Содержание
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1 Теоретические основы межрегионального экономического взаимодействия…………………………………………………………………….5
1.1. Сущность, виды и формы межрегиональных связей………………………5
1.2. Приоритетные цели и задачи межрегионального экономического взаимодействия…………………………………………………………………….8
Глава 2 Межрегиональное взаимодействие и его основные направления………………………………………………………………………11
2.1. Межрегиональная интеграция: формы, институты……………………….11
2.2. Межрегиональные связи экономического взаимодействия………………16
2.3.Основные направления межрегионального экономического взаимодействия…………………………………………………..………………18
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы……………………………………………24
Выдержка из текста работы
Совершенствование деятельности межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Дальний Восток и Забайкалье»
Введение
Актуальность темы. Несмотря на то, что Дальневосточный регион и Забайкалье обладают значительными природными ресурсами, он испытывает давление следующих негативных факторов: сложные природно-климатические условия, слабая освоенность территории, низкая плотность населения, отдаленность региона от промышленных центров страны, труднодоступность большей части территории, отсутствие развитой сети дорог, отток населения.
Наличие серьезных проблем в различных отраслях экономики и социальной сферы объясняет необходимость разработки и принятия целевых программ экономического и социального развития региона, и, в частности, входящих в него субъектов.
Межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Дальний Восток и Забайкалье» была создана первой в России.
В связи со сложной ситуацией, сложившейся на Дальнем Востоке и в Забайкалье в период перестройки, и с целью адаптации региона к рыночной экономике, по инициативе Ассоциации была разработана и постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 года № 480 утверждена федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 годы». В дальнейшем срок реализации программы был продлен до 2013 года.
Стремление к повышению уровня производственной и социальной инфраструктуры, системы образования, здравоохранения, науки, культуры края определяющего высокие возможности развития человеческого потенциала, создания условий для роста благосостояния населения, повышения качества жизни, объясняет необходимость разработки проекта совершенствования деятельности ассоциации по реализации ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года»
Анализ изученных источников и литературы. Описание теоретических основ деятельности межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов «Дальний Восток и Забайкалье» наиболее полно нашло свое отражение в следующих документах: ФЗ «О некоммерческих организациях», ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности ассоциация экономического взаимодействия субъектов РФ», а так же в Уставе ассоциации.
Информация о нормативно-правовой базе и организационно-функциональной структуре ассоциации наиболее подробно излагается на сайте Межрегиональной ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье».
Анализ деятельности ассоциации проведен с помощью информации о деятельности Межрегиональной ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье».
В процессе написания курсового проекта использовалась ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалье на период до 2013 года», а также ФЦП «Экономическое и социальное развитие дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 годы и до 2010 года»
Целью данного курсового проекта является проведение анализа деятельности межрегиональной ассоциации по реализации ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» и разработка путей совершенствования деятельности ассоциации по реализации ФЦП.
Для решения поставленной цели были выделены следующие задачи:
рассмотреть нормативно-правовую базу, структуру, а также функции межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов «Дальний Восток и Забайкалье» по осуществлению межрегиональных взаимодействий в системе государственного управления;
проанализировать деятельность ассоциации по реализации ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года»;
определить основные направления совершенствования деятельности межрегиональной ассоциации по реализации ФЦП.
Объектом исследования является деятельность межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов «Дальний Восток и Забайкалье» по реализации ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года»
Предмет исследования — пути совершенствования деятельности ассоциации по реализации ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года»
Теоретико-методологической основой и эмпирической базой курсового проекта послужили:
федеральные законы РФ, акты Правительства и Президента РФ, нормативная база Ассоциации и Федеральной целевой программы «Дальний Восток и Забайкалье»;
статистические материалы о деятельности Ассоциации и реализации ФЦП «Дальний Восток и Забайкалье»;
данные официального сайта Ассоциации;
документы делопроизводства.
В процессе исследования применялись такие методы и приемы, как абстрактно-логический, статистический, функциональный, метод системного анализа, группировки и синтеза.
Хронологические рамки исследования: период с 2005 года по настоящее время.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложения по совершенствованию деятельности ассоциации по реализации ФЦП могут быть использованы в качестве методологической базы для дальнейшей разработки региональной политики. А предложенные проектные мероприятия могут быть эффективно реализованы на практике.
1. Теоретические основы деятельности межрегиональной ассоциации
экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации
«Дальний Восток и Забайкалье»
.1 Нормативно-правовая база и документационное обеспечение
деятельности межрегиональной ассоциации экономического
взаимодействия субъектов «Дальний Восток и Забайкалье»
«Межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Дальний Восток и Забайкалье» является некоммерческой организацией, учрежденной юридическими лицами, являющимися органами государственной власти субъектов Российской Федерации и которая создается на добровольной основе в целях межрегиональной интеграции и социально-экономического развития субъектов Российской Федерации[8].
Ассоциация осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации» № 211-ФЗ от 17.12.99 г., Федеральным законом «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.96 г., Уставом Ассоциации[19].
Ст.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.96 г. определяет, что некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Настоящий Федеральный закон определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления и имеет следующую структуру[3]:
Глава I. Общие положения:
Статья 1. Предмет регулирования и область действия настоящего Федерального закона;
Статья 2. Некоммерческая организация;
Статья 3. Правовое положение некоммерческой организации;
Статья 4. Наименование и место нахождения некоммерческой организации;
Статья 5. Филиалы и представительства некоммерческой организации.
Глава II. Формы некоммерческих организаций:
Статья 6. Общественные и религиозные организации (объединения);
Статья 7. Фонды;
Статья 7.1. Государственная корпорация;
Статья 8. Некоммерческие партнерства;
Статья 9. Учреждения;
Статья 10. Автономная некоммерческая организация;
Статья 11. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы);
Статья 12. Права и обязанности членов ассоциаций и союзов.
Глава III. Создание, реорганизация и ликвидация некоммерческой организации:
Статья 13. Создание некоммерческой организации;
Статья 13.1. Государственная регистрация некоммерческих организаций;
Статья 13.2. Уведомление о создании на территории Российской Федерации филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации;
Статья 14. Учредительные документы некоммерческой организации;
Статья 15. Учредители некоммерческой организации;
Статья 16. Реорганизация некоммерческой организации;
Статья 17. Преобразование некоммерческой организации;
Статья 18. Ликвидация некоммерческой организации;
Статья 19. Порядок ликвидации некоммерческой организации;
Статья 20. Имущество ликвидируемой некоммерческой организации;
Статья 21. Завершение ликвидации некоммерческой организации;
Статья 22. Запись о прекращении деятельности некоммерческой организации. — Исключена;
Статья 23. Государственная регистрация изменений учредительных документов некоммерческой организации;
Статья 23.1. Отказ в государственной регистрации некоммерческой организации.
Глава IV. Деятельность некоммерческой организации:
Статья 24. Виды деятельности некоммерческой организации;
Статья 25. Имущество некоммерческой организации;
Статья 26. Источники формирования имущества некоммерческой организации
Глава V. Управление некоммерческой организацией:
Статья 28. Основы управления некоммерческой организацией;
Статья 29. Высший орган управления некоммерческой организацией;
Статья 30. Исполнительный орган некоммерческой организации.
Глава VI. Некоммерческие организации и органы государственной власти:
Статья 31. Экономическая поддержка некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления;
Статья 32. Контроль за деятельностью некоммерческой организации.
Глава VII. Заключительные положения:
Статья 33. Ответственность некоммерческой организации;
Статья 34. Вступление в силу настоящего Федерального закона[3].
Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации» № 211-ФЗ от 17.12.99 г. определяет общие принципы организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации в целях обеспечения правовых, экономических и организационных гарантий деятельности указанных ассоциаций, создания условий, способствующих социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации и Российской Федерации в целом и имеет следующую структуру[4]:
Статья 1. Общие положения:
Статья 2. Сфера действия настоящего Федерального закона;
Статья 3. Принципы деятельности ассоциации;
Статья 4. Основные цели и задачи ассоциации;
Статья 5. Создание и регистрация ассоциации;
Статья 6. Экономические и финансовые основы деятельности ассоциации;
Статья 7. Взаимодействие ассоциации с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
Статья 8. Ответственность ассоциации;
Статья 9. Вступление в силу настоящего Федерального закона;
Статья 10. О приведении в соответствие с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов;
Деятельность Ассоциации осуществляется на основе следующих принципов:
строгое соблюдение прав членов ассоциации, определенных учредительным договором и уставом ассоциации;
скоординированность действий по разработке и реализации социально-экономических программ;
гласность деятельности исполнительных органов ассоциации.
Целью своей деятельности Ассоциация ставит: межрегиональную интеграцию и социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, являющихся членами Ассоциации.
Для реализации поставленной цели Ассоциация решает следующие задачи:
Обеспечение необходимых условий для эффективного взаимодействия субъектов Российской Федерации, членов Ассоциации, в вопросах социально-экономического развития на основе объединения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов.
Достижение устойчивого развития экономики субъектов Российской Федерации от Дальнего Востока и Забайкалья в условиях рыночных отношений и создание базы для повышения уровня жизни населения.
— Представление интересов членов Ассоциации.
Содействие заключению взаимовыгодных экономических соглашений между субъектами Российской Федерации.
Подготовка предложений по вопросам международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации от Дальнего Востока и Забайкалья.
Создание комплексных информационных структур и формирование банка данных необходимых для принятия оптимальных управленческих решений.
Стабилизация экономического положения и социальная защита населения.
Развитие производственной и социальной инфраструктуры коммуникаций и др.
Учредительными документами ассоциации являются учредительный договор, заключенный ее учредителями, и утвержденный ими устав.
Настоящий Устав Межрегиональной ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Дальний Восток и Забайкалье» от 2009 года является новой редакцией Устава Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Дальний Восток и Забайкалье» и имеет следующую структуру[19]:
Общие положения
Учредители
Цели и задачи
Членство
Права и обязанности членов Ассоциации
Порядок приема в Ассоциацию и выхода из нее
Порядок управления
Имущество. Финансовая и хозяйственная деятельность
Контроль
Реорганизация и ликвидация Ассоциации
Изучив нормативно-правовое обеспечение деятельности Межрегиональной ассоциации перейдем к рассмотрению ее организационно-функциональной структуры.
.2 Организационно — функциональная структура межрегиональной
ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье»
Высшим органом управления Ассоциации является Общее собрание (Совет) членов Ассоциации (их представителей), в которое по должности входят руководители исполнительной и законодательной ветвей власти субъектов Федерации. Норма представительства от каждого учредителя — один представитель с правом одного голоса. Кроме того, в состав Совета с совещательным голосом входят полномочные представители Президента Российской Федерации от каждой территории. Руководит Советом Председатель, который избирается на ротационной основе. Общее собрание избирает Председателя, сроком на 2 года, а также заместителей Председателя, из числа членов Совета. На 2010 год Председателем Совета является Губернатор- Председатель Правительства амурской области Кожемяко Олег Николаевич. Прерогатива Председателя состоит в координации деятельности членов Ассоциации по выполнению Уставных задач, намеченных программ и планов, а также представление и защита интересов Ассоциации на федеральном, региональном и международном уровне[17].
К исключительной компетенции Общего собрания Ассоциации относится:
внесение изменений и дополнений в Устав Ассоциации;
определение приоритетных направлений деятельности, принципов формирования и использования ее имущества;
выборы Председателя Ассоциации и досрочное прекращение его полномочий; формирование исполнительных органов;
утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;
утверждение финансового плана и внесение в него изменений на основании подаваемых Председателем проектов;
создание филиалов и открытие представительств;
участие в других организациях;
принятие решения о реорганизации либо ликвидации;
утверждение ликвидационных балансов.
Очередное Общее собрание членов Ассоциации созывается по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Общие собрания, организуемые раньше этого срока, являются внеочередными.
Внеочередные Общие собрания Ассоциации созываются по мере необходимости, а также по инициативе Председателя Ассоциации, любого из членов Ассоциации — в течение одного месяца со дня уведомления Председателя Ассоциации.
Имущество Ассоциации создается за счет:
Вступительных, периодических (ежегодных) членских и целевых взносов членов Ассоциации.
Благотворительных взносов.
Добровольных взносов и пожертвований.
Средств, получаемых от выполнения договоров, заключенных в соответствии с уставными целями.
Других источников, не противоречащих действующему законодательству.
Ассоциация в основном финансируется членами Ассоциации. Первоначальный ежегодный членский взнос оплачивается каждым кандидатом в члены Ассоциации одновременно со вступительным взносом. Второй и последующие ежегодные членские взносы оплачиваются каждым членом Ассоциации в течение первого календарного месяца, следующего за отчетным финансовым годом. Вступительные и ежегодные членские взносы используются на содержание аппарата управления, консультационной службы и обеспечение деятельности, предусмотренной настоящим Уставом. Целевые взносы предназначены для финансирования конкретных мероприятий и программ. Срок, размер и форма внесения устанавливаются Общим собранием членов Ассоциации.
Дирекция выполняет следующие функции:
содействует межрегиональной интеграции и социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации, являющимися членами Межрегиональной Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье;
обеспечивает необходимые условия для эффективного взаимодействия субъектов Российской Федерации членов Межрегиональной Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» по организационному, экономическому, научно-техническому и социальному развитию регионов на основе объединения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов;
создает структурные подразделения (Координационные Советы и т.д.) по важнейшим направлениям деятельности Межрегиональной ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье»;
представляет интересы членов Совета Межрегиональной Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье»;
содействует заключению взаимовыгодных экономических соглашений между субъектами Российской Федерации;
подготавливает предложения по вопросам социально-экономического развития, внешнеэкономической деятельности, рационального использования экономических потенциалов субъектов РФ, членов ассоциации;
участвует в создании комплексных информационных структур и формировании банка данных для принятия оптимальных управленческих решений;
свободно распространяет информацию о деятельности, промышленном и научно-техническом потенциале учредителей Межрегиональной Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» с их согласия;
проводит организационно-хозяйственную деятельность по выполнению решений Совета членов Межрегиональной Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье».
активно сотрудничает с академическими и научно-исследовательскими институтами Дальнего Востока и Забайкалья[17].
Возглавляет Исполнительную дирекцию Межрегиональной Ассоциации "Дальний Восток и Забайкалье" генеральный директор. Генеральный директор избирается Общим собранием членов Ассоциации и по должности является заместителем председателя Совета. Генеральный директор действует от имени Межрегиональной Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» и представляет ее интересы в правительственных структурах, органах государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций и за рубежом.
В компетенцию Генерального директора входит:
материально-техническое обеспечение деятельности Ассоциации в пределах собственных средств;
привлечение для осуществления уставной деятельности дополнительных источников финансовых и материальных средств;
предоставление Общему собранию членов Ассоциации ежегодного отчета о поступлении и расходовании средств;
организация проведения очередных и внеочередных Общих собраний членов Ассоциации;
утверждение структуры управления деятельностью Ассоциации, штатного расписания и должностных обязанностей;
решение кадровых и других вопросов, не относящихся к исключительной компетенции Общего собрания членов Ассоциации.
Постоянно растущее количество решаемых вопросов со временем заставило искать новые организационные формы в деятельности Ассоциации. Так появились Координационные Советы по направлениям деятельности и по кругу решаемых конкретных задач.
Возглавляемые первыми лицами регионов или их заместителями Координационные советы включают в свой состав специалистов различных отраслей, научных работников, представителей органов власти республик краев, областей и автономных округов. В рамках Координационных советов сформирована эффективная система взаимодействия, обмена опытом и выработки совместных проектов, идей, обращений в адрес федеральных органов государственной власти[17].
Таблица 1.1 — Функции сотрудников управления координационных советов социально-экономической сферы и международного сотрудничества
Международные институтыНачальник Управления А.Г. БурыйГлавный специалист Управления Н.А. ЛядноваГлавный специалист Управления Е.С. БахтинаРоссийско-Американское Тихоокеанское партнерствоДиректор российского секретариатаКоординаторРоссийско-Японская Инициативная рабочая группа по региональному сотрудничествуРуководитель российской части ГруппыКоординаторПостоянная смешанная комиссия «Дальний Восток России — Хоккайдо»Ответственный секретарь российской части ПСККоординаторКоординаторРоссийско-Китайский координационный совет по межрегиональному и приграничному сотрудничествуРегиональный координаторКоординаторКоординатор
Координационные советы (КС) — это мобильные органы, которые занимаются решением достаточно узкого круга вопросов, одной межрегиональной проблемой, но на высоком профессиональном уровне. Именно через эту форму Ассоциация осуществляет общую политику социально-экономических реформ в регионе, обеспечивает эффективную реализацию стоящих перед ней целей и задач.
В области разрешения экономических вопросов и согласования экономических взаимодействий субъектов создан Координационный совет по экономике, который действует на основании Положения.
Координационный Совет по экономике осуществляет свою деятельность на общественных началах, взаимодействуя с соответствующими министерствами, комитетами, департаментами, управлениями и отделами государственных органов законодательной и исполнительной власти, исследовательскими институтами, межрегиональной ассоциацией экономического взаимодействия «Дальний Восток и Забайкалье».
Генеральная цель создания Координационного Совета по экономике — оказать результативное содействие и помощь органам, учреждениям и предприятиям краев, областей и национально-территориальных образований Дальнего Востока и Забайкалья Российской Федерации в деле экономического развития и интеграции территорий региона.
Координационный Совет по экономике в своей деятельности подотчетен и подчиняется Совету межрегиональной Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Федерации «Дальний Восток и Забайкалье».
Координационный Совет возглавляет Председатель, который избирается на ротационной основе из числа руководителей законодательной или исполнительной власти территорий — членов межрегиональной ассоциации, либо их заместителей. Председатель Координационного Совета утверждается решением Совета Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Дальний Восток и Забайкалье». В отсутствие Председателя Координационного Совета его полномочия исполняет первый заместитель[11].
Рассмотрев организационно-функциональную структура Межрегиональной ассоциации можно сделать вывод, что ассоциация имеет строго регламентированный аппарат управления с четко прописанными функциями. Далее перейдем к анализу деятельности ассоциации по реализации ФЦП «Социальное и экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года».
2. Совершенствование деятельности межрегиональной ассоциации
экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации
«Дальний Восток иЗабайкалье»
.1 Анализ деятельности межрегиональной ассоциации по реализации
ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и
Забайкалья на период до 2013 года»
Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013года» представляет собой взаимоувязанный комплекс программных проектов и мероприятий, направленных на улучшение социально-экономического положения регионов Дальнего Востока и Забайкалья[20].
Мероприятия Программы направлены на предотвращение миграции населения с Дальнего Востока и поднятие его жизненного уровня, решение демографических проблем. В Программу включено строительство важных объектов, которые позволят улучшить условия жизни населения в регионе, обеспечить развитие топливно-энергетического комплекса, социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства.
Устойчивое социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья обеспечивает территориальную целостность Российской Федерации. Некоторые регионы Дальнего Востока являются пограничными, и их развитие приобретает еще большую значимость для страны в целом.
Решение проблем Дальнего Востока и Забайкалья полностью соответствует национальным приоритетам социально-экономического развития Российской Федерации, а мероприятия и проекты Программы способствуют реализации посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.
Дополнительными аргументами в пользу успешной реализации Программы для решения важнейших проблем социально-экономического развития регионов Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года являются:
учет общефедеральных интересов при постановке целей и задач;
согласование в рамках реализации Программы ранее принятых Правительством Российской Федерации решений по объектам общегосударственной значимости и программным мероприятиям регионального уровня;
возможность наиболее рационального использования средств федерального бюджета;
привлечение собственных и заемных средств участников Программы и ресурсов бюджетов регионов Дальнего Востока и Забайкалья для решения общефедеральных и региональных задач.
Механизм решения задач изложен в виде системы программных мероприятий, связанных с реализацией конкретных проектов по всем приоритетным направлениям развития социально-экономической сферы. Конкретные проекты увязаны по срокам и ресурсам (в первую очередь финансовым) и представляют собой совокупность мер, направленных на достижение общей цели.
Главными составляющими Программы являются организация управления, согласованность действий участников и контроль за ходом выполнения задач социально-экономического развития.
В рамках Программы рассмотрены 2 варианта модернизации и развития социальной и инженерной инфраструктур Дальнего Востока и Забайкалья — инерционный и базовый.
Инерционный вариант предусматривает сохранение тенденций развития регионов Дальнего Востока и Забайкалья, характеризующихся недостаточными объемами работ по развитию социальной и инженерной инфраструктур, проведением строительства и реконструкции только приоритетных объектов, консервацией остальных объектов строительства и реконструкции, массовым оттоком населения с территории Дальнего Востока и Забайкалья.
Базовый вариант предусматривает финансирование в объеме, необходимом для достижения следующих целей Программы: реализация важнейших проектов модернизации и развития региональной и муниципальной инфраструктур, завершение начатых объектов строительства и реконструкции, формирование социальной инфраструктуры регионов, отвечающей интересам населения страны, а также Дальнего Востока и Забайкалья.
При реализации инерционного варианта достижение поставленных в Программе целей становится практически не осуществимо. Реализация инерционного варианта будет означать дальнейшее снижение уровня жизни населения Дальнего Востока и Забайкалья и нарастающее отставание от основных показателей развития районов средней полосы России. В этом случае Дальний Восток и Забайкалье будут сдерживать развитие Российской Федерации в целом.
В связи с этим формирование системы мероприятий Программы, определение сроков и этапов ее реализации, разработка механизмов ее реализации, оценка ее экологических последствий осуществлялись по базовому варианту.
По данным регионов, на реализацию программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2007 года № 801, с учетом изменений, внесенных в нее постановлениями Правительства РФ от 31 июля 2009 года № 633 и от 15 декабря 2009 года № 1012, на 2009 год по всем источникам финансирования предусмотрено всего финансовых ресурсов 123177,1 млн. рублей. В этом объеме средства федерального бюджета составляют 97796,5 млн. рублей (79,4% от общего объема), средства бюджетов субъектов Российской Федерации — 10565,1 млн. рублей (8,6%), средства бюджетов муниципальных образований — 588,9 млн. рублей (0,5%) и внебюджетных источников — 14226,6 млн. рублей (11,5%).
Фактически уточненный показатель (годовой лимит) на 2009 год составил 110174,12 млн. рублей, или 89,4% от общего объема финансовых ресурсов, предусмотренных по Программе. В этом объеме доля средств федерального бюджета составила 74,5%, бюджетов субъектов Федерации — 18,4%, бюджетов муниципальных образований — 0,5% и внебюджетных источников — 6,6%.
В 2009 году на реализацию программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» по всем источникам финансирования выделено 95374,62 млн. рублей, что к уточненным показателям на 2009 год составило 86,6%. По источникам финансирования сложилось следующее положение: годовой лимит средств федерального бюджета профинансирован на 100,3%, бюджетов субъектов Федерации — на 46,5%, бюджетов муниципальных образований — 78,7% и средств внебюджетных источников — на 43,0%[12].
Фактически в 2009 году по мероприятиям Программы освоено 65284,26 млн. рублей, что составило 68,5% от профинансированных средств.
Таблица 2.1 — Общий объема финансовых ресурсов, предусмотренных на 2009 год по программе «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» (млн. рублей, в ценах 2009 г.)[20].
Финансовые средства — всегоФедерального бюджетаБюджетов субъектов РФМуниципаль-ных бюджетовВнебюджет-ных источниковПредусмотрено по Программе на 2009 год123177,1097796,5010565,10588,9014226,60Уточненные показатели на 2009 год110174,1282104,7820304,88562,587201,90Уточненные показатели в % к объемам, предусмотренным Программой89,484,0192,295,550,6Фактически профинансировано средств95374,6282390,629445,65442,773095,59Профинансированные средства в % к уточненным показателям86,6100,346,578,743,0Фактически выполнено работ65284,2652702,658974,91605,783000,93Освоено профинанси-рованных средств68,564,095,0136,896,9
Основной причиной неудовлетворительного финансирования Программы является ограниченность средств у предприятий и бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов, а также недостаточное финансирование из федерального бюджета объектов строительства, финансирование которых предусмотрено разделом Программы «Решение задач федерального значения».
Администрация Сахалинской области считает, что основные проблемы, возникающие при реализации программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» в области, состоят в том, что объекты, предусмотренные действующей редакцией Программы не в полной мере отражают интересы области[12].
Следует отметить, что одной из целей Программы является модернизация минерально-сырьевого комплекса путем преодоления структурного кризиса воспроизводства минерально-сырьевой базы и переход к устойчивому развитию с увеличением влияния минерально-сырьевого сектора на региональную экономику и повышение уровня жизни населения. При этом в Программе важная роль отводится государственному стимулированию и поддержке добычи и переработки полезных ископаемых государством, что сегодня для области злободневно[14].
Рисунок 2.1 — Зоны размещения деревообрабатывающих и нефтехимических предприятий в России и КНР
В то же время, программой «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» по Читинской области предусмотрено и профинансировано из федерального бюджета ничтожно малое количество объектов социальной и инженерной инфраструктуры, что не позволяет существенным образом повлиять на социально-экономическую ситуацию в области. Более того, Читинская область финансируется в рамках данной Программы практически по остаточному принципу (на 2005 год было предусмотрено финансирование трех объектов с лимитами в объеме 33,0 млн. рублей)[13].
В ДВФО в 2006 году в рамках программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» проводились работы по реконструкции, развитию и восстановлению систем водоснабжения и канализации городов края, строительству сооружений защиты от наводнений, развитию и реконструкции мощностей морских портов, развитию мощностей топливно-энергетического комплекса, велись горно-капитальные работы на предприятиях.
В результате изменений, внесенных в программу «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья» в июле 2006 года, исключены из Программы жизненно важные для Приморского края объекты социальной сферы и ряд объектов промышленного производства, требующие государственной поддержки из федерального бюджета. Государственную поддержку имеют только объекты инженерной инфраструктуры и рыбохозяйственного комплекса.
В 2006 году в крае закончилось строительство 1 очереди газопровода «Сахалин — Комсомольск-на-Амуре — Хабаровск» протяженностью 445 км; строительство экспортного нефтеотгрузочного комплекса в пос. Де-Кастри, включающего в себя два резервуара для хранения нефти емкостью 100 тыс. тонн каждый и выносной причал, с которого будет производиться отгрузка нефти в танкеры; продолжается реконструкция мостового перехода (2 очередь) через р. Амур, строительство автодороги Лидога- Ванино, строительство 4 энергоблока на Хабаровской ТЭЦ-3, перепрофилирование производства под выпуск гражданских самолетов на ОАО «КнААПО», реконструкция производства под выпуск высокоэффективных марок металлопродукции на ОАО «Амурметалл», подготовка зоны затопления водохранилища Бурейской ГЭС, развитие минерально-сырьевой базы в Хабаровском крае, социальных объектов: противотуберкулезного диспансера в г.Комсомольске-на-Амуре, детского дома в с.Тополево, пристройки к школе № 4 в г.Николаевске-на-Амуре, реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями в г.Комсомольске-на-Амуре и других объектов[15].
Продолжались работы по обеспечению сейсмостойкости объектов здравоохранения, образования, социального обеспечения. В 2006 году на реализацию указанной программы объем финансирования из федерального бюджета получен в полном объеме и составил 22,0 млн. рублей, из областного бюджета 40,8 млн. рублей, или 84,5% от запланированного объема финансирования.
Программой «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» по Читинской области на 2006 год предусмотрено и профинансировано из федерального бюджета мало объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры с общим объемом финансирования, что не позволяет существенным образом повлиять на социально-экономическую ситуацию в области.
В Приморском крае основная цель реализации программы — развитие транспортного, энергетического комплексов, горнодобывающей промышленности и инженерной инфраструктуры[12].
Государственную поддержку имеют только объекты инженерной инфраструктуры и рыбохозяйственого комплекса.
Основные направления инвестирования из внебюджетных источников — развитие портовых сооружений, цветной металлургии, электроэнергетики.
В Амурской области одной из серьезных проблем является жилищное строительство.
Жилищный фонд в области на начало текущего года составляет 17,8 млн. кв. метров общей площади, степень износа одной трети его составляет более 50%. Площадь жилых помещений, размещенных в аварийных и ветхих строениях, составляет 1365,4 тыс. кв. метров, что в 10 раз превышает объемы годового ввода в действие жилых домов. Почти половина аварийного жилья (136 тыс. кв. м) сосредоточена в населенных пунктах Байкало-Амурской магистрали.
Чтобы решить проблему граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также полностью ликвидировать ветхое и аварийное жилье, необходимо построить не менее 1,5 млн. кв. м жилья, для чего потребуется не менее 30 млрд. рублей капитальных вложений. Эта сумма более чем в два раза превышает ежегодный бюджет Амурской области. В то же время, в последние годы объемы финансирования программ ликвидации ветхого жилья сокращаются.
Вместе с тем, наращивание темпов жилищного строительства в Амурской области сдерживается отставанием в развитии инженерной инфраструктуры городов и других населенных пунктов. В области только один город Благовещенск имеет общегородские очистные сооружения. Города Свободный, Белогорск, Зея, Райчихинск не имеют очистных сооружений и сбрасывают неочищенные стоки в р. Зея и другие водоемы бассейна р. Амур, что приводит к неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановке, снижению качества питьевой воды на территориях Амурской области и Хабаровского края, расположенных ниже по течению р. Амур.
Среди объектов инженерной инфраструктуры области на начало 2007 года в замене нуждались 27,0% уличных водопроводных сетей, 27,7% — канализационных сетей, 25,5% — тепловых и паровых сетей[12].
Мощности источников теплоснабжения городов достигли предела и сдерживают дальнейшее развитие строительства жилья, других объектов социальной сферы.
В Камчатском крае наибольший объем финансирования из федерального бюджета планируется по направлениям таких отраслей как развитие инфраструктуры и безопасность жизнедеятельности.
В результате реализации мероприятий программы (с учетом реализации подпрограммы «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе» и проектов, предлагаемых к финансированию за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации) планируется создать 69,9 тыс. рабочих мест; увеличить валовой региональный продукт в 2,6 раза, объем отгруженной продукции — в 2,3 раза, объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования — в 3,5 раза; численность экономически активного населения — в 1,1 раза; снизить уровень безработицы (рассчитанного по методологии Международной организации труда) на 1,7 процентного пункта.
Экономический рост на Дальнем Востоке и в Забайкалье до сих пор значительно отстает от среднероссийских параметров. Хотя экономика региона и его сырьевой сектор получили импульс в результате резкого снижения курса рубля в 1998 году, но все же, в силу структурных особенностей, значительно меньший, чем регионы, связанные прямо или косвенно с добычей нефти и газа. Разница в темпах нарастала и составила в 2006 г. 23 процентных пункта[13].
Рисунок 2.2 — Темпы роста ВВП РФ (сумма регионов) и ВРП региона
Низкий по сравнению со средним по стране рост ВРП и, соответственно, доходов населения, снижает привлекательность региона не только для инвесторов, но и для самого населения, проживающего на территории.
Рисунок 2.3 — Динамика темпов роста ВРП и доходов населения ( в % к 2003г.)
Увеличение валового регионального продукта в результате реализации программы составит более 800,6 млрд. рублей, увеличение доходной части бюджетной системы — 206,9 млрд. рублей, в том числе доходов в федеральный бюджет — 135 млрд. рублей.
Таким образом, проанализировав деятельность Межрегиональной ассоциации по реализации ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года» можно сделать вывод, что при реализации программы существует ряд трудностей, которые будут рассмотрены в следующем пункте данного курсового проекта.
.2 Направления совершенствования деятельности межрегиональной
ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» по реализации ФЦП
Основные проблемы, возникающие при реализации программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года», состоят в следующем:
наблюдается недофинансирование ФЦП;
объекты, предусмотренные Программой не в полной мере отражают интересы субъектов;
наблюдается несоответствие задач реально заданным проблемам;
неблагополучное положение с выделением инвестиций по программам, относящимся к развитию лесного и рыбного комплексов, промышленности, социальной сферы;
не выполняются программные мероприятия по развитию транспорта, несмотря на то, что с учетом географической отдаленности транспортная инфраструктура является связующим элементом восточных регионов с остальной частью страны, а также России в целом со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
В целях повышения эффективности реализации федеральных целевых программ можно предложить следующие решения проблем:
министерствам-заказчикам программ обеспечить своевременную корректировку действующих программ и разработку новых программ, действие которых закончилось в 2005 году, не допускать в течение года необоснованного снятия лимитов федерального бюджета с объектов, включенных в федеральную адресную инвестиционную программу;
Минфину России обеспечить равномерное финансирование программных мероприятий из федерального бюджета в течение года;
Минэкономразвития России и Минрегиону России принять меры по утверждению в Правительстве Российской Федерации откорректированной федеральной целевой программы, рассмотреть возможность софинансирования из федерального бюджета разработки проектно-сметной документации по программным объектам.
при формировании федерального бюджета на очередной и последующие финансовые годы увеличить объемы государственных капитальных вложений по федеральным целевым программам развития регионов;
привести выделяемые бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий программ на территориях субъектов Российской Федерации в соответствие с потребностью в средствах для завершения строительства в нормативные сроки;
обеспечить преемственность федеральных инвестиционных обязательств и ввести принцип перманентного включения в федеральную адресную инвестиционную программу начатых строительством объектов для обеспечения их своевременного ввода и повышения эффективности использования выделяемых средств.
разработать и утвердить методику распределения финансовых средств, выделяемых из федерального бюджета на реализацию ФЦП;
дифференцированно подходить к оценке участия региональных бюджетов в реализации ФЦП с учетом объективных возможностей, включая социально-экономическую и демографическую ситуацию субъекта Российской Федерации, снизить долю софинансирования программных мероприятий дотационных субъектов Российской Федерации;
увеличить объемы финансирования ФЦП, обеспечивая исполнение бюджетных заявок на капитальное строительство и ремонт социальных объектов, поставку оборудования для социальных учреждений.
министерствам и агентствам Российской Федерации обеспечить открытость информации о планируемых расходах федерального бюджета на реализацию федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы на предстоящий финансовый год в период подготовки проектов бюджетов субъектов Российской Федерации для планирования финансовых средств на софинансирование строек и объектов реконструкции и доводить их до субъектов Федерации;
установить процент субсидирования ставки ипотечного кредитования отдельно для регионов Дальнего Востока и Забайкалья.
Что касается конкретных мероприятий программы, то можно выделить следующие направления совершенствования программы:
Формирование и обслуживание грузопотоков в Хабаровском крае.
Существующие грузопотоки на территории Хабаровского края обслуживаются железнодорожным, автомобильным, водным, морским, воздушным и трубопроводным видами транспорта.
Таблица 2.2 — Динамика показателей работы транспорта в Хабаровском крае
Показатель19902000200520062007Перевезено грузов всего, млн.т.202,2057,8084,1084.4083,20В том числе:Железнодорожным транспортом27,1013,4022,5021,7023,30автомобильным146,8039,6053,4053,5050,50морским7,702,205,206,006,00Внутренним водным20,602,603,003,203,40Грузооборот всего, млрд.т.км63,6045,2760,8457,8462,45В том числе:Железнодорожным транспортом55,9041,8057,1054,1058,40автомобильным2,701,001,501,501,40морским0,000,070,040,040,05Внутренним водным5.002,402,202,202,60
Проанализировав данные показатели можно сделать вывод. Что тоннаж перемещения грузов водным транспортом уменьшился по сравнению с 1990 годом более чем в 10 раз[6].
Обслуживание межрегиональной торговли — основа работы транспортного комплекса края. Структура грузоперевозок по генеральным направлениям ввоза и вывоза характеризует сильную зависимость предприятий от конъюнктуры межрегионального рынка. На 2007 год межрегиональные обмены обеспечивали 82,4% ввоза и 56% вывоза грузов.
С точки зрения концентрации транспортного потока и обслуживания операций в крае выделяются три основных транспортных узла: Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Ванино — Советская Гавань.
В настоящее время около 61% общего объема перевозок через Хабаровский край обслуживается этими узлами, в том числе 37,5% перевозок проходит через Хабаровский узел, 12,1- через узел Ванино — Советская Гавань, 11,8%-через Комсомольский-на-Амуре[6].
Рисунок 2.4 — Грузопотоки Хабаровского края
Современное и перспективное распределение грузопотоков, предъявляемых к перевозке транспортной системой Хабаровского края, диктуется следующими факторами и характеристиками. В среднесрочной перспективе транспортную систему хабаровского края ожидает возрастание грузопотоков. Необходимый среднегодовой объем внутренних и транзитных грузоперевозок может достигнуть уже к 2015 году почти 165 млн. т.(89,1 млн. в 2007 г.)
Потребности железнодорожного транзита сырой нефти в направлении спецтерминала в б.Козьмино, каменного угля, железной руды в направлении терминалов в портах Ванино и Советская гавань уже в 2015 г. Повышают значимость Хабаровского узла и узла Ванино — Советская Гавань. В 2020 году они аккумулируют около 84% перспективных грузов Хабаровского края.
Оценивая потенциалы грузоперевозок в структуре отдельных видов транспорта Хабаровского края, можно утверждать, что ожидаемые к 2020 г.объемы грузовой работы объективно предназначены для обслуживания железнодорожным транспортом. В настоящее время грузооборот Хабаровского края на 92% обеспечивается этим видом транспорта. Доминирующая роль железной дороги в перспективе только усиливается.
Автомобильные грузовые перевозки востребованы и эффективны для внутрирегиональных перемещений грузов. Развитие дорожной сети, увеличение производства товаров и услуг в Хабаровском крае будут стимулировать умеренный, но стабильный рост перевозок автотранспортом[6].
Таблица 2.3 — Структура перевозок транспортной системой Хабаровского края по основным видам транспорта (объем перевозок=100%)
Транспорт2007201020152020Железнодорожный28,041,353,650,5Автомобильный60,755,341,845,8Внутренний водный4,13,44,63,7
Таки образом, проанализировав транспортную инфраструктуру края можно сделать вывод, что ее своевременное усиление, увеличение пропускной способности должно оставаться одним из приоритетных направлений ФЦП.
Формирование туристско-рекреационного кластера в Приморском крае.
Постоянное недовыполнение программных заданий в социальной сфере привели к снижению качества жизни в ДВР. Последствиями такой политики явились: снижение численности населения, сокращение продолжительности жизни. Миграция трудоспособного населения в западные регионы страны и т.д.
Региональные программы развития должны создавать условия для получения синергетических эффектов. Одним из перспективных секторов экономики Приморского края является туристско-рекреационный комплекс. Индустрия туризма в приморье находится на стадии зарождения, ведь край стал открытым для въезда жителей из других регионов не многим более десяти лет.
Если рассмотреть факторы, определяющие мировые тенденции развития туристского спроса, то в Приморском крае наиболее важно учитывать демографическую структуру населения и уровень развития туристской инфраструктуры, а также обеспечение личной безопасности во время пребывания на территории. Динамика развития туризма связана с тенденциями социально-экономического развития региона, а так же со стилем жизни различных слоев населения. Для выбора стратегий развития туристской индустрии важно, чтобы изменения условий были вовремя идентифицированы производителями территориального туристского продукта. Современные стратегии, связанные с производством продуктов, услуг, маркетингом и инвестициями, должны оперативно корректироваться в случаях, когда предпочтения потребителей изменяются.
При сегодняшнем уровне развития туризма в Приморском крае самой эффективной формой регионального экономического развития можно рассматривать теорию кластерного механизма, в которой кластеры могут выступать в качестве средства обеспечения конкурентоспособности территории за счет усиления внутренней конкуренции, повышения производительности входящих в них фирм и отраслей, повышения способности к введению инноваций, стимулирования ведения новых видов бизнеса, поддерживающих инновации и комплексное использование потенциала развития территории. Построение туристского кластера. На мой взгляд, логично реализовывать на основе пляжно -купального вида отдыха как самого популярного для Приморья.
Приморскому краю необходима целевая программа развития туризма на базе конкурентоспособного туристско-рекреационного кластера. Важнейшим условием построения кластера является сохранение природных ресурсов и разработка мероприятий по улучшению экологической обстановки.
Развитие металлургической промышленности в ЕАО.
Железорудный бассейн ЕАО включает два железорудных района- Северный, расположенный непосредственно у Транссибирской железной дороги в пределах Облученского административного района, и Южный, расположенный близ р.Амур в пределах Октябрьского района. Однако главные ресурсы железа состредоточены в Южном районе, в пределах Южно-Хинганского марганцево-железорудного месторождения. Помимо железа, в рудах Южно- Хинганского месторождения повсеместно присутствует золото, а в пласте марганцевых руд установлены также существенные концентрации марганца, платины, никеля и кобальта[9].
Сейчас предусматривается лишь добыча сырой руды и ее реализация без полного металлургического передела. Однако запроектированная мощность горнорудного предприятия явно ниже природных возможностей и всей группы месторождений и ниже потребностей Дальнего востока в металлопрокате. Таким образом, после выхода горного предприятия в оптимальный режим добычи, неизбежно должен встать вопрос об увеличении мощности его по добыче руды до 15-20 млн.т. в год, т.е. о расширении предприятия вдвое. Также неизбежно должен встать вопрос о строительстве в области специального металлургического завода по переработке руды и получении из нее более ценной и дорогой продукции-стали. Чугуна, проката. Только на заводе можно будет извлечь из руд содержащиеся в них ценные металлы — золото, платину и др. потребность в металлопрокате для Дальнего востока составляет около 10 млн.т. в год, что предопределяет необходимость в добыче 29 млн.т. сырой руды в год.
Строительство металлургического завода было бы выгодно и в экономическом, и в плане социально-политического развития области. Поскольку резко увеличится число рабочих мест как непосредственно в горно — рудной отрасли, так и во многих связанных с ней других отраслях народного хозяйства, будет построен новый город и ряд поселков, тем самым будет эффективно решаться главная государственная задача страны, определенная программой комплексного развития Забайкалья и Дальнего Востока на период до 2013 года по развитию производительных сил и закреплению населения[9].
Итак, хотелось бы выделить следующие ожидаемые результаты реализации данных направлений: создание рабочих мест; увеличение валового регионального продукта; увеличение объема отгруженной продукции; увеличение объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования; увеличение численности экономически активного населения; снижение уровня безработицы; увеличение доходной части бюджетной системы.
правовой ассоциация дальний восток забайкалье
Заключение
Рассмотрев деятельность межрегиональной ассоциации, следует отметить, что эта структура-новое в государственном строительстве современной России. Ассоциация объединила усилия дальневосточников в трудный период перехода к рынку, помогла обратить внимание центра на остроту проблем Дальневосточного региона, помогла выжить и найти новые пути для развития всех субъектов Федерации на Востоке.
Это, прежде всего, субъективные факторы. Далеко не всегда представители субъектов Федерации в совете ассоциации руководствуются в своих предложениях интересами населения представляемого ими региона. Работа ассоциации требует усиления гласности. Другая проблема — стремление решить через ассоциацию все вопросы каждого члена ассоциации, вместо концентрации усилий на действительно общих межрегиональных задачах, прежде всего, по развитию производственной, транспортной, финансовой и социальной инфраструктур.
Проблемой является формирование действующего механизма реализации принимаемых социально-экономических программ. Для этого необходим четкий порядок обязательной «ратификации» законодательными и исполнительными органами членов ассоциации, связанных с выделением для их реализации финансовых и иных ресурсов. Реалистичность намечаемых программ может существенно возрасти при более активном привлечении к их разработке и реализации коммерческих структур, прежде всего, крупных корпораций и финансовых групп.
В целях улучшения социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья автором проекта были разработаны направления совершенствования деятельности Межрегиональной ассоциации по реализации ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года».
Учет данных направлений позволит скорректировать программу, развивать в каждом из субъектов именно те сферы, которые являются наиболее приоритетными; обеспечить равномерное финансирование программных мероприятий из федерального бюджета в течение года; не допустить в течение года необоснованного снятия лимитов федерального бюджета с объектов, включенных в федеральную адресную инвестиционную программу, а следовательно улучшить социально-экономическое положение Дальнего востока и Забайкалья в целом.
Таким образом, можно сделать вывод, что цель настоящей курсовой работы достигнута, задачи выполнены, тема раскрыта.
Список использованных источников и литературы
1. Конституция РФ. — М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»». — 2005. — С.65.
. О принципах и порядке разграничения предметом ведении и полномочии между органами государственной власти субъектов РФ: федер. закон РФ oт 24 июня 1999 г., № 119-фз // Собрание Законодательства РФ.- 28.06.1999.- № 26.- ст.3176.
. О некоммерческих организациях: федер. закон от 12.01.96 г. № 7-ФЗ. // Собрание Законодательства РФ.-1996.- № 32 — С.1276.
. Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Федерации: федер. закон РФ от 17.12.99г. № 211-фз // Собрание Законодательства РФ. — 1999. — № 51 С.6286.
. О некоторых вопросах организации деятельности добровольных объединений (ассоциаций) экономического взаимодействия субъектов федерации и органов местного самоуправления: Постановление Правительства РФ от 16 сентября 1993, № 918. // Сборник нормативных актов Президента и Правительств РФ. — 26.10.1993. — № 37 — С.109.
. Бардаль, А.Б. Тенденции формирования и обслуживания грузопотоков в Хабаровском крае / А.Б. Бардаль, В.Д. Калашников // Регион: экономика и социология. — 2009. — № 3. — С. 183-197.
. Басовский, Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 64 с.
. Думчева, Н.А. Дальневосточная межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия: ее роль в управлении социально-экономическими процессами в регионе / Н.А. Думчева // Власть и управление на Востоке России. — 2009. — № 2. — С. 64-71.
. Жирнов, А.М. Железорудное сырье Еврейской Автономной Области: современное состояние и перспективы использования / А.М. Жирнов, А.А. Кузин // Геология. Природные ресурсы. — 2009. — № 4 . — С. 45-49.
. Информация о социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации Дальнего Востока и Забайкалья за 2007 год // Текущее делопроизводство Ассоциации. — 2008.
. Историческая справка об образовании Ассоциации [Электронный ресурс] — Режим доступа : #»justify»>. Краткая информация о деятельности Межрегиональной Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» [Электронный ресурс] — Режим доступа : #»justify»>. Отчет о деятельности Дирекции Ассоциации за 2002-2007 годы // Текущее делопроизводство Ассоциации. — 2008.
. Отчет о социально-экономическом состоянии регионов за 2002-2006 гг. // Текущее делопроизводство Ассоциации. — 2006.
. О показателях хода выполнения Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» за 2007 год. // Текущее делопроизводство Ассоциации. — 2008.
. Положение о Координационном Совете по социальной политике // Текущее делопроизводство Ассоциации. — 2004.
. Положение об Исполнительной дирекции Межрегиональной Ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ «Дальний Восток и Забайкалье»: редакция утвержденного и зарегистрированного Устава Ассоциации Министерством юстиции РФ № А-7 от 26 декабря 2000 года.
. Протоколы заседаний Координационного совета по социальной политике Межрегиональной ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье»// Текущее делопроизводство Ассоциации. — 2007.
. Устав Межрегиональной Ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ «Дальний Восток и Забайкалье»: // Текущее делопроизводство Ассоциации. — 2001.
. Федеральная Целевая Программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.assoc.fareast.ru, свободный. — Загл. с экрана.