Содержание
Введение……………………………………………………………………..……3
1.Сущность и основные понятия гармонизированной системы описания и кодирования товаров………………………………………………………………5
1.1.Теоретические аспекты формирования гармонизированной системы описания и кодирования товаров…………………………………………………5
1.2.Направления зарубежного опыта использования ГС……………………..7
2.Практическое применение системы штрихового кодирования…………….10
2.1. Структура применения и анализ ГС……………………………………..10
2.2.Юридические аспекты применения классификации…………………….20
2.3.Отдельные вопросы применения Гормонизированной Системы кодирования………………………………………………………………………22
2.4. Применение кодирования…………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы……………………………………………31
Выдержка из текста работы
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) используется в настоящее время в России при декларировании товаров, перемещаемых через государственную границу, при разработке тарифной системы для удобства ведения таможенной статистики при лицензировании и квотировании и для других целей.
Под товарной номенклатурой понимается перечень товаров, распределённых по соответствующей классификационной системе.
Ассортимент товаров, выпускаемых промышленностью и поступающих в торговлю, насчитывает десятки тысяч самых разнообразных видов и разновидностей. С каждым годом количество их возрастает: под влиянием моды расширяется и обновляется ассортимент текстильных и одёжно-обувных товаров; с развитием науки и техники появляются новые, более совершенные сложно-технические товары; новые виды сырья и материалов создаются химической промышленностью.
Систематизировать всё многообразие товаров помогает научная классификация, которая постоянно совершенствуется. Классификация имеет особое значение в управлении качеством и ассортиментом товаров, так как способствует систематизированному изучению товаров, рациональной организации торговли, эффективному проведению работ по контролю качества, изучению и формированию структуры ассортимента. Кроме этого распределение товаров на однородные группы позволяет:
— выявить групповые характеристики качества товаров, установить необходимую номенклатуру качества для каждой группы товаров, сформулировать общие требования к ним, разработать общие методы их испытания, рационально организовать приёмку и контроль их качества;
— организовать рациональный учёт товара по группам;
— организовать рациональное хранение товаров, исходя из их общих свойств.
Классификация происходит от слова «классифицировать», то есть разделение множества объектов на подмножества по сходству или различию в соответствии с принятыми методами. В результате деления множества на подмножества создаются классификационные группировки, которые могут иметь общие и различные признаки, могут быть как взаимозависимыми, так и независимыми.
Классификация продукции, виды классификации разрабатываются для решения задач планирования и учета выпускаемой продукции, облегчения управления народным хозяйством на различных уровнях управления.
В настоящее время система классификации товаров для целей международной торговли развивается по двум основным направлениям:
1. Усиление роли Гармонизированной системы как международной основы в системе классификации товаров.
2. Развитие национальных систем классификации товаров на уровне отдельной страны или группы стран. Примером реализации второго направления является возникновение классификаторов товаров, основанных на Гармонизированной системе. Это Комбинированная номенклатура ЕС (КН ЕС), ТН ВЭД СНГ, ТН ВЭД России. Уникальность Гармонизированной системы состоит в том, что она позволяет углублять детализацию признаков, расширяя перечень классифицируемых товаров.
Таким образом, Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности вместе с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров, играют важную роль в системе мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности страны, в чем и заключается актуальность рассматриваемой темы курсовой работы.
Целью данной работы является изучение понятия Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, системы построения ГС. Для того, чтобы обосновать цель работы были поставлены и решены следующие задачи:
— раскрыть сущность Гармонизированной системы;
— охарактеризовать цели и задачи Гармонизированной системы;
— рассмотреть основы построения и применения Гармонизированной системы описания и кодирования товаров. Решение данных задач мы увидим в заключении.
Глава 1. История создания Гармонизированной системы
товарный номенклатура внешнеэкономический кодирование
В связи со сложностями, вызванными применением различных классификационных принципов в основных международных товарных номенклатурах, возник вопрос о выработке единого международного классификатора, который мог бы использоваться во всех странах при оформлении участниками внешнеэкономических связей внешнеторговых операций на таможнях. Кроме того, подобный классификатор должен был бы позволять вести анализ внешней торговли по отдельным товарам, товарным группам и позициям.
Между 1831 и 1854 годами Бельгия представила свою внешнеторговую статистику, сгруппированную по трем генеральным разделам: сырьё, продукты потребления в естественном состоянии, готовые изделия.
Номенклатура, использованная Австо-Венгрией в тарифе 1892 года, базировалась на классификационной схеме, которая позднее была применена в статистической Брюссельской Номенклатуре 1913 года и в проекте Таможенной Номенклатуры Лиги Наций 1931 года.
В период с 1851 по 1908 года было проведено несколько международных экономических конгрессов, имевших целью подготовить единую статистическую номенклатуру. Первый из них (Брюссель, 1853 г.) высказался за единообразную международную тарифную номенклатуру в качестве основы международной статистической номенклатуры. Конгресс исходил из того, что статистические номенклатуры большинства государств разрабатывались на основе их тарифных номенклатур, и изменения в одной влекли аналогичные перемены в другой.
Другие международные статистические конгрессы по данной проблематике проводились в Гааге (1869 г.), Санкт-Петербурге (1872 г.) и Будапеште (1876 г.). Для координации работ этих форумов в 1885 г. был учрежден Международный институт статистики.
Первая практическая единообразная статистическая номенклатура товаров, учрежденная международной Конвенцией, была принята Второй международной конференцией по коммерческой статистике, проходившей в Брюсселе в 1913 г. Эта Конвенция была подписана 29 государствами 31 декабря 1913 г. Номенклатура состояла из 186 товарных позиций, сгруппированных в 5 групп:
1. животные;
2. пищевые продукты и напитки;
3. сырьё и полуфабрикаты;
4. золото и серебро.
Брюссельская номенклатура послужила базой первого сравнительного анализа коммерческой статистики, проведенного Бюро Торговой Статистики в 1922 г. Кроме того, эта номенклатура прямо или косвенно использовалась в тарифных целях около 30 странами.
Одним из важных направлений на пути унификации и упрощения таможенных процедур стала разработка в 1937 году Комитетом Лиги Наций проекта Таможенной номенклатуры. Номенклатура имела множество недостатков и была принята лишь небольшим числом стран. Однако именно в ней были заложены основные принципы классификации товаров для целей международной торговли.
Ни одна из разработанных в разное время международных номенклатур не отвечала в полном объёме тем требованиям, которые предъявляли к ней отдельные страны и международные организации. С точки зрения различных стран и организаций, каждая из номенклатур, помимо бесспорных преимуществ, обладала и определёнными, а в ряде случаев — существенными недостатками.
Окончание второй мировой войны явилось началом нового этапа в развитии международного торгового сотрудничества. Сотрудничество стран по таможенным вопросам развивалось под эгидой Организации Объединенных Наций (ООН). В 1947 году было подписано Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). 15 декабря 1950 года был создан Совет таможенного сотрудничества (СТС).
Одновременно с Конвенцией о создании СТС была подписана Конвенция по таможенной номенклатуре, которая вступила в силу 11 сентября 1959 года. В рамках СТС был создан постоянный Комитет по номенклатуре, который занимался разработкой основы классификации товаров и выработкой единообразного подхода к классификации.
Первое издание номенклатуры, разработанной Комитетом по номенклатуре СТС, было выпущено в 1955 году и известно как Брюссельская таможенная номенклатура (БТН). За её основу была взята таможенная номенклатура Лиги Наций. Изменения в структуре международной торговли заставляли СТС постоянно пересматривать БТН, вносить в неё изменения и дополнения (в 1959, 1965, 1972 годах). Последний вариант БТН был опубликован в 1976 году.
Перед международным сообществом возникла задача: добиться рационализации и гармонизации данных, торговой документации и, в частности, максимально унифицировать систему кодирования информации, касающейся стран, единиц измерения, видов транспорта и, самое главное, самих товаров. Этим было обусловлено начало обсуждения указанных проблем экспертами Совета таможенного сотрудничества с представителями других заинтересованных международных организаций.
Работы по изучению данной проблематики проводились в рамках Европейской Экономической Комиссии ООН (ЕЭК ООН), в рабочей группе по унификации и упрощению процедур международной торговли.
В начале 70-х годов на совещании ЕЭК ООН было признано, что СТС является наиболее приемлемой организацией для изучения и практической реализации вопросов, связанных с описанием и кодированием товаров, обращающихся в международной торговле.
В результате на заседании Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН Совету таможенного сотрудничества было поручено изучить возможности создания единой международной товарной классификационной системы, которая впоследствии получила название Гармонизированная система описания и кодирования товаров (ГС).
Разработка ГС была начата в 1973 году и длилась около десяти лет. Разрабатываемая номенклатура должна была стать пригодной и для таможенных, и для статистических целей. Эта необходимость была продиктована значительным расширением и усложнением номенклатуры товаров в международной торговле в условиях научно-технического прогресса. Разработчики стремились к тому, чтобы создаваемая классификация, с одной стороны, наиболее полно охватывала бы товары, обращающиеся в международной торговле, а с другой стороны, чтобы описание и кодирование товаров в классификации лучше отражали бы технологию их изготовления. Таким образом, ещё на этапе разработки Гармонизированная система была задумана как многоцелевая товарная номенклатура, отвечающая одновременно потребностям таможенных и статистических органов, построенная на принципах максимально тесной увязки между внешнеторговой и производственной статистикой различных государств. Одним из центральных принципов ГС стал принцип обязательной сопоставимости национальных и международных данных о внешней торговле той или иной страны.
В соответствии с общими принципами, установленными рабочей группой Комитета по ГС, данная система должна была основываться на взаимно сопоставимых классификациях:
· Номенклатуре СТС и
· Стандартной международной торговой классификации (СМТК).
Был учтен также широкий круг прочих товарных классификационных систем. Некоторые из них базировались на НСТС (например, таможенный тариф Японии), другие развивались самостоятельно (таможенные тарифы США и Канады). Кроме того, учитывались транспортные номенклатуры: Стандартизированная товарная номенклатура Международного железнодорожного Союза; Всемирная классификация авиагрузов Международной Ассоциации воздушного транспорта; Фрахтовый тариф Ассоциации ВестИндских трансатлантических пароходных линий и Стандартизированный товарно-транспортный код.
Схема №1. Классификационные системы и международные организации в НГС
В состав Комитета по ГС входили представители таможенных служб различных стран, представители ряда национальных и международных организаций. Всего в работе Комитета по ГС и его рабочей группы приняли участие представители около 60 стран и более 20 международных и национальных организаций путем подачи предложений, замечаний, комментариев.
ГС разрабатывалась как номенклатура, разделенная на несколько уровней. Основа ГС — НСТС имела четырёхзначные товарные позиции, дополняемые субпозициями.
Отдельная идентификация товаров в ГС принималась лишь тогда, когда участники соглашались о том, что данные товары действительно играют существенную роль в международной торговле.
К 1976 году общая концепция новой ГС была сформулирована. В ноябре этого же года Статистическая Комиссия ООН признала, что предлагаемая товарная номенклатура отвечает требованиям производства и торговли и должна играть важнейшую роль в качестве комбинированной классификации.
К началу 1981 года Комитет по ГС завершил подготовительную работу. С этого момента существо ГС начало проявлять себя в своем значении и проблемах. В некоторых аспектах ГС могла рассматриваться в качестве ответвления действующих НСТС и СМТК. По существу же она превратилась в новую шестизначную цифровую номенклатуру. ГС полностью заменила НСТС на международном уровне, а роль СМТК значительно сократилась.
В июне 1983 года Совет таможенного сотрудничества фактически завершил подготовительную работу по созданию Гармонизированной системы. Параллельно с разработкой самой ГС осуществлялась подготовка Международной Конвенции о её применении.
В июне 1983 года на 61\62 сессиях в Брюсселе СТС утвердил окончательный вариант проекта Международной Конвенции о Гармонизированной Системе описания и кодирования товаров и открыл Конвенцию к подписанию.
Первоначально СТС намеревался ввести Конвенцию в действие с 01.01.1985 года. Однако задержки административного характера и переговоры по вопросам применения ст. XXVIII ГАТТ, вызванные необходимостью перевода тарифов на ГС, потребовали изменения сроков. Новый срок введения Конвенции в действие был установлен на 01.01.1988 года.
При создании ГС разработчики руководствовались двумя основными принципами выделения товаров в группы:
1.Товар должен обладать самостоятельным отличительным признаком.
2.Товар, включаемый в систему, должен представлять интерес, по крайней мере, для нескольких стран. Для определения этого момента использовались данные международной и национальной статистики внешней торговли различных стран.
Каждая страна, принимавшая участие в разработке ГС, имела возможность внести свои предложения по описанию товаров, по их предполагаемому месту в номенклатуре, по цифровому коду товаров, по примечаниям к номенклатуре.
Внесённые таким образом предложения отдельных государств были затем обсуждены соответствующими группами экспертов и переданы специальной рабочей группе. Вопрос об отнесении отдельных товаров в ту или иную группу, о принятии текста списания товаров, о присвоении товарам цифрового кода эта группа решала путём голосования простым большинством голосов.
Глава 2. Общая характеристика основных тарифных и статистических номенклатур, существовавших до появления Гармонизированной системы описания и кодирования товаров
В настоящее время в таможенных органах России используется товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности стран — участниц Содружества Независимых Государств (в дальнейшем ТН ВЭД СНГ). Она была принята в качестве межгосударственного классификатора решением глав правительств государств — участников СНГ 3 ноября 1995 г.
ТН ВЭД России — систематизированный перечень товаров, используемый в целях государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и включающий кодовое обозначение товара, его наименование и сокращенное обозначение единиц измерения и утверждается Правительством Российской Федерации, исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров.
ТН ВЭД России предназначена для сбора статистических данных о внешнеэкономической деятельности и решения задач государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, к числу которых относятся:
— декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ;
— нетарифное регулирование экспорта и импорта отдельных товаров общегосударственного значения (лицензирование и квотирование);
— меры оперативного регулирования внешних экономических связей, включая тарифное регулирование.
Международной основой ТН ВЭД России и ТН ВЭД СНГ является Номенклатура Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (НГС), которая на сегодняшний день получила наибольшее распространение во всем мире.
В середине XIX в. в период промышленной революции в Европе быстрыми темпами стала развиваться внешняя торговля. Это поставило торгующие страны перед необходимостью разработки в таможенных целях сопоставимых определений и унификации товарных номенклатур.
Впервые эти проблемы обсуждались на первом Международном статистическом конгрессе, состоявшемся в 1853 году в Брюсселе. Конгресс принял рекомендации по унификации товарных номенклатур для целей таможенного регулирования и ведения статистики внешней торговли.
В 1890г. Международный конгресс по таможенным правилам, состоявшийся в Париже, также высказался за принятие унифицированной номенклатуры.
До 1900г. Практически во всех публикуемых различными странами справочниках по итогам внешней торговли приводились лишь те товары, которые имели наиболее важное значение для внешней торговли той или иной страны.
Через 60 после первого Международного конгресса, 31 декабря 1913г., 29 стран подписали в Брюсселе конвенцию, основные положения которой сводились к тому, что, сохраняя для своих публикаций национальные классификации и товарные номенклатуры, они будут составлять и сообщать специально создаваемому Международному бюро внешнеторговой статистики данные по единой классификации и товарной номенклатуре.
Таким образом, появилась первая Брюссельская товарная номенклатура. Она состояла из пяти разделов, включающих 186 базисных товарных позиций.
Вскоре после публикации Брюссельской товарной номенклатуры 1913г. Выявились недостатки разработанной системы классификации товаров. Была отмечена недостаточная детализация номенклатуры и неудобство её использования в качестве мирового стандарта. Накануне второй мировой войны была выработана новая товарная номенклатура — Минимальный список товаров для статистики международной торговли.
Идеология номенклатуры состояла в том, что товары классифицировались в зависимости от вида материала, из которого они были изготовлены.
Новая номенклатура была опубликована в окончательном виде в 1938г. Она представляла собой товарную классификацию вертикального типа. Все товары были распределены на 17 разделов. Разделы в свою очередь, были разбиты на 50 групп и 456 базисных товарных позиций.
До начала 90-х гг. наибольшее распространение в практике внешнеторговой деятельности и таможенного регулирования большинства стран и международных организаций получили три классификационные системы:
1. Единая товарная номенклатура внешней торговли (ЕТН ВТ СЭВ).
ЕТН ВТ СЭВ применялась в качестве основного классификатора во внешнеэкономической деятельности Советского Союза с 1962 по 1991г. Подготовка и издание номенклатуры с учетом замечаний и предложений стран — членов СЭВ были поручены Отделу статистики Секретариатом Совета в 1962г. под названием Единая товарная номенклатура внешней торговли стран — членов СЭВ.
ЕТН ВТ СЭВ объединяла товары по их назначению в народном хозяйстве, по их происхождению и по степени обработки. Кроме того, классификационная система номенклатуры позволяла разбить товары на средства производства и предметы потребления, на основные и оборотные средства, на изделия промышленности и сельского хозяйства. Данная классификация давала возможность проводить дополнительные группировки экспорта и импорта товаров по различным экономическим признакам.
ЕТН ВД СЭВ включала 9 товарных разделов, 57 товарных групп, 325 подгрупп, 4200 товарных позиций и более 10 тысяч субпозиций.
Существенным отличием ЕТН ВТ СЭВ от других номенклатур было присутствие в ней дополнительного «нулевого» раздела, в который входили производственные операции.
В ЕТН ВД СЭВ был принят семизначный код. Принятая нумерация заключала в себе возможности расширения номенклатур в случае необходимости. Подобная возможность проявлялась в наличии свободных номеров в подгруппах и товарных позициях.
За время использования ЕТН ВД СЭВ вышло четыре издания этой номенклатуры. В номенклатуру ежегодно вносились дополнения и изменения. В общем классификационная система номенклатуры отражала товарную структуру внешней торговли, но перечень товаров, включенных в ЕТН ВД СЭВ, был более узким, чем перечень товаров, образующих Гармонизированную систему описания и кодирования товаров.
Несмотря на то, что ЕТН ВД СЭВ была первоначально разработана как статистическая товарная номенклатура, она являлась одновременно основой таможенного тарифа СССР. Вместе с тем система классификации товаров в ней была недостаточно приспособлена к выполнению защитно — протекционистских функций.
2. Стандартная международная торговая классификация ООН (СМТК).
СМТК была предложена Статистической комиссией ООН. По предложенному варианту сессия Экономического и Социального Советов ООН 12 июля 1950г. настоятельно просило правительства использовать эту Стандартную международную торговую классификацию путем:
1) принятия этой классификационной системы с такими изменениями, которые могут быть необходимы для того, чтобы удовлетворить национальные потребности, однако, не нарушая схемы классификации, или
2) путем перегруппировки своих статистических данных в соответствии с этой схемой с целью достижения сопоставимости данных международной торговли.
Классификация товаров в СМТК осуществлялась по нескольким признакам. Основным из них был признак последовательности обработки продуктов.
Все товары в СМТК делились на три основных класса: сырьё, полуфабрикаты, готовые изделия. Такая группировка была скомбинирована с группировкой по признаку назначения товаров.
Одним из недостатков СМТК являлось то, что детализация разделов и товарных групп была не лишена некоторой условности.
Другим недостатком СМТК было то, что она не содержала группировок по отраслям народного хозяйства.
Несмотря на это, СМТК позволила добиваться определенной сопоставимости статистических показателей и давать экономические обзоры о состоянии мировой торговли.
3. Номенклатура Совета таможенного сотрудничества (НСТС) или Брюссельская таможенная номенклатура (БТН).
Широко используемой системой классификации товаров является номенклатура Совета таможенного сотрудничества (СНТС). Эта номенклатура товаров была разработана на базе Брюссельской таможенной номенклатуры (БТН), применявшейся во внешней торговле стран Западной Европы, начиная с 1951г.
БТН являлась таможенно-тарифной номенклатурой, т.е. она представляла собой классификационную схему для таможенных тарифов и одновременно являлась международной торговой классификацией. В первоначальном варианте БТН главным группировочным признаком был характер материалов, из которых изготавливались товары.
Работы по сближению главных международных классификаций (СМТК и БТН) привели к созданию нового проекта Брюссельской номенклатуры. Этот проект получил название Номенклатура Совета таможенного сотрудничества (СНТС). В отличие от первоначального варианта БТН, в основу классификационной схемы новой номенклатуры были положены принципы степени обработки и происхождения товаров. Важной особенностью НСТС является то, что товарные коды (шифры) не содержат номеров разделов.
НСТС в последней редакции включает 21 раздел, 99 групп товаров, 1011 товарных подгрупп.
Номенклатура основана на четырехразрядном обозначении товаров. Это значит, что все товары в номенклатуре разделены на 99 групп и все группы, независимо от принадлежности к тому или иному разделу, пронумерованы в возрастающем порядке от 01 до 99. Внутри группы товары также пронумерованы в порядке возрастания двумя знаками от 01 до 99.
На основе НСТС построена Комбинированная номенклатура Европейского экономического сообщества (введена в практику с 1 января 1988г.)
Позднее принципы классификации товаров, заложенные в НСТС, были использованы при создании Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС).
Глава 3. Цель и основные принципы создания Гармонизированной системы описания и кодирования товаров
В конце 60-х годов отчетливо проявилось стремление всех стран, активно участвующих в международной торговле, добиться рационализации и гармонизации данных торговой документации и, в частности, максимально унифицировать систему кодирования в отношении стран, единиц количественных измерений, видов транспорта, требований к условиям транспортировки, и в первую очередь, конечно, в отношении самих товаров. В самом деле, несмотря на существование единых международных номенклатур для статистических и тарифных целей, в силу различных причин один товар в ходе единичной международной сделки мог быть по-разному отклассифицирован до 17 раз, пока он, наконец, доходил до своего конечного потребителя. Такое положение вещей, естественно, удорожало, и порой значительно, продажную стоимость товара и наносило, таким образом, ущерб потребителям и самим производителям.
Развитие технических средств автоматизированной обработки и передачи данных давало реальную возможность решить названную проблему, однако лишь в том случае, если для идентификации товара использовался бы единый международно-признанный код.
Работы по изучению данной проблематики сконцентрировались в рамках Европейской Экономической Комиссии ООН, в ее рабочей группе по вопросам упрощения процедур международной торговли.
В начале 70-х годов представители Совета Таможенного Сотрудничества (СТС) обсудили ход работ с другими международными организациями, и на совещании Европейской экономической комиссии (ЕЭК ООН) было признано, что СТС является наиболее приемлемой организацией для того, чтобы вести изучение и практическую реализацию вопросов, связанных с описанием и кодированием товаров, обращающихся в международном товарообмене.
Спустя 13 лет исследовательская и подготовительная работа, осуществленная под эгидой СТС, вылилась в создании Гармонизированной Системы описания и кодирования товаров и новой Конвенции о ее внедрении.
В виду того, что основной целью ГС является удовлетворение нужд и требований всех органов, организаций и лиц, участвующих и обслуживающих международную торговлю, в состав Комитета по ГС, куда поначалу были включены только представители таможенных служб различных стран, вошли и представители ряда национальных и международных организаций.
Всего в работе Комитета по ГС и его рабочей группы приняли участие представители около 60 стран и более 20 международных и национальных организаций путем подачи своих предложений, замечаний, комментариев к предложениям или посредством участия в процессе принятия конкретных решений.
В соответствии с общими принципами, установленными рабочей группой Комитета по ГС, данная система описания и кодирования товаров должна была «развиться» не только из взаимосопоставимых НСТС и СМТК, но и учитывать широкий спектр прочих товарных классификационных систем. Некоторые из них базировались на НСТС (например, таможенный тариф Японии), в то время как другие развивались ранее самостоятельно (таможенные тарифы США и Канады). Кроме того, учитывались и разнообразные транспортные номенклатуры: Стандартизированная товарная номенклатура Международного железнодорожного Союза; Всемирная классификация авиагрузов Международной Ассоциации воздушного транспорта; Фрахтовый тариф Ассоциации Вест-индских трансатлантических пароходных линий и Стандартизированный товаротранспортный код.
Таким образом, проект ГС разрабатывался как номенклатура, структурно разделенная на несколько различных уровней, основанная в первую очередь на детально пересмотренной НСТС с ее 4-значными цифровыми позициями, дополняемыми подпозициями. Пересмотр и поправки к НСТС как таковой, будучи в специфической компетенции Комитета по Номенклатуре, учрежденного Конвенцией о Брюссельской тарифной номенклатуре 1950 года, были распространены и на новые тексты, относящиеся к уровням товарных позиций, по общему соглашению между Комитетами СТС по ГС и по Номенклатуре.
Что же касается разбивки, или детализации, товарных позиций на подпозиции, или субпозиции, последние были обозначены 2-мя дополнительными цифрами. Таким образом, подпозиции идентифицируются 6-значным цифровым кодом.
Отдельная идентификация в ГС товаров либо групп товаров принималась, лишь в случае достижения соглашения между участниками о том, что данные товары или группы товаров действительно играют существенную роль в международной торговле.
К 1976 году общая концепция новой ГС описания и кодирования товаров приобрела конкретные очертания.
В ноябре этого же года Статистический Комитет ООН признал, что предлагаемая комбинированная товарная номенклатура, которая отвечает требованиям и производства, и торговли, должна играть важнейшую роль и содержать для товаров, обращаемых в международной торговле, элементы комбинированной классификации данного описания товара.
К началу 1981 года Комитет по ГС завершил подготовительную работу по Системе. Только с этого момента действительное существо ГС начало проявлять себя полностью в своем значении и проблемах. Если в некоторых аспектах ГС могла рассматриваться, как уже указывалось, в качестве ответвления действующих НСТС и СМТК ред. 2, то по существу она превратилась в абсолютно новую 6-значную цифровую номенклатуру для перемещаемых в международном товарообороте изделий и предметов. Именно в качестве таковой она призвана со временем полностью заменить НСТС на международном уровне, поэтому для достижения этой цели была разработана Международная Конвенция по ГС и проведены соответствующие мероприятия в связанных областях.
К июню 1983 года Комитет по ГС совместно с Комитетом по Номенклатуре провел полный пересмотр уже частично согласованных текстов и решил ряд возникших при этом технических проблем. Параллельно было достигнуто соглашение в отношении положений международной Конвенции, на основании которой ГС будет введена в действие. Одним из существенных итогов этой работы Комитета было достижение договоренности о возможности развивающихся стран частично применять ГС на уровне, меньшем, чем 6 знаков (но не менее 4), в тех случаях, когда их участие в международной торговле или административные ресурсы объективно позволяют лишь такое частичное применение.
В виду того, что не вся вспомогательная работа по ГС была закончена, в частности, разработка Пояснений к Номенклатуре, СТС принял решение о создании Промежуточного (Временного) Комитета по ГС для ведения и наблюдения за применением ГС до вступления новой Конвенции в силу. Кроме того, данный временный Комитет по ГС совместно с Комитетом по Номенклатуре учредил совместную рабочую группу для окончания разработки Пояснений к номенклатуре ГС.
В июне 1983 года на своих 61/62 сессиях в Брюсселе Совет Таможенного Сотрудничества утвердил окончательный вариант проекта Международной Конвенции по Гармонизированной Системе описания и кодирования товаров и открыл Конвенцию для подписания.
Первоначальным намерением Совета являлось введение Конвенции по ГС в действие 01.01.1985 года, и соответствующая статья Конвенции (ст. 13) исходила из этих сроков. Однако различные задержки административного характера и переговоры по вопросам применения ст. XXVIII Генерального Соглашения по тарифам и торговле, вызванные необходимостью перевода тарифов на ГС, повлекли за собой изменение первоначально запланированной даты. Новый срок введения Конвенции в действие был установлен на 01.01.1988 г.
Для обеспечения выполнения данного срока СТС в июне 1986 года (на своих 67/68 сессиях) утвердил Протокол поправок к Конвенции по ГС, где было предусмотрено, что для вступления Конвенции в силу необходимо определенное количество стран, ее подписавших. По достижении к сентябрю 1987 года этого количества — 17 государств — Гармонизированная Система описания и кодирования товаров вступила в силу 1 января 1988 года.
СССР присоединился к этой Конвенции 12 августа 1988 года Постановлением Совета Министров СССР № 1004 «О введении в СССР Гармонизированной системы описания и кодирования товаров».
Для обеспечения практического использования ГС как можно большим числом стран 14 июня 1983г. в Брюсселе была подписана Международная Конвенция о ГС. В Конвенции излагаются цели создания ГС, сфера её применения, закрепляется правовой механизм использования ГС странами — участницами Конвенции, их обязательства, порядок работы по дальнейшему совершенствованию системы.
Главная цель создания номенклатуры Гармонизированной системы (ГС), как указывается в преамбуле Международной конвенции о Гармонизированной системе, заключается в том, чтобы:
— содействовать международной торговле;
— упростить сбор, сопоставление и анализ статистических данных, в особенности относящихся к международной торговле;
— уменьшить расходы, вызываемые повторным описанием, классификацией и кодированием товаров при их переходе из одной системы классификации в другую в процессе международной торговли, и способствовать стандартизации внешнеторговой документации и передаче статистических данных;
— унифицировать коммерческие и таможенные документы, их обработку и т.д.
Согласно тексту Конвенции, Гармонизированная система является приложением к ней и составляет неотъемлемую часть (ст. 1,2). При этом под Гармонизированной системой понимаются международные правила классификации и статистической информации по товарам, поступающим во внешнюю торговлю. Включает новую Международную унифицированную товарную номенклатуру (НГС), которая включает товарные позиции, субпозиции, и относящиеся к ним цифровые коды, примечания к разделам, группам и субпозициям, основные правила интерпретации ГС.
Основой для создания Номенклатуры Гармонизированной системы служили различные номенклатуры таможенных тарифов и статистики внешней торговли, основными из которых являются Номенклатура Совета таможенного сотрудничества (НСТС) и Стандартная международная торговая классификация (СМТК). Международная Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров была подписана в 1983 году в Брюсселе. С 1 января 1996г. вступила в силу новая редакция ГС.
Глава 4. Международная Конвенция о ГС
Международная Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров определяет цели и задачи классификации товаров в соответствии с ГС, её основные принципы, порядок принятия решений и разрешения споров. Конвенция содержит порядок присоединения к ней стран-участников и применения содержащихся в ней норм, учреждает рабочие органы, осуществляющие в рамках Конвенции деятельность по контролю за правильностью и единообразием классификации товаров.
Текст Конвенции выдержан в соответствии с основными принципами Международного права и ООН: добровольности применения, недопустимости вмешательства во внутренние дела, признания главенства права при решении спорных вопросов. Неотъемлемой частью Конвенции является Номенклатура ГС.
За некоторыми исключениями, которые касаются развивающихся стран, каждая договаривающаяся сторона обязуется по отношению к своим таможенно-тарифной и статистической номенклатурам:
· использовать все содержание ГС без каких-либо изменений;
· публиковать свои статистические данные по ввозу и вывозу товаров в соответствии с 6-значным кодом ГС или на более глубоком уровне классификации, если ограничение таких публикаций не вызывается особыми случаями (например, для сохранения коммерческой тайны).
Договаривающиеся стороны не берут на себя никаких обязательств в том, что касается ставок таможенных пошлин.
Ниже приводится полный текст статьи 3 Конвенции.
Статья 3
Обязательства Договаривающихся Сторон
1. С учетом исключений, перечисленных в статье 4:
а) каждая Договаривающаяся Сторона Конвенции обязуется, за исключением случаев применения положений подпункта (с) настоящего пункта, что ее таможенно-тарифная и статистические номенклатуры будут соответствовать Гармонизированной системе с момента вступления настоящей Конвенции в силу по отношению к этой Договаривающейся Стороне. Тем самым она обязуется по отношению к своим таможенно-тарифной и статистическим номенклатурам:
i) использовать все товарные позиции и субпозиции Гармонизированной системы, а также относящиеся к ним цифровые коды без каких-либо дополнений или изменений;
ii) применять основные правила интерпретации Гармонизированной системы, а также все примечания к разделам, группам, товарным позициям и субпозициям и не изменять содержание разделов, групп, товарных позиций или субпозиций Гармонизированной системы;
iii) соблюдать порядок кодирования, принятый в Гармонизированной системе.
b) каждая Договаривающаяся Сторона будет также публиковать свои статистические данные по ввозу и вывозу товаров в соответствии с шестизначным кодом Гармонизированной системы или, по желанию Договаривающейся стороны, на более глубоком уровне классификации, если ограничение таких публикаций не вызывается особыми случаями, как, например, сохранение коммерческой тайны или нанесение ущерба интересам государственной безопасности;
с) ничто в настоящей статье не обязывает Договаривающуюся Сторону использовать субпозиции Гармонизированной системы в своей номенклатуре таможенных тарифов при условии, что его единая таможенно — статистическая номенклатура соответствует требованиям, указанным в пунктах а)i/, a)ii/ и а)iii/.
2. В соответствии с требованиями параграфа 1 (а) настоящей статьи каждая Договаривающаяся Сторона может вносить в текст изменения, необходимые для того, чтобы Гармонизированная система была отражена в национальном законодательстве.
3. Ничто в настоящей статье не запрещает Договаривающейся Стороне создавать в своей номенклатуре таможенных тарифов или статистической номенклатуре подразделы для классификации товаров по большему числу знаков, чем в Гармонизированной системе, при условии, что эти подразделы будут добавлены и кодированы сверх шестизначного цифрового кода, приведенного в приложении к настоящей Конвенции.
4.1 Рекомендации Совета Таможенного Сотрудничества по усовершенствованию работы по тарифной классификации (25 июня 1998 г.)
ГС была широко принята странами, торговыми и экономическими объединениями. Правильное и единообразное понимание ГС эффективно упростило бы международную торговлю и инвестиции и установило бы соответствие с правилами и законами в финансовой и торговой сферах. Торговые объединения добровольно приняли бы объективную, предсказуемую и прозрачную практику классификаций. Достижение этих целей требовало четких и эффективных действий по классификации и организации инфраструктуры этой работы. СТС рекомендовал сторонам, подписавшим Конвенцию о ГС, таможенным и экономическим союзам, принимая во внимание элементы модели хорошей работы по тарифной классификации, приведенные здесь, предпринять все возможные шаги, чтобы улучшить их классификационную работу.
Инфраструктура классификации.
Модель работы по хорошей тарифной классификации обеспечила бы равное отношение ко всем членам торгового сообщества. Кроме того, это привело бы к сокращению потерь доходов государства и бизнеса от неверной классификации. Предпосылкой для достижения этих целей является организация инфраструктуры классификационной работы на региональном и местном уровнях, включая учреждение центра классификации.
Инфраструктура классификации состоит из офисов и отделов в пределах таможенной администрации страны или таможенного или экономического союза, ответственных за определение кода товаров в соответствии с таможенными тарифами, основанными на ГС, или статистическими номенклатурами. Эта работа выполняется экспертами по классификации, функции и обязанности которых четко определены. Эксперты должны быть обеспечены средствами классификации такими, как национальные таможенные тарифы, Конвенция о ГС и номенклатура ГС, Пояснения к ГС, в том числе национальные, резюме мнений по классификации, национальные правила классификации, руководящие принципы и базы данных по классификации.
Центр (штаб) классификации
Работа по классификации может координироваться Центром. Эта функция может быть выполнена, например, комитетом по классификации, в состав которого входят заинтересованные члены. Комитет может использовать в работе комментарии торговых объединений по вопросам классификации. Центр (штаб) отвечает за обеспечение правильной и однородной классификации товаров повсюду в стране импорта или в таможенном или экономическом союзе.
Центром могут выполняться следующие функции:
1. Исследование вопросов по классификации, которые задают региональные управления или офисы на местах, запросов о предварительных классификационных решениях от торговых объединений; издание руководств по классификации для единообразного применения на всей территории страны, таможенного или экономического союза.
2. Актуализация национальных тарифов и дополнительных, связанных с классификацией, публикацией.
3. Подготовка и ведение централизованной информации (включая базу данных) по случаям тарифной классификации и доведение этой информации до местных отделений и торговых объединений.
4. Публикация тарифных сведений или других данных по тарифной классификации для информации публики и торговых объединений.
5. Выполнение функций связи с СТС и комитетом по ГС, участие в работе Комитета по ГС.
6. Поддержание контактов с таможенными или экономическими союзами по вопросам классификации.
7. Совместная работа с другими ведомствами по вопросам тарифа, статистики и прочим, имеющим отношение к номенклатуре.
8. Поддержание контактов с изготовителями, научными учреждениями, университетами для того, чтобы не отстать от достижений в технологии и учесть изменения в инфраструктуре международной торговли.
В штабе по классификации таможенного или экономического союза могут располагаться региональные классификационные центры членов этих союзов для согласования работы по классификации между периферийными отделениями и штабом союза.
Региональные или местные офисы классификации.
На уровне регионального таможенного управления, где осуществляется фактическая тарифная классификация товаров при их экспорте или импорте, могут быть организованы следующие отделы:
1. Отдел классификации, состоящий из экспертов по классификации, который консультирует отделы оформления деклараций, выдает предварительные классификационные решения по запросам торговых объединений и служит связующим звеном с Центром классификации.
2. Отдел оформления деклараций, который выполняет обычную тарифную работу по классификации. Такие отделы могут быть организованы по отраслям промышленности или разделам ГС. Когда возникают споры или проблемы по классификации, этот отдел должен передать дело отделу по классификации для получения его совета или руководства (отдел по классификации может, в свою очередь, обратиться в Центр).
3. Отдел оценки риска, который должен помочь определить подозрительные декларации или декларации с высоким риском тарифного мошенничества, а также помочь определить товары, для которых характерны ошибки при классификации. Это может быть достигнуто, например, путём составления списка товаров высокой группы риска, скрининга грузовых таможенных деклараций, сбора оперативных данных, наблюдения за профилем работы импортеров, поддержки бдительности отделов оформления декларации и аудита после таможенной очистки (таможенной инспекции). Для более эффективной работы функция оценки риска может выполняться на уровне Центра.
4. Отделы аудита после таможенной очистки. Эти отделы проверяют классификацию методами оценки риска или случайной выборки. Ревизии могут выполняться в таможенных офисах или а помещениях экспортеров или импортеров. Более эффективными являются ревизии, проводимые в помещениях экспортеров или импортеров, при которых всесторонне исследуются отчеты и действия компании. В процессе ревизий проверяются товары, прошедшие очистку в любом таможенном офисе. Исследование всех действий компании по экспорту и импорту увеличивает вероятность обнаружения возможных таможенных нарушений.
Процедура классификации
Классификация товаров — одно из основных действий в таможенных процедурах, в международной торговле в инвестициях. Это специализированная работа, требующая экспертизы, лабораторного анализа, проверки грузовых таможенных деклараций и других уместных документов, обращения к технической литературе и средствам классификации.
Классификационная работа может проводиться на трёх различных стадиях: предварительная классификация, стадия обработки деклараций, стадия после таможенной очистки. Проведение классификации на первой и третьей стадиях уменьшает вероятность задержек в принятии решений на стадии оформления деклараций. Комбинация всех трёх процедур позволяет, не препятствуя торговле, достичь согласия сторон.
Предварительная классификация.
Предварительная классификация должна быть организована в таможенной администрации на любом уровне. Количество организаций, имеющих полномочия выдавать предварительные классификационные решения, должно быть ограничено, чтобы гарантировать единообразную классификацию. Подробности классификационного решения должны быть включены в централизованную базу данных, таким образом различные таможенные офисы получают возможность выдавать единообразные решения по тому же самому товару.
Классификация на стадии оформления деклараций.
Сплошная классификация на этой стадии может привести к задержкам в оформлении товара. Поэтому рекомендуется:
1. Использовать выборочную классификацию на основе метода управления риском, проверку подозрительных деклараций, проверку методом случайной выборки;
2. Адресовать сомнения или проблемы экспертам по классификации;
3. Консультироваться с декларантом прежде, чем таможней будет изменен код товара;
4. Позволять заявителю исправлять ошибки со штрафом или без штрафа;
5. Откладывать отнимающие много времени тарифные проверки до стадии после таможенной очистки при условии, что приняты соответствующие меры безопасности во избежание потерь дохода или нарушения торговых правил.
Классификация на стадии после таможенного оформления.
Ревизия на этой стадии проводится с целью:
· проверить классификацию, если такая проверка не проводилась на стадии оформления деклараций;
· исправить любые ошибки, допущенные на стадии оформления деклараций;
· проверить, не было ли мошенничества при классификации.
Ревизия проводится в офисах таможни, импортеров или экспортеров методами управления риском, случайного отбора или тем, и другим.
Урегулирование споров.
Споры о классификации с торговыми объединениями могут возникать на различных стадиях. Механизм консультаций между таможенной администрацией и торговыми объединениями должен в значительной степени уменьшить эти разногласия. Торговым объединениям должна быть доступна установленная система апелляций. Для урегулирования споров по классификации рекомендуется комбинация процедур формальной апелляции и консультации.
Процедура консультации.
Консультация проводится в структурном подразделении таможни на любой из трёх стадий. Ответственный отдел таможни должен консультироваться с импортером или экспортером и сообщать ему своё предварительное мнение о классификации рассматриваемых товаров. Если импортер или экспортер не соглашаются с предварительными результатами, они должны иметь возможность представить в пределах разумного времени всю уместную информацию о товаре прежде, чем будет принято окончательное решение о классификации. Окончательное решение таможни может быть обжаловано согласно процедуре формальной апелляции.
Формальная процедура.
Формальная процедура апелляции должна быть ясно определена. Первая апелляция может быть обращена к установленной ведомственной инстанции, вторая и последующие апелляции должны быть обращены к независимым судебным инстанциям. Штаб, или Центр классификации должен обеспечить всю необходимую подготовку и предоставить техническую информацию в распоряжение судебной инстанции, если она этого требует. Когда спор ведется в пределах таможенной администрации, дело должен вести иной офицер, чем тот, который выдал оспариваемое решение.
Обучение.
Обучение должно помочь таможенному офицерскому составу достичь высокого уровня ответственности и единообразия в исполнении работы по классификации. Штатные сотрудники, назначенные на работу по тарифной классификации, должны в обязательном порядке пройти обучение. Содержание курса должно включать изучение Конвенции о ГС, структуры ГС, принципов классификации, должен быть проведен детальный анализ групп ГС, изучены случаи классификации, возможные области мошенничества в классификации, решения Комитета по ГС, правила классификации, методы таможенного лабораторного анализа. Должны быть разработаны как базовые, так и оперативные курсы обучения. Материалы для обучения должны включать национальные тарифы, обучающие модули, пояснения и другие публикации по ГС, другие уместные таможенные законы и инструкции. Таможенные органы могут также проводить обучение торговых объединений.
Взаимодействие.
Для проведения успешной классификационной работы важно взаимодействие штатных сотрудников таможни, занятых в работе по классификации. Хотя никакие предписанные правила не могут заставить людей работать во взаимодействии друг с другом, нужно помнить, что многого удается достичь, делясь опытом, побуждаю друг друга к хорошей работе, и обеспечивая максимальную прозрачность этой работы.
Публикация информации.
Эффективность работы таможенных органов увеличится, если торговые объединения и публика будут владеть необходимой точной информацией относительно вопросов тарифной классификации. Должны быть изданы все уместные правила, инструкции, руководящие принципы, тарифная информация в этой области. Если предпринимаются действия, изменяющие тарифную классификацию товара, такие изменения должны быть известны публике до вступления их в силу. Может быть разработан механизм связи с широкой публикой, в соответствии с которым торговые объединения и публика смогут получать информацию и разъяснения без задержки.
Глава 5. Теоретические основы построения и применения Гармонизированной системы описания и кодирования товаров
5.1 Значение и задачи ГС
Гармонизированная система описания и кодирования товаров (ГС) — многоцелевая международная товарная классификационная система, используется для классификационных целей в международной торговле, в таможенном деле, в транспортно-экспедиторских операциях и в статистике.
Рис. 2. Структура НГС
Для обеспечения единообразного понимания классификационных группировок ТН ВЭД используются примечания к разделам, группам, конкретным товарным позициям, а также Основные правила интерпретации ТН ВЭД, имеющие юридическую силу.
Включенные в НГС шесть «Основных правил интерпретации Гармонизированной системы» определяют порядок включения товара в определённую позицию, а затем в субпозицию.
В Примечаниях точные пределы классификации, отражение технологии изготовления, технические характеристики.
Существуют вспомогательные публикации, которые способствуют правильному присвоению кода товару:
1. Пояснения к ГС.
2. Алфавитный указатель к ГС и Пояснениям.
3. Сборник классификационных решений по ГС.
4. Ключи перехода между ГС и НСТС.
Товарная номенклатура Гармонизированной системы (НГС), как и НСТС, состоит из 21 раздела и 99 групп, причем три группы (77, 98, 99) зарезервированы на будущее. Но они могут быть использованы в товарных номенклатурах соответствующих стран для выделения специфических товаров.
Основу классификации товаров по 21 разделу НГС составляет совокупность различных признаков товаров:
— по происхождению товаров («живые животные и продукция животноводства», «продукты растительного происхождения», «минеральные продукты» и т.д.) (разделы I, II, V);
— по виду материала, из которого изготовлен товар («кожевенное сырьё, кожа, пушнина, пушно-меховое сырьё и изделия из них», «древесина и изделия из древесины», «черные и цветные металлы и изделия из них» и т.д.) (разделы VIII, IX, X, XIII, XIV, XV);
— по назначению товаров («продукты пищевой промышленности», «текстиль и текстильные изделия», «машины, оборудование… электрооборудование…», «произведения искусства» и т.д.) (разделы IV, XI, XII, XVII, XVIII, XIX, XX, XXI);
— по химическому составу («продукция химической и смежных отраслей промышленности», «продукты растительного происхождения») (разделы III, VI, VII);
.При образовании групп в НГС используется принцип последовательности обработки товаров — от сырья к получению полуфабрикатов и готовых изделий:
Сырье |
Полуфабрикаты |
Готовые изделия |
Рис.1 Последовательность превращения сырья в готовое изделие
Для того чтобы классифицированный объект можно было представить в виде знака или групп знаков, разработана и применяется система кодирования.
Группировка товаров в НГС производится на уровне позиций и субпозиций. Из позиции или субпозиции выделяют один или несколько видов продукции, наиболее широко обращающихся в мировой торговле, для остальных видов предназначается обобщенная классификационная группировка «прочие».
Таким образом, НГС состоит из пяти уровней:
— разделы;
— группы;
— подгруппы;
— товарные позиции;
— субпозиции.
Этот шестиуровневый классификатор является базой НГС. При построении товарных подгрупп, позиций, субпозиций в каждой группе используется свой набор признаков, главными из них являются:
— назначение товара;
— степень его обработки;
— вид материала, из которого товар изготовлен;
— удельный вес товара в мировой торговле.
Число элементов, составляющих различные уровни НГС, распределяется следующим образом:
Таблица 1. Характеристика структуры НГС.
Наименование уровня |
Количество элементов |
|
Раздел |
21 |
|
Группа |
Всего- 99, из них действующих-96, резервных-3 |
|
Подгруппа |
33 |
|
Товарная позиция |
1241 |
|
Субпозиция |
5019 |
В Гармонизированной системе используются римские цифры для обозначения разделов и подгрупп, арабские цифры — для обозначения групп, товарных позиций и субпозиций. Структура Номенклатуры Гармонизированной системы описания и кодирования товаров может быть представлена в виде Таблицы 2. (Приложение 1)
Структура шестизначного кода товара в НГС построена по десятичной системе. Первые две цифры шестизначного кода обозначают товарную группу, первые четыре цифры — товарную позицию, пятая и шестая цифры — товарную субпозицию.
Шестизначный код товара в НГС |
||||||
X |
X |
X |
X |
X |
X |
|
Группа |
||||||
товарная позиция |
||||||
товарная субпозиция |
Рис. 3. Структура кода товара в НГС
В НГС заложены очень большие возможности резервирования, благодаря использованию римских цифровых кодов. Используется 21 раздел. Штриховой код представляет собой зашифрованную информацию о некоторых наиболее существенных параметрах товаров.
Впервые на практике штриховые коды были применены в 60-е годы. Особенно широко штриховые коды стали применяться с развитием микропроцессорной техники. Существует несколько систем штрихового кодирования: в США — UPC, в Европе — EAN, существуют также и иные коды, но они не получили широкого распространения.
На основе ГС построены таможенные и статистические номенклатуры большинства стран мира. ГС используется во Всемирной торговой организации (ВТО) как основная товарная номенклатура внешней торговли.
Всемимрная торгомвая организамция (ВТО) (англ. World Trade Organization (WTO), фр. Organisation mondiale du commerce (OMC)) — международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации. [викп]
Ряд соглашений ВТО в классификационном плане опирается на ГС.Так же Международной основой ТН ВЭД СНГ является Номенклатура Гармонизированной системы описания и кодирования товаров.
Разработка и принятие ГС стали началом нового этапа в истории стандартизации международных классификационных систем, открыли широкие возможности для развития сотрудничества в этой сфере.
К 1998 г. к Конвенции о ГС присоединилось 86 государств, которые на основе ГС разрабатывают свои товарные номенклатуры и таможенные тарифы. Данному процессу во многом способствует то, что классификационная система допускает более глубокую степень детализации субпозиций каждой отдельной страной (или союзом стран). Такая детализация производится на последующих дополнительных разрядах кода, что широко используется в мировой практике при разработке товарных номенклатур и таможенных тарифов для статистических и других целей.
Комбинированная (тарифно-статистическая) номенклатура Европейского Сообщества (КН ЕС) строится на основе Гармонизированной системы.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что Гармонизированная система имеет огромное значение в таможенном деле.
Также Гармонизированная система широко используется правительствами, международными организациями и частным сектором при установлении внутренних налогов, грузовых тарифов, в торговой политике, для контроля над перемещением товаров, ограниченных в обороте, при составлении правил происхождения товаров, для контроля над ценами, управления квотами, компиляции национальных счетов и экономических исследований и анализа.
Основной целью ГС является удовлетворение нужд и требований всех органов, организаций и лиц, участвующих и обслуживающих международную торговлю.
Задачами Гармонизированной системы являются:
— содействие международной торговле;
— упрощение сбора, сопоставление и анализ статистических данных, в особенности относящихся к международной торговле;
— уменьшение расходов, вызываемых повторным описанием, классификацией и кодированием товаров при их переходе из одной системы классификации в другую в процессе международной торговли, и способствование стандартизации внешнеторговой документации и передаче статистических данных;
— унификация коммерческих и таможенных документов, их обработка и т.д.
5.2 Принципы и правила классификации товаров в ГС
В Гармонизированной Системе товары классифицируются, в первую очередь, в зависимости от того, что они собой, по сути, представляют, а не в зависимости от степени их переработки, происхождения или назначения. Номенклатура ГС логически структурирована по видам экономической деятельности или составляющим материалам, например: животные и продукты животного происхождения находятся в одном разделе; машины и механические приборы, сгруппированные по функциям, — в другом. В каждом из разделов номенклатуры (всего их 21) сгруппированы товары, произведенные в одном секторе экономики. Каждый раздел включает одну группу или более, вся номенклатура состоит из 97 групп, в том числе группа 77 является резервной. Группы разделов с I по XV (кроме раздела XII) сгруппированы по биологическим признакам или по составным материалам, из которых сделаны товары. Те группы, в которых товары распределены по сырьевому признаку, имеют вертикальное строение, при котором товары классифицируются исходя из степени их переработки. Например, группа 44 включает необработанную древесину, древесину начерно брусованную, а также некоторые готовые деревянные изделия, такие как предметы сервировки стола. Классификация по назначению или функции главным образом имеет место в разделе XII и XVI — XXI. Так, раздел XVII содержит группы 88 (летательные аппараты) и 89 (суда).
Иерархическое строение ГС проиллюстрировано ниже:
02 — группа:
Мясо и пищевые мясные субпродукты
02.01 — товарная позиция:
Мясо крупного рогатого скота, свежее или охлажденное: туши и полутуши
0201.20 — субпозиция:
«компенсированные» четвертины крупного рогатого скота, необваленные свежие или охлажденные
Гармонизированная Система описания и кодирования товаров, на основе которой построена ТН ВЭД, создавалась как единая международная универсальная классификация товаров. Требования, которым должна удовлетворять эта система классификации, включают:
· четкое и однозначное разграничение товаров друг от друга; по каждому товару может применяться только одна товарная позиция;
· простые критерии разграничения: сотрудники таможни должны определить имеющиеся различия, как правило, без специальных знаний;
· применение отличительных признаков, которые можно установить на основании объективных свойств товара (размер, качество, стоимость, материал).
Ни одна из существовавших в стране систем классификации не претендовала на такую однозначность. Чем больше мы отдаляемся от существенных знаний о самом товаре при его классификации, тем более четким должен быть алгоритм поиска кода. Такой алгоритм в ТН ВЭД состоит из десяти ступеней и называется Основными правилами интерпретации ТН ВЭД (ОПИ). Эти ступени:
1. Чтение текстов товарных позиций и примечаний;
Классификация на уровне товарных позиций:
2а. неготовых товаров;
2б. товаров, материал которых содержит добавки других компонентов;
3. Товаров, упомянутых в нескольких товарных позициях:
3а. при отсутствии конкуренции материалов — по наиболее конкретному описанию;
3б. при наличии нескольких компонентов — по наиболее существенному компоненту;
3в. в спорных случаях — по наибольшему номеру товарной позиции;
4. Товаров, не упомянутых в товарных позициях;
5. Товаров:
5а. в таре;
5б. в упаковке;
6. Классификация на уровне товарных субпозиций по тому же самому алгоритму.
Основные правила интерпретации ТН ВЭД СНГ
Классификация товаров в ТН ВЭД СНГ осуществляется по следующими правилами:
1. Названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства пользования ТН ВЭД СНГ в работе; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД СНГ осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если только такие тексты не требуют иного, в соответствии со следующими положениями.
Пример
Конный завод отправляет на экспорт товар «лошади живые чистопородные прогулочные (порода — русская рысистая)».
Товар может быть отнесен к I разделу «Живые животные; продукты животного происхождения», группа 01 «Живые животные». Однако согласно правилам, наименования разделов, групп и подгрупп не имеют юридическо-правового значения: они приводятся только для удобства пользования, т.е. являются рекомендацией.
С правовой точки зрения важно содержание позиции 0101 «Лошади, ослы, мулы и лошаки живые». После ознакомления с примечаниями вывод — выбранная товарная позиция 0101.
2. а) Любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться, в том числе, и как ссылка на такой товар в некомплектном или незавершенном виде, при условии, что, будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, этот товар обладает основными характеристиками комплектного или завершенного товара, а также должна рассматриваться как ссылка на комплектный или завершенный товар (или классифицируемый в рассматриваемой товарной позиции, как комплектный или завершенный в силу данного правила), представленный в несобранном или разобранном виде.
Пример
Товар представляет собой болванка для коленчатого вала для дизельного двигателя, выполненную из легированной стали. Болванка имеет форму коленчатого вала, полученную ковкой в закрытой матрице. Форма в виде кривошипно-коленчатого вала. Никакой дальнейшей формовки путем ковки не требуется. Требуется только механическая обработка, чтобы придать поверхности размеры, соответствующие допускам для законченного коленчатого вала. Продукт обработан более тщательно, чем «грубая обработка ковкой».
Классификационное решение: 8483.10 — валы трансмиссионные и кривошипы.
Первоначальная классификация: группа 72 -черные металлы.
б) Любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо материал или вещество должна рассматриваться и как ссылка на смеси или соединения этого материала или вещества с другими материалами или веществами. Любая ссылка на товары из определенного материала или вещества, должна рассматриваться и как ссылка на товары, полностью или частично состоящие из этого материала или вещества. Классификация товаров, состоящих более чем из одного материала или вещества, осуществляется в соответствии с положениями Правила 3.
Пример
Описание товара: смесь табака, состоящая из:
· 75% нарезанных полосой листьев Виржинии, Burley и, в некоторых случаях, Восточного табака и
· 25% восстановленного табака.
Полосы листьев табака и восстановленный табак смешаны вместе в бункере. Этот товар известен также как «основная смешанная лента».
Классификационное решение: 2401 20 — табачное сырьё; — табак с частично или полностью отделенной средней жилкой.
Первоначальная классификация: 2403 — прочий промышленно — изготовленный табак и промышленные заменители табака; табак «гомогенизированный» или «восстановленный»…
3. В случае, если в силу Правила 2(б) или по каким-либо другим причинам имеется возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, классификация таких товаров осуществляется следующим образом:
а) Предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, нежели товарные позиции с более общим описанием. Однако, когда каждая из двух или более товарных позиций имеет отношение лишь к части материалов или веществ, входящих в состав смеси или многокомпонентного изделия, или только к отдельным частям товара, представленного в наборе для розничной продажи, то данные товарные позиции должны рассматриваться равнозначными по отношению к данному товару, даже если одна из них и дает более полное или точное описание товара.
Пример
При классификации бытовой швейной машины с электродвигателем конкурируют товарные позиции:
8452 — машины швейные; и
8509 -машины электромеханические бытовые с встроенными электродвигателями.
Очевидно, товарная позиция 8452 описывает товар более конкретно.
б) Смеси, многокомпонентные изделия, состоящие из различных материалов или изготовленные из различных компонентов, и товары, представленные в наборе для розничной продажи, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3(а), должны классифицироваться по тому материалу или составной части, которые определяют основной характер данных товаров, при условии, что этот критерий применим.
Пример
Лопаритовый концентрат представляет собой концентрат, полученный из природного редкоземельного минерала лопарита, добываемого на Кольском п-ве. Концентрат используется для производства тантала, ниобия и редкоземельных металлов, а также титана, стронция, тория. Согласно сертификату химического состава лопаритовый концентрат состоит на 95% из минерала лопарита. Примеси составляют не более: фосфор-0,09%, диоксид кремния-2,4%, оксид железа-1,9%. В состав лопарита входят: двуокись титана (38,9% масс.%), оксиды редкоземельных металлов (30,2 масс.%), а также оксид ниобия (7,5 масс.%). Рудные концентраты, которые используются в промышленности для получения черных и цветных металлов, относящихся к разделу XV (в том числе титана и ниобия), включаются в товарные позиции 2601-2617, в то время как руды редкоземельных металлов должны включаться в товарную позицию 2530. Массовая доля титана (38,9% масс.%) в концентрате примерно одинакова, а значит, правило интерпретации 3б не может быть применено по количественному критерию. При определении кода товара можно руководствоваться ролью, которую играет тот или иной компонент при использовании товара, либо тем металлом, для извлечения которого была создана шахта.
в) Товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правил 3(а) и 3(б), должны классифицироваться в товарной позиции, последней в порядке возрастания кодов среди товарных позиций, в равной степени приемлемых для рассмотрения при классификации данных товаров.
4. Товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями вышеизложенных Правил, классифицируются в товарной позиции, соответствующей товарам, наиболее сходным (близким) с классифицируемыми товарами.
Пример
Товар представляет собой стальное барбекю неэлектрического типа, нагрев которого осуществляется от солнечных зеркал.
Устройства для приготовления и подогрева пищи товарной позиции 7321 описываются в субпозициях:
7321 11 — — только на газовом и других видах топлива;
7321 12 — — на жидком топливе;
7321 13 — — на твердом топливе.
Классификационное решение: 7321 11.
Критериями для выбора подобной товарной позиции могут служить:
— материал, из которого изготовлен товар;
— функции, которые товар выполняет;
— способ производства;
— внешний вид;
— признаки и свойства, стоимость товара.
5. В дополнение к упомянутым положениям в отношении нижепоименованных товаров должны применяться следующие правила:
а) Чехлы и футляры для фотоаппаратов, музыкальных инструментов, ружей, чертежных принадлежностей, ожерелий, а также аналогичная тара (упаковка), имеющая особую форму и предназначенная для хранения соответствующих изделий или наборов изделий, пригодная для длительного использования и представленная вместе с изделиями, для которых она предназначена, должна классифицироваться совместно с упакованными в нее изделиями. Однако, данное правило не применяется к таре (упаковке), которая, образуя с упакованными изделиями единое целое, придает последнему существенно иной характер.
б) Согласно положениям вышеупомянутого Правила 5(а), упаковочные материалы и упаковочные контейнеры, поставляемые вместе с товарами, должны классифицироваться совместно, если они такого вида, который обычно используется для упаковки данных товаров. Однако, данное положение не является обязательным, если такие упаковочные материалы или упаковочные контейнеры со всей очевидностью пригодны для повторного использования.
Пример
Набор для пикника, представляет собой сундук, в котором уложены посуда, столовые приборы и столовое бельё. Набор получает своё существенное свойство (мобильность) благодаря таре. В силу последнего предложения правила 5а и согласно общему положению о классификации товаров, объединенных общей тарой, содержимое и сундучок должны классифицироваться по-отдельности.
6. С правовой точки зрения классификация товаров в субпозиции какой-либо товарной позиции осуществляется в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями вышеупомянутых правил, при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Пример
Товар представляет собой окорок дикого кабана, охлажденный, на кости.
0203 |
Свинина свежая, охлажденная или мороженая: |
|
— свежая или охлажденная: |
||
0203 11 |
— — туши и полутуши: |
|
0203 11 100 0 |
— — — домашних свиней |
|
0203 11 900 0 |
— — — прочие |
|
— — окорока, лопатки, отруба из них, необваленные: |
||
— — — домашних свиней: |
||
0203 12 110 0 |
— — — — окорока и отруба из них |
|
0203 12 190 0 |
— — — — лопатки и отруба из них |
|
0203 12 900 0 |
— — — прочие |
Сравниваем двухдефисные субпозиции, выбираем «- — окорока… необваленные»:
0203 11 |
— — туши и полутуши: |
|
— — окорока, лопатки и отруба из них, необваленные: |
Далее сравниваем трехдефисные подсубпозиции, и выбираем последнюю из двух, поскольку подсубпозиция, где прямо указаны окорока (0203 12 100 0), включает только окорока и отруба из них домашних свиней:
— — — домашних свиней: |
||
0203 12 900 0 |
— — — прочие |
Необваленные окорока, лопатки и отруба из них диких свиней классифицируются в подсубпозиции 0203 12 900 0 (прочие).
Классификация на основе примечаний.
Примечания позволяют провести четкую границу между различными товарными позициями и определить их приоритеты. В соответствии с этой функцией выделяются следующие виды примечаний.
1. Примечания по исключению товара.
Пример. Примечание 1 к группе 30 (фармацевтическая продукция) устанавливает, что в группу не включаются препараты товарных позиций 3303-3307, в том числе обладающие терапевтическими или профилактическими свойствами.
В силу этого примечания товар, представляющий собой шампунь для лечения и профилактики заразных болезней, вызванных дрожжами Pityrosporum, должен классифицироваться в субпозиции 3305 10 (средства для волос: — шампуни).
2. Примечания по причислению товара.
Пример. Товар представляет собой препарат, состоящий из органических кислот, растворенных в воде. Препарат добавляется в корм животным, чтобы задержать развитие нежелательных бактерий, дрожжей или плесени.
В соответствии с текстом товарной позиции классификация может быть выполнена по коду 2309 — продукты, используемые в кормлении животных.
3. Примечания по определению понятий.
Другая важная функция примечаний — определить значение терминов.
Примечание 2б к группе 4 определяет термин «молочная паста». Это способная намазываться эмульсия типа «вода в масле», содержащая молочный жир в качестве единственного жира в продукте в количестве 39 мас.% или более, но менее 80 мас.%.
Товар представляет собой жировую смесь в форме эмульсии «вода в масле», используемую в пищевой промышленности, состоящую из 70,4% жира, 1,5% протеина, 1,3% лактозы, содержащую влаги 28,0%. Этот продукт называется также «жирный сливочный сыр».
На основании указанного примечания товар рассматривается не как сыр товарной позиции 0406, а в качестве молочной пасты товарной позиции 0405.
4. Примечания с рекомендациями по включению.
Рекомендации по включению могут распространяться на некомплектные, смешанные, многокомпонентные товары, товары в наборах. В этих примечаниях устанавливаются приоритеты той или иной товарной позиции.
Примером может служить примечание 5 к группе 71. В данной группе любой сплав, содержащий драгоценный металл, следует считать сплавом драгоценного металла, если его доля в сплаве составляет не менее 2 мас.%. Сплавы драгоценных металлов следует классифицировать согласно следующим правилам:
А. Сплав, содержащий 2 мас.% или более платины, — как сплав платины;
Б. Сплав, содержащий 2 мас.% или более золота, но без платины или содержащий ее менее 2 мас.%, — как сплав золота;
В. Прочие сплавы, содержащие 2 мас.% или более серебра, — как сплавы серебра.
Сплав белого золота 585 пробы, в которой для придания цвета добавлено 15% платины (или палладия — металла платиновой группы)
Заключение
В данной курсовой работе были охарактеризованы цели и задачи Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, раскрыта сущность и изучены основные принципы Гармонизированной системы, также изучена актуальность Гармонизированной системы.
Гармонизированная система описания и кодирования товаров (ГС) — Международный классификатор товаров, предназначенный для использования странами при разработке таможенного тарифа и ведения статистического учета внешнеторговых операций. Совет таможенного сотрудничества в 1973 году создал Комитет по разработке Гармонизированной системы описания и кодирования товаров на основе Брюссельской таможенной номенклатуры, стандартной международной торговой классификации ООН и других международных классификаторов. К началу 1981 года Комитет завершил возложенную на него работу. Совет таможенного сотрудничества в 1983 году принял проект Международной конвенции по Гармонизированной системе и объявил ее открытой для подписания как странами-членами Совета, так и всеми другими государствами мира, желающими к ней присоединиться. Конвенция вступила в силу с 1 января 1988 года. Основные классификационные признаки Гармонизированной системы: степень обработки продукта и изделия, вид материала, потребительское свойство товара, значение его для мировой торговли. Весь товарный поток международной торговли в соответствии с классификационными положениями Гармонизированной системы объединен в шесть подразделов и двадцать один раздел. В каждом разделе выделяются группы, подгруппы, позиции, субпозиции. Гармонизированная система распространяется только на товары, которые подлежат таможенному контролю и рекомендованы для включения в объемы экспорта и импорта видимых и движимых товаров. Услуги, покупаемые у других стран или продаваемые за границу, не могут быть объектом таможенного досмотра , поэтому таможенный статистикой не учитываются. Объем их экспорта и импорта учитывается лишь при составлении платежного баланса (balance of payments).
Также Гармонизированная система широко используется правительствами, международными организациями и частным сектором при установлении внутренних налогов, грузовых тарифов, в торговой политике, для контроля над перемещением товаров, ограниченных в обороте, при составлении правил происхождения товаров, для контроля над ценами, управления квотами, компиляции национальных счетов и экономических исследований и анализа.
Юридическую основу ГС составляет Международная Конвенция о ГС.
Обновление ГС осуществляется каждые четыре — шесть лет.
Ответственность за развитие Гармонизированной Системы возложена на Всемирную таможенную организацию.
Приложение
Приложение 1
Таблица 2. Структура НГС.
Раздел |
Группа |
Подгруппа |
Товарная номенклатура |
|||
Код |
Наименование |
позиция |
субпозиция |
|||
I |
Живые животные и продукция животноводства |
35 |
_ |
44 |
194 |
|
II |
Продукты растительного происхождения |
9 |
_ |
79 |
270 |
|
III |
Жиры и масла животного или растительного происхождения; продукты их расщепления; приготовленные пищевые жиры; воски животного или растительного происхождения |
1 |
_ |
22 |
53 |
|
IV |
Продукция пищевой промышленности; алкогольные и безалкогольные напитки и уксус; табак и его заменители |
9 |
_ |
56 |
181 |
|
V |
Минеральные продукты |
3 |
_ |
67 |
151 |
|
VI |
Продукция химической и связанной с ней отраслей промышленности |
11 |
19 |
176 |
759 |
|
VII |
Пластмассы и изделия из них; каучук и резиновые изделия |
2 |
2 |
43 |
189 |
|
VIII |
Кожевенное сырьё, кожа, пушнина, меховое сырьё и изделия из них; шорно-седельные изделия и упряжь; дорожные принадлежности, сумки и подобные им товары, изделия из кишок (за исключением кетгута) |
3 |
_ |
21 |
74 |
|
IX |
Древесина и изделия из древесины; древесный уголь; пробка и изделия из неё; изделия из соломы, альфы и прочих материалов для плетения; корзиночные изделия и другие плетёные изделия |
3 |
_ |
27 |
79 |
|
X |
Бумажная масса из древесины или из других волокнистых растительных материалов; бумажные и картонные отходы и макулатура; бумага, картон и изделия из них |
3 |
_ |
41 |
149 |
|
XI |
Текстиль и текстильные изделия |
14 |
3 |
149 |
809 |
|
XII |
Обувь, головные уборы, зонты, трости, трости-сидения, хлысты, кнуты и их части; обработанные перья и изделия из них; искусственные цветы; изделия из волоса |
4 |
_ |
20 |
55 |
|
XIII |
Изделия из камня, гипса, цемента, асбеста, слюды и из подобных материалов; керамические изделия; стекло и изделия из него |
3 |
2 |
49 |
138 |
|
XIV |
Жемчуг природный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, неблагородные металлы, покрытые и плакированные драгоценными металлами, и изделия из них; бижутерия; монеты |
1 |
3 |
18 |
52 |
|
XV |
Чёрные и цветные металлы и изделия из них |
11 |
4 |
157 |
587 |
|
XVI |
Машины, оборудование и механизмы; электрическое оборудование; их части: звукозаписывающая и воспроизводящая аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука; их части и принадлежности |
2 |
_ |
133 |
762 |
|
XVII |
Средства наземного, воздушного и водного транспорта и их части и принадлежности |
4 |
_ |
38 |
132 |
|
XVIII |
Приборы и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, контрольные, прецизионные, медицинские и хирургические; часы; музыкальные инструменты; их части и принадлежности |
3 |
_ |
56 |
230 |
|
XIX |
Оружие и боеприпасы: их части и принадлежности |
1 |
_ |
7 |
17 |
|
XX |
Разные промышленные товары |
3 |
_ |
32 |
131 |
|
XXI |
Произведения искусства, предметы коллекционирования и антиквариат |
1 |
_ |
6 |
7 |
|
Итого |
Итого |
96 |
33 |
1241 |
5019 |
Библиография
1. Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (Брюссель, 14 июня 1983 г.) (с изменениями от 24 июня 1986 г.) — СПС «Гарант».
2. Таможенный кодекс РФ (по состоянию на 20 апреля 2008 г.). — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. — 224 с.
3. Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 № 718 «О таможенном тарифе РФ и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности» — СПС «Гарант».
4. Пояснения к товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности РФ (ТН ВЭД России) (том 1, разделы I — V, группы 1- 27) — СПС «Гарант».
5. В.Г. Драганов «Основы таможенного дела»; М.: изд-во: «Экономика»;
1998 г. — 687 с.
6. Д.А. Ларин, С.В. Коренева «Особенности классификации товаров по ТН ВЭД России» — С.-П.: СПБ «Тирекс», 2001 г.- 160 с.
7. Ю.М. Петров, И.В. Кудрявцева «Практика таможенного регулирования»; — М., «Автор», 1994. — 448 с.
Размещено на