Выдержка из текста работы
Содержание:
Введение
1.Уровень менеджмента и квалификации персонала
2. Состояние менеджмента в малом бизнесе
2. Квалификация кадров
3. Будут ли руководители российских предприятий учиться менеджменту?
1. Факторы, влияющие на формирование спроса в менеджмент — образовании.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение
С развитием рыночной экономики, в частности в нашей стране, термины
«менеджмент», «менеджер», быстро и прочно вошли в нашу жизнь и наш словарный обиход, заменив такие термины, как «управление», «управленческая деятельность», «руководитель», «директор». Хотя все эти слова являются синонимами по отношению друг к другу, термин управление имеет более широкий смысл. Вообще,» управление» — это воздействие управляющей системы (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью перевода управляемой системы в требуемое состояние. В частности, в роли субъекта управления выступает менеджер. Но прежде чем говорить о менеджере и его функциях, надо ввести понятие «менеджмента». Этот термин пошел от американского management — управление. Менеджмент — это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента. Это понятие более узкое и применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять в США и в отношении непредпринимательских организаций. Если немного раскрыть определение «менеджмента», то мы увидим, что в него входит: изучение рынка (спроса, потребления), т.е. маркетинг и прогнозирование; производство продукции с минимальными затратами и реализация ее с максимальной прибылью; управление персоналом, следовательно знание социологии, психологии, а также анализ информации и разработка программ для достижения поставленной цели.
Основная функция менеджмента — это умение достигать поставленных целей.
Уровень менеджмента и квалификации персонала
Отличительная черта малого предпринимательства
Уровень менеджмента и квалификации кадров — ключевые факторы определяющие успех в бизнесе независимо от его масштабов. В малом бизнесе наличие квалифицированного персонала имеет особое значение. В небольшой фирме велика цена ошибок или неэффективной работы каждого, поскольку именно интенсивный труд, высокое качество работы, мобильность кадров и фирмы в целом являются конкурентными преимуществами малого бизнеса по сравнению со средним, а тем более крупным.
Состояние менеджмента в малом бизнесе.
Специфическая характеристика менеджмента в малом бизнесе, выступающая в качестве барьера для развития, — невысокий уровень специализации управленческих функций. Он приводит к необходимости «всем заниматься всем». Прежде всего это относится к первому лицу.
Данные опросов показывают(таблица №1) , что большинство руководителей, совмещая функции менеджера и собственника, держат под контролем финансы предприятия. Наряду с этим более 60% первых лиц занято управлением производственным процессом, а зачастую при необходимости подключаются напрямую к изготовлению продукции.
Таблица №1 Сферы профессиональной деятельности руководителей МП (в % от числа ответивших)
|Сферы управленческой |Руководитель |Рук — ль службы|Зам. |
|деятельности |предприятия |сбыта/маркетинг|Рук — ля |
| | |а |по кадрам|
|Управление |61,8 |17,1 |15,2 |
|производственным | | | |
|процессом | | | |
|Управление финансами |64,7 |34,3 |12,1 |
|Управление коллективом |44,1 |14,3 |45,5 |
|Управление реализацией |17,6 |85,7 |18,2 |
|продукции (маркетингом)| | | |
|Оперативное управление |8,8 |25,7 |12,1 |
|Стратегическое |52,9 |14,3 |3,0 |
|управление | | | |
|Управление |5,9 |17,1 |3,0 |
|нововведениями | | | |
|Повышение эффективности|23,5 |8,6 |3,0 |
|управления | | | |
|Подготовка и повышение |- |2,9 |33,3 |
|квалификации кадров | | | |
|Делопроизводство |5,9 |11,4 |45,5 |
|Разрешение конфликтных |- |- |15,2 |
|ситуаций в коллективе | | | |
|Определение и |2,9 |5,7 |54,5 |
|оформление трудовых | | | |
|отношений с работниками| | | |
Более или менее специализированна управленческая функция по маркетингу, особенно при сопоставлении с кадровым менеджментом. Интересно, что на тех
МП, где произошло выделение функции по управлению персоналом, в практической деятельности этих менеджеров она вовсе не доминирует. Около
55% руководителей кадровых служб/ заместителей руководителя по кадрам указали, что они занимаются определением и оформлением трудовых отношений с работниками и управлением коллективом, а всего 1/3 — подготовкой и повышением квалификации кадров, то есть своими непосредственными функциональными обязанностями.
Какие же проблемы наиболее типичны для менеджмента в малом бизнесе? Самыми распространенными являются трудности анализа и оценки внешней среды предприятия и сложности с поиском ресурсов для его развития (таблица
№2). По данным производившегося опроса, на каждом втором МП на них указывают их руководители, а также руководители служб сбыта/ маркетинга.
Таблица №2. Проблемы менеджмента в малом бизнесе (в % от числа ответивших).
|Проблемы работы |Руководитель МП |Руководитель службы|
|руководителя | |сбыта/маркетинга |
|Трудности анализа и оценки|44,1 |48,6 |
|внешней среды предприятия | | |
|Трудности анализа и оценки|17,6 |17,1 |
|внутренних резервов | | |
|предприятия | | |
|Сложности с формированием |26,5 |17,1 |
|эффективной структуры | | |
|управления | | |
|Нерациональное |14,7 |17,1 |
|распределение функций | | |
|между подразделениями и | | |
|должностными лицами | | |
|Трудности с созданием и |5,9 |5,7 |
|поддержанием | | |
|благоприятного климата в | | |
|коллективе | | |
|Проблемы стимулирования |26,5 |20,0 |
|продуктивной работы | | |
|подчиненных | | |
|Проблема выбора стиля |17,6 |8,6 |
|руководства | | |
|Отсутствие эффективной |29,4 |25,7 |
|системы контроля за | | |
|выполнением поставленных | | |
|задач | | |
|Проблемы мотивации |8,8 |8,6 |
|работников на нововведения| | |
|Сложности с поиском |52,9 |42,9 |
|ресурсов для задач | | |
|развития предприятия | | |
|Отсутствие стратегии в |- |2,9 |
|кадровой политике | | |
|предприятия | | |
|Сложности налаживания |11,8 |8,6 |
|групповой работы по | | |
|решению проблем | | |
|Нехватка времени для |20,6 |28,6 |
|проработки стратегических | | |
|вопросов | | |