Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИИ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ.
1.1. Первый этап исследования..
1.2. Второй этап исследования
Вывод
2 ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
2.1. Раскрытие понятия «компетентность будущего специалиста с высшим образованием».
2.2. Проблема формирования компетентности будущего специалиста в вузе
2.3. Пути развития профессиональной компетентности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..
ПРИЛОЖЕНИЯ
Выдержка из текста работы
2.3. Оценка эффективности применения методики разработки лабораторно-практических работ в преподавании экономических дисциплин ……………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 28
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ………………………………………………… 30
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………. 32
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с федеральным законом об образовании от 29.12.2012 № 273, демократизация и гуманизация общества являются основными принципами реформы системы образования. Сам термин «образование» трактуется следующим образом: образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенного объема и сложности, приобретаемых в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Образование в средне профессиональном образовательном учреждении рассматривается как средство безопасного и комфортного существования личности, не исключает высокого уровня экономического развития, «…увеличение внимания к личности учащегося, как высшей ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектами, моральными и физическими качествами». В соответствии с данными утверждениями напрашивается вывод о том, что вся система воспитания и образования должна быть переориентирована, не только на обучающегося в целом, как субъект воспитания, но и непосредственно на развитие независимой, самостоятельной личности. В связи с этим, главной педагогической проблемой становится формирование у обучающихся положительного отношения к процессу образования и, в особенности, к изучению экономических дисциплин.
Это обусловлено заинтересованностью государства в подготовке высококлассных специалистов, востребованных на рынке труда.
Учебное занятие — творческий акт, он требует от преподавателя и обучающегося мобилизации их интеллекта и эмоциональных сил. Благодаря росту научно-теоретического уровня учебного занятия, повсеместному внедрению компьютерных технологий, происходит углубление и интеллектуализация учебного труда. В связи с этим проблема повышения эффективности учебного занятия и, в частности, методики разработки и проведения лабораторно-практических работ по экономике становится наиболее актуальна.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена её непосредственной связью с основными целями и задачами обучения экономики – дать обучающимся не только теоретические знания в области экономического образования, но и воспитать стремление к дальнейшему самообразованию, раскрытию своих потенциальных возможностей духовного самосовершенствования.
Цель исследования: выявить наиболее актуальные, соответствующие современным требованиям общества особенности разработки лабораторно-практических работ в преподавании экономических дисциплин.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность, функции и формы лабораторно-практических работ;
2. Обосновать необходимость использования лабораторно-практических работ в преподавании экономических дисциплин;
3. Проанализировать методику разработки лабораторно-практических работ;
4. Выявить особенности применения методики разработки лабораторно-практических работ;
5. Провести оценку эффективности методики разработки лабораторно-практических работ.
Объект исследования: процесс разработки лабораторно-практических работ для занятий по экономике.
Предмет исследования: методические, организационные, педагогические критерии разработки лабораторно-практических работ по экономике.
Методы исследования: метод сбора эмпирических данных, проверки и опровержения гипотез и теорий, метод описания, объяснения и прогноза, метод обработки результатов исследования.
Теоретической и методологической основой изучения особенностей разработки лабораторно-практических работ послужили работы Н. Хужаева, О.И. Агаповой, В.П. Беспалько и др.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
1.1. Сущность, функции и формы лабораторно-практических работ
В учебной практике средних профессиональных образовательных учреждений сложились разнообразные аудиторные и внеаудиторные формы учебного процесса: лекции, семинары, лабораторно-практические работы, консультации, зачеты, экзамены, курсовое и дипломное проектирование, практика и т.д. Ни одна из этих форм не может быть признана универсальной, способной заменить другие. Формы находятся во взаимосвязи и логической последовательности. Например, качество лекции определяется уровнем подготовки и проведения семинарского или лабораторно-практического занятия. Количественное соотношение форм обучения зависит от образовательных целей.
В системе работы по восприятию и усвоению нового материала учащимися широкое применение находит метод лабораторно-практических работ. Свое название он получил от лат. laborare, что значит работать и prakticos — деятельный. Лабораторно-практическая работа – это групповое практическое занятие под руководством преподавателя, которое обеспечивает создание личных образовательных продуктов. В ходе практического занятия студент закрепляет знания, учится стандартным процедурам и поисковой деятельности при решении задач и упражнений, учится точно и доказательно выражать свои мысли, вести дискуссию на языке конкретной науки.
Основные функции лабораторно-практической работы (в порядке приоритетности) могут быть обозначены так: 1. Учебно-познавательная функция — закрепление, расширение, углубление знаний, полученных на лекциях и в ходе самостоятельной работы. 2. Обучающая функция — школа публичного выступления, развитие навыков отбора и обобщения информации. 3. Побудительная функция — побуждение на основе анализа состояния подготовки к более активной и целеустремленной работе….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Лабораторно-практические работы – одна из самых важных форм организации и проведения занятия в среднем специальном учебном заведении, способствующая более глубокому усвоению теоретических знаний, а также стремлению к дальнейшему самообразованию, самоактуализации, раскрытию своих потенциальных возможностей, духовному самосовершенствованию личности обучающегося. Целью курсовой работы была необходимость выявить наиболее актуальные, соответствующие современным требованиям общества особенности разработки лабораторно-практических работ в преподавании экономических дисциплин. Данная цель была полностью достигнута. Были рассмотрены сущность, функции и формы лабораторно-практических работ, обоснована необходимость их использования в преподавании экономических дисциплин, также были проанализированы особенности разработки лабораторно-практических работ, выявлена специфика их применения, проведена оценка эффективности использования на практике готовой методической разработки по теме «Безработица. Виды безработицы».
Составленный, в соответствии с особенностями методической разработки лабораторно-практических работ, план-конспект, прошел успешную апробацию в Ишимском многопрофильном техникуме, где получил положительную оценку со стороны обучающихся. Решение задач является очень эффективной формой проверки знаний, она позволяет контролировать умение применять полученные знания на практике, проводить логические связи с теоретическим материалом, задействовать в активной учебной деятельности всю студенческую группу.
Также благодаря экономическим задачам и тестовым заданиям возможен индивидуальный контроль знаний обучающихся и своевременная их корректировка. Таким образом, данная курсовая работа имеет практическую ценность. В ней были рассмотрены и подтверждены на практике теоретические основы разработки лабораторно-практических работ и подтверждена их эффективность. Существующую методическую разработку занятия можно применять и далее в педагогической практике при работе со студентами средних специальных учебных заведений.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Агапова, О.И. Проект новой модели обучения экономике / О.И. Агапова, Л.А. Джонс, А.С. Ушаков. — Экономика и образование, 1996, — 158 с.
2. Аташев, Р.С. Положение о планировании, организации и проведении лабораторных работ и практических занятий / Р.С. Аташев. – Буйнакск, 2014. – 15 с.
3. Бардовский, В.П. Экономическая теория: Учебник / В.П. Бардовский, О.В. Рудакова, Е.М. Самородова. — М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 400 с.
4. Высколян, Н.Е. Методические рекомендации по составлению и оформлению учебно-методических разработок занятий / Н.Е. Высколян. – Ухта, 2013. – 50 с.
5. Граф, В. Основы самоорганизации учебной деятельности и самостоятельная работа студентов / В. Граф, И. Ильясов, В. Ляудис. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011. – 358 с.
6. Жутковская, Т. С. Экономическая теория: Учебное пособие / Т. С. Жутковская, Н. Р. Шишкина. – Тюмень, 2006. – 569 с.
7. Зайцева, И.А. Моделирование образовательной среды. Человек: его сущность, развитие и проблемы / И.А. Зайцева. — Ростов н/Д: ГинГо, 2000.- 341 с.
8. Кукушин, B.C. Теория и методика обучения / B.C. Кукушин.— Ростов н/Д.: Феникс, 2005. — 474 с.
9. Морозова, И. С. Повышение эффективности познавательной деятельности студентов при совместном решении задач / И. С. Морозова // Вестник Кузбасского государственного технического университета. — 2005.- № 3.— 142-144 с.
10. Русецкая, Т. П. Современные технологии обучения в высшей школе / Т. П. Русецкая. — М.: МИТСО, 2008. – 325 с.
11. Скакун, В.А. Организация и методика профессионального обучения: Учебное пособие / В.А. Скакун. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. — 336 с.
12. Сластенин, В.А., Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.— 288 с.
13. Хвесеня, Н. П. Методика преподавания экономических дисциплин / Н. П. Хвесеня, М. В. Сакович. — Минск: БГУ. 2006. – 116 с. 14. Хужаев, Н. Методика преподавания экономических дисциплин / Н. Хужаев, П. З. Хошимов. – Ташкент, 2005, — 133 с.
15. Эрганова, Н.Е. Методика профессионального обучения: Учебное пособие. — 3-е изд., испр. и доп. / Н.Е. Эрганова. — Екатеринбург: Издательство Рос. Гос. проф.-пед. ун-та, 2003. — 150 с.