Выдержка из текста работы
Способность и предрасположенность людей к креативности имеет большое значение в жизни современного общества. Работодатели выдвигают требование обладания этим свойством своим подчиненным, человеческая креативность становится предметом публичных дискуссий, ее подвергают анализу в искусствоведении и общественных науках. Всеобщий мировой прогресс также зависит от креативности. Именно благодаря ей появляются новейшие технологии, разработки, а также величайшие предметы искусства, такие как музыкальные произведения, картины, книги и многое другое. Современный мир бурного развития технологий и глобальных рынков создает спрос на креативные идеи, и на креативных людей возлагается большая ответственность.
Основное намерение данной работы — анализ понятия "креативное действие" и концепции креативности действия Х. Йоаса с социологической точки зрения (выявление содержания понятия и базовых идей концепции, возможностей и ограничений). Реализация анализа достигается путем последовательного решения следующих задач:
Первая задача — выявление обобщенной дефиниции понятия "креативное действие", опираясь на понятия "креативность", "социальное действие".
Вторая задача — раскрытие ключевых положений теории социолога Ханса Йоаса, выявление новизны и преемственности концепции по отношению к социологам — классикам (М Вебер, Э. Дюркгейм)
Третья задача — описание возможности применения теории Х. Йоаса к анализу современной социальной жизни (профессиональная деятельность, семейная жизнь и т.д.).
В первой главе данной работы содержится рассмотрение понятия "креативность" в междисциплинарном ракурсе, показано разнообразие значения этого термина в этих науках помимо социологии (философия, психология).
Во второй главе рассмотрено понятие "социальное действие" и сконструировано обобщенное понятие "креативное действие", пояснено, какое действие может считаться социальным. Приводится обзор теоретических воззрений на социальное действие, принадлежащих социологам-классикам (М. Вебер, Э. Дюркгейм) и критика этих воззрений в ракурсе представлений о креативности со стороны социолога Ханса Йоаса, также представлены идеи его собственной теории и раскрыто, почему его теорию можно считать максимально приближенной к креативному действию.
В третьей главе раскрывается вопрос применения теории Ханса Йоаса в современной и повседневной жизни, какую роль креативное действие играет в современном обществе.
социальная жизнь йоас вебер
Глава 1. Сущность понятия креативность, креативность с социологической точки зрения и в различных науках
1.1 Креативность: содержание понятия
В первую очередь следует дать определение самому понятию креативности. Это понятие нельзя отнести к классическим в социологии, оно не приводится в социологических энциклопедиях, поэтому сформулировать определение креативности в социологическом ракурсе — наша задача.
Социолог и философ Ханс Йоас, автор книги "Креативность действия", помещает креативность в центр своей теории, описывая ее как "то, в чем мы сильно нуждаемся, тогда как критика, самокритика — это путь к ее высвобождению" [Йоас, 2005; с.26]. Однако конкретного определения понятия креативности социолог Ханс Йоас, основатель теории креативного действия, не дает, поэтому обратимся к общим и междисциплинарным определениям понятия креативности, а также тем, которые используются в психологии и философии.
Следует рассмотреть понятие креативности с психологической точки зрения, а именно в психологии:
С философской точки зрения, креативность — (лат. creo — творить, создавать) — способность творить, способность к творческим актам, которые ведут к новому необычному видению проблемы или ситуации. [Степанов, 2005; с.135], иными словами, креативность — способность к нестандартному восприятию различных ситуаций и предрасположенность к творческому созиданию.
Теперь рассмотрим креативность с точки зрения психологии:
Креативность (от англ. creativity) — уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности [Степанов, 2005; с.131]
Также, креативность "по психологии" можно объяснить как — человеческий потенциал, внутренний ресурс человека. [Дюков, 2010; с.140]
Абрахам Маслоу дает определение понятию креативности как личностного признака: "Креативность — универсальная характеристика всех самоактуализирующихся людей." [Маслоу, 2011; с.152]
Холодная Марина Александровна, российский психолог, говорит о понятии креативности как об особой способности — преобразовывать знания с участием воображения и фантазии [Холодная, 1997; с. 190]. В своей книге "Психология интеллекта" Марина Александровна пишет о креативности следующее: "Дивергентные способности (или креативность) — это способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности". Холодная различает два значения понятия креативности: в широком смысле слова и в узком смысле.
Креативность в узком значении слова, по М.А. Холодной, — это дивергентное мышление, отличительной особенностью которого является готовность выдвигать множество в равной мере правильных идей относительно одного и того же объекта. Креативность же в широком смысле слова — это творческие интеллектуальные способности, в том числе способность привносить нечто новое в опыт, способность порождать оригинальные идеи в условиях разрешения или постановки новых проблем, способность осознавать пробелы и противоречия, а также формулировать гипотезы относительно недостающих элементов ситуации, способность отказываться от стереотипных способов мышления. [Холодная, 1997; с.167]
Если рассматривать свойства креативности с психологической точки зрения по критериям М.А. Холодной, то целесообразно рассматривать комплекс определенных свойств интеллектуальной деятельности:
- 1) беглость (количество идей, возникающих в единицу времени);
- 2) оригинальность (способность производить "редкие" идеи, отличающиеся от общепринятых, типичных ответов);
- 3) восприимчивость (чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, а также готовность гибко и быстро переключаться с одной идеи на другую);
4) метафоричность (готовность работать в фантастическом, "невозможном" контексте, склонность использовать символические, ассоциативные средства для выражения своих мыслей, а также умение в простом видеть сложное и, напротив, в сложном — простое). [Холодная, 1997; с.147]
Подведя итог, можно сформулировать понятие креативности, опираясь на вышеперечисленные определения, можно сделать вывод, что:
Креативность — способности человека, которые характеризуется готовностью к генерированию принципиально новых идей, не похожие на обычные, а также способность к решению проблем оригинальными способами.
Глава 2. Креативность действия, различие подходов в теориях социального действия М. Вебера, Э. Дюркгейма и Х. Йоаса
2.1 Понятия Действие и социальное действие
Понятие действия в социологии встречается достаточно часто и может считаться классическим социологическим понятием: "действие — ключевое понятие философии и почти всех социальных и культурологических наук" [Йоас, 1997; с.58]
При поиске определения на это понятие проблем не возникает, однако стоит разграничить понятия "действие" и "социальное действие".
В социологическом словаре понятие действие определено как "целенаправленное поведение, обладающее социальным значением и ориентированное на другого, это процесс взаимодействия с каким — либо индивидом или предметом, в котором достигается определенная, заранее определенная, цель". [Степанов, 2005; с.213]
М. Вебер трактовал понятие действие следующим образом: "Действием мы называем действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или терпеливому приятию), если и поскольку действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл. Социальным мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него". [Вебер, 1990, с.133]
Также, Макс Вебер в своей работе "Основные социологические понятия. Часть 1. Понятие социологии и "смысла" социального действия" писал, что социальное действие может быть ориентировано на прошедшее, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других. "Оно может быть местью за прошлые обиды, защитой от опасности в настоящем или мерами защиты от грозящей опасности в будущем. "Другие" могут быть отдельными лицами, знакомыми или неопределенным множеством совершенно незнакомых людей". [Вебер, 1990; с.120]
Согласно трактовке Вебера, действие может быть внешним и внутренним, однако не все типы действия — в том числе и внешнего — являются "социальными" в принятом здесь смысле.
Следовательно, важнейшим признаком социального действия является субъективный смысл — личностное осмысление возможных вариантов поведения и их социальной приемлемости. Важна сознательная ориентация субъекта на ответную реакцию окружающих, ожидание этой реакции. Социальное действие отличается от чисто рефлекторной активности и от тех операций, на которые дробится действие.
Внешнее действие не может быть названо социальным в том случае, если оно ориентировано только на поведение вещных объектов. Внутреннее отношение носит социальный характер лишь в том случае, если оно ориентировано на поведение других.
"Социально только то действие, которое по своему смыслу ориентировано на поведение других. Действие человека обретает характер социального действия, если в нем присутствуют два момента: субъективная мотивация индивида и ориентация на другого (других)" писал Макс Вебер. [Вебер, 1990; с. 201]
В пример можно привести ситуацию столкновению двух водителей автомобиля на дороге, это всего — лишь происшествие, подобное явлению природы. Однако попытка кого-нибудь из них избежать этого столкновения — последовавшая за столкновением брань, потасовка или мирное урегулирование конфликта — является уже "социальным действием".
Обратимся к словам самого Вебера: "Социальное действие, подобно всякому действию, может быть определено целерационально, то есть через ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и при использовании этого ожидания как "условий" или как "средства" для рационально направленных и регулируемых целей". [Вебер, 1990; с.121]
Пересекая идеи о свойствах креативности с определениями социального действия, сконструируем обобщенное понятие креативного действия. Креативное действие — социальное действие, ориентированное на других людей (иначе его нельзя было назвать социальным), которое соотносится с действиями других людей, но которое отличается своими оригинальными идеями и вариантами совершения этого действия.
2.2 Рационалистическое понимание действия: теория социального действия по М. Веберу
Чтобы сделать окончательный вывод, имеет ли место быть креативность в теории социального действия Макса Вебера, необходимо подробно рассмотреть данную теорию и сделать вывод о том, может ли быть креативность в таком социальном действии, которое предлагает социолог.
Положив в основу своей теории социального действия рациональность, Макс Вебер почти все внимание обращает на два первых типа действий, т.к. только они являются по-настоящему осознанными и социальными.
Целерациональное действие по определению Вебера — идеальный, абсолютно рациональный тип социального действия. Действующий субъект однозначно осознает его цели, рационально соотнесенные с осмысленными средствами, подходящими с точки зрения субъекта для достижения данной цели.
Ценностно-рациональное действие также по определению Макса Вебера — действие, смысл которого не в достижении внешней цели, а в собственной вере действующего субъекта в самоценность этого действия как такового. Такого типа действия совершаются, не считаясь с предвидимыми последствиями, на основе убеждений долга, достоинства, и т.д.
Социолог выделяет всего четыре вида действия, ориентируясь на возможное реальное поведение людей в жизни: целерациональное, ценностно — рациональное, аффектное и традиционное. Обратимся к самому Веберу: "Социальное действие, подобно всякому действию, может быть определено:
·Целерационально, то есть через ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и при использовании этого ожидания как "условий" или как "средства" для рационально направленных и регулируемых целей (критерием рациональности является успех);
·Ценностно-рационально, то есть в сознательную веру в этическую, эстетическую, религиозную или какую — либо иначе понимаемую безусловную собственную ценность (самоценность) определенного поведения, взятого просто как таковое и независимо от успеха;
·Аффективно, особенно эмоционально — через актуальные аффекты и чувства;
·Традиционно, то есть через привычку". [Вебер, 1990; с.89]
Лишь первые два типа действия полностью относятся к социальным, т.к. имеют дело с осознанным смыслом. Таким образом, Вебер говорил, что рационализация — всемирно исторический процесс.
"Рационализируется образ мышления людей, так же как и образ жизни в целом". [Вебер, 1990; с.76]
Веберовская теория рационализации — это видение им судеб капитализма, который, по его мнению, определяется не завоеваниями и другими методами, а достижениями максимальной прибыли средствами рациональной организации труда и производства. "Стремление к предпринимательству", "стремление к наживе", к денежной выгоде, само по себе, ничего общего не имеет с капитализмом", писал он.
Таким образом, стержнем веберовской теории является идея рациональности, нашедшей свое конкретное и последовательное выражение в современном ему капиталистическом обществе (рационализации труда, денежного обращения и т.д.).
По Веберу, все происходящие в обществе "конструкции" должны удовлетворять требованию "смысловой адекватности", причем адекватной смыслу он называет такую типическую конструкцию, в которой соотношение между ее компонентами "представляется с позиций нашего привычного мышления и эмоционального восприятия типичным смысловым единством". "Смысловая адекватность — главный критерий социологического понимания" говорил Макс Вебер. [Вебер, 1990; с. 201]
Можно ли считать теорию социального действия по М. Веберу учитывающей идею креативности? Ведь креативность, как пояснялось в первой главе, это предрасположенность к появлению принципиально новых идей, не похожих на обычные, и действие, которое в корне расходится с обыденностью, предрасположенность к творческому созиданию и созидание чего-то нового. Каким образом креативность может быть связана с рациональностью, которую предлагает Макс Вебер в своей теории социального действия?
Рассмотрев данную теорию социального действия, можно сделать вывод, что креативность не может проявляться в таком социальном действии. Креативность — это иррациональное мышление и предрасположенность к оригинальности, умение решать проблемы уникальными способами, тогда как рациональность — это осмысленность и разумность в действии.
Именно в этом расходятся теории Ханса Йоаса и Веберовская по отношению креативности действия в социуме.
Теперь нужно рассмотреть теорию нормативно-ориентировочной модели действия, которую предлагает Эмиль Дюркгейм, чтобы также сделать вывод, имеет ли место быть креативность в теории социального действия Эмиля Дюркгейма.
Что же касается Дюркгейма, он был приверженцем того, что общество — доминирует над индивидом, он объявлял общество доминирующей социальной реальностью.
Социальным фактом, по определению Дюркгейма, является всякий образ действия, четко определенный или нет, но способный оказывать на индивида внешнее давление и имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от него.
"При рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему, функционирующие независимо от него. Эти образы мыслей, действий и чувствований существуют самостоятельно". [Цит. по Громову, 1996; с.123] Дюркгейм придерживался принципа, согласно которому социальные факты должны объясняться другими социальными фактами.
Следствием объективности социальных фактов является другая их характеристика — оказываемое на индивидов давление, принуждение последних к определенному действию. Каждый человек испытывает на себе социальное принуждение. Юридические и моральные правила, например, не могут быть нарушены без того, чтобы индивид не почувствовал всей тяжести всеобщего неодобрения. Точно так же обстоит дело с другими видами социальных фактов.
Социальные факты подразделяются в свою очередь на:
·факты коллективного сознания (идеи, чувства, легенды, верования, традиции)
·морфологические факты, обеспечивающие порядок и связь между индивидами: (численность и плотность населения, форма жилища, географическое положение и т.д.)
Факты коллективного сознания включают следующие классы явлений: общие идеи и чувства, моральные максимы и верования, моральные нормы и юридические кодексы поведения, экономические мотивы людей и интересы людей.
"Социальные факты следует рассматривать как вещи" выступает основным принципом методологии Дюркгейма, однако он говорит, что их лишь следует изучать, как вещи.
Эмиль Дюркгейм характеризовал он социальные факты двумя признаками, а именно:
·Они существуют вне индивида
·Они оказывают на него принудительное воздействие
Эмиль Дюркгейм внес важный вклад в понимание общества как ценностно-нормативной системы. Он подчеркивал, что социальное поведение всегда регулируется некоторым набором правил, которые являются одновременно обязательными и привлекательными, должными и желательными. Но, Дюркгейм недооценивал тот факт, что различные социальные группы зачастую по-разному интерпретируют одни и те же нормы и ценности. [Цит. по Гофману, 2000; с.87]
Ознакомившись с теорией Эмиля Дюркгейма, необходимо сделать такой же вывод, который был предложен в подглаве 2.3: имеет ли место быть креативность в теории Эмиля Дюркгейма?
При абсолютном различии с Веберовской теорией социального действия, все же можно сделать аналогичный вывод, что креативность в концепции Эмиля Дюркгейма также не может существовать. По мнению социолога, человек не может противиться обществу и устоям в этом обществе, когда как креативность это принципиально новые идеи, идеи, которые принимает социум, а не "нависает" над "творцом креативного" и не давит на него, делая "одним из многих", кто действует лишь по ситуации.
2.4 Теория действия и "креативности действия" Ханса Йоаса
Рассмотрев две теории социального действия, которые были предложены великими социологами-классиками, следует рассмотреть теорию, которая не поддерживает основные идеи ни первой ни второй теорий, предложенную современным социологов Хансом Йоасом, ведь именно он "бросил вызов" и весьма критично отнесся к теориям социального действия, объяснив это тем, что в моделях такого действия креативность не может существовать.
Ханс Йоас говорил, что действие всегда есть процесс, динамический процесс и оно не может быть статичным событием. "Рационалистическая модель пыталась представить этот процесс так, словно можно было заранее представить себе стратегию действия, и тогда временной коэффициент становится неважным, потому что происходил просто перенос этой воображаемой стратегии в реальность. Однако, представляя себе действие как динамический процесс, приходится допускать, что вы оказались в этой ситуации, действуя по детально разработанной стратегии. Но в большинстве случаев нельзя просто реализовать эту стратегию, потому что случается много непредвиденного, и в пределах этой ситуации приходится постоянно выполнять ряд действий. Я считаю, что моя модель гораздо больше подходит для понимания того факта, что мы постоянно действуем в ходе выполнения действия, в отличие от аналитической философии с ее последовательностью единичных действий". [Йоас, 2005; с. 201]
В своей книге "Креативность действия" немецкий философ и социолог Ханс Йоас указывает на то, что в современных социогуманитарных науках по сей день господствуют две модели, в категориях которых интерпретируется реальность человеческого действия, — рациональная и нормативно-ориентированная. По мнению автора, эти две модели должны быть дополнены третьей — акцентирующей.
Йоас акцентирует соотнесенность человеческого действия с ситуацией. Имеется в виду конститутивная, а не только сложившаяся соотнесенность. "Как правило, восприятие ситуации содержит суждение об уместности конкретного действия" утверждает Йоас. Каждое правило или привычное действие содержит предположение о типе ситуаций, в которых допустимо следовать привычке, правилу. "Ситуация — это не только нейтральное поле приложения внеситуативных интенций; ситуации, по-видимому, в нашем восприятии провоцируют определенные действия. Ситуации не вызывают действия, но роль ситуации не сводится к предоставлению пространства реализации интенций. Наше восприятие ситуации предзадано нашей способностью действовать; какое действие реализовывать, решается на основе рефлексии ситуации". [Там же; с.178]
Также, Ханс Йоас утверждал, что формула "креативность действия" нуждается в объяснении в двух аспектах: как это понимание действия отличается от других подходах теории действия и что есть особенного в этом понимании креативности.
В своей работе "Креативность действия" Ханс Йоас писал, что основной для него вопрос — понять человеческие действия в их креативности. Как представить себе социальную жизнь и историческое развитие, основывая современное понимание науки и истории на таком понимании человеческого действия, что оно представляет собой, или, более научным языком, какова доминирующая концептуализация человеческой деятельности? Например, так называемые рациональные действия доминируют в экономике и занимают значительное место в политических науках. Нормативное понимание действия доминирует в социологии. Почему эти методы понимания человеческого действия недостаточны?
Ханс Йоас не ограничивает креативность сферой чрезвычайных событий. Особое значение он также придает её роли в повседневной жизни. Креативность описывается в ней как потенциальные возможности каждого. "Она отличается от креативности Ницше, которая совершенно элитарна, где ограничен круг креативных личностей, и тогда историческая роль всех других — это просто быть слугами узкого круга этих личностей". [Цит. по Горностаевой, 2010; с.25]
Ханс Йоас уделяет особое внимание тому, что креативность в его собственной теории ориентирована на повседневную жизнь, в большей степени ситуативна в том смысле, что имеются предварительно созданные проблемы или напряженные ситуации, с которыми людям приходится справляться.
Глава 3. Возможности применения теории Ханса Йоаса к анализу современной социальной жизни (профессиональная деятельность, семейная жизнь)
С каждым годом мировой прогресс растет все стремительнее и быстрее, удивляя общество новыми инновациями и технологиями. Однако с каждым разом преподнести что-то новое и заинтересовать этим современное общество становится все сложнее и сложнее. Поэтому роль креативности в современном обществе очень важна, ведь для прогресса необходимо в быстром режиме придумывать и создавать что-то принципиально новое. В глобальном смысле креативность позволяет успешно решать многие социальные, а также экономические проблемы, создавать идеи и воплощать их в жизнь.
Ханс Йоас утверждал, что проявление креативности должно выражаться не только в чем-то глобальном, будь то искусство или технический прогресс, но и в обыденных ситуациях, которые могут случиться и случаются с обычными людьми, будь то респектабельный человек на высокой должности, или домохозяйка, сидящая дома и воспитывающая маленьких детей. В пример можно привести неработающих пенсионеров, которые выходят летом и высаживают красивые цветы в клумбы около подъезда. Это направлено на благо общества (из эстетических соображений) и это совершенно обыденная ситуация. Также можно привести в пример креативности дизайн собственной квартиры.
Однако в современное время требования от людей чего-то оригинального и креативного "растут в геометрической прогрессии", креативность стала чем-то обязательным и требующимся. Очень часто можно столкнуться с этим при приеме на работу и непосредственно на самой работе, когда работодатель требует от работника креативных идей, чаще всего направленных на исключительно получение материального достатка. Отсюда появляются новые технологии в виде: техники, гаджетов для работы и развлечения, компьютерные информационные технологии и т.д., которые направлены прежде всего на удобства потребителей этих товаров, для продавцов и создателей же на получение средств.
Это можно отчасти назвать своего рода проблемой креативности, потому что в основном креативность рассматривают как творческое мышление и созидание, креативность в первую очередь должна нести функцию преобразовывать мир путем создания и появления в жизни чего-то, связанного с искусством (музыка, живопись, театр и т.д.), а не быть средством для получения денег.
Заключение
В современном обществе роль креативности с каждым годом все больше значит в развитии человечества и мировом прогрессе. Если рассматривать креативность с точки зрения социального действия, то она может работать исключительно во благо обществу, иначе данное действие нельзя было бы назвать социальным. Об этом было подробно описано в данной курсовой работе. Также, было составлено новое понятие, опирающееся на понятия, которые предоставляли известные психологи и философы, понятие под названием "креативное действие".
В работе было рассмотрено действие с точки зрения социологии, был приведен критерий, какое именно действие можно считать социальным действием.
Что касается теорий социального действия, выдвинутые величайшими социологами-классиками, в данной работе было отображено, как именно они различаются с теорией, предложенной обществу современным социологом Хансом Йоасом, который весьма критично отнесся к данным теориям социального действия Макса Вебера и Эмиля Дюркгейма. А именно к теориям социального действия с точки зрения рациональности и нормативного понимания, предлагая свою собственную теорию социального действия, которая гласит о том, что креативность можно проявить в любой обыденной ситуации, неважно к чему она относится. Йоас акцентирует соотнесенность человеческого действия с ситуацией, рассматривает возможность проявления креативности в различных случаях.
Однако в современное время на креативность смотрят, скорее как на средство для получения материального блага, а не как на средство для создания чего-то с творческой точки зрения, из нее хотят извлечь выгоду. Это можно отчасти назвать проблемой отношения к креативности в современном обществе.
Список использованной литературы
1.Вебер М. Основные социологические понятия/ Макс Вебер; Пер. с нем., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова, предисл.П. П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. (Социологическая мысль Запада).
2.Горностаева М.В. Креативность социального действия по Х. Йоасу — постулаты и пределы/ М.В. Горностаева // Социологические исследования. 2010, Июнь. №6. C.23-26.
3.Гофман А.Б. Социология Эмиля Дюркгейма. [Электронный ресурс] /А.Б. Гофман. Лекции по социологии. М.: 2000 [Обращение к документу 15 марта 2012]. Режим доступа <http://sbiblio.com/biblio/archive/noname_sociology_le. <http://vk.com/away.php?to=http%3A%2F%2Fsbiblio.com%2Fbiblio%2Farchive%2Fnoname_sociology_lections%2F8.aspx>>.
.Громов. И.А. Западная теоретическая социология/ И.А. Громов, А.Ю. Мацкевич, В.А. Семенов; науч. ред.И. А Громов. М.: Ольга, 1996.
.Дюков В.М. К исследованию креативности/ В.М. Дюков, Ю.Г. Козулина // Современные наукоемкие технологии. 2010. № 10. С.140-144.
.Йоас Х. Креативность действия/ Ханс Йоас; глав. ред. И.А. Савкин, пер. с нем. СПб: Алетейя, 2005. (Левиафан: Государство. Общество. Личность).
.Маслоу А. Мотивация и личность // Абрахам Маслоу; пер. с англ. Т.Г. Гутман, Н.А. Мухина, 3-е изд. доп. М.: Питер, 2011. (Мастера психологии).
.Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия // С.С. Степанов. М.: Эксмо, 2005.
.Холодная М.А. Интеллектуальная одаренность как проявление своеобразия ментального опыта/ М.А. Холодная // Психология интеллекта: парадоксы исследования/ М.А. Холодная. М.: Вопросы психологи, 1997.