Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.Понятие и характеристика административного пресечения в административном праве
2.Виды мер административного пресечения
2.1 Меры административного пресечения, применяемые к нарушителю
2.2 Меры пресечения имущественного характера
2.3 Меры пресечения технического характера
2.4 Меры пресечения санитарно-эпидемиологического характера
2.5 Меры пресечения финансово-кредитного характера
Заключение
Литература
Выдержка из текста работы
С развитием в Российской Федерации демократическихпреобразований особую актуальность принимает одна из важнейших проблемреального обеспечения прав и свобод человека, в том числе и путем защитыличности от противоправных посягательств. В зависимости от того, каким образоми как быстро данная проблема получит разрешение, находится характер будущегороссийского государства, а также темпы его интеграции в мировое сообщество. Но,к сожалению, на данном этапе развития в России существует большой разрыв междутеоретической моделью общественных отношений в сфере прав и свобод,установленных Конституцией, и реальной ситуации, которая сложилась в стране.Вследствие высокого уровня преступных посягательств на такие важные правачеловека, как жизнь, здоровье, свобода и собственность, процесс правовых иэкономических преобразований не может получить развития. Таким образом, данноеположение оправдывает усиление правоохранительной функции государства,проводимое исполнительной властью.
Существенную роль в охране прав и свобод гражданпризваны играть правоохранительные и иные органы, которые наделенысоответствующими государственными полномочиями, позволяющими оперативно исвоевременно реагировать на происшествия и другие события. В силу которых, онивынуждены в отдельных случаях применять различные меры принудительноговоздействия в целях предотвращение и пресечения противоправных действий инедопущения наступления общественно опасных последствий.
Административно-правовое принуждение иадминистративное пресечение как его вид, на протяжении более пятидесяти летподвергались неоднократному исследованию, и в юридической науке сформировалосьмножество различных позиций, которые нередко противоречат. Таким образом,особую актуальность приобретает систематическое изучение сформировавшихсяпозиций для приведения накопившихся теоретических разработок варгументированную точку зрения.
Необходимость комплексного исследования мерадминистративного пресечения вызвана двумя основными проблемами. Во-первых,возникают теоретические разногласия по поводу отнесения тех или иных мер кмерам административного пресечения, а во-вторых, частое неправомерноеприменение данных мер, происходящее в силу недостаточной теоретическойразработки их классификации и отсутствия их системы в едином нормативно-правовомакте. Таким образом, теоретическое осмысление названных проблем и ихисключительная практическая важность определили выбор темы курсовой работы.
Объектомисследования данной работы стали нормативные основы, правоприменительнаяпрактика в сфере применения мер административного пресечения под углом зрениясуществующих возможностей и перспектив усиления охраны прав и свобод граждан, атакже важнейших интересов государства.
1.Понятие и характеристика пресечения вадминистративном праве
Административно-принудительныемеры являются средством охраны общественных отношений от возможных нарушений,наступления вредных последствий. Реальные правонарушения ставят поднепосредственную угрозу охраняемые общественные отношения и причиняют им вред.Интересы их защиты требуют неотложной помощи со стороны государства, котороеоказывает ее в виде пресечения действий, нарушающих правовые предписания.Таковы административное задержание нарушителя, изъятие у браконьера орудий ловаили охоты, запрещение эксплуатации неисправных машин и механизмов и т.п. Сутьподобных мер административного принуждения, несмотря на их многообразие,состоит в «принудительном прекращении противоправных действий, нарушающихустановленный порядок»<span Times New Roman",«serif»;mso-fareast-font-family:«Times New Roman»; mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA">[1].Целевое назначение названных средств определило и их наименование – мерыадминистративного пресечения.
Значениемер административного пресечения в системе правоохранительных средств особенновелико, поскольку в ходе их применения пресекаются наиболее распространенныеправонарушения — административные проступки, обеспечивается возможностьпривлечения нарушителей к ответственности. Однако назначение мерадминистративного пресечения не исчерпывается, как полагают отдельные авторы,борьбой с административными проступками<span Times New Roman",«serif»;mso-fareast-font-family:«Times New Roman»; mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA">[2].Они могут применятся также и для прекращения преступных действий. Так, органыГосгортехнадзора приостанавливают работы, эксплуатацию машин, механизмов,которые ведутся с нарушением правил и норм безопасности и охраны недр,независимо от того, явилось ли это следствием административного проступка илипреступления. Таким образом, меры административного пресечения являются однимиз наиболее эффективных средств борьбы с правонарушениями. Но некоторые мерыадминистративного пресечения могут применяться и для прекращения объективно противоправных,невиновных действий, совершаемых лицами невменяемыми, неделиктоспособными.Иными словами, круг оснований пресечения более широк, чем у административнойответственности.
Оприроде рассматриваемого вида административно-правового принуждения в юридическойлитературе высказаны различные, порой даже противоречивые суждения. Отдельныеавторы, исходя из принятого в общей теории права деления санкций на карательныеи восстановительные, относят к последним и меры административного пресечения.Обосновывается это тем, что важнейшей целью данных принудительных средствявляется ликвидация вредных последствий правонарушения, восстановлениянарушенных общественных отношений, и что эти меры «могут быть только санкциямиправовосстановительными»<span Times New Roman",«serif»;mso-fareast-font-family:«Times New Roman»; mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA">[3].
Действительно,применение большинства мер пресечения прекращает нарушение соответствующихправил, не будучи связанным с осуществлением правосстановительных функций. Иноеозначало бы наделение ряда государственных органов, в частности инспекций,несвойственными им полномочиями по устранению последствий нарушений. Сказанноедает возможность утверждать, что меры пресечения не могут быть отнесены кправовосстановительным санкциями, и что термин «меры административногопресечения» более точно определяет природу анализируемых правовых средств.
Несколькоиное решение вопроса о понятии рассматриваемого вида административно-правовогопринуждения предлагает Д.Н. Бахрах. Обоснованно возражая против толкования мерпресечения как правовосстановительных санкций, он говорит о существовании мерпресечения и о восстановительных мерах в рамках административно-правовогопринуждения в качестве самостоятельных его видов. К числу восстановительных мерон относит: изъятие работниками милиции огнестрельного оружия и боеприпасов кнему, хранящихся без соответствующего разрешения, у отдельных граждан, сноссамовольно возведенных строений и сооружений, административное выселение изсамовольно занятых жилых помещений, изъятие у организаций незаконнополученного, искание недоимки, пени<span Times New Roman",«serif»;mso-fareast-font-family:«Times New Roman»; mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA">[4].
Междутем, во всех этих случаях работники соответствующих государственных органовпосредством названных мер прекращают длящиеся правонарушения (незаконноехранение огнестрельного оружия и т.д.). Что же здесь устанавливается:причиненный ущерб или, по выражению автора анализируемой концепции, «прежнеесостояние»? Как видно из самого характера указанных правонарушений, многие ихпоследствия являются необратимыми, и никакими мерами административногопринуждения невозможно восстановить прежнее состояние объектов. Так, трудноговорить о восстанавливающей роли изъятия документов, образцов товаров,свидетельствующих о нарушениях соответствующих правил, поскольку посредствомэтих мер обеспечивается установление и закрепление доказательств дляпоследующего разрешения дела о совершенном нарушении.
Отдельныеавторы обосновывают выделение некоторых мер пресечения (процессуальных мер) вкачестве самостоятельного вида административного принуждения<span Times New Roman",«serif»;mso-fareast-font-family:«Times New Roman»; mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA">[5].Необходимость этого мотивируется тем, что ряд мер (административное задержаниеи т.д.) являются вспомогательными по отношению к мерам ответственности и нерешают какой-либо самостоятельной задачи. Действительно, названные мерыпринуждения (да и не только они) связаны с мерами ответственности и зачастуюпредшествуют им, обеспечивая возможность привлечения виновного кответственности, то есть в некоторых случаях процессуальные функции. Однакосведение их назначения только к осуществлению этой вспомогательной цели неоправдано ограничивало бы правоохранительную роль данных принудительных средств.Они выполняют и самостоятельную задачу прекращения правонарушения ипредотвращения причинения ущерба независимого общественного отношения. Именноэта направленность характеризует меры административного пресечения каксамостоятельный вид административно-правового принуждения. Таким образом, приподготовке актов, регулирующих применение административно-принудительныхсредств, также следует иметь в виду эту особенность мер административногопресечения.
Какразновидность административно-правового принуждения меры административногопресечения обладают всеми его признаками, но им характерны и свои, сугубовнутривидовые признаки. Особенность их состоит в целевом назначении и в самойсущности мер.
Цельпресечения – непосредственное прекращение противоправного деяния и недопущениеновых. Оно должно быть оперативным, а поэтому часто осуществляется в условияхдефицита информации об обстановке, характере противоправного деяния.
Фактическимоснованием пресечения является правонарушение, виновное противоправноедействие. Но меры пресечения используются и для прекращения общественно опасныхдействий, совершаемых лицами, не достигшими 16 лет, то естьадминистративно-деликтоспособного возраста, а также невменяемыми. А с другойстороны, помещение в медвытрезвитель, применение огнестрельного оружия и иныесредства административного пресечения могут быть использованы в связи спреступлениями. Таким образом, круг оснований пресечения более широк, чем уадминистративной ответственности. Меры административного пресечения вызываются реальнойситуацией, в которой противоправное поведение наличествует и проявляет себяоткрыто. В отличие от административно-предупредительных мер, которые направленына предупреждение правонарушения, например, специального надзора за отдельнымикатегориями ранее судимых лиц, меры административного пресечения прекращаютконкретно наступившие действия как явления материального мира. В этой связивряд ли справедливы утверждения о том, что «кабинетное» объявление официальногопредостережения лица о прекращении антиобщественного образа жизни также естьмера административного пресечения<span Times New Roman",«serif»;mso-fareast-font-family:«Times New Roman»; mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA">[6].
Сэтой особенностью теснейшим образом связана и другая: более широкий кругсубъектов, в отношении которых могут быть использованы меры административногопресечения. Их могут применять и к лицам, не достигшим шестнадцатилетнеговозраста, и к невменяемым, и к лицам, обладающим иммунитетом (депутатским,дипломатическим), и к военнослужащим, к работникам МВД при совершении иминарушений, за которые они могут нести дисциплинарную ответственность.
Мерыпресечения используются как в интересах общества, государства, так и винтересах самого правонарушителя. Так, помещение правонарушителя, находящегосяв общественном месте в сильной степени опьянения, в медицинский вытрезвительпредохраняет его от возможного ограбления, а иногда «при низкой температуревоздуха» предохраняет его от утраты здоровья и замерзания. Целям оказаниямедицинской помощи служит принудительное лечение. Властное прекращениеантиобщественной деятельности позволяет предотвратить действия, события,которые усугубили бы ответственность виновного.
Мерыадминистративного пресечения всегда являются мгновенной реакцией органаадминистративной власти на противоправные действия и характеризуются резкимвмешательством в организационную, физическую и имущественную строну жизниподвластного лица. Как указывает, например, Л.Л. Попов: «…практическиневозможно в каждом возможном случае применения мер административногопресечения доказывать правомочность требования, на котором основано принуждение»<span Times New Roman",«serif»;mso-fareast-font-family:«Times New Roman»; mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA">[7].В связи с этим, замечает А.В. Серегин, нормы, устанавливающие названныепринудительные меры, обращены не к лицам, в отношении которых они применяются,а к органам и должностным лицам, их осуществляющим<span Times New Roman",«serif»;mso-fareast-font-family:«Times New Roman»; mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA">[8]
Мерыадминистративного пресечения связаны с прямым вмешательством в деятельностьсубъекта, что позволяет в большинстве случаев фактически решить его физическойвозможности действовать. Не случайно в группе мер административного пресечения,называемых Законом «О милиции»<span Times New Roman",«serif»;mso-fareast-font-family:«Times New Roman»; mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA">[9],лишь одна мера — требование прекратить противоправное поведение, лишенасвойства материального (физического) воздействия. Арсенал мер пресечения весьмаразнообразен: от требования прекратить противоправное поведение до примененияоружия. По своей сущности это могут меры психического (угроза применитьсредства принуждения), материального или физического воздействия, в том числе сиспользование технических (специальных) средств и оружия, а также оперативныедействия, связанные с личным, организационным или имущественным ограничением,благодаря совершению которых правонарушитель лишается возможности продолжитьправонарушение, побуждается к исполнению правовых обязанностей.
Такимобразом, данный признак мер административного пресечения, а именно нарушениепри необходимости физической неприкосновенности граждан, совершающихантиобщественные противоправные деяния, дает возможность отграничить их откарательных санкций. Если перечень последних четко установлен законом, топеречень пресекательных мер, содержащийся в нормативных актах, нельзя считатьисчерпывающим. При условии их квалифицированного применения меры пресеченияспособны самостоятельно, вне связи с иными мерами административногопринуждения, полностью реализовать заложенную в них правовую цель. В отличие отмер административного пресечения, реализация иных мер административногопринуждения, например, административного взыскания, требует нередкоиспользования иных принудительных средств, а именноадминистративно-процессуального характера. Меры пресечения во многих случаяхприменяются непосредственно на основе факта нарушения без издания письменныхактов, так как необходимость срочно прервать противоправные действия исключаеттакую возможность. Юридическим фактом, влекущим принуждение, здесь являетсясамо нарушение, для прекращения которого должностное лицо предпринимаетопределенные действия (использует дубинку, оружие и т.д.). Но не следуетзабывать, что они тоже являются правовыми актами исполнительной власти. Такимобразом, применение мер административного пресечения связано с отрицательнымволеизъявлением конкретного лица и не требует предварительного исследованияформы вины, а также наличия вины как обязательного условия их применения<span Times New Roman",«serif»;mso-fareast-font-family:«Times New Roman»; mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA">[10].
Дляприменения мер административного пресечения важен сам факт противоправногоповедения, а не его причины, исследование которых в полной мере возможно лишь входе решения вопроса о привлечении лица к юридической ответственности<span Times New Roman",«serif»;mso-fareast-font-family:«Times New Roman»; mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA">[11].В связи с этим, объектом принудительного воздействия в конечном итогеоказывается не сама личность с ее многообразием общественных связей ипсихологических состояний, а лишь ее поведение как объект. Для сравнения,например, можно сказать, что объектом воздействия уголовно-исполнительных мер(некоторая часть норм режима содержания, материально-бытовые условия) являетсяличность осужденного во всем ее многообразии<span Times New Roman",«serif»;mso-fareast-font-family:«Times New Roman»; mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA">[12]
Проанализироваввышеперечисленные признаки мер административного пресечения, четко выделяющиеих среди других мер административно-правового принуждения, хотелось бы выделитьеще некоторые внутривидовые особенности, которые позволяют более детальноотразить сущность административного пресечения.
Особенностьмер административного пресечения заключается в своеобразии проявленияобъективной связи «неправомерное действие – административное принуждение»,которое заключается в одновременном, одномоментном существовании элементовданной системы. В отличие от них реализация, например, таких мерадминистративного принуждения, как административные взыскания, характеризуютсяболее или менее значительным периодом времени с момента совершенияправонарушения.
Мерыадминистративного пресечения имеют небольшой круг субъектов их применения. При том,чем сильнее правоограничение, которое может вызвать та или иная мераадминистративного пресечения, тем уже круг должностных лиц, управомоченных к ихприменению, и тем выше требования к их профессиональной подготовке. Вряд лиможно, учитывая исключительный характер таких ценностей, как жизнь и здоровье,согласиться с суждением о том, что меры административного принуждения по своейсиле и суровости менее значительны, чем меры уголовного воздействия<span Times New Roman",«serif»;mso-fareast-font-family:«Times New Roman»; mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA">[13].Это утверждение справедливо в отношении такого вида мер, как мерыадминистративного взыскания, когда речь идет о видах юридическойответственности, уголовной и административной.
Сучетом всех названных признаков под мерамиадминистративного пресечения, на наш взгляд, следует понимать регулируемые нормами административного праваюридические средства и способы принудительного воздействия, имеющие цельюнезамедлительное прекращение реально и открыто существующей противоправнойситуации на месте ее обнаружения путем прямого вмешательства субъектаадминистративной власти, наделенного специальными полномочиями, в деятельностьправонарушителя, а также применяемые в целях создания возможности для последующегопривлечения нарушителя к юридической ответственности.
Выделяямеры административного пресечения в самостоятельную группу среди иных мерадминистративно-правового принуждения, различные авторы по-разному определяютих круг. При этом, в зависимости от позиций автора, к мерам административногопресечения иногда относят такие принудительные меры, как специальныйадминистративный надзор<span Times New Roman",«serif»;mso-fareast-font-family:«Times New Roman»; mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA">[14],досмотр ручной клади и багажа<span Times New Roman",«serif»;mso-fareast-font-family:«Times New Roman»; mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA">[15]
Ксожалению, единого нормативного акта, регулирующего систему мерадминистративного пресечения, основания и порядок их применения нет.Пресекательная деятельность регламентируется многими законами и подзаконнымиактами. Думаю, что будущий кодекс Российской Федерации об административныхправонарушениях должен содержать систематизированный перечень мер административногопресечения, а также определять компетенцию конкретных федеральных органовисполнительной власти по применению тех или иных мер воздействия. Этотперечень, по мнению А.С. Князькова, должен включать в себя следующие меры:
-<span Times New Roman"">
-<span Times New Roman"">
-<span Times New Roman"">
-<span Times New Roman"">
-<span Times New Roman"">
-<span Times New Roman"">
-<span Times New Roman"">
И хотелось бы отметить, что при изменении мерпресечения, как и во всей своей деятельности, субъекты власти должны строгособлюдать принципы законности и целесообразности, а также минимизации вреда:избирать такие средства, которые максимально необходимы для предотвращениявредных последствий. Нельзя применять оружие для задержания лиц, нарушающихправила торговли, не следует приостанавливать работу всего цеха, если внеисправном состоянии находится один станок. Во всех случаях должно соблюдатьсянеобходимое соответствие между избранной мерой принуждения, характеромнарушения и, конечно, требованием правовых норм.
2. Виды мер административногопресечения
Среди других мер административно-правовогопринуждения меры пресечения наиболее многочисленны и разнообразны. Этообусловлено тем, что в различных условиях, в отношении различных субъектов,различные государственные органы должны применять наиболее эффективные средствадля прекращения антиобщественных действий. Большое разнообразие мер пресечениясвидетельствует о том, что большое внимание уделяется своевременномупрекращению правонарушений, предотвращению вреда.
Система мер пресечения чрезвычайно разнообразна.Вследствие этого многими авторами не раз проводилась попытка классификации исистематизации различных мер пресечения в родовые группы.
Д.Н. Бахрах, исходя из цели и образа воздействия,различает общие, специальные и процессуальные меры пресечения<span Times New Roman",«serif»;mso-fareast-font-family:«Times New Roman»; mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA">[19]
Специальныемеры пресечения применяются только к гражданам, они нарушают их физическуюнеприкосновенность для того, чтобы быстро прекратить противоправное поведение.В их числе средства простого физического воздействия (приемы боевой борьбы,использование служебных собак); воздействие с помощью технических средств(дубинок, наручников и т.д.); использование огнестрельного оружия, боевойтехники.
Процессуальныемеры пресечения названы в 238-247 и др. статьях КоАП РСФСР. Особая цель ихприменения – обеспечить нормальный ход производства по делам обадминистративных правонарушениях: не позволить виновному уклониться отответственности, собрать необходимые доказательства, обеспечить исполнениепостановления. К процессуальным мерам относятся: доставление, задержание,привод, личный досмотр вещей, изъятие вещей и документов, отстранение отуправления транспортными средствами, его задержание, замена исправительныхработ арестом. Недостаток данной классификации, по нашему мнению, заключается втом, что Д.Н. Бахрах при делении на виды административно-правового принужденияотрицает такие его виды, как меры предупреждения(административно-предупредительные меры), а также меры административно-процессуальногообеспечения. В силу этого данные меры автоматически вливаются в мерыадминистративного пресечения, хотя многие авторы<span Times New Roman",«serif»;mso-fareast-font-family:«Times New Roman»; mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA">[20]
Многообразные меры административного пресечения всвоей интерпретации сгруппировали в несколько видов Ю.М. Козлов и Л.Л. Попов. Вчастности, к ним относятся:
1)<span Times New Roman"">
2)<span Times New Roman"">
3)<span Times New Roman"">
4)<span Times New Roman"">
5)<span Times New Roman"">
6)<span Times New Roman"">
7)<span Times New Roman"">
Данная внутривидовая классификация четкораспределяет в зависимости от целей, характера и объекта воздействия предметнуюпринадлежность каждой меры административного пресечения. Но в силу своейгромоздкости она не позволяет в объеме данной дипломной работы взять ее заоснову и рассмотреть каждый из видов мер административного пресечения вотдельности.
Более точной и практичной, а значит и болееподходящей к исследованию в данной дипломной работе является классификация мерадминистративного пресечения, приведенная А.П. Кореневым.Исходя из целей, характера и объекта воздействия, их можно подразделить на мерыпресечения:
-<span Times New Roman"">
-<span Times New Roman"">
-<span Times New Roman"">
-<span Times New Roman"">
-<span Times New Roman"">
2.1 Мерыадминистративного пресечения, применяемые к нарушителю
К мерам пресечения, применяемым к нарушителю,относятся:
-<span Times New Roman"">
-<span Times New Roman"">
-<span Times New Roman"">
-<span Times New Roman"">
-<span Times New Roman"">
Рассмотрим каждый из подвидов мер пресечения,применяемых к нарушителю в отдельности.
Уполномоченныедолжностные лица (сотрудники милиции и др.) имеют право требовать от граждан идолжностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения,а также действий, препятствующих осуществлению их полномочий, законнойдеятельности депутатов, кандидатов в депутаты, представителей государственныхорганов, учреждений и общественных объединений. Сущность этой меры пресечениязаключается в указании правонарушителю на немедленное прекращение совершаемыхим действий.
Учитывая особый характер таких мерадминистративного пресечения, как применение огнестрельного оружия, специальныхсредств и физической силы, необходимо выделить их в группу специальных мерадминистративного пресечения. Такая внутригрупповая классификация весьмазначима, так как позволяет более точно отразить правовую природу названных мер.В частности, той ее стороны, что применение специальных мер административногопресечения чаще всего связано с воздействием на физическую сущность лица,подвергнутого принуждению. По данному признаку некоторые авторы называютприменение физической силы, специальных средстви оружия мерами непосредственного воздействия<span Times New Roman",«serif»;mso-fareast-font-family:«Times New Roman»; mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA">[23]
Сотрудникимилиции и других правоохранительных органов, а также иных государственныхорганов и уполномоченные на то законом представители негосударственныхобъединений имеют право применять физическуюсилу, в том числе боевые приемы борьбы, для пресечения преступлений иадминистративных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоленияпротиводействия законным требованиям, если ненасильственные способы не обеспечиваютвыполнение возложе