Выдержка из текста работы
Японский подход заключается в том, чтобы в изучении, развитии и реализации методов управления качеством на основе статистических методов участвовали все подразделения и все работники компаний.
В США процессу перестройки управленческого мышления способствовало возникновение больших убытков, связанных с использованием несоответствующих производственных методов и проведением дорогостоящих мероприятий по обеспечению качества. Убытки, появлявшиеся вследствие низкого качества, заставили страховые компании создать регулирующие нормативы, которых должны были придерживаться все застрахованные фирмы.
Таблица 1.1.
Сравнительный анализ американской и японской моделей менеджмента.
Американская модель Японская модель
Индивидуальные решения и свобода действий Совместные решения и действия на основе группового согласия.
Индивидуальная персональная ответственность Коллективная ответственность
Жесткая должностная субординация в четко установленной канонической организационной структуре управления. Гибкое перераспределение
Четкие формализованные должностные инструкции, процедуры контроля и алгоритмы управления. Функций руководства, прав и обязанностей в неформальной структуре управления.
Четко установленная властная вертикаль единоначалия Неформализованные процедуры
Непрерывный мониторинг, быстрая оценка количества и качества индивидуального труда. Координации, принятия решения и группового контроля
Быстрое продвижение по результатам труда и индивидуальным достижениям Размытые в латентных структурах управления права, полномочия и функции руководства.
Критерии отбора: текущие результаты, профессиональные качества, самостоятельность, инициатива. Критерии отбора: способность занять в группе позицию делового неформального лидера.
Стиль руководства, ориентированный на индивидуального работника, командный Стиль руководства, нацеленный на группу, групповые санкции
Ориентация менеджеров на достижение индивидуальных результатов Ориентация менеджеров на достижение гармонии в группе
Жесткая формальная регламентация отношений иерархии «руководитель-подчиненный». Личные неформальные отношения с подчиненными и верхами
Специализированная должностная и квалификационная профессиональная подготовка (предпочтение узким специалистам технократической ориентации) Неспециализированная профессиональная подготовка работников и менеджеров универсального типа.
Материальное стимулирование в тесной связи с индивидуальными результатами труда и достигнутой производительностью. Сочетание морального стимулирования с материальными в зависимости от стажа работы, старшинства и показателей работы всей группы.
Краткосрочная занятость Долгосрочная занятость (пожизненный найм).
В России в настоящее время резко увеличилось количество предприятий по внедрению международных стандартов ИСО серии 9000, чему способствуют ряд обстоятельств, основными из которых являются :
1) организация работ по внедрению систем качества – важный элемент нескольких федеральных программ;
2) при создании совместных предприятий зарубежные фирмы и компании зачастую ставят обязательное условие: подготовка и функционирование системы качества в соответствии с ИСО серии 9000;
3) предприятия самых разных отраслей, стремящиеся к экспорту продукции, сталкиваются с проблемой внедрения стандартов ИСО и сертификации систем качества на соответствие этим стандартам в ходе контрактных переговоров, а также в ряде стран возникает сложность при реализации продукции без подтверждения стабильности качества при ее выпуске;
Глава 2. Критерии готовности предприятия принять систему качества
Особенности свойств систем менеджмента и их направленность на учет требований внешней среды при формировании условий внутренней среды организации дают возможность интеграции систем управленческого менеджмента и менеджмента качества, которые можно представить следующим образом :
• Изначально интегрированные системы менеджмента. Предполагается, что такой подход может быть реализован, когда организация не имеет развитой системы менеджмента качества. В то же время многие предприятия считают такой подход достаточно сложным и предпочитают иные пути.
• Независимое развитие. Например, СМК и СЭМ, затем — интеграция; такой подход характерен для большого числа зарубежных и растущего числа российских компаний, которые осуществляют разработку и внедрение систем менеджмента вслед за сертификацией систем менеджмента качества.
• Интеграция новых аспектов в уже существующую систему. Преимущество подхода состоит в том, что опыт, накопленный в процессе разработки, внедрения и совершенствования системы, используется для постановки и достижения целей, отражающих особенности внешней среды иного характера.
Если руководство организации считает целесообразным в порядке развития системы менеджмента качества учитывать аспекты различного рода, то можно рассматривать несколько уровней интеграции в зависимости от непосредственных потребностей, природы или сложности тех процессов, которые реализованы в компании. Такой путь позволяет постепенно, поэтапно наращивать степень интеграции систем.
Глава 3. Система менеджмента качества на российских предприятиях…………
Список использованной литературы
1. Брэддик У. Менеджмент в организации. — М.: ИНФРА-М. 1997.
2. Иванова Т. Ю., Приходько В.И. Теория организации. Краткий курс. – Спб.: Питер. 2004.
3. Момот А.И. Менеджмент качества: Учебное пособие для вузов.- Донецк: ДонГТУ. 2000.
4. Пичурин И.И. Сущность понятия «качество» // Стандарты и качество.-2002.-N8.
5. Райченко А. В., Латфуллин Г.Р. Теория организации: Учебник для вузов. – Спб.: Питер. 2005.
6. Сытниченко В.В. Тенденции качества в новом тысячелетии // Стандарты и качество.-2001.-N1.
7. Хойер Роберт, Хойер Брук. Что такое качество? // Стандарты и качество.-2002.-N3.
8. Шадрин А.К. 5 потребностей, 8 принципов, 10 заповедей //Стандарты и качество.-2002.-N2.
9. Швец В.С. Реальные антитезы современного менеджмента качества и их разумное существование // Стандарты и качество. -2002.-N7.
10. Менеджмент организации: Учебное пособие // З.П.Румянцева, Н.А. Саломатин, Р.З. Акбердин и др. — М.: ИНФРА-М. 1997.