Выдержка из текста работы
Говоря об актуальности рассмотрения административных правонарушений на железнодорожном транспорте, следует отметить, что железнодорожный транспорт часто используется населением для передвижения. Поэтому, во-первых, это само по себе представляет интерес для исследования, так как из-за большого количества населения, перевозимого железнодорожным транспортом, совершается большое количество проступков, в том числе и административные правонарушения Итоги деятельности по осуществлению государственного контроля и надзора в 1 квартале 2010 года // официальный сайт Госжелдорнадзора. http://www.rostransnadzor.ru/railway/KND/result_detail.php?ID=4806. Во-вторых, безопасность железнодорожного транспорта является одной из важных задач для государственного регулирования. Наибольшее число в правовом регулировании безопасности транспорта принадлежит нормам административного права. На их основе осуществляется деятельность государственных органов по организации движения и эксплуатации транспорта, контролю и надзору за ним, применению профилактических мер, а также привлечению виновных к ответственности за нарушение правил, регламентирующих безопасную работу транспорта.
Объектом исследования данной работы являются административные правонарушения в области железнодорожного транспорта, а предметом -особенности, проблемы и специфика административных правонарушений в области железнодорожного транспорта.
Целью данной работы является исследование административных правонарушений в области железнодорожного транспорта, а так же рассмотрение их особенностей и проблем.
Цель, объект и актуальность темы обусловили необходимость решения следующих задач:
1.изучить правовые основы административной ответственности в сфере железнодорожного транспорта;
2. рассмотреть понятие правонарушения в области железнодорожного транспорта;
3.проанализировать административно-правовой статус субъекта административной ответственности за правонарушения на железнодорожном транспорте;
4. исследовать виды правонарушений на железнодорожном транспорте;
5.охарактеризовать особенности механизма реализации административной ответственности за правонарушения на железнодорожном транспорте;
6.проанализировать проблемы привлечения к административной ответственности за правонарушения на железнодорожном транспорте.
Методологическую основу курсовой работы составляют современные методы познания, составляющие диалектический метод научного познания, общенаучные и частно научные методы теоретического анализа, такие, как логический и сравнительно-правовой.
Базу исследования составляет обширный круг материалов. В первую группу материалов входят опубликованные нормативно-правовые акты, регулирующие административные правоотношения на железнодорожном транспорте. Прежде всего, это Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Так же в круг материалов по данному исследованию входят учебники по «Административному праву» таких авторов как профессор А.П. Алехин и профессор С.Н. Бочаров и наконец, исследуются монографии на данную тему таких авторов как В.И. Бынкова, Б.Н. Габричидзе, А.Г. Чернявского, В.В. Головко, Н.А. Колоколова, А.Г. Авдейко, С.Н. Антонова, И.Л. Бачило, В.А. Вайпана, С.Р. Гладких, А.П. Любимова, Н.М. Конина, Э.Г. Липатова, А.В. Филатовой, С.Е. Чаннова, Ю.Г. Перепелкиной, Ю.В. Степаненко, Ж.М. Хатовой.
Глава 1. Понятия и основание административной ответственности на железнодорожном транспорте
1.1 Правовые основы административной ответственности в сфере железнодорожного транспорта
«Юридическая сущность административно-правового механизма ответственности организующих, хозяйствующих субъектов и граждан на железнодорожном транспорте» раскрывается понятие административной ответственности за правонарушения совершаемые на железнодорожном транспорте, состав правонарушений и порядок наложения взысканий за их совершение Степаненко, Ю. В. Административные правонарушения на транспорте (комментарий законодательства, постатейный) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: [Электронный ресурс] / Компания «КонсультантПлюс». — Последнее обновление 18.11.2011..
Административная ответственность за правонарушения совершаемые на железнодорожном транспорте — является одним из видов административной ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему правонарушение на железнодорожном транспорте.
Особенность правонарушений совершаемых на железнодорожном транспорте, заключающаяся в том, что вред физическим и юридическим лицам причиняется в основном при нарушении правил безопасности движения и эксплуатации источников повышенной опасности и может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций, катастроф, аварий. Многие составы административных правонарушений описаны бланкетными правовыми нормами и для уяснения и толкования, которых необходимо обращение к надлежащим источникам.
Такими источниками являются:
1) Кодекс РФ об административных правонарушениях. Является универсальным нормативно-правовым документом, содержащим общие сведения обо всех административных правонарушениях, в том числе и на железнодорожном транспорте;
2) ФЗ от 10.01.2003 г. «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» №17-ФЗ. Описывает принципы безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, которые представляют собой состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц О железнодорожном транспорте в Российской Федерации : федер. закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: [Электронный ресурс] / Компания «КонсультантПлюс». — Последнее обновление 18.11.2011.;
3) ФЗ от 10.01.2003 г. «Устав железнодорожного транспорта в Российской Федерации» №18-ФЗ. Содержит положения, в которых прописаны общие правила перевозки багажа, грузов, грузобагажа.
4) ФЗ от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности» №69-ФЗ. Содержит положения, в которых прописаны общие правила пожарной безопасности на территории РФ, в том числе и на железнодорожном транспорте;
5) Постановления Правительства РФ от 21.12. 2004 г. «О государственном пожарном надзоре» N 820. Регламентирует общие положения касательно пожарного надзора на территории РФ, в том числе и на железнодорожном транспорте Постатейный комментарий к Кодексу РФ об Административных правонарушениях (постатейный)/ под редакцией Э.Г. Липатова и С.Е. Чаннова.- М.:«Юрайт».2007.- 555 с.;
6) Распоряжения Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 30 сентября 2004 г. N НА-54-р(фс) «О создании Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта». Это подзаконный акт, который регламентирует порядок создания Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на транспорте, в том числе и железгодорожном;
7) Приказ МВД от 14.12.1993 г. «Правила пожарной безопасности в Российской федерации» №536. «Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам» утверждены МПС РФ 27 декабря 1994 г. Этот документ является подзаконным актом, который детализирует положения, содержащиеся в «уставе железнодорожного транспорта в Российской Федерации» касательно правил перевозки багажа, грузов, грузобагажа;
8) «Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте» утверждено Приказом МПС РФ 11 ноября 1992 г. N ЦУО-112. Устанавливают основные требования пожарной безопасности на объектах и в подвижном составе железнодорожного транспорта и являются обязательными для исполнения всеми организациями, учреждениями, предприятиями и объединениями ОАО «РЖД», а также предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами, пользующимися услугами железнодорожного транспорта Постатейный комментарий к Кодексу РФ об Административных правонарушениях (постатейный). — 6-е изд., испр., доп. и перераб.( под ред. доктора юридических наук, профессора Н.Г. Салищевой.).- М.: ТК Вебли, Изд-во Проспект, 2009. — 667 с.;
9) «Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума» утверждены Приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 25. Этот документ является подзаконным актом, который детализирует положения, содержащиеся в «уставе железнодорожного транспорта в Российской Федерации» касательно правил перевозки бензина, солярки, метана, бутана и других нефте- и газопродуктов;
10) «Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на железнодорожном транспорте» утверждены Приказом МПС РФ от 26 июля 2002 г. N 30. Этот подзаконный акт регламентирует правила оплаты проезда и провоза багажа, правила контроля и надзора, а так же положения, определяющие пассажира безбилетным;
11) Приказ Федеральной службы по тарифам от 13 декабря 2005 г. «Об установлении плат и сборов за услуги и работы, связанные с перевозкой пассажиров, ручной клади, багажа, грузобагажа, хранением ручной клади, багажа и грузобагажа» N 614-т/2. Регламентирует правила назначения оплаты проезда и провоза багажа.
Это не полный печень всех нормативно-правовых актов, касающихся административной ответственности на железнодорожном транспорте, так он занимает значительный объем и является открытым. Но данные нормативно-правовые акты являются основными документами, на основании которых привлекают к административной ответственности за правонарушения на железнодорожном транспорте.
1.2 Понятие правонарушения в области железнодорожного транспорта
Административным правонарушением на железнодорожном транспорте признается общественно вредное, противоправное, виновное действие (бездействие) физического, должностного или юридического лица, посягающее на установленный федеральными законами и иными нормативными правовыми актами порядок движения или эксплуатации железнодорожного транспорта, перевоз пассажиров, провоз багажа и других грузов, за которые КоАП или другими нормативно-правовыми актами установлена административная ответственность Головко, В. В. Новое в законодательстве об административных правонарушениях на транспорте // Транспортное право. — 2002. — № 3. — С. 33..
Административные правонарушения на железнодорожном транспорте образуются из следующих элементов: объект административного правонарушения, объективная сторона административного правонарушения, субъективная сторона и субъект административного правонарушения.
Объектом административного правонарушения на железнодорожном транспорте являются те общественные отношения, которые складываются между субъектами в процессе эксплуатации железнодорожного транспорта и которые охраняются мерами административной ответственности. Эти общественные отношения урегулированы административными нормами и обеспеченны санкциями в виде административных наказаний, которые указаны в КоАП, ФЗ «О железнодорожном транспорте РФ», Уставе железнодорожного транспорта и в других законах и подзаконных актах, регулирующих административную ответственность на железнодорожном составе.
Субъектом административного правонарушения на железнодорожном транспорте являются физические и юридические лица.
В понятие физического лица входят все граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на момент совершения административного правонарушения на территории Российской Федерации. Согласно ст. 2.3 КоАП и ст. 2.8 КоАП все физические лица должны обладать следующими свойствами: достигнуть возраста 16 лет и быть вменяемыми на момент совершения административного правонарушения на железнодорожном транспорте. Данные физические лица могут быть пассажирами, встречающими, машинистами, проводниками, должностными лицами в виде бригадира поезда или диспетчера пути, или другими лицами, находящимися на территории железнодорожного транспорта или структур его обслуживающих.
В понятие юридического лица входят хозяйства, товарищества, предприятия и учреждения, которые имеют статус юридического лица на момент совершения административного правонарушения на железнодорожном транспорте. Данные организации или предприятия могут владеть или распоряжаться железнодорожным транспортом на праве собственности или оперативного управления, или заниматься его обслуживанием.
Объективной стороной административного правонарушения на железнодорожном транспорте является совокупность признаков, характеризующих внешние проявления данного административного правонарушения. Признаками административного правонарушения на железнодорожном транспорте являются обстановка, время, место, орудие и способ совершения административного проступка и конкретные действия виновных лиц. Данные признаки объективной стороны административных правонарушений указываются непосредственно в КоАП, ФЗ «О железнодорожном транспорте РФ», Уставе железнодорожного транспорта и в других законах и подзаконных актах, регулирующих административную ответственность на железнодорожном составе Хатова, Ж. М. Понятие состава административного правонарушения нуждается в законодательном закреплении // Административное право и процесс. — 2007. — № 1. — С. 25 — 27..
Это могут быть и действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте в виде повреждение железнодорожного пути, сооружений и устройств сигнализации, и нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте, а так же нарушение правил проезда и провоза багажа, и других грузов, и другие административные правонарушения на железнодорожном транспортеЕгиазаров В.А. Транспортное право: Учебник. — 6-е изд., доп. и перераб. — «ЗАО Юстицинформ», 2008 г.-592 с..
Субъективной стороной административного правонарушения на железнодорожном транспорте является психическое отношение субъекта административного правонарушения на железнодорожном транспорте к совершенному деянию и его последствиям в момент совершения административного правонарушения.
Согласно ст. 2.2:
Административное правонарушение на железнодорожном транспорте признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно допускало либо относилось к ним безразлично.
Административное правонарушение на железнодорожном транспорте признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.- Мосвка: Проспект, КноРус, 2011. — 446 с..
Для юридических лиц формы вины не определены, но в ст. 2.1 установлены условия виновности юридических лиц:
1) наличие обстоятельств, подтверждающих, что юридическое лицо не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению норм, за нарушение которых установлена административная ответственность;
2) наличие у юридического лица возможности принятия таких мер.
Кроме того, привлечение физического лица к административной ответственности за административные правонарушения не освобождает от административной ответственности юридическое лицо, и наоборот.
Наличие в составе административного правонарушения на железнодорожном транспорте объекта, субъекта, объективной стороны и субъективной стороны является обязательным. Отсутствие какого-либо одного или нескольких элементов состава административного правонарушения на железнодорожном транспорте означает, что административное правонарушение отсутствует в целом.
1.3 Административно-правовой статус субъекта административной ответственности за правонарушения на железнодорожном транспорте
Субъектами административной ответственности чаще всего выступают субъекты административного проступка, то есть физические и юридические лица, совершившие административные правонарушения и привлеченные за это к административной ответственности.
Все субъекты административной ответственности за правонарушения на железнодорожном транспорте можно разделить на 2 категории, это:
1) физические лица (граждане, иностранные граждане и лица без гражданства достигшие 16 лет);
2) юридические лица в сфере железнодорожного транспорта ( ОАО «РЖД», ее дочерние компании и другие предприятия и компании по оказанию услуг в сфере железнодорожного транспорта).
Среди физических лиц в административном праве выделяютНосков, Б.П. Административное право: учебно-методический комплекс. Часть 1/ Б.П. Носков.- Орел: ОрелГТУ, 2007.- 161 с.:
а) общий субъект административной ответственности;
б) особый субъект административной ответственности;
Общий субъект административной ответственности на железнодорожном транспорте
К категории общих субъектов административной ответственности на железнодорожном транспорте относятся граждане, лица без гражданства и иностранные граждане (не имеющие дипломатический иммунитет), которая наступает в отношении вменяемых лиц с 16 лет.
Общие субъекты административной ответственности на железнодорожном транспорте можно разделить на две группы. К первой группе относятся лица, которые приобрели железнодорожный билет (или обязанные его приобрести), то есть пассажиры. Ко второй группе относятся остальные лица, которые по каким либо причинам находятся на железнодорожном транспорте.
Административно-правовой статус пассажира, как субъекта административной ответственности.
Согласно ст. 11.18 КоАП, а так же Уставу железнодорожного транспорта в Российской Федерации, Правилам перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на железнодорожном транспорте пассажир, то есть физическое лицо, желающее воспользоваться услугами железнодорожного транспорта. В этих нормативно-правовых актах установлено, что:
— билет должен содержать Ф.И.О лица, его приобретшего;
— наименование и реквизиты документа лица, на основании которого была совершено приобретение;
— при приобретении бесплатного или льготного билета, наименование и реквизиты документы, удостоверяющие право на эти льготы;
— дату поездки, а так же время, станцию отправки и станцию приобретения.
При несоответствии билета этим требованиям, а так же в случае его утраты или не приобретения, пассажир считается безбилетным. При обнаружении безбилетного пассажира во время движения железнодорожного подвижного состава против него применяются санкции в виде штрафа или удаление пассажира с подвижного состава с составлением протокола об административном правонарушении Комментарий к Уставу железнодорожного транспорта Российской Федерации / В. А. Вайпан, С. Р. Гладких, А. П. Любимов и др.; под ред. В. А. Вайпана. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2007. — 232 с..
Безбилетный пассажир оплачивает контролирующим лицам стоимость проезда от станции посадки пассажира до станции назначения или пересадки, а так же оплатить штраф. Если пассажир заявляет о желании покинуть поезд, он, кроме штрафа, оплачивает стоимость проезда до станции, на которой он покинет поезд. В случае отказа пассажира оплатить. В случае отказа пассажира оплатить штраф и стоимость проезда принимаются меры к его удалению из поезда. Удаление пассажира из поезда не допускается на станциях, находящихся вдали от населенных пунктов. Перечень таких станций устанавливается железной дорогой.
При отсутствии фамилии в проездном документе (билете) он изымается у пассажира. При этом составляется акт за подписью контролера-ревизора поездов или начальника (механика-бригадира) пассажирского поезда в двух экземплярах. В акте указывается фамилия пассажира, номер проездного документа (билета), поезда, вагона, места, станции отправления и назначения, а при оформлении проездного документа (билета) через автоматизированную систему «Экспресс» также номер пункта продажи. Акт должен иметь штамп организации формирования поезда. Первый экземпляр акта выдается пассажиру, а второй экземпляр акта вместе с таким проездным документом (билетом) направляется в пассажирскую службу железной дороги, оформившей проездной документ (билет), для проведения служебного расследования, а пассажир следует до станции назначения с актом, который заменяет ему проездной документ (билет) Постатейный комментарий к Кодексу РФ об Административных правонарушениях (постатейный)/ под редакцией Э.Г. Липатова и С.Е. Чаннова.- М.:«Юрайт».2007.- 555 с..
К административной ответственности за безбилетный проезд на железнодорожном транспорте привлекают мировые судьи.
Право пользования услугами железнодорожного транспорта согласно приобретенному билету, а так же наступление административной ответственности за его отсутствие является единственным отличием в административно-правовом статусе пассажира от других лиц, находящихся на железнодорожном транспорте по другим причинам.
Административно-правовой статус других лиц, находящихся на железнодорожном транспорте по другим причинам, как субъектов административной ответственности.
Согласно гл. 11 КоАП, ФЗ «О железнодорожном транспорте России», Устава железнодорожного транспорта, ФЗ «О пожарной безопасности» и других нормативно правовых актов, регламентирующих административной ответственности на железнодорожном транспорте все физические лица, не зависимо от их административно-правового статуса, обязаны соблюдать принципы безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, правила пожарной безопасности, правил перевозки багажа, грузов, грузобагажа и другие правила, предусмотренные на железнодорожном транспорте. Нарушение этих правил, а равно и их несоблюдение, влечет к административной ответственности.
Нарушение принципов и правил безопасности на железнодорожном транспорте может быть в виде действий, угрожающих безопасности движения (ст. 11.1 КоАП), нарушения правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов (ст. 11. 14 КоАП), повреждения имущества на транспортных средствах общего пользования(ст.11.15 КоАП), неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности (ст. 11.15. 1), нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте(ст. 11.16 КоАП), нарушение правил поведения граждан на железнодорожном транспорте(ст. 11.17 КоАП), нарушения правил провоза ручной клади, багажа и грузобагажа(ст. 11.19 КоАП).
За данные правонарушения все физические лица привлекаются к такому виду административной ответственности как административный штраф. Сама сумма административного штрафа указывается в самих статьях КоАП РФ непосредственно и колеблется, в зависимости от вида административного правонарушения, от 100 до 5000 рублей. Особняком стоит административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 11.1 КоАП РФ, в виде повреждения железнодорожного пути, сооружений и устройств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования. За него предусмотрена санкция в виде административного ареста до 15 суток.
Выявление административных правонарушений на железнодорожном транспорте возложено на органы внутренних дел (полицию), а так же сотрудники центрального Управления и территориальных органов Госжелдорнадзора от имени Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Итоги деятельности по осуществлению государственного контроля и надзора в 1 квартале 2010 года // официальный сайт Госжелдорнадзора. http://www.rostransnadzor.ru/railway/KND/result_detail.php?ID=4806.
Привлечение к административной ответственности за правонарушение на железнодорожном транспорте возложено на должностных лиц ОВД или ЛОВД в пределах их компетенции, а так же на мировых судей.
Должностные лица центрального Управления и территориальных органов Госжелдорнадзора не вправе привлекать к административной ответственности. При выявлении административных правонарушений на железнодорожном транспорте выносятся предписания по устранению выявленных нарушений законодательства, а так же передаются материалы в ОВД или ЛОВД, мировым судьям для привлечения виновных физических лиц к административной ответственности.
Согласно ст. 25.1 КоАП РФ физические лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом об административных правонарушений. Так же физическое лицо может подать ходатайство об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении на железнодорожном транспорте. Но судья или должностное лицо, на которое возложена обязанность о рассмотрении дела об административном правонарушении, может отклонить это ходатайство и рассмотреть дело без субъекта административной ответственности. В то же время, судья, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Особый субъект административной ответственности на железнодорожном транспорте.
К категории особых субъектов административной ответственности на железнодорожном транспорте относят несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет, военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие Дисциплинарных уставов, а также должностные лица на железнодорожном транспорте.
Административно правовой статус несовершеннолетних, как субъектов административной ответственности на железнодорожном транспорте.
Все дела об административных правонарушениях на железнодорожном транспорте рассматриваются Комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав. Этими же Комиссиями выносится решение о привлечении несовершеннолетнего к административной ответственности на железнодорожном транспорте согласно Положениям об этих комиссиях. Но согласно ч.2 ст. 23.2 КоАП дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 11.18 рассматриваются Комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав только в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком правонарушении, передает его на рассмотрение указанной комиссии Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. Административное право России. Учебник. — 2 изд. М.: ТК Велби, 2007. — 688 с..
При рассмотрении дела об административном правонарушении на железнодорожном транспорте, совершенным несовершеннолетним лицом, права этого лица могут осуществлять их законные представители (ч.1 ст. 25.3 КоАП РФ). Этими законными представителями несовершеннолетнего лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители. Судья, должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении на железнодорожном транспорте, совершенным несовершеннолетним лицом, вправе признать обязательным присутствие законного представителя этого несовершеннолетнего (ч.5 ст.25.3 КоАП РФ).
Административно правовой статус военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие Дисциплинарных уставов, как субъектов административной ответственности на железнодорожном транспорте.
К категории военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие Дисциплинарных уставов, относятся физические лица с 18 лет, которые проходят срочную военную службу либо военную службу по контракту, или находятся на военных сборах.
Дела об административных правонарушениях на железнодорожном транспорте, предусмотренных в статьях 11.1, 11.15, 11.17, 11.19 КоАП РФ, совершенными военнослужащими и иными лицами, на которых распространяется действие Дисциплинарных уставов, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов (ч.3 ст.23.1 КоАП РФ). За остальные административные правонарушения на железнодорожном транспорте военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие Дисциплинарных уставов, административной ответственности не несут. В отношении них наступает дисциплинарная ответственность согласно положениям Дисциплинарных Уставов.
Военнослужащие за административные правонарушения на железнодорожном транспорте, предусмотренные ст. 11.16 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места несения военной службы или прохождения военных сборов) несут административную ответственность на общих основаниях.
Так же, как и субъекты, имеющие общий административно-правовой статус административной ответственности, военнослужащие, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ.
Административно правовой статус должностных лиц, как субъектов административной ответственности на железнодорожном транспорте.
К категории должностных лиц, как субъектов административной ответственности на железнодорожном транспорте относятся физические лица, на которых возложено исполнение должностных обязанностей на железнодорожном транспорте. В эти обязанности должно входить обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, обеспечение правил пожарной безопасности, обеспечение пассажирооборота, товарооборота и грузооборота, и других правил, обеспечивающих безаварийную и бесперебойную эксплуатацию железнодорожного транспорта.
Привлечению к административной ответственности за совершение административного правонарушения подлежит должностное лицо только в случае совершения им административного правонарушения неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В остальных случаях должностное лицо несет административную ответственность на общих основаниях с остальными физическими лицами.
Должностные лица привлекаются к административной ответственности за не устранения действия, угрожающих безопасности движения (ст. 11.1 КоАП), несоблюдение и нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов (ст. 11. 14 КоАП), неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности (ст. 11.15. 1),несоблюдение и нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте (ст. 11.16 КоАП), не обеспечение соблюдения правил провоза ручной клади, багажа и грузобагажа (ст. 11.19 КоАП).
За данные правонарушения все должностные лица привлекаются к такому виду административной ответственности как административный штраф. Сама сумма административного штрафа указывается в самих статьях КоАП РФ непосредственно и колеблется, в зависимости от вида административного правонарушения, от 100 до 50000 рублей.
Выявление административных правонарушений на железнодорожном транспорте возложено на органы внутренних дел (полицию), а так же сотрудники центрального Управления и территориальных органов Госжелдорнадзора от имени Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Привлечение к административной ответственности за правонарушение на железнодорожном транспорте возложено на должностных лиц ОВД или ЛОВД в пределах их компетенции, а так же на мировых судей.
Должностные лица центрального Управления и территориальных органов Госжелдорнадзора не вправе привлекать к административной ответственности. При выявлении административных правонарушений на железнодорожном транспорте выносятся предписания по устранению выявленных нарушений законодательства, а так же передаются материалы в ОВД или ЛОВД, мировым судьям для привлечения виновных должностных лиц к административной ответственности Колоколов, Н. А. Настольная книга мирового судьи: рассмотрение дел об административных правонарушениях: научно-практическое пособие. М.: Юрист, 2009. — 560 с..
Так же, как и субъекты, имеющие общий административно-правовой статус административной ответственности, должностные лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ. Так же должностное лицо может подать ходатайство об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении на железнодорожном транспорте. Но судья или должностное лицо, на которое возложена обязанность о рассмотрении дела об административном правонарушении, может отклонить это ходатайство и рассмотреть дело без субъекта административной ответственности. В то же время, судья, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу (ст. 25.1).
Юридические лица, как субъекты административной ответственности на железнодорожном транспорте.
К юридическим лицам на железнодорожном транспорте относятся ОАО «РЖД», ее филиалы, дочерние и зависимые общества, а так же другие предприятия, на осуществление которых были выданы лицензии Госжелдорнадзором от имени Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Административная ответственность для юридических лиц на железнодорожном транспорте предусмотрена ст. 2.10 КоАП РФ, согласно которой юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений на железнодорожном транспорте в случаях, когда это предусмотрено статьями Раздела II Особенной части КоАП РФ.
Юридические лица привлекаются к административной ответственности за несоблюдение и нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов (ст. 11. 14 КоАП), неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности (ст. 11.15. 1).
За данные правонарушения все должностные лица привлекаются к такому виду административной ответственности как административный штраф. Сама сумма административного штрафа указывается в самих статьях КоАП РФ непосредственно и колеблется, в зависимости от вида административного правонарушения, от 3000 до 60000 рублей. Особняком стоит административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст. 11.15.1 КоАП РФ, в виде неисполнения требований по обеспечению транспортной безопасности. За него предусмотрена санкция в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.
Выявление административных правонарушений на железнодорожном транспорте возложено на органы внутренних дел (полицию), а так же сотрудники центрального Управления и территориальных органов Госжелдорнадзора от имени Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Привлечение к административной ответственности за правонарушение на железнодорожном транспорте возложено на должностных лиц ОВД или ЛОВД в пределах их компетенции, а так же на мировых судей.
Должностные лица центрального Управления и территориальных органов Госжелдорнадзора не вправе привлекать к административной ответственности. При выявлении административных правонарушений на железнодорожном транспорте выносятся предписания по устранению выявленных нарушений законодательства, а так же передаются материалы в ОВД или ЛОВД, мировым судьям для привлечения виновных юридических лиц к административной ответственности Бочаров, С. Н. Административная юрисдикция: учеб. пособие / С. Н. Бочаров, А. В. Зубач [и др.] ; Моск. ун-т МВД России. — М.: Щит-М, 2005. — 318 с. .
Юридические лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ. Так же должностное лицо может подать ходатайство об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении на железнодорожном транспорте. Но судья или должностное лицо, на которое возложена обязанность о рассмотрении дела об административном правонарушении, может отклонить это ходатайство и рассмотреть дело без субъекта административной ответственности. В то же время, судья, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу (ст. 25.1).
административный ответственность правонарушение железнодорожный
Глава 2. Применение мер административной ответственности к субъекту административного правонарушения в области железнодорожного транспорта
2.1 Виды правонарушений на железнодорожном транспорте
Список административных правонарушений представлен в главе 11 КоАП, которая называется: «Административные правонарушения на транспорте». Это:
— ст. 11.1 — действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте;
— ч.3 ст.11.14 — нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов;
— ст. 11.15 — Повреждение имущества на транспортных средствах общего пользования, грузовых вагонов или иного предназначенного для перевозки и хранения грузов на транспорте оборудования;
— ст. 11.15.1. Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности;
— ст. 11.16 — нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте;
— ст. 11.17 — нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте;
— ст. 11.18 — безбилетный проезд;
— ст. 11.19 — Нарушение правил провоза ручной клади, багажа и грузобагажа.
Эти правонарушения можно классифицировать по следующим основаниям:
1) по видам субъектов административной ответственности:
а) административные правонарушения, которые совершаются физическими лицами. Сюда входят правонарушения, предусмотренные ст. 11.1, ч.3 ст. 11.14, ст. 11.15, ст. 11.15.1, ст. 11.16, ст. 11.17, ст.11.18, ст. 11.19 КоАП РФ;
б) административные правонарушения, которые совершаются юридическими лицами. Сюда входят правонарушения, предусмотренные ч.3 ст. 11.14, ст. 11.15.1, ст. 11.16, КоАП РФ;
2) по видам объектов, на территории которых совершаются административные правонарушения:
а) административные правонарушения, которые совершаются на территории вокзала: ч.1,2, 4-6 ст. 11.1, ст.11.16;
б) административные правонарушения, которые совершаются на территории дистанции пути: ч.1,3-6 ст. 11.1;
в) административные правонарушения, которые совершаются на железнодорожном транспорте непосредственно:ч.3 ст. 11.14, ст.11.15, ст. 11.16, ст. 11.17, ст. 11.18, ст. 11.19;
3) по видам нарушения норм, регулирующих административную ответственность:
а) административные правонарушения, которые нарушают требования к безопасности движения: ст. 11.1,ч.3 ст. 11.14, ст. 11.15.1, ст. 11.16;
б) административные правонарушения, которые нарушают требования к железнодорожному подвижному составу: ч.2 ст. 11.1, ч.3 ст. 11.14, ст. 11.15, ст. 11.15.1, ст. 11.16;
в) административные правонарушения, которые нарушают требования, предъявляемые к пассажиру и другим физическим лицам: ч.4 ст.11.1, ч.3 ст. 11.14, ст. 11.15, ст. 11.16 — 11.19;
4) по видам административных санкций, налагаемых за административные правонарушения:
а) административные правонарушения, за совершение которых налагается административный штраф: ст. 11.1, ч.3 ст. 11.14, ст. 11.15, ст. 11.15.1, ст. 11.16, ст. 11.17, ст. 11.18, ст. 11.19;
б) административное правонарушение, за совершение которого налагается административный арест (применяется только к физическим лицам): ч.1 ст. 11.1;
в) административное правонарушение, за совершение которого налагается административное приостановление деятельности (применяется только в отношении юридических лиц): ч.2 ст. 11.15.1;
5) по видам должностных лиц, которые имеют право налагать меры административной ответственности:
а) мировые судьи: ч.2 ст.11. 15.1, ч.4 ст.11.17;
а1) мировые судьи (если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье): ст. 11.1, ст. 11.17, ст. 11.19;
б) судьи военных гарнизонных судов (если административное правонарушение совершает военнослужащий): ст. 11.1, ч.2 ст.11. 15.1, ч.4 ст.11.17, ст. 11.19;
в) должностные лица органов внутренних дел (полиции): ч.1,3,4,5, ст. 11.1, ст.11.14, ст. 11.15, ч.1,2,3 ст. 11.17;
г) должностные лица Госжелдорнадзора, действующие от имени Федеральной службы по надзору в сфере транспорта: ст.11.1, ч.3 ст.11.14, ст.11.15, ст.11.16.
2.2 Механизм реализации административной ответственности за правонарушения на железнодорожном транспорте
Механизм реализации административной ответственности за правонарушения на железнодорожном транспорте можно разделить на несколько стадий:
— выявление и пресечение административных правонарушений на железнодорожном транспорте;
— составление протокола об административном правонарушении;
— привлечение к административной ответственности за правонарушения на железнодорожном транспорте.
Механизм реализации административной ответственности за правонарушения на железнодорожном транспорте возможен только при наличии соответствующих оснований. Этими основаниями для применения мер административной ответственности является административное правонарушение при наличии таких элементов, как объект, субъект, объективная и субъективная стороны административного правонарушения. При отсутствии одного или нескольких данных элементов, деяние нельзя характеризовать как административное правонарушение, а следовательно нельзя привлечь к административной ответственности.
Выявлением и пресечением административных правонарушений на железнодорожном транспорте занимаются должностные лица Госжелдорнадзора и сотрудники органов внутренних дел, которые предусмотрены статьями Кодекса РФ об административных правонарушениях, применяющихся в сфере железнодорожного транспорта и непосредственно связанных с его спецификой Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный) / А. Г. Авдейко, С. Н. Антонов, И. Л. Бачило и др.; под ред. Н. Г. Салищевой. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2009. — С. 405..
Помимо выявления и пресечения административных правонарушений на железнодорожном транспорте, сотрудники органов внутренних дел составляют протоколы об административных правонарушениях и передают дела органам или должностным лицам, управомоченным привлекать к административной ответственности.
Так же согласно ст. 23.3 КоАП РФ отдельные должностные лица органов внутренних дел за отдельные правонарушения могут привлекать к административной ответственности за административные правонарушения на железнодорожном транспорте. Такими должностными лицами органов внутренних дел являются:
— начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним органов внутренних дел, их заместители, начальники территориальных отделов (отделений) полиции, их заместители. Имеют право привлечь к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст.11.14, ст. 11.15;
— начальники линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, их заместители. Имеют право привлечь к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч.1,3,4,5 ст. 11.1, ст. 11.14, ст. 11.15, ч. 1,2,3 ст.11.17;
— начальники дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, начальники линейных отделений (пунктов) полиции. Имеют право привлечь к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч.1,3,4,5 ст. 11.1, ст. 11.14, ст. 11.15, ч. 1,2,3 ст.11.17.
Должностные лица центрального Управления и территориальных органов Госжелдорнадзора не вправе привлекать к административной ответственности. При выявлении административных правонарушений на железнодорожном транспорте выносятся предписания по устранению выявленных нарушений законодательства, а так же передаются материалы в ОВД или ЛОВД, мировым судьям для привлечения виновных физических лиц к административной ответственности Колоколов, Н. А. Настольная книга мирового судьи: рассмотрение дел об административных правонарушениях: научно-практическое пособие. М.: Юрист, 2009. — 560 с..
К административной ответственности за административные правонарушения на железнодорожном транспорте могут привлекать и мировые судьи. Имеют право привлечь к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч.2 ст.11. 15.1, ч.4 ст.11.17. В случае, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье, то он имеет право привлекать к административной ответственности за нарушение ст. 11.1, ст. 11.17, ст. 11.19.
В случае совершения административного правонарушения лицом, имеющим статус военнослужащего, к административной ответственности такие лица привлекаются судьями военных гарнизонных судов. Имеют право привлечь к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 11.1, ч.2 ст.11. 15.1, ч.4 ст.11.17, ст. 11.19. Если совершаются административные правонарушения, предусмотренные другими статьями КоАП, то наступает дисциплинарная ответственность.
В случае совершения административного правонарушения несовершеннолетним лицом, его к административной ответственности привлекает Комиссия по делам несовершеннолетних, согласно материалам дел, переданных органами или должностными лицами, выявившими это административное правонарушение.
2.3 Проблемы привлечения к административной ответственности за правонарушения на железнодорожном транспорте
ОАО «РЖД» в силу своих полномочий и финансовых возможностей принимает меры по обеспечению охраны участков высокоскоростного движения и созданию безопасных условий для пассажиров и иных лиц. В то же время в законодательстве существуют пробелы, которые не позволяют Компании в полной мере обеспечить меры безопасности в области железнодорожных перевозок. Действующее законодательство не позволяет владельцам инфраструктур и перевозчикам осуществлять досмотровые мероприятия, а также ограничивать свободный доступ лиц на объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и прилегающие к ним территории. Нужно внести изменения в законодательство, чтобы осуществлять эти мероприятия на законной основе.
В настоящее время законодательство не регулирует в достаточной мере вопросы безопасности инфраструктуры и железнодорожного подвижного состава. В.И. Бынков предлагает установить статус служб безопасности владельцев инфраструктуры и перевозчиков, определив, что ими должны являться штатные подразделения, а также частные охранные предприятия Бынков, В. И. О совершенствовании законодательства в сфере обеспечения безопасности в области железнодорожных перевозок // Транспортная безопасность и технологии. — 2011. — № 2. — С. 15.. Во-вторых, необходимо наделить службы безопасности компаний правами проверки документов у лиц, проходящих в зоны инфраструктуры и подвижной состав, проводить досмотр лиц, изымать у пассажиров, находящихся в контролируемой зоне и подвижном железнодорожном составе, обнаруженные незаконные предметы и вещества и передавать задержанных лиц органам внутренних дел. Соответственно, при отказе пассажира от досмотра договор перевозки должен считаться расторгнутым. Безопасность объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта зависит не только от безопасности внутри периметра, но и от режима охраны территорий, прилегающих к объекту инфраструктуры. Поэтому предлагается установить особые территории безопасности, в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (или их частей) в целях реализации владельцем такой инфраструктуры мероприятий по обеспечению транспортной безопасности.
ОАО «РЖД» предлагает внести изменения в Федеральный закон «О транспортной безопасности», предусмотрев частичное финансирование мероприятий по обеспечению транспортной безопасности из федерального бюджета. Усилить ответственность за правонарушения в сфере транспорта. Усилить ответственность за преступления в сфере транспорта. Необходимо усилить ответственность за нарушения правил безопасной эксплуатации железнодорожного транспорта. Предлагаемые изменения касаются безопасности граждан и объектов железнодорожного транспорта на участках движения высокоскоростных поездов. Имеют место случаи непроизводственного травматизма, возникающее вследствие грубого нарушения гражданами правил поведения на железнодорожных путях, а учитывая, что высокоскоростной поезд движется со скорость 200 км/ч и выше, то данные нарушения с высокой степенью вероятности могут привести к летальному исходу. Поэтому предлагается внести дополнения в Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, утвержденные приказом Минтранса России от 08.02.2007 № 18, которые вводят запрет на нахождение граждан в неустановленных местах в зонах движения скоростных (высокоскоростных) поездов, а также проход по пешеходным переходам через железнодорожные пути при запрещающем сигнале светофора.
Еще одной проблемой привлечения к административной ответственности за правонарушения на железнодорожном транспорте является реализация мер административной ответственности в соответствующей сфере. Здесь недостаточно опираться только на предписания КоАП РФ или закон субъекта Российской Федерации, который устанавливает административную ответственность. Объясняется это тем, что железнодорожные правоотношения являются объектом регулирования значительного количества федеральных законов, а также принятых на их основе подзаконных нормативных правовых актов. Поэтому, чтобы понять смысл и содержание диспозиции соответствующей статьи Особенной части КоАП РФ, необходимо обращаться к нормативным предписаниям, которые находятся в соответствующих нормативных правовых актах.
Следует также учитывать и весьма специфическую сферу воздействия, где действуют не только юридические, но технические предписания. Развитие связи и информатизации невозможно без использования соответствующих технических средств, аппаратов и т.п. В этой связи у правоприменителя возникает целый ряд проблем при выявлении и квалификации административных правонарушений, а также в ходе производства по соответствующему административному правонарушению Головко, В. В. Новое в законодательстве об административных правонарушениях на транспорте // Транспортное право. — 2002. — № 3. — С. 32 — 39..
Еще одной проблемой в области административного правонарушения является проблема привлечения к административной ответственности за нарушение ст. 11.18 КоАП, а именно безбилетные проезд. Проблема заключается в следующем. После образования ОАО «РЖД», контролеры — ревизоры не имеют право накладывать и взыскивать штраф. Они только берут повышенную плату за оказания своих услуг, выписывая билеты в пути следования. Согласно ст.23.3, должностные лица органов внутренних дел не имеют право составлять протоколы и привлекать к административной ответственности за безбилетный проезд. Согласно ч.1 ст. 22.3, привлекать к административной ответственности за безбилетный проезд могут только судьи
Так же к проблемам привлечения к административной ответственности за правонарушения на железнодорожном транспорте относятся проблемы административного характера, связанные с реформой Министерства внутренних дел. Переходный период во всех отраслях власти всегда характеризуется спадом деятельности, а в системе ЛОВД в особенности. Будем надеется, что этот переходный период затянется не надолго и все вернется в норму.
Еще одной не маловажной проблемой привлечения к административной ответственности за правонарушения на железнодорожном транспорте является неправильная квалификация проступков в отношении должностных лиц и специальных субъектов административной ответственности на железнодорожном транспорте. Все чаще эти субъекты несут только дисциплинарную ответственность за совершение административных правонарушений.
Заключение
Таким образом, исследовав данную тему, можно констатировать, что административная ответственность за правонарушения, совершаемые на железнодорожном транспорте — является одним из видов юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему правонарушение на железнодорожном транспорте.
Особенность правонарушений совершаемых на железнодорожном транспорте, заключающаяся в том, что вред физическим и юридическим лицам причиняется в основном при нарушении правил безопасности движения и эксплуатации источников повышенной опасности и может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций, катастроф, аварий. Многие составы административных правонарушений описаны бланкетными правовыми нормами, для уяснения и толкования которых необходимо обращение к надлежащим источникам.
Субъектов административной ответственности за правонарушения на железнодорожном транспорте можно разделить на 2 категории, это:
1) физические лица (граждане, достигшие 16 лет);
2) юридические лица.
Итак, среди административных правонарушений в области железнодорожного транспорта можно выделить следующие правонарушения: действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте (ст.11.1), нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов (ч.3 ст.11.14), нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте (ст.11.16), нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте (ч.1,2,3 ст.11.17).
Административное правонарушение административной ответственности за правонарушения на железнодорожном транспорте — это деяние, за которое предусмотрена административная ответственность, административные наказания, состоящие как в имущественных, в частности, административный штраф, так и в неимущественных ограничениях правонарушителя, например, предупреждение и др.
В качестве основных предложений по усовершенствованию законодательства в области железнодорожного транспорта можно выделить следующее:
1. Усилить ответственность за правонарушения в сфере железнодорожного транспорта. Необходимо усилить ответственность за нарушения правил безопасной эксплуатации железнодорожного транспорта путем увеличения санкций;
2. Внести дополнения в Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, утвержденные приказом Минтранса России от 08.02.2007 № 18, которые вводят запрет на нахождение граждан в неустановленных местах в зонах движения скоростных (высокоскоростных) поездов, а также проход по пешеходным переходам через железнодорожные пути при запрещающем сигнале светофора;
3. Внести поправки в ст.23.3 КоАП, дополнив ее правом органов внутренних дел составлять протоколы и привлекать к административной ответственности за безбилетный проезд;
4. Более четко провести черту между административными и дисциплинарными правонарушениями, а так же ввести санкции за не правильную или ошибочную квалификацию, когда путаются административные и дисциплинарные правонарушения.
Список использованной литературы
1.Нормативно-правовые акты:
1.1 Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445.
1.2 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.- Мосвка: Проспект, КноРус, 2011. — 446 с.
1.3 О железнодорожном транспорте в Российской Федерации : федер. закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: [Электронный ресурс] / Компания «КонсультантПлюс». — Последнее обновление 18.11.2011.
1.4 Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации : федер. закон от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: [Электронный ресурс] / Компания «КонсультантПлюс». — Последнее обновление 18.11.2011.
1.5 О пожарной безопасности : федер. закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: [Электронный ресурс] / Компания «КонсультантПлюс». — Последнее обновление 18.11.2011.
1.6 Правила пожарной безопасности в Российской Федерации : приказ МВД России от 14 декабря 1993 г. № 536 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: [Электронный ресурс] / Компания «КонсультантПлюс». — Последнее обновление 18.11.2011.
2. Специальная литература:
2.1 Алехин, А.П. Административное право России: Учебник для ВУЗов. 2 ч. М.: Зерцало, 2009. — 320 с.
2.2 Бочаров, С.Н. Административная юрисдикция: учеб. пособие / С.Н. Бочаров, А. В. Зубач [и др.] ; Моск. ун-т МВД России. — М.: Щит-М, 2005. — 318 с.
2.3 Бынков, В.И. О совершенствовании законодательства в сфере обеспечения безопасности в области железнодорожных перевозок // Транспортная безопасность и технологии. — 2011. — № 2. — С. 11 — 17.
2.4 Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право России. Учебник. — 2 изд. М.: ТК Велби, 2007. — 688 с.
2.5 Головко, В.В. Новое в законодательстве об административных правонарушениях на транспорте // Транспортное право. — 2002. — № 3. — С. 32 — 39.
2.6 Итоги деятельности по осуществлению государственного контроля и надзора в 1 квартале 2010 года // официальный сайт Госжелдорнадзора. http://www.rostransnadzor.ru/railway/KND/result_detail.php?ID=4806
2.7 Колоколов, Н.А. Настольная книга мирового судьи: рассмотрение дел об административных правонарушениях: научно-практическое пособие. М.: Юрист, 2009. — 560 с.
2.8 Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный) / А.Г. Авдейко, С.Н. Антонов, И.Л. Бачило и др.; под ред. Н.Г. Салищевой. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2009. — 1136 с.
2.9 Комментарий к Уставу железнодорожного транспорта Российской Федерации / В.А. Вайпан, С.Р. Гладких, А.П. Любимов и др.; под ред. В.А. Вайпана. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2007. — 232 с.
2.10 Конин, Н. М. Административное право России. Учебник: М.: Проспект, 2010. — 445 с.
2.11 Липатов Э.Г., Филатова А.В., Чаннов С.Е. Административная ответственность: учебно-практическое пособие / под ред. С.Е. Чаннова. М.: Волтерс Клувер, 2010. — 400 с.
2.12 Носков Б.П. Административное право: учебно-методический комплекс. Часть 1 / Б.П. Носков.- Орел: ОрелГТУ, 2007.- 161 с.
2.13 Перепелкина, Ю.Г. Административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел на железнодорожном транспорте по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности // Транспортное право. — 2005. — № 2. — С. 43 — 45.
2.14 Постатейный комментарий к Кодексу РФ об Административных правонарушениях (постатейный)/ под редакцией Э.Г. Липатова и С.Е. Чаннова.- М.:«Юрайт».2007.- 555 с.
2.15 Постатейный комментарий к Кодексу РФ об Административных правонарушениях (постатейный). — 6-е изд., испр., доп. и перераб.( под ред. доктора юридических наук, профессора Н.Г. Салищевой.).- М.: ТК Вебли, Изд-во Проспект, 2009. — 667 с.
2.16 Степаненко, Ю. В. Административные правонарушения на транспорте (комментарий законодательства, постатейный) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: [Электронный ресурс] / Компания «КонсультантПлюс». — Последнее обновление 18.11.2011.
2.17 Хатова, Ж.М. Понятие состава административного правонарушения нуждается в законодательном закреплении // Административное право и процесс. — 2007. — № 1. — С. 25 — 27.
Приложение
Практика применения основных статей КоАП на железнодорожном транспорте
№ п/п |
Статья КоАП |
Наименование статьи |
Составлено протоколов, Шт. |
Сумма взыскания штрафов тыс. рублей |
|
1 |
11.1 |
Действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте |
466 |
502 |
|
2 |
Ч.3 ст. 11.14 |
Нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов |
12 |
5,7 |
|
3 |
11.15 |
Повреждение имущества на транспортных средствах общего пользования, грузовых вагонов или иного оборудования |
246 |
105,5 |
|
4 |
11.16 |
Нарушения правил пожарной безопасности |
63 |
48,5 |
|
5 |
19.5 |
Невыполнение законных предписаний об устранении законодательства в срок |
13 |
15,3 |
|
6 |
19.7 |
Непредставление информации |
4 |
0,6 |
|
7 |
Ч.3 ст. 19.19 |
Нарушение обязательных правил и стандартов |
21 |
11,5 |
|
8 |
итого |
825 |
689,1 |
Размещено на