Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
1. Финансовая отчетность 3
2. Основополагающие черты полезной бухгалтерской информации 6
3. Измерение элементов финансовой отчетности 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20
1. Финансовая отчетность
Глобализация рынков товаров капиталов в последние два десятилетия прошлого века существенно повысила требования к качеству публичной фи-нансовой отчетности. Стала очевидной потребность всех участников рынка в прозрачной (более открытой) информации о финансовом положении и резуль-татах деятельности каждого участника, выступающего на рынке. Прозрачная информация создает условия для прогнозирования отношений, возникающих на рынке, позволяет с меньшими затратами осознанно действовать для урегу-лирования кризисных ситуаций, характерных для любого рынка, на ранних ста-диях предвидеть такие ситуации.
Участники рынка заинтересованы получать полную и открытую (откро-венную) информацию о действиях друг друга. Рыночные отношения порожда-ют заинтересованную подотчетность заемщиков перед заимодателями, эмитен-тов перед инвесторами, банков перед вкладчиками, директоров и управляющих компаний перед акционерами. На основе прозрачной финансовой отчетности можно видеть эффективность решений и ответственность принимающих реше-ния. Принимающие решения лица склонны к конфиденциальности, позволяю-щей скрыть сведения о некомпетентных ошибочных решениях, уйти от ответ-ственности. Понимание необходимости бесперебойной бесконфликтной работы рыночных механизмов, способствующей нормальной рентабельности рыноч-ных операций, заставляет участников рынка заботиться о прозрачности своей публичной отчетности. Но противоречие между прозрачностью и конфиденци-альностью реально существует. Его преодоление, хотя бы частичное, происхо-дит на базе осознания выгодности прозрачной отчетности для всех, в том числе и для ее составителей.
Прозрачная отчетность будет полезной участникам рынка и широкой об-щественности при условии, что она понятна или может быть понята всеми за-интересованными пользователяи. Непременным условием прозрачности от-четности является ее составление по единым хорошо продуманным правилам, которые известны всем.
Необходимость общепринятых и широко известных правил составления отчетности была понастоящему осознана после краха 1929 года на мировых фондовых рынках, ставшего начальной точкой многолетнего экономического кризиса в индустриально развитых странах. Кризис выявил недостаточность применявшейся системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Кон-цептуальные принципы составления финансовой отчетности в разных странах и даже в разных компаниях существенно отличались друг от друга. Отчетность разных компаний оказывалась несопоставимой и непонятной, на ее основе нельзя было получить однозначные выводы о результатах деятельности и фи-нансовом положении компаний. Зачастую отчетность подталкивала к ошибоч-ным выводам. Движение капиталов направлялось по ложному руслу, что изна-чально содержало информационный зародыш новых биржевых крахов.
В начале 30х годов прошлого века в США начали разрабатывать систему общепризнанных стандартов бухгалтерского учета и отчетности. Национальные стандарты финансовой отчетности появились и в других странах. Они обеспе-чивали определенное единство подходов к ведению бухгалтерского учета, соз-давали возможность для сопоставления отчетности различных национальных компаний. (3, с 58).
Широкое распространение транснациональных корпораций поставило на повестку дня разработку общепринятых Международных стандартов финансо-вой отчетности (МСФО). Этот вопрос обсуждался в начале 1960х годов в Ор-ганизации Объединенных Наций. С 1973 года в Лондоне работает Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО). В настоящее время завершена реструктуризация КМСФО, имеется полное понимание того, что финансовая отчетность корпоративных компаний во всех странах должна составляться по единым правилам. Европейский Союз, США, другие страны мира решили в течение 57 лет полностью перейти на составление финансовой отчетности в полном соответствии с МСФО.
Комитет по международным стандартам финансовой отчетности руково-дствуется при составлении МСФО общими принципами их подготовки, в кото-рых сформулированы цел, к которым стремится Комитет при разработке и ут-верждении МСФО. Принципы подготовки и составления финансовой отчетно-сти (далее Принципы) сформулированы в виде отдельного документа, пред-варяющего свод МСФО. Данный документ не является стандартом, не заменяет стандарты, не содержит требований и рекомендаций, обязательных для приме-нения в бухгалтерском учете при подготовке и составлении финансовой (бух-галтерской) отчетности. Составители документа специально подчеркивают, что если некоторые положения отдельных стандартов (МСФО) противоречат Принципам, то применяются положения утвержденного стандарта. Комитет по международным стандартам финансовой отчетности полагает, что при разра-ботке и уточнении новых версий МСФО их расхождения с Принципами будут уменьшаться и постепенно сойдут на нет. (1, с. 26).
Принципы раскрывают общие подходы Комитета по международным стандартам финансовой отчетности к содержанию МСФО, помогают состави-телям и пользователям финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также ауди-торам правильно интерпретировать отдельные положения МСФО и отражение операций, еще не охваченных стандартизацией.
В Принципах излагаются основные цели финансовой отчетности и общие концепции, лежащие в основе их составления и представления.
Целью финансовой отчетности является предоставление необходимой по-лезной информации всем потенциальным пользователям, заинтересованным в получении информации о финансовом положении предприятия (либо консоли-дированной группы предприятий) и его изменениях, о результатах хозяйствен-ной деятельности, эффективности управления и степени ответственности руко-водителей за порученное дело. В документе о Принципах сформулированы раз-личные информационные потребности пользователей отчетной бухгалтерской информации: потенциальных инвесторов, акционеров; работников предприятий и общественности; заимодавцев, поставщиков и покупателей; правительствен-ных органов налоговых, статистических, регулирующих и др.
Финансовая информация не в состоянии полностью удовлетворить потреб-ности любых пользователей, но Принципы провозглашают, что бухгалтерские отчеты должны быть более информативными, содержать необходимую допол-нительную инфрмацию, удовлетворяющую максимум потребностей ее поль-зователей. Даже те пользователи, которые могут указывать на требуемую ими целевую информацию и получать ее, широко пользуются общедоступной бух-галтерской отчетностью. Принципы провозглашают, что финансовое положе-ние, зависящее от имеющихся в распоряжении предприятия экономических ре-сурсов, их размещения и ликвидности, способности адаптироваться к измене-ниям внешней среды, определяется отчетным бухгалтерским балансом. Резуль-таты деятельности предприятия, определяющие его экономическую эффектив-ность, отражаются в отчете о прибылях и убытках. Информация об изменениях финансового положения характеризуется движением всех финансовых ресур-сов, оборотных средств (ликвидных активов) либо только денежных средств в отдельном отчетном документе. В настоящее время это отчет о движении де-нежных средств. Большое значение Принципы придают примечаниям и допол-нительным материалам, прилагаемым к финансовой отчетности. В российских условиях это приложения к отчетному бухгалтерскому балансу и поясни-тельная записка к бухгалтерской отчетности.
Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобрен-ная 29 декабря 1997 года Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов РФ и Президентским советом Института профес-сиональных бухгалтеров России, исходит главным образом из тех же основных положений учета и целей бухгалтерской отчетности, определяет основы по-строения бухгалтерского учета в России и призвана:
служить основным ориентиром при разработке новых и пересмотре дей-ствующих нормативных актов по бухгалтерскому учету;
быть основным руководством при принятии решений по вопросам, еще не урегулированным нормативными актами;
помогать потребителям бухгалтерской отчетности.
Информация, формируемая в бухгалтерском учете российских организа-ций, удовлетворяет общие для всех пользователей потребности, однако в силу значительных различий в интересах бухгалтерский учет не может удовлетво-рить их в полном объеме. В настоящее время в России создана Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности (НСФС), привле-кающая к своей работе всех заинтересованных ли. (2, с. 18).
2. Основополагающие черты полезной бухгалтерской информации
В Принципах провозглашаются в качестве основополагающих: учет по ме-тоду начисления и допущение непрерывности деятельности организации в обо-зримом будущем.
Учет по методу начисления предполагает, что все хозяйственные опера-ции и иные факты хозяйственной деятельности отражаются на счетах бухгал-терского учета и в бухгалтерской отчетности в тех отчетных периодах, в кото-рых они совершались, независимо от получения выплаты денежных средств (их эквивалентов). Метод начислений позволяет сблизить во времени момент со-поставления затрат и доходов, более точно измерить результаты коммерческих и финансовых операций. При начислении в учете фиксируются обязательства предприятия по будущим платежам или предстоящие в будущем поступления денежных средств. Создается важнейшая информация для прогнозирования бу-дущих результатов и будущего развития предприятия, отдельных направлений его деятельности. Вполне возможное неполучение части объявленных к посту-плению денежных средств может корректироваться своевременным начислени-ем резерва на сомнительные долги за счет уменьшения финансовых результа-тов отчетного периода.
Кассовый метод определения выручки и любых иных показателей в целях налогообложения не может поколебать основы метода начисления для финан-совой отчетности. Оплаченные доходы и оплаченные затраты не требуют спе-циального отражения на счетах бухгалтерского учета. Они могут быть получе-ны путем корректировки любых отраженных на счетах бухгалтерского учета показателей на разность начального и конечного (по отношению к данному от-четному периоду) сальдо по соответствующему счету расчетов с юридическими и физическими лицами в ходе специального расчета без проведения какихлибо дополнительных записей на счетах бухгалтерского учета.
Допущение непрерывности деятельности организации исходит из того, что бухгалтерский учет осуществляется, а отчетность составляется в предполо-жении, что у предприятия нет ни намерений, ни необходимости прекращать или существенно сокращать хозяйственнофинансовую деятельность в обозри-мом будущем. Все стандарты финансовой отчетности исходят из этого предп-ложения. В противном случае, если намерение или необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности существует, бухгалтерские отче-ты должны составляться по другим правилам. Допущение непрерывности дея-тельности не противоречит учету изменившихся со временем условий хозяйст-вования, в частности учету изменения стоимости ресурсов, обязательств и ка-питала, налогового законодательства или иных законов государства и т.п.
Качественные характеристики финансовой отчетности включают в себя понятность и уместность отчетной информации, ее существенность и надеж-ность, своевременность представления отчетности, применимость для прогно-зирования и выверки результатов, правдивое представление, полноту, сопоста-вимость, нейтральность, преобладание сущности над формой, осмотритель-ность, возможность проверки.
Уместность отчетной информации характеризуется ее способностью повлиять на оценку ситуации и решение, принимаемое сейчас или в будущем, оценивать прошлое, предвидеть будущее. Отчетная бухгалтерская информация может оказаться уместной только в том случае, когда составляющие и пред-ставляющие финансовую (бухгалтерскую) отчетность хорошо знают и пони-мают запросы и потребности ее пользователей. Уместность финансовой отчет-ной информации определяется понятностью, своевременностью, существенно-стью и возможностью быть использованной для прогнозирования и выверки полученных результатов.
Понятность отчетной информации совершенно естественно требует от конкретного пользователя определенного минимума специальных знаний бух-галтерского учета, финансов, некоторых других экономических дисциплин. Но нельзя упрощать отчетность, сводя ее понятность к минимуму массовых знаний в данной области. С другой стороны, необходимо полно и всесторонне пояс-нять природу и содержание отдельных показателей, в особенности структурно сложных ключевых. Составители отчетов обязаны со знанием дела разъяснять содержание бухгалтерской отчетности, всесторонне, полностью учитывать ин-тересы и потребности ее пользователей. Нельзя исключать информацию из от-четности только потому, что она является слишком сложной для понимания.
Понятная отчетная информация по содержанию и форме должн быть по-строена так, чтобы пользователи могли понимать ее характер и смысл. Необхо-димо, чтобы форма представления отчетов, заголовки документов и рубрик, на-именование показателей и понятий, принятые посылки, классификации и груп-пировки четко отражали существо вопросов, исключали возможные двусмыс-ленные толкования, но не содержали излишних деталей. При переводе финан-совой отчетности на иностранные языки необходимо обеспечить ясность и точ-ность ее изложения для пользователей стран, в которые эта отчетность направ-ляется.
Выдержка из текста работы
Хорошо отлаженная система корпоративного управления — одно из главных условий успешного развития организации. Но высокого качества управления достичь не просто.
Международные стандарты финансовой отчетности — это документы, раскрывающие требования к содержанию бухгалтерской информации и методологию получения важнейших учетных характеристик на основе гармонизации национальных стандартов экономически развитых стран, разрабатываемые и публикуемые Комитетом по международным стандартам финансовой отчетностиСоснаускене, О. И. Как перевести российскую отчетность в международный стандарт / [Текст]. — М.: ГроссМедиа : РОСБУХ, 2008. -С. 14..
На настоящий момент издан 41 международный стандарт финансовой отчетности. Эти стандарты связаны с темами, влияющими на финансовые отчеты коммерческих предприятий. Часть стандартов (восемь) признана утратившими силу из-за включения их правил в другие изданные стандарты.
МСФО вносят большой вклад как в совершенствование, так и гармонизацию финансовой отчетности во всем мире, поэтому они используются:
— как основа для национальных требований к финансовой отчетности во многих странах;
— как международный норматив для тех стран, которые разрабатывают свои собственные требования (включая основные развитые страны и возрастающее число новых рынков, таких, как Китай и многие другие страны Азии, Центральной Европы и СНГ);
— фондовыми биржами и регулирующими органами, разрешающими иностранным и национальным компаниям представлять финансовые отчеты в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности;
— наднациональными органами, такими, как Европейская комиссия, которая объявила о том, что в значительной степени опирается на СМСФО при подготовке документов, отражающих потребности рынков капитала;
— растущим числом самих компаний (Введение к Международным стандартам финансовой отчетности).
В основе МСФО лежит представление о том, что бухгалтерский учет ведется для управления финансовыми вложениями и потоками со стороны инвестора, неважно, собственника или кредитора. В этом его главное отличие от традиционного учета, который ведется администратором, действующим в интересах собственника для отражения экономической деятельности объекта собственности. Данное различие порождает основные особенности, определяющие развитие системы МСФО: приоритет баланса; отказ от исторической стоимости; замена концепции собственности концепцией контроля; переход от учета имущества к учету ресурсов, от бруттооценок к неттооценкам; отказ от регулирования учета в пользу регулирования отчетности.
Раскрывая цели создания, организационную структуру и деятельность Комитета по международным стандартам финансовой отчетности, целесообразно рассмотреть исторический аспект координации бухгалтерского учета в мировом масштабе. Международная координация учета ведется уже более 90 лет.
Одним из самых важных для координации учета событий тех лет было создание КМСФО. Комитет был основан в 1973 г. по соглашению между профессиональными организациями бухгалтеров Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Нидерландов, Ирландии, Великобритании. В состав КМСФО входят все профессиональные бухгалтерские организации, которые являются членами Международной федерации бухгалтеров (МФБ). Федерация не издает учетных стандартов. Ее роль в процессе стандартизации весьма значительна, во-первых, МФБ проводит конгрессы бухгалтеров и, во-вторых, вносит существенные вклады в доходную часть бюджета Комитета по международным стандартам бухгалтерского учета.
В 1987 г. началось сотрудничество КМСФО с Международной организацией комиссий по ценным бумагам (МОКЦБ). На очередной ежегодной конференции МОКЦБ было принято решение о необходимости способствовать расширению практики использования международных стандартов в области учета и аудита. В результате в 1993 г. между КМСФО и МОКЦБ было подписано соглашение, в соответствии с которым, компании, желающие получить котировку на фондовой бирже, должны составлять отчетность в соответствии с международными стандартами учета.
В настоящее время стандартизацией учета, помимо КМСФО, занимается также Межправительственная рабочая группа экспертов по международным стандартам в области учета и отчетности при ООН и рабочая группа по учетным стандартам Организации экономического сотрудничества и развития. Однако общепризнанно, что ведущая роль в этом процессе принадлежит КМСФО Афанасьев, А. Переход на МСФО: проблемы и перспективы. Причины перехода на МСФО [Текст] / Финансовый директор. — 2008-№ 3.-12..
Комитет по международным стандартам бухгалтерского учета является независимой организацией, главной целью создания которой является достижение единообразия учетных принципов, которыми пользуются предприятия и организации во всем мире для составления финансовой отчетности.
В начале 1998 г. в составе Комитета насчитывалось 119 организаций — членов и 6 ассоциированных членов из 88 стран, включая восточноевропейские страны — Болгарию, Польшу, Румынию, Венгрию и др. Многие страны, не входящие в состав комитета используют международные стандарты бухгалтерского учета.
Работа КМСФО финансируется профессиональными бухгалтерскими организациями, транснациональными компаниями, финансовыми институтами, аудиторскими компаниями и другими организациями. КМСФО также получает прибыль от продажи собственных разработок и публикаций.
В Уставе КМСФО определены цели его деятельности:
— в интересах общественности формулировать и публиковать стандарты бухгалтерского учета для их использования в процессе составления финансовой отчетности, а также обеспечивать их принятие и исполнение во всем мире;
— проводить общую работу по улучшению и унификации правил, стандартов бухгалтерского учета и процедур, относящихся к составлению финансовой отчетности.
Традиционный процесс разработки международных стандартов бухгалтерского учета включает следующие этапы:
I этап. формирование Редакционной комиссии. Ее возглавляет уполномоченный представитель Правления. Она обычно включает представителей бухгалтерской профессии не менее чем из трех различных стран, но может включать представителей других организаций, состоящих в Правлении или Консультативной группе, а также экспертов в определенных областях;
II этап: разработка проекта Международного стандарта. Редакционная комиссия рассматривает возникающие вопросы подготовки и представления финансовых отчетов, а также обсуждает план работы КМСФО над этими вопросами. Она изучает требования к бухгалтерскому учету и учетную практику на национальном и региональном уровнях, включая различные бухгалтерские системы в различных экономических условиях. В результате обсуждения указанных вопросов, Редакционная комиссия представляет на рассмотрение Правления «Общий план разработки проекта международного стандарта финансовой отчетности»;
III этап: подготовка рабочего проекта положений стандарта. Редакционная комиссия готовит «Рабочий проект положений». Его целью является установление тех принципов, которые будут использованы при подготовке «Проекта международного стандарта финансовой отчетности». Он также содержит описание рассмотренных альтернативных решений и причины, по которым рекомендуется их принятие или отклонение. Все заинтересованные стороны могут вносить свои предложения и замечания на стадии рассмотрения проекта, которая обычно длится четыре месяца;
IV этап: утверждение Правлением рабочего проекта положений стандарта. Редакционная комиссия просматривает перечень замечаний по «Рабочему проекту положений» и согласовывает окончательный вариант, после чего данный проект представляется на утверждение Правления и используется в качестве базы для подготовки «Проекта международного стандарта финансовой отчетности». Окончательный вариант «Рабочего проекта положений» не публикуется, однако может быть представлен по требованию общественности;
V этап: составление плана разработки международного стандарта. Редакционная комиссия разрабатывает план «Проекта международного стандарта финансовой отчетности», который впоследствии рассматривается и публикуется в случае его принятия. Все заинтересованные стороны могут вносить свои предложения и замечания на стадии рассмотрения проекта, которая обычно длится от одного месяца до полугода;
VI этап: подготовка проекта международного стандарта. Редакционная комиссия рассматривает все предложения и замечания и готовит «Проект международного стандарта финансовой отчетности» на рассмотрение Правления. После утверждения проекта, для чего необходимо не менее 2/3 голосов членов Правления, публикуется новый стандарт бухгалтерского учета.
1.2 Общие принципы функционирования системы международных стандартов финансовой отчетности
Финансовая отчетность составляется и представляется для внешних пользователей многими компаниями во всем мире. Несмотря на то, что финансовые отчетности могут показаться одинаковыми в разных странах, между ними существуют различия, вызванные, вероятно, разными социальными, экономическими и юридическими условиями. Кроме того, в разных странах при установлении национальных стандартов ориентируются на разных пользователей финансовой отчетности Терехова В.А. Международные стандарты бухгалтерского учета в российской практике. — М.: Магистр, 2010.- С. 29..
Эти различия привели к возникновению и использованию разных определений элементов финансовой отчетности, таких как активы, обязательства, капитал, доходы и расходы. Это также привело к использованию различных критериев для признания статей в финансовой отчетности в предпочтении, отдаваемом различным системам измерения.
Комитет по международным стандартам финансовой отчетности призван сузить эти различия путем сближения правил, бухгалтерских стандартов и процедур, связанных с подготовкой и представлением финансовой отчетности. Члены комитета уверены, что дальнейшая гармонизация наилучшим образом может быть достигнута путем сосредоточения внимания на финансовой отчетности, составляемой в целях обеспечения информацией, необходимой в процессе принятия экономических решений.
К пользователям финансовой отчетности относятся имеющиеся и потенциальные инвесторы, работники, заимодавцы, поставщики и прочие торговые кредиторы, покупатели, правительства и их органы, общественность. Они пользуются финансовой отчетностью, чтобы удовлетворить свои различные информационные потребности.
Цель финансовой отчетности состоит в представлении информации о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении компании. Эта информация нужна широкому кругу пользователей при принятии экономических решений. Финансовая отчетность, подготовленная для этих целей, удовлетворяет общие потребности большинства пользователей. Однако финансовая отчетность не обеспечивает всей информации, которая может понадобиться пользователям для принятия экономических решений, поскольку она в основном отражает финансовые результаты прошлых событий, необязательно содержит нефинансовую информацию.
Финансовая отчетность также показывает результаты деятельности руководства компании или ответственность руководства за вверенные ресурсы. Те пользователи, которые хотят оценить деятельность или ответственность руководства, делают это для того, чтобы принять экономические решения.
Для того чтобы выполнять поставленные задачи, финансовая отчетность составляется по методу начисления. Согласно этому методу, результаты операций и прочих событий признаются по факту их совершения (а не тогда, когда денежные средства или их эквиваленты получены или выплачены). Они отражаются в учетных записях и включаются в финансовую отчетность. Финансовая отчетность составляется на основе допущения, что компания действует и будет действовать в обозримом будущем. Таким образом, предполагается, что компания не собирается и не нуждается в ликвидации, существенном сокращении масштабов своей деятельности. Если такое намерение или необходимость существуют, финансовая отчетность должна составляться на другой основе и применяемая основа должна раскрываться.
Атрибутами, делающими представляемую в финансовой отчетности информацию полезной для пользователей, являются качественные характеристики финансовой отчетности. К ним относятся Там же.- С. 31.:
Понятность. Основным качеством информации является ее доступность для понимания пользователем. Предполагается, что для этого пользователи должны иметь достаточные знания в сфере деловой и экономической деятельности, бухгалтерского учета и желание изучать информацию с должным старанием.
Уместность. Чтобы быть полезной, информация должна быть уместной для пользователей, принимающих решения. Информация является уместной, когда она влияет на экономические решения пользователей, помогая им оценивать прошлые, настоящие и будущие события, подтверждать или исправлять их прошлые оценки.
Существенность. На уместность информации серьезное влияние оказывает ее характер и существенность. Информация является существенной, если ее пропуск или искажение могли повлиять на экономическое решение пользователей, принятое на основании финансовой отчетности. Существенность зависит от размера объекта или ошибки, оцениваемых в конкретных условиях пропуска или искажения. Таким образом, существенность, скорее, показывает порог или точку отсчета.
Надежность. Чтобы быть полезной, информация также должна быть надежной. Информация является надежной, когда в ней нет существенных ошибок и искажений, и когда пользователи могут положиться на нее. Следовательно, надежность информации обеспечивает ее правдивое представление.
Преобладание сущности над формой. Если информация должна правдиво представлять операции и другие события, то необходимо, чтобы они учитывались и представлялись в соответствии с их сущностью и экономической реальностью, а не только с их юридической формой.
Нейтральность. Чтобы быть надежной, информация, содержащаяся в финансовой отчетности, должна быть нейтральной, то есть должна быть непредвзятой. Финансовая отчетность не будет нейтральной, если самим подбором или представлением информации она оказывает влияние на принятие решения или формирование суждения с целью достижения запланированного результата.
Осмотрительность. Составители финансовой отчетности в действительности вынуждены бороться с неопределенностями, неизбежно окружающими многие события и обстоятельства, такие как получение сомнительных долгов, вероятный срок службы машин и оборудования и количество возможных гарантийных требований.
Полнота. Чтобы быть надежной, информация в финансовой отчетности должна быть полной с учетом существенности и затрат на нее. Пропуск может сделать информацию ложной или дезориентирующей, а, следовательно, ненадежной и несовершенной с точки зрения ее уместности.
Сопоставимость. Пользователи должны иметь возможность сопоставлять финансовую отчетность компании за разные периоды для того, чтобы определять тенденции в ее финансовом положении и результатах деятельности, сравнивать финансовую отчетность разных компаний с тем, чтобы оценивать их относительное финансовое положение, результаты деятельности и изменения в финансовом положении.
Своевременность. В случае неоправданной задержки в представлении информации она может потерять свою уместность. Руководству может быть необходимо сбалансировать относительные достоинства своевременности с представлением надежной информации. Для своевременного представления информации часто бывает необходимо отчитываться до выяснения всех аспектов операции или другого события, тем самым снижая надежность.
2. Реформирование и гармонизация бухгалтерского учета с международными стандартами финансовой отчетности
2.1 Реформирование бухгалтерского учета в России
Реформирование бухгалтерского учета в России осуществляется на основе Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с требованиями с международными стандартами финансовой отчетности Постановление Правительства РФ от 06.03.1998 N 283 «Об утверждении программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]/ Компания «Консультант Плюс». — Последн. обновление 26.12.2010..
Основная цель реформирования бухгалтерского учета — приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями рыночной экономики. В соответствии с этой целью главные задачи реформирования определены следующим образом:
— формирование системы национальных стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезность информации для внешних пользователей;
— обеспечение увязки реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;
— оказание методической помощи организациям в понимании и внедрении управленческого учета.
Методологический совет отмечает, что Министерство финансов Российской федерации избрало и в сложившихся условиях проводит оптимальную политику по совершенствованию российской системы бухгалтерского учета, сближению ее с требованиями международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). В этом направлении проведена значительная работа Афанасьев, А. Переход на МСФО: проблемы и перспективы. Причины перехода на МСФО [Текст] / Финансовый директор. — 2008-№ 3.-С. 18.:
— обновлена нормативная база бухгалтерского учета, разработано большое количество новых положений по бухгалтерскому учету в соответствии с требованиями МСФО;
— сформированы необходимые предпосылки для формирования бухгалтерской отчетности в соответствии с МСФО;
— многие открытые акционерные общества, акции которых котируются на международных фондовых рынках, формируют финансовую отчетность по МСФО или американскому ГААП;
— осуществляется обучение бухгалтерских кадров высшего и среднего звена новым) правилам бухгалтерского учета с активным участием профессиональных организаций;
— подготовлены и изданы учебники и учебные пособия для подготовки и переподготовки кадров бухгалтерских работников.
Особо следует отметить, что мероприятия по реформированию бухгалтерского учета в России проводятся Минфином России с соблюдением требования преемственности.
В результате на протяжении всего периода реформы была обеспечена целостность и внутренняя непротиворечивость системы нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета.
При реформировании будут приняты во внимание исторические и культурные традиции регулирования общественной жизни в России. «Будет обеспечена непротиворечивость российской системы бухгалтерского учета общепризнанным в мире подходам к ведению бухгалтерского учета, сформирована модель сосуществования и взаимодействия системы налогообложения и системы бухгалтерского учета введены процедуры корректировки бухгалтерской отчетности в связи с инфляцией, созданы механизмы обеспечения открытости (публичности) бухгалтерской отчетности» Бендиков, М.О необходимости перехода российских предприятий к международным стандартам финансовой отчетности [Текст] // Финансовый менеджмент. — 2007. — № 3. — С. 8-9.
Проблема адаптации бухгалтерского учета и отчетности России к международным учетным стандартам зависит не только от решения методологических, организационных и технических вопросов в области бухгалтерского учета, но и от степени развития действительно рыночных отношений в стране.
И так, подведем итоги: реформирование отечественной системы бухгалтерского учета — процесс своевременный и необходимость его не вызывает сомнений, так как существует множество предпосылок проведения реформ.
2.2 Переход на МСФО: проблемы и перспективы. Причины перехода на МСФО
стандарт финансовый отчетность международный
В Российской Федерации вопрос о применении МСФО при составлении отчетности был впервые поставлен в 1992 г. Среди первых компаний, применивших МСФО, были АвтоВАЗ, крупные нефтяные компании. Аналогичные процессы шли в банковском секторе, где сотрудничество с западными финансовыми институтами стало невозможным без составления отчетности по международным стандартам. Сегодня все крупнейшие российские банки составляют финансовую отчетность по МСФО Ковалев, В.В. Стандартизация бухгалтерского учета: международный аспект [Текст] // Бухгалтерский учет.- 2008.- №8.- С. 17..
Необходимо отметить, что применение МСФО требует совершенно новых знаний и навыков работы. МСФО не являются сводом строгих, детальных правил, это, скорее, набор принципов и требований. Подход к их реализации определяется организацией самостоятельно исходя из конкретной экономической ситуации. В системе МСФО нет обязательных для российской бухгалтерии плана счетов, бухгалтерских записей, форм первичных документов и учетных регистров. МСФО — это стандарты отчетности, т.е. заключительного этапа бухгалтерской работы.
В Российской Федерации переход к обязательному использованию международных стандартов финансовой отчетности предполагается производить поэтапно. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 №283 Постановление Правительства РФ от 06.03.1998 N 283 «Об утверждении программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]/ Компания «Консультант Плюс». — Последн. обновление 26.12.2010., как мы уже говорили выше, утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. В качестве цели реформирования системы бухгалтерского учета в Программе зафиксировано приведение российской системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности. Программа предусматривает формирование системы стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей; обеспечение увязки реформы бухгалтерского учета в Российской Федерации с основными тенденциями внедрения стандартов на международном уровне; оказание методической помощи организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.
Предполагается совершенствование нормативного правового регулирования, формирование нормативной базы (стандартов), методическое обеспечение (издание инструкций, методических указаний, комментариев). В качестве первоочередных мер Программой указаны подготовка необходимых изменений и дополнений в Федеральный закон от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ ( (ред. от 28.09.2010)) «О бухгалтерском учете» (принят ГД ФС РФ 23.02.1996) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]/ Компания «Консультант Плюс». — Последн. обновление 26.12.2010.; разработка и утверждение положений по бухгалтерскому учету, включающих основные требования международных стандартов; пересмотр Плана счетов Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. от 18.09.2006) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]/ Компания «Консультант Плюс». — Последн. обновление 26.12.2010. бухгалтерского учета.
После принятия Программы бухгалтерское законодательство было значительно адаптировано к МСФО (в Приложении А представлен перечень действующих МСФО и их аналогов в России) Ковалев, В.В. Стандартизация бухгалтерского учета: международный аспект [Текст] // Бухгалтерский учет.- 2008.- №8.- С. 18.. Так, приняты ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам», ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности», ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы». Порядок учета, установленный ПБУ 17/02, имеет как сходства, так и различия с порядком учета затрат на НИОКР, предусмотренным гл. 25 НК РФ. ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» предложен порядок определения налога на прибыль, в соответствии с которым налогооблагаемая прибыль определяется путем корректировки данных бухгалтерского учета.
Пересмотрены ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», ПБУ 6/01 «Учет основных средств».
В соответствии с Официальным сообщением Банка России от 02.06.2003 «О переходе банковского сектора Российской Федерации на международные стандарты финансовой отчетности» переход всех кредитных организаций Российской Федерации на подготовку финансовой отчетности в соответствии с МСФО предусмотрен был с 2004 г. В Сообщении определено, что переход осуществляется в целях ликвидации различий, вызванных разными экономическими и юридическими условиями при установлении национальных стандартов бухгалтерского учета, сближения принципов бухгалтерских стандартов и процедур, связанных с подготовкой и представлением финансовой отчетности, обеспечения заинтересованных пользователей информацией, необходимой в процессе принятия экономических решений.
Широкомасштабное применение МСФО в отчетности других российских организаций планируется с 2010 г Бендиков, М.О необходимости перехода российских предприятий к международным стандартам финансовой отчетности [Текст] // Финансовый менеджмент. — 2007. — № 3. — С. 8-9..
Уже сейчас очевидно, что сближение национального бухгалтерского учета с МСФО сопряжено с рядом трудностей. Например, МСФО требуют проведения оценки основных средств по так называемой справедливой стоимости, а не по первоначальной стоимости, как это предусмотрено российскими правилами. С одной стороны, использование принципа справедливой стоимости позволит более адекватно учесть экономические реалии. Однако применение в нашей стране этого принципа может привести к увеличению стоимости основных средств в несколько раз в некоторых отраслях, например в жилищно-коммунальной сфере. Следовательно, возрастет амортизация основных средств, увеличится себестоимость. Это повлечет рост тарифов, цен, неизбежное увеличение заработной платы. Дело усложняется также тем, что МСФО периодически обновляются.
Так же одной из основных проблем при массовом внедрении МСФО станет кадровая. МСФО значительно сложнее российских правил бухгалтерского учета и требуют от финансистов большей профессиональной подготовки и знаний. По словам Бориса Соколова, президента Аудиторской палаты России, на текущий момент есть около 30 тысяч аттестованных Минфином России аудиторов, часть которых могут консультировать компании, составляющие отчетность по МСФО. Тем не менее, основную работу в этом направлении, по его мнению, должен вести персонал компаний. «В настоящее время в большинстве российских банков и компаний нет специалистов, имеющих необходимую квалификацию в области МСФО и опыт работы по составлению отчетности, — рассказывает Елена Копанева. — Такие сотрудники стоят достаточно дорого, и не каждая организация может себе позволить их нанять. Это должно мотивировать предприятия самостоятельно обучать специалистов» Афанасьев, А. Переход на МСФО: проблемы и перспективы. Причины перехода на МСФО [Текст] / Финансовый директор. — 2008-№ 3.- С. 19..
Другая важная проблема — языковая. Официальный язык международных стандартов финансовой отчетности — английский. К сожалению, быстро научить российских бухгалтеров английскому языку невозможно, поэтому необходим официальный перевод МСФО Бутюгин, Е.В. Достоверность бухгалтерской отчетности: международные стандарты и российская практика [Текст]// Главбух.- 2006.- №6.- С. 15.. По словам Сергея Модерова, руководителя отдела финансового учета по международным стандартам Института проблем предпринимательства, важно не только сделать официально подтвержденный перевод стандартов, но и заручиться согласием Комитета по международным стандартам финансовой отчетности на проведение своевременного перевода принимаемых изменений и поправок. Для осуществления технических переводов текстов МСФО и их своевременного обновления необходимо создать специальный орган. По мнению Михаила Киселёва, это должно быть негосударственное предприятие, которое будет решать технические вопросы, разрабатывать проекты стандартов и выносить их на рассмотрение в Правительство РФ. При этом важно так организовать работу, чтобы измененные стандарты вовремя доходили до пользователей и не задерживались на этапах рассмотрения и утверждения Там же..
Одно из требований, предъявляемых к финансовой отчетности, — оперативность представления информации. К сожалению, сейчас на подготовку отчетности по международным стандартам у предприятий уходит слишком много времени и данные теряют свою актуальность.
Заключение
В XXI веке реальностью стал процесс перехода значительной части стран Европы и США на МСФО. В нашей стране осуществляется приведение учета в соответствие с МСФО, и также поднимается вопрос о переходе России на МСФО. По крайней мере, планируется разрешить публичным компаниям составлять отчетность только в формате МСФО. Знание МСФО стало необходимым условием для эффективности работы бухгалтера, экономиста, руководителя предприятия, аналитика.
Постановлением Правительства РФ от 06 марта 1998 года, когда была утверждена «Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности».
Цель реформирования системы бухгалтерского учета: «приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности».
Реформирование учета — важное условие, необходимое для выхода на финансовые рынки, привлечение иностранных инвестиций, успешного функционирования предприятий и организаций.
В результате реформы должны быть созданы условия для формирования хозяйствующими субъектами полезной информации об их финансовом положении и результатах деятельности, а также обеспечены достоверность и надежность бухгалтерской отчетности как важнейшего источника информации для принятия решений широким кругом заинтересованных пользователей.
Если подходить к реформе, таким образом, то применение МСФО является не целью, а средством рыночных преобразований, весьма важным и эффективным, но лишь одним из целого ряда средств. Сведение же всей реформы исключительно к использованию международных стандартов ограничивает поле деятельности специалистов и вводит в заблуждение пользователей бухгалтерской отчетности.
Внедрение МСФО не подразумевает одномоментного изменения всей системы учета и отчетности в России. Переход к использованию международных стандартов, несомненно, должен быть постепенным и целенаправленным процессом. Смысл такого процесса заключается в том, чтобы недостатки и несоответствия отечественной системы бухгалтерского учета устранялись последовательно в соответствии с запросами рыночной экономики без нарушения этой системы.
Невозможность быстрого перехода на МСФО обусловлена необходимостью предварительного осуществления большого числа мероприятий, делающих такой переход реальным. В частности, потребуются коррективы в законодательстве, прежде всего гражданском и налоговом, а также пересмотр практически всей нормативной базы бухгалтерского учета и отчетности. Принимая во внимание, что МСФО имеют дело лишь с отчетностью, орган, регулирующий учет и отчетность в стране, должен разрабатывать и издавать детальные инструкции по внедрению и применению новых стандартов, включая вопросы организации учетного процесса. Налоговым органам потребуется пересматривать свои подходы к использованию данных бухгалтерского учета и отчетности, включая серьезные изменения в налоговых правилах.
Необходима определенная институциональная перестройка системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности, в том числе образование органа, способного быстро реагировать на запросы практики и давать некоторые оперативные разъяснения по поводу новых стандартов. Целесообразно создать специальный орган, надзирающий за применением стандартов или контролирующий качество бухгалтерской отчетности.
Требуется переобучение и переаттестация бухгалтерских и, в первую очередь, главных бухгалтеров. Переход на МСФО предполагает обучение заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности, в частности существующих и потенциальных собственников, либо реформирование бухгалтерского учета в целом возможно и реально лишь при востребовании информации, формирующейся в нем.
Опыт других стран показывает, что применение какого-либо международного признанного решения в национальном стандарте возможно лишь в том случае, когда это решение соответствует реальной ситуации, существующей в стране. Иными словами, при использовании МСФО для создания национальной системы учета необходима своего рода адаптация.
1 Федеральный закон от 21.11.1996 №129-ФЗ ((ред. от 28.09.2010)) «О бухгалтерском учете» (принят ГД ФС РФ 23.02.1996) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». — Последн. обновление 26.12.2010.
2 Постановление Правительства РФ от 06.03.1998 №283 «Об утверждении программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». — Последн. обновление 26.12.2010.
3 Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 №94н (ред. от 18.09.2006) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». — Последн. обновление 26.12.2010.
4 Приказ Минфина РФ от 21.03.2000 №29н «Об утверждении Методических рекомендаций по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». — Последн. обновление 26.12.2010.
5 Бендиков, М.О необходимости перехода российских предприятий к международным стандартам финансовой отчетности [Текст] // Финансовый менеджмент. — 2007. — №3. — С. 8-9.
6 Бутюгин, Е.В. Достоверность бухгалтерской отчетности: международные стандарты и российская практика [Текст] // Главбух. — 2006. — №6. — С. 15.
7 Ковалев, В.В. Стандартизация бухгалтерского учета: международный аспект [Текст] // Бухгалтерский учет. — 2008. — №8. — С. 17-19.
8 Переход на МСФО: проблемы и перспективы. Причины перехода на МСФО/ Финансовый директор. — 2008-12-23.
9 Соснаускене, О.И. Как перевести российскую отчетность в международный стандарт / [Текст]. — М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2008. — ISBN: 5-94280-151-7
10 Терехова, В.А. Международные стандарты бухгалтерского учета в российской практике. — М.: Магистр, 2010. — 190 с. — ISBN: 978-5-9776-0107-8.
Размещено на