Содержание
Введение3
Глава 1. Проблема формирования трудовых знаний, умений и навыков младших школьников в психолого-педагогической и методической литературе6
1.1. Особенности процесса формирования трудовых знаний, умений, навыков младших школьников6
1.2. Методика формирования трудовых знаний, умений, навыков младших школьников14
1.3 Методика формирования трудовых знаний, умений, навыков младших школьников15
1.4. Анализ программ по трудовому обучению в начальной школе (школы России, школа 2100, школа 21 в.)22
Выводы по 1 главе29
Список использованной литературы31
Выдержка из текста работы
Проблема развития творческих способностей младших школьников составляет основу, фундамент процесса обучения, является «вечной» педагогической проблемой, которая с течением времени не теряет своей актуальности, требуя постоянного, пристального внимания и дальнейшего развития. Сегодня в обществе особенно остро ощущается потребность в людях инициативных, творческих, готовых найти новые подходы к решению насущных социально-экономических, культурных задач, способных жить в новом демократическом обществе и быть полезными этому обществу. В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает проблема развития творческой активности личности. Творческие личности во все времена определяли прогресс цивилизации, создавая материальные и духовные ценности, отличающиеся новизной, нешаблонностью, помогая людям увидеть необычное в, казалось бы, обычных явлениях. Но именно сегодня перед образовательным процессом ставится задача воспитания творческой личности, начиная с начальной школы. Эта задача находит свое отражение в альтернативных образовательных программах, в инновационных процессах, происходящих в современной школе. Творческая активность развивается в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Поэтому сегодня в педагогической науке и практике идет интенсивный поиск новых, нестандартных форм, способов и приемов обучения. Широкое распространение получают нетрадиционные виды уроков, проблемные методы обучения, коллективные творческие дела во внеклассной работе, способствующие развитию творческой активности младших школьников.
Исследования особенностей развития творческой активности младшего школьника осуществлялись в трудах Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна, Н.С. Лейтеса, педагогов Ш.А. Амонашвили, Г.И. Щукиной, В.Н. Дружинина, В.Д. Шадрикова, И.Ф. Харламова и других. Среди разнообразных средств развития творческой активности младших школьников особое место занимают уроки технологии в начальных классах.
Важность и необходимость развития творческой активности учащихся в практике начального обучения обусловили выбор темы исследования «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках технологии».
Цель исследования: изучить теоретические основы развития творческих способностей младших школьников; провести исследование уровня развития творческих способностей младших школьников.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей младших школьников.
Предмет исследования: уроки технологии в развитии творческих способностей младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по развитию творческих способностей младших школьников.
2. Подбор диагностического материала для определения уровня развития творческих способностей младших школьников и проведение констатирующего этапа эксперимента.
3. Разработка системы уроков по технологии для развития творческих способностей младших школьников.
4. Составление методических рекомендаций по развитию творческих способностей младших школьников.
Методы исследования:
— теоретические методы: изучение научной литературы по проблеме развития творческих способностей младших школьников;
— практические методы: использование методик Поля Торренса и Хорста Зиверта;
— статистические методы: количественная и качественная обработка результатов исследования.
База исследования: МБОУ «Усолинская основная общеобразовательная школа». В эксперименте участвовали учащиеся 2 класса.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что изучена психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме исследования; уточнены содержание, формы и методы формирования творческих способностей младших школьников на уроках технологии.
Практическая значимость состоит в том, что представлены конспекты занятий по технологии для развития творческих способностей младших школьников.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, списка использованных источников и литературы, заключения, приложения.
1. Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников
1.1 Понятие «творческие способности» в психолого-педагогической литературе
В психолого-педагогической литературе нет единства в подходах к определению сущности творческих способностей, их взаимосвязей с интеллектом. Так высказывается мысль о том, что как таковые творческие способности не существуют (Д.Б. Богоявленская, А. Маслоу, А. Олох, А. Таненбаум и др.).
Третья точка зрения: высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей, и наоборот. Не до конца изучен вопрос о факторах, влияющих на уровень творческой деятельности детей. Нет четкого описания особенностей творческой деятельности мальчиков и девочек, существуют разногласия о вопросе, о темпе их творческого развития. Г. Кершенштейнер, к примеру, считает, что темп творческого развития у девочек медленный, чем у мальчиков, отмечает «запаздывание» девочек сравнительно с мальчиками.
Сегодня, когда в начальном образовании значительное место отводится творчеству учащихся, необходимо конкретизировать способы организации творческой деятельности учащихся начальных классов, определить педагогические условия развития творческой деятельности младших школьников на уроке.
Далее раскроем основной понятийно-терминологический аппарат исследования и выясним, что такое творчество, как понимается в психолого-педагогических исследованиях творческие способности, как соотносятся такие понятия как творческая способность и креативность. Выясним, что такое «творческая личность».
Далее, чтобы выяснить понимание творческих способностей, обратимся к психологическому словарю и дадим определение понятию «способности».
Способности — это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Они тесно связаны с общей направленностью личности, с тем насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности. Уровень и степень развития способностей выражают понятия таланта и гениальности [11].
Гениальность — высший уровень развития способностей, как общих (интеллектуальных), так и специальных. О наличии гениальности можно говорить лишь в случае достижения личностью таких результатов творческой деятельности, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры. От учителя и образовательной системы, в которую включается ребенок с выдающимися способностями, во многом зависит, сумеет ли он реализовать свой потенциал [26].
Так как не выработано пока и единой типологии способностей; для их классификации чаще всего используют несколько критериев:
· по критерию вида психических функциональных систем способности разделяют на: сенсомоторные, перцептивные, аттенционные, мнемические, имажетивные;
· по критерию основного вида деятельности: на научные (математические, лингвистические); творческие (музыкальные, литературные, художественные).
Кроме того, различают общие и специальные способности. Общие способности связаны с условиями ведущих форм человеческой деятельности, а специальные — с отдельными деятельностями. Среди общих способностей большинство исследователей выделяют общий интеллект, креативность (общую способность к творчеству).
Итак, креативность (от лат. — созидание) — творческие способности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видов деятельности, характеризовать сущность в целом то есть это «…комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов» [11].
Несколько иное понимание данного термина находим в другом источнике. Креативность — это характеристика творческих способностей индивида, выражающаяся в готовности к продуцированию принципиально новых идей. Продукт креативной деятельности является: во-первых, новым и адекватным по отношению к своей задаче, во-вторых, данная задача не может быть решена по заранее известному алгоритму [15].
Придерживаясь позиции ученых, определяющих креативные способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности школьников, выделим компоненты творческих (креативных) способностей младших школьников:
· творческое мышление,
· творческое воображение,
· применение методов организации творческой деятельности.
Итак, творческие способности — представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление [4]. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решении, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего.
· способность видеть проблему там, где ее не видят другие;
· способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя все более емкие в информационном отношении символы;
· способность применить навыки, приобретенные при решении одной задачи к решению другой;
· способность воспринимать действительность целиком, не дробя ее на части;
· способность легко ассоциировать отдаленные понятия;
· способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту;
· гибкость мышления;
· способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до ее проверки;
· способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний;
· способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией;
· легкость генерирования идей;
· творческое воображение;
· способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.
Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории.
1. Реализм воображения — образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития цедостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать ее в систему строгих логических категорий.
2. Умение видеть целое раньше частей.
3. Надситуативно — преобразовательный характер творческих решений — способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.
4. Экспериментирование — способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности «поведения» предметов в этих условиях [16].
Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности:
1. Способность рисковать,
2. Дивергентное мышление,
3. Гибкость в мышлении и действиях,
4. Скорость мышления,
5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые,
6. Богатое воображение,
7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений,
8. Высокие эстетические ценности,
9. Развитая интуиция.
Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.
Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:
— развитие воображения,
— развитие качеств мышления, которые формируют креативность.
Итак, изучив психолого-педагогические исследования, уточнив понятийно-терминологический аппарат, постараемся ответить на вопрос, что же понимается под творческой личностью.
Творческая личность — личность, обладающая творческой направленностью, творческими способностями и создающая путем применения оригинальных способов деятельности объективно или субъективно новее материальные духовные ценности. Чаще всего творческая личность достигается большого успеха в музыке, спорте, математике [26].
Успешное развитие творческих способностей личности возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:
1. физическое и интеллектуальное развитие детей;
2. создание обстановки, определяющей развитие младшего школьника;
3. самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей;
4. предоставление ученику свободу в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д.;
5. умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых;
6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.
Важным для нашего исследования считаем выводы, сделанные В.Г. Маранцманом. По его мнению, при планировании системы уроков важно предусмотреть следующее:
а) тематическое разнообразие уроков;
б) чередование разных видов уроков (беседа, композиция, семинар, викторина, экскурсия, практикум, консультация и т.д.);
Младший школьный возраст — этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы этого возраста различны в разных странах и в разных исторических условиях. Эти границы могут быть условно определены в интервале от 6-7 до 10-11 лет, их уточнение зависит от официально принятых сроков начального обучения [7].
Поступление ребенка в школу ставит перед учреждением целый ряд задач в период работы с младшими школьниками:
· выявить уровень его готовности к школьному обучению и индивидуальные особенности его деятельности, общения, поведения, психических процессов, которые необходимо будет учесть в ходе обучения;
· по возможности компенсировать возможные пробелы и повысить школьную готовность, тем самым провести профилактику школьной дезадаптации;
· спланировать стратегию и тактику обучения будущего школьника с учетом его индивидуальных возможностей [9]
Решение этих задач требует глубокой проработки психологических особенностей современных школьников, которые приходят в школу с разным «багажом», представляющим совокупность психологических новообразований предыдущего возрастного этапа — дошкольного детства.
Младший школьный возраст — качественно своеобразный этап развития ребёнка. Развитие высших психических функций и личности в целом происходит в рамках ведущей на данном этапе деятельности (учебной — согласно периодизации Д.Б. Эльконина), сменяющей в этом качестве игровую деятельность, которая выступала как ведущая в дошкольном возрасте. Включение ребёнка в учебную деятельность знаменует начало перестройки всех психических процессов и функций [9].
Разумеется, далеко не сразу у младших школьников формируется правильное отношение к учению. Они пока не понимают, зачем нужно учиться. Но вскоре оказывается, что учение — труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений. Если ребёнок к этому не привык, то у него наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к учению. Для того, чтобы этого не случилось учитель должен внушать ребёнку мысль, что учение — не праздник, не игра, а серьёзная, напряжённая работа, однако очень интересная, так как она позволит узнать много нового, занимательного, важного, нужного. Важно, чтобы и сама организация учебной работы подкрепляла слова учителя.
Большое воспитательное воздействие учителя на младших связано с тем, что учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемым авторитетом. Авторитет учителя — самая важная предпосылка для обучения и воспитания в младших классах [14].
Происходит функциональное совершенствование мозга — развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны [7].
Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира — ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью [10].
Наиболее характерная черта восприятия этих учащихся — его малая дифференцированность, где совершают неточности и ошибки в дифференцировке при восприятии сходных объектов. Следующая особенность восприятия учащихся в начале младшего школьного возраста — тесная связь его с действиями школьника. Восприятие на этом уровне психического развития связано с практической деятельностью ребёнка. Воспринять предмет для ребёнка — значит что-то делать с ним, что-то изменить в нём, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его. Характерная особенность учащихся — ярко выраженная эмоциональность восприятия.
Некоторые возрастные особенности присущи вниманию учащихся начальных классов. Основная из них — слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничены. Произвольные внимания младшего школьника требует так называемой близкой мотивации. Если у старших учащихся произвольное внимание поддерживается и при наличии далёкой мотивации (они могут заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради результата, который ожидается в будущем), то младший школьник обычно может заставить себя сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить отличную отметку, заслужить похвалу учителя, лучше всех справиться с заданием и т. д.) [13].
Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.
Наряду с вниманием под влиянием обучения развивается память младших школьников. Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала [8].
Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте — это совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т. д. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, также развивается [7].
Аналитико-синтетическая деятельность в начале младшего школьного возраста ещё весьма элементарна, находится в основном на стадии наглядно-действенного анализа, основывающегося на непосредственном восприятии предметов [14].
В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны — склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина — потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения [12.].
Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их — недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Капризность и упрямство — своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.
Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости. Горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления [6].
Большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности — деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности [29].
Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т. е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л. С. Выготский называл зоной потенциального развития.
Важно развивать склонность к ручному труду, которая свойственна, в частности, всем младшим школьникам. На занятиях по труду в начальных классах дети изготавливают несложные изделия из пластилина, картона, бумаги, проявляя незаурядную смекалку, изобретательность и творчество. На этих занятиях у школьников развивается умение организовывать и планировать свою деятельность, складываются навыки самоконтроля.
Воспитывая способности детей, надо развивать у них настойчивость в преодолении трудностей, без которой самые благоприятные задатки и способности не дадут результата. Раннее проявление способностей у школьников часто бывает предпосылкой развития большого таланта, но, если проявившиеся способности в дальнейшем не развиваются и не воспитываются, они угасают. Развитие творческих способностей младшего школьника требует доброжелательности, терпения и веры в способности ребенка со стороны взрослого, что составляет основу педагогического профессионализма.
1.3 Роль уроков технологии в развитии творческих способностей младших школьников
2. Педагогический эксперимент по развитию творческих способностей младших школьников
2.1 Диагностика уровня развития творческих способностей младших школьников
По методике П. Торренса: беглость, гибкость, оригинальность и разработанность;
по методике Х. Зиверта: находчивость и дивергентное (нестандартное) мышление.
Методика П. Торренса [1]
Цель: исследование развития одаренности учащихся.
Таблица 1 — Распределение результатов тестирования по методике П. Торренса
№ п/п |
Беглость |
Гибкость |
Оригинальность |
Разработанность |
|
А1 |
7 |
6 |
3 |
4 |
|
А2 |
10 |
10 |
4 |
5 |
|
А3 |
10 |
6 |
3 |
3 |
|
А4 |
10 |
10 |
3 |
5 |
|
А5 |
8 |
6 |
5 |
1 |
|
А6 |
5 |
4 |
1 |
3 |
|
А7 |
10 |
9 |
4 |
4 |
|
А8 |
7 |
7 |
3 |
3 |
|
А9 |
10 |
9 |
4 |
5 |
|
А10 |
3 |
3 |
2 |
2 |
|
А11 |
5 |
4 |
2 |
1 |
Наглядно результаты методики представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 — Распределение результатов тестирования по методике П. Торренса
Анализируя результаты тестирования по методике Торренса, согласно данных таблицы 1 и рисунка 1, можно заметить, что результаты распределились следующим образом:
72% испытуемых показали высокий уровень по критерию беглости, набрав максимальный балл, что отражает способность детей к порождению большого числа идей, выраженных в словесных формулировках или в виде рисунков. Но, к сожалению, по критериям оригинальности и разработанности, уровень развития находится на 0%, это означает, что у школьников низкая способность к выдвижению идей, отличающихся от очевидных, банальных. Также установлена низкая способность к изобретательской и конструктивной деятельности, обладание учащимися слабой наблюдательностью. Показатель гибкости мышления находится на среднем уровне, что говорит о способности детей выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать разнообразные стратегии решения проблем.
Методика Х. Зиверта [3].
Результаты тестирования по методике Зиверта представлены в таблице 2.
Таблица 2 — Распределение результатов тестирования по методике Х. Зиверта
№ п/п |
Находчивость |
Дивергентное (нестандартное) мышление |
|
А1 |
9 |
6 |
|
А2 |
21 |
9 |
|
А3 |
10 |
6 |
|
А4 |
21 |
10 |
|
А5 |
10 |
9 |
|
А6 |
5 |
3 |
|
А7 |
18 |
6 |
|
А8 |
3 |
3 |
|
А9 |
0 |
0 |
|
А10 |
4 |
0 |
|
А11 |
9 |
2 |
Проанализировав полученные данные таблицы 2 и рисунка 2, мы получили следующие результаты:
Высокий уровень по обоим критериям — 0 человек (0%).
Средний уровень по критерию находчивости составляет 18% (2 человека), а по дивергентному мышлению — 0%.
Низкий уровень по находчивости у 9 человек (82%), по дивергентному мышлению у 11 человек (100%).
Детям это задание далось с большим трудом. Результаты тестирования значительно ниже среднего уровня и при оценке «настоящего» теста, определяющего уровень находчивости, можно отнесли к категории очень слабых.
По критерию дивергентного мышления у школьников есть задатки нестандартного мышления, и все же ребята очень плохо справились с заданиями.
Проанализировав обе методики, мы пришли к выводу, что у школьников низкая способность к выдвижению идей. Также установлена низкая способность к изобретательской и конструктивной деятельности. Учащиеся обладают слабой наблюдательностью, находчивостью и нестандартным мышлением.
2.2 Уроки технологии, направленные на развитие творческих способностей младших школьников
Получив результаты констатирующего эксперимента, мы составили темы уроков технологии, направленных на развитие творческих способностей младших школьников. Конспекты уроков представлены в приложении 1.
Таблица 3 — Тематический план уроков технологии
№ п/п |
Тема |
Цель |
|
1 |
Бумагопластика. Конструирование по образцу. |
Формирование новых приёмов бумагопластики |
|
2 |
Работа с бумагой и картоном. Оригами. Изготовление открытки. |
Умение конструировать из бумаги на основе техники оригами, составлять коллективный план работы и работать самостоятельно по нему и технологической карте |
|
3 |
Работа с природным материалом. Опилки. |
Познакомить с «новым» природным материалом, научить правильному использованию опилок |
|
4 |
Лепка из глины цветка. |
Развивать навык лепки из глины |
|
5 |
Иллюстрирование с помощью бумаги произведений К.И. Чуковского |
Формирование приёмов создания фронтальной композиции |
|
6 |
Изготовление утенка из помпона |
Научить изготавливать игрушки из шерстяной пряжи |
Представляем пример одного урока технологии, направленного на развитие творческих способностей младших школьников
Тема урока: «Бумагопластика. Конструирование по образцу».
Изделие: Фонарик из бумаги.
Вид учебного труда: Работа с бумагой.
Цель: Формирование новых приёмов бумагопластики.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Задачи урока: 1. Формирование новых приемов бумагопластики.
2. Закрепление приёма разметки прямоугольника с помощью линейки.
3. Развитие мышления, творческого и пространственного воображения.
4. Воспитывать аккуратность, трудолюбие.
Методы: Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, исследовательский.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Средства работы:
Для учителя: разборный макет фонарика (на скрепках), прямоугольные листы бумаги для демонстрации приемов работы, ножницы, линейка, 3 ёлки, телеграмма от Деда Мороза, ребус, карточки с названиями этапов работы.
Для учащихся: цветная бумага, учебник, линейка, клей, ножницы, карандаш.
Ход урока
1.Орг. момент. — Ребята, у нас сегодня необычный урок, а урок-соревнование. Будем работать в бригадах и соревноваться между бригадами. В каждой бригаде выбираем бригадира (выборы). В конце урока подведем итоги нашего соревнования. Каждая бригада в конце урока оценит свою работу на уроке. Условия соревнования у меня на доске: аккуратность, дисциплина, творчество.
— Проверим, всё ли у вас готово к уроку. Я буду читать вам стихотворение, а вы внимательно слушаете и проверяете, всё ли у вас есть на партах.
Чтоб работа закипела,
Приготовьте всё для дела,
Будем клеить, мастерить —
Всё должно в порядке быть.
Ножницы, бумагу, клей
Клади на место поскорей.
Не забудь про карандаш —
Он в труде помощник наш.
Линейку, ластик положи,
В порядке вещи содержи.
— Все готовы? Молодцы!
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
— Ребята, какой сейчас месяц? Верно, декабрь. А декабрь — это начало какого времени года? (Зимы) Зимой мы все и взрослые и дети с нетерпением ждём самый веселый, самый любимый праздник в году. А какой, вы узнаете, поиграв в игру «Доскажи словечко». Приготовились. Будьте внимательны.
На дворе снежок идёт,
Скоро праздник… (Новый год).
Мягко светятся иголки,
Хвойный дух идёт от …(Ёлки).
— Ребята, а вы любите праздник Новый год? Почему вы его любите? Расскажите, как вы готовитесь к нему.
— К нам сегодня утром в класс пришла телеграмма. Хотите узнать от кого? Отгадайте загадку:
У него румяный нос,
Сам он бородатый,
Кто же это? … (Дед Мороз).
Правильно, ребята!
— Хотите узнать, что нам написал Дедушка Мороз? Давайте прочитаем её (1 ученик читает).
Телеграмма
Внимание! В декабре начинает работать моя мастерская. Объявляю конкурс на лучшую ёлочную игрушку! Ценю в работе аккуратность и оригинальность. Желаю вам удачи! Скоро увидимся. Ваш Дед Мороз.
— Ну, что ребята, хотите поучаствовать в конкурсе? С сегодняшнего урока и до конца этой четверти у нас открывается «Мастерская Деда Мороза». На уроках технологии мы будем изготавливать новогодние подарки и украшения, украшать ими свой класс.
— Сегодня на уроке мы будем изготавливать ёлочное украшение. А какое, вы узнаете, разгадав ребус: ФО.
— Верно, будем изготавливать новогодний фонарик — ажурное ёлочное украшение из цветной бумаги. На доске у меня 3 ёлочки (по количеству бригад). В конце урока каждой бригаде необходимо будет нарядить фонариками свою ёлочку.
3. Первичное усвоение новых знаний.
А) Анализ конструкции фонарика.
— Рассмотрите готовое изделие (показываю макет). Скажите, сколько деталей в этом фонарике? (3) Назовите их. (Основа — внутренняя часть, внешняя часть — украшающая, и ручка). Как вы думаете, какую геометрическую фигуру представляет собой развёртка внутренней части фонарика? (Прямоугольник). Проверим? (Разворачиваю). Верно, молодцы, прямоугольник. А развертка внешней детали фонарика, что собой представляет? Проверяем. (Разворачиваю). Тоже прямоугольник. Как вы думаете, внутренняя и внешняя часть фонарика одинаковые по размеру прямоугольники? Как это проверить? (Наложением). Проверим. А ручка фонарика что собой представляет? (Полоску бумаги).
— Мысленно представьте по порядку все действия по изготовлению фонарика и приготовьтесь об этом рассказать. (1-2 ученика рассказывают вслух).
— А вот были вы правы или нет, мы проверим, открыв учебник на странице 62-63. Читаем и рассматриваем порядок работы.
Б) Разметка деталей фонарика.
— С чего надо начать работу? (С подбора цветной бумаги). Какие цвета можно выбрать, чтобы они хорошо, красиво сочетались?
— Положите перед собой цветную бумагу. Выберите для работы 2 листа цветной бумаги. Что теперь необходимо сделать? (Разметить прямоугольники). Какая фигура называется прямоугольником? Расскажите, как будете размечать прямоугольник с помощью линейки и карандаша. Какими должны быть длина и ширина прямоугольников?
(12 х 8 см) А для чего нужна полоска? (Для ручки). Какой длины и ширины должна быть ручка? (12 х 1 см).
— После того, как все детали фонарика будут размечены на цветной бумаге, что дальше необходимо сделать? (вырезать их).
— Так, как вы будете вырезать ножницами, вспомним правила безопасной работы с ножницами. (Дети проговаривают стихи).
С ножницами не шути,
Зря в руках их не крути,
И держа за острый край,
Другу их передавай.
Лишь окончена работа —
Ножницам нужна забота:
Не забудь ты их закрыть
И на место положить.
В) Выкраивание прямоугольников, обработка внешней детали.
— Для того чтобы фонарик получился ровным и красивым необходимо вырезать детали фонарика ровненько по линиям отреза на разметке.
— Когда вы вырежете все детали, можно начинать сборку фонарика? (Нет). Почему? Что ещё необходимо будет сделать? (Подготовить внешнюю деталь фонарика). Какую дополнительную обработку следует произвести с внешней деталью фонарика? Для чего следует отогнуть полоски по краям заготовки? Можно ли обойтись без них? Какой ширины должна быть эта полоска? (1 см). А можно ли их сделать шире или уже? Могут ли они быть разной ширины? Что необходимо сделать дальше? Для чего нужно надрезать заготовку? Какой ширины должно быть расстояние между надрезами? Расстояния между надрезами не могут быть слишком широкими, так как в этом случае не удастся придать внешней детали плавный красивый изгиб. Лучше всего делать надрезы примерно через полсантиметра или чуть больше.
— Очень большое значение для красоты и выразительности этой конструкции имеет аккуратность в выполнении всех операций: отогнутые полоски не должны быть кривыми, линии сгибов нужно делать как можно чётче; надрезы следует выполнить через равные промежутки, равной длины и они должны точно доходить до сгибов.
— Когда мы выполним надрезы на внешней части фонарика, сможем ли теперь приступить к сборке конструкции фонарика?
Г) Сборка фонарика.
— С чего начнёте сборку конструкции фонарика? (Склеить внутренний цилиндр, затем после примерки, закрепить на нем внешнюю часть, придавая ей соответствующую форму). Для того. Чтобы лучше склеить цилиндр, линию приклеивания можно на несколько секунд прижать к столу изнутри линейкой. Склеивать детали необходимо очень аккуратно, чтобы не было видно его сверху. Поиграем в игру «Клей-невидимка». И в конце сборки приклеиваем полоску-ручку внутрь фонарика.
— Итак, мы с вами рассмотрели и проанализировали весь ход работы. А теперь немножко отдохнём.
4. Первичная проверка понимания.
— Чтобы ещё раз повторить порядок работы, поиграем в игру «Расставь по порядку». У меня на карточках написаны этапы работы. Подул сильный холодный ветер и перепутал все карточки. Их необходимо расставить по порядку верно.
— Теперь всем понятно, как выполнять работу? Есть вопросы? Тогда приступайте к работе.
5. Усвоение новых знаний. Практическая работа.
Во время практической работы включаю музыку — детские песенки про ёлочку. Проводится индивидуальная работа со «слабыми учащимися» (учитель напоминает как лучше выбрать бумагу для работы, как лучше выкраивать детали, как аккуратно вырезать детали и т.д.).
За 5 минут до окончания работы:
— Ребята, время работы подходит к концу. Заканчивайте свои работы. Бригадиры соберут ваши фонарики и вывесят их на ёлочку своей бригады.
Физ.минутка (на внимание) «Запрещенное движение».
6. Подведение итогов урока:
— Ребята, подведём итоги нашего урока и нашего соревнования.
— Чему мы сегодня учились на уроке?
— Оцените работу 1 бригады.
— Что заметили хорошего, удачного в работах ребят?
— У кого самая красивая, аккуратная работа?
— Что не совсем хорошо получилось? Над чем ещё необходимо поработать?
(В таблицу с условиями соревнования вносятся результаты, подсчитываются баллы и выставляются оценки за работы).
Аналогично оцениваются работы остальных бригад. Выбирается лучшая бригада — победительница соревнования, они награждаются медалями «Победителю соревнования».
— Молодцы, ребята! Вы сегодня дружно, хорошо потрудились. У многих получились оригинальные ёлочные игрушки. Но давайте выберем самую лучшую игрушку, которую можно отправить на конкурс Деду Морозу.
— Почему решили, что эта работа лучшая?
— Мне очень понравилось, как вы сегодня все работали. Спасибо всем за работу, за ваше творчество! Урок закончен.
2.3 Методические рекомендации по развитию творческих способностей младших школьников
На творческих занятиях не допустим педагогический нажим, повышенный голос, явные и скрытые угрозы. Недоброжелательность сковывает, парализует особенно чувствительных и неустойчивых детей. Одним из важнейших условий создания атмосферы, побуждающей к творчеству, являются «эмоциональные поглаживания», к которым относятся обращение к ребенку только по имени, сохранение педагогом ровной, доброжелательной интонации, ласкового тона на протяжении всего занятия [28].
Часто в классе оказываются дети, которые внешне несколько пассивно реагируют на происходящее, из-за чего многие педагоги склонны говорить об их невысокой креативности. Это преждевременный вывод, просто принятие идеи или задания этими детьми происходит по- другому. При работе с ними педагогу следует:
— быть готовым к тому, что они достаточно медленно переключаются с одного вида деятельности на другой.
— не ждать от них быстрого включения в работу, выдерживать после вопроса не менее 5 секунд паузы, уметь переформулировать задание, даже сократить его при необходимости.
— показать и доказать свою заинтересованность, готовность помочь.
— стремиться достичь вместе с ребенком хотя бы небольшого позитивного результата, который в дальнейшем послужит основой для индивидуальной или совместной творческой деятельности.
На творческих занятиях необходимо создать условия, при которых ребенок, владеющий навыками той или иной деятельности, имел возможность самостоятельно проявить свои творческие способности. Индивидуальный подход к каждому ребенку, создания на занятиях климата доверия, предоставление самостоятельности в решении творческих задач — важные условия творческой атмосферы. Главное чтобы форма и содержание таких занятий были разнообразными, чтобы у детей не возникло ощущения обычности, рутинности, настраивающих на репродуктивность идеи и мыслей. Между тем именно необычность и новизна создают определенный эмоциональный фон, поддерживают у детей состояние творческого переживания, подъема, осмысления окружающего мира. «Обучать творческому акту нельзя, — отмечал Л.С.Выготский, — это вовсе не означает, что нельзя учителю содействовать его образованию и появлению».
В качестве пожелания к творческим содействиям учителя и детей предлагаю некоторые рекомендации для педагогов, работающих в области креативной педагогики.
-будьте терпеливы, не ждите от детей «быстрых» результатов — они обязательно будут, просто не торопите события.
— Не забывайте о доброжелательности; не спешите давать оценку детским работам, даже просто располагая их рисунки по «рейтингу», это иногда становится для детей источником неуверенности в себе и своих возможностях.
— не бойтесь движения и шума на занятиях: творческий, эмоциональный запал «ищет» выхода, сумели спровоцировать эту энергию — так лучше попрыгайте вместе с детьми, чем строгим голосом призывать успокоиться.
— попробуйте сами поиграть в «креативную педагогику», убедитесь, что это поле открыто каждому: как нет детей без воображения, так и нет педагога без творческих прорывов.
Родителям:
Как общаться с детьми в совместной творческой деятельности?
1. Выполнение закона гуманности: видеть не только себя, но и другого человека личностью. Необходимо организовать беседу о нормах общения, в ходе которой учащиеся должны прийти к выводу, что свое поведение необходимо контролировать в рамках формулы Я = Я, научиться понимать друг друга «с полуслова».
2. Выполнение закона саморазвития: стремиться к постоянному самосовершенствованию (я ? Я). С помощью выполнения серии заданий на познание объектов с помощью анализаторов необходимо показать возможность развития органов чувств человека, его воображения, мышления и способности к творчеству. Опытным путем учащиеся должны прийти к выводу, что для осуществления творческой деятельности необходимо самосовершенствоваться.
3. Создание ситуации успеха: творческие решения не могут быть «правильными» или «неправильными». При оценивании результатов творческой деятельности прежде всего обращать внимание на значимость каждого решения. При знакомстве с противоречиями необходимо отметить, что даже неудачный ответ может принести пользу, учитывать взаимодополняемость таких противоположных оценок в суждениях, как хорошо и плохо, правильно и неправильно, полезно и вредно и др.
Как организовать творческую работу детей дома?
1. При обсуждении творческого задания с ребенком занимайте позицию
* равного: «Интересно, а что ты об этом думаешь?»
* ниже: «Твое решение несомненно лучше моего», «Ты лучше меня знаешь как выполнить это задание».
2. Проявляйте искренний интерес к решению ребенка, даже если не считаете его заслуживающим вашего внимания, нелепым или глупым: «Мне нравится твоя работа, потому что … (назвать ребенку не менее пяти признаков)».
3. Если уровень выполненного задания не удовлетворяет ребенка, постарайтесь при беседе с ним показать возможности дальнейшего роста: «Да, сегодня твое решение может быть и не самое лучшее, что можно предложить в такой трудной ситуации, но только потому, что способ решения не совсем учтен. Зато в твоей работе … (указать достоинства решения и похвалить самого ребенка)».
4. Оценивая выполненную работу своего ребенка покажите ее достоинства и недостатки: «Это хорошо, потому что…, это плохо, потому что …». Даже неудачный ответ может принести пользу — показать направление дальнейшего развития.
5. По возможности, оказывайте помощь вашему ребенку при оформлении решений.
Заключение
Актуальность, заявленная в курсовой работе, определяется потребностью общества в творческих, активных людях и недостаточным использованием на уроках технологии различных средств, направленных на развитие творческих способностей. В процессе выполнения курсовой работы использовались психолого-педагогическая, научная и методическая литература, а также результаты педагогической практики. Данная курсовая работа содержит введение, две главы, заключение и список литературы.
Исследования особенностей развития творческой активности младшего школьника осуществлялись в трудах Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна, Н.С. Лейтеса, педагогов Ш.А. Амонашвили, Г.И. Щукиной, В.Н. Дружинина, В.Д. Шадрикова, И.Ф. Харламова и других. Среди разнообразных средств развития творческой активности младших школьников особое место занимают уроки технологии в начальных классах.
В первой главе «Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников» мы рассмотрели понятие «творческие способности» в психолого-педагогической литературе, возрастные особенности развития творческих способностей младших школьников. Отдельное внимание уделено роли уроков технологии в развитии творческих способностей младших школьников.
3. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети / Ю.З. Гильбух. — М.: Знание, 1991. — 80 с.
4. Годфруа Ж. Психология, изд.в 2 т., т.1 / Ж. Гондфруа.-М.:Мир,1992 — 436 с.
5. Гомырина Т.А. Развитие творческих способностей первоклассников на уроках художественного труда / Т.А. Гомырина. — М.: ВЧГК «Русский Центр». — 2003
6. Давыдов В.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности. Вопросы психологии./ В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман. — М.: Просвещение, 2002. — 620с.
7. Данилов М.А. Умственное воспитание / М.А. Данилов. Сов. Педагогика. — 2004. — № 12. — 176 с.
8. Данилов М.А. Дидактика /Под общей ред. М.А. Данилова, Б.П. Компова. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 2007. — 518с.
9. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. науч. тр. / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. — М.: НИИОПП, 2006. — 124 с.
10. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения / Л.В. Занков. — М., Просвещение, 2007. — 152с.
11. Зинченко, Татьяна Петровна. Память в экспериментальной и когнитивной психологии / Т.П. Зинченко. — СПб.: Питер, 2002. — 320 с.
12. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование примеров умственной деятельности и умственного развития учащихся / Е.Н. Кабанова-Меллер. — М.: Просвещение, 2008. — 288с.
13. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З.И. Калмыкова. — М.: Педагогика, 2001. — 200с.
14. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения / Г.Д. Кириллова. — М., Просвещение, 1980. — 159с.
15. Кондаков Н.И. Психологический словарь / Н.И. Кондаков. — М.: Изд-во: Наука страниц,1975. — 720 с.
16. Кудрявцев В. Ребёнок — дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. / В. Кудрявцев, В. Синельников — М.: Дошкольное воспитание, 1995 № 9 с. 52-59, № 10 с. 62-69.
17. Левина М. 365 весёлых уроков труда / Беляков Е.А. — М.: Рольф, Айрис — пресс, 1999.-256с.
18. Лук А. Н. Психология творчества. / А.Н. Лук. — М.: Наука, 1978. — 126 с.
19. Мещеряков Б. Большой психологический словарь. / Б. Мещеряков, В. Зинченко. — М.: Прайм-Еврознак, 2003. — 672 с.
20. Немов Р.С. Психология. Книга 3. / Р.С. Немов. — М., 1998. — 640 с.
21. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры./ Б.П. Никитин — 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991. — 161 с.
22. Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 640 с.
23. Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 2002. 640 с.
24. Пидкасистый П.И. Педагогика: учеб. пособие / под ред. П. И. Пидкасистого.- М.: Высшее образование, 2006.- 732 с.
25. Подласый И.П. Педагогика. / И.П. Подласый. — М.: Владос, 2003. — 253 с.
26. Рапацевич Е.С. Современный словарь по педагогике. / Е.С. Рапацевич. — Минск: «Современное слово», 2001. — 928 с.
27. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий в 2-х тт. Т.1. / Г.К. Селевко. — М.: НИИ «Школьные технологии», 2006. — 816 с..
28. Терехова Г.В. Развитие креативных способностей младших школьников в учебном процессе: Метод. рекомендации по курсу «Уроки творчества» для родителей. / Г.В.Терехова. — Челябинск: Изд-во «АТОКСО», 2005. — 175 с.
29. Чикишева О.В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста [Текст] / О. В. Чикишева / Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 90-92.
30. Режим доступа http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/58/2267/
31. Режим доступа http://ru.convdocs.org/docs/index-73037.html?page=5
32. http://verapanfilowa.narod.ru/DswMedia/konspektporabote1.doc.
33. Режим доступа http://www.refsru.com/referat-3972-5.html
34. Режим доступа http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/razvitie-tvorcheskikh-sposobnostei-mladshikh-shkolnikov-titenko-sv
2 урок: Тема урока: Работа с бумагой и картоном. Оригами. Изготовление открытки.
Цель: Умение конструировать из бумаги на основе техники оригами, составлять коллективный план работы и работать самостоятельно по нему и технологической карте.
1. Вступительная беседа.
Сегодня мы с вами займёмся изготовлением открытки, кто будет героем открытки, вы узнаете, отгадав загадку.
Отворилась тихо дверь-
И вошёл усатый зверь.
Сел у печки, хмурясь сладко,
И умылся серой лапкой. (Кошка)
Кошка живёт рядом с человеком не одну тысячу лет. В разные времена в разных странах относились к кошке по- разному. В Древнем Египте кошку боготворили, оказывали ей всякие почести. Случайное убийство каралось большим штрафом. Если же кошка умирала своей смертью, её оплакивали осыпали дарами- в виде высушенных мышей! Стоила кошка очень дорого.
Она приравнивалась по цене к волу.
В Европе в средние века коку преследовали, так как считали, что в ней поселился дьявол. Особенно не везло чёрным котам — полагали, что они приносят в дом несчастье.
Япония вернула доброе имя кошки. Владельцу небольшой чайной лавки, чьи дела шли плохо, подарили статуэтку кошки. Она ожила и стала работать за кассой. Всё больше людей заходила в чайную, чтобы увидеть такое чудо. Торговля стала процветать. С тех пор во всех чайных Японии держат кошек. Как уже говорилось, относились к кошке по-разному, кто-то их любил, а кто-то боялся и прогонял, считая ведьмами и сатаной. Всё это выдумки. Кошка не богиня, но и не ведьма. У кошки очень тонкий слух. Она слышит даже малейший шорох, который производят мыши, но не обращает внимание на громкую музыку.
Кошка очень чистоплотна и часто умывается. Кошка вылизывает не столько грязь, сколько свой собственный запах. Кошки отличные охотники и охотятся из засады. Если добыча по запаху почует опасность — останешься голодным. У кошки очень острое зрение она спокойно и бесшумно ходит в темноте втягивая когти.
Средняя продолжительность жизни кошек около 20 лет. Чемпионом среди долгожителей оказалась кошка Пусс (США), она прожила 36 лет. Обычно у кошки рождается 3-5 котят, кошка по кличке Колокольчик из Южной Африки родила 14 котят-близнецов. А кошка Мини (с 1927 по 1933 год, за семь лет) убила 12 тысяч 480 крыс.
Стихотворение про кошку, читают подготовленные ученики.
(«Что вы знаете про кошку?»)
II. Сообщение темы и цели урока. (Изготовление открытки)
III. Подготовка рабочего места. Повторение правил техники безопасности.
IV. Предварительное планирование (работа по технологической карте).
1. Заготовить два одинаковых квадрата. 10х10 см
2. Изготовить голову и туловище.
3. Изготовить детали.
4. Соединить детали с основой.
5. Оформить открытку по плану.
V. Работа с пословицей (на доске).
Хорош не тот, кто один впереди идёт, а тот, кто сам шагает и другим помогает.
— Как вы её понимаете?
— Какое правило рабочего человека подходит к данной пословице?
Работайте дружно!
VI. Показ порядка изготовления головы и туловища.
VII. Самостоятельная работа по намеченному плану.
Давайте вспомним наших усатых кинозвёзд.
1. Герой американского мультсериала? (Том)
2. Он кот-звезда экрана. Практичен, мудр и деловит. В деревне Простоквашино с друзьями жил и молоко парное пил. (Матроскин)
3. Его любимая фраза: «Ребята, давайте жить дружно». (Леопольд)
4. Героиня мультфильма Маугли? (Багира)
5. Как-то однажды кот стал главным в лесу, взял в жёны лесу. Назовите этого кота? (Котофеевич)
VIII. Аудиозапись — сказка «Кот-хвастун».
IХ. Проверка. Оценка. Конкурс открыток.
Х. Итог урока.
Чему научились? Что нового узнали?
Что больше всего понравилось?
Приложение 2
3 урок: Тема: Работа с природным материалом. Опилки.
Цель: 1) познакомить с «новым» природным материалом, научить правильному использованию опилок, знакомство с новым видом работы при помощи опилок;
2)воспитать любовь к окружающему миру, чувство уважения к труду других людей, любовь к классической музыки;
3)развивать общий кругозор учащихся, чувство эстетики.
Тип урока: Введение в новую тему.
Методы обучения: научный, наглядный, практический,
Оборудование: доска, мел, тряпка, указка, опилки, клей, ножницы, фломастеры, ТСО: магнитофон, аудиозапись классической музыки, дополнительный материал.
План урока
1. Организационный момент.
а) слушание одной из кантат И.С.Баха;
б) постановка целей и задач урока.
П. Вводная беседа
а) рассказ учителя о деревьях, сопровождаемых чтением стихотворения С.Я.Маршака «Что мы сажаем, сажая леса?»;
б) знакомство с самыми удивительными деревьями мира;
в) беседа об опилках, их применении, использовании, пользе.
Ш. Практическая работа
а) показ образцов — аппликаций, выполненных из опилок;
б) объяснение выполнения работы;
в) беседа о технике безопасности.
IV Физминутка
г} практическая работа учащихся
V. Итог урока
а} подведение итогов;
б} оценивание работ;
в} выставка лучших аппликаций.
Ход урока
1. Организационный момент.
П. Вводная беседа.
Мы сегодня с вами на уроке труда поговорим о деревьях. Есть у С.Я. Маршака стихи, которые начинаются словами: «Что мы сажаем, сажая леса?». Люди разных профессий ответили бы на этот вопрос, каждый по-своему:
Столяр: «Стол, за которым ты будешь писать, ручку, линейку, пенал…» И, конечно, он не забыл бы про деревянные шкафы, полки для книг, паркет для пола, оконные рамы, двери…
Рабочий бумажного комбината., кроме тетрадей, обязательно, назвал бы книги, газеты, журналы, потому что бумага делается из древесины.
И химик нашел бы добрые слова о лесе, о древесине, из которой получают на комбинате лаки, нитки для искусственной ткани, лекарства…
Музыканты воскликнули бы: «Спасибо, лес! Твое дерево, которое гудело от ветра и слушало пение птиц, теперь само запело, зазвучало голосами, сделанных из дерева — рояль, скрипки, балалайки».
«Что мы сажаем, сажая леса?» — переспросил бы врач. Да, прежде всего, здоровье. Здесь самый чистый, самый полезный и здоровый воздух. Если бы не здоровые леса, людям нашей планеты не хватило бы кислорода, чтобы дышать.
А лесничий сказал бы: «Как видите, лес нужен всем. Но чтобы лесных богатств хватило не только нам, но и нашим правнукам, на месте каждого срубленного дерева нужно посадить одно нет даже два новых. И еще, лес — это не только сырье, но и бесценная красота». И мы, сегодня, познакомимся с удивительными деревьями, которые растут в мире. (Выходят дети, они рассказывают и показывают).
Эвкалипт — это самое высокое дерево в мире; высота — 100-110 м, гигантский, автралийский.
Бамбук — самая высокая в мире трава;
Баньян — фикус, самое раскидистое дерево на свете — железное
Секвоя — дерево-долгожитель, 3500 лет; самое высокое дерево в Америке;
Колбасное дерево — полуметровые плоды напоминают колбасу;
Молочное дерево — «дерево-корова»;
Конфетное дерево — плоды вкусные и сладкие как настоящие конфеты;
Хлебное дерево — из мякоти плодов пекут в золе лепешки, похожие на настоящий хлеб
А какие деревья растут у нас в Татарстане? (Дети перечисляют названия деревьев)
И вот некоторые деревья вырубают для нужд в народном хозяйстве, распиливают бревна на части, и что остается на земле? Правильно, опилки, которые тоже приносят пользу. А где применяются опилки?
· Их прессуют, обрабатывают и изготавливают мебель; опилками забивали кукол и других мягких игрушек, опилками можно топить печь и многое другое.
Правильно молодцы и мы с вами тоже сегодня найдем применение опилкам и сделаем аппликацию. Мы с вами потрудимся так, чтобы у вас получилось красиво. А кто мне скажет пословицу о труде? (Дети говорят пословицы)
III. Практическая работа
Ребята посмотрите внимательно сюда: сегодня вы будете выполнять вот эти аппликации: мальчики «мишку», а девочки «ромашку» Ну а сейчас я объясню, как нужно правильно выполнять эти аппликации. (Объяснение).
Очень хорошо. Но ребята, мы еще не повторили правила техники безопасности на уроке труда. Кто мне расскажет их? (Учащиеся перечисляют правила техники безопасности).
IV. Физминутка (учащиеся танцуют под музыку)
· очень хорошо. Вы немного отдохнули, а теперь приступайте к работе. Ну а мы посмотрим, кто лучше выполнит работу — мальчики или девочки (во время работы звучит классическая музыка)
V. Итог урока
· ну что же ребята, наш урок подходит к концу. Давайте проверим ваши работы и сделаем выставку (звучит мелодия из балета Г. Щедрина (Ж. Бизе) «Кармен» — «Тореодор»)
· а кто мне скажет, чем мы сегодня занимались? Что нового вы узнали об опилках? О деревьях? Какие удивительные деревья вы теперь знаете?
· Молодцы.
Приложение 3
4 урок: Тема: Лепка из глины цветка. Нанесение с помощью стеки орнамента из прямых и волнистых линий. Свойства глины.
Цель: Развивать навык лепки из глины.
Задачи: 1. Познакомить детей с материалом для лепки — глина.
2. Познакомить детей со свойствами глины (В сухом состоянии глина твердая, если добавить вода становится мягкой).
3. Познакомить детей с профессией Гончар.
4. Познакомить детей с правилами работы с глиной.
5. Продолжить работу с таким инструментом как стека.
6. Развивать мелкую моторику мускулатуры рук.
7.Пополнить словарный запас детей новыми понятиями (Гончар, гончарня, гончарный круг).
8. Воспитывать аккуратность, эстетический вкус.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
Прозвенел для нас звонок
Начинается урок.
II. Проверка готовности к уроку.
— Ребята, пробегитесь по парте глазками и проверти, у вас на парте должно лежать: клеенки, стека, 2 подложки из картона.
Но это еще не все, у вас не хватает самого главного — материала для выполнения поделки. И о нем я расскажу вам чуть позже.
III. Вступительная беседа.
— Прямо сейчас я начну вам открывать секреты. Первый секрет — сегодня на уроке мы с вами будем лепить..
— Ребята, а из чего можно лепить?
(Во время ответов детей на доске появляются таблички: ПЛАСТИЛИН, ГЛИНА, СНЕГ, ТЕСТО)
— Но мы не можем лепить сразу из всего. И поэтому сейчас открою вам второй секрет, но вы должны отгадать загадку о материале с которым мы будем работать.
Если встретить на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделал миску или вазу-
Она понадобиться сразу.
— Правильно, материал, с которым мы будем работать- глина.
-Ребята, а с любой глины можно лепить?
-Нет, с сухой глины лепить нельзя, т.к. она твердая как камень, а если в нее добавить воды она становится мягкой и из нее можно лепить.
-Ребята, а что лепят из глины?
(Во время ответов детей на доске появляются таблички: ПОСУДА, ИГРУШКИ, КИРПИЧИ).
— Кто-нибудь знает, как называется профессия человека, который работает с глиной. (ГОНЧАР).
ГОНЧАР — человек, работающий с глиной и изготовляющий из нее посуду, игрушки и т.д.
— Гончар работает в специальной мастерской, которая называется ГОНЧАРНЯ, которая обычно находилась на краю селения. Главным оборудованием в работе гончара был ГОНЧАРНЫЙ КРУГ. (показ на рисунке).
-Работа гончара делилась на несколько этапов: 1. подготовка глины к работе;
2. Изготовление изделия на гончарном круге; 3.обжигание изделия в печи, чтобы оно было прочным.
ФИЗМИНУТКА
IV. Сообщение темы и целей урока.
-Ребята, сегодня на уроке мы будем лепить подарок? А чтобы узнать для кого послушайте стихотворение (Стихотворение про маму).- Правильно стихотворение о маме. Скоро праздник будет «Мамин день». А на праздник принято дарить подарки. Мамы очень любят цветы, вот и мы сегодня на уроке СЛЕПИМ ЦВЕТОК ДЛЯ МАМЫ.
V. Анализ образца.
-Ребята, из скольких частей состоит цветок? (из 3 частей: стебель, листочек и лепестки).
Какие геометрические фигуры использованы для выполнения цветка? (овал, круг (6 — 5 маленьких, 1 большой), колбаска).
-На чем располагается цветок?
— В какой последовательности будем выполнять работу? (Сначала лепим стебель, потом листочек, лепестки).
-После того как слепим все детали необходимо соединить их все вместе.
-Наносим рисунок при помощи стеки (волнистые и прямые линии).
ПРАВИЛА РАБОТЫ С ГЛИНОЙ.
· Работу начинаем только с разрешения учителя;
· Лепку выполняем на подкладной доске или картоне;
· Глину нельзя бросать на пол;
· После работы необходимо вымыть руки с мылом.
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ
VI. Выполнение работы.
1. От большого куска отрезаем маленький кусочек — стебелек.
2. Отрезаем второй кусок — листик.
3. Теперь приступаем к выполнению самого цветка. У головки цветка есть 1 серцевинка и 5 лепесточков.
4. Соединение деталей на подложке.
5. Прорисовывание стекой отдельных деталей.
VII. Анализ работ учащихся.
-Все молодцы. Но у нас есть те, ребята, которые лучше всего справились с лепкой и это…
-У …. не получилось ….
-Что нового узнали на уроке?
— Понравился ли вам урок?
Задачи урока:
· формирование приёмов создания фронтальной композиции;
· повторение знаний учащихся о приёмах работы с бумагой;
· развитие пространственного мышления и воображения;
· развитие мелкой моторики рук, глазомера;
· ознакомление с системой самоанализа своей работы;
· воспитание аккуратности, трудолюбия.
· развитие интереса к предложенным книгам, привлечение учащихся к активному чтению.
Оборудование и материалы
· для учащихся: книги, картон, белая бумага, цветная бумага, простой карандаш, ножницы, клей, салфетки, клеёнка;
· для учителя: CD “Сказки К.И.Чуковского” (читает автор), книги и портрет К.И.Чуковского, мультимедиа, раздаточный материал.
Ход урока
1. Организация урока. Проверка готовности материалов и оборудования.
2. Вводная беседа. Сообщение темы. Постановка учебных задач.
3. Выбор материалов.
4. Планирование предстоящей работы.
5. Физминутка.
6. Практическая деятельность по изготовлению изделия.
7. Выставка и анализ работ. Подведение итогов.
8. Уборка рабочих мест.
1. Организационный момент. Проверка готовности материалов и оборудования.
2. Вводная беседа. Сообщение темы, постановка учебных задач.
— В сорока минутах езды от столицы, в одном из красивых уголков Подмосковья — в посёлке Переделкино, среди берёз и сосен, в небольшом загородном доме много лет жил высокий седой человек, которого знали и любили не только все дети посёлка, но и маленькие жители Москвы и всей нашей обширной Родины — России, и который заслужил у ребят почётное звание «дедушка». Жил человек, чьи стихи, сказки, загадки с ранних лет приносят всем нам радость, человек, которому 1 апреля 2007 года исполнилось 125 лет. Имя этого человека — Корней Иванович Чуковский. Не только вы, ребята, но и ваши родители не представляют своего детства без «Мухи-Цокотухи», «Айболита», «Тараканища»…(показ слайда на мультимедиа).
А настоящее имя писателя — Николай Васильевич Корнейчуков. Вы догадались, откуда взялся его литературный псевдоним “Корней Чуковский”?
— Посмотрите, на экране мультимедиа записана тема сегодняшнего урока.
(Тема урока: иллюстрирование с помощью бумаги произведений К.И.Чуковского)
— Как вы думаете, в чём же будет сегодня заключаться наша работа? (наверное, мы сегодня будем выполнять иллюстрации к произведениям К.И.Чуковского).
— Что такое иллюстрация? (рисунок в книге или журнале).
— А кто изображает иллюстрации в книгах, которые мы читаем? (художник — иллюстратор).
— Почему так важны иллюстрации в детских книгах? (потому, что маленьким детям многое трудно представить, а рисунки помогают понимать прочитанное).
— Давайте прочитаем, как в толковом словаре описано значение слов “иллюстрация” и “иллюстратор” (показ слайда на мультимедиа).
· ИЛЛЮСТРАЦИЯ — рисунок в тексте книги, журнала, сопровождающий изложение или поясняющий содержание.
· ИЛЛЮСТРАТОР — художник, выполняющий рисунки к тексту.
— Давайте вместе попробуем вспомнить сказки К.И.Чуковского по иллюстрациям из книг. (Показ на мультимедиа слайдов с иллюстрациями к сказкам: “ПУТАНИЦА”, “ТАРАКАНИЩЕ”, “МУХА-ЦОКОТУХА”, “МОЙДОДЫР”, “ЧУДО-ДЕРЕВО”, “КРАДЕНОЕ СОЛНЦЕ”, “АЙБОЛИТ”, “ТЕЛЕФОН”).
3. Выбор материалов.
— Какой материал мы можем использовать на уроке? (бумагу, ткань, пластилин)
— Почему для работы лучше использовать бумагу? (у неё яркие цвета, можно использовать разные виды бумаги, её легко сгибать, резать, клеить).
— Какие цвета можно использовать? (стихи Чуковского яркие, радостные, поэтому и цвета выберем яркие, ведь мы хотим создать красочные иллюстрации, чтобы они нравились детям).
— В какой технике лучше выполнять эту работу? (в технике “Аппликация”, т.к. каждый ученик может выполнить часть работы, а потом мы вместе сможем из частей собрать целую композицию).
4. Планирование предстоящей работы.
— С чего необходимо начать работу? (с эскиза или наброска)
— Каким будет следующий этап? (необходимо выбрать бумагу определённого цвета)
— Как лучше планировать совместные действия? (надо распределить работу между всеми участниками группы).
— Какой будет последний этап работы? (надо будет из частей собрать одну композицию к прочитанному отрывку и наклеить ее части на большой лист бумаги).
Далее работа проходит так: один ученик из группы негромко читает отрывок вслух, а остальные члены группы внимательно слушают. После прочтения учащиеся обсуждают, как можно проиллюстрировать этот отрывок. Дети, хорошо умеющие рисовать, помогают выполнить эскизы, остальные аккуратно вырезают нарисованное. Я стараюсь подобрать участников группы так, чтобы в ней оказались “генераторы идей”, хорошо рисующие дети (хотя бы по 1-2 человека), чтобы работа в группах шла примерно в одном темпе, и чтобы качество общей работы было примерно одинаковым.
5. Физминутка (отрывок из стихотворения К.И. Чуковского “Тараканище”).
Ехали медведи (шаги на месте)
На велосипеде.
А за ними кот (поворот вокруг себя)
Задом наперёд,
А за ним комарики (взмахи руками вверх — вниз)
На воздушном шарике.
А за ними раки (приседания на месте)
На хромой собаке.
Волки на кобыле. (шаги на месте,
Львы в автомобиле. имитация вождения машины)
Зайчики (прыжки на левой ноге)
В трамвайчике.
Жаба на метле… (прыжки на правой ноге)
Едут и смеются, (шаги на месте, все улыбаются)
Пряники жуют.
6. Практическая деятельность по изготовлению изделия.
— Перед предстоящей работой давайте вспомним правила работы с ножницами.
· Храни ножницы в указанном месте.
· При работе внимательно следи за направлением реза.
· Не работай тупыми ножницами.
· Не держи ножницы лезвиями вверх.
· Не режь на ходу.
· Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперёд.
— Какие ещё правила необходимо соблюдать на уроке?
· Работать на клеёнке
· Лишний клей вытирать салфеткой
— Вы можете приступать к работе. Желаю творческих успехов!
(Учащиеся по группам выполняют аппликацию из различных видов бумаги к отрывкам из произведений К.И.Чуковского “Телефон”, “Муха-Цокотуха”, “Чудо-дерево”. Тексты произведений раздаются детям перед началом работы. Во время выполнения практической части учитель включает диск “Сказки К.И.Чуковского”).
7. Выставка и анализ работ. Подведение итогов урока.
— Какие из представленных работ кажутся наиболее интересными?
— Почему?
— Достигнута ли цель, поставленная на уроке?
8. Уборка рабочих мест.
— Вот закончился урок.
Всё убрать нам нужно в срок.
Мусор быстро собери,
В портфель все вещи положи,
Клеёнку тряпкой оботри,
Потом сложи и убери.
Приложение 5
6 урок: Тема: «Изготовление утенка из помпона».
Девиз:
«Мы, трудится очень любим, нам трудиться нравится,
Каждый сладит с трудным делом, с любой работой справится»
Цель: познакомить с шерстяной пряжей, ее свойствами, с одной из старых техник изготовления игрушки, научить изготавливать игрушки в данной технике, воспитание самостоятельности, аккуратности, развитие творческих способностей, любви к рукоделию, уважению к труду.
Оборудование: остатки оранжевой пряжи, картон, клей универсальный, ножницы, фетр, пластиковые глазки.
Ход урока
Орг. момент: 1-2 мин Определение темы: 3 мин Объяснение нового материала: 25 мин Практическая работа: 40 мин Подведение итогов: 5 мин Домашнее задание: 5 мин
Конспект урока
Сегодня мы проводим урок — мастерскую «Наши руки не для скуки». Немного фантазии, юмора, плюс всевозможные остатки шерстяной пряжи и, конечно, любовь к рукоделию — вот и все, что нужно для освоения несложной техники изготовления игрушек из…. Из чего мы узнаем, если перенесемся на игру «Поле чудес». Ученики отгадывают слово «помпон». Где же можно использовать помпоны? Ими украшают шапки, тапочки, одежду.
Посмотрите на свою пряжу и отгадайте загадку: «По горам, по долам ходит шуба да кафтан?» (Баран, овца)
Почему мы сегодня говорим об овце, баране?
Потому что они дают нам шерсть. Шерсть издавна известна людям.
В городе Уре, недалеко от Персидского залива, найдено одно из наиболее и старых изображений овцы, выполненное в технике мозаики. Оно датируется приблизительно 3500 г. н. э. Овец стригли ножницами, сохранившими форму римских — без гвоздика посередине. Затем шерсть тщательно сортировали, вымачивали в слабом растворе, чтобы удалить жир, сушили на солнце и особыми щипчиками убирали приставшие твердые частицы.
Потом шерсть трепали, чесали металлическими чесалками или деревянными гребнями. После этого формовали в виде своеобразной ленты и пряли.
Помните у А. С. Пушкина: «Три девицы под окном пряли поздно вечером…» или в «Сказке о рыбаке и рыбке»:
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Как же они пряли? Что им для этого было нужно?
Вернемся на «Поле чудес» и отгадаем два слова (веретено и прялка)
Учащиеся отгадывают слова «веретено» и «прялка». Верно, сначала пряли вручную, с помощью веретен, а затем прялкой.
Издавна прядение представляло особый ритуал, оно было одним из главных занятий женской половины населения, когда собирались девушки и женщины за важным ремеслом, коротали дни и вечера за веретеном или прялкой, вели душевные беседы, напевали любимые песни.
В результате появилась шерстяная пряжа, из которой потом на ткацкой фабрике ткали ткань. Итак, что такое пряжа? Пряжа — это нить, полученная при скручивании отдельных волокон. А процесс получения пряжи называется прядением. Прядение проходит в следующей последовательности: разрыхление волокон, трепание, чесание, выравнивание, предпрядение и сам процесс прядения. Далее из пряжи на ткацкой фабрике ткут ткань. Что такое ткань? Ткань — это материал, который получают на ткацких станках путем переплетения нитей пряжи основы и утка между собой
В древних летописях неоднократно упоминается о выработке на Руси шерстяных тканей.
Из сукна шили сермяги, епанчи, охабни, опашни, сарафаны, шапки.
Как вы думаете, что обозначают эти слова? Итак, возвращаемся на «Поле чудес» и отгадываем слова. Сермяга — кафтан из грубого неокрашенного сукна.
Епанча — длинный и широкий старинный плащ.
Охабень — старинный русский широкий кафтан с откидным четырехугольным воротником и прорехами для рук под длинными прямыми рукавами.
Опашень — старинный долгополый кафтан с длинными широкими рукавами, частыми пуговицами и пристяжным меховым воротником.
В 1630 году в Москве была создана первая мануфактура по изготовлению тонкого сукна, но выдерживать конкуренцию с привозным товаром она не смогла и вскоре закрылась. Петр I, заботясь о снабжении армии, поддерживал создание суконных фабрик. Сейчас шерсть производят по всему миру. Одним из наиболее крупных поставщиком шерсти является Австралия: она дает около трети мирового производства шерсти.
Возьмите в руки пряжу. Какая она на ощупь? Мягкая, пушистая, теплая, упругая Шерсть обладает высокой гигроскопичностью, изделия из шерсти почти не сминаются, бывает разного цвета. К воздействию света шерсть значительно более устойчива, чем растительные волокна. Давайте подожжем волокна шерсти, чтобы узнать, как горит шерсть. Что мы видим? Волокна шерсти во время горения спекаются, когда их выносят из пламени, горение прекращается. На конце образуется черный спекшийся шарик, который легко растирается пальцами.
Что же можно сделать из пряжи? Связать свитера, носки, шарфы.
А кроме этого можно создавать игрушки. Создавать игрушки своими руками — очень увлекательное дело.
Фантазируйте, подбирая размеры и цвета помпонов, добавляя чуть-чуть фетра, ткани, пуговиц и другие детали.
Процесс изготовления небольших подарков по различным поводам и без таковых принесет огромную радость, доставит удовольствие и прибавит оптимизма.
Для работы потребуется: (отгадайте)
«Без ног, а бегает» (клубок) «Инструмент бывалый — не большой, не малый, у него полно забот, он и режет и стрижет» (ножницы) «У вострушки — хвостик в ушке» (игла с ниткой) фетр разных цветов глаза из пластика жесткий картон толщиной около 3 мм клей универсальный пинцет
Учимся делать классический помпон.
Из картона вырезать заготовку равную диаметрам 2 кругов задуманного изделия плюс 1,5 см. Количество заготовок должно быть 2 штуки.
Как можно ровнее обмотайте шерстяной нитью картонное кольцо и наматывайте нить до тех пор, пока сторона, расположенная к центру, не окажется заполненной (чем лучше заполнен центр, тем более плотным будет помпон).
Протолкните острие ножниц между двумя кругами картона, затем аккуратно разрежьте шерстяную пряжу, придерживая её но, при этом, не сдвигая с картона. Пропустите между двумя кругами картона сложенную вдвое или втрое шерстяную нить и завяжите находящуюся на картоне пряжу в очень тугой узел. Удалите картон. Подровняйте помпон ножницами.
Вы научились делать помпоны одного цвета. А можно сделать помпон из двух цветов.
Наматывать на картонку шерстяную пряжу по цвету.
Работаем по группам по 2 человека. Делаем игрушки забавных утят. Для их изготовления нужно 2 помпона.
Каждый делает по одному помпону, затем их соединяем с помощью клея. Вырезаем из фетра клюв, лапки, крылья, гребешок. Приклеиваем все это и пластиковые глаза
У каждой группы получится свой цыпленок, не похожий на других.
Перед работой давайте разомнем свои руки: ласково и нежно поглаживая их, пошевелим пальцами, сожмем и разомнем их, приговаривая: «Наши золотые ручки сделают сейчас шедевр».
Техника безопасности
1-я ученица
Работать ножницами можно,
Но очень — очень осторожно.
Не бегай с ними по квартире
Так можно сделать харакири.
Коль просит кто-то, не зевай.
Вперед колечками давай.
2-я ученица
Игла в работе весела, Она тонка и так мала! — Не будешь класть ее на место, Вдруг потеряется в отместку И затаится в беспорядке: Тебе ж потом воткнется в пятку.
3-я ученица
Везде и всюду правила —
Их надо знать всегда!
Особенно это касается
Уроков школьного труда.
Любая работа требует сноровки —
Обращайся с инструментами ловко!
Технологическая карта по изготовлению цыплят.
Сделайте 2 помпона из желтой пряжи: один d=5см для головы, другой — d=6см для туловища. Скейте помпоны между собой. Вырежьте из красного фетра ромб, сложите его пополам в виде клюва. Вырежьте из красного фетра лапы. Приклейте цыпленку крылышки и глаза.
Физкультминутка
Фантазируйте! Оформите цыпленка по своему усмотрению: прикрепив шляпу, бантик, гребешок и т. д.
Подведение итогов занятия.
Подсчитайте:
Во сколько обошлась игрушка? Куда вы ее денете? У кого самый интересный цыпленок получился?
На нашу любовь к милым и забавным вещам, сделанными своими руками, не в силах повлиять никакие модные веяния.
Ведь вещи, выполненные своими руками, будут неповторимы, оригинальны, нести в себе положительную энергетику и наверняка порадуют ваших близких. Древнегреческий мудрец Пифагор сказал: « Статую красит вид, а человека — деяние».
Удачи вам и творческих успехов!
Размещено на