Содержание
ВВЕДЕНИЕ3
1. ОБЩАЯ СХЕМА РАСЧЕТА ЦЕНЫ6
2. ЗАТРАТНЫЕ МЕТОДЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ10
3. РЫНОЧНЫЕ МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦЕН20
4. ЭКОНОМЕТРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦЕН28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ35
Выдержка из текста работы
Тема: Существующие методы ценообразования. Основа затратных методов ценообразования. Их достоинства и недостатки. Разновидности затратных методов ценообразования.
1. Классификация методов ценообразования. 5
2. Затратные методы ценообразования. 7
2.3. Метод предельных издержек. 11
2.4. Метод анализа безубыточности. 12
2.5. Метод учета рентабельности. 13
2.6. Метод надбавки к цене. 14
Использованная литература: 18
Введение.
Переходный характер современной российской экономики и отсутствие опыта хозяйствования в условиях рыночных отношений вызывают большие затруднения у предприятий и предпринимателей. Одной из наиболее сложных и болезненных проблем стало свободное ценообразование.
Ценообразование — важнейший элемент маркетинга. Установленная цена на товар или услугу отражает, насколько правильно была разработана и реализована программа маркетинга. В нынешних условиях экономического кризиса руководители стоматологических фирм рассматривают проблему ценообразования как ключевую, выделяя три основных вопроса:
— на каком уровне следует устанавливать цены на товары и услуги;
— каковы фактические издержки (затраты) на проведение конкретного вида работы;
— как следует изменять цены, учитывая конъюнктуру рынка и общую экономическую ситуацию в стране.
В условиях рынка ценообразование представляет весьма сложный процесс, подверженный влиянию многих факторов. Выбор общего направления в ценообразовании, главных подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия, оказываемые услуги с целью увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения эффективности производства и укрепления рыночных позиций фирмы обеспечивается на основе маркетинга. Цены и ценовая политика выступают одной из главных составляющих маркетинга фирмы. Цены находятся в тесной зависимости от других сторон деятельности компании, от уровня цен во многом зависят достигаемые коммерческие результаты. Выбранная ценовая политика оказывает многоплановое воздействие на функционирование фирмы. Суть целенаправленной ценовой политики заключается в том, чтобы устанавливать на товары такие цены, так варьировать ими в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимально возможной долей, добиться запланированного объема прибыли и успешно решать все стратегические и тактические задачи. В рамках ценовой политики частные решения (взаимосвязь цен на товары в пределах ассортимента, использование скидок, варьирование ценами, обеспечение оптимального соотношения своих цен и цен конкурентов, формирование цен на новые товары и т.д.) увязываются в единую интегрированную систему.
Каждая фирма по-своему подходит к проблеме ценообразования. Но существует ряд общих вопросов, ответы на которые вынуждены оперативно искать предприниматели. Как освоить и эффективно использовать новейшие модели рынков и ценовой политики фирмы; как обеспечить динамический подход к процессу ценообразования с учетом изменяющихся фаз развития рынка и самого продаваемого продукта; как разработать эффективную ценовую стратегию и определить; какие методы ценообразования целесообразно применять в зависимости от рыночных условий и целей, стоящих перед фирмой, а также определить, каковы основные характеристики и условия формирования российского рынка с позиций выбора ценовой политики и т. п.
1. Классификация методов ценообразования
Цена является одним из основных факторов, влияющих на размер получаемой прибыли, а также на ряд других количественных и качественных показателей работы предприятия: рентабельность, оборот, конкурентоспособность, долю рынка и т.д. Более того, устанавливая тот или иной уровень цены, предприятие может достичь различных целей в зависимости от сложившейся ситуации на рынке: выживаемость фирмы, максимизация темпов роста, увеличение объемов продаж, стабилизация или рост рыночной доли и т.д.
Решения, принимаемые руководством фирмы в области ценообразования, относятся к наиболее сложным и ответственным. Они способны не просто ухудшить показатели финансово-хозяйственной деятельности, но и привести предприятие к банкротству. Кроме этого ценовые решения могут иметь долговременные последствия для потребителей, дилеров, конкурентов, многие из которых сложно предвидеть и, соответственно, оперативно предотвратить нежелательные тенденции после их проявления.
Это особенно актуально в нынешних российских условиях, когда вследствие снижения покупательской способности и увеличивающейся конкуренции на рынке для успешной деятельности предприятия наибольшее значение приобретает выбор эффективного метода ценообразования.
В экономической литературе описано достаточно большое количество методов ценообразования, применяющихся как зарубежными, так и российскими предприятиями на практике. Но достаточно сложно представить всю совокупность методов ценообразования, классифицированных по определенным признакам.
Все методы ценообразования могут быть разделены на три основные группы, в зависимости от того, на что в большей степени ориентируется фирма-производитель или продавец при выборе того или иного метода (рис. 1):
1) на издержки производства — затратные методы;
2) на конъюнктуру рынка — рыночные методы;
3) на нормативы затрат на технико-экономический параметр продукции — параметрические методы.
Рис. 1. Классификация методов ценообразования
2. Затратные методы ценообразования
Затратное ценообразование — метод ценообразования, в соответствии с которым цена продукта определяется только на основе затрат на производство и реализацию товара.
К ним можно отнести следующие методы:
1) метод полных издержек;
2) метод прямых затрат;
3) метод предельных издержек;
4) метод на основе анализа безубыточности;
5) метод учета рентабельности инвестиций;
6) метод надбавки к цене.
2.1. Метод полных издержек
Метод полных издержек основан на определении полных издержек (метод «издержки плюс»), состоит в суммировании совокупных издержек (переменные (прямые) плюс постоянные (накладные) издержки) и прибыли, которую фирма рассчитывает получить.
Условный пример определения цены методом полных затрат приведен в таблице 1.
Таблица 1.
Условный пример определения цены методом полных затрат, тыс. руб.
на материалы
на рабочую силу
Постоянные (накладные) расходы
Итого затрат
Ожидаемая прибыль
Ожидаемый доход от реализации
9000
1000
3800
13 800
16 560
Месячное производство продукции, шт.
Цена единицы продукции, руб.
1000
16,56
Если предприятие отталкивается от определенного процента рентабельности производства продукции, то расчет продажной цены может быть произведен по следующей формуле: Р = С (1+ ) (1)
где Р — продажная цена;
С — полные издержки на единицу продукции;
R — ожидаемая (нормативная) рентабельность.
Любой метод отнесения на себестоимость товара постоянных издержек (например, арендной платы), которые являются расходами по управлению предприятием, а не расходами для производства данного товара, — условный, и он искажает подлинный вклад продукта в доход предприятия.
В связи с этим на практике используются различные способы распределения постоянных затрат:
· пропорционально заработной плате производственных рабочих;
· пропорционально затратам на материалы;
· пропорционально переменным издержкам.
Предположим, фирма производит три вида товаров. Данные о количестве производимых ею товаров, переменных затратах и полной себестоимости приведены в таблице 2.
Таблица 2
Условный пример распределения постоянных затрат, руб.
Товар А
Товар Б
Товар В
ВСЕГО
1. Количество единиц
10 000
20 000
5000
35 000
2. Переменные издержки — всего:
20 100
42 000
20 500
82 600
— на зарплату производственных рабочих
3500
8000
12 000
23 500
— на материалы
16 600
34 000
8500
59 100
3. Общие постоянные издержки
55 000
4. Распределение постоянных издержек между товарами:
4.1. Пропорционально зарплате производственных рабочих
892
18 723
28 085
55 000
4.2. Пропорционально затратам на материалы
15 448
31 641
7911
4.3. Пропорционально переменным издержкам
13 384
27 966
13 650
55 000
5. Общая себестоимость при распределении постоянных издержек:
— по способу 4.1
28 292
60 723
48 585
— по способу 4.2
35 548
73 641
28 411
— по способу 4.3
33 484
69 966
34 150
Цена единицы каждого товара при рентабельности 15% к себестоимости и распределении затрат разными способами дана в таблице 3.
Таблица 3
Условный пример определения цены с учетом способа распределения постоянных