Содержание
Содержание
Введение3
Глава 1. Основные методы государственного финансового воздействия на отраслевую структуру экономики5
1.1. Методы взаимоотношения экономики и государства5
1.2. Косвенные (экономические) методы10
1.3. Прямые (административные) методы13
Глава 2. Основные инструменты государственного финансового воздействия на отраслевую структуру экономики15
2.1. Характеристика системы инструментов15
2.2. Финансовая (фискальная) политика18
2.3. Денежно кредитная (монетарная) политика21
Заключение28
Список использованной литературы30
Выдержка из текста работы
В современных условиях, чтобы обеспечить нормальное функционирование любой современной экономической системы, просто необходима роль государства. Любое государство в настоящее время занимается регулированием национальной экономики, которое не обходится без различного рода вмешательства.
Государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. Государство, при осуществлении регулирования экономики, использует довольно широкий набор средств и методов стимулирования экономики, таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.
На данный момент имеют место быть две точки зрения о вмешательстве государства в экономику страны. Первая точка зрения принадлежит одному из основоположников современной экономической теории Адаму Смиту. В своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» он говорил о том, что рынок — это само регулируемая система, которая не требует никакого вмешательства со стороны, т.е. все существующие проблемы разрешает самостоятельно.
Вторая точка зрения появилась гораздо позже в конце 19 века. По мнению ученых, рынок — это институт, который имеет ряд слабых мест, негативные последствия которых может и должно сглаживать государство.
Необходимость государственного регулирования рыночной экономики обосновал в своих трудах английский экономист Джон Мейнард Кейнс. Свои исследования он изложил в книге «Общая теория занятости, процента и денег», которая была издана в 1946.Его теория получила практическое применение в экономике США в 50-е годы и принесла определенные, положительные результаты в хозяйственной деятельности. Кейнс сделал вывод о том, что выход из глубокого кризиса, повышение уровня занятости, увеличение объёмов производства невозможны без активного участия государства, которое должно выплачивать социальные пособия безработным, людям преклонного возраста и другим нетрудоспособным членам общества с целью не допустить социального взрыва. Впоследствии теория государственного регулирования Кейнса стала одной из основных экономических политик всех развитых капиталистических стран.
Сегодняшний механизм государственного регулирования представляет собой разветвленную многоуровневую систему воздействия на самые важные социально-экономические процессы, которые охватывают огромные территории, предприятия и отрасли и общество в целом.
В чем же заключается актуальность данной темы? Многие проблемы современного общества не могут быть решены исключительно рыночными механизмами и нуждаются в государственном участии. К этим проблемам относятся, прежде всего, развитие социальной сферы, в частности, уровень образования, квалификации рабочей силы, которые влияют на темпы и качество экономического роста, что также подтверждено специальными исследованиями. Также немалая роль, оказывающая воздействие на состояние рабочей силы и производительности труда, на качество экономического роста принадлежит здравоохранению, социальному обеспечению и состоянию окружающей среды. Высокий уровень материального и духовного благополучия граждан, господство среднего класса в структуре общества и, следовательно, осуществление принципов социального партнерства оценивают долгосрочные экономические перспективы страны и ее социально-политическую устойчивость.
Предметом исследования данной курсовой работы являются методы, средства и границы государственного регулирования в Российской экономике.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение целей, методов, и механизмов государственного регулирования экономики, а также возможности и границы вмешательства государства в экономику.
Задачами являются:
1. Рассмотреть понятие государственного вмешательства. Определить цели и причины регулирования экономики государством. Рассмотреть механизмы и методы государственного регулирования.
2. Проанализировать направления государственного регулирования экономики и найти границы его вмешательства.
3. Рассмотреть регулирование рыночных отношений как функцию российского государства
Глава 1. Государство и экономика: причины, цели и границы государственного регулирования экономики
1.1 Необходимость вмешательства государства в экономику
Государственное вмешательство в экономику — это совокупность мер государства, с помощью которых оно влияет на социально-экономическое развитие общества. Задачей государственного вмешательства является, прежде всего, достижение экономической и социальной стабильности, а также укрепление существующего порядка. Вмешательство государства вызвано многими причинами, которые связаны с несовершенством рынка, противоречиями, возникающими на нем. Рынку не всегда подвластно обеспечивать занятость населения, развивать здравоохранение, всеобщее образование, защиту окружающей среды и многое другое. Поэтому участие государства в решении проблем, вызванных рынком, абсолютно необходимо.[3, стр. 268]
Развитие рыночной экономики приводит к своего рода негативным последствиям, которые замедляют темпы экономического роста, занятости и могут привести к краху рынка. С целью их преодоления государство и вмешивается в экономику. Вследствие экономической нестабильности возникают кризисы, преодоление которых практически невозможно без вмешательства государства, активных действий власти. При этом, государство в рыночной экономике не корректирует рыночный механизм, а лишь создает условия для его свободного функционирования. Таким образом, можно сделать вывод, что необходимость вмешательства государства в экономику исходит, с одной стороны, из особенностей функционирования самой рыночной системы, которая неспособна справиться с решением важных проблем, а также из укрепления целостности нынешних общественных систем.
Рассмотрим конкретные причины государственного вмешательства в экономику.
1. В первую очередь важно признать роль государства в сохранении и поддержании самой рыночной среды. Государство занимается обеспечением нормального функционирования денежной системы. Также государство решает проблемы распределения доходов. Рыночный механизм, как известно, достаточно жесток и не способен решать вопросы социальной справедливости, гарантировать определенный эталон благосостояния. Государство же корректирует данную ситуацию с помощью фискальной политики, к которой относятся налоги, трансферты и т.д. [3, стр. 270]
2. Второй причиной является необходимость решения социальных проблем, которые влияют на развитие экономики. Так, государство устанавливает размеры заработной платы, продолжительность рабочего дня, величину прожиточного минимума. Также оно устанавливает пособия по безработице, осуществляет выплаты различных видов пенсий и других пособий;
3.Следующая причина — инфляция, которая обладает, как известно, чрезвычайно разрушительным действием. Борьба с инфляцией становится часто одной из важнейших задач стабилизации, без которой дальнейшее развитие экономики немыслимо. Такая стабилизация иногда дается очень дорого, сопровождаясь большим или меньшим экономическим спадом, ростом безработицы и т.д.
4. Также требует государственного вмешательства и такое явление, как безработица. Превышая естественную норму, она приводит как к экономическим проблемам, так и к социально-политическим: низкие доходы высокая заболеваемость и смертность и т.д. Политика приведения безработицы к ее естественному уровню также связана со многими проблемами: дефицит госбюджета, инфляция, так как она требует стимулирования производства, выплаты социальных пособий и т.д.
А теперь обратимся к целям государственного регулирования экономики.
1.2 Цели регулирования экономики государством
Конечно же, самой главной целью государственного регулирования экономики, наряду с экономической, является также и социальная стабильность, а также усиление существующего строя как внутри страны, так и за рубежом. От этой главной цели зарождается множество определенных целей, таких, как экономический рост, полная занятость, стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты, а также внешнеэкономическое равновесие. Только осуществив эти цели, государство придет к поставленной главной цели. Определяя цели государственного регулирования экономики на определенном отрезке времени, государство встречает на своем пути проблемы противоречивости целей. Поэтому наиболее сложным является поиск наиболее согласованной системы целей. Так, допустим, пытаясь достичь полной занятости, начинает усиливаться инфляционная тенденция, или же экономический рост и сохранение окружающей среды также достаточно противоречивы. Самым приемлемым вариантом является способ маневрирования, который предполагает частичное завоевание каждой из противоречивой цели — это наилучший путь решения задач в национальной экономике, который близок к равновесному.
Точно не определив цели государственного регулирования экономики, невозможно и соответствующее правовое поддержание такого регулирования.
Выделяют несколько групп целей. К целям первого порядка относят: -обеспечение роста ВВП — сокращение безработицы; — поддержание стабильного уровня цен; — внешнеэкономическое равновесие.
Эту группу целей принято называть «магическим четырехугольником». Все эти цели являются противоречивыми друг другу, и вся «магия» состоит в том, чтобы лавировать между этими целями, поддерживая каждую из них в равной мере.
К целям второго порядка относят: развитие экономического роста, формирование благоприятных условий роста прибыли, усовершенствование производственного аппарата, обеспечение занятости, поддержание конкурентоспособности государственных производителей на международном рынке, поддержание окружающей среды и др. [11]
Из целей первого и второго порядка вытекают цели третьего порядка и т.д. Таких групп целей огромное количество. Одни из них зарождаются, а другие исчезают по мере их достижения, некоторые из них утрачивают свою актуальность, а затем снова могут стать актуальными.
Проанализировав основные цели государственного регулирования экономики, перейдем к его границам.
1.3 Границы и возможности вмешательства государства в экономику
Прежде всего, границами государственного вмешательства являются такие области, где механизм рыночной саморегуляции уже не способен эффективно осуществлять деятельность, и тем самым необходимо срочное государственное вмешательство. К этим областям относятся:
Во-первых, эффективная организация денежного обращения.
Во-вторых, это снабжение государством общественными товарами. Так, допустим, рыночный механизм удовлетворяет потребности, которые выражаются в денежной форме посредством спроса. Но есть и другие потребности, которые невозможно измерить в денежной форме. К таким потребностям относятся: национальная оборона, система государственного управления, охрана общественного порядка и т.д.
В-третьих, устранение государством результатов внешних эффектов. В процессе осуществления деятельности производства и, как следствие, выпуск товаров формируются некоторые дефекты, которые нарушают равновесие рыночной системы и требуют вмешательства государства. Таким образом, функции, которые выполняет государство по организации денежного обращения, снабжения общественными товарами и устранение результатов внешних эффектов, составляют максимальные границы его вмешательства в экономику свободного рынка. [11]
Если же рассматривать реальный рынок конкурентной среды, то можно найти новые области экономической жизни, где также не обойтись без вмешательства государства. Например, перераспределение доходов, занятость, конкуренция, антициклическая политика и т.д.
Однако, если государство пытается делать больше, т.е. выходит за границы, (допустим, ведет фискальную политику, распределяет производственные ресурсы) то в хозяйстве это ведет к отсталости структурного производства, к низкому качеству продукции, экономика страны начинает отставать от стран в области научно-технического прогресса и уровня жизни. Так и случилось во Франции в конце 70-х — начале 80-х годов XX в. Вследствие того, что государство слишком активно участвовало в экономике страны, начинался отток основного капитала из страны, темпы экономического роста снизились намного. В этом случае необходимо было прибегнуть к приватизации и разгосударствлению, т.е избавлению экономики от излишней государственной активности, что и было сделано в 1986 г. [12]
Подводя итог, можно сказать, что основной задачей государства является удерживание «золотой середины» в сфере влияния на рыночную экономику.
Глава II. Направление, методы и механизмы государственного регулирования рыночной экономики
2.1 Направление государственного регулирования
Направлением государственного регулирования служат такие отрасли, сферы, различного рода ситуации социально-экономической жизни страны, где могут обнаружиться проблемы, задачи и трудности, которые не так легко разрешить сразу, а требуется много времени, а их разрешение позволит обеспечить нормальное функционирование экономики и поддержание социальной стабильности.
Государственное регулирование существует в правовых, административных и, конечно, экономических направлениях.
Правовая политика определяет правильность рыночного функционирования, правильность функционирования экономических отношений, осуществляет защиту деятельности субъектов общества и отдельных членов этого общества. Правовое регулирование охватывает такие сферы, как товарную, финансовую и т.д. [7]
Административная политика опирается на мощь государственной власти и содержит меры запрета, позволения и принуждения. Административное регулирование осуществляет контроль за соблюдением стандарта, контроль за введением налогов, квот, чтобы защитить отечественных производителей.
Экономическая политика проявляется в устройстве государственного бюджета, в государственных программах, законах, государственном влиянии на экспорт и импорт.
Но часто экономическая политика следует не только тому, что закреплено в законах, программах, планах, а также некоторым случаям, принимаемым в текущий период постановлением правительства. Необходимость таких решений вызвана нестабильностью социально-экономической, военно-политической и природно-экологической ситуациями. И поэтому часто наблюдается пересмотр экономической политики из-за ошибок в ее организации.
Таким образом, государственное регулирование направлено на те области и сферы, где автоматизированное разрешение проблемы не поможет, и поэтому не обойтись без государственного вмешательства.
Далее рассмотрим несколько объектов государственного регулирования.
2.1.1 Экономический цикл
Как известно из вышесказанного, экономический цикл является одним из способов рыночного саморегулирования экономики.
Однако циклическое развитие экономики приводит к колебаниям темпа экономического роста, явлению инфляции, изменению уровня занятости, которые в фазе спада, более того депрессии могут предполагать угрожающие результаты, т.к. массовая безработица приводит к снижению жизненного уровня, а также социальным потрясениям. Поэтому государство прибегает к антиинфляционной политике, которая предполагает использование способов и методов влияния на хозяйственную ситуацию и экономическую деятельность. Государственное регулирование направлено на смягчение циклических колебаний. [4, стр 202-203]
Интересен тот факт, что неотделимой чертой экономического цикла является инфляция и зачастую антициклическая политика государства сменяется на антиинфляционную.
Антициклическая политика включает в себя целый набор методов и способов, таких, как: денежно-кредитная, фискальная, политика заработной платы и инвестиционная (приложение)
Во время кризиса меры государства направлены на стимулирование производства, а в фазе подъема направлены на ее сдерживание. Также для ослабления «перегрева» государство пытается ввести новые налоги, пытается повысить старые.
В условиях кризиса, наоборот, меры сосредоточены на уменьшение кредита, сокращение налога и т.д. [6]
Следует отметить, что кризис, разрушающий экономику, тем самым создает предпосылки для выхода страны из тяжелого положения. Однако, во время Великой депрессии 1929-1933гг перестройка сопровождалась долгими застоями, а сам механизм рыночной саморегуляции часто может не срабатывать.
Поэтому странам с развитой рыночной экономикой необходимо применение стабильной программой, которые ускоряют выход страны из кризиса
Подводя тог, нужно пометить себе то, что государство не в силах преодолеть циклический характер экономического развития, оно лишь способно сгладить цикл колебания для поддержки экономической стабильности.
2.1.2 Регулирование цен
Следующим объектом государственного регулирования является регулирование цен.
В рыночной экономике, которая связана со свободой экономической деятельности, а также недопустимостью любого вмешательства в частные дела( это 8 статья конституции РФ, а также 1 и 421 статьи Гражданского кодекса РФ),[1] [2]особенную напряженность предполагает вопрос о случаях и степени государственного вмешательства в гражданский оборот. Одним из случаев государственного вмешательства в правоотношения является установление регулирования государством цен, или, иначе говоря, тарифов. Однако и полное отсутствие регулирования цен со стороны государства может негативно воздействовать на положение отдельных производителей и даже на экономику в целом.
Государство, в первую очередь, регулирует цены услуг и продуктов предприятий с государственной формой собственности. Это цены на железнодорожную транспортировку, на жилищно-коммунальные услуги, бытовые услуги, связь и т.д.
Налоговое регулирование — одно из действующих принципов ценовой политики государства. Способ налогового регулирования включает в себя введение налога на добавленную стоимость(НДС), а также влияет на величину акцизного сбора.
Также одной из мер ценового регулирования являются государственные субсидии, или же дотации, т.к. многие отрасли промышленности нуждаются в стабильном государственном поддержании в качестве выплат государством потребителю либо производителю. Т.е., если на товар введена дотация, то часть цены оплачивается государством. [12]
Конечно, в разных странах наблюдается разная степень воздействия государства на регулирование цен. Рассмотрим некоторые из них.
Возьмем, допустим, Данию, в которой степень государственного регулирования весьма незначительна. Здесь государство лишь формирует благоприятные условия для свободной конкуренции частных производителей, и именно частные производители определяют цены на товары. В государственном секторе, а его масштаб небольшой, цены назначаются городскими и государственными властями. Процент государственного установления цен составляет всего около 6%
Однако в Швейцарии наблюдается обратная ситуация. В соответствии с законом, государство регулирует цены почти на половину товаров сельского хозяйства, таких, как: зерно, молоко и т.д. Регулирование ограничено на текстильных товарах, одежде и т.д. Также в Швейцарии регулирование цены на товары финансирует государство. Ценообразованием занимается такой орган, как Федеральное ведомство по контролю за ценами. [13]
Подводя итог, можно сказать, что государство в разных странах принимает участие в ценообразовании, регулировании и контроле за ценами, при этом использует разные методы для решения проблем, учитывая особенности экономики своей страны.
2.1.3 Рынок труда
Рынок труда является одним из основных объектов регулирования как со стороны государства, так и со стороны различных профсоюзов и организаций. Можно отметить несколько сфер государственного регулирования рынка труда:
— занятость. Проводятся своего рода программы для увеличения роста занятости, возрастания количества рабочих мест в государственном секторе.
— программы для улучшения квалификации рабочей силы
— программы поддержки найма рабочей силы
— также государство допускает программы по социальному страхованию безработицы. [9]
Так, допустим, огромное количество мест в государственном секторе было создано в США в период после войны. К примеру, в образовательных учреждениях, в медицинском обслуживании, в строительстве и т.д.
Однако вышеперечисленные сферы не являются единственными. Существуют также косвенные меры регулирования рабочей силы. Допустим, кредитно-денежная политика, бюджетно-налоговая и амортизационная политики.
В заключении сделаем вывод, что регулирование рынка труда государством в современных условиях выступает, как система административных, экономических и организационных способов регулирования занятости и поддержки нормального отношения между спросом и предложением рабочей силы в рыночной экономике.
2.2 Методы и механизмы государственного регулирования рыночной экономики
Регулирование современной рыночной экономики происходит под действием прямых(административных) и косвенных(экономических) методов. Чаще всего административный метод характерен для командной экономики, а экономический метод для товарных рынков. (приложение)
Административные методы прямо воздействуют на деятельность субъектов, ограничивая свободу выбора. Их поле деятельности, однако, в рыночной экономике ограничено. Чаще всего они применимы в регулировании государственными и муниципальными учреждениями. К административным методам относятся такие меры, как запрет, разрешение и принуждение.
Однако одним из основных методов государственного регулирования предстают экономические методы, которые напротив, не ограничивают, а увеличивают выбор хозяйствующих субъектов. Экономические методы включают: денежно-кредитную, бюджетно-налоговую, политику заработной платы и инвестиционную. [9]
Чаще всего доминируют экономические методы т.к. они не стесняют свободу предпринимателей, они не имеют губительную характеристику, а, напротив, пытаются влиять на экономику путем стимулирования или же, наоборот, задерживания деятельности в зависимости от ситуации на рынке. Т.е при спаде государство использует методы стимулирования экономики, и, наоборот, при перегреве принимает методы, которые понижают это оживление.
Далее поговорим о денежно-кредитной и налогово-бюджетной политике.
Денежно-кредитная политика.
Кредитно-денежная (монетарная) политика является одним из видов антициклической политики государства, которая направлена на сглаживание экономических колебаний. Кредитно-денежная политика государства, прежде всего, направлена обеспечивать стабильное денежное обращение, которое напрямую связанно с необходимостью процесса воспроизводства, на основе устойчивой национальной валюты и стабильных цен.
Целью кредитно-денежной политики, как и любой стабилизационной политики государства, является:
1) обеспечение устойчивого экономического роста.
2)обеспечение занятости всех ресурсов.
3) обеспечение стабильного уровня цен.
4) обеспечение равновесного платежного баланса.
Кредитно-денежная политика влияет на экономическую ситуацию рынка, оказывая воздействие на совокупный спрос. Объектом управления предстает денежный рынок и, конечно, денежная масса. [5]
Осуществлением монетарной политики занимается Центральный банк, а объектами служат спрос и предложение на денежном рынке.
В процессе кредитно-денежного регулирования экономики существуют методы прямого экономического и косвенного воздействия.
К методам прямого воздействия относят:
· Целевое кредитование
· Установление кредитных «потолков»
· Прямой контроль за установлением уровня ставок процента.
Чаще всего используются методы косвенного воздействия. В них входят:
· регулирование минимальных резервных требований;
· осуществление дисконтной политики
· эмиссия денег в обращение в рамках определённых нормативов;
· изменение курса национальной валюты;
· регулирование ставки рефинансирования коммерческих банков;
· купля — продажа иностранной валюты;
· продажа — скупка государственных ценных бумаг. [5]
Многие современные экономисты полагают, что кредитно-денежная политика является наиболее подходящим инструментом государственного регулирования национальной экономики для демократического общества, который не приводит к излишнему диктату власти.
Налогово-бюджетная политика.
Бюджетно-налоговая (фискальная) политика является одним из наиболее существенных рычагов реального экономического воздействия государства на хозяйственные процессы. Данная политика подразумевает манипулирование расходами и налогами государства в целях осуществления макроэкономической стабилизации.
Целями бюджетно-налоговой политики являются:
1) Поддержание стабильного экономического роста
2) Полная занятость ресурсов; это, прежде всего, решение вопроса циклической безработицы.
3) Поддержание стабильного уровня цен.
Фискальная политика, прежде всего, является политикой регулирования совокупного спроса. В данном случае регулирование экономики осуществляется воздействием на величину совокупных расходов. Но бывают и случаи, когда инструменты фискальной политики также могут воздействовать и на совокупное предложение. Проводит бюджетно-налоговую политику непосредственно государство.
Инструментами фискальной политики являются доходы и расходы государственного бюджета, т.е государственные закупки, трансферты и налоги.
Существует 2 вида фискальной политики: стимулирующая и сдерживающая.
При стимулирующей фискальной политике государство прибегает к следующим способам регулирования:
· Увеличение государственных расходов;
· Сокращение налогов;
· Сочетание сокращения налогов и увеличения расходов.[5]
Если государственный бюджет является сбалансированным, то в период спада налогово-бюджетная политика должна быть направлена на создание бюджетного дефицита, иначе говоря, государственные расходы должны превышать налоговые поступления.
При сдерживающей фискальной политике используются следующие способы:
· Сокращает государственные расходы
· Повышает налоги
· Сочетание сокращения государственных расходов и увеличения налогов
Когда в экономике наблюдается инфляция спроса, то фискальная политика направлена на осуществление бюджетного избытка, т.е. когда налоговые поступления превышают государственные расходы. [13]
Таким образом, различные инструменты экономической политики государства могут употребляться в разных сочетаниях и с разной интенсивностью. В зависимости от характера целей, будет меняться место и назначение того или иного инструмента в наборе средств государственного регулирования экономики в конкретный период.