Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….……………………3
§1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПОСТРОЕНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ………………………………………………………………7
1.1.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПОСТРОЕНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ………………..7
1.2.РОЛЬ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПОСТРОЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ…..11
1.3.АНАЛИЗ ПРОГРАММ И УЧЕБНИКОВ……………………………………….18
§2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИМ ПОСТРОЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ………………………………………………………………30
2.1. ВИДЫ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПОСТРОЕНИЙ……………………………………30
2.2. СИСТЕМА ЗАДАНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ГЕОМЕТРИЧЕСКИМ ПОСТРОЕНИЯМ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ………………………..32
2.3. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ГЕОМЕТРИЧЕСКИМ ПОСТРОЕНИЯМ…………………………….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….………….56
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….59
Выдержка из текста работы
Одним из важных в работе с младшими школьниками средств является использование наглядности. Изучением и применением методов наглядности занимались Жан-Жак Руссо, Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.П. Вахтеров и др. В методической литературе большое внимание уделяется вопросам использования наглядных средств при обучении младших школьников (работы М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, А.С. Пчелко, А.М. Пышкало, Л.Н. Скаткина и др.). Н.Л. Менчинская и М.И. Моро указывают на необходимость самостоятельного оперирования средствами наглядности учащимися начальной школы.
Наглядность — это один из компонентов целостной системы обучения, которая может помочь младшему школьнику качественнее усвоить изучаемый материал на более высоком уровне.
Наглядно представленный материал способствует развитию мыслительных операций и всей мыслительной деятельности учащихся, тем самым обеспечивается переход от конкретного к абстрактному в процессе овладения знаниями.
Решению образовательных задач способствует использование различных наглядных средств не только на этапе ознакомления, но и при закреплении знаний, при формировании умений и навыков.
Практика обучения показывает, что при систематическом включении наглядных средств увеличивается самостоятельность учащихся, возрастает их активность, формируется положительное отношение к предмету. Данное обстоятельство является очень важным для обеспечения развития в процессе обучения личности.
Применение средств наглядности способствует решению одной из важнейших задач начального обучения — воспитательной. Наглядные средства способствуют формированию материалистического мировоззрения младших школьников.
Объект исследования — применение наглядностей на уроках в начальной школе.
Предмет исследования: методы, формы применения средств наглядности на уроках в начальной школе.
Цель — исследовать методические особенности применения наглядностей на уроках в начальной школе.
Задачи:
· Изучение научной литературы;
· Рассмотреть понятия, виды наглядных средств обучения;
· Спроектировать методики применения наглядных средств обучения на уроках в начальной школе.
В процессе выполнения курсовой работы применялись следующие методы исследования:
1. Изучение, анализ, сопоставление и обобщение литературных источников;
2. Метод тестов.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Во введении обоснована актуальность темы исследования. Сформулированы объект, предмет, цель, задачи. Определены методы исследования. В первой главе рассматриваются теоретические основы исследования процесса применения наглядных средств обучения на уроках в начальной школе. Во второй главе — экспериментальное проектирование процесса применения наглядных средств обучения на уроках в начальной школе. В заключении даны выводы и рекомендации.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ПРИМЕНЕНИЯ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
1.1. Средства обучения: понятия, виды.
В педагогике сегодня нет однозначного определения понятия «средства обучения». Одни авторы применяют его в узком смысле, имея в виду средства-инструменты, которые служат достижению общеобразовательных и воспитательных целей обучения. Другие к средствам обучения помимо материальных средств-инструментов относят интеллектуальные средства осуществления мыслительной деятельности, которые дают возможность человеку проводить опосредованное и обобщенное познание объективной действительности. Третьи подразделяют средства обучения на учения, которыми пользуется ученик для усвоения материала и собственно средства обучения, т.е. средства, которые использует педагог для создания условий учения для ученика. Четвертые, рассматривая средства обучения в широком смысле, обозначают этим термином все содержание и весь проект обучения, и собственно средства-инструменты обучения.
Под средствами обучения следует понимать разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения. Главное дидактическое назначение средств — ускорить процесс усвоения учебного материала, т.е. приблизить учебный процесс к наиболее эффективным характеристикам. П. И. Пидкасистый понимает под средством обучения — материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения знаний.
Можно выделить две большие группы средств обучения: средство — источник информации и средство — инструмент освоения учебного материала. Тогда можно сказать, что средствами обучения называются все объекты и процессы (материальные и материализованные), которые служат источником учебной информации и инструментами для усвоения содержания учебного материала, развития и воспитания учащихся.
Объекты, выполняющие функцию средств обучения, модно классифицировать по различным основаниям: по их свойствам, субъектам деятельности, влиянию на качество знаний, на развитие различных способностей, их эффективности в учебном процессе.
По составу объектов средства обучения разделяются на материальные и идеальные. К материальным средствам относятся учебники, учебные пособия, дидактические материалы, книги-первоисточники, тестовый материал, модели, средства наглядности, технические средства обучения, лабораторное оборудование.
В качестве идеальных средств обучения выступают общепринятые системы знаков, такие, как язык (устная речь), письмо (письменная речь), система условных обозначений различных дисциплин, достижения культуры или произведения искусства, средства наглядности (схемы, рисунки, чертежи, диаграммы, фото и т.п.), учебные компьютерные программы, организующе-координирующая деятельность учителя, уровень его квалификации и внутренней культуры, методы и формы организации учебной деятельности, вся система обучения, существующая в данном образовательном учреждении, система общешкольных требований.
Идеальные средства — это «мысли о мыслях»; чтобы учитель или учащийся мог их изложить, необходимо представить их в соответствующей форме. Одна из таких форм — вербализация — речевое изложение средств рассуждения, анализа, доказательства и т.п. Другая форма — материализация — представляет эти средства в виде абстрактных символов: графиков, таблиц, схем, условных обозначений, ходов, чертежей, диаграмм. К ним же относятся опорные конспекты, изобретенные известным ученым и учителем В.Ф. Шаталовым. Творчески работающие учителя разрабатывают такие свои средства материализации, которые дают положительный эффект. Материализованные средства оказывают положительное влияние на мотивацию, успешность обучения и умственное развитие учащихся.
Материальные и идеальные средства обучения не противостоят, а дополняют друг друга. Влияние всех средств обучения на качество знаний учащихся многосторонне: материальные средства связаны в основном с возбуждением интереса и внимания, осуществлением практических действий, усвоением существенно новых знаний; идеальные средства — с пониманием материала, логикой рассуждения, запоминанием, культурой речи, развитием интеллекта. Между сферами влияния материальных и идеальных средств нет четких границ: часто оба они влияют в совокупности на становление тех или иных качеств личности учащихся.
Идеальные средства используются первоначально для общения, в речи учителя и учащихся как краткое, символическое обозначение предметов. Учитель воздействует материализованными средствами на сознание учащихся, добиваясь понимания материала. Затем учащиеся используют материализованные средства в совместной деятельности, обще……..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баранова, Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников[Текст]/ Э.А. Баранова.- СПб.: Речь, 2005. — 128с.
2. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. — Т. 6/[Текст] Л.С. Выготский. — М., 1990. — 240с.
3. Занков, Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении[Текст]/ Л.В Занков. — М.: Учпедгиз, 1960. — 312с.
4. Занков, Л.В. Наглядность обучения// Педагогическая энциклопедия в 4-х томах. Т. 3.[Текст]/ глав. ред. И.А. Комаров. — М.: Советская энциклопедия, 1966. — 420с.
5. Конобеевский, Н.П. Наглядные пособия как средство обучения в начальной школе[Текст]/ Н.П. Конобеевский. — М.: АПН РСФСР, 1958. — 264с.
6. Максимов, В.Г. Педагогическая диагностика в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений[Текст]/ В.Г. Максимов.- М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272с.
7. Осмоловская, И.М. Наглядные методы обучения: уч. Пособие для пед. Вузов[Текст]/ И.М. Осмоловская. — М.: Академия, 2009. — 192с.
8. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии[Текст]/ под ред. С.А. Смирнова. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 512с.
9. Педагогика: уч. Пособие для пед. Вузов и пед. Колледжей[Текст]/ под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Пед. общество России, 1998. — 640с.
10. Подласый, И.П. Педагогика: уч. пособие для пед. вузов[Текст]/И.П. Подласый.- доп. М-вом образования РФ, 1996
11. Психодиагностика детей[Текст]/ под ред. Д.Я. Райгородского. — Бахрах-М, 2007.- 440 с.
12. Психологический справочник учителя[Текст]/ Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина. — М.: Просвещение, 1991.
13. Смолеусова, Т.В. Наглядные пособия на уроках математики[Текст]/ Т.В. Смолеусова// Начальная школа. — 2001. — №4
14. Сочетание слова учителя и средств наглядности в обучении: дидактич. Исследов[Текст]/ А.И. Елкина. — 1958.
15. Средства обучения и методика их использования в начальной школе[Текст]/ Г.Ф. Суворова и др.; под ред. Г.Ф. Суворовой. — 2-е изд.; — М.: Просвещение, 1990. — 160с.
16. Узорова, А.И. 3000 задач и примеров по математике[Текст]/ А.И. Узорова. — М.: Просвещение, 2004. — с. 36-40.
17. Хозяинов, Г.И. Средства обучения[Текст]/ Г.И. Хозяинов. — М., 1987.
18. Целищева, И.И. Карточки для профилактики и диагностики ошибок в вычислениях[Текст]/ И.И. Целищева// Начальная школа плюс До и После.- 2006.-№2. — с. 50-53
19. Шуба, М.Ю. Занимательные задания в обучении математике: Книга для учителя. — 2-е изд[Текст]/ М.Ю. Шуба. — М.: Просвещение, 2005. — с. 66.
20. Эднев, И.П. Математика в начальных классах[Текст]/ И.П. Эднев. — М.: Просвещение, 2004. — с. 35-50