Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА I Теоретические основы развития правильного звукопроизношения у детей младшего школьного возраста6
1.1 Обзор психолого-педагогической литературы на современном этапе6
1.2 Изучение особенностей звукопроизношения у детей младшего школьного возраста9
ГЛАВА II Система работы по формированию правильного литературного произношения14
2.1 Практические исследования формирования навыков правильного литературного произношения в начальной школе14
2.2 Речевые ошибки и пути их устранения19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ30
ПРИЛОЖЕНИЕ А32
ПРИЛОЖЕНИЕ Б36
Выдержка из текста работы
Язык и речь являются важнейшим средством человеческого общения, познания действительности и служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие связной речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе. Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. При этом он не только приобретает знания, но и учится мыслить, поскольку думать — это значит говорить про себя или вслух, а говорить — значит думать. Ребенок пользуется речью для того, чтобы выразить свои мысли, чувства, т. е. воздействовать на окружающих людей. Это предъявляет требования к ее выразительности, эмоциональности, связности.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. На сегодняшний день примерно 50% детей в возрасте от 3 до 5 лет имеют дефекты речи. Формирование произносительной стороны речи — это сложный процесс, в ходе которого ребенок учиться воспринимать обращенную к нему звучащую речь и управлять своими речевыми органами для ее воспроизведения. Речь формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием и проходит ряд качественно разных ступеней развития. Новорожденный может издавать непроизвольные звуки. Они являются врожденными, одинаковыми для детей всех народов, несмотря на различия языков и культур. Эти звуки являются предшественниками речи. Звуки речи — это особые сложные образования, присущие только человеку.
Вопросами развития правильного звукопроизношения в дошкольном возрасте занимались многие отечественные ученые, среди них можно отметить А.Н. Гвоздева, И.Е. Тихееву, А.В. Миртова, А.М. Бородич, М.Ф. Фомичева и т.д.
Таким образом, данная тема курсовой работы, является весьма актуальной.
Цель курсовой работы: рассмотреть особенности формирования правильного звукопроизношения детей 4-5 лет в режимных моментах.
Для достижения цели мы определили следующие задачи:
1. Изучить литературу по теме;
2. Выделить особенности звукопроизношения в средней группе детского сада;
3. Провести диагностику состояния звукопроизношения;
4. Разработать систему работы над звукопроизношением;
5. Экспериментально исследовать развитие правильного звукопроизношения в дошкольном возрасте.
6. Составить рекомендации для родителей и воспитателей.
Объект исследования: речь детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс формирования звукопроизношения.
Методы исследования:
1.Анализ литературы по теме;
2.Опрос родителей;
3.Наблюбение;
4.Изучение опыта работы;
5.Анализ результатов.
Курсовая работа состоит из: введения, 2 глав, заключения, списка литературы, приложения.
Глава 1. Теоретические основы формирования навыков звукопроизношения у детей дошкольного возраста
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по формированию навыков правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста
Мария Монтесори (1870 -1952) – итальянский педагог. Развития языка включает исправления дефектов речи, обучение грамоте. Достоинство метода состоит в обеспечении сенсорной основы для речи в процессе упражнений с искусственным дидактическим материалом. Н развитие правильной речи направлены гимнастика дыхания и гимнастика губ, зубов, языка.
Е. И. Тихеева (1867 -1944) создала свою систему развития речи детей дошкольного возраста в условиях общественного дошкольного воспитания. Она определила основные задачи работы по развитию речи детей в детском саду: 1) развития аппарата речи детей, его гибкости, четкости, развитие речевого слуха; 2) накопление содержание речи; 3) работа над формой речи, ее структурой.
Звукопроизношение – это процесс производства звуков речи, осуществляемый согласованной работой трех отделов периферического речевого аппарата (дыхательного, голосообразовательного и артикуляционного) при регуляции со стороны центральной нервной системы.
Формирование правильного звукопроизношения у детей – это сложный процесс, ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной речью.
Понятие звукопроизношения тесно связано с понятием «звуковая культура речи». В Понятие звуковой культуры речи включает:
— собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и так далее);
— элементы звуковой выра………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 400 с.
2. Аникин, В.П. Русские народные сказки [Текст] / В. П. Аникин. – М., 1984. – 176 с.
3. Богусловская, З.М. Развитие игры для детей младшего дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада [Текст] / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 1991. — 207с.
4. Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. — М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
5. Гладких, Л. П., Макеева, И. Б., Чуракова, Д. Воспитание сказкой [Текст]: методическое пособие для воспитателей дошк.образ. учреждения ( серия духовно — нраственное воспитание для детей дошкольного возраста ) – М., 2002. – 343 с.
6. Громова, О.Е. Логопедическое обследование детей 2-4 лет [Текст] / О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина. — М.: ТЦ Сфера, 2005.- 128 с.
7. Детская практическая психология [Текст] / Под ред. Т.Д.Марцинковской. – М., 2003. – 253 с.
8. Диагностика в детском саду. Методическое пособие [Текст]. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 198 с.
9. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова. – М.: Академия, 2004. – 416 с.
10. Леонова, М.А. Первые шаги в страну звуков и букв. Ч.2. Произнесение отдельных звуков [Текст] / М.А. Леонова. — М., 1999. — 29с.
11. Лямина, Г. Учимся говорить и общаться [Текст] / Г. Лямина // Дошкольное воспитание. — 2006. — №4. — С.105-112.
12. Максакова, А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок: Пособие для воспитателей детского сада [Текст] / А.И. Максакова. — М.: Просвещение, 1982. — 159с.
13. Максакова, А.И. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом [Текст] / А.И. Максакова, Г.А. Туманова. – М., 1979. – 127 с.
14. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В.С. Мухина. – М., 2000. – 456 с.
15. Подрезова, Т.И.Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ [Текст] / Т.И. Подрезова. – М.: Айрис-пресс, 2007. — 128 с.
16. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада [Текст] / Под ред. Ф.А. Сохина. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с.
17. Старенкова, В. О дифференциации смешиваемых звуков [Текст] / В. Старенкова // Дошкольное воспитание. — 2005. — №8. — С.81-86.
18. Ткаченко, Т.А. Если дошкольник плохо говорит [Текст] / Т.А. Ткаченко. – СПб.: Детство-пресс, 1999. – 112 с.
19. Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой [Текст] / Л.Б. Фесюкова. – М., ООО «Фирма издательство АСТ», 2000. – 464 с.
20. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2004. – 384 с.