Выдержка из текста работы
Актуальность темы заключается в том, что переход России к новой системе экономических отношений, а также ряд проведенных за последнее время административных реформ обуславливают необходимость разработки принципиально новой государственной политики.
В рамках которой должны применяться различные методы управления (новые или усовершенствованные), отвечающие современным требованиям и способствующие достижению высокого уровня социально-экономического развития страны в целом и отдельных ее территорий. В этих условиях особое значение приобретает такой инструмент управления как прогнозирование.
Ранее прогнозирование представляло собой четкую централизованную систему, состоящую из иерархически подчиненных друг другу территориальных и региональных прогнозов. Переход к рыночной экономике, характеризующийся активной регионализацией экономического и политического пространства, привел к тому, что вышеназванная централизованная система прогнозирования перестала отвечать современным условиям и, вследствие этого была полностью разрушена.
В годы реформ российская экономика формировалась стихийно, и это не позволяло эффективно прогнозировать развитие достаточно точно и на долгосрочный период. Прогнозирование является одним из решающих элементов эффективной организации управления территориями любого таксономического уровня, вследствие того, что качество принимаемых решений в большой степени определяется качеством прогнозирования их последствий.
Поэтому решения, принимаемые в настоящем, должны опираться на достоверные оценки возможного развития изучаемых явлений и событий в будущем. В Российской Федерации до последнего времени прогнозы социально-экономического развития разрабатывались в целом по стране, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, а также по регионам. То есть, процесс прогнозирования, как правило, строился сверху вниз. В основном, прогнозированием занималось Правительство РФ, в частности Министерство экономического развития и торговли РФ. На уровне отдельных регионов (субъектов РФ, федеральных округов и муниципальных образований) разработка прогнозов не являлась обязательным, законодательно закрепленным процессом (как правило, подобные документы носили декларативный характер), что снижало результативность региональной политики.
На сегодняшний день предпринята попытка организации процесса прогнозирования «снизу вверх», что, несомненно, позволит учесть национальную, территориальную, экономическую, социальную специфику территорий различного таксономического уровня, что в свою очередь повысит качество и точность прогнозов. Хотя, по мнению автора, наиболее перспективной представляется смешанная система прогнозирования, предполагающая потоки информации, как «снизу вверх», так и сверху вниз.
Цель работы: изучить процессы прогнозирования и планирования в условиях смешанной экономики Росии.
Задачи:
— провести анализ состояния экономики России;
— рассмотреть модели смешанной экономики;
— изучить прогнозирование, развитие экономики в России с учетом модели смешанной экономики.
Объектом исследования является смешанная экономика России.
Предметом исследования являются экономические отношения России.
Информационная база курсовой работы включает: статистические материалы, труды ведущих отечественных и зарубежных авторов, периодическую печать, интернет-ресурсы.
Курсовая работа состоит изведения, трёх глав основного текста, заключения, списка использованных источников.
1. анализ состояния экономики России
1.1 Макроэкономические показатели
О состоянии экономики в целом, об её макроэкономических проблемах и перспективах можно судить по различным показателям, большинство из которых публикуются органами государственной статистики. Например, об уровне инфляции свидетельствуют такие показатели как индекс потребительских цен и индекс цен производителей, о состоянии внешней торговли — масштабы экспорта и масштабы импорта товаров и услуг. Перечень макроэкономических показателей может быть очень большим.
Среди основных достаточно выделить следующие важнейшие макроэкономические показатели:
- объём и темпы роста валового внутреннего продукта (ВВП),
- объём потребления,
- масштабы накопления,
- валовые инвестиции,
- государственные расходы и доходы,
- размеры экспорта и импорта,
- число занятых и норма безработицы,
- индексы цен,
- денежная масса (денежные агрегаты),
- ставка процента ( ставка рефинансирования),
- курс национальной валюты
- сальдо платёжного баланса.
В 2016 году большинство макроэкономических показателей снижались, однако наметились несколько точек роста, среди которых сельское хозяйство и промышленность. Такой вывод можно сделать на основании опубликованных Росстатом сведений о социально-экономическом положении в стране по итогам прошедшего года.
В 2016 году продолжил снижаться оборот розничной торговли: он упал на 5,2%, составив 28,1 трлн руб. Падение замедлилось: годом ранее розничные продажи снизились на 10% по сравнению с 2014-м. Потребительская активность — именно ее традиционно считают основным критерием подъема или падения экономики в целом — прежде зависела от динамики реальных зарплат населения, но теперь эта тенденция прервалась, так как люди предпочитают не тратить заработанное, а копить, отмечали ранее Минэкономразвития и Центробанк.
Мало кто ожидал, что падение потребительской активности будет таким существенным, говорит экономист «ВТБ Капитала» по России и СНГ Александр Исаков. Но причины — не в склонности к сбережениям, считает он: весь год доля накоплений в доходах населения падала. Сокращение товарооборота связано с «затяжным ужесточением условий розничного кредитования и продолжающейся долговой разгрузкой домохозяйств», объясняет экономист.
В прошедшем году выросли реальные зарплаты. Они увеличились на 0,6% по сравнению с 2015 годом, хотя еще годом ранее рухнули на 9%. Еще более устойчивую динамику показывают номинальные зарплаты, выросшие на 7,7% (в 2015 году рост составил 5,1%). Однако более точные выводы о благосостоянии российских граждан можно сделать на основе данных о реальных доходах, которые учитывают сведения не только о зарплатах, но и о доходах от собственности, социальных выплатах и так далее, а также об обязательных платежах вроде налогов и платы за ЖКХ. Доходы граждан падают уже три года — по итогам 2016-го они снизились на 5,9%, при этом ситуация выглядит хуже по сравнению с прошлым годом, когда они также сократились, но только на 3,2% (впрочем, тогда Росстат не учитывал данные по Крыму и Севастополю).
Динамика реальных доходов, скорее всего, развернется и окажется ближе к данным по реальным зарплатам уже зимой, прогнозирует Исаков. В январе пенсионерам выдадут единовременную выплату 5 тыс. руб., в феврале произойдет индексация (на 5,4%), обосновывает он. Вслед за доходами, по его мнению, повысится и потребительская активность (рис. 1).
Рисунок 1 — Рост и падение в российской экономике в 2016 году
Если данные, дающие представление о благосостоянии россиян, по-прежнему показывают отрицательную динамику, то такие макроэкономические показатели, как промышленность и сельское хозяйство, растут. Индекс промышленного производства, в 2015 году упавший на 3,4%, в прошедшем году вырос на 1,1%. Наибольший вклад в это внесли положительные тенденции в добыче полезных ископаемых (плюс 2,5%). Однако в 2017 году ситуация развернется в обратную сторону из-за сокращения добычи нефти, о котором договорилась ОПЕК, указывает Исаков. Ростом отметились и два других промышленных сектора — обрабатывающие производства (всего плюс 0,1%) и производство и распределение электроэнергии, газа и воды (плюс 1,5%).
Сельское хозяйство выросло на 4,8%, но это не стало неожиданностью: оно показывало положительную динамику и по итогам 2015 года, а в 2016 году в России был собран рекордный урожай зерна. Позитивные тенденции показал и грузооборот транспорта (плюс 1,8%), считающийся хорошим индикатором делового цикла.
Росстат пока не публикует данные по ВВП за 2016 год, приводя в годовом отчете только данные за первые три квартала. По прогнозу социально-экономического развития, на основе которого верстался бюджет на следующие три года, падение экономики в 2016-м должно составить 0,6%, а уже год спустя она должна выйти на рост (плюс 0,6%). Безработица остается на низких уровнях (5,3%, или 4,2 млн человек, в декабре). По итогам 2016 года общая численность безработных сократилась на 0,5% (годом ранее выросла на 7,4%), говорится в отчете Росстата.
Экономика России не стала восстанавливаться. Все макроэкономические показатели говорят лишь о том, что необходимы структурные реформы, иначе страну ждут долгие годы стагнации и рецессии, скрываемые «росстатовским чудом». Чуровщина во всей ее красе уже давно охватила статистические службы, которые выдают улучшенные показатели, а чиновники в свою очередь не перестают вещать о том, что дно кризиса пройдено. В 2016 году Президент попытался всех уверить в том, что дно кризиса уже было пройдено в 2015 году. Однако в понимании российских властей пройти дно кризиса — это не значит расти, а только продолжать падать, но уже замедленными темпами.
Так о чем говорит статистика макроэкономических показателей?
ВВП за 9 месяцев упал на 0,7%.
Какие параметры его определяют?
а) инвестиции в основной капитал, указывающие на деловую активность в России. Параметр отрицательный, падение составило 2,3% за три квартала этого года.
б) Оборот розничной торговли и внешнеторговый оборот показывают востребованность продукции. Первый параметр за 10 месяцев упал на 5,3%, а второй на 16,5% за 9 месяцев. То есть в России спроса на промышленное производство не было, а значит и этот фактор свидетельствовал в пользу кризиса, а не оживления.
в) Промышленное производство. Стагнация, рост менее 1% — 0,3%. Но этот рост вновь не затронул обрабатывающую промышленность. Пока добыча нефти и газа как всегда выросла, производство продолжило свое падение. За 10 месяцев оно упало на 0,9%.
г) Грузооборот транспорта. Он вырос на 1,6%. И здесь уже совершенно парадоксальная ситуация: промышленное производство почти не выросло, экспорт-импорт просел, но почему выросли грузоперевозки? Что может перевозить транспорт в условиях падения объема производства и покупки грузов? И объяснение здесь может быть только одно: объем груза в тоннах вероятнее всего и упал, но расстояние его доставки выросло. В таком случае для показателя ВВП этот параметр ровным счетом ничего не значит. Достаточно будет произведенный ящик мандарин доставить не в Москву, а во Владивосток, как статистика отобразит резкое улучшение.
Да и показатели уровня жизни россиян говорят о том, что кризис продолжается. За 10 месяцев этого года реальные доходы сократились на 5,3% (рис. 2).
собственность прогноз смешанный экономика
Рисунок 2 — Реальные денежные доходы в 2016 г., в % к соответствующему периоду предыдущего года
По данным CreditSuisse за период с середины 2015 по середину 2016 года россияне вошли в тройку аутсайдеров по показателю благосостояния населения. Оно упало на 15%.
Политику российского правительства в преодолении кризиса коротко и емко можно охарактеризовать девизом «приспособились и держимся». Глава государства спокойно и позитивно смотрит на экономику, в которой «банковская система устойчивая, но как-то она очень пассивна и очень неактивно кредитует экономику, нет вклада банковской системы в экономический рост» (Путин на АТЭС).
Экономическая политика России сводится к сбалансированию бюджета и поддержке деятельности Центрального Банка. Под сбалансированностью при этом понимается процесс сокращения расходов и повышения доходов за счет населения. А поддержка Набиуллиной, которая по заявлению Путина «сделала фантастическую работу», заключается в одобрении курса на сдерживание экономического роста в пользу достижения целевых параметров инфляции, наращивании ЗВР, невмешательства в курсообразование. По факту эффективность ЦБ в 2016 году измерялась не результатами действий Банка России, а отсутствием потрясений на внешнем рынке, поскольку российскими процессами в сфере инфляции, курсообразования и резервов управляет не Набиуллина, а мировой рынок. И это итог либерализации банковского сегмента.
В 2016 году было принято решение заморозить пенсионные накопления еще на три года, материнский капитал не будет индексироваться до 2020 года. Россияне в будущем не досчитаются 6% своих зарплат, которые составляют накопительную часть пенсий, изъятую в пользу государства на текущие нужды.
Принятый бюджет на 2017 год предусматривает очередное сокращение государственных расходов в сравнении с прошлым годом. Рекордным в принятом бюджете стало сокращение расходов на образование. Следующие три года бюджетная политика по заявлению первого зампреда комитета по экономической политике и промышленности В.Гутенева подчинена бюджетной консолидации, под которой понимается не что иное, как сокращение расходов и рост новых источников доходов. На этом фоне вполне ожидаемо прозвучали заявления о пересмотре налоговой политики для бизнеса после выборов президента. По заявлению Гутенева, «в принятом законе в недостаточной мере предусмотрены меры стимулирующего характера, направленные на поддержку экономики, что снижает потенциал экономического роста». За модальностью «недостаточно» скрывается их отсутствие. У правительства нет стратегии выхода из кризиса. Нет стратегии развития сильной и промышленно развитой страны, да и действительно зачем им это, когда страна и без того приносит своим бенефициарам доход в виде сырьевой ренты, а качать ресурсы можно еще долго. Ведь и Дальний Восток по заявлению президента не что иное, как «земля, богатая минеральными ресурсами».
С такими темпами спасения российской экономики не за горами тот день, когда на вопрос, что случилось с российской экономикой, пока еще действующий президент Путин ответит в очередной раз «она утонула» без капли сожаления и осознания ответственности за содеянное.
1.2 Оценка объектов собственности России
Рынок недвижимого имущества в РФ растет и расширяется, инвесторы обращаются за консультацией к профессиональным юристам-консультантам, а покупатели перестали пугаться бешеной стоимости недвижимости.
Каждый день на рынке проводится большое количество различных операций и при каждой из них необходим мониторинг. Оценка недвижимости в России проводится на высшем уровне и с большим профессионализмом.
Ну как бы там ни было, каждый человек, имеющий собственность, хотя бы единожды сталкивался с необходимостью проведения оценки. В экономическом словаре данный термин имеет точную формулировку, которая означает землю и имущество, которое на ней находится.
Хотя официально этот термин обозначает достаточно широкое понятие недвижимого имущества. Стоимость и оценка недвижимости в России, очень давно считается одним из основных критериев развития недвижимого рынка.
Под мониторингом рыночной ценовой политики недвижимости понимается предоставление следующих услуг:
— мониторинг земельных территорий, т.е. оценка земли;
— оценка различных объектов;
— мониторинг квартир;
— проведение оценочных мероприятий при незавершенном строительстве.
Цели мониторинга недвижимого имущества достаточно разнятся: от аренды объекта или его реализации, до создания УК или при внесении недвижимого имущества под залог. Также без оценки имущества не обходится страхование или обложение налогами имущества.
Само понятие «оценка недвижимости в России» подразумевает под собой определение восстановительной или рыночной ценовой политики права собственности, также это может быть готовое или строящееся здание, земельная территория, на которой находится тот или иной объект.
Оценка недвижимости в России, занимает особенное место и поэтому, чтобы ее провести качественно и объективно, следует за помощью обратиться к специалистам, которые предлагают свои услуги в решении всех вопросов по недвижимости.
АНО «Центр оценки недвижимости и бизнеса», именно то учреждение, в котором специалисты ответят на ваш любой вопрос и проведут оценку недвижимости и выявят ее стоимость.
Специалистами компании классифицируется основная стоимость объекта, их всего лишь три: восстановительная, рыночная и ликвидационная.
Восстановительной сумме, по которой можно купить новое здание, не учитывая при этом его физический износ.
Рыночная стоимость является предварительной суммой, которую можно получить после того, как объект будет выставлен на свободную продажу.
Ликвидационная стоимость является разницей цены, которая варьируется между затратами объекта на износ и прибылью от этого.
2. модели смешанной экономики
2.1 Модель смешанной экономики
В процессе переходного периода необходимо формировать российскую модель смешанной экономики. Различные модели (англо-американская, японская, шведская и т.д.) смешанной экономики функционируют и являются признанными в мире (приложение 1).
Российская модель определяется как общими характерными компонентами, смешанной экономики, так и специфическими объективными и субъективными, историческими и современными условиями России, ее экономикой и обществом.
Основными компонентами смешанной экономики являются:
— многообразие форм собственности, в которой системообразующие функции выполняют государственная собственность и ее субъект -государство;
— смешанный экономический механизм, в котором органически сочетаются рыночный механизм самоорганизации и государственное регулирование экономики;
— многообразие форм распределения предметов потребления и доходов;
— многообразие форм предпринимательской деятельности, в системе которых органически сочетается частное и государственное предпринимательство и т.д.
Специфика Российской модели смешанной экономики заключается в том, что это государственно-частная система хозяйствования, в которой государство выполняет роль дирижера, а государственная собственность системообразующую функцию в системе отношений собственности. При этом государство должно быть выразителем публичной власти, народоводителем, выражающим консолидированный общественный интерес, с одной стороны, в структуре которого учитываются интересы частных собственников и субъектов государственной собственности, предпринимателей, менеджеров, наемных рабочих и т.д., то есть, всех слоев общества. С другой стороны, институт публичной власти отличается от собственности. Ее субъектом является социальное целое как некое особое совокупное лицо граждан страны, стоящее над частно-правовыми субъектами частной собственности. Объектами прав публичной власти являются не объекты частной собственности, а ее субъекты, через них государство как выразитель публичной власти, задает вектор развития частной собственности, не владея ею [11, с. 14].
Либеральная направленность экономических реформ в России длительное время опиралась на научное обеспечение зарубежных научно-аналитических центров. На фоне внешнего интеллектуального прикрытия со временем активизировались отечественные экономисты, которые образовали некое околоправительственное сообщество, обильно поддерживаемое всевозможными грантами, фондами и прочими целенаправленными потоками. Представители данного сообщества и поддерживающие их властные структуры уверовали в свою самодостаточность и при обосновании важных государственных решений не считали необходимым и возможным обращаться к другим научным сообществам (академическим и университетским) даже для экспертизы принимаемых решений. Даже очередные громкие провалы экономической политики государства не побуждали властные структуры к рассмотрению круга публичных обсуждений принимаемых решений и их научного обоснования (показательны примеры Земельного Кодекса и монетизации льгот).
2. Позиция вытеснения государства не является новой. Она имеет корни в классической экономической теории, из которой отбрасывается главное (например, теория стоимости) т берется производный вывод о государстве как «ночном стороже».
3. Важнейшими функциями государства являются: обеспечение экономического роста за счет прогрессивных факторов и повышение уровня благосостояния граждан. В наиболее развитых странах государства, оперируя половиной ВВП, заботятся о структурных преобразованиях, поддерживая новые и прогрессивные отрасли с наукоемкой продукцией; проводится активная инвестиционная политика; поддерживаются отечественные производители на мировых рынках.
4. Хотелось бы еще раз уточнить позицию о роли государства. Вопрос о ее усилении органически увязан с качеством выполнения государством своих функций. Как указывалось, услуги государства оцениваются обществом с высокой эластичностью. Т.е. возрастание роли государства опирается на фундамент общественной оценки качества выполнения им своих функций, т.е. количественное увеличение роли государства в экономике вырастает из демократического качества оценок.
5. Существенно важной для условий переходной экономики России является формирование модели или типа экономики. Роль государства здесь особая и об этом будет сказано ниже.
Исследования в области российской модели рыночной экономики переросли в проблему российской модели смешанной экономики. Это более широкий взгляд на формирование экономической системы пореформенной России. Проблему эту еще предстоит исследовать. Предварительно могут быть обозначены ее некоторые контуры.
6. Социальный характер рыночной экономики в РФ провозглашен и закреплен конституционно. Но до сих пор отсутствует теоретическая основа для исследований в данном направлении. Доминирующая неоклассическая теория не содержит достаточных оснований для теоретических и нормативных исследований. Более того парадигмальные основы неоклассической теории препятствуют научным разработкам в данном направлении.
В современных условиях парадигма методологического индивидуализма устарела, хотя необходимость максимизации индивидуальной полезности сохранилась. Но она наполнилась новыми способами реализации.
7. Важной проблемой в структуре социальной экономики и роли государства является вопрос о собственности, ее структуре, формах реализации. Особого внимания заслуживает государственная собственность. Если подойти к ее содержанию не очень традиционно, с учетом методологии запасов и потоков, то можно выделить следующие элементы:
— принадлежащее государству имущество;
— собственность на неимущественные права;
— государственный бюджет;
— элементы экономической политики.
Для формирования эффективной системы государственной собственности необходимо создать специальное ведомство по государственным доходам, не фискального происхождения. Её основными функциями должны быть анализ потенциальной и реальной доходности государственного имущества и неимущественных прав; контроль за потоками этих доходов и обеспечение перспективной эффективности государственных доходов и их источников. В ведомство подобного рода может быть преобразовано министерство по управлению государственным имуществом [8, с. 75].
Формирование эффективной системы прав собственности требует единства формальных и неформальных институтов. Нормативная спецификация прав собственников, управляющих и работников должна быть дополнена неформальными институтами типа кодексов и рейтингов корпоративного управления, традициями стран и народов. У основания сложной системы эффективного функционирования корпоративной собственности должны находится перспективные инвестиционные проекты. На их успешной реализации, должна быть сфокусирована вся система формальных и неформальных институтов.
2.2 Построение экономических моделей в России
Построение экономических моделей в России происходило под влиянием следующих основных факторов, оказавших существенное влияние на ее характер:
— геополитического. Национальная экономика сформировалась как промежуточный тип между восточной и западной экономикой. Поэтому для нее характерно отсутствие независимого от государства гражданского общества, смешение политической, экономической власти и права собственности, преобладание коллективизма над личной инициативой, доминирующее значение государства как активного субъекта экономической жизни, неразвитость института частной собственности;
— исторического. Государство так же, как было на протяжении всей истории России, сохранило значительную часть экономической власти, большой государственный сектор в приоритетных отраслях экономики;
— правового. В России не было сформировано эффективного правового механизма, регулирующего взаимодействие хозяйствующих субъектов, что привело к возникновению конфликтных ситуаций между ними;
— монополизма экономики. Сложившиеся мощные монополистические структуры в приоритетных отраслях экономики препятствуют образованию конкурентной среды, основанной на большом количестве производителей;
-ориентации на использование природно-ресурсного потенциала страны. Природные ресурсы стали источником быстрого обогащения и получения прибылей, не связанных с реальной экономической деятельностью. В результате этого в экономике возросло количество финансовых средств, которые не были обеспечены реальным экономическим потенциалом — закономерный результат увеличения темпов инфляции;
— неравномерности развития основных отраслей экономики. Этот фактор оказал значительное влияние на специфику российской модели рыночной экономики и вызвал дисбаланс отраслей экономики;
— неравномерности экономического развития регионов. В силу различных причин экономическое развитие регионов в России неравномерно;
— совмещения экономической, политической и криминальной власти. Эта особенность наблюдается в России на протяжении всего ее существования. Криминализация национальной экономики и хозяйственной деятельности, решение конфликтов между хозяйствующими субъектами не правовыми, а силовыми методами — все это отличительные особенности России;
— менталитета российских граждан, ставшего определяющим фактором при формировании рыночной модели экономики. Существенные социальные трансформации, связанные с переходной экономикой, привели к снижению деловой активности населения.
Российская экономика не может не быть смешанной экономикой. Во-первых, это соответствует логике развития экономики в XX в., в ходе которого свободный рыночный механизм дополнялся в развитых странах государственным регулированием, частная собственность — другими формами собственности, частнопредпринимательская инициатива — социальными гарантиями граждан, индустриальный базис и его стимулы — постиндустриальным базисом и его стимулами. Во-вторых, это определяется и теми российскими специфическими реалиями, о которых речь шла выше.
В настоящее время экономика России относится к экономике спроса. Основными элементами этой модели являются обеспечение высокого уровня социальной и политической стабильности в обществе в качестве ключевой цели, к которой стремится правительство; наличие высоких и растущих цен на углеводороды; наращивание бюджетных расходов как важнейшего источника спроса; постепенное повышение налогов; сохранение значительного инфляционного потенциала; усиление роли индивидуальных (адресных) решений в противовес созданию общих правил игры.
3. Прогнозирование, развитие экономики в России с учетом модели смешанной экономики
3.1. Проблемы формирования российской экономики с учетом модели смешанной экономики
Каждая существующая экономика сталкивается с тремя центральными проблемами, связанными с наличием дефицитных ресурсов. Это проблемы нехватки и наилучшего использования этих ресурсов для удовлетворения неограниченных потребностей.
Они заключаются в следующем:
Самая первая проблема, с которыми сталкивается любая экономика, это проблема выбора, какие товары должны быть произведены и в каком количестве. Здесь нужно определить многое: следует ли производить товары народного потребления или роскоши; сельскохозяйственные товары или инвестиционные; следует ли удовлетворить нужды образования, здравоохранения или же повысить военный потенциал. Как только будет принято решение, что производить, следующее решение заключается в оценке объема производства.
Вторая проблема, заключается в том, что нужно решить, как собрать имеющиеся ресурсы, то есть, какой метод должен быть использован для производства различных товаров и услуг.
Наконец, нужно решить, как осуществить целенаправленное распределение конечных товаров и услуг, то есть кому дать и сколько. Экономика должна найти наиболее подходящий механизм для распределения конечного продукта между различными сегментами общества.
В смешанной экономике центральные проблемы решаются путем объединения централизованного планирования с измененным ценовым механизмом.
Проблема, что производить решается через ценовой механизм и планирование. Рыночной ценой управляет частный сектор, а в государственном секторе органы планирования решают, что производить и как управлять ценами.
В частном секторе проблема как производить решается в большинстве случаев из соображений выгоды. В государственном же секторе решение принимается на основе мотивов поддержания или достижения достойного уровня благосостояния населения.
Некоторые из произведенных товаров или услуг распределяются на рынке на основе ценового механизма, а некоторые распределяются правительством через систему общественного распределения.
Общероссийский рынок фактически был результатом возникновения смешанной экономики особого типа. Особый хозяйственный строй России второй половины XIX в. способствовал выработке концепции модели смешанной экономики. В отличие от западной модели она основана не на однородности экономической структуры, что достигается за счет поглощения ведущим укладом всех остальных, и не на экономическом человеке, вытесняющим человека естественного, а на многообразии форм хозяйствования, параллельно сосуществующих как части единого организма, на многомерности хозяйственной деятельности, на признании многополюсности экономического бытия и на том, что каждый полюс имеет сущностное значение [10, с. 95].
Отношение к теории смешанной экономики у западных теоретиков двойственно: она противоречит утвердившемуся у них одноплоскостному видению мира, однако в то же время они не могут не признавать, что основная тенденция развития — это движение от свободной конкуренции к несовершенной конкуренции, от экономики чистого капитализма к командной экономике.
Смешанная экономика — реальное свидетельство того, что западная рыночная экономика не может более существовать без мелкого бизнеса, поглощающего рабочую силу, выталкиваемую из сферы производства крупным капиталом, и государственного вмешательства, поддерживающего равновесие в экономике и стабильность в обществе. Если в России смешанная экономика — изначальна, то здесь она появилась как своеобразная форма снятия противоречия развития хозяйственной жизни, порождаемого ставкой на однородную экономическую структуру.
Сегодня, в рамках проведения рыночных реформ перед Россией стоят непростые задачи. Специфика реформирования — в избирательном характере заимствования: обычно перенимается лишь то, что легко вписывается в традиционный образ жизни, не разрушает его и не требует коренной перестройки. Другие новшества идут лишь тогда, когда без них уже не обойтись, когда какие-то потрясения не оставляют другого выхода.
Иногда для успеха реформ оказывается достаточно переориентировать общественные связи, повысить нравственную значимость экономической деятельности, сменить характер и методы осуществления экономической власти. Но нередко и смена преобладающей формы собственности не избавляет от провала реформ. Это объясняется тем, что реформирование затрагивает духовно-нравственные, социально-психологические стороны бытия, связано с психическим состоянием человека и уровнем его вовлечения в сам процесс реформ, непосредственно выходит на шкалу нравственных ценностей народа [14, с. 52].
Реформирование достигает цели в том случае, если не отрывается от реалий жизни народа. Оно подчинено объективному закону минимальной трансформации: из всех возможных вариантов преобразований достигает цели тот, который позволяет адаптировать общество к новым условиям хозяйственной деятельности, не грозящим фундаментальным сущностям данной цивилизации. Иначе реформирование превращается из созидательной в разрушительную силу.
Удачный переход Японии из традиционной экономики в рыночную объясняется тем, что здесь не стали разрушать устои, поддерживающие стабильность традиционного общества, а использовали тесную связь субъекта с первородной социальной общностью в новой форме организации труда. Это позволило воспроизводить прежний статус личности в новых экономических условиях и создать форму организации труда, которая по уровню мотивации и производительности превосходит западные формы.
Соответственно, неудачи реформ в России в 1990-е гг. во многом объясняются недооценкой особенностей ее цивилизации. В нашей стране присутствовали признаки традиционного общества, но это общество особого, более сложного типа. Ее хозяйственная жизнь столь разнообразна, что никогда не представляла единую экономическую систему. Причина неоднородности экономики корнями уходит в историческую, природную, этническую и культурную почву.
Избирательность заимствования приобретает особое значение, когда при переходе к новому хозяйственному устройству за образец берется чужой опыт или идеализированная модель. Реформаторы, как правило, спешат, хотят увидеть плоды своих деяний при жизни, опережают социальные и экономические реалии, ломают существующие формы хозяйствования, разрушают старое при отсутствии нового.
К сожалению, современное реформирование не учитывает особенности хозяйственной жизни России. За образец взята западная модель, ориентированная на однородную структуру экономики, что противоречит самой природе экономического строя нашей страны. Полностью игнорируются духовные и этнические основы жизни общества. В ходе реформ 1990-х гг. оказались подорваны единое экономическое пространство и государственность, утрачены экономические формы включения работников в производство, участие человека в производственном взаимодействии пока лишено рационального смысла. Реформирование из созидательной силы превратилось в разрушительную стихию [12, с. 34].
Можно заметить, что в ходе реформ ставка сделана не на повышение мотивации предпринимательства, а прежде всего на смену формы собственности через приватизацию, что само по себе не решает проблемы повышения эффективности производства. Не удалась и попытка увеличить численность индивидуальных собственников. Приватизированная собственность оказалась в руках узкого круга лиц, которые не спешат обращать ее в производительный капитал. К тому же не учтена мировая тенденция: в странах с развитой рыночной экономикой индивидуальная частная собственность сохраняет свои позиции лишь в распределительных отношениях. В сфере производства господствует коллективная собственность, акционерные предприятия.
Российские реформы, в том виде как они осуществлялись в 1990-е гг., не могли создать адекватных условий для предпринимательства, поэтому и механизм мотивации к труду и предпринимательству сегодня полностью еще не включен.
На данный момент для России, как для экономически развивающейся страны, основной проблемой стоит ограниченность инвестиционных ресурсов или капитала, в отличие от земельных и трудовых ресурсов. Проблема ограниченности такого вида ресурсов, как предпринимательская способность, для России в данный момент ярко не стоит, поскольку за период с 1985 по 2001 г.г. наше общество превратилось в очень предприимчивых людей.
Среди важных проблем развития рыночных отношений в России существенное место занимает слабое привлечение иностранного капитала. В условиях административно-командной экономики страна была полностью отделена от потоков движения капитала. Между тем в странах Запада международная миграция капитала привела к углублению интернационализации хозяйственной жизни. Наиболее ярко это проявилось во взаимном движении капитала между промышленно развитыми странами.
Рост вывоза капитала из одних промышленно развитых стран в другие отражает углубление международного разделения труда и интернационализацию производства. Современное производство под давлением научно-технической революции становиться все более сложным.
Растет число видов и подвидов производств, и их развитие оказывается экономически нецелесообразным в рамках отдельных стран. Усиливается развитие международной специализации и кооперации производств. Производство конечного продукта расчленяется на отдельные участки производства, которые оказываются в разных странах.
Следуя за развитием производства, капитал также интернационализируется. Перелив капитала из одной страны в другую отражает стремление компаний сосредотачивать в своих руках отдельные этапы производства продукта, оказавшиеся в разных странах. Компании промышленно развитых стран, особенно крупные, становятся все более транснациональными, выходя за национальные границы. Образование крупных транснациональных компаний, у которых имеются предприятия, расположенные в разных странах, ведет к ускорению международной специализации и кооперации, так как у одного собственника предприятия есть возможность более устойчиво развивать производственные связи. Таким образом, взаимное движение капитала, образование его на базе транснациональных компаний выступают важнейшим фактором углубления экономической взаимозависимости стран в мировом хозяйстве [8, с. 84].
Для России, которая встала на путь интеграции в мировое хозяйство и перехода к открытой экономике, в стратегическом плане крайне необходимо участие в процессах миграции капитала и как импортера, и как экспортера капитала. И тогда будет более активно вовлечена в интернационализацию производства.
Однако сегодня участие Росси в этих процессах весьма скромное. С точки зрения привлечения иностранных инвесторов России предстоит соперничать с другими странами, рынки которых оказываются более привлекательными для инвесторов, особенно азиатскими и латиноамериканскими странами. Обращение к иностранным источникам капитала для России во многом связано с необходимостью решения как стратегических, так и текущих задач. В современной экономической ситуации вопрос о привлечении иностранных инвестиций состоит весьма остро: экономический кризис, резкое сокращение инвестиционных ресурсов делают неизбежным обращение к зарубежным источникам финансирования. Однако необходимость привлечения зарубежных инвестиционных ресурсов определяется не только чисто финансовыми аспектами. Резкое отставание отечественного машиностроения, которое в последние десятилетия было в значительной степени ориентировано на выпуск продукции военного назначения, привело к ситуации, когда для многих отраслей экономики закупается оборудование из-за рубежа на валюту.
Для повышения эффективности производства в некоторых отраслях существенное значение имеет использование иностранных технологий. Это относится, например, и к основной экспортной отрасли — нефтедобыче и переработке нефти.
Привлечение иностранных инвестиций может способствовать увеличению выпуска определенных видов продукции (и особенно товаров народного потребления), расширению экспорта с помощью иностранных партнеров и др. Все это имеет немаловажное значение, и, если с помощью иностранных инвестиций удастся продвинуться в решении этих задач, это будет весомым вкладом в создание современной экономики.
Сотрудничество с зарубежными партнерами может дать положительный эффект с точки зрения освоения зарубежного опыта управления, маркетинга, подготовки кадров и др.
Сначала реформ всеми ветвями власти на самых различных уровнях всегда декларировалась критическая важность привлечения инвестиций в экономику России. Однако даже до августовского кризиса масштабы инвестиционного процесса ни в коей мере не соответствовали потребностям российских предприятий. В нынешней ситуации, характеризующейся повышенными инфляционными ожиданиями всех экономических субъектов, высоким уровнем политических рисков в России, катастрофическим падением доверия к стране со стороны западных инвесторов, инвестиционный процесс в России, казалось бы, обречен. Однако это не совсем так [9, с. 25].
Главным решением формирования российской экономики с учетом модели смешанной экономики является экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация к его изменяющимся условиям.
Для этого решения распространяется дерево так называемых опосредующих конкретных целей, без осуществления которых цели не могут быть достигнуты. Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами формирования российской экономики с учетом модели смешанной экономики. Цель — выравнивание экономического цикла — направлена на объект, то есть на экономический цикл; улучшение окружающей среды — на окружающую среду и т.п. (рис.3).
Рисунок 3 — Дерево решений формирования российской экономики с учетом модели смешанной экономики
Перечисленные цели частично перекрывают друг друга, одна может оказаться временно более важной и подчинить себе другие в зависимости от реальной хозяйственной и социальной ситуации, уровня осознания этой ситуации субъектами государственного регулирования экономики и от установленной правительственными органами на данный отрезок времени системы приоритетов целей. Любая из вышеназванных целей может служить, содействовать или препятствовать достижению другой цели. Конкретные цели внутри дерева целей могут быть первичными, вторичными, третичными и т.д. Например, в условиях кризиса первичной целью становится выход из кризиса в узком конкретном смысле — оживление конъюнктуры. Все остальные цели подчиняются ей. Между целями экономической политики существует иерархическая подчиненность.
В соответствии с законами диалектики даже такое отрицательное явления, как кризис, несет в себе и положительные для инвестиционного процесса моменты. Для стратегических инвесторов, которые ищут в России рынок производства и рынок сбыта, в связи с падением российского фондового рынка открываются поистине фантастические возможности, когда по западным меркам за бесценок можно приобрести предприятие, осуществить слияние (или поглощение), способствующее реструктуризации бизнеса, и т.д. Нынешняя ситуация на руку и так называемым венчурным фондам, для которых осуществление прямых инвестиций в капиталмолодых растущих компаний является основным видом деятельности. С учетом нынешнего положения на российском финансовом рынке такие фонды могут оговорить для себя наиболее выгодные условия выхода из капитала получивших инвестиции компаний.
Таким образом, смешанная экономика имеет возможность решать проблемы что, как и для кого производить. Эти важнейшие решения принимаются на основе ценового механизма, а также исходя из социальных соображений.
3.2 Прогнозы развития моделей смешанной экономики
Смешанная экономическая система — способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства [12, с. 50]. По степени вмешательства различают американскую модель (с низкой долей вмешательства государства в процесс производства, и низким приоритетом социального равенства); европейскую модель (характеризуется активным воздействием государства на функционирование национального рыночного хозяйства и сильной системой социального обеспечения); японскую модель (характеризуется координацией деятельности правительства и частного сектора, особый упор делается на роль человеческого фактора; низкий уровень безработицы как приоритет экономики) [3. с. 76,77].
Наиболее низкая степень участия в экономике наблюдается в американской модели смешанной экономики. Низкая степень вмешательства государства в экономику обеспечивает наиболее эффективное функционирование рыночных механизмов, но в тоже время создаёт опасность сильного социального неравенства и высокого уровня безработицы.
На фоне этих трёх видов смешанной экономики Российская экономика находится на сложной и противоречивой стадии развития, обозначаемой как переходная — от административно-командной системы к смешанной. Российская модель смешанной экономики только формируется, и в дальнейшем ожидается, что она будет сочетать в себе национальные черты и все самое перспективное из других моделей [3, с. 77,78].
Российская модель смешанной экономики на сегодняшний день очень сильно опирается на роль государства в формировании всех сфер экономики, особенно в сельском хозяйстве и в производственном секторе. Это связано со многими факторами, прежде всего с унаследованным от СССР мощным государственным бюрократическим аппаратом, имеющим зависимость от централизованного управления всех сфер деятельности. Ещё здесь присутствует такой фактор как отсутствие знаний о функционировании рыночной экономики у граждан страны. Да, действительно, нельзя отрицать, что роль государства в нашей стране остается определяющей.
Кроме этого, в отличие от других государств, уменьшение роли государственного регулирования в нашей стране приведёт к необратимым последствиям — большим социальным и экономическим потрясениям. Это объясняется неподготовленностью индустриального, сельскохозяйственного, общественного ресурсов страны к рыночным реалиям.
Страна, пребывавшая более 70 лет под влиянием полной государственно-административной системы должна быть достаточно преобразована под систему рыночного хозяйствования для полноценного участия в процессе формирования мировой экономической системы. К сожалению, в ходе попытки экономических реформ наше государство вместо того, чтобы создавать новые механизмы экономической координации- рынки и их институты, заменяло их властным распределением ресурсов в зависимости от предпочтений политических элит.
Под ширмой реальных действий в ходе реформ 90-ых осуществлялся заговорный делёж страны, больше всего эта тенденция проявилась в ходе приватизации. Историки могут с полным основанием заинтересоваться тем, как программы, осуществленные «архитекторами» российской приватизации, смогли привести к системе экономической олигархии и дезорганизации. Впоследствии неравномерное распределение собственности привело к сильной социальной дифференциации и развития такого крайне негативного системного явления как коррупция.
В свою очередь, эти явления способствовали постепенному разрушению индустриальных мощностей страны, научно-исследовательского потенциала, образования, медицины. Ошибочные действия гос. руководителей способствовали разрушению практически всех секторов экономики. Последствия этих событий в полной мере ощущаются именно сейчас, спустя более 20-ти лет. Именно сейчас, когда ресурс СССР уже практически исчерпался, необходимо принимать комплексные стратегически направленные решения. При этом все меры, принимаемые сегодня, должны иметь принцип динамичности, т.е. их необходимо постоянно совершенствовать.
Основными направлениями в организационном совершенствовании страны в ближайшие 10-15 лет должны стать:
ѕ снижение роли бюрократического аппарата в управлении страной, в частности, совершенствование механизма местного самоуправления, а при необходимости замены её на более совершенную форму управления и контроля
ѕ внедрение в общество национальной идеи развития государства
ѕ воспитание нового поколения высококлассных специалистов во всех направлениях
ѕ создание эффективного механизма отбора кадров для экономики страны
ѕ эффективный избирательный механизм, при этом можно на время отказаться от принципа избирательности в некоторых стратегических сферах политики. Достижение этих системных преобразований позволит стабильно развиваться нашему государству в условиях мировой политики и экономики.
Но на пути реализации этих задач встает такое явление как низкая эффективность. Именно критерий эффективности является основополагающим в определении уровня развития государства в целом. На сегодняшний день эффективность работы нашей страны (в частности в расходовании средств государственного бюджета и работе частного сектора) крайне низка, что и не позволяет в достаточной степени выполнять поставленные задачи. При этом, существующая, малая эффективность расходования средств государственного бюджета является отнюдь не единственной причиной общей неэффективности страны.
После перехода большинства крупных предприятий в частные руки, вместо ожидаемого тогдашней властью повышения результативности и производительности предприятий (разгосударствление объектов промышленного производства предполагало вхождение этих объектов в реалии рыночной экономики, ожидалось, что конкуренция на рынке заставит владельцев принимать меры по совершенствованию своих предприятий) произошёл совершенно противоположный экономический эффект. Так как большинство крупных предприятий в бывшем СССР являлись единственными крупными в своём роде производителями («Горьковский Автомобильный Завод», «Норильский горно-металлургический комбинат им. А. П. Завенягина», «Магнитогорский металлургический комбинат», «Волжский автомобильный завод» и другие) и являлись предприятиями регионального, а то и государственного значения, они, вскоре после процесса приватизации, превратились в абсолютных монополистов-производителей в своих сферах промышленности.
В условиях отсутствии конкуренции внутри страны, владельцы этих предприятий диктовали свои цены на внутреннем рынке, при этом отсутствовал стимул к модернизации производства, так как рынок позволял получать достаточную прибыль владельцам этих предприятий с прежним устаревшим оборудованием и с прежними мощностями. Вследствие этого, начало происходить резкое снижение качества продукции и общее снижение эффективности промышленности, что немедленно отразилось на экономике страны.
К сожалению, в большинстве случаев этот процесс наблюдается и в наше время. Общая экономическая (как государственная, так и частная) неэффективность одинаково губительна для государства и в условиях рыночной экономики и в условиях внешнеполитического соперничества страны со своими конкурентами. В связи с этим, смешанная экономическая система для современной России представляет собой выход из сложившейся ситуации. Наряду с внутренними угрозами, существуют и внешние угрозы, как политические (НАТО и др.), так и экономические (Мировой кризис 2008-2009 гг.), учитывая это, необходима координация всех государственных действий наряду с развитием частного сектора страны, стремление к снижению трансакционных издержек в системе госрасходов, правильное распределение стратегических ресурсов. Всё это будет способствовать улучшению качества работы экономики страны.
Место ресурсов, как основного двигателя экономики, остается определяющим, и эффективное управление ими должно стать приоритетным направлением в работе государства.
Т. е. эффективное распределение ресурсов тоже очень важно в деле повышения общей эффективности экономики. Наряду с этим, важным в направлении общей эффективности является роль государства, как механизма воспитания нации.
Результативность и эффективность деятельности каждого гражданина, которые сможет обеспечить нашей стране только качественное образование, будет способствовать невероятному развитию эффективности государства в целом. При этом наиболее ценные кадры должны направляться не только в частный сектор, они должны направляться и в систему государственного управления; в органы местного самоуправления, в частности.
Начиная с 2017 года, при условии постепенного снижения процентных ставок, что благоприятно отразится на кредитовании бизнеса, с учетом осуществления и начала реализации новых крупных инвестиционных проектов и мер экономической политики, направленных на активизацию факторов экономического роста и повышение эффективности экономики, темпы роста ВВП достигнут 4,4% в 2019 году, что на 2,3 п. п. выше по сравнению с базовым вариантом (таб. 1).
Таблица 1. Основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 — 2019 годы
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
||
отчет |
оценка |
прогноз |
||||
Цены на нефть «Юралс» (мировые), долларов США за баррель |
||||||
базовый |
51,2 |
41 |
40 |
40 |
40 |
|
«базовый+» |
51,2 |
41 |
48 |
52 |
55 |
|
целевой |
51,2 |
41 |
48 |
52 |
55 |
|
Индекс потребительских цен на конец года, в %к декабрю |
||||||
базовый |
12,9 |
5,8 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
|
«базовый+» |
12,9 |
5,8 |
4,5 |
4,3 |
4,1 |
|
целевой |
12,9 |
5,8 |
4,3 |
3,9 |
3,9 |
|
Валовой внутренний продукт, % |
||||||
базовый |
-3,7 |
-0,6 |
0,6 |
1,7 |
2,1 |
|
«базовый+» |
-3,7 |
-0,6 |
1,1 |
1,8 |
2,4 |
|
целевой |
-3,7 |
-0,6 |
1,8 |
3,0 |
4,4 |
|
Инвестиции в основной капитал, % |
||||||
базовый |
-8,4 |
-3,7 |
-0,5 |
0,9 |
1,6 |
|
«базовый+» |
-8,4 |
-3,7 |
1,5 |
2,8 |
4,4 |
|
целевой |
-8,4 |
-3,7 |
3,5 |
5,5 |
6,5 |
|
Промышленность,% |
||||||
базовый |
-3,4 |
0,4 |
1,1 |
1,7 |
2,1 |
|
«базовый+» |
-3,4 |
0,4 |
1,6 |
2,3 |
2,7 |
|
целевой |
-3,4 |
0,4 |
2,2 |
3,0 |
3,7 |
|
Реальные располагаемые денежные доходы населения, % |
||||||
базовый |
-4,3 |
-5,6 |
0,2 |
0,5 |
0,8 |
|
«базовый+» |
-4,3 |
-5,6 |
1,2 |
1,8 |
2,2 |
|
целевой |
-4,3 |
-5,6 |
0,9 |
1,5 |
3,4 |
|
Реальная заработная плата работников организаций, % |
||||||
базовый |
-9,0 |
0,3 |
0,4 |
2,0 |
1,6 |
|
«базовый+» |
-9,0 |
0,3 |
1,7 |
3,1 |
2,8 |
|
целевой |
-9,0 |
0,3 |
1,2 |
2,6 |
4,3 |
|
Оборот розничной торговли, % |
||||||
базовый |
-10,0 |
-4,6 |
0,6 |
1,1 |
1,8 |
|
«базовый+» |
-10,0 |
-4,6 |
2,0 |
2,7 |
3,5 |
|
целевой |
-10,0 |
-4,6 |
1,5 |
2,3 |
5,3 |
|
Экспорт — всего, млрд. долларов США |
||||||
базовый |
341,5 |
279,0 |
284 |
290 |
297 |
|
«базовый+» |
341,5 |
279,0 |
315 |
344 |
370 |
|
целевой |
341,5 |
279,0 |
316 |
347 |
376 |
|
Импорт — всего, млрд. долларов США |
||||||
базовый |
193,0 |
186,7 |
194 |
200 |
207 |
|
«базовый+» |
193,0 |
186,7 |
207 |
224 |
241 |
|
целевой |
193,0 |
186,7 |
207 |
226 |
247 |
Новая экономическая модель предполагает активную инвестиционную политику. Создание инвестиционного ресурса и условий для трансформации сбережений в инвестиции, увеличение склонности к инвестированию путем реализации макроэкономических и регуляторных мер, направленных на повышение уровня доверия бизнеса и улучшение бизнес-среды, приведут к повышению темпов роста инвестиций в основной капитал в 2017 — 2019 годах в среднем до 5,2% в год при опережающем росте частных инвестиций и инвестиций в отрасли инфраструктурного сектора.
Неотъемлемой частью структуры смешанной экономики наряду с разнообразными формами частной собственности, является государственная собственность.
Возросшие масштабы накоплений в частном секторе, развитие рынка капитала, ассоциативных форм частной собственности (корпораций), демократизация собственности и укрепление среднего класса собственников позволяют достаточно органично включить приватизируемые государственные предприятия в рыночную систему.
Приватизация — это только один из способов изменения масштабов госсектора. Альтернативой является национализация, т.е. выкуп государством предприятий или пакетов акций у частных владельцев. По ряду объективных причин данный метод сейчас не используется, однако его применение принципиально возможно и в ряде случаев теоретически оправдано. Можно напомнить и о таком способе количественного изменения госсектора, как создание и (или) преобразование (ликвидация, слияние, поглощение, присоединение) госпредприятий.
Соотношение государственной и частной форм собственности всегда волновали экономистов. Вопрос о направлении развития форм собственности по сей день остается открытым и в российской экономике. Можно проследить тенденцию к увеличению частной и уменьшению государственной собственности в России. Так, в 2014 г. организаций в частной собственности было 75%, в 2015 г. увеличение составило 10,1 процентных пункта и в 2016 г. — 1,1 процентных пункта (86,2% от общего числа).
Наблюдается отрицательная динамика количества предприятий и организаций, находящихся в государственной собственности: в 2014 г. таких организаций было 4,5 % от общего числа, и 2,5%, 2,3% в 2015 г. и 2016 г. соответственно. Прирост государственной собственности на начало 2016 г. по сравнению с 2014 г. уменьшился на 2,07%, в то время как прирост частной собственности увеличился на 1,27%.
Отразим основные показатели прогнозапоказателей по изменению соотношения частной и государственной собственности в таблице 2.
Таблица 2. Основные показатели прогнозапоказателей по изменению соотношения частной и государственной собственности
Наименование |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 прогноз |
2018 прогноз |
2019 прогноз |
|
Число предприятий и организаций, тыс. |
||||||||
Всего |
4767,3 |
4907,8 |
4823,3 |
4866,6 |
4886,4 |
4843,4 |
4886,0 |
|
в том числе по формам собственности: |
||||||||
государственная |
160,4 |
129,9 |
119,4 |
115,5 |
112,6 |
116,1 |
113,7 |
|
частная |
3837,6 |
4128,1 |
4103,6 |
4164,6 |
4195,0 |
4159,5 |
4212,2 |
Приватизация преобразует государственную собственность в частную. Начало приватизации было положено в 1991 году. Закон определил основные цели приватизации, главной из которых в условиях рыночной экономики стало обеспечение паритета в функционировании разных форм собственности.
Закон установил способы проведения приватизации, которые подразумевали продажу частным лицам, а также хозяйствующим субъектам государственного и муниципального имущества.
Одним из субъектов приватизации выступает Правительство РФ. Каждый год утверждает программу (план) приватизации муниципального и государственного имущества на срок от 1 до 3 лет.
План приватизации на 2017 год список, включает также и перечень предприятий унитарной формы собственности, а также акций АО, которые находятся в федеральной собственности.
Внесение находящихся в собственности государства акций АО, сформированных при преобразовании предприятий унитарной формы правления, как вклад в уставные капиталы АО, происходит без внесения изменений в прогнозный план приватизации государственного или муниципального имущества.
Акции АО, имеющие стратегическое значение, включаются в план только после принятия соответствующего решения Президентом.
Решение связано с уменьшением степени участия государства в управлении АО, имеющими стратегическое значение, а также эти АО могут быть исключены из реестра предприятий, которые имеют стратегическое значение.
Приватизационный процесс поделен на несколько этапов. Эти этапы отражены законодательно, взаимно дополняют друг друга.
Одним из первых этапов приватизационного процесса выступает разработка программы или прогнозного плана приватизации имущества.
При разработке этого документа учитываются предложения, исходящие от органов исполнительной власти о продаже унитарных предприятий, чьими владельцами они являются.
Кроме того, акций ОАО. Непосредственный субъект разработки плана — это Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
Контролирует процесс разработки плана российское правительство. Оно и утверждает план на год. Решение о приватизации на год принимается российским правительством на основании плана.
План (программа) приватизации — это документ в письменной форме, на основании которого выносится решение о приватизации.
Прогноз приватизации (план) включает в себя перечень предприятий унитарной формы собственности, а также акций АО, которые находятся в федеральной собственности, долей в уставных капиталах ООО, другого федерального имущества, планируемое к реализации в дальнейшем периоде.
Закон определяет государственную программу приватизации в лице Правительства РФ, а также подчиненного ему органа — Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.
Программа разрабатывается на следующие три года, состоит из заданий на текущие 12 месяцев, а также из прогноза на два последующих года. Согласно этому плану были разработаны объекты приватизации.
В список входят объекты немедленной приватизации — торговля, сфера услуг, жилье, предприятия мелкого или среднего типа, транспорт муниципальный и т.д.
Программа отражает требования, установленные к местным программам приватизации муниципального имущества, задания, выданные органам власти и управления по порядку проведения приватизационного процесса.
А также основные способы приватизации, условия кредитования, применения в этом процессе зарубежных инвестиций, прогноз поступления от приватизации денежных средств в конкретный временной промежуток, нормативы их перераспределения между бюджетами и фонами внебюджетного назначения.
А также от целевых фондов с задачами инвестирования в наиболее отсталые в социально-экономическом развитии регионы, перестройку народного хозяйства (структурной), восстановления работы природной среды.
Дополнительно, в программе установлен список предприятий государственной собственности, подразделений этих предприятий, которые не при каких условиях не могут быть проданы.
Прогноз приватизации (план) содержит в себе список предприятий унитарной формы собственности, а также акций АО, которые находятся в собственности государства, долей в уставных капиталах ООО, другого имущества федерального назначения, планируемое к реализации в дальнейшем периоде.
По программе за 2017 год, основными направлениями в действиях российского Правительства по управлению собственностью от государства, должны быть (таб. 3) :
Таблица 3. Основными направлениями в действиях российского Правительства по управлению собственностью от государства
Показатели |
Описание |
|
Продолжение осуществления деятельности |
связанной с сокращением численности предприятий унитарной формы посредством реорганизации, приватизации, учитывая при этом, предприятия должны быть полноправными субъектами рыночной экономики |
|
Отказ государства от режима хозяйственного ведения |
и дальнейшая оптимизация числа унитарных предприятий |
|
Продолжение деятельности, связанной с реализацией пакета акций от АО |
работы которых не связана со стратегическими интересами государства, обусловленными обеспечением национальной безопасности |
|
Увеличение результативности управления государственным имуществом |
включая унитарные предприятия, цеха, находящиеся в собственности государства и составляющие одноименный сектор экономики |
Решение указанных задач осуществляется в рамках законодательства, регулирующего вопросы приватизации различных объектов.
Основные варианты прогноза базируются на предположении о продолжении антироссийской санкционной политики и ответных экономических мер со стороны России на протяжении всего прогнозного периода, а также отсутствия геополитических потрясений и экономических шоков. Прогноз базируется на гипотезе о сохранении макроэкономической стабильности и финансовой устойчивости при выполнении государственных социальных и внешнеэкономических обязательств.Прогноз разработан в составе трех основных вариантов — базового, «базового+» и целевого.Темпы роста ВВП увеличиваются в 2017 году до 1,8%, в 2018 году — до 3 процентов.
Для достижения целевых параметров социально-экономического развития требуется проведение значительных структурных преобразований в рамках бюджетной политики, предполагающих наряду с оптимизацией и повышением эффективности, рост производительных расходов, обеспечивающих макроэкономическую эффективность бюджетных расходов.
Можно прийти к выводу, что смешанная экономическая система — это единственный способ сохранения и дальнейшего развития нашей страны в ближайшие 10-15 лет. И основными направлениями развития Российской смешанной экономической системы должны стать: модернизация системы гос. управления, совершенствование общенародного образования, изменение приоритетов в частном секторе экономики, повышение общей эффективности работы экономики и политики страны.
Заключение
В завершении работы можно сделать следующие выводы:
— в 2016 году большинство макроэкономических показателей снижались, однаконаметились несколько точек роста, средикоторых сельское хозяйство ипромышленность. Такой вывод можно сделать наосновании опубликованныхРосстатом сведений осоциально-экономическом положении встране поитогам прошедшего года.
— рынок недвижимого имущества в РФ растет и расширяется, инвесторы обращаются за консультацией к профессиональным юристам-консультантам, а покупатели перестали пугаться бешеной стоимости недвижимости.Каждый день на рынке проводится большое количество различных операций и при каждой из них необходим мониторинг. Оценка недвижимости в России проводится на высшем уровне и с большим профессионализмом.
— формирование эффективной системы прав собственности требует единства формальных и неформальных институтов. Нормативная спецификация прав собственников, управляющих и работников должна быть дополнена неформальными институтами типа кодексов и рейтингов корпоративного управления, традициями стран и народов. У основания сложной системы эффективного функционирования корпоративной собственности должны находится перспективные инвестиционные проекты. На их успешной реализации, должна быть сфокусирована вся система формальных и неформальных институтов.
— в настоящее время экономика России относится к экономике спроса. Основными элементами этой модели являются обеспечение высокого уровня социальной и политической стабильности в обществе в качестве ключевой цели, к которой стремится правительство; наличие высоких и растущих цен на углеводороды; наращивание бюджетных расходов как важнейшего источника спроса; постепенное повышение налогов; сохранение значительного инфляционного потенциала; усиление роли индивидуальных (адресных) решений в противовес созданию общих правил игры.
Таким образом, смешанная экономика имеет возможность решать проблемы что, как и для кого производить. Эти важнейшие решения принимаются на основе ценового механизма, а также исходя из социальных соображений. Смешанная экономическая система — это единственный способ сохранения и дальнейшего развития нашей страны в ближайшие 10-15 лет. И основными (наиболее приемлемыми) направлениями развития Российской смешанной экономической системы должны стать: модернизация системы гос. управления, совершенствование общенародного образования, изменение приоритетов в частном секторе экономики, повышение общей эффективности работы экономики и политики страны.
Список использованных источников
1. Бабич, Т.Н. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие / Т.Н. Бабич, И.А. Козьева, Ю.В. Вертакова, Э.Н. Кузьбожев. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 336 c.
2. Багриновский, К. А., Рубцов В.А. Модели и методы прогнозирования и долгосрочного планирования: учеб.пособие/ К. А. Багриновский, В. А. Рубцов. ? М.: Изд-во РУДН, 2015. — 285 с.
3. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб.пособие. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 286 с.
4. Борисевич В.И. Прогнозирование и планирование экономики: учеб.пособие. — Минск: ИП «Экоперспектива», 2015. — 347 с.
5. Васильева, Л.Н. Моделирование микроэкономических процессов и систем [Текст]: учеб.по специальности «Информ. менеджмент». — М. : КНОРУС, 2016. — 392 с.
6. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: уч. пособие / Л.П. Владимирова. — М.: Дашков и К`, 2014. — 308c.
7. Герасенко В.П. Прогнозирование и планирование экономики: практикум: учеб.пособие. — Минск: Новое знание, 2015. — 321 с.
8. Герасенко В.П. Прогностические методы управления рыночной экономикой. ? Гомель: «Альтаир», 2014. — 289 с.
9. Егоров В.В., Парсаданов Г.А. Прогнозирование национальной экономики: учебное пособие. — М. : ИНФРА-М, 2016. — 376 с.
10. Жахов Н. В. Концептуальный анализ современных моделей государственного регулирования национальных экономик // Молодой ученый. — 2015. — №2. Т.1. — С. 109-112.
11. Козырев В.М. Основы современной экономики. — М., 2015. — 247 с.
12. Кривина М. Р. Модели смешанной экономики // Аль-Пари. — № 6. — 2014. — С. 12-26
13. Мотышина М.С. Методы социально-экономического про-гнозирования.: Учеб.пособие. — СПб.: Санкт-Петербургский университет экономики и финансов, 2015. — 351 с.
14. Прогнозирование и планирование экономики: учебник/ Г.А. Кандаурова [и др.]; под общ.ред. Г.А. Кандауровой, В.И. Борисевича. — Мн.: Современная школа, 2015. — 521 с.
15. Прогнозирование и планирование экономики: учебная программа курса для экономических специальностей высших учебных заведений. — М., 2015. — 147 с.
16. Пронин Л. Д. Перспективы смешанной экономики // Саясат. — № 2. — 2014. — С. 2-24
17. Симкина Л.Г. Экономическая теория: учебное пособие., СПб, 2015. — 421 с.
18. Харин Ю.С., Малюгин В.И. Статистический анализ и прогнозирование макроэкономических процессов с использованием ППП СЭМП // Актуальная статистика : Сб. науч. тр. / Под ред. В.Н. Тамашевича, Л.П. Шахотько, Н.Ч. Бокун. ? Минск: Информстат, 2016. ? Т. 2 ? С. 13-20.
19. Ширяев В.И., Ширяев Е.В. Принятие решений: Прогнозирование в глобальных системах: Учеб.пособие. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2014. — 176 с.
20. Экономическая статистика: учебник / Под ред. Ю.Н. Иванова. ? М. : ИНФРА-М, 2013.
Приложение
Модели смешанной экономики
Размещено на Allbest.ur