Содержание
Введение3
Анализ производства и реализации продукции4
Анализ объема и ассортимента продукции4
Анализ структуры продукции7
Анализ качества произведенной продукции8
Анализ ритмичности производства11
Анализ отгрузки и реализации продукции13
Анализ использования трудовых ресурсов предприятия16
Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами16
Анализ использования трудовых ресурсов18
Анализ производительности труда19
Анализ трудоемкости продукции20
Анализ фонда заработной платы21
Анализ себестоимости продукции25
Этапы и содержание анализа себестоимости продукции25
Выполнение плана и динамика показателей себестоимости продукции27
Анализ себестоимости единицы изделия30
Заключение35
Список использованной литературы37
Выдержка из текста работы
Развитию финансового анализа не уделялось достаточного внимания, так как в нем не было объективной необходимости. Становление рыночных отношений требует разработки содержания, методологии и методики финансового анализа с учетом особенностей переходного к рыночной экономике периода и международного опыта.
Есть три подхода к последовательности финансового анализа:
— от расчета и оценки обобщающих показателей эффективности использования капитала, изучения его состава и структуры к оценке платежеспособности и финансовой стабильности;
— от общей характеристики и оценки активов и их источников к оценке платежеспособности, финансовой устойчивости и эффективности использования активов;
— от анализа финансовых результатов к обшей оценке динамики и структуры статей бухгалтерского баланса, финансовой устойчивости и ликвидности, эффективности деятельности предприятия.
Анализ производства и реализации продукции
Анализ объема и ассортимента продукции
Основной задачей промышленных предприятий является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Темпы роста объема производства продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия.
Поэтому анализ работы промышленных предприятий начинают с изучения показателей выпуска продукции. Его основные задачи:
оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;
определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;
выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.
Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки — в оптовых ценах. Основными показателями объема производства являются товарная и валовая продукция. Валовая продукция — это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается обычно в сопоставимых ценах.
Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. Выражается она в оптовых ценах, действующих в отчетном году. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.
Объем, реализации продукции определяется в действующих ценах (оптовых, договорных). Включает стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями.
Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства (штуки, метры, тонны и т. д.). Их используют при анализе объемов производства по отдельным видам однородной продукции.
Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции, например, на консервных заводах используется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях — количество условных ремонтов. Источниками информации для анализа производства и реализации продукции являются бизнес-план предприятия, оперативные планы-графики, отчетность ф. № 1-п (годовая) «Отчет по продукции», ф. № 1-п (квартальная) «Квартальная отчетность промышленного предприятия (объединения) о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте», ф. № 1-п (месячная) «Срочная отчетность промышленного предприятия (объединения) по продукции», ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках», ведомость № 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация» и др.
Анализ объема производства начинается с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста .
Среднегодовой темп роста (прироста) можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной. Исчислим его по среднегеометрической:
Оперативный анализ выпуска продукции осуществляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске продукции по объему, ассортименту, качеству за день, нарастающим итогом с начала месяца, а также отклонение от плана.
Для обеспечения более полного удовлетворения потребностей населения необходимо, чтобы предприятие выполняло план не только по общему объему продукции, но и по ассортименту (номенклатуре). Особо важное значение для предприятия имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных нужд. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т. д.
Номенклатура — перечень наименований изделий и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в общесоюзном классификаторе промышленной продукции (ОКПП), действующем на территории СНГ.
Ассортимент — перечень наименований продукции с указанием ее объема выпуска по каждому виду. Он бывает полный, групповой и внутригрупповой.
Оценка выполнения плана по ассортименту может производиться:
а) по способу наименьшего процента;
б) по удельному весу в общем перечне наименований изделий, по которым выполнен план выпуска продукции;
в) с помощью среднего процента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции в пределах плана на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту).
Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть внешние и внутренние. К внешним относятся: конъюнктура рынка, Изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам. Внутренние причины — недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства, недостатки в системе управления и материального стимулирования. ………………
Заключение
Итак переход к рыночной экономике требует от предприятия повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т.д.
Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу хозяйственной деятельности предприятия.
Методика анализа финансово — хозяйственной деятельности позволяет:
оценить тенденции развития финансового положения и прибыльности предприятия, кредитных взаимоотношений, эффективность использования капитала, финансовую гибкость и устойчивость, способность зарабатывать;
осуществить аналитическую диагностику возможного банкротства;
помочь администрации субъекта хозяйствования в выработке конкретных мер стабилизации финансового положения и в решении других задач.
Квалифицированный экономист, финансист, бухгалтер, аудитор должен хорошо знать не только общие закономерности и тенденции развития экономики в условиях перехода к рыночным отношениям, но и тонко понимать проявления общих, специфических и частных экономических законов в практике своего предприятия, своевременно замечать тенденции и возможности повышения эффективности производства. Он должен владеть современными методами экономических исследований, методикой системного, комплексного экономического анализа, мастерством точного, своевременного всестороннего анализа результатов хозяйственной деятельности.
Список использованной литературы
Аудит: Организация и методика проведения Ю. А. Данилевский. Журнал “Бухгалтерский учет” Москва 1997
Барышников Н. П. “Организация и методика проведения общего аудита”. Москва. Информационный издательский дом “Филин”1996.
Барышников Н. П. В помощь бухгалтеру и аудитору. Справочно-методическое пособие. — М., 1995.
Мартемьянова В. С.. Хозяйственное право Том 1. — М.: Издательство БЕК, 1994.
Овсийчук М. Ф. “Аудит. Организация. Методика проведения”.— М.: ТОО “Интехтех”, 1996
Терехова Л. А. “Теория, практика и методология аудита” М.: Наука 1997.
Русак Н. А., Русак В. А. Финансовый анализ субъекта хозяйствования: Справочное пособие. — Мн.: Высшая школа, 1997.
Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. — Мн.: ИП «Экоперспектива», 1999.
Шеремет А. Д., Суйц В. П. “Аудит. Учебное пособие”, Москва, год, “Инфра-М”1995.