сегодня — деление их на демократические и недемократические.
III. Демократические режимы
Демократия — ( от древнегреческого DEMOS — народ и CRUTOS — власть ) -народовластие — это одна из основных форм устройства любой организации , основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству. Демократическая общность создает систему учреждений, с помощью которой выявляется и осуществляется воля большинства, оформленная в виде соответствующих актов. Демократический режим — характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Демократия может быть политической и не политической, государственной и не государственной, но при этом она всегда представляет собой правление по воле большинства. Меньшенство участвует в принятии решений, выдвигает свои предложения, добивается их принятия, но если решение принято решение предложенное большинством, то меньшенство просто обязано выполнять это решение. В противном случае правящее большинство может применить принудительные меры. В чистом виде демократии не существует.
Недемократический режим характерен тем, что управление обществом осуществляется единолично или небольшой группой. Существует развитый аппарат принуждения.
Характерные черты демократического режима:
— Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представителей власти и может периодически сменять их.
— Периодическая выборность основных органов государства. Правительство назначается по результатам выборов и на определенный, ограниченный срок.
— Демократия защищает права отдельных личностей.
— Равенство прав граждан на участие в управлении государством: свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.
— реальные возможности для деятельности оппозиционных партий.
Демократический режим находит свое отражение в конституциях и законах, регулирующих:
-институты представительной и непосредственной (прямой) демократии;
— гарантированные гражданские (личные) и политические права и свободы;
— независимые средства массовой информации;
— партийный плюрализм (оппозиция власти достаточна разнообразна);
— широкое самоуправление мест и профессий;
— гарантии для меньшинств и др…………
V. Заключение
Политический режим – это система приемов, методов, форм, способов осуществления политической власти в обществе. Политическим режимом обуславливается присущий тому или иному периоду жизни страны порядок политических отношений, степень политической свободы, образ правления. Это функциональная характеристика власти, отражающаяся на правовых формах государства и его отношений с обществом и отдельным человеком, урегулированных прежде всего конституционным правом, на зачастую именно политический режим выступает как причина фиктивности соответствующих положений права.
Можно выделить два основных вида политических режимов : демократические и недемократические.
Демократические политические режимы характеризуются высокой степенью политической свободы человека и реального существования политических и правовых институтов.
Недемократические политические режимы (авторитарным и тоталитарные) характеризуются полным или почти полным отсутствием на деле демократических политических отношений. Запрещена оппозиция, самоуправление практически отсутствует. Публичная власть широко использует средства подавления и администрирования. Реально все функции власти сосредоточены в руках диктатора или правящей олигархии.
В целом можно констатировать глобальную тенденцию к установлению демократических режимов. Установление авторитарных или тоталитарных режимов имеют временный характер и как правило связано с наличием кризисных ситуаций в государствах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть: Учебник для вузов / Рук. авт. колл. и отв. ред. Б.А. Страшун. – 4-е изд., обновл. и дораб. – М.: Норма, 2005. – 896 с. . (б.д.).
КОНСТИТУЦИОННОЕ (ГОСУДАРСТВЕННОЕ) ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН. Учебник для вузов / А.А. Мишин 14 изд.,перераб и доп. — М.:Юстицинформ, 2009. -560 с. . (б.д.).
Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. — М., 1997.—568с. ISBN 5-7357-0204-1. (б.д.).