Содержание
Введение3
1 Теоретические понятия выносливости5
1.1 Определение и виды выносливости5
1.2 Средства развития выносливости8
1.3 Методы воспитания выносливости14
2 Практические методы воспитания выносливости19
2.1 Оздоровительная ходьба20
2.2 Оздоровительный бег21
2.3 Ритмическая гимнастика, дыхательные упражнения25
Заключение28
Литература29
Выдержка из текста работы
Актуальность. Постоянно усложняющаяся конкуренция в соревнованиях бегунов на средние дистанции, неуклонное повышение уровня спортивных результатов обусловливают поиск новых, научно обоснованных подходов к отбору талантливых спортсменов и организации с ними эффективного учебно-тренировочного процесса (В.Г.Алабин, 1978; Н.Г.Озолин, 1986; В.В.Мехрикадзе,2001)
Анализ научно-методической литературы, опыта работы ведущих тренеров России показывают, что для достижения высоких спортивных результатов в беге на 400 и 800м большое значение имеет уровень развития специальной выносливости, рассматриваемой как способность поддерживать высокую скорость бега, несмотря на возникающее утомление. При выборе средств и методов воспитания специальной выносливости основные затруднения возникают на этапе спортивного совершенствования спортсменов в возрасте 17-19 лет. Причина, по мнению многих специалистов, заключается в первую очередь в гетерогенном протекании естественных половозрастных изменений в функционировании жизненно важных систем организма спортсменов (Н.А.Султанов, 1979; Х.М.Рахманов, 1981; Е.П.Врублевский, 2002).
Среди наиболее значимых особенностей спортсменов, учет которых может быть необходим при проектировании тренировочного процесса бегунов на средние дистанции, ряд авторов выделяет установленный ими ускоренный естественный прирост результатов в показателях специальной выносливости и повышение массы тела (Г.С.Туманян, Э.Г.Мартиросов, 1976; Никитюк Б.А., 1996; Р.Н.Дорохов, 2002).
К ним присоединяются исследования, в которых было выявлено определенное преимущество высокорослых спортсменов в достижении спортивного мастерства перед низкорослыми спортсменами, что позволило авторам этих исследований сформулировать основные положения отбора перспективных спортсменов на основе соматотипирования с выделением определенных типов телосложения (В.Б.Зеленченок, 2000; В.Н.Жукова, 2004).
Однако, несмотря на усилия исследователей в поиске новых подходов к организации, отбору содержания и разработке методик воспитания специальной выносливости в учебно-тренировочном процессе бегунов на средние дистанции, желаемый результат пока не достигнут. Цель нашей работы: изучить особенности ,средства и методы воспитания выносливости.
Объектом исследования является процесс воспитания выносливости в процессе занятий физической культурой и спортом, а предмет исследования – особенности выносливости воспитания выносливости у легкоатлетов.
Задачи:
1. Дать определение выносливости.
2. Рассмотреть средства и методы воспитания выносливости.
3. Изучить особенности воспитания скоростно-силовой выносливости у легкоатлетов.
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Понятие выносливости как физического качества
Выносливость — это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности.
Единицей измерения выносливости является время, в течении которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности. Например, в циклических видах физических упражнений (ходьба, бег, плавание и т.п.) измеряется минимальное время преодоления заданной дистанции. Различают общую и специальную выносливость. Общая выносливость — это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы. По-другому её ещё называют аэробной выносливостью. Основными компонентами общей выносливости являются возможности аэробной системы энергообеспечения, функциональная и биомеханическая экономизация.
Общая выносливость играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья и, в свою очередь, служит предпосылкой развития специальной выносливости….
Выводы по третьей главе
1. На основании научно–методической и специальной литературы и проведенного нами исследования было выявлено, что большинство специалистов, считают, что локальная выносливость, детерминированная функциональными возможностями мышечных локомоторных звеньев является наиболее важным фактором обусловливающим специальную выносливость в беге на средние дистанции
2. В ходе анализа научно–методических рекомендаций нами были выявлены средства и методы скоростно–силовой подготовки с преимущественной ориентацией на скоростно–силовую выносливость. Основными средствами и методами являются: различные варианты метода повторных усилий и кругового метода тренировок; различные варианты повторного и интервального бега; круговая тренировка, в процессе которой упражнения выполняются в динамическом и статическом режимах и направлены на развитие основных групп мышц, включаемых в работе при беге по дистанции; различные прыжковые упражнения;
3. Нами был разработан комплекс упражнений скоростно–силовой направленности с целью повышения специальной выносливости бегунов на средние дистанции. Результаты наших исследований свидетельствуют об эффективности использования системы специальных упражнений, направленных на повышение скоростно–силовой выносливости основных локомоторных звеньев бегуна, что привело к повышению специальной выносливости. Выявлена динамика развития специальной выносливости легкоатлетов, специализирующихся в беге на средние дистанции, что и подтверждает гипотезу нашего исследования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдулова А.М., Орлова Р.В., Теннова В.П., Иена Е.Б., Шенкмана, Бойко А.Ф. Основы лёгкой атлетики. Москва, “Физкультура и спорт”, 2003.
2. Бальсевич В.К. Методология построения инновационной программы спортивно-ориентированного физического воспитания детей и подростков в условиях общеобразовательной школы. — Москва, 2002. – 211 с.
3. Башкин В.М. Коррекция беговых упражнений на основе функционального состояния нервно–мышечного аппарата спортсменов / В.М. Башкин // Ученые записки университета имени П.Ф.Лесгафта. –2010. – № 11 (69). – С. 7–11.
4. Болотников П.Г. Книга легкоатлета. Москва, “Физкультура и спорт”, 2001.
5. Вайцеховский С.М. Книга тренера. Москва, “Физкультура и спорт”, 2005.
6. Валик Б.В. Тренерам юных легкоатлетов. Москва, “Физкультура и спорт”, 2004.
7. Дедковский С.М. Скорость или выносливость – Москва: “Физкультура и спорт”, 2006.
8. Жевновата Ж.Д., Заярин Г.А., Короткова Т.П., Рыбковский А.Г. Методика обучения видам лёгкой атлетике. Донецк, ДонГУ, 2006.
9. Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. – М.: Академия, 2001. – С. 141-164.
10. Жилкин А.И. Лёгкая атлетика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. – М.: Академия, 2003. – 464 с.
11. Зимкина Н.В. Физиологическая характеристика и методы определения выносливости в спорте – М.: Физкультура и спорт, 2002.
12. Кулаков В.Н. Стайеры: Комплексная оценка физической подготовки / В.Н. Кулаков, Н. Хромцов //Легкая атлетика. – 1995. – № 8. – С. 14–15.
13. Ломан В. Бег, прыжки, метания / В. Ломан. – М.: Физкультура и спорт, 2004. – 98 с.
14. Макаров А. Бег на средние и длинные дистанции. М., “Физкультура и спорт”, 2006.
15. Макаров А. Бег на средние и длинные дистанции / А. Макаров. – М.: Физкультура и спорт, 2006. – 112 с.
16. Макарова Г.А. Методологические принципы анализа и оценки физиологических критериев функцио-нального состояния организма спортсменов / Г.А. Макарова, М. Л. Игельник, В.В. Бессчастная // Теория и
17. Матвеев Л. П. Теория и методика физического воспитания [Текст] / Л. П. Матвеев, А. Д. Новиков. – М.: Физкультура и спорт, 2006. – 538 с.
18. Мякинченко Е.Б. Локальная выносливость в беге / Е.Б. Мякинченко; М.: Физкультура, образование,наука, 1997. – 312 с.
19. Озолин, Н. Г. Лёгкая атлетика [Текст] / Н. Г. Озолин, В. И. Ворнкина, Ю. Н. Примакова. – М.: Физкультура и спорт, 2009. – 288 с.
20. Полунин А.И. Теоретико–методические основы управления тренировочным процессом в беге на длинные и сверхдлинные дистанции при организации самостоятельных занятий: Дис. … д–ра пед. наук в виде науч. докл. / А.И. Полунин; ВНИИФК. – М., 1995. – 60 с.
21. Полунин А.И. Школа бега – М.: Советский спорт, 2003.
22. Попов В. Б. Беговая подготовка / В. Б. Попов // Физическая культура в школе. – 2002. – -№2. – С.19–20.
23. Попов, В. Б. Легкая атлетика для юношества / В. Б. Попов, Ф. П. Суслов. – М.: Физкультура и спорт, 2000. – 87 с.
24. практика физической культуры. –2007. –.№ 10. – С. 49–52.
25. Селуянов В.Н. Подготовка бегуна на средние дистанции / В.Н. Селуянов; М.: СпортАкадем Пресс,2001. – 104 с.
26. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 480 с.
27. Хоменкова Л. С. Учебник тренера по лёгкой атлетике / Л. С. Хоменкова. – М.: Физкультура и спорт, 2004. – 250 с.
28. Хохлов И.Н. Параметры тренировочных упражнений при индивидуальной регламентации скоростей в видах спорта с преимущественным проявлением выносливости / И.Н. Хохлов