Содержание
Введение3
Глава 1. Общая характеристика образовательного процесса
в школе для слабослышащих детей.5
1.1 Клинико-психолого-педагогическая характеристика
детей с нарушениями слуха.5
1.2 Содержание педагогической работы с дошкольниками с нарушениями слуха.9
1.3 Организация коррекционного обучения и воспитания
в специальных школах для детей с нарушениями слуха.12
Глава 2. Основные направления методической работы
по обучению слабослышащих школьников литературе.18
2.1. Основные принципы обучения литературе
слабослышащих школьников.18
2.2. Литературное развитие в структуре
целостного развития слабослышащего школьника.22
2.3. Роль художественной литературы и ее значение
для успешного обучения литературе слабослышащих
школьников.27
Заключение30
Список использованной литературы32
Введение
Одним из важнейших компонентов учебно-воспитательного процесса является нравственное воспитание школьника. Эта область социально-практического приложения этики содержит в себе ряд задач, решение которых приобретает особую актуальность в современном социалистическом обществе. Вместе с тем анализ существующей литературы показывает, что теоретически и практически вопросы нравственного развития лиц с дефектами слуха, несмотря на свою актуальность, разработаны еще недостаточно.
Однако для глухих учеников, речь и мышление которых отличаются определенным своеобразием, изучение литературы представляет значительную сложность. Вербальная основа литературы предъявляет повышенные требования к уровню сформированности словесной речи. Поэтому естественно предположить, что понимание художественной литературы неслышащими учащимися характеризуется некоторой спецификой и знание этой специфики поможет найти наиболее рациональные приемы преподавания литературы в школе для глухих. [7]
Актуальность темы исследования определяется исключительным значением чтения в жизни и развитии слепоглухого человека. Чтение позволяет раздвинуть чрезвычайно узкие рамки личного опыта, восполнить дефицит общения, благодаря чтению обогащается словарь и грамматический строй словесной речи, усваивается нравственные норны и образцы поведения, формируется характер, развивается личность слепоглухого человека.
В становлении морального облика личности участвует широкий круг внешних воздействий, среди которых существенное значение имеют произведения искусства, и в первую очередь художественная литература. Среди других видов искусства она занимает центральное место по силе влияния на формирование нравственных ценностей личности (П.М. Якобсон, Н.И. Загоренко, В.А. Просецкий и др.). [4]
В процессе обучения и развития ребенка меняется его понятийное мышление. Растет число новых понятий, более точным становится соотнесение слова и отраженного в нем объекта. Развитие аналитико-синтетической деятельности позволяет глухому ребенку постепенно перейти от наглядно-ситуационных обобщений к обобщениям более высокого уровня, функционирующим сначала на уровне представлений, а затем понятий (Л.В Занков, Д.М. Маянц, Т.В. Розанова). Однако, отмечая в целом поступательный характер развития понятийного мышления глухого школьника, исследователи указывают на замедленность и своеобразие этого развития. [6, c. 38]
Причина этих трудностей кроется в недоразвитии речи глухих, в особенностях овладения ими системой языковых обозначений. В этой связи имеются основания полагать, что этические понятия, как существенный компонент понятийного аппарата, также обладают у глухих своей спецификой, требующей специального психологического изучения. Такова гипотеза предлагаемой работы.
Таким образом, целью данной работы будет выявление психологических условий возникновения и развития понимания текстов у слабослышащих учащихся на разных ступенях обучения.
Поставленная цель определила задачи работы:
Анализ основных особенностей образовательного процесса в школе для слабослышащих детей.
Изучение основных методик преподавания литературы в школе для слабослышащих детей.
Глава 1. Общая характеристика образовательного процесса в школе для слабослышащих детей.
1.1 Клинико-психолого-педагогическая характеристика
детей с нарушениями слуха.
Слух играет большую роль в интеллектуальном и речевом развитии ребенка. Ребенок с сохранным слухом слышит речь взрослых, подражает ей и учится самостоятельно говорить. Слушая объяснения взрослого, малыш знакомится с окружающим миром, овладевает сложным познанием действительности, усваивает значения многих слов. С помощью слуха он может контролировать собственную речь и сравнивать с речью окружающих — так он усваивает не только правильное звукопроизношение, но и лексико-грамматические средства языка. В дальнейшем сохранный физический слух является необходимым условием для овладения чтением и письмом.
Медицинские исследования причин нарушения слуха указывают на инфекционные заболевания, токсические поражения, сосудистые расстройства, механические, акустические или контузионные травмы и т.д. Глухота и тугоухость могут быть наследственными, врожденными и приобретенными. [2, c .97]
В настоящее время определить состояние слуховой функции можно уже на ранних этапах развития. Место и степень поражения слуха определяются при помощи аудиометрии тональной (с применением аппаратуры), речевой для первичной проверки слуха.
В нашей стране наибольшее распространение получила классификация нарушений слуха у детей, предложенная Л.В.Нейманом. Диагноз «глухота» ставится при потере слуха до 75-80 Децибелл. Устанавливается три степени тугоухости в зависимости от среднего арифметического потери слуха в области речевого диапазона частот (500, 1000, 2000, 4000)
По классификации Л.В. Неймана (1961):
слабослышащие дети, в зависимости от величины средней потери слуха в области от 500 до 4000 герц, могут быть отнесены к одной из следуюших степеней тугоухости:
I степень — не превышает 50 дБ;
II степень — от 50 до 70 дБ;
III степень — более 70 дБ;
глухие дети, в зависимости от объема воспринимаемых частот, относятся к одной из 4 групп:
I группа 125-250 Гц;
II группа — 125-500 Гц;
III группа 125-1000 Гц;
IV — 125-2000Гц и выше.
Условная граница между тугоухостью и глухотой — 85 дБ. По международной классификации (1988) в зависимости от средней потери слуха в диапазоне трех частот: 500, 1000 и 2000 Гц выделяют 4 степени тугоухости и глухоту:
I степень — 26-40 дБ;
II степень — 41-55 дБ;
III степень — 56-70 дБ;
IV степень — 71-90 дБ;
гухота — более 90 дБ. [2, c. 98-99]
Глухота — стойкая потеря слуха, при которой невозможно самостоятельное овладение речью и разборчивое восприятие речи у ушной раковины. При этом человек может воспринимать некоторые громкие неречевые звуки (свисток, звонок, удар в бубен). Глухота бывает врожденная и приобретенная. Дети с приобретенной глухотой — это рано оглохшие (ранняя глухота), безречевые дети, а также поздно оглохшие, у которых речь сформирована в той или иной степени.
Тугоухость — стойкое понижение слуха, при котором возможно овладение речью с опорой на остаточный слух. Речь при этом имеет специфические нарушения.
Тугоухие — это слабослышащие дети с тяжелым недоразвитием речи и слабослышащие дети с достаточно развитой речью. [8, c. 61]
Рахиль Марковна Боскис разработала научное обоснование психолого-педагогической классификации с учетом: а) степени поражения слуховой функции; б) уровня развития речи при данной степени поражения слуха; в) времени возникновения нарушения слуха.
Дети с нарушениями слуха подразделяются на 4 группы:
глухие без речи (ранооглохшие);
глухие, сохранившие речь (позднооглохшие);
слабослышащие с развитой речью;
слабослышащие с глубоким речевым недоразвитием. [17, c .63]
Речь слабослышащих детей находится в зависимости от степени и от времени снижения слуха. Если нарушение слуха произошло до 3 лет, то речь самостоятельно не развивается. Если слух нарушен послё 3 лет, то у ребенка сохранится фразовая речь, но будут отклонения в словаре, грамматическом строе речи и звукопроизношении. Если слух нарушен в школьном возрасте, то ребенок будет владеть фразовой речью, но будут ошибки оглушения звонких согласных и при произношении слов сложной слоговой структуры. Уровень развития речи также зависит от условий воспитания, от начала коррекционной работы: чем раньше предприняты коррекционные мероприятия, тем успешнее развивается речь.
Речь слабослышащего ребенка имеет свои особенности, характеризуется неразборчивостью, глухостью, замедленным темпом. Слабослышащий ребенок, потерявший речь в раннем возрасте, имеет недоразвитие всех компонентов языковой системы (лексики, грамматики, фонетики).
Письменная речь отражает все дефекты устной речи слабослышащего. Помимо специфического нарушения речи у детей с нарушениями слуха встречаются и другие речевые нарушения, например ринолалия.
При легкой степени снижения слуха оказывается достаточным усиление громкости звучания речи на занятии — это помогает активизировать и ослабленный слух. При тяжелых степенях снижения слуха детей приучают считывать с губ, используют тактильно-вибрационную чувствительность, на занятиях используют и подключают остаточный слух.
По наличию или отсутствию дополнительных отклонений в развитии детей с нарушенным слухом можно отнести к одной из следующих групп:
— дети, не имеющие дополнительных отклонений в развитии;
— дети, имеющие дополнительные отклонения в развитии (одно или в сочетании): нарушение интеллекта, зрения, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы. [2, c. 99]
1.2 Содержание педагогической работы с дошкольниками с нарушениями слуха.
В содержании педагогической работы выделяются несколько разделов, каждый из которых представляет решение как воспитательных и образовательных задач, так и коррекционных, направленных на преодоление некоторых особенностей в формировании разных сторон психического развития дошкольников с нарушенным слухом.
Развитие речи является одним из ведущих в системе коррекционной работы, так как его задачи связаны с преодолением специфического для глухих и слабослышащих детей нарушения речи и речевого общения. Основными задачами являются: развитие языковой способности; накопление словаря и работа над значением слова; формирование разных форм речи (устной, письменной, дактильной); отработка различных видов речевой деятельности, проведение элементарных языковых наблюдений.
Важные коррекционные задачи решаются в процессе развития слухового восприятия и обучения произношению. Целью этой работы является формирование и развитие у детей с нарушенным слухом навыков восприятия и воспроизведения устной речи. Работа по развитию слухового восприятия у глухих и слабослышащих дошкольников направлена на развитие остаточного слуха: дети обучаются восприятию на слух речевого материала и неречевых звучаний. На базе развивающегося слухового восприятия создается и совершенствуется слухозрительна основа восприятия устной речи, формируются навыки речевой коммуникации. [11]
Таким образом, работа по развитию остаточного слуха и обучению произношению направлена на решение следующих задач: обучение восприятию на слух речевого материала и неречевых звучаний; создание и совершенствование слухозрительной основы восприятия устной речи; формирование навыков речевой коммуникации. Обучение произношению предполагает: создание потребности в устном общении; формирование приближенной к естественному звучанию устной речи; широкое использование различной звукоусиливающей аппаратуры.
Так же как и их нормально развивающиеся сверстники, дети с нарушениями слуха овладевают систематизированными элементарными представлениями о количестве и числе, величине и форме, о пространственных свойствах и отношениях предметов, счетными и измерительными умениями на занятиях по формированию элементарных математических представлений.
В ходе целенаправленного развития и обогащения изобразительной и конструктивной деятельности создаются условия для эстетического, познавательного развития дошкольников с нарушениями слуха.
Один из важнейших вопросов — разработка критериев для определения возможности и успешности интегрированного обучения детей с нарушением слуха, что предполагает разработку и обоснование системы медицинских, психологических, педагогических и социальных критериев, в соответствии с которой ребенок может быть интегрирован в среду слышащих. Традиционные критерии — показатели степени снижения слуха, уровень речевого развития не являются единственно определяющими. Принципиальную роль играет личностное развитие ребенка, позитивная установка родителей, учет социальной ситуации его развития. Социальная ситуация развития, по мысли Л.С.Выготского, представлена особым сочетанием внутренних процессов развития и внешних условий, типичным для каждого возрастного периода и обусловливающим психическое развитие личности. [3, c. 206]
Выдержка из текста работы
1.1. Исторические аспекты и нормативные документы регламентирующие использование гимнастической стенки в работе с детьми дошкольного возраста…………………………………………………………………………………………………….
Выводы 1…………………………………………………………………………………………………..
1.2. Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста…..
1.3. Возрастные особенности ползания и лазания у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………………………………….
2. Глава 2…………………………………………………………………………………………………..
3. Глава 3…………………………………………………………………………………………………..
Список используемых источников……………………………………………………………..
Введение
В настоящее время в Республике Беларусь большинство дошкольных учреждений применяют в своей работе спортивное оборудование, предназначенное для лазания не соответствующее действующим на данной территории санитарным правилам и нормам. Такое оборудование тормозит образовательный процесс и способствует закреплению характерных ошибок у детей, обучающихся на данных гимнастических стенках.
В физическом воспитании выделяют пять основных видов движений: бег, ходьба, прыжки, метание, ползании и лазании. Наиболее сложный из которых является лазание — это двигательный акт, требующий хорошей согласованности работы разных групп мышц и внимательности.
В обучении детей лазанию важное место занимает оборудование (канаты, гимнастические стенки), которые не всегда соответствуют требованиям для проведения занятий в группе. Такое оборудование тормозит процесс формирования новых двигательных умений, может привести к появлению у детей характерных ошибок при выполнении техники обучаемого движения (неправильный хват, одноименная работа рук и ног).
Цель. Разработать методические рекомендации по совершенствованию занятий физическими упражнениями в процессе обучения детей дошкольного возраста лазанию на основании анализа литературных источников и практической работы с детьми.
Задача 1. Проанализировать литературные источники по вопросу организации процесса обучения детей лазанию в дошкольных учреждениях.
Задача 2. Сопоставить технические характеристики спортивного оборудования предназначенного для лазания в спортивном зале и на игровой площадке согласно анатомо-физиологическим особенностям детей дошкольного возраста.
Задача 3. Разработать методические рекомендации по совершенствованию содержания занятий при обучению детей дошкольного возраста лазанию.
Объект. Технические характеристики спортивного оборудования применяемого в дошкольных учреждениях для обучения лазанию.
Предмет. Содержание занятий физическими упражнениями в процессе обучения детей лазанию.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность. Разработка методических рекомендаций и комплексов физических упражнений направленных на повышение эффективности занятии физической культурой в дошкольном учреждении.
Научная новизна. Доказать важность соответствия спортивного оборудования возрасту занимающихся.
Практическая значимость. Комплексы физических упражнений, игровые задания, картотека игр.
Положения выносимые на защиту:
1. Соответствие спортивного оборудования на игровой площадке и в спортивном зале по отношению к анатомо-физиологическим особенностям занимающихся.
2. Методические рекомендации.
Общий объем работы:
1.1. Исторические аспекты и нормативные документы регламентирующие использование гимнастической стенки в работе с детьми дошкольного возраста
Фельденкрайз в своей книге «Осознавание через движение» отобразил историю внедрения гимнастической стенки в спорт. В ней было сказано, что в 1813 году Пер Хенрик Линг — поэт, драматург и учитель по фехтованию, по согласованию с королем Карлом ХIV Йоханом (он же Жан Батист Бернадота), основал в Стокгольме Центральный гимнастический институт, первый ВУЗ Швеции, специализирующийся на подготовке учителей физкультуры для армии и школы.. Затем его дело продолжил сын Яльмар, и шведская стенка, гимнастическое бревно и скамейка завоевали популярность во всем мире. Шведская стенка и сейчас считается самым простым и одновременно самым функциональным тренажером, и потому чаще всего используется для организации спортивного уголка в домашних условиях. Среди преимуществ шведской стенки: компактность, многофункциональность, практически отсутствие возрастных ограничений в эксплуатации. [23]
В настоящее время в Республике Беларусь действуют санитарные правила и нормы обязывающие все учреждения обеспечивающие детские дошкольные образования использовать в процессе физической подготовке детей гимнастических стенок с параметрами: высота – 250 см., ширина – 80 см., диаметр перекладины – 25мм.
Производством игрового и спортивного оборудования в Республике Беларусь занимаются всего несколько предприятий, среди которых лишь одно выпускает спортивное оборудование для спортивных залов (УУП «Ветла»). Две остальные фирмы занимаются оборудованием детских игровых площадок на улице (ООО «Сто Игр» и ООО «Игроленд»). Причем, все стенды предназначенные для лазания имеют диаметр перекладины 2,5 см.
1.2. Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста
Как бы ни был ребёнок внешне похож на взрослого человека по форме строения своего тела, он значительно отличается от него по многим количественным и качественным признакам. Ребёнок вовсе не является взрослым в миниатюре, и чем моложе растущий и развивающийся организм, тем значительнее его отличия от организма взрослого.
Степаненкова Э. Я, Шебеко В. Н. и Бернштейн Н. А. относят детский возраст к периоду от рождения до наступления полового созревания. У большинства детей этот период охватывает первые 14 лет жизни. Однако динамика роста и динамика развития у ребёнка на его протяжении далеко не одинаковы, и каждому возрастному «подпериоду» характерны свои анатомо-физиологические особенности. Наиболее наглядно об этом свидетельствуют пропорции тела ребёнка. У новорождённого, например, длина головы составляет 1/4 длины тела, тогда как у взрослого человека — 1/8, у детей раннего возраста относительно короче по отношению к общей длине тела нижние конечности и длиннее туловище.[5, 21, 25]
Масса тела ребёнка особенно активно увеличивается на первом году жизни, затем на втором году жизни вес ребенка увеличивается ежемесячно на 200—250 г. Это усредненные данные, на которые мы ориентируемся, взвешивая ребенка. На третьем году жизни темпы физического развития еще более замедлены, за целый год в среднем прибавка в весе составляет 2—2,5 кг. Это естественно, так как значительная часть энергии идет на обеспечение двигательной активности, на совершенствование внутренних органов и систем.[2]
Доношенный ребенок при рождении имеет длину тела 48–50 см. За первый год жизни ребёнок прибавляет в росте 25 см. На втором году жизни темп несколько снижается — ребенок вырастает на 8–12 см, на третьем — на 10 см. После трех лет ребенок в год прибавляет в росте не менее 4 см. Первый скачок роста происходит в возрасте 4–5 лет. В этот возрастной период дети часто жалуются на недомогания, а врачи порой объясняют все именно тем, что ребенок слишком резко вырос. Внутренние органы и мышцы, не успевают «угнаться» за ростом тела, и тогда может возникать дискомфорт, недомогание, мышечные боли, но, как правило, несильные. В это время нередко у детей определяются физиологические шумы в сердце. К антропометрическим показателям так же относят и окружность головы, которая при рождении составляет 34-35 см. В течение первых 9 месяцев она увеличивается на 3-3,5 см. каждые 3 месяца. В дальнейшем ее рост резко замедляется, составляя на 2-3-м году жизни 1-1,5 см в год. А окружность груди при рождении на 1-2 см. меньше окружности головы (32-34 см). В течение 3-4 месяцев жизни она увеличивается на 3-2,5 см в месяц, затем прирост ее снижается и в конце года составляет около 0,5-0,4 см. в месяц. На 2-3-м году жизни окружность грудной клетки увеличивается на 2-2,5 см. в год. ……………
Список используемых источников
1. Антропова М.В., Кольцова М.М., Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста /М. В. Антропова, М. М. Кольцова. — М.: Педагогика, 1983.
2. Аршавский, И. А., Очерки по возрастной физиологии. М., 1967г. 364с.
3. Усов, И. Н., Здоровый ребёнок: Справочник педиатра. Мн., 1984г. 532с.
4. Баршай, В.М, Физкультура в школе и дома. Ростов н/Дону, 2001, 431с.
5. Бернштейн, Н.А., Физиология движений и активность — М.: Наука, 1990г. 392с.
6. Бертман, Р.Е., Воган В.К., Кн.1- Развитие, питание, уход за ребёнком Москва Мед. 1996г. 476с.
7. Буцинская, П.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду: Кн. для воспитателя дет.сада./П.П.Буцинская, В.И.Васюкова. Г.П.Лескова.-М.: Просвещение, 1990.- 175 с.
8. Быкава, А.И., Осокина Т.И., Развитие движений у детей в детском саду. М. , Академия пед.наук РСФСР, 1968г. 378с.
9. Гужаловский А.А., Основы теории и методики физической культуры/А.А. Гужаловский. – М.: ФиС, 1986. – 352 с.
10. Гусев, Е.И., Коновалов А.Н., Бурд Г.С., Неврология и нейрохирургия. — М.: Медицина, 2000. — 656с.
11. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста/А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева. – М.: Просвещение, 1985 — 271 с.
12. Кожухова Н.Н. и др., Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учеб. пособие для студ-ов высш. и сред. пед. уч. заведений/Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Самодурова// Под ред. С.А. Козловой, — М.: Академия, 2002. – 320 с
13. Матвеев Л.П., Теория и методика физического воспитания: Учеб. для ин-тов физ. Культуры/Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1991 – 543 с.
14. Мотылянская, Р.Э., Каплан Э.Я., Двигательная активность – важное условие здорового образа жизни // Теория и практика физической культуры, 1980, № 1, 235с.
15. Нестеров, В.А., Двигательная деятельность и физическое состояние детей и подростков. Хабаровск, ДВГАФК, 2001г. 426с. ил.
16. Осокина, Т.И. Физическая культура в детском саду: пособие для воспитателя в дет. сада. Изд. 2-е, испр. / Т.И.Осокина. — М.: Просвещение, 1978.-287с.
17. Панько Е.А. и др., Пралеска: программа дошкольного образования/Е.А. Панько [и др.]. – 2-е изд. – Минск: НИО, Аверсэв, 2010. – 320 с.
18. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 5 — 6 лет: Пособие для воспитателя дет. Сада/Л.И. Пензулаева. — М.: Просвещение, 1998. — 143 с.: ил.
19. Рунова М.А., Двигательная активность ребёнка в детском саду/М.А. Рунова. – М.: Мозаика-Синтез, 2000. – 256 с.
20. Солодков, А.С., Есина, Е.М., Физическое и функциональное развитие детей дошкольного возраста Санкт-Петербурга. // Физическая культура: воспитание, образование тренировка. – 1999, № 1 – 2 , 346с.
21. Степаненкова, Э.Я., Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: Издательский центр «Академия» 2001. 356с.
22. Сулейманов И.И., Хромин В.Г., Основы теории и методики физической культуры: Методическое пособие/И.И Сулейманов, В.Г. Хромин. – Омск: СиБГАФК, 1997. – 44 с.
23. Фельденкрайз, М., Осознавание через движение. — М., 2000. 298с.
24. Хриповская, А.Г., Мир детства. Москва, Педагогика, 1988. 576с.
25. Шебеко, В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А., Физическое воспитание дошкольников. М.: ACADEMIA, 2000. – 176с.
26. Янкелевич, Е.И.Физическое воспитание детей от 0 до 7 лет/Е.И.Янкелевич.-М.:Физкультура и спорт, 1999.-206 с.