Содержание
Введение 3-4
Глава 1. Сущность налогового администрирования 5-12
Глава 2. Методы налогового администрирования 12-13
2.1 Планирование в системе налогового
администрирования 13-21
2.2 Учёт в системе налогового регулирования 21-26
2.3 Контроль в системе налогового администрирования 27-33
2.4 Регулирование в системе налогового
администрирования 33-39
Заключение 40
Список использованной литературы 41-42
Приложения 43-48
Выдержка из текста работы
Данный принцип означает, что налоговое администрирование, являясь подсистемой управления налоговой системы, должно подчиняться в своей деятельности установленному налоговому и финансовому законодательству страны. Контрольные мероприятия, проводимые в рамках налогового администрирования, должны проводиться исключительно в установленных законом правилах.
2. Принцип объективности.
При проведении мероприятий налогового администрирования со стороны налоговых органов как субъекта налогового администрирования, обладающего, несомненно, властными полномочиями, требуется обеспечение неприменения дискриминационных мер, предвзятости в отношении налогоплательщиков, уважения чести и достоинства, обеспечение прав налогоплательщиков.
3. Принцип единства.
Предполагает единство применяемых приемов, методов и инструментов налогового администрирования на всей территории РФ.
4. Принцип эффективности.
Результаты налогового администрирования в абсолютной денежной и относительной оценке (например, собираемость налогов в бюджет) должны быть выше затрат на его проведение. Кроме того, эффективность налогового администрирования проявляется в результативности налоговых проверок (особенно выездных), взыскания и урегулирования налоговой задолженности. С точки зрения ФНС данные показатели являются индикаторами налогового администрирования.
Методы налогового администрирования
Налоговому администрированию присущи методы управления: планирование, учёт, контроль и регулирование. Каждый из методов использует свои формы, способы и приёмы достижения поставленных перед нею задач, т.е. свой инструментарий. Рассмотрим эти методы.
— Планирование в системе налогового администрирования
Сущность налогового планирования заключается в признании за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимые законами средствами, приёмы и способы для максимального сокращения всех налоговых обязательств. Налоговое планирование можно определить как организацию деятельности хозяйственных субъектов с целью минимизации налоговых обязательств без нарушения буквы закона. В основе налогового планирования лежит максимально полное и правильное использование всех разрешенных законом льгот, оценка позиции налоговой администрации и основных направлений налоговой и инвестиционной политики государства.
Налоговое планирование может быть текущим (тактическим) и на более отдалённую перспективу (стратегическим или налоговым прогнозированием). Целью налогового планирования является обеспечение потребностей бюджета (путем определения объема изъятия финансовых ресурсов по плательщикам налогов), а так же оптимизация налогового регулирования и налогового контроля.
Основная задача налогового планирования обеспечить — качественные и количественные параметры заданий по формированию доходной части бюджетов (рис3 стр.44).
— Учет в системе налогового администрирования
Оперативно-бухгалтерский учет в налоговых органов выполняет следующие задачи:
— регистрация и учет налогоплательщиков;
— прием и обработка деклараций и отчетности;
— учет налоговых поступлений и задолженности;
— учет использования средств на содержание налоговых органов;
— бухгалтерский анализ и контроль.
Учет обеспечивает налогового администрирования учетно-аналитической и оперативной информацией, характеризующей состояние и динамику учета налогоплательщиков, полноту и своевременность поступающих налогов и сборов, финансовое положение налоговых органов и возможности потенциального роста налогооблагаемой базы каждого из налогов, уплачиваемых налогоплательщиками.
Учет формирует информацию не только для пользователей всех уровней налогового администрирования (внутренних пользователей), но также для правительственных органов и других властных структур, системных аналитиков, иностранных инвесторов и т.д. (внешних пользователей). На основе такой информации осуществляется принятие решений и оценка адекватности принятых управленческих решений в системе налогового администрирования (рис.4.стр. 44)
Таким образом, учёт является одной из основных функций налогового администрирования, его цель — информационное обеспечение всех уровней управления достоверной учетно-аналитической информацией.
— Контроль в системе налогового администрирования, формы налогового контроля
Необходимым условием эффективного налогового администрирования является налоговый контроль (рис.7стр46.).
Основная цель налогового контроля — противодействие уходу от налогов, обеспечение устойчивого поступления бюджетных доходов.
Можно выделить следующие основные формы налогового контроля: контроль за своевременным поступлением платежей; камеральные налоговые проверки; выездные налоговые проверки; реализация материалов налоговых проверок; контроль за реализацией материалов проверок и уплатой финансовых санкций и административных штрафов и др.
— Регулирование в системе налогового администрирования
Целью налогового регулирования является достижение равновесия общественных, корпоративных и личных экономических интересов участников налоговых правоотношений. Налоговое регулирование преследует интересы государства в бюджетно-налоговой сфере деятельности, т.е. направленно на максимальное обеспечение общественных интересов. В качестве форм налогового регулирования можно назвать: систему налогового стимулирования; оптимизацию налоговых ставок; систему налоговых льгот и меры санкционного действия.(рис.9стр47).
Система налогового стимулирования предполагает:
изменение сроков уплаты налога и сбора, а также пени;
предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налога;
предоставление налогового кредита или инвестиционного налогового кредита;
Следует отметить, что оптимизация налоговых ставок занимает особое место в налоговом регулировании. Целью оптимизации налоговых ставок является достижение относительного равновесия между налоговыми функциями — фискальной и регулирующей.
К налоговым стимулам примыкают налоговые льготы. Налоговые стимулы являются более широким понятием, а налоговые льготы являются лишь их составляющей. Совокупность налоговых льгот следует рассматривать как часть системы налогового стимулирования, именуемой «налоговые стимулы, уменьшающие обязательства перед государством» (рис.10стр.48). К ним относятся:
льготы, предоставляемые посредствам сокращения налоговой базы;
льготы, предоставляемые по средствам уменьшения налоговой ставки.