Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………3
1.Обучение и творческое развитие учащихся среднего школьный возраста на уроках, связанных с художественным творчеством……………………….5
1.1.Методика, средства и способы творческого развития школьника …..5
1.2.Выполнение сюжетно-декоративных композиций……………………16
2.Технология выполнения холодного батика……………………………….27
3.Пример урока «Роспись ткани в технике «холодный батик»……………..33
Заключение……………………………………………………………………….42
Список литературы………………………………………………………………45
Выдержка из текста работы
Особую актуальность в наше динамичное время, когда господствует техника, приобретают вещи, выполненные вручную, сохранившие тепло рук, их создавших. Искусство росписи ткани имеет древние корни, но они не потеряли свою актуальность в наше время. Изделия, выполненные в технике ручной росписи ткани всегда уникальны, эксклюзивны и неповторимы. Батик занимает ведущее место в ряду декоративного искусства. Он широко используется в дизайне интерьера, прекрасно сочетается с различными цветовыми решениями, интерес к нему с каждым годом растет. В связи с этим необходимо внедрение курса «Батик» в систему образования. Курс дает возможность перейти от традиционного аккумулирования знаний к необходимому умению осмысленно применять и реализовывать знания и умения в продуктивной деятельности.
Формирование знаний и умений в этой области является одним из важнейших условий для успешного профессионального совершенства, и это еще раз подчеркивает актуальность данной темы исследования.
Для системы начального профессионального обучения вопросы формирования знаний и умений на внеурочных занятиях имеют особое значение, ведь курс «Роспись по ткани в технике батик» в любой профессии может открывать нечто новое, привлекать внимание учащегося к самому замысла труда, и к процессу его осуществления; а так же в процессе обучения развивается творческое воображение и чувства гармонии. Но основная цель внеурочных занятий это — формирование у учащихся знаний и умений при изучении курса «Роспись по ткани в технике батик». Обучение батику процесс творческий, состоящий из различных компонентов как индивидуальных, психологических, так и личностных, социальных. Он способствует всестороннему развитию учащегося, ведь мало знать только специальные дисциплины, что бы стать хорошим профессионалом.
Цель курсовой работы: теоретический анализ проблемы формирования знаний и умений у учащихся профессионального училища при изучении курса «Роспись по ткани в технике батик» на внеурочных занятиях; разработка учебно-методического комплекса по дисциплине «Роспись по ткани в технике батик».
Задачи курсовой работы:
1. Проанализировать ФГОС НПО РФ по профессии 262019.01 — Художник по костюму.
2. Проанализировать педагогическую литературу по проблеме формирования знаний и умений у учащихся профессионального училища при изучении курса «Роспись по ткани в технике батик» на внеурочных занятиях.
3. Разработать учебно-методический комплекс, включающий:
– программу дисциплины «Роспись по ткани в технике батик»;
– план конспект лекций;
– план лабораторного занятия;
– дидактические средства обучения учащихся;
– средства контроля и оценки учебных достижений обучаемых.
4. Подготовить педагогический эксперимент по выявлению эффективности формирования знаний и умений у учащихся.
1. Формирование знаний и умений у учащихся профессионального училища на внеурочных занятиях
1.1 Проблема формирования знаний и умений у учащихся профессионального училища
Для разрешения этой проблемы необходимо обратится к определению таких понятий как «знания» и «умения». Понятие «знание» многозначно и имеет несколько определений. Оно определяется то как часть сознания, то как нечто общее в отражении предметного разнообразия, то как способ упорядочения действительности, то как некоторый продукт и результат познания, то как способ воспроизведения в сознании познаваемого объекта.
В новой «Российской педагогической энциклопедии» (1993 г.) «знания» определяются следующим образом: «проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности; адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Знания фиксируются в форме знаков естественного и искусственного языков» 11.
Л.М. Фридман, проанализировав существующие определения понятия «знание», приводит его определение более общего характера: «Знание — это результат нашей познавательной деятельности независимо от того, в какой форме эта деятельность совершалась: чувственно или нечувственно, непосредственно или опосредованно; со слов других, в результате чтения текста, при просмотре кино или телефильма и т.д. Этот результат познания человек выражает в речи, в том числе искусственной, жестовой, мимической и любой другой. Следовательно, всякое знание есть продукт познавательной деятельности, выраженный в знаковой форме. Знание противоположно незнанию, неосведомленности, отсутствию представлений о чем или о ком-нибудь» 18.
Знания составляют ядро содержания обучения. Любое знание, в том числе и учебное, субъективно по форме своего существования, и поэтому его нельзя механически передать «из головы в голову», подобно эстафетной палочке, передаваемой из рук в руки. Знания могут быть усвоены только в процессе познавательной активности самого субъекта. На основе знаний у учащихся формируются умения и навыки, умственные и практические действия; знания являются основой нравственных убеждений, эстетических взглядов, мировоззрения.
Умение — это овладения новым способом действия, основанным на каком-либо правиле (знании) и соответствующим правильному использованию знания в процессе решения определенного класса задач.
Фридман Л. М. определяет умение как способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно.
Проблемой формирования умений занимались такие известные психологи и педагоги как Рубинштейн С.Л., Талызина Н. Ф., Хуторской А. В., Фридман Л. М. и др.
Климов Е. А. определяет умения как системные образования, устойчивые целостности в структуре деятельности субъекта, включающие тактики и стратегии ориентировки во внешней и внутренней обстановке деятельности, знания, навыки исполнения и гибкой перестройки деятельности в зависимости от меняющихся условий. Внешне умение обнаруживается в успешном и, по видимости, легком решении профессиональных или жизненных задач. Он считает, что ошибочно сводить умения только к исполнительной стороне поведения и недооценивать познавательную и мотивационную основу, которую обеспечивает это поведение.
Педагоги и психологи (Фридман Л. М., Талызина Д. Г. Левитес, Лошкарева) выделяют несколько типов умений.
Двигательные
Характеристика умений |
Способы формирования умений |
|
Включает в себя разнообразные движения, сложные и простые, составляющие внешние моторные аспекты деятельности. Например, спортивная деятельность целиком построена на основе этих умений |
Многократное выполнение действия, систематические упражнения с коррекцией неточностей, их осмысливанием, исправлением ошибок в повторных попытках |
Познавательные
Характеристика умений |
Способы формирования умений |
|
Включают способности, связанные с поиском, восприятием, запоминанием и переработкой информации. Они соотносятся с основными психическими процессами и предполагают формирование знаний. Это умения, посредством которых человек приобретает самостоятельные знания. Например, работа с книгой, наблюдение, эксперимент, измерение |
Использование методов активизации учащихся: проблемное обучение, частично-поисковый метод, метод проектов. Усиление индивидуального подхода на уроках, четкий контроль. Самостоятельная работа учащихся, самоконтроль. Специальные задания и упражнения, построение алгоритма |
Теоретические
Характеристика умений |
Способы формирования умений |
|
Связь с абстрактным мышлением. Они выражаются в способности человека анализировать, обобщать материал, строить гипотезы, теории, производить перевод из одной знаковой системы в другую |
Творческая деятельность. Использование методов активизации учащихся. Работа, направленная на стимулирование мыслительной деятельности учащихся |
Практические
Характеристика умений |
Способы формирования умений |
|
Скоропись, беглое чтение. |
Задания и упражнения с элементами самоконтроля. |
Интеллектуальные
Характеристика умений |
Способы формирования умений |
|
Включают умения выделять главное, сравнивать, анализировать, синтезировать, обобщать, классифицировать, проводить аналогии, вычленять компоненты. |
Специальные упражнения, задания, вопросы, которые учитывают уровень психического развития. |
Исследовательские
Характеристика умений |
Способы формирования умений |
|
Включают умение формировать цель исследования, устанавливать предмет и объект исследования, выдвигать гипотезу, планировать эксперимент и его проведение, проверять гипотезу, определять сферы и границы применения результатов исследования. |
Включение в исследовательскую деятельность, выполнение практических заданий, индивидуальный подход к каждому ученику. Повышение осмысленности усвоенных знаний, развитие когнитивных способностей учеников. |
Коммуникативные
Характеристика умений |
Способы формирования умений |
|
Умения слушать, слышать другого. Включают описание поведения — сообщение о наблюдаемых специфических действиях других людей без приписывания им мотивов действия. Коммуникация чувств — ясное сообщение о внутреннем состоянии. Активное слушание — принятие человеком ответственности за то, что он слышит. Обратная связь. |
Общение. Наблюдение и сообщение о своих наблюдениях. |
Внеурочная работа — составная часть учебно-воспитатательного процесса, одна из форм организации свободного времени учащихся. Основными задачами внеурочной работы признаны создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, наличие реальных дел, имеющих конкретный результат. Не менее важно уделять внимание и планомерному формированию общенаучных умений и навыков, составляющий выбор которых позволяет учащимся справиться с той или иной конкретной задачей. В работе Блума подчеркивается необходимость обеспечить учащимся обратную связь с первых же шагов выполнения новой учебной задачи, это в равной мере относится и к учебным навыкам и умениям. Поэтому учебные умения и навыки следует формировать в условиях систематической работы в специально отведенное время под руководством наставника.
Внеурочная работа помогает удовлетворять потребность учеников в неформальном общении в клубах и любительских объединениях, музеях.
1.2 Анализ литературы по проблеме формирования знаний и умений
Проблеме формирования знаний умений уделяли внимание К.Д. Ушинский, И.П. Подласый, П.Я. Гальперин и др. Обратимся к некоторым высказываниям 17.
Знания, подлежащие усвоению, как пишет Н.Ф. Талызина, не могут быть переданы в готовом виде, путем простого сообщения или показа. Они могут быть усвоены только в результате определенной деятельности учащихся, т. е. в результате выполнения определенной системы действий 16.
Так, усвоение знаний (по А. Л. Бердичевскому) происходит на четырех уровнях: осознанного восприятия, запоминания (воспроизведения), применения знаний по образцу (в знакомой ситуации) и в творческом применении знаний (в незнакомой ситуации). Четыре уровня усвоения (знакомство, репродукция, полноценное знание, трансформации) характеризуют достигнутые результаты, четыре уровня познавательной активности (информационный, репродуктивный, проблемный, эвристически-исследовательский) — пути их достижения.
Практика показывает, что учащиеся предпочитают не получать готовую информацию, а исследовать область знания, выявляя определенные закономерности и «добывая» правила. Такие знания, приобретенные через когнитивное обучение, становятся частью опыта студентов и служат мощным средством их мотивации. Для формирования знаний, умений необходимо воздействовать не только на познавательные процессы, но и на направленность, чувства, волю, интересы, психические состояния студентов. При этом решающее значение имеет организация учебной деятельности студентов.
Многие специалисты в области когнитивной психологии (Р. Стернберг, Р. Нисбет, К. Холлиак и др.) задавались вопросом о механизмах получения выводного знания. Исследования позволяют сделать вывод, что здесь имеет место сочетание стратегий двух типов: «снизу-вверх» (базирующихся на сенсорном опыте) и «сверху вниз» (основывающихся на том, что уже известно или предварительно получено в качестве выводного знания).
Планируя процесс обучения, необходимо учитывать, что единичные знания приобретают значимость только при включении в систему существующих знаний, и именно эта система обеспечивает установление новых связей. «Знания должны особым образом упорядочиваться, приобретая все большую стройность и логическую соподчиненность, чтобы новое знание вытекало из ранее усвоенного и пролагало бы путь к освоению последующего».
Следует также учитывать, что единицы знаний не равны по значимости, и что хорошо усвоенное генеративное правило повышает потенциал для последующего учения, обеспечивая достижение высокого уровня компетенции.
Ряд авторов (Б Г. Ананьев, Л. С. Выготский и др.) рассматривают процесс усвоения профессиональных знаний как обеспечивающий своеобразный «иммунитет» к трудностям, когда даже отрицательный результат поиска только углубляет знание о предмете и означает, что одно направление поиска должно быть заменен 2.
Так, А.Л. Бердичевский определяет учебные знания как знания обучающихся о целях, предмете, процессе и результатах учебной деятельности. Осознанность цели означает предвосхищение определенных результатов в развитии навыков и умений, которые должны быть сформированы в процессе работы над определенным материалом, на определенном занятии. Сюда также включается личная заинтересованность ученика в запланированном результате. Осознанность предмета деятельности основывается на знаниях о качестве и признаках предмета изучения. Осознанность процесса учебной деятельности включает операционные знания о последовательности шагов для усвоения определенного учебного материала. Осознанность же результата стимулирует самооценку и самокоррекцию и способствует совершенствованию навыков.
Эффективность обучения заметно возрастет, если ученик начнет осмысленно работать над своим развитием, начнет стремиться самостоятельно находить и устранять свои ошибки в организации собственной деятельности. Для этого ему необходимо научиться исследовать, анализировать собственную деятельность на предмет выявления своих ошибок, чтобы их в дальнейшем не делать, и своих достижений, чтобы их зафиксировать и воспроизводить. Т. е. эффективность обучения напрямую зависит от формирования и развития общеучебных умений.
1.3 Пути решения проблемы формирования знаний и умений у учащихся профессионального училища на внеурочных занятиях по курсу «Роспись по ткани в технике батик»
Анализ литературы позволил сделать вывод о том, что проблему формирования знаний и умений у учащихся профессионального училища на внеурочных занятиях по курсу роспись по ткани, можно решить, сделав упор на грамотную организацию внеурочной деятельности и внедрив авторскую программу по курсу «Роспись по ткани в технике батик».
В учебной программе предусматриваются различные виды деятельности: художественная, познавательно-творческая, профессионально-ориентированная, что позволяет проявить на основе полученных знаний и умений творческую инициативу, развить мышление, воображению, художественный вкус. Только в деятельности происходит формирование знаний и умений. А знание потребности подростка позволяет педагогам выбирать оптимальные формы урочной или внеурочной деятельности, конкретные задания для формирования знаний и умений.
У большинства подростков мотивация к внеурочной деятельности связана с осуществления таковой. К числу условий, делающих внеурочные занятия привлекательными, учащиеся относят: работу без большого напряжения, хорошую психологическую атмосферу. Среди способов удовлетворения потребностей в самовыражении можно выделить следующие: дифференциацию и индивидуализацию обучения, позволяющие использовать полностью личностные особенности и способности; включение учащихся в сложные и важные виды деятельности, которые требуют от них полной самоотдачи, ответственности, разнообразных знаний и умений, самодеятельности; поощрение и развитие у учащихся творческих способностей, опыта творческой деятельности; развитие у подростков и старшеклассников опыта самосовершенствования, гуманистических путей и способов самоутверждения в природно-социальном мире. На занятиях по курсу «роспись по ткани» ученики получают знания и навыки, которые можно применять относительно себя (сделать подарок подруге, расписать платок или платье).
Во внеурочной деятельности целесообразно создать позитивный психологический климат, развить чувство уважения и поддержки; расширять интелектуально-познавательное и коммуникативное пространство, предоставить интересные задания, побуждающие учащихся развивать свои знания и умения; устанавливать четкие цели и задачи; создавать условия для личностного роста учащихся.
Разработанная программа внеурочных занятий «Роспись по ткани в технике батик» позволяет учащимся:
- Познакомиться с техниками росписи по ткани.
- Овладеть знаниями и умениями колористического и композиционного решения для создания будущего изделия.
- Познакомиться с основными материалами, которые понадобятся при работе (ткань, краска, кисти, красители и т.д.).
- Выработать умение рисовать эскизы и переносить их на ткань, наносить резервирующий состав, оформлять готовые работы.
- Совершенствовать умения слушать и слышать устные инструкции, выполнять действия по образцу, по памяти.
- Научиться выполнять коллективные работы.
Итак, для решения проблемы формирования знаний и умений у учащихся училищ по курсу «Роспись по ткани в технике батик» на внеурочных занятиях разработана программа и отобраны средства обучения. В начале изучения курса необходимо учеников проверить на наличие базовых знаний. В процессе обучения осуществляется текущий контроль, проверяя знания, умения с помощью вопросов, тестов, творческих заданий. Формой итогового контроля является выставка.
2. Содержание обучения учащихся профессионального училища на внеурочных занятиях по курсу «Роспись по ткани в технике батик»
2.1 Современное состояние обучения у учащихся профессиональных училищ росписи по ткани
В соответствии с темой курсовой работы был рассмотрен Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Профессионального Образования по профессии 262019.01 — Художник по костюму. Область профессиональной деятельности выпускников составляют выполнение творческой работы по созданию эскизов модели одежды, разработки их конструкций и технологической обработке изделия. В роли объектов профессиональной деятельности учеников выступают изделия одежды из различных текстильных материалов. Ученики в рамках профессиональной образовательной программы изучают такие предметы как: история костюма, основы материаловедения, основы изобразительного искусства, основы пластической анатомии, художественная графика костюма.
В учебном плане Брянского профессионального училища №5, в котором организовано обучение учащихся по профессии художник по костюму, не предусмотрено изучение курса «Роспись по ткани в технике батик», но для этой профессии изучение данного курса может открыть много возможностей.
Роспись по ткани привлечет внимание учащегося к проектированию современных моделей с оформлением росписью, а также к процессу его осуществления. При этом в процессе обучения развивается творческое воображение и чувство гармонии, что может быть полезно учащимся, получающим эту профессию.
Методика преподавания росписи по ткани развивается очень интенсивно. В настоящее время создано много интересных учебно-методических пособий по проблеме развития творческого мышления, знаний и умений. Это учебники Гильман Р.Я., Терешиной Г.В., Сокольниковой Н.М. В работах Кожохиной С.К, Ермолаевой Л.П., Синеглазовой М.О. изложены современные и более эффективные методы формирования знаний, умений при росписи ткани, выполнения проектных работ при создании новых интересных батиков.
Однако, ознакомившись и проанализировав программно-методические материалы по росписи ткани, стало ясно, что этому виду декоративно-прикладного искусства уделяется недостаточное внимание. На основании этого была разработана авторская программа курса «Роспись по ткани в технике батик» для учащихся профессиональных училищ, которая позволила бы приобрести опыт мастерства, новые знания и умения учащимся. Она включает методические указания по содержанию и типу урока; рекомендации по выбору необходимых материалов и инструментов для проведения практических работ.
2.2 Авторская программа по курсу «Роспись по ткани в технике батик» для учащихся профессионального училища
1) Пояснительная записка.
1.1) Актуальность и причины введения учебной дисциплины.
При изучении курса «Роспись по ткани в технике батик» происходит ознакомление с техниками росписи, и историей ее развития. Программа курса включает техники холодного и горячего батика, а также смешанные современные техники. Обучение батику развивает творческое воображение, чувство гармонии и цвета. Техники батика находят применение в интерьерах, в модельном бизнесе, в создании авторских проектов.
1.2) Цели и задачи учебного курса
Целью дисциплины является воспитание профессиональных качеств будущего специалиста на основе гармоничного сочетания эстетической и технической подготовки.
Для достижения поставленной цели в процессе обучения должны быть решены следующие задачи:
— разработка эскизов практических работ;
— изучение различных видов художественной росписи по ткани;
— подготовка инструментов и материалов для художественной росписи по ткани, и изучение их состава и свойств;
— изучение отличий в технологии исполнения различных видов художественной росписи по ткани;
— использование изделий художественной росписи по ткани для эстетизации интерьера;
— основные требования к практикуму- это наличие всех необходимых материалов для выполнения работы и соблюдение техники безопасности.
1.3) Роль и место в структуре учебного плана (междисциплинарные связи): особенности изучения курса роспись по ткани
Курс «Роспись по ткани в технике батик» является одной из дисциплин профессионального блока подготовки дизайнеров, декораторов, оформителей, художников по костюму. А для училища, роль курса «Роспись по ткани в технике батик» заключается в формировании знаний и умений на внеурочных занятиях у учащихся, способность реализовывать их в окружающей предметной среде, интерьере, костюме и т.д.
2) Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих профессиональных компетенций или их составляющих:
ПК 1.2. Разрабатывать художественные и рабочие эскизы, передавать в эскизе художественные достоинства модели;
ПК 1.3. Владеть основами изобразительной грамоты, приемами и техникой рисунка и живописи;
ПК 1.4. Решать композицию графических рисунков. Выполнять наброски, зарисовки графических вариантов костюма;
В результате изучения данной дисциплины обучающиеся должны:
знать:
- технику безопасности;
- историю художественной росписи ткани;
- особенности конструкционного построения изображения;
- основы цветоведения;
- материалы и оборудование, необходимые для росписи ткани;
уметь:
- выполнять эскизы для будущего изделия, переносить их на ткань;
- наносить и закреплять резервирующие составы;
- готовить ткань к росписи и натягивать ее на раму;
- составлять колоритную палитру для росписи по ткани;
- выполнять роспись в различных техниках;
- оформлять готовые работы;
владеть:
основными приемами и техниками росписи по ткани;
Организационно-методические данные дисциплины
Вид учебной нагрузки |
Всего кред. ед. |
Всего часов |
|
Общая трудоемкость дисциплины |
3 |
160 |
|
Аудиторные занятия |
84 |
||
Лекции |
10 |
||
Лабораторные занятия |
74 |
||
Практические занятия (ПЗ) |
— |
||
Самостоятельная работа |
76 |
||
Вид итогового контроля (зачет, экзамен) |
Выставка |
Структура и содержание учебной дисциплины
№ раздела |
Наименование разделов |
Количество часов |
||||
Всего |
Аудиторная работа |
Внеауд. работа СР |
||||
Л |
ЛЗ |
|||||
1 |
Введение. Общие сведения о росписи по ткани |
6 |
2 |
— |
4 |
|
2 |
Основы колористики |
36 |
4 |
16 |
16 |
|
3 |
Инструменты и материалы для росписи ткани |
26 |
2 |
10 |
14 |
|
4 |
Технология выполнения росписи по ткани в зависимости от техники выполнения |
92 |
2 |
48 |
42 |
|
Итого: |
160 |
10 |
74 |
76 |
||
Вид итогового контроля |
Выставка |
Содержание структуры и разделов дисциплины
№ п/п |
Раздел дисциплины |
Всего часов |
Виды учебной работы, включая сам. работу студентов (трудоемкость в часах) |
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) |
|||
Л |
ЛЗ |
СР |
|||||
1 |
Введение. Общие сведения о росписи по ткани |
6 |
2 |
— |
4 |
История возникновения и развития росписи по ткани |
|
2 |
Гармоническое сочетание цветов. Основы колористики. |
36 |
4 |
16 |
16 |
Дать представление о правильном сочетании цветов, познакомить с основными характеристиками цвета, цветовыми контрастами, познакомить с художественным смешиванием цветов |
|
3 |
Инструменты и материалы для росписи ткани |
26 |
2 |
10 |
14 |
Знакомство с различными видами ткани и инструментами для росписи «батик» в различных техниках. Особенности закрепления ткани к подрамнику. Правила безопасности при росписи по ткани |
|
4 |
Технология выполнения росписи по ткани в технике батик в зависимости от техники выполнения |
92 |
2 |
48 |
42 |
Познакомить с разными техниками выполнения батика |
|
Итого: |
160 |
10 |
74 |
76 |
Выставка |
Лекции
№ занятия |
№ раздела |
Тема |
Кол-во часов |
|
1 |
1 |
Понятие о батике. История развития росписи по ткани |
2 |
|
2 |
2 |
Основы колористики |
2 |
|
3 |
2 |
Основные характеристики цвета |
2 |
|
4 |
3 |
Необходимые требования к инструментам. Виды тканей для росписи |
2 |
|
5 |
4 |
Виды росписи и их различие ( «Холодный батик», «Горячий батик», «Свободная роспись», «Узелковая» техника росписи ткани) |
2 |
|
Итого: |
10 |
Лабораторные работы
№ занятия |
№ раздела |
Тема |
Кол-во часов |
|
1 |
2 |
Основные характеристики цвета |
4 |
|
2 |
2 |
Гармоничное сочетание цветов |
4 |
|
3 |
2 |
Цветовой контраст |
4 |
|
4 |
2 |
Художественное смешиванием цветов |
4 |
|
5 |
3 |
Виды тканей для росписи, краски. |
4 |
|
6 |
3 |
Правильное нанесение резерва. |
4 |
|
7 |
3 |
Приемы росписи ткани |
2 |
|
8 |
4 |
Техника «Холодный батик» |
8 |
|
9 |
4 |
Техника «Горячий батик» |
10 |
|
10 |
4 |
Техника «Свободная роспись» |
10 |
|
11 |
4 |
«Узелковая» техника росписи ткани |
8 |
|
13 |
4 |
Изготовление итогового батика |
12 |
|
Итого: |
74 |
Самостоятельное изучение разделов дисциплины
№ занятия |
№ раздела |
Тема |
Кол-во часов |
|
1 |
1 |
Понятие о батике. История развития росписи по ткани |
4 |
|
2 |
1 |
Появление батика в России |
4 |
|
3 |
1 |
Гобелен в интерьере |
4 |
|
4 |
2 |
Красители |
4 |
|
5 |
2 |
Необходимые требования к подрамнику |
4 |
|
6 |
2 |
Резерв |
4 |
|
7 |
2 |
Знакомство с эксперементальной росписую |
2 |
|
8 |
3 |
Техника Шиборн |
6 |
|
9 |
3 |
«Узелковая» техника росписи ткани |
6 |
|
10 |
3 |
Техника «Свободная роспись» |
10 |
|
11 |
3 |
Изготовление горячего батика |
4 |
|
12 |
4 |
Батик в интерьре |
8 |
|
13 |
4 |
Батик в интерьре |
4 |
|
14 |
4 |
Изготовление зачетного батика |
12 |
|
Итого: |
76 |
Матрица соотнесения тем/разделов учебной дисциплины и формируемых в них профессиональных и общекультурных компетенций
Темы, разделы дисциплины |
Кол-во часов |
Компетенции |
||||
3 |
3 |
4 |
Общее кол-во компетенций |
|||
Раздел 1. Введение. Общие сведения о росписи по ткани |
4 |
+ |
1 |
|||
Раздел 2. Гармоническое сочетания цветов. Основы колористики |
8 |
+ |
+ |
+ |
3 |
|
Раздел 3. Инструменты и материалы для росписи ткани |
5 |
+ |
+ |
+ |
3 |
|
Раздел 4.Технология выполнения росписи по ткани в зависимости от техники выполнения. |
5 |
+ |
+ |
+ |
3 |
|
Итого |
44 |
+ |
+ |
+ |
3 |
Материально-техническое оснащение дисциплины
Для проведения лекционных и лабораторных занятий необходимы кабинет с персональными компьютерами и мультимедийным оснащением, выход в Интернет, стенды, каталог расширенных цветовых гамм, компьютерные программы CorelDraw, электронные презентации, видеофильмы, специальная и дополнительная литература по предмету, справочники.
Образовательные технологии
Рекомендуемые образовательные технологии: лекции (информационные, обзорные, проблемные, лекции-визуализации), лабораторные занятия, творческие проекты.
При проведении занятий используются активные и интерактивные формы занятий (проектные методики, разбор конкретных ситуаций, иные формы), информационно-коммуникационные образовательные технологии (лекции-визуализации) в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 20 % аудиторных занятий.
Самостоятельная работа студентов: подготовка к лабораторным занятиям, работа над творческими проектами, составление комплектов (коллекций, собраний) материальных и информационных объектов, разработка портфолио.
Виды контроля знаний учащихся. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
В начале изучения курса преподаватель проверяет наличие базовых умений учащихся, при выполнении художественной росписи по ткани. В процессе изучения дисциплины преподаватель осуществляет текущий контроль формирования знаний по предложенным ниже вопросам (тестам). Текущий контроль проводится на выставке работ учащихся. Формой итогового контроля является выставка работ. Оценочные средства составляются преподавателем самостоятельно при ежегодном обновлении банка средств. Количество вариантов зависит от числа обучающихся.
Темы рефератов
1. Техники росписи по ткани.
2. История возникновения росписи по ткани
3. Типы цветовых отношений
4.. Материалы и инструменты росписи по ткани
5.. Применение батика
6.. Красители для ткани
7.. Современный мастер техники «батик»
Примерные вопросы к зачету
1. Расскажите историю появления батика.
2. Как развивалась техника росписи по ткани?
3. Где применяется батик?
4. Какие рамы применяются для оформления работ в технике «Батик»?
5. Какие меры предосторожности нужно соблюдать в работе?
6. Как правильно наносить резерв?
7. Как правильно пользоваться красителем?
8.Какие виды красок применяются для изготовления батика?
9. Какие материалы и инструменты необходимы для работ в технике «Батик»?
10.Как закреплять резерв?
11. Расскажите об организации рабочего места.
12. Расскажите о технике безопасности на рабочем месте.
13. Расскажите о видах техник применимых в «Батике».
14. Расскажите о технике «Холодного батика».
15. Расскажите о технике «Горячего батика».
16. Расскажите о технике «Свободной росписи»
17. Расскажите о смешанной технике.
18. Какие виды брака могут быть, как их исправить?
19. Как правильно перенести рисунок на ткань?
20. Расскажите о применении батика в интерьере.
21. Расскажите об изготовлении батика.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
1. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей: учеб. Пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» / Р.А. Гильман. — М: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2005.
2. Давыдов С. Батик. Техника. Приемы. Изделия. — М.: ACT -ПРЕСС книга, 2005.
3. Дворкина И.А. Батик. Горячий. Холодный. Узелковый. — М.: ОАО Изд. «Радуга», 2002.
4. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. — М.: 1981.
5. Синеглазова М.О. Распишем ткань сами. М.: Профиздат, 2001.
3. Методика обучения учащихся профессионального училища на внеурочных занятиях по курсу «Роспись по ткани в технике батик»
учащийся профессиональный училище педагогический
3.1 Организация внеурочных занятий по курсу «Роспись по ткани в технике батик»
Подготовка преподавателя к занятиям — это нелегкий повседневный творческий труд, в котором находят отражение особенности его личности, его знания, убежденность, эрудиция, культура и трудолюбие. Перепробовать десять методов и выбрать свой, пересмотреть десять учебников или учебных пособий и не держаться ни одного неукоснительно — вот единственно возможный путь творчески мыслящего преподавателя. Постоянно изобретать, требовать, совершенствовать и совершенствоваться — вот единственный курс его повседневной деятельности. Каждое учебное занятие, даже самое маленькое выступление преподавателя перед студентами, требует серьезной подготовки. Порядок подготовки преподавателя к текущему учебному занятию в условиях уже поставленной дисциплины можно представить в виде некоторого алгоритма, при этом этапами творчества его являются и замысел занятия, и разработка этого замысла, и, конечно, его реализация.
Первоначальная подготовка преподавателя к занятиям всех видов должна базироваться на изучении учебного плана и «Примерной программы» дисциплины, которая утверждена соответствующей инстанцией. Затем необходимо составить тематические планы по видам занятий в соответствии с выделенными часами, и переходить к подготовке к занятиям, при этом необходимо постоянное совершенствование профессиональных и педагогических знаний.
Знания преподавателя среднего профессионального учебного заведения, не должны ограничиваться рамками учебников. Ему необходимо знакомиться со смежными дисциплинами, систематически пополнять объем специальных знаний, просматривать вновь выпускаемые учебники, учебные пособия и специальную литературу (журналы), обмениваться опытом работы с другими преподавателями (кафедры, специальности, факультета, вуза), посещать семинары и лекции, то есть постоянно повышать свои профессиональные, научные и деловые качества.
План теоретического занятия
Тема: «История возникновения и развития росписи по ткани».
Цель: Овладеть знаниями о росписи по ткани.
Задачи:
1) Задачи обучения: дать понятие о батике, его видах, технике выполнения и материалах.
2) Задачи воспитания: воспитывать внимательность.
3) Задачи развития: развивать творческие способности и интерес к росписи по ткани.
Дидактическое обеспечение: наглядные пособия — образцы работ в технике батик, иллюстрация, презентация.
Место проведения: учебные мастерские.
Ход занятия
I. Организационная часть:
— Подготовка к занятию.
— Проверка отсутствующих.
— Проверка подготовки учащихся к занятию.
— Ознакомить учащихся с темой, целью, задачами и основным содержанием;
— Сообщение темы занятия;
— Сообщение цели и задач занятия;
Понятие о батике. История развития росписи по ткани».
Батик -batik — индонезийское слово, часть слова — tik — на всех индонезийских языках означает «точка» или «капля»; -ba — хлопчатобумажная ткань. Ambatik — рисовать, покрывать каплями, штриховать. В расхожем употреблении батиком называют расписанную от руки ткань. В более точном смысле батик — конкретная технология окрашивания и украшения ткани. В словаре Брокгауза и Эфрона читаем: «Батикъ, способъ окрашивания хлопчатобумажныхъ тканей, впервые применённый туземцами на острове Ява, оттуда перенесенный в другие страны Азии, а в новейшее время получивший распространение и в Европе. Этот способъ в общем состоитъ в том, что после того, как контуры рисунка нанесены на ткань, все места, которые должны остаться непрокрашенными, покрываются воскомъ, затемъ после погружения ткани в красильный чанъ и восприятия ею краски, воск снимается». В Большой Советской Энциклопедии сообщается, что «батик основан на сочетании рисунка, наносимого на ткань непроницаемым для краски составом (при «горячем» Б. — разогретый воск, при «холодном» Б. — резиновый клей), с последующим окрашиванием в баке или тампонами… Горячий Б. издавна известен у народов Индонезии, в особенности на Яве. В Европе Б. начали применять в декоративных тканях с начала XX века». Итак, наиболее характерная особенность батика — так называемое «резервирование», т.е. нанесение определенного состава на ткань с целью сохранить и выделить цвета узора или фона. Индонезию словари называют родиной батика, и закрепилось в мировой культуре именно индонезийское слово.
Где и как возник этот способ окраски ткани?
Был ли он естественным порождением отдельной материальной культуры или следствием заимствований в процессе товарообмена? Окончательного ответа на эти вопросы пока нет. С начала XX века интерес к Востоку и его своеобразной культуре привел к мощной волне развития, так называемого батика, во всех его разновидностях среди профессиональных художников и дизайнеров ткани и одежды. Почему «так называемого»? Да потому что сейчас под ним подразумевают не только восковую технологию многоэтапной окраски хлопка, но и узелковую технологию, и жгутовую, и китайскую сине-белую окраску шелка, и японскую многоцветную высокохудожественную роспись на шелке. Причем в современной художественной среде именно последняя технология является самой популярной. И всё это — батик, с легкой руки голландцев, занесших в Европу и слово, и технологию. Древний и удивительно многообразный батик сейчас занимает достойное место среди других видов декоративного искусства.
История батика.
Наиболее ранние сведения об окраске тканей в мировой литературе относятся к I веку н.э. Плиний Старший дал в одной из своих книг описание способа окраски, который применялся в Египте: «В Египте окрашивают одежды удивительным способом: после того, как белое полотнище расчертят, его пропитывают не красками, но поглощающими краски веществами; когда это сделано, на полотнище не видно ничего, но, погрузив его в котел с горячей краской, в надлежащее время вынимают окрашенным». Как видим, описание очень похоже на современные определения батика. В Индонезии, в некоторых областях Центральной Явы и прилегающих к ней островах, сохранилась древнейшая форма резервирования, которой пользуются до сих пор при создании особой церемониальной ткани. Резервом здесь служит специально приготовленная рисовая паста, которую наносят с помощью бамбуковой палочки. Ткань берут только ручного прядения, краска приготовляется из корня растения Morinda citrifolia, окрашивание происходит в несколько стадий и длится несколько дней. После удаления пасты остаются простые, в основном геометрические, реже — фигуративные изображения. Как считает известный исследователь Индонезии Г.П.Рофайер, «…относительно невероятно происхождение сегодняшнего развитого искусства батика из простого способа резервирования рисовой пастой». Он полагает, что батик как способ был завезен из Индии.
Русский этнограф Игорь Каммадзе, изучавший материальную и духовную культуру Явы, обращает пристальное внимание на искусство батикования: «…с давних пор батик стал неотъемлемой частью ритуала поклонения богам, раджам и т.д., и каждый узор полон символики и наделён волшебной силой. Одним из значительных символов индонезийской культуры является «крис» — древнейшее оружие яванцев — он же один из любимейших и символичных мотивов, изображаемых в батике. В отличие от криса, изготовление батика является исключительно женским ремеслом».
Символическое значение батика проявляется в его традиционной сине-коричневой цветовой гамме, в изображении древних орнаментальных мотивов и особенно в том, что ни один обряд жизненного цикла не обходится без криса и без батика. «Крис, завернутый в ткань, воплощает единство космоса во всей его полноте, отдельно же крис и батик — воплощение мужского и женского аспектов мироздания». Философско-символическая соотнесенность предметов материальной культуры и духовной жизни народа имеет очень древние корни. Мир и миф есть единое целое.
Можно говорить не о прямом заимствовании из Индии, а скорее о совершенствовании давно знакомой индонезийцам техники. Через множество товарно-хозяйственных записей известно, что индийские набивные ткани были предметом активного экспорта на Суматру и Яву в Средние века. Из стремления воспроизвести понравившиеся узоры в собственной технике возник типично яванский прибор — тьянтинг (джаньтинг) — маленький медный сосуд, который наполняется расплавленным воском и может быть разогрет на огне, если воск начинает застывать. Сосуд снабжен тонкой загнутой трубочкой, из которой вытекает тонкая струйка воска, и именно это приспособление позволяет нанести тонкие штрихи, линии и точки, составляющие сложный узор — характерную особенность индонезийского батика. А рисование от руки превращает простое окрашивание ткани, столь необходимое в повседневной жизни, в высокоразвитое искусство.
Следующей предпосылкой для развития узорного украшения ткани послужил особенно тонкий гладкий хлопок, привозимый опять же из Индии. Этот дорогой материал могли себе позволить только женщины богатых городов побережья и жители кротонов — княжеских домов патриархальной Явы.
Из тысячи различных орнаментов, передававшихся из поколения в поколение, многие были в конце 18 века запрещены к употреблению для простолюдинов, и носить их дозволялось только членам княжеской семьи и лицам, особо приближенным к султану. Это были прежде всего традиционные ритуальные, символические орнаменты. К таким орнаментам относились, например, изображения мифической птицы с раскрытым перепончатым хвостом, схематичное изображение старинного меча, спиральная полоса, язычок пламени, дополняющий спираль, штрихи, напоминающие дождик, мотив изображения священной горы на белом фоне. Эти запреты и предписания строго соблюдались в XVIII веке, и даже сегодня появиться в кратоне Джакарты в запретном (lorangan) узоре считается неприличным для местных жителей. Символическое значение узоров возвышало и магически защищало их носителей.
Настоящий художник по ткани глубоко укоренен в собственной культурной традиции. Кроме того, занятие батиком требовало много времени, совершенствования мастерства, создания особой атмосферы духовной гармонии и концентрации. Все это вело к расцвету искусства батика.
Когда англичане в 1811 году оккупировали Яву, они решили распространить английские хлопчатобумажные ситцы во всем юго-азиатском регионе, но натолкнулись на непреодолимое препятствие, которым было качество окраски местного батика. Оно было гораздо выше европейского, растительные красители не линяли при стирке, как это происходило с ситцами, окрашенными анилином. Так местная традиция укрепила свои позиции, и, возможно, именно этот фактор повлиял на дальнейший ход событий.
Мелкие торговцы поставляли желающим работать привозную ткань для батика и доставали красители, приготовленные по традиционной технологии. Одновременно разрушается «монополия» женщин в батике. Совершается переход к технике tjap — батика, т.е. нанесения узора медным штампом, и мужчины, работающие по найму в мастерских, берут на себя изготовление штампов. Это было достаточно дорогим и даже рискованным делом. Новый индийский или европейский узор не всегда сразу находил своего потребителя, и затраты на изготовление целой партии одинаковых батиков могли привести как к неожиданному богатству, так и к полному разорению. Поэтому мастерские никогда не переходили целиком к производству tjap — батика, продолжая разрисовывать ткани вручную. Это обеспечивало сохранение художественных навыков исполнителей, богатство вариаций в орнаментации, неповторимость и высокое качество изделий.
Технологии изготовления батика.
1) Роспись методом горячего батика.
Наиболее древняя технологическая разновидность росписи. Горячим он называется потому, что резервирующее вещество используется только в горячем виде. Соотношение прокрашенных и непрокрашенных благодаря нанесению воска фрагментов и создает неповторимый узор росписи. Массу расплавляют на пару до однородности, наносят в соответствии с замыслом, после остывания окрашивают. При создании многослойного горячего батика процедуру резервирования и окрашивания повторяют несколько раз. Излишки воска удаляют после окончания всех работ, прогладив ткань через несколько слоев оберточной бумаги. Цветовое пятно в батике может быть плоскостным и локальным, а может иметь множество нюансов. В горячем батике цветовая лепка объемов строится как на контрастных (в 2-3 наложения), так и на тонких (4-5 наложений) сочетаниях. Как правило, воображение зрителя поражает именно эта специфическая особенность батика — множественные слои, как бы просвечивающие сквозь друг друга. Этого практически невозможно добиться в масляной технике, а в батике достигается простым разбрызгиванием воска по ткани.
2) Роспись методом холодного батика.
Перед началом окрашивания ткань внутри контура, нанесенного составом резервирующим, следует смочить водой. Краски наносят на ткань кистью или ватными шариками, накрученными на деревянную палочку. Как правило, сначала закрашивают светлые элементы рисунка, а затем более темные его части. Растворы легко растекаются по ткани, но при закрашивании больших поверхностей (каймы платка, фона) и, особенно, при работе по натуральному шелку следует равномерно протирать всю влажную поверхность куском ваты. Краски можно разбавить питьевой водой. Краску наносят на расстоянии 0,5-1,0 см до контуров, сформированных составом резервирующим. После полного растекания краски по ткани и высыхания красочного слоя ткань нанесенным рисунком снимают с рамы.
3) Метод свободной росписи тканей
При свободной росписи ткани резервирующий состав не используют. Рисунок наносят на ткань свободными мазками красок. Вначале на ткань наносят краски светлых тонов, закрашивая светлые элементы рисунка, затем — более темных тонов, закрашивая темные части. Роспись ведут в технике «по сухому» (ткань не смачивают водой):
— краски наносят «сухой кистью», т.е. смоченной в небольшом количестве воды;
— новый слой краски наносят после высыхания предыдущего.
4) Узелковая техника
Она имеет тысячелетние традиции. Неокрашенное полотно покрывают по схеме узора очень маленькими узелками, крепко перевязывая нитью. Потом ткань окрашивают, нити удаляют, в результате получают узор из белых «горошков». Подобным образом можно окрасить ткань несколько раз, удаляя старые узелки и добавляя новые. Готовое изделие не гладят, благодаря чему долгое время сохраняется эффект «сжатости». Вариант этой техники: термостойкую пуговицу, камешек или горошину подкладывают под ткань, плотно обвязывая ткань снизу нитями, красят. Потом перевязывают еще в одном-двух местах и снова красят. Окрашивают ткань последовательно в несколько цветов. Самый простой вариант — в два цвета. Для этого участки с завязанными предметами погружают в раствор красителя, остальную ткань размещают на палочках, положенных поверх емкости с краской. Окрашивая сухую ткань, получают резкую границу красителя и неокрашенного полотна, если же ткань влажная (смоченная и хорошо отжатая), — более плавный переход. После того, как участки ткани прокрасились, их надо прополоскать и поместить оставшуюся неокрашенной часть ткани (изделия) в краситель другого цвета, разместив уже окрашенную часть на палочках.
5) Техника «лахерия»
Это жгутовый способ окрашивания. Изделие или отдельные участки скручивают жгутом, закрепляя положение туго затянутыми нитями обвязки. В зависимости от расположения и количества перевязок получаются различные узоры. Таким же образом можно окрасить ткань или изделие в несколько цветов. Прополоскав изделие в проточной воде, сначала с узлами, потом — без них, слегка влажную ткань высушивают утюгом.
6) «А-шибури»
Это, так называемый, складной батик. Результат достигается также путем перевязывания и окрашивания, но более предсказуем, так как ткань складывается определенным образом, а не скручивается. Шитая техника батика позволяет создавать еще более тонкий орнамент. Конечный результат здесь всегда известен.
III. Подведение итогов занятия.
Контрольные вопросы.
1.Расскажите, что означает слово батик?
2. Где и как возник этот способ окраски ткани?
3. Как в древнем Египте окрашивали одежду?
4. Символика орнамента?
5.Технологии изготовления батика?
Литература:
1.Гильман Р.А. Художественная роспись тканей: учеб. Пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» / Р.А. Гильман. — М: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2005.
2.Давыдов С.Г. Батик: Техника. Приемы. Изделия. — М.; АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005.
3.Дворкина И.А. Батик. Горячий. Холодный. Узелковый. — М.: ОАО Изд-во «Радуга», 2004.
4.Искусство батика. — М.: Внешсигма, 2007.
5.Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. — М.: Владос, 2005.
План практического занятия
Тема: «Освоение приемов выполнения росписи по ткани в технике холодный батик».
Цель: овладеть умениями и навыками выполнения росписи по ткани в технике холодный батик.
Задачи обучения:
1. Научить организовывать рабочее пространство и соблюдать технику безопасности.
2. Воспитывать самостоятельность, творческое восприятие и любовь к труду.
3. Развивать творческие способности и аккуратность.
4. Формировать умения работы в технике холодной росписи ткани.
5. Научить оценивать качество работы с художественно-эстетической стороны.
Задачи воспитания:
1. Воспитывать аккуратность в работе.
2. Воспитывать самостоятельность и внимательность.
Задачи развития:
1. Развивать творческие способности и интерес к росписи по ткани.
2. Развивать умения работы с художественными принадлежностями.
Дидактическое обеспечение:
1.Наглядные пособия — образцы работ в технике холодный батик.
2.иллюстрации.
3.презентация.
Материальное оснащение: инструменты личного пользования-трубочка, краски, карандаш, подрамник, ткань, кисти.
Место проведения: учебные мастерские.
Ход занятия
I. Организационная часть
1. Подготовка к занятию;
2. Проверка отсутствующих;
3. Проверка подготовки учащихся к занятию.
II. Вводный инструктаж
1. Ознакомить учащихся с темой, целью, задачами и основным содержанием
1. Сообщение темы занятия;
2. Сообщение цели и задач занятия;
3. Основное содержание предстоящей работы (материалы, инструменты и приспособления, рациональная организация рабочего места).
4. Повторить правила безопасности при выполнении росписи по ткани.
5. Обсудить критерии оценки практических работ учащихся.
Последовательность изготовления батика
1) Подготовка ткани.
Перед работой ткань необходимо постирать, чтобы предотвратить усадку и удалить аппретуру, которой может быть пропитан материал, поскольку краска на такую ткань ложится неравномерно. Лучше всего стирать ткани, предназначенные для росписи с хозяйственным мылом, так как стиральные порошки вымываются не полностью и могут повлиять на цвет краски. После стирки ткань тщательно прополаскивают, отжимают, не выкручивая, подсушивают и гладят еще влажной.
2) Перевод рисунка на ткань.
Для первой пробы лучше взять небольшой и несложный образец. Вначале нанесите рисунок на плотную бумагу тушью или черным фломастером линиями такой толщины, чтобы их было хорошо видно через ткань. Закрепите ткань с подложенным под нее образцом на какой-нибудь доске с помощью кнопок. Обведите рисунок простым карандашом. Линии должны быть неяркими, так как они будут видны под прозрачным контурным составом
3) Натягивание ткани на раму.
Прежде всего, обмотайте раму скотчем или плотной бумагой, чтобы краска не попала на раму и не окрасила ваши последующие работы. Закрепите ткань кнопками сначала по углам, а затем посередине каждой стороны рамы. Затем втыкайте остальные кнопки, чем их больше, тем ровнее закрепится материал. Натягивайте ткань как можно сильнее, при росписи она увлажнится и может провиснуть. Следите за тем, чтобы рисунок не перекашивался и не искажался. Ткань должна быть натянута строго по долевой нити.
4) Резерв наносится на ткань с помощью рейсфедера (трубочка с загнутым кончиком с отверстием).
Во время работы на ткани тонкий конец трубочки вытирают тряпочкой и медленно обводят им контуры рисунка, чтобы резерв насквозь прошел сквозь волокна ткани. Когда надо прервать процесс, трубочку быстрым движением поворачивают загнутым концом вверх. После работы трубочки тщательно промывают в бензине, при этом строго соблюдая технику безопасности при работе с горячими жидкостями. Все обведенные составом контуры должны быть замкнутыми и к моменту росписи красками абсолютно сухими. Замкнутость линий можно проверить, поместив источник света под тканью. Эта операция перед началом росписи обязательна. Во избежание ошибок и брака в работе с резервом важно соблюдать следующие правила. 1. Наносить контур следует непрерывной линией. 2. Резерв должен быть нужной консистенции. Очень густой с трудом выливается, не пропитывает ткань, позже отслаивается; слишком жидкий растекается и не держит контур. Контур, ограничивающий плоскость цветового пятна, часто служит организующим началом в холодном батике. Выразительность линии, ее резкость или мягкость, стилистически определяет акварельную или графическую направленность работы.
5) Выбор краски
Краски разбавляют и смешивают по собственному усмотрению, согласно эскизу, до получения необходимого тона. Каждый новый тон обязательно проверяется на ненужном лоскутке ткани (на палитре). Только после всех приготовлений приступаем к работе. Основное правило для начинающих: идти от светлых участков к темным.
6) Фиксация красок утюгом.
Готовое изделие для закрепления рисунка, подвергают термообработке: проглаживают термоутюгом с терморегулятором, при температуре, характерной для используемой ткани. Изделие проглаживают через сухую хлопчатобумажную ткань с лицевой и изнаночной стороны.
Ошибки, дефекты и их устранение
Даже при самой аккуратной работе возможны ошибки. Например, краситель по-разному расплывается на тканях не только разного состава, но и разного переплетения. В некоторых случаях краситель необходимо подводить вплотную к линии резерва, и он может перетечь на соседний участок. Устранить такой дефект можно несколькими способами.
Например, размыть пятно чистой водой, используя ватную палочку или тампон. Если потек образовался на краю цветка, быстро обвести его резервом, добавив лишний лепесток. Такие лепестки придется дорисовать и к некоторым другим цветам, чтобы они выглядели как часть композиции. Так же можно поступить и в том случае, если потек находится в малозначимом месте, далеко от композиционного центра работы и не привлечет к себе внимания.
Еще один способ устранения ошибки — сделать участок росписи с потеком более темного цвета, попросту закрасив ошибку. Чтобы иметь такую возможность, всегда следует расписывать ткань от самых светлых цветов к темным. Затекание краски может произойти и из-за некачественного нанесения резерва. Если трубочку с резервом ведут слишком быстро или резерв густой, он не проникает на всю тол-шину ткани. В этом случае краситель «пробирается» на соседний участок снизу.
Поэтому целесообразно перед росписью проверить, как нанесен резерв. Это можно сделать двумя способами. Во-первых, расположить раму перед источником света. Линии, проведенные резервом, будут казаться очень светлыми. Если какой-то участок линии будет выглядеть иначе, надо продублировать линию с обратной стороны. Во-вторых, можно проверить целостность резерва, капнув рядом с линией в подозрительном месте каплю чистой воды. Если она «пробьет» резерв, участок надо высушить и нанести новые линии с обеих сторон.
Возможно, затек произошел из-за того, что линии контура не замкнуты. Такое возможно, если рисунок сложный, с обилием линий. Тщательно проверьте, все ли линии замкнуты. Помните об этом в процессе нанесения контура.
Иногда краска затекает и за качественные линии контура. Как правило, это случается, когда на маленький участок рисунка нанесено слишком много краски, и она перетекает поверх линий.
Сушите работу всегда в горизонтальном положении. Иначе краски стекут вниз, испортив работу. Иногда, правда, можно использовать это как дополнительный эффект, особенно если ткань расписана с применением соли или мочевины.
III. Текущий инструктаж
1. Выполнение эскиза.
2. Перевод рисунка на ткань.
3. Вставить ткань в пяльцы.
4. Контуры рисунка обвести резервом, соблюдая технику безопасности и помнить о возможных ошибках. Дать высохнуть.
5. Нанесение красочного слоя на ткань.
IV. Заключительный инструктаж.
III. Подведение итогов занятия.
Контрольные вопросы.
1.Расскажите, как правильно перенести рисунок на ткань?
2. Как правильно наносить резерв?
3. Как правильно организовывать рабочее пространство при изготовлении батика?
4. Какова техника безопасности при изготовлении батика?
5. Ошибки, дефекты и их устранение
Литература:
1. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей: учеб. Пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» / Р.А. Гильман. — М: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2005.
2. Давыдов С.Г. Батик: Техника. Приемы. Изделия. — М.; АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005.
3. Дворкина И.А. Батик. Горячий. Холодный. Узелковый. — М.: ОАО Изд-во «Радуга», 2004.
4. Пухол-Ксикой Р., Касале Х.Х. Трафаретная роспись: Техника. Приемы. Изделия/ Пер. с англ. Е.Лозовской — М.: АСТ- ПРЕСС КНИГА; 2003.
3.2 Дидактические средства обучения на внеурочных занятиях по курсу «Роспись по ткани в технике батик»
Средства обучения — это объекты и процессы, служащие источниками учебной информации и инструментами для усвоения содержания учебного материала, развития и воспитания учащихся.
Можно выделить две большие группы средств обучения: средство — источник информации и средство — инструмент освоения учебного материала. Тогда можно сказать, что средствами обучения называются все объекты и процессы (материальные и материализованные), которые служат источником учебной информации и инструментами (собственно средствами) для усвоения содержания учебного материала, развития и воспитания учащихся.
Все средства обучения делятся на материальные и идеальные. К материальным средствам относятся учебники, учебные пособия, дидактические материалы, книги-первоисточники, тестовый материал, модели, средства наглядности, технические средства обучения, лабораторное оборудование. В качестве идеальных средств обучения выступают такие общепринятые системы знаков, как язык (устная речь), письмо (письменная речь), система условных обозначений различных дисциплин (нотная грамота, математический аппарат и др.), достижения культуры или произведения искусства (живопись, музыка, литература), средства наглядности (схемы, рисунки, чертежи, диаграммы, фотографии и т.п.), учебные компьютерные программы, организующе-координирующая деятельность учителя, уровень его квалификации и внутренней культуры, методы и формы организации учебной деятельности, вся система обучения, существующая в данном образовательном учреждении, система общешкольных требований.
В совокупности они составляют систему средств обучения, то есть совокупность объектов, необходимых и достаточных для усвоения содержания образования.
Таблица 3.1 Технологическая карта Выполнение панно в технике «холодный батик»
№ |
Последовательность выполнения работы |
Графическое изображение. |
Инструменты и приспособления |
|
1 |
Увеличить черно-белый линейный эскиз в натуральную величину |
Бумага, ластик, карандаш |
||
2 |
Натянуть ткань на подрамник |
Кнопки |
||
3 |
Перевести эскиз на ткань |
Карандаш |
||
4 |
Нанести резервирующий состав на ткань по линии эскиза |
Трубочка, резерв |
||
5 |
Залить каждый кусочик нужным по эскизы цветом |
Кисти, краски, вода, соль, красители |
||
6 |
Дать высохнуть |
Можно использовать фен |
||
7 |
Закрепить рамку |
Таблица 3.1 Учебная карта Как нанести резерв на ткань
№ |
Действия |
Ориентировочные знания |
|
1 |
Выбрать трубочку |
Диаметр трубочки должен соответствовать толщине предполагаемого контура |
|
2 |
Наполнить трубочку резервом: Тонкий конец поместить в сосуд с резервом. Через толстый конец втянуть резерв до заполнения резервуара. |
Трубочку нужно держать под наклоном |
|
3 |
Нанести резерв на ткань: Линию вести плавно, не отрывать во время работы конец трубочки. В перерыве трубочку быстрым движением повернуть загнутым концом вверх, излишки резерва убирать ватным тампоном |
Линия контура должна: Не прерываться. Быть толщиной не более 5-7 мм |
|
4 |
Проверить непрерывность нанесения контура на ткань: Намочить ткань в местах нанесения резерва. При необходимости нанести резерв на незаполненные места |
||
5 |
Промыть трубочку в бензине |
Бензин является легковоспламеняющимся средством |
3.3 Средства контроля знаний умений по курсу «Роспись по ткани в технике батик» на внеурочных занятиях
Контроль знаний, умений и навыков учащихся является одним из ключевых компонентов процесса обучения. Мониторинг успеваемости учащихся позволяет диагностировать и корректировать знания, умения и навыки обучающихся, отслеживать результативность отдельных этапов обучения и определять итоговые результаты.
В соответствии с этапами обучения виды контроля подразделяются на:
- входной контроль знаний и умений учащихся;
- текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях, практических занятиях;
- промежуточный контроль по окончании изучения раздела или модуля курса;
- самоконтроль, осуществляемый учащихся в процессе изучении курса при подготовке к контрольным мероприятиям;
- итоговый контроль по курсу «Роспись по ткани в технике батик» осуществляется форме выставки;
- контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изучения курса.
Весьма полезным может быть тестовый контроль знаний и умений учащихся, который отличается объективностью, экономит время преподавателя, в значительной мере освобождает его от рутинной работы и позволяет в большей степени сосредоточиться на творческой части преподавания.
Тестирование помогает преподавателю выявить структуру знаний учащихся и на этой основе переоценить методические подходы по обучению дисциплине и индивидуализировать процесс обучения.
Тестирование предполагает четыре уровня усвоения знаний:
1. узнавание объектов и процессов, повторение ранее усвоенной информации, алгоритмическая деятельность по образцу;
2. репродуктивное действие путем самостоятельного воспроизведения в соответствии с алгоритмом по памяти и применение ранее усвоенной информации;
3. продуктивное действие — обучаемый добывает субъективно-новую информацию путем переноса ранее усвоенных знаний на новую деятельность, выполняемую по самостоятельно созданному алгоритму;
4. продуктивное действие, когда добывается объективно-новая информация, творческая исследовательская деятельность.
В курсовой работе предложено использовать тесты, так как это наиболее простой и результативный способ проверки знаний учащихся.
Тест №1
Задание: расположите в правильной последовательности следующие действия:
1 |
Перевести эскиз на ткань |
|
2 |
Увеличить черно-белый линейный эскиз в натуральную величину |
|
3 |
Натянуть ткань на подрамник |
|
4 |
Дать высохнуть |
|
5 |
Закрепить рамку |
|
6 |
Нанести резервирующий состав на ткань по линии эскиза |
|
7 |
Залить каждый кусочек нужным по эскизу цветом |
КЛЮЧ:
2 |
|
3 |
|
1 |
|
6 |
|
7 |
|
4 |
|
5 |
Тест №2
Тест №3
Задание: Впишите пропущенные слова-ответы.
1. Батик — batik — индонезийское слово. Часть слова — tik — на всех индонезийских языках означает «_ _ _ _ _» или «капля»; -ba — хлопчатобумажная ткань (точка)
2. Одним из значительных символов индонезийской культуры является «_ _ _ _» — древнейшее оружие яванцев — он же один из любимейших и символичных мотивов, изображаемых в батике. (Крис)
3. _ _ _ _ _ _ _ он называется потому, что резервирующее вещество используется только в горячем виде. (Горячим)
4. При рисовании батика краски наносят на ткань _ _ _ _ _ _. (Кистью)
5. При _ _ _ _ _ _ _ _ _ росписи ткани резервирующий состав не используют. (Свободной)
6. Это жгутовый способ окрашивания. Изделие или отдельные участки скручивают жгутом, закрепляя положение туго затянутыми нитями обвязки.
Техника называется _ _ _ _ _ _ _.(лахерия)
Практическое задание № 1
Выполнить образец «стилизация цветка розы» 14-20 см.
Критерии оценки:
· Есть сходство с розой, цветок декоративен, работа выполнена аккуратно, грамотно выбрано цветовое рещение.-5
· Есть сходство с розой, цветок не достаточно декоративен, работа выполнена аккуратно, грамотно выбрано цветовое рещение.-4
· Есть сходство с розой, работа выполнена достаточно аккуратно, грамотно выбрано цветовое рещение.-3
Практическое задание № 2
Перенести рисунок на ткань, заправленную в пяльцы, используя шаблон.
Критерии оценки:
— Рисунок перенесен аккуратно и с четкими ровными линиями «5»
— Рисунок перенесен аккуратно, но с небольшими дефектами «4»
— Рисунок перенесен аккуратно, но с небольшими протеками «3»
4. Подготовка педагогического эксперимента по выявлению эффективности формирования знаний и умений у учащихся профессионального училища на внеурочных занятиях по курсу «Роспись по ткани в технике батик»
4.1 Научный аппарат
Объект исследования — процесс обучения учащихся профессионального училища.
Предмет исследования — формирование знаний и умений у учащихся профессионального училища на внеурочных занятиях по курсу «Роспись по ткани в технике батик».
Цель исследования — выявление эффективности развития в процессе обучения знаний и умений у учащихся профессионального училища на внеурочных занятиях по разработанному учебно-методическому комплексу.
Задачи исследования
1. Выявить исходный уровень формирования знаний и умений у учащихся профессионального училища.
2. Апробировать авторский учебно-методический комплекс.
3. Обработать данные эксперимента.
4. Сформулировать вывод о результатах исследования.
Гипотеза исследования: если в процессе обучения учащийся профессионального училища будет применяться разработанный учебно-методический комплекс, то формирование знаний и умений по курсу «Роспись по ткани в технике батик» будет происходить наиболее эффективно.
Методы исследования:
- теоретические — сравнение, обобщение, теория и практика решения проблемы исследования;
- эмпирические — наблюдение, анализ продуктов деятельности учащихся, изучение литературы по теме, эксперимент-тестирование в виде электронной презентации.
Критерии эффективности экспериментальной работы:
Критерием эффективности применения учебно-методического комплекса, определяющим уровень формирования знаний и умений у учащихся, является коэффициент усвоения знаний и умений (к), который возможно выявить при выполнении учащимися тестов и практических заданий:
- высокий уровень: ? 0,81 (обучаемый выполнил задание на «отлично», интересное композиционное решение, аккуратно нанес резервирующий состав, правильное цветовое решение);
- средний уровень: = 0,7 — 0,8 (обучаемый выполнил задание на « хорошо», интересное композиционное решение, работа выполнена аккуратно, но имеются небольшие дефекты);
- низкий уровень: ? 0,69 (обучаемый выполнил задание на « удовлетворительно», композиционное решение с явными недочетами, в работе имеются дефекты).
4.2 Сроки и база эксперимента
Эксперимент будет проводиться в 2012-2013 учебном году на базе Брянского профессионального училища № 5 во время педагогической и преддипломной практики.
В эксперименте будет принимать участие одна группа 2 года обучения профессии художник по костюму в количестве 19 человек.
Обучение будет проводиться на дополнительных занятиях. Экспериментальное тестирование будет проводиться дважды: до применения разработанных педагогических материалов с использованием техник и приемов и после их внедрения в учебный процесс данной группы. Заметим, что до проведения эксперимента занятия будут проводиться по методике, разработанной преподавателем данного учебного заведения, а в ходе эксперимента на занятиях будут применены новые эффективные техники и приемы росписи ткани, внедренные в разработанный нами авторский учебно-методический комплекс «роспись по ткани в технике батик». Темы занятий, предложенные в этой работе, соответствуют учебному плану данного учебного заведения. К каждому занятию будет подобрано содержание обучения, разработан план-конспект, электронные презентации, схемы и каталог изображений по курсу «Роспись по ткани в технике батик».
4.3 Этапы эксперимента
Эксперимент будет проходить в несколько этапов: пилотажно-поисковый, констатирующий, формирующий и контрольно-оценочный.
1. Пилотажно-поисковый этап
На данном этапе проводился отбор и анализ литературы по проблеме изучения учебных занятий по истории искусств, уточнялись цель, задачи, объект, предмет и гипотеза исследования; разрабатывались диагностические методики проведения эксперимента, производилась их корректировка.
2. Констатирующий этап
Проводился в выбранной группе. Происходило выявление доучебного уровня знаний учащихся, являющихся базовыми для успешного освоения курса «Роспись по ткани в технике батик». Применялись такие методы как наблюдение, изучение литературы по теме, выполнение творческих заданий.
Чтобы диагностировать исходный уровень сформированности знаний у учащихся и умений в экспериментальной группе нами была разработана и апробирована электронная презентация в виде теста по определению уровня сформированности знаний и умений до проведения эксперимента, разработанная на основе материалов уже пройденных тем.
Таблица первоначальных данных по уровню сформированности знаний и умений
№ вопросаКод уч-ся |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Ку |
|
1. Ч. Т. |
+ |
+ |
0,3 |
|||||||||
2. Ф. А |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
0,6 |
|||||
3. Т. С. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
0,7 |
||||
4 С. Н.. |
+ |
+ |
+ |
+ |
0,4 |
|||||||
5. С. В. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
0,5 |
||||||
6. Р. Е |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
0,8 |
|||
7. К. В. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
0,5 |
||||||
8. К. М. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
0,6 |
|||||
9. К. Л. |
+ |
+ |
+ |
+ |
0,4 |
|||||||
10. Л. О. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
0,7 |
||||
11. Л. П. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+/- |
6,5 |
||||
12. П.А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
0,5 |
||||||
13. П. Т. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+/- |
+ |
+ |
+ |
0,75 |
|||
14. Д. К.. |
+ |
+/- |
+ |
+ |
+ |
0,45 |
||||||
15. Д. Е. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
0,7 |
||||
16. Д. Н. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
0,5 |
||||||
17. С. Д. |
+/- |
+ |
+ |
+ |
+ |
0,45 |
||||||
18. В. Е. |
+ |
+/- |
+ |
+ |
+ |
0,45 |
||||||
19 Б. А… |
+ |
+ |
+ |
+ |
0,4 |
Результаты определения исходного уровня сформированности знаний и умений у учащихся испытуемой группы на констатирующем этапе эксперимента
Код учащегося |
Коэффициент усвоения |
Уровень сформированности знаний и умений |
|
1. Ч. Т. |
0,3 |
низкий |
|
2. Ф. А |
0,6 |
средний |
|
3. Т. С. |
0,7 |
средний |
|
4 С. Н.. |
0,4 |
низкий |
|
5. С. В. |
0,5 |
низкий |
|
6. Р. Е |
0,8 |
высокий |
|
7. К. В. |
0,5 |
низкий |
|
8. К. М. |
0,6 |
средний |
|
9. К. Л. |
0,4 |
низкий |
|
10. Л. О. |
0,7 |
средний |
|
11. Л. П. |
6,5 |
средний |
|
12. П.А. |
0,5 |
низкий |
|
13. П. Т. |
0,75 |
средний |
|
14. Д. К.. |
0,45 |
низкий |
|
15. Д. Е. |
0,7 |
средний |
|
16. Д. Н. |
0,5 |
низкий |
|
17. С. Д. |
0,45 |
низкий |
|
18. В. Е. |
0,45 |
низкий |
|
19 Б. А… |
0,4 |
низкий |
Уровни сформированности предметных знаний и количество респондентов испытуемой группы по каждому уровню в процентном соотношении
Уровень сформированности знанийи умений |
Количество человек с данным показателем (%) |
|
Высокий |
5% |
|
Средний |
37% |
|
Низкий |
58% |
Рисунок 1 — Диаграмма уровня сформированности знаний и умений у учащихся до применения разработанных педагогических материалов.
В результате тестирования выяснилось, что уровень сформированности знаний и умений у учащихся данной группы по курсу «Роспись ткани в технике батик» на констатирующем этапе в целом находится на уровне ниже среднего и является неудовлетворительным. Для получения оптимальной сформированности знаний и умений обучающимся будет предложено освоение новых техник. На основе полученных данных, далее можно проводить формирующий этап эксперимента.
Заключение
Задачи, поставленные в курсовой работе, полностью выполнены:
Конкретизирована сущность и особенности внеурочных занятий у учащихся училищ. Проанализирована психолого-педагогическая и специальная литература по проблеме формирования знаний и умений, стандарт РФ по профессии художник росписи по ткани. Обозначены условия, при которых эффективность внеурочных занятий возрастает.
Отобрано содержание по курсу «Роспись по ткани в технике батик» на внеурочных занятиях. Разработан учебно-методический комплекс: программа курса «Роспись по ткани в технике батик», план-конспект теоретического занятия на тему «Понятие о батике. История развития росписи по ткани», и практического на тему «Освоение приемов выполнения росписи по ткани в технике холодный батик».
Разработаны дидактические средства обучения: презентация «?», технологическая карта «Выполнение панно в технике «холодный батик», учебная карта «Как нанести резерв на ткань», а также средства контроля и оценки учебных достижений в бумажном и электронном виде.
Проведены первые этапы педагогического эксперимента по выявлению эффективности формирования знаний и умений у учащихся профессионального училища, получающих профессию художник по костюму, по курсу «Роспись ткани в технике батик». Результаты эксперимента показали, что знания и умения у учащихся на констатирующем этапе находится на уровне ниже среднего, что является неудовлетворительным. На основе полученных данных, далее можно проводить формирующий этап эксперимента.
Список литературы
1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Профессионального Образования по профессии 262019.01 — Художник по костюму.
2. Ананьев, Б. Г. Педагогические приложения современной психологии./ Под ред. Ильясова, И. И., Ляудис, Я. М. М., 1981.
3. Афонькин С.Ю., Афонькина А.С. Орнаменты народов мира. С_П., 1998
4. Браиловская Л.В. Арт-дизайн: красивые вещи. Ростов-на-Дону, 2004.
5. Воронин А.М., Крупская Ю.В. Методика профессионального обучения: Учебно-методический комплекс. — Брянск: РИО БГУ, 2007. — 198 с.
6. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей: учеб. Пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» / Р.А. Гильман. — М: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2005.
7. Давыдов С. Батик. Техника. Приемы. Изделия. — М.: ACT — ПРЕСС книга, 2005
8. Дворкина И.А. Батик. Горячий. Холодный. Узелковый. — М.: ОАО Изд. «Радуга», 2002.
9. Книга для учителя / Л. М. Фридман, Т. А. Пушкина, И. Я. Каплунович. — М.: Просвещение, 1988. — 207 с.2.
10. Российская педагогическая энциклопедия /; ред. В.В. Давыдов. — Москва: Большая Российская энциклопедия, 1993. — 608 с.
11. Сокольникова Н.М. Основы живописи. Обнинск, 1996.
12. Синеглазова М.О. Распишем ткань сами. «Профиздат» М. 2001.
13. Синица Н.В., Саланкова С.Е. / Под ред. Воронина А.М. Методика подготовки и оформления курсовой работы по методике профессионального обучения: Для студентов специальности 050501.65 «Профессиональное обучение (дизайн)». — Брянск: Изд-во БГУ, 2009. — 24 с.
14. .Синеглазова М.О. Батик. М., 2002.
15. Талызина Н.Ф. М.: Педагогическая психология. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. Академия, 1998. — 288 с.
16. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 5/Сост. С.Ф. Егоров. — М.: Педагогика, 1990. — 528 с.
17. Л. М. Фридман, Т. А. Пушкина, И. Я. Каплунович Книга для учителя /. — М.: Просвещение, 1988. — 207 с.
18. Ермолаева Л.П. Основы дизайнерского искусства. М., 2001.
19. Энциклопедия художника, Искусство батика, М., 2000.Энциклопедия профессионального образования : в 3 т. Т. 3: Р-Я / под ред. С.Я. Батышева. — М.: АПО, 1999. — 488 с.
20. Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения: учебное пособие для вузов: доп. УМО вузов РФ / Н. Е. Эрганова. — М.: Академия, 2007. — 159 с.
Ресурсы сети Интернет
1.images.yandex.ru › батик
2.batikworld.ru — Веб сайт для художников и энтузиастов, всех, кто любит батик.
3.art-batic.ru —
4.livemaster.ru › topic/42-batik
5.batikgifts.com › batik
Размещено на