Содержание
Введение.3
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования….6
1.1.Уравнения и их решения…6
1.2.Психолого-педагогические аспекты проблемы обучения ма-тематике младших школьников…..15
1.3.Индивидуальный подход к ученику при обучении решению уравнений.21
Глава 2. Методическая система обучения решению уравнений млад-ших школьников с использованием индивидуального подхода.28
2.1. Содержание методической работы по обучению решения уравнений…28
2.2. Индивидуальный подход в процессе обучения решению уравнений…33
Заключение..37
Список литературы.39
Приложение 1..41
Выдержка из текста работы
Глобализация и современное мировое общество диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и индивидуально решать новые жизненные проблемы. Сегодня в связи с этим перед современной общеобразовательной школой встает важная задача развития творческого потенциала каждого школьника, что в свою очередь требует совершенствования учебного процесса.
В общеобразовательной школе последние годы произошли значительные изменения в постановке и содержании учебного процесса. В современных условиях не только изменилось содержание учебного процесса, но и введены новые формы и способы подачи учебной информации, направленные на повышение активности обучения и усиление мыслительной деятельно-
сти школьников. Основной фундамент развития человека закладывается школой в ходе многообразной учебно-воспитательной работы с учениками при их активном участии. Изменения, происходящие в мире в целом, требуют качественно нового подхода в деле творческого воспитания подрастающего поколения. Сейчас, как никогда, необходим человек широко образованный и творчески активный. Сама жизнь требует проявления творческих способностей во всех ее сферах. Поэтому развитие способности к творчеству средствами изобразительного искусства приобретает подлинно государственное значение. И учитель изобразительного искусства должен иметь максимально развитые творческие способности. Всестороннее развитие школьников означает духовное богатство, нравственную чистоту и физическое совершенство, оно непре-
школа на путях обновления
менно ведет к творческому своеобразию личности, к ее индивидуальной неповторимости.
Любой человек из своих наблюдений знает о существовании больших индивидуально-психологических различий между людьми, которые ярко проявляются в человеческой деятельности. Например, то, что интересует и волнует одного, не вызывает такого же отношения у другого. В большей степени индивидуальные различия видны в результатах деятельности людей, достижения одних людей оказываются очень трудными или даже недоступными для других. Индивидуальные различия проявляются во всех областях человеческой деятельности: в науке, в искусстве, в любой практической деятельности. Эти различия также можно наблюдать и в изобразительной деятельности младших школьников. В сравнительно одинаковых условиях обучения изобразительному искусству успешность усвоения знаний различными школьниками оказывается далеко не одинаковой. Возрастные особенности школьников отражают в основном типичное, то есть то, что характерно для поведения и деятельности детей определенного возраста, пола, специфику их отношений со сверстниками и взрослыми. Типичным для младших школьников является их относительно ускоренное духовное развитие в процессе игры, общения, обучения, просмотра телевизионных и видеофильмов, спортивных, музыкальных и кружковых занятий. Детей этого возраста отличают также определенность к обучению в школе, относительная самостоятельность в действиях и поступках, подражание, повышенная эмоциональность при восприятии окружающего мира и устойчивый интерес к изобразительной деятельности. У младших школьников типичное преобладает над индивидуальным, однако в сочетании с определенными задатками ребенка и особенностями его жизненного опыта содержит в себе элементы неповторимости и своеобразия.
Педагогическое мастерство учителя заключается в том, чтобы поставить ребенка в такую позицию, когда ему каждый раз необходимо принимать самостоятельное решение, организовывать изобразительную деятельность с учетом решаемой задачи, постоянно контролировать и оценивать результаты своей выполненной работы.
Младший школьный возраст — это возраст интенсивного умственного развития всех детей без исключения. Высокие показатели умственного развития школьников 1-4-го классов характери-
зуют не интеллектуальную одаренность, а норму психического и естественность возрастного развития. Однако это типичное для младшего возраста явление обогащает любое другое проявление индивидуальности ребенка. По данным психологии, рассматриваемый возраст младших школьников важен тем, что, во-первых, в этом возрасте закладывается фундамент знаний; во-вторых, возникают возможности реализации природных задатков, которые в этом же периоде развития организма у ребенка наиболее полно могут развиваться под влиянием дальнейших условий; в-третьих, в этом же возрасте складываются склонности, которые имеют существенное значение для всего дальнейшего развития.
Великий художник-педагог П. П. Чистяков говорил, что надо знать ученика, его характер, его развитие и подготовку, чтобы в зависимости от этого найти нужный подход к нему. Нельзя подходить с одной меркой ко всем. Никогда не надо ученика запугивать, необходимо, наоборот, вызывать в нем веру в себя, чтобы он, не идя на поводу, сам разбирался в своих сомнениях и недоумениях. Главным образом руководство должно заключаться в том, чтобы направить ученика на путь изучения и вести его неуклонно по этому пути. В учителе ученики должны видеть не только требовательного учителя, но и друга. В школьной практике, когда физически нормального школьника называют иногда «совершенно неспособным, такие дети часто остаются на уроках вне поля зрения учителей, они больше рисуют сами по себе.
К сожалению, порой приходится слышать от родителей: «Мой ребенок совершенно не способен к рисованию», «У нас в семье никто не рисует», «Ему это не надо» и т. д. Но особенное отчаяние вызывает реакция самих детей на свои неудачи: «Я не умею рисовать, у меня ничего не получается». Педагогический опыт с детьми с каждым годом все больше и больше убеждает в том, что нет детей, не способных к изобразительной деятельности. К творчеству способен каждый ребенок. Каждый по-своему талантлив, каждый имеет право на самовыражение и успех. Если вдуматься, что действительно знает учитель о каждом своем ученике, какие качества он считает определяющими для успешного обучения изобразительному искусству, знает ли он возрастные возможности школьника, индивидуальные особенности развития и, нако-
нец, знает ли, как учитывать все эти различия, как строить учебный процесс, чтобы помочь ребенку справиться со всем комплексом учебных нагрузок, которые ложатся на его плечи.
В школьной практике каждому учителю приходится сталкиваться с подобными задачами буквально ежедневно. Конечно, можно не видеть или не знать всю многозначность проблемы и решать каждый раз какую-то одну, важную только на сегодня. Как показывает практика, мы часто самоустраняемся от решения названных проблем не только потому, что не желаем, а потому, что не совсем знаем, как и что делать. Но самое главное, учитель всегда четко должен представлять себе, что может сам, что может школьник, где граница, где нужно изменить сами требования к школьнику, чтобы не навредить ему. Среди факторов, определяющих успешность в учебе, называют отношения в семье, отношения в коллективе, аккуратность, систематичность выполнения домашних заданий и многое другое. А сам школьник как личность и особенности его развития, индивидуально-возрастные возможности остаются в стороне. И какими благими ни были бы наши намерения, немного будут стоить все знания, умения и навыки, которым мы научим школьников, если не сохраним, а еще страшнее -загубим способности ребенка. Именно поэтому так важно, чтобы учитель не только знал каждого своего ученика, но и, самое главное, умел учитывать его индивидуальные особенности в процессе обучения изобразительному искусству. Младший школьник — сложнейший, сугубо индивидуальный, каждый единственный в своем роде.
Известный русский педагог П. П. Блонский считал отношение учителя к ребенку основным критерием его профессионализма: «Сейчас я быстро разгадываю, что за педагог передо мною, смотря по тому, говорит ли он со мною о детях и их психологии, или же говорит он о программах, требованиях начальства, методиках и т. д.». Современной школе сейчас необходима индивидуализация обучения, при которой между учителем и школьником устанавливается доброжелательное дружеское взаимопонимание, вызывающее у маленького человека положительные эмоции, уверенность в себе, в своих действиях, когда даже неудачи при рисовании не кажутся такими непреодолимыми. Знание и понимание ребенка дают в руки учителя материал, позволяющий открывать сердца и души
детей, вскрывать порой незнакомые им самим секреты способностей и возможностей.
Знание ребенка — это сложная наука, а использование этих знаний в педагогической работе -высокое искусство, требующее самоотдачи, творчества, собственных решений, это целый комплекс знаний по физиологии и психологии, педагогике, это умение увидеть и понять в каждом то особенное, индивидуальное, что отличает его от всех, и то общее, что характеризует его возрастные особенности, это умение понять и принять ребенка таким, какой он есть. Понимать не только способного ученика, того, кто не требует особых сил и энергии, но и того, к которому нужно найти особый подход, которому нужно вовремя помочь, которого нельзя оставить без внимания. Практика доказала, что сегодня уже не нужно никого убеждать, что дети разные, поэтому нам много нужно сделать, чтобы не делить школьников в классе на «хороших» и «плохих», «успевающих» и «неуспевающих». В каждом классе в процессе рисования одним нужно подробно объяснить, как надо начинать свой рисунок, другие могут сделать такой рисунок без подсказки, один тянет руку, даже когда не знает что сказать, а другой знает, но молчит; у одних быстрый темп реагирования, другие медленно включаются в работу. Например, дети в процессе рисования с натуры по-разному воспринимают натурную постановку и по-разному ее анализируют, у них разная способность, разное внимание, память, воображение и т. д. Разные школьники требуют от учителя в конечном счете разного подхода в обучении, то есть личностно-ориенти-рованного подхода, который пока в педагогике больше декларируется, но на практике мало реализуется. Возникает справедливый вопрос, может ли один учитель, хорошо знающий свое дело, учитывать индивидуальные особенности каждого из тридцати своих учеников? Однозначно ответить трудно, потому что единственный ответ — «должен». Практика показывает, что рисовать может практически любой школьник, не имеющий грубых нарушений психического развития, а потому разных школьников нужно учить по-разному.
С первых дней учителю необходимо выявить путем анализа рисунков тех детей, с кем будет труднее всего, чтобы уделить им особое внимание. С этими учениками важно не запоздать, не упустить время для педагогической, а при необходимости -психологической коррекции. Самое главное, чтобы
Школа на путях обновления
учитель мог выделить путем психодиагностики существенное и несущественное, то, что влияет на успешность обучения рисованию. Многие учителя жалуются на наполняемость классов и оправдывают невозможность индивидуального подхода к школьникам именно большим количеством детей, но уменьшение количества учеников в классе вовсе не снимает необходимости учета индивидуальных и возрастных особенностей. Как мы уже отмечали, важно знать и учитывать подготовленности школьника к рисованию, особенности его возрастного развития. Практика показывает, что очень часто, даже видя индивидуальные различия детей, учитель не принимает их во внимание в процессе занятий, не понимает их значимости, а затем и просто перестает их замечать. В то же время степень обучаемости, состояние здоровья ребенка и функциональное состояние организма определяют в комплексе ту меру напряжений и усилий, которые требуются от него. Если задания чрезмерны и превышают предел функциональных возможностей организма, это неизбежно приводит к нарушению состояния здоровья. Именно этого и не должен допустить учитель-предметник.
Существует два противоположных взгляда на учебный предмет «изобразительное искусство» и его влияния на организм ребенка. Многие учителя и даже родители считают, что рисование, особенно в начальных классах, вовсе не является трудным, дети не напрягаются, и вообще, это не самый важный предмет среди школьных дисциплин. Другие, наоборот, считают, что рисование является очень трудным, а самое главное, обязательно сопровождается утомлением и даже переутомлением. Конечно, изобразительное искусство для ребенка — сам по себе нелегкий предмет, но утомления, а тем более переутомления, можно и нужно избежать. Но это возможно только тогда, когда учитываются возрастные возможности и особенности развития организма ребенка, закономерности динамики способностей и многое другое.
Практика показывает, что изобразительная деятельность для школьника не только весьма интересна, но и очень важна и полезна во многих отношениях. Она позволяет школьнику передать свои впечатления от окружающего его мира, выразить на бумаге свое эмоциональное отношение к окружающему. Рисованием дети занимаются более осознанно только в школе. И
чтобы эти занятия были успешными, радовали без исключения всех детей, закрепляли у них желание рисовать, творить, очень важно знать индивидуально-психологические особенности детей в изобразительной деятельности.
В силу индивидуальных различий восприятия и мышления детей младшего школьного возраста занятия изобразительным искусством в начальных классах составляют особую ступень обучения и воспитания. Мышление детей носит конкретный, эмоциональный характер. Их восприятие окружающих предметов и явлений тоже имеет свои особенности, в нем видение и мотор-но-двигательный опыт сосуществуют. Это все обусловливает наличие в изобразительной деятельности детей особых, детских приемов изображения. Переходить к приемам грамотного изображения ребенок может лишь постепенно.
В процессе обучения изобразительному искусству надо учитывать: 1) возрастные особенности школьников начальных классов; 2) интересы, которые имеют наибольшее значение, поскольку в них особенно велика роль эмоционального начала. Предлагая модели, узоры, темы для изображения, нужно учитывать не только определенные учебные задачи, но и возможности и интересы ребенка; 3) индивидуализированные задания, предлагаемые детям в процессе занятий. В настоящее время возрастает роль преподавания изобразительного искусства и его значение для всего учебного процесса в школе.
Изобразительные навыки, полученные детьми на занятиях изобразительным искусством, учитель использует на уроках правописания, математики, чтения и т. д.
В процессе занятий происходит, с одной стороны, обучение детей основам грамотного изображения, а с другой — развитие творческих способностей. Учитель должен стремиться к тому, чтобы рисунки всех школьников с учетом различий были не только грамотны, но и выразительны. Последнее зависит от индивидуальных особенностей восприятия, представлений школьников, от способностей к изобразительной деятельности и проявляется в акцентировке характерных признаков формы деталей, материалов, цвета тех или иных предметов. Бережно соблюдая выразительность рисунков сильных детей, учитель должен направлять свои усилия на развитие этих качеств у всех школьников.
В школьной практике нередко встречаются случаи отождествления способностей с подготовленностью школьников. Некоторые учителя в целях оправдания неуспеваемости отдельных учащихся стараются объяснить ее неспособностью этих школьников. Например, школьников слабо рисующих иногда характеризуют как неспособных к изобразительному искусству. Однако исследования психологов (Л. С. Выготский, Е. И. Игнатьев, В. И. Киреенко и др.) доказывают, что неуспеваемость таких школьников нередко является следствием недостатка определенных знаний. Это говорит о том, что если учитель своевременно обнаружит этот пробел и поможет ученику восполнить недостающие знания, то он прочно займет место среди нормально рисующих школьников в классе. Но из этого нельзя делать вывод, что благодаря своевременным и разумным объяснениям произойдет быстрое формирование и развитие художественных способностей. В данном случае речь идет не о способностях, а о знаниях и умениях школьников. Говоря о способностях, мы имеем в виду психические свойства, присущие всем людям. Каждый нормальный ребенок обладает художественными способностями в той мере, которая необходима для усвоения школьного курса. Обучение детей без учета индивидуальных особенностей неизбежно накладывает определенный след, который губительно сказывается на дальнейшей самостоятельной творческой работе. В этом плане, как правильно отмечает В. И. Киреенко: «Почти все способности нормального человека путем искусственного упражнения могут быть развиты весьма сильно в сравнении с естественным их состоянием» [1, с. 91]. На основании опытов этот автор приходит к выводу, что «одаренность человека есть, видимо, именно его упражняемость, так сказать, пластичность организма» [1, с. 93]. Это говорит о том, что в нормальном организме все клетки одинаково способны к упражнению, и, следовательно, можно говорить лишь об общей, а не специальной одаренности.
Из всего сказанного следует, что в учебном процессе необходимо учитывать многознач-
ность соотношений между психическими и физиологическими особенностями детей, сложность личностных особенностей, специфику мыслительной деятельности школьников, сказывающуюся в разной обучаемости и усвоении знаний. В связи с этим возникает необходимость применения нового педагогического подхода к школьникам на уроках изобразительного искусства. Педагогическая технология в целом активизирует творческие возможности всех детей в классе, а учителям дает возможность провести каждый урок интереснее, что позволит заинтересовать слабых детей, побудить их к работе.
Отсюда видно, насколько велико значение применения личностно-ориентированного подхода к детям в изобразительной деятельности.