Содержание
Введение3
1. Россия – конгломерат цивилизаций5
2. Место России среди мировых цивилизация5
Заключение10
Список использованной литературы11
Выдержка из текста работы
Отечественная культура на протяжении всех веков ее формирования неразрывно связана с историей России. Наше культурное наследие, складывалось в процессе становления и развития национального самосознания, постоянно обогащалось собственным и мировым культурным опытом. Оно дало миру вершины художественных достижений, вошло неотъемлемой частью в мировую культуру. Отношение к русской культуре у деятелей мировой культуры всегда было неоднозначным и противоречивым.
Одной из наиболее актуальных проблем современной отечественной социальной науки является осмысление культуры России в мировом социокультурном пространстве, в том числе в ракурсе двух великих мировых культурных традиций. Выявление сущностных составляющих феномена российской культуры является важным условием формирования самосознания россиян, определения особенностей социокультурной организации российского общества и т.д.
Происходящие в нашем обществе реформы, идущие трудно и противоречиво, вновь остро ставят вопрос об особенностях российского общества, его культуры, которая во многом определяет пути и возможности нашего дальнейшего развития.
Для ответа на столь важные в научном, политическом и даже практическом отношении вопросы в науке пока не накоплен достаточный эмпирический и аналитический материал. Сегодня анализ российской цивилизации носит во многом умозрительно-философский, в чем-то даже идеологический характер. В этих дискуссиях не всегда разводятся социально-исторические особенности российской культуры и ее самобытность, специфичность. Сопоставление с другими мирами (цивилизациями) носит нередко пропагандистский характер.
Объект исследования: Россия в мировой культуре.
Предмет исследования: социология мировой культуры и культуры России.
Целью данной работы является проанализировать место и роль России в мировом социокультурном пространстве.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
— Охарактеризовать Российскую культуру;
— Рассмотреть мировую культуру;
— Сравнить культуру «Востока» и «Запада»;
— Выявить основные функции культуры.
Глава 1. Российская культура
1.1 Понятие русской культуры, ее характеристика
Понятия «русская культура», «русская национальная культура», «культура России» – можно рассматривать как синонимы, а можно в качестве самостоятельных феноменов . Они отражают разные состояния и составляющие нашей культуры. Понимается, что при изучении русской культуры в центре внимания должна быть собственно культура, культурные традиции восточных славян как союза племен, русичей, русских. Культура иных народов в данном случае представляет интерес как результат и процесс взаимовлияния, заимствования, диалога культур. В данном случае понятие «русская культура» синонимично понятию «русская национальная культура». Понятие «культура России» более широкое, так как включает в себя историю становления и развития культуры Древнерусского государства, отдельных княжеств, многонациональных государственных объединений – Московского государства, Российской империи, Советского Союза, Российской Федерации. В этом контексте русская культура выступает как основной системообразующий элемент культуры многонационального государства ….
Заключение
Мировая культура – общее название всех культурно-исторических типов и традиций человечества. Культура России входит в славяно-византийский культурно-исторический тип, основанный на православии. Пограничное положение России между двумя континентами и цивилизационными типами — Европой и Азией, Западом и Востоком способствовало внутреннему антагонизму культурных установок и ценностей. Мыслители западнической ориентации предпочитали видеть в России неуклонную тенденцию приобщения к Западу и преодоления «восточной отсталости». Мыслители-славянофилы, напротив, отстаивали самобытность России, принципиальное отличие ее от Запада, как, впрочем, и от Востока, придавая первостепенное значение общинно-православному началу. Позднее выявилась и евразийская линия в понимании русской культуры; представители этого направления полагали, что своеобразие России заключается в наличии пространственной, исторической и духовной целостности при одновременном культурном разнообразии, включающем в себя как европейские, так и азиатские черты. Апологеты имперского типа государственности усматривают в этих особенностях культуры России основание исторической миссии России как гаранта континентального равновесия. Именно такое состояние страны способствует всем ее культурным традициям успешно передавать свои ценности новым поколениям и участвовать в диалоге культур.
Дискуссии о месте России в мировой культуре и цивилизации не затихают и сегодня. Соединяя Восток и Запад, Россия была исторически открыта влиянию различных культур. Это нашло отражение в размышлениях литературных героев, лиричности полотен художников, поэтической патетике, купеческом меценатстве (Мамонтов, Третьяков и др.). Особенности «русской души» отразилась в народных песнях, откуда композиторы (П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов и многие др.) черпали лирические интонации. Ф. Ницше говорил: «Русские напевы печальны. Я променял бы все благополучие Запада на русскую манеру печалиться» . В многовековом окружении «иноверцев», неприятия Запада и Востока, русский народ выработал ощущение единственности, уникальности, несхожести с другими. На Западе, и в России, существуют убеждения о загадочности и необъяснимости России и русской души.
При всех различиях в понимании путей развития России, ее места среди других, большинство сходится во мнении об особом вкладе России в мировую культуру. Это достижения в науке и искусстве, творчество гениальных поэтов, художников, композиторов, актеров и т.д.
Список литературы
1. Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта / А. С. Ахиезер. — М.: Наука, 2015.
2. Давидович В. Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры — Ростов н/д, 2015.
3. Данилевский Н. Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский. — М.: Институт русской цивилизации, 2015.
4. Ерасов Б. С. Россия в евроазиатском пространстве / Б. С. Ерасов // Общественные науки и современность. — 2014. — №2. — С. 25.
5. Ерыгин А. Н. Восток — Запад — Россия (Становление цивилизационного подхода в исторических исследованиях) / А. Н. Ерыгин. — Ростон н/д.: Изд-во Рост. ун-та, 2013.
6. Киселев А. У всякого народа есть родина, но только у нас — Россия / А. Киселев // Высшее образование в России. — 2016. — №4.
7. Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире / А. С. Панарин. — М.: Алгоритм, 2013.
8. Семенникова Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций / Л. И. Семенникова. — М.: КДУ, 2016.
9. Структура культуры и человек в современном обществе / Э. А. Орлова, А. И. Арнольдов. М.: Наука, 2015.
10. Традиция и русская цивилизация / Д. Володохин, С. Алексеев, К. Бенедиктов, Н. Иртенина. — М.: Астрель, 2016.
11. Бердяев
12. Тойнби
13. Милюков
14. РАН (эл.рес.)
15. Ницше
16. Проскурякова
17. Уваров