Содержание
Введение……………………………………………………………………………3
1.Теoретические oснoвы шкoльнoгo краеведения………………………….4
1.1.Сущнoсть и педагoгическoе значение краеведения……………………..4
1.2.Педагoгические принципы oрганизации краеведения…………………..8
1.3.Краеведческий пoдхoд в препoдавании биoлoгии……………………..14
2.Метoды и фoрмы oсуществления краеведческoгo пoдхoда в препoдавании…………………………………………………………………….17
2.1.Класс рыбы…………………………………………………………………20
2.2.Метoдические приемы при изучении темы: «внутреннее стрoение рыб»………………………………………………………………………………21
2.3.Наблюдения учащихся…………………………………………………..25
Вывoды…………………………………………………………………….27
Заключение………………………………………………………………………28
Списoк испoльзoваннoй литературы………………………………………….29
Прилoжение……………………………………………………………………..30
Выдержка из текста работы
Бурное развитие информационных технологий во всех областях науки и техники не обошло своим вниманием и образование. Использование информационных технологий в образовании привело к появлению большого количества электронных учебников по разным дисциплинам. Многие из них представляют собой отсканированный текст широко распространенных учебников. Но с моей точки зрения это недостаточное использование возможностей указанных технологий. Электронный учебник должен содержать наряду с текстом еще и практические задания, лабораторные работы и тематические тексты по теоретической части, но что самое главное это все должно быть построено максимально удобно, используя все возможности современных программ для создания такого типа учебных пособий. [1]
Очень важным преимуществом использования электронных пособий является то, что все необходимое для изучения определенной темы собрано в одном месте и нет необходимости прибегать к поиску дополнительной литературы. Это в большой степени важно при самостоятельной работе учеников.
Еще одним не менее важным преимуществом является тот факт, что электронные пособия позволяют полностью реализовать один из главных дидактических принципов — принцип наглядности, что делает изучение предмета более интересным, повышая мотивацию к данной дисциплине.[1]
1. Использование электронных пособий при изучении органической химии
Электронные средства обучения должны выступать полноценными ассистентами учителя принимая на себя огромную рутинную работу при изложении нового материала, при проверке и оценке знаний студентов. Применение таких пособий наиболее актуально в дисциплинах, освоение которых тесно связано с овладением специфическими графическими приемами изображения объектов изучения. Классическим примером такой дисциплины является органическая химия, использующая графический язык химических формул как для изображения статических объектов (структуры и конфигурации сложных органических веществ), так и для наблюдения динамики превращения молекул (схемы реакций и механизмы их протекания).
Перечислим возможные области применения электронных пособий в учебном процессе:
1. При изучении теоретического материала
Здесь электронное пособие призвано помочь ученику усвоить материал в соответствии с программой. Полезны следующие возможности электронных учебных пособий: интерактивная презентация с возможностью перехода в любой фрагмент и возврата к кадру, из которого был произведен переход; просмотр анимационных и видеофрагментов; возможность прерывания и запуска с любого фрагмента пособия; возможность демонстрации графических изображений; возможность предварительного выбора материала в соответствии с программой и так далее.
2. При выполнении лабораторных и практических заданий
Неотъемлемой частью многих учебных программ являются лабораторные работы, которые могут быть проведены с использованием электронных пособий. Это удобно, если создать ситуацию, изучаемую в данной работе, невозможно, и для этого используются программы-симуляторы.
Кроме того, на экране преподавателя может собираться статистика выполнения заданий, что позволит учитывать разницу в скорости выполнения заданий учениками. Электронное учебное пособие должно содержать избыточное количество заданий, чтобы при необходимости ученик мог выполнить повторные и дополнительные задания по той же теме.
К достоинствам использования электронных пособий во время выполнения практических заданий можно отнести и то, что если при выполнении задания ученику понадобится обратиться к теоретическому материалу, то он может с легкостью найти тот материал, который ему потребовался; все переходы должны быть предусмотрены, в том числе и на логически связанные темы. Если предполагается исключительно самостоятельная работа (без теоретического материала), то у преподавателя может быть предусмотрена возможность отключения доступа учеников к лекционным материалам.
3. При самопроверке усвоенного материала
Электронный учебник — это обучающая программа, осуществляющая дидактический цикл процесса обучения, обеспечивающая интерактивную учебную деятельность и контроль уровня знаний. Электронные учебники призваны автоматизировать все основные этапы обучения — от изложения учебного материала до контроля знаний и выставления итоговых оценок. При этом весь обязательный учебный материал переводится в яркую, увлекательную мультимедийную форму с широким использованием графики, что позволяет представить изучаемый курс в виде последовательной или разветвляющейся цепочки динамических картинок с возможностью перехода (с возвратом) в информационные блоки, реализующие те или иные конструкции или процессы. Мультимедиа-системы позволяют сделать подачу дидактического материала максимально удобной и наглядной, что стимулирует интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях. Кроме того, подобные системы снабжаются эффективными средствами оценки и контроля процесса усвоения знаний и приобретения навыков.
Электронный учебник — это не только комплексная, но и целостная дидактическая, методическая и интерактивная программная система, которая позволяет изложить сложные моменты учебного материала с использованием богатого арсенала различных форм представления информации, а также давать представление о методах научного исследования с помощью имитации последнего средствами мультимедиа. При этом повышается доступность обучения за счет более понятного, яркого и наглядного представления материала. Процесс обучения проходит более успешно, так как он основан на непосредственном наблюдении объектов и явлений. Дидактические аспекты, касающиеся наиболее общих закономерностей обучения, и методические аспекты, определяемые спецификой преподавания тех или иных конкретных дисциплин или групп дисциплин, тесно взаимосвязаны между собой и с вопросами программной реализации электронного учебника.
Основные принципы реализации электронного учебника:
1. Структурированность: разбиение материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему и замкнутых по содержанию.
2. Полнота: каждый модуль имеет следующие компоненты.
* теоретическое ядро,
* контрольные вопросы по теории,
* примеры,
* задачи и упражнения для самостоятельного решения,
* контрольные вопросы по всему модулю с ответами,
* контрольная работа,
* ссылки на нормативные документы.
3. Интерактивность: возможность изменения объема и порядка выдачи материала в зависимости от уровня усвоения знаний студентом. Электронный учебник должен допускать адаптацию к нуждам конкретного пользователя в процессе учебы, позволять варьировать глубину и сложность изучаемого материала и его прикладную направленность в зависимости от будущей специальности учащегося, применительно к нуждам пользователя генерировать дополнительный иллюстративный материал, предоставлять графические и геометрические интерпретации изучаемых понятий и полученных учащимся решений задач.
4. Наглядность: каждый модуль состоит из коллекции кадров с минимумом текста и визуализацией, облегчающей понимание и запоминание новых понятий, утверждений и методов.
5. Ветвление: каждый модуль связан гипертекстными ссылками с другими модулями так, чтобы у пользователя был выбор перехода в любой другой модуль. Принцип ветвления не исключает, а даже предполагает наличие рекомендуемых переходов, реализующих последовательное изучение предмета.
6. Собираемость: электронный учебник выполнен в форматах, позволяющих компоновать их в единые электронные комплексы, расширять и дополнять их новыми разделами и темами, а также формировать электронные библиотеки по отдельным дисциплинам (например, для кафедральных компьютерных классов) или личные электронные библиотеки учащихся (в соответствии со специальностью и курсом, на котором он учится), преподавателя или исследователя.
Использование электронных учебных пособий в учебном процессе дает ряд существенных преимуществ:
1. Оперативность обновления информации;
2. Доступность образовательных массивов;
3. Коммуникационность;
4. Педагогические (мотивированность, интерактивность, индивидуализм);
5. Психологические (меньше барьеров и проблем у учащихся в общении с педагогом);
6. Экономические (сокращение бумажных пособий);
7. Эргономические (учащиеся и педагоги работают по удобному для них графику).
2. Технология создания электронных пособий
После того как определен формат пособия — формат гипертекста, встал вопрос о программе позволяющей удобно и быстро создавать подобные наглядности. Существует 2 пути:
· создание при помощи HTML кода, задающего структуру документа.
· создание при помощи программ-конструкторов, не требующих знания HTML кода, а представляющих удобный графический интерфейс размещения элементов будущего документа.
Был избран второй путь, так как знание HTML кода при наличии программ-конструкторов я считаю лишним. Среди множества существующих программ я выделил Microsoft Office Word 2007 и Macromedia Dreamweaver8.
Они обладали наибольшим количеством опций, оставаясь при этом почти интуитивно понятными. В конечном итоге был выбран последний, так как он имел интерфейс, показывающий структуру HTML документа, в отличие от Word, который показывает особенности форматирования документа.
Второй этап создания пособия — набор информации, то есть содержания. Что же входит в электронное пособие? А это, как и на любом уроке — теория и практика. То есть, каждая отдельная тема, которая, в частности, являлась темой одного урока, содержит теоретический материал, который является результатом анализа нескольких источников и интерпретации для лучшего понимания, и практический материал, то есть задания по теме, которые помогают закрепить материал и проверить свои знания.
Теперь вернемся снова к технологии создания.
Текст набирался прямо в программе-конструкторе. Для создания изображений химических реакций и структурных формул некоторых веществ использовалась программа ChemOffice.
Затем изображения редактировались программой XnView, в частности подгонялся их размер, и вырезались пустые области. Далее изображения попадали на страницы будущего пособия. После того, как содержание страницы было создано, страница сохранялась в отдельную папку, в которой также лежали и изображения, которые используются в пособии. В эту же папку сохранялись и все остальные страницы и изображения. Лишь главная страница сохранялась на уровень выше этой папки. Это делалось для того, что бы доступ к материалам пособия был максимально простым и быстрым.
Третий и заключительный этап создания электронного пособия в форме гипертекста — это расставление гиперссылок, то есть превращение обычного текста в гипертекст. Гиперссылки позволяют свободно перемещаться между страницами документа, убирая необходимость открывать каждую страницу в отдельности. При расставлении гиперссылок очень важно соблюдать обратную связь. Она подразумевает возможность попасть с любой страницы на любую. Так же важно на каждой странице оставить гиперссылку на главную страницу, которая является опорной для всего пособия. Именно поэтому главная страница сохранялась отдельно от остальных, ведь открыв главную страницу, мы сможем попасть в любой раздел.
И напоследок немного о дизайне пособия. В качестве фона следует выбирать светлые изображения и цвета, а шрифты темные, причем размер шрифта должен быть в районе 14-16 пт. Также важно, чтобы текст не контрастировал с фоновым изображением, иначе при просмотре будут быстро уставать глаза.
электронный интерактивный учебник химия
Заключение
Использование компьютерных курсов позволяет реализовать индивидуальный подход в обучении, так как каждый работающий за компьютером ученик имеет свой темп работы, свою траекторию курса, а при необходимости и дополнительные ветви обучения или вопросы. При этом высвобождается время учителя для индивидуальных консультаций и оказания помощи отстающим.
Однако, несмотря на все преимущества, которые вносит в учебный процесс использование электронных учебных пособий, следует помнить, что электронные пособия являются только вспомогательным инструментом, они дополняют, а не заменяют преподавателя. [1]
Список литературы:
1. Афанасьев, В.Н. Компьютеризированный учебник — эффективный инструмент информационных технологий обучения / Афанасьев В.Н., Агмов Р.И., Дмитриев С.В. и др. — Совр. Высш. Школа. 1991.№ 4. С. 44.
Приложение
Фрагменты созданного мною электронного пособия.
Главная страница (фрагмент):
Химические свойства (фрагмент страницы):
Применение и получение (фрагмент страницы):
Физические свойства и строение (фрагмент страницы):
Размещено на