Содержание
Содержание
Введение3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы международных политических отношений6
1.1. Понятие «международные политические отношения»6
1.2. Система международных политических отношений7
1.3. Тенденции мировой системы международных политических отношений8
Глава 2. Россия в системе международных политических отношений10
Заключение19
Список литературы21
Введение
В настоящее время положение о целостности и взаимозависимости мира повлекло за собой отказ от оценки роли насилия как «повивальной бабки истории» и вывод о том, что стремление к достижению того или иного государства собственной безопасности должно означать безопасность для всех. Возникло и новое понимание соотношения силы и безопасности. Безопасность стала трактоваться таким образом, что она уже не может быть обеспечена военными средствами, а должна быть достигнута лишь на путях политического урегулирования существующих и возникающих в ходе развития межгосударственных отношении проблем. Подлинная безопасность может быть гарантирована все более низким уровнем стратегического баланса. Поэтому мир можно сохранить лишь созданием системы совместной безопасности. Это требует нового подхода к исследованию международных политических отношений между разнотипными общественно-политическим системами и государствами. Настоящее исследование актуально как с позиции общечеловеческих интересов, так и с позиции России в частности, что обуславливается структуру настоящей работы: работа состоит из необходимых введения, заключения и списка литературы, а основная часть разделена на две глав первая глава посвящена общетеоретическому анализу международных политических отношений, а вторая исследованию особенность современных международных политических отношений России.
Вплоть до недавнего времени исследования международных политических отношений рисовались одной краской. Происходила по сути подмена: если, например, выводы о состоянии исследований международных отношений в американской или французской науке делались на основе анализа господствующих теоретических школ и взглядов отдельных учных, то состояние советской науки освещалось через описание официальной внешнеполитической доктрины СССР, интерпретаций соответствующих марксистских установок последовательно сменявшими друг друга советскими режимами (режимом Ленина, Сталина, Хрущева и т.д.). И все же, как можно судить на основе теоретической литературы, картина и тогда не была столь однообразной. Более того, в советской науке о международных отношениях были и свои достижения, и ведущие друг с другом полемику теоретические направления. Более того, некоторые ее направления получили мощную прививку от западных школ — в частности, американского модернизма . Другие, исхода из парадигмы политического реализма, осмысливают его выводы с учетом отечественных исторических и политических реальностей . В третьих можно обнаружить идейное родство с транснационализмом и попытки использования его методологии для обогащения традиционного марксистского подхода к анализу международных отношений . В результате анализа специалистами западных теорий международных отношений о них получали представление и более широкие круга читателей . Определенное освобождение от этих рамок было усмотрено в доктрине «нового политического мышления», провозглашенной в середине 80-х годов творцами «перестройки». Вот почему на какое-то — правда, весьма непродолжительное — время ей была отдана дань даже со стороны тех исследователей, которые ранее придерживались весьма далеких от ее содержания взглядов и которые в дальнейшем подвергли ее резкой критике .
Исходным пунктом «нового политического мышления» было выдвинуто осознание принципиально новой политической ситуации в истории человечества в условиях тех глобальных вызовов, с которыми оно столкнулось к концу второго тысячелетия. «Основной, исходный принцип нового политического мышления прост, — писал М. Горбачев, — ядерная война не может быть средством достижения политических, экономических, идеологических, каких бы то ни было целей» .
Таким образом, концепция «нового политического мышления» явилась значительным шагом к преодолению конфронтационного представления о мире, основанного на принципах противоположности и борьбы двух общественно-политических систем, всемирно-исторической миссии социализма и т.п. В то же время эта концепция имела двойственный, противоречивый характер. С одной стороны, она пыталась соединить вместе такие несовместимые вещи, как идеалистический, нормативистский подход к анализу международных отношений с сохранением социалистических, в конечном итоге, классовых идеалов . На рубеже XX-XXI в.в. отечественные исследователи стали все больше и больше уделять внимание проработке соответствующей теории. Среди них можно выделить работы А.В.Левашовой, В.П.Федорова, П.А.Цыганкова, М.М. Лебедевой, М. Сафонова, А. Либмана .
Цель настоящей работы исследование международных политических отношений.
Задачи настоящего исследования:
— рассмотреть определение и сущность международных политических отношений,
— исследовать теоретические основы международных политических отношений,
— рассмотреть международные политические отношения современной России.
Настоящее исследование основано на общенаучном методе диалектического познания.
Объект исследование: особенности современных международных политических отношений.
Глава 1. Теоретический анализ проблемы международных политических отношений
1.1. Понятие «международные политические отношения»
В научной литературе понятие «международные политические отношения» употребляется в двух контекстах. В узком и традиционном смысле слова международные политические отношения означают отношения между суверенными государствами. Такими они и были приблизительно до середины XX века. В широком смысле слова международные политические отношения помимо межгосударственных предполагают взаимоотношения между суверенными народами (нациями) в различных формах: представительные форумы, обмен делегациями разного уровня, города-побратимы, туризм и т. п.
Межгосударственные отношения являются, таким образом, частью международных, причем наиболее важной — из-за природы их носителей.
«Международные политические отношения — это политические отношения, которые также включаются в предмет политологии, поскольку речь идет об отношениях между государствами (и другими политическими субъектами) по поводу власти в форме гегемонии и/или господства на мировой арене» . Властные отношения могут проявляться и в других фрмах — влияния или давления, доминирования, контроля и др. Совокупность отношений между народами в рамках их государств, образующая разнообразие международной жизни, составляет объект внешнеполитического регулирования. Вместе с тем, международные политические отношения — это и социально-экономические, военные, экологические, культурные и т. п. связи, образующие определенную систему отношений, комплексных по своему содержанию. Однако все они, будучи в той или иной мере связанными с государством и другими политическими субъектами, неизбежно при этом политизируются.
Международные (межгосударственные) отношения составляют основу мирового политического процесса, участниками которого являются сотни государств, межгосударственных и неправительственных организаций. Его направленность, как и структура международных отношений, сложна, изменчива, зависима от соотношения сил на мировой арене. Особенно динамично международные политические отношения менялись в XX веке. Это связано с такими историческими событиями, как первая и вторая мировые войны, Октябрьская революция в России, возникновение и распад Советского Союза, и обусловлено появлением двух основных военно-политических группировок-НАТО и ОВД, крушением колониальной системы империализма, гонкой вооружений, возникновением глобальных проблем человечества.
1.2. Система международных политических отношений
Систему международных отношений можно рассматривать как сумму ее подсистем, образуемых взаимодействием различных политических субъектов. Эти субъекты различаются по уровню и характеру своего исторического, т. е. социально-экономического, политического и культурного развития, по политическому режиму и т. п. Устарело былое деление планеты на «три мира» — капиталистический, социалистический и развивающийся — в силу происшедших глубоких общественных перемен во многих государствах. Современную систему международных отношений, а следовательно, и мировой политический процесс можно рассматривать на глобальном, региональном и субрегиональном (локальном) уровнях.
Основу глобальной подсистемы почти с начала и до конца XX века составляли отношения между капиталистическими государствами и странами «советского блока» (по устаревшей терминологии — «мировой системы социализма»). Они характеризовались в основном острым противоборством, идейно-политической конфронтацией, экономическим соперничеством (вспомним хотя бы военную интервенцию против Советской России и «холодную войну»).
В значительно меньшей степени эти отношения характеризовались сотрудничеством и взаимопомощью (создание антигитлеровской коалиции, разрядка международной напряженности в 70-х годах и проч.). Противоречие между двумя общественными системами проявлялось на всех континентах планеты, было самым глубоким, важным для судеб человечества, несмотря на противоречивость отношений между самими империалистическими странами. Оно определяло содержание и характер всей системы международных отношений, и потому являлось глобальным. Вместе с тем, оно было и тотальным, т. к. охватывало все сферы жизнедеятельности мирового сообщества — экономику, политику, культуру; даже спорт и быт. Мир, по сути, был биполярным (двухполюсным), вокруг оси взаимоотношений двух ядерных «сверхдержав» — СССР и США — вращалась вся система международных отношений.
Региональную подсистему международных отношений образует взаимодействие таких объединений и группировок, как ЕЭС, ОЭСР, АСЕАН, ОАГ, ОАЕ, НАТО, в недалеком прошлом — СЭВ и ОВД. Эти отношения традиционно носят противоречивый характер. Хотя с исчезновением ОВД и СЭВ ушла европейская блоковая напряженность, однако объективно остается экономическое соперничество между США, странами Западной Европы и Японии. Возрастает конкуренция со стороны ОСЕАН, других новых индустриальных стран. В мировой политике сегодня выделяются следующие регионы: европейский (западный, центральный и восточный субрегионы), ближневосточный, азиатско-тихоокеанский, центрально-американский, северо-американский и др. В них проявляются как общие, так и особенные международные проблемы, в том числе в виде военных конфликтов (например, арабо-израильский).
И, наконец, субрегиональную (локальную) подсистему международных отношений составляют, как правило, двухсторонние отношения государств в различных регионах планеты. Они часто оформляются двухсторонними договорами (соглашениями), определяющими содержание и характер этих отношений. Между ними также взникают военные конфликты (например, корейская война в начале 50-х годов, СССР — Китай — в конце 60-х годов, Китай — Вьетнам — в конце 70-х годов, Иран — Ирак — в 80-е годы. Ирак — Кувейт — в начале 90-х годов и др.).
1.3. Тенденции мировой системы международных политических отношений
Описанная система международных отношений образует определенный, постепенно меняющийся мировой порядок. Его пронизывают различные, часто противоположные по направленности и характеру, но тесно взаимосвязанные тенденции.
Одна из них состоит в неослабевающей противоречивости современного мира, несмотря на то, что борьба между государствами с противоположным общественным строем сошла на нет. В пестром мире все еще происходят революции (социально-политические, национально-освободительные) и контрреволюции, реформы и контрреформы, в нем протекают процессы интернационализации общественной жизни и рост национализма, демократизации обществ и вспышки неофашизма, усиление международной солидарности сопровождается актами терроризма. Борьба за мир перемежается с неутихающими региональными войнами, а протекавшая с ускорением гонка вооружений привела в итоге к снижению общей безопасности человечества. Мир интегрируется, образно говоря, «сужается» и одновременно становится более многоликим, как бы «расширяется».
С другой стороны, актуальные общечеловеческие проблемы все настоятельнее требуют конструктивного взаимодействия различных государств в масштабе всей планеты и создают для этого необходимые предпосылки. Конкуренция, противоборство государств на международной арене все более дополняется их растущей взаимозависимостью. Диалектика развития международной жизни такова, что первой тенденции противостоит другая, которая заключается в нарастании сотрудничества, кооперации, становления целостности современного мира. Причем в масштабах планеты последняя тенденция становится ведущей.
Выдержка из текста работы
На современном этапе своего развития Республика Беларусь стремится стать полноправным членом мирового сообщества. Она поддерживает хорошие отношения с различными странами мира, оказывает поддержку белорусам, находящимся за границей.
В настоящее время (2007 г.) Республика Беларусь поддерживает дипломатические отношения со 154 государствами мира, в 46 из которых открыто 53 дипломатических представительства. В их числе 44 посольства, 2 постоянных представительства при международных организациях, 6 генеральных консульств и 1 консульство. За границей также функционируют 12 отделений посольств Республики Беларусь.
Иностранные государства представлены в Беларуси 35 посольствами, 2 отделениями посольств, 1 торгпредством, 17 консульскими учреждениями (включая почетных консулов); международные организации — 12 представительствами. По совместительству в Республике Беларусь аккредитовано 87 иностранных диппредставительств.
Беларусь осуществляет многовекторную внешнюю политику. Вместе с тем, объективная ограниченность внешнеполитических ресурсов диктует необходимость их концентрации на ряде наиболее важных направлений. Поэтому, на базе соотнесения собственных национальных интересов с оценкой международной ситуации и действий партнеров, в рамках многовекторности Республика Беларусь формулирует и реализует приоритетные направления внешней политики.
«Внешняя политика всегда зависит от политики внутренней и является ее отражением. Республика Беларусь в этом плане не исключение. Изменение политических приоритетов и ценностей, вследствие установления нового режима власти, после референдума 1996 года, не могло не отразиться на процессе интеграции нашей страны в мировое сообщество. Сосредоточение всей государственной власти в руках Президента, постоянное нарушение прав человека противоречит демократическим принципам, которые являются стержнем политической жизни и основой содружества стран Европы и Америки. Возникшие противоречия дошли до такой степени, что Беларусь фактически оказалась в политической изоляции. Согласно решению специального совета Министров европейского содружества (ЕС) в сентябре 1997 года была приостановлена реализация программы технологического содействия Беларуси, т. е. инвестиций в экономику, за исключением гуманитарной помощи и средств, которые способствуют демократизации белорусского общества. Беларусь получила характеристику «аутсайдера европейской интеграции», «черной дыры Европы» и другие подобные унизительные определения.» [1]
1. Интеграция и развитие взаимовыгодного сотрудничества с Россией
Главный приоритет внешней политики Республики Беларусь — страны-соседи. Прежде всего, Россия — не только наш основной торговый партнер, но и источник широкой поддержки Беларуси на международной арене. Для Республики Беларусь сотрудничество с Российской Федерацией имеет стратегическое значение. Важно и то, что, строя свои отношения на союзнической основе, Беларусь и Россия сохраняют свой суверенитет, оставаясь полноправными субъектами международного права.
В январе 2000 году в силу вступил Договор о создании Союзного государства Беларуси и России, который, несмотря на имеющиеся разногласия между сторонами, призван активизировать интеграционные процессы и ускорить объединение двух братских народов. Сегодня обоим государствам предстоит решить вопросы, связанные с определением формы Союзного государства, правовыми механизмами его функционирования, правилами экономической жизни, деятельностью союзных структур: парламента, судебных органов и т. д. Руководство Республики Беларусь и Российской Федерации продолжает поиск взаимовыгодных путей интеграции на основе признания равенства и суверенитета обоих государств, а также активно развивает взаимовыгодные отношения в области экономики, финансов, информации, культуры, науки, образования.
Наиболее результативным направлением белорусско-российского взаимодействия в торгово-экономической сфере на протяжении всей истории двусторонних отношений является сотрудничество Беларуси с регионами России. И если в конце 90-х гг. прошлого столетия стабильные экономические связи Беларусь имела только с несколькими российскими регионами, то в настоящее время в двустороннем экономическом сотрудничестве участвуют практически все российские и белорусские регионы.
«Одним из первых торговых партнеров Беларуси среди российских регионов стала Тюменская область. В июне 1992 г. был заключен Договор о торгово-экономическом сотрудничестве с Республикой Беларусь в целях создания благоприятных условий взаимных поставок нефти и природного газа, продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления. Протокол о сотрудничестве с Тюменской областью Республика Беларусь подписала 14 мая 1999 г., Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве с Московской областью — 14 июня 2000 г. Эти регионы, а также Москва и Санкт-Петербург занимают заметное место в региональных белорусско-российских связях на протяжении всей истории двусторонних отношений. Кроме того, в последние годы активизировалось взаимовыгодное сотрудничество Беларуси со Смоленской, Брянской и Нижегородской областями, а также Республикой Башкортостан и Республикой Татарстан. Объем внешней торговли с вышеперечисленными регионами составляет около половины объема белорусско-российского товарооборота. Особенно активно взаимовыгодное сотрудничество и партнерские отношения Беларуси и регионов России развиваются в машиностроении, нефтехимии, энергетике, транспорте, строительстве и агропромышленном комплексе.
Тем не менее достигнутые результаты во взаимной торговле и производственной кооперации не являются предельными. Потенциал в развитии двустороннего сотрудничества в торгово-экономической и инвестиционной сферах у белорусов и россиян есть практически по всем направлениям. О возможных вариантах его реализации и дальнейших перспективах развития белорусско-российского взаимодействия шла речь на встрече в Минске Президента Беларуси Александра Лукашенко с Премьер-министром Российской Федерации Дмитрием Медведевым. Она состоялась 18 июля 2012 г. Как подчеркивали руководители двух стран, сегодня взаимодействие двух государств вышло на новый уровень стратегического партнерства. Это особенно важно с учетом усиления конкуренции на мировом рынке. Залогом успешного преодоления возникающих трудностей должна стать высокотехнологичная наукоемкая продукция, основанная на новых знаниях, инновациях, совершенных технологиях, которые станут внедряться в серийное производство в Беларуси и России. Формирование и проведение единой промышленной, энергетической, транспортно-логистической и торговой политики Беларуси и России, о чем стороны договорились в рамках формата Единого экономического пространства трех государств, будет стимулировать производство такой продукции и способствовать повышению ее экспортного потенциала. Решать же эту задачу снова предстоит на уровне непосредственно субъектов хозяйствования и административно-территориальных центров регионов Беларуси и России.»[2]
2. Интеграционные процессы Беларуси и стран СНГ и Грузии
Следующий приоритет внешней политики Республики Беларусь — партнеры по СНГ. Беларусь всегда являлась последовательным сторонником восстановления разорванных после развала СССР связей во имя успешного и стабильного развития наших стран и народов. Вместе с тем функционирование существующего сегодня далеко не совершенного механизма взаимодействия государств-участников СНГ испытывает определенные проблемы. Это побуждает Республику Беларусь искать новые формулы взаимодействия в рамках СНГ. «По итогам 2012 года товарооборот со странами СНГ (без учета России) составил 9 984,3 млн. долларов США.»[3]
Ключевыми торговыми партнерами являются Украина, Казахстан, Молдова, Туркменистан и Азербайджан, на долю которых приходится более 95,6 процента белорусского экспорта в регионе СНГ (без учета России).
Украина по итогам 2012 г. заняла третье место по объемам товарооборота и экспорта среди торговых партнеров Республики Беларусь. Республика Беларусь, в свою очередь, являлась четвертым основным торговым партнером Украины после России, Китая и Германии.
Дипломатические отношения между странами установлены 27 декабря 1991 г. Посольство нашей страны в Украине функционирует с октября 1993 года. Между Республикой Беларусь и Украиной заключено более 160 двусторонних международных договоров и иных международно-правовых документов. Основополагающими документами, регулирующими двустороннее политическое и экономическое сотрудничество, являются Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, Соглашение о свободной торговле.
Страны имеют перспективы дальнейшего углубления сотрудничества через развитие производственной и научно-технической кооперации, расширение взаимодействия в агропромышленном комплексе, в сфере транспорта, науки, культуры, образования, спорта и туризма.
Поступательно развивается политический диалог, двустороннее торгово-экономическое сотрудничество между Республикой Беларусь и Республикой Молдова. Дипломатические отношения между странами установлены 19 ноября 1992 г. С тех пор между государствами заключено около 60 договоров и соглашений, регулирующих вопросы правовых отношений.
В 2012 году ОАО «Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш» начата сборка в г.Кишиневе троллейбусов (собрано 10 машин) с перспективами наращивания выпуска в 2013 году до 60 единиц и продвижения техники в третьи страны.
В ноябре 2012 г. в г.Минске состоялось четырнадцатое заседание Межправительственной Белорусско-Молдавской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. На заседании комиссии рассмотрены итоги выполнения Протокола тринадцатого заседания комиссии. Обсужден блок вопросов, связанный с развитием сотрудничества в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, строительстве, здравоохранении, межрегиональном сотрудничестве.
Активно развивается сотрудничество между Республикой Беларусь и Азербайджанской Республикой по всем представляющим взаимный интерес направлениям.
Дипломатические отношения между странами установлены 11 июня 1993 г. С 2006 года состоялось пять официальных визитов на высшем уровне.
В 2012 году Беларусь импортировала из Азербайджана нефтепродукты, углероды ациклические, глины, соки фруктовые и овощные, полимеры этилена.
В 2012 году в Беларусь привлечено прямых азербайджанских инвестиций на сумму 13,8 млн. долларов.
Для белорусско-армянских отношений характерна тенденция постоянно развивающегося диалога.
Дипломатические отношения между Республикой Беларусь и Республикой Армения установлены 11 июня 1993 г. Между странами подписано более 60 соглашений в различных сферах сотрудничества. В Армении сформирована собственная товаропроводящая сеть белорусских предприятий, через которую расширяются поставки грузовых автомобилей, коммунальной и дорожно-строительной техники. Функционирует три предприятия с участием белорусского капитала. В сентябре 2010 г. в г.Ереване открыт Армяно-Белорусский торговый дом «Ар-Бе», на площадях которого реализуется широкий спектр белорусской продукции (около 10 тыс. наименований товаров).
Дипломатические отношения между Республикой Беларусь и Грузией установлены в январе 1994 г.
Грузия является перспективным торговым партнером Республики Беларусь в Закавказье. За последние пять лет двусторонний товарооборот вырос практически в 3 раза.
В июле 2010 г. в г.Тбилиси состоялось первое заседание Межправительственной Белорусско-Грузинской комиссии по экономическому сотрудничеству.
Активный диалог ведется между Республикой Беларусь и Республикой Казахстан. На регулярной основе осуществляется обмен визитами на высшем и высоком уровнях, проходятся встречи президентов и премьер-министров Беларуси и Казахстана, в том числе в рамках СНГ, ЕврАзЭС и ОДКБ. Официальные визиты Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева в Минск в мае 2012 г. и Премьер-министра Республики Беларусь М.Мясниковича в Астану в ноябре 2012 г. подтвердили стратегический характер отношений между нашими странами.
По сложившейся традиции, Казахстан занимает третье место по объему внешней торговли Республики Беларусь со странами СНГ после стран-соседей и ключевых торговых партнеров России и Украины.
В 2012 году объем внешней торговли товарами и услугами Республики Беларусь с Республикой Казахстан превысил 1 млрд. долларов. Взаимный товарооборот составил 924,8 млн. долларов (114,5 процента к уровню 2011 года). При этом белорусский экспорт в Казахстан составил 805,9 млн. долларов (рост на 19,6 процента), импорт из Казахстана — 118,9 млн. долларов (сокращение на 11,0 процентов).
В 2012 году официально открыты Центр казахского языка, истории и культуры им. Абая в Белорусском национальном техническом университете (в мае) и Центр языка и культуры Беларуси в Евразийском национальном университете им. Л.Н.Гумилева (в ноябре).
Дипломатические отношения между Республикой Беларусь и Кыргызской Республикой установлены 21 января 1993 г.
В 2012 году товарооборот с Кыргызстаном составил 153,7 млн. долларов (снизился на 32,4 процента по отношению к 2011 году). Экспорт составил 141,2 млн. долларов (сократился на 35,3 процента), импорт составил 12,5 млн. долларов (вырос на 38,7 процента).
Дипломатические отношения между Республикой Беларусь и Республикой Таджикистан установлены 5 сентября 1996 г. В марте 2011 г. открыто белорусское Посольство в г.Душанбе.
В 2011 году двусторонние отношения с Таджикистаном получили новый положительный импульс: в октябре состоялся официальный визит Президента Республики Беларусь Лукашенко А.Г. в Таджикистан. В ходе визита обсуждались перспективные направления двусторонних отношений, подтверждено обоюдное стремление к дальнейшему плодотворному взаимодействию на международной арене, подписаны важные соглашения, создающие новые благоприятные условия для дальнейшего долгосрочного и взаимовыгодного сотрудничества.
В настоящее время сторонами прорабатываются такие перспективные направления сотрудничества, как расширение взаимодействия в агропромышленном секторе, развитие кооперационных связей путем создания сборочных производств.
Торгово-промышленными палатами Беларуси и Таджикистана создан Белорусско-Таджикский деловой совет.
11 сентября 2012 г. состоялось торжественное открытие Инженерно-технического факультета Белорусского национального технического университета на базе Таджикского технического университета им.академика М.С.Осими.
В марте 2012 года в г.Минске усилиями Посольства Республики Таджикистан в Республике Беларусь образовано Белорусско-Таджикское общество дружбы и культурных связей.
В последние годы на качественно новый уровень вышло двустороннее сотрудничество Беларуси и Туркменистана. Дипломатические отношения между странами установлены 21 января 1993 г. С октября 1995 г. в Минске функционирует Посольство Туркменистана. С 2002 года в Ашхабаде действует Посольство Республики Беларусь в Туркменистане.
Между двумя странами поддерживается активный политический диалог, регулярно проводятся встречи на уровне глав государств. В апреле 2012 г. состоялся официальный визит Президента Туркменистана Г.Бердымухамедова в Республику Беларусь.
Наиболее значимым совместным проектом является реализация контракта ОАО «Белгорхимпром» с концерном «Туркменхимия» на строительство белорусскими специалистами «под ключ» Гарлыкского горно-обогатительного комбината по выпуску калийных удобрений.
Активно развиваются гуманитарные связи. В настоящее время в белорусских высших и средних специальных учебных заведениях обучаются 7386 туркменских граждан. В апреле 2012 г. состоялись Дни культуры Беларуси в г.Ашхабаде, в июле 2012 г. — Дни белорусского кино. В ноябре 2012 г. в Белорусском государственном цирке с успехом прошли гастроли группы «Туркменские джигиты» Государственного цирка Туркменистана.
Дипломатические отношения между Республикой Беларусь и Республикой Узбекистан установлены 21 января 1993 года.
В 2012 году двусторонний товарооборот составил 124 млн. долларов (увеличился на 115,4 процента по сравнению с 2011 годом). Экспорт составил 94,9 млн. долларов (увеличился на 48,6 процента), импорт — 29,1 млн. долларов (уменьшился на 33,3 процента).
3. Взаимоотношения Беларуси и ЕС
Как неотъемлемая часть европейского континента и сторонница мира и прогресса Республика Беларусь последовательно воплощает в жизнь идею добрососедства. Добрососедские отношения на двусторонней основе, их успешная экономическая составляющая дают Республике Беларусь дополнительные аргументы в переживающем непростые времена диалоге с Евросоюзом. Наиболее эффективно торгово-экономические связи развиваются с Германией, Польшей, Литвой, Латвией, Великобританией, Голландией, Италией, Францией, Бельгией. Такие взаимные объективные интересы как трансграничное сотрудничество, борьба с преступностью, стратегический транзит, поддержание региональных контактов, экологическое, культурное взаимодействие служат дополнительным мотивом для развития конструктивных отношений между Республикой Беларусь и Европейским союзом в указанных сферах.
Взаимоотношения были первоначально созданы после признания Европейского Союза независимости Беларуси в 1991 году. После прихода к власти Александра Лукашенко в 1994 году, отношения между Минском и ЕС ухудшились, и остались холодными и дистанционными.
Хотя Европейский союз и Беларусь подписали соглашение партнерства и сотрудничества (СПС) в 1995 году, которое было предназначено для регулирования взаимных политических и экономических отношений, это соглашение не было ратифицировано ЕС. Кроме того, Европейский Союз исключил Беларусь из своей Европейской политики соседства (ЕПС), которая была первоначально разработана, чтобы создать «кольцо друзей» в географической близости Союза. Брюссель утверждал, это исключение будет прямым ответом на создание авторитарного режима во главе с президентом Лукашенко. Беларусь является одним из немногих государств в Европе, которые не просили о вступлении в Европейский Союз. Однако после (сфальсифицированных по мнению ЕС) выборов 19 декабря 2010 г. отношения Беларуси с ЕС практически заморозились.
На протяжении 2011 года ЕС неоднократно призывал белорусские власти выпустить осуждённых по делу «19 декабря» и реабилитировать их.
Кроме того, в 2011 году Евросоюз расширил список лиц, которым запрещён въезд в страны ЕС. В их число вошли не только чиновники, представители силовых ведомств и судьи, но также бизнесмены (в частности, один из самых богатых белорусских людей Владимир Пефтиев). После очередного расширения этого списка в феврале 2012 года, МИД Беларуси отозвал своих представителей из ЕС и Польши, а также порекомендовал представителям официальной Варшавы и Брюсселя отправиться в свои страны для донесения позиции белорусской стороны о недопустимости санкций в отношении Республики Беларусь. В ответ на это, по предварительному согласованию, послы всех 27 стран ЕС покинули Минск и выехали в свои столицы. В марте 2012 года ЕС ужесточил санкции против ряда физических и юридических лиц РБ. А на международной конференции «Стратегии будущей политики ЕС в отношении Беларуси », которая прошла в Вильнюсе 28-29 октября 2013 года, из списка попадающих под санкции были исключены 13 человек и 5 предприятний, добавлены 3 фамилии.
Вместе с тем, выезд простых граждан Беларуси в страны ЕС сопрягается с большими трудностями. В декабре 2007 г. ряд стран «новой Европы», в том числе все западные соседи Беларуси, входящие в ЕС (Латвия, Литва, Польша), вошли в Шенгенское пространство. « В 2011 г. во въезде в ЕС было отказано около шести тысячам белорусов. По общему количеству отказов во въезде в ЕС Беларусь находится среди стран-лидеров, следуя за Албанией, Украиной, Россией и Сербией.»[4]
Обострение отношений Республики Беларусь со странами Евросоюза и США является логичным завершением традиционного геополитического маневра, проводимого белорусским руководством в рамках лимитрофной парадигмы (механизм «маятникового движения» белорусской внешней политики). Начиная с середины 1990-х годов А. Лукашенко, воспользовавшись сложностями диалога между Россией и Евросоюзом, постоянно маневрирует между Востоком и Западом.
«Как правило, пик очередного обострения отношений с Западом приходится на период улучшения взаимоотношений с Россией. И наоборот. К примеру, в 2010 г., в разгар тяжелого российско-белорусского кризиса Минск инициировал полномасштабный диалог с Евросоюзом — состоялся визит президента Литвы в Белоруссию. В ноябре 2010 г., за месяц до президентских выборов в Республике Беларусь, в Минске побывали министры иностранных дел Германии и Польши, предложившие А. Лукашенко вступить с Западом в политическую сделку с предоставлением 3 млрд долл. Через три недели, в декабре 2010 г., белорусский президент совершил крутой геополитический поворот, согласовав с российским руководством финансово-ресурсные дотации и преференции в обмен на вступление республики в Единое экономическое пространство (ЕЭП).»[5]
4.Отношения Беларуси с Латинской Америкой
Отношения с Латинской Америкой на самом деле являются отношениями в основном с Венесуэлой и Кубой в политической плоскости, тогда как в области торговли большая часть товарооборота приходится на долю Венесуэлы и Бразилии. История и достижения этих отношений более скромные, чем история и результаты отношений с арабскими странами, Ираном или Вьетнамом. Вместе с тем, только в Латинской Америке Беларусь действительно достигла хоть каких-то результатов в поиске альтернативных источников нефти. Впрочем, и уязвимость достигнутых результатов перед изменением политической конъюнктуры остаётся весьма значительной. Через Кубу Беларусь вышла на отношения с Венесуэлой, которая благодаря своему весу в регионе и новым международным амбициям, стала важной площадкой и помощником для поиска новых партнеров в Латинской Америке. Поэтому белорусско-венесуэльские отношения — это не только отношения с Венесуэлой, но и отношения с целым рядом стран при содействии Венесуэлы. Вместе с тем Беларусь сталкивается с последствиями своей конфронтации с США и в Латинской Америке. Это продемонстрировали проблемы в восстановлении военно-технического сотрудничества с Перу в последние годы.
«С самого начала независимости и до сих пор постоянным партнером Беларуси в Латинской Америке была Куба. При всей ограниченности экономических ресурсов и рынка этой страны, белорусская сторона могла опереться на «советское наследие» — наличие установленных контактов, осведомленность кубинцев в советских и постсоветских стандартах, наличие белорусских специалистов с опытом работы в этой стране.»[6]
В первое время активизации белорусской внешнеполитической активности в отношении развивающихся стран (к началу 2000-х гг.), белорусское руководство прилагало много усилий, чтобы завязать контакты с КНР, странами Ближнего Востока и Северной Африки. Отношения с Латинской Америкой были тогда скорее факультативными — их расцвет придется на более поздние времена. В сентябре 2000 г. состоялся официальный визит президента Беларуси на Кубу. В течение 1998-2001 гг. состоялись визиты высших правительственных чиновников в Аргентину, Колумбию, Уругвай, Чили, Перу, Коста-Рику, Панаму, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсию, Ямайку.
Куба.Дипломатические отношения с Кубой установлены в апреле 1992 г. В мае 1997 г. кубинское торговое представительство преобразовано в посольство. В ноябре 1998 г. открыто посольство Беларуси на Кубе, сейчас в его составе 2 дипломата и 2 хозяйственных работника. Это едва ли не самое маленькое белорусское представительство, что, по-видимому, объясняется ограниченной экономической целесообразностью и узким кругом задач, которые выполняет посольство.
Венесуэла. Посольство Венесуэлы в Минске было открыто в конце 2007 г. Практически одновременно появилась представительство Беларуси в Венесуэле, которое в 2008 г. стало полноценным посольством (сейчас там работают 8 дипломатов, еще летом 2010 г. их было 6).
Бразилия. Долгое время Беларусь была представлена в стране только генеральным консульством в Рио-де-Жанейро. Оно было открыто в сентябре 2001 г. и там работал только один дипломат. В декабре 2010 г. в Бразилии дополнительно открылось посольство Беларуси, а в июне 2011 г. — посольство Бразилии в Минске.
Аргентина. Белорусское посольство в Аргентине появилась в 1999 г. и там сейчас работают 2 дипломата, при этом пока что Беларусь представлена там лишь временным поверенным. Открытое в 1998 г. отделение посольства Перу в Минске было закрыто, вероятно, в 2001 г.
5. Отношения Республики Беларусь со странами Азии и Африки
Развитие отношений со странами Азии и Африки (105 государств мира) является важным направлением многовекторной политики Беларуси на международной арене.
К 2010 году установлены дипломатические отношения Республики Беларусь с более чем 80 странами региона. Несмотря на наличие всего 12 посольств в странах Азии и Африки, Беларусь поддерживает достаточно активное сотрудничество и тесно взаимодействует с большинством стран региона, в том числе благодаря аккредитации белорусских послов по совместительству. Ведется планомерная работа по расширению дипломатического присутствия Республики Беларусь на азиатском и африканском континентах.Все шире используется практика работы в различных странах через институт почетных консулов. Интересы Республики Беларусь отстаивают почетные консулы нашей страны в ряде стран Ближнего Востока, Африки и Азиатско-Тихоокеанского региона, включая Индию, Непал, Сирию, Ливан, Иорданию, Судан, ЮАР, Республику Корея, Японию, Саудовскую Аравию, Султанат Оман и др.
Развитию сотрудничества Республики Беларусь и стран Азии и Африки способствует наличие близких либо совпадающих подходов к решению актуальных международных проблем, схожесть реализуемых задач социально-экономического развития и предпринимаемых на этом пути экономических реформ.
Беларусь продолжает успешно развивать отношения со странами региона по линии различных международных организаций, прежде всего ООН и Движения неприсоединения, членом которого является с 1998 года. В своем выступлении на XV Саммите Движения неприсоединения (ДН) в г. Шарм-эль Шейхе (Египет) 15-16 июля 2009 г. Министр иностранных дел Республики Беларусь заявил, что Беларусь как европейское государство — член Движения неприсоединения проводит в своей внешней политике цели и принципы ДН и считает необходимым их дальнейшее продвижение, в том числе в европейском контексте.
Сохраняется позитивная динамика сотрудничества с традиционными партнерами в азиатско-африканском регионе — Китаем, Ираном, Индией, Вьетнамом, Республикой Корея, Сирией, Египтом, Южно-Африканской
Республикой, арабскими странами Персидского залива. Прошедшие в последние годы визиты Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко в КНР, Иран, Индию, Вьетнам, ОАЭ, Оман придали существенный импульс развитию двустороннего сотрудничества с данными странами.
Из приоритетных стран-партнеров следует, прежде всего, выделить Китай. Белорусско-китайский политический диалог, вышедший на уровень стратегического взаимодействия, сохраняет свою интенсивность и проводится в духе дружбы и высокого доверия. Осуществляется крупномасштабное торгово-экономическое сотрудничество, появились многомиллионные инвестиционные проекты, успешная реализация которых позволит белорусской экономике совершить новый качественный рывок, а китайской экономике — ярко продемонстрировать свои успехи и достижения в центре Европы. Сегодня совместно с китайскими партнерами реализуются проекты модернизации цементной и энергетической отраслей Беларуси, ряд совместных инициатив в промышленности.
В целях совершенствования услуг по расчетам и платежам, укрепления межбанковского сотрудничества и расширения торгово-экономических отношений руководители центральных банков Беларуси и Китая в 2008 году подписали Протокол об использовании в межбанковских расчетах национальных валют. В марте 2009 г. подписано Соглашение об обмене национальными валютами (СВОП) между Национальным банком Республики Беларусь и Народным банком Китая.
Наши партнеры в афро-азиатском регионе ценят, прежде всего, то, что Республика Беларусь, как независимое государство, проводит самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику. Важную роль в налаживании взаимовыгодного партнерства играет стабильное социально-экономическое положение Беларуси.
В 2009 году состоялись визиты в Республику Беларусь Эмира Государства Катар шейха Хамада бен Халифы аль-Тани, Заместителя Премьера Госсовета Китая Хуэй Лянъюя, Председателя Национального собрания Вьетнама Нгуен Фу Чонга, Заместителя Премьер-министра — Министра иностранных дел Израиля А.Либермана, Главы судебной власти Ирана аятоллы С.М. Шахруди, Заместителя Премьер-министра Социалистической Республики Вьетнам Хоанг Чунг Хая, Министра иностранных дел Индии С.М.Кришны, Министра иностранных дел ОАЭ шейха Абдаллы бен Заида аль-Нахайяна.
Развитие всего комплекса отношений с государствами афро-азиатского региона направлено на укрепление политического взаимодействия, упрочение взаимовыгодного торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества. В этой связи все большее значение приобретает «экономическая дипломатия».Свою роль при этом Министерство видит, прежде всего, в оказании белорусским компаниям и организациям политического, информационного и организационного содействия.
МИД Беларуси активно поддерживает усилия белорусских заинтересованных в наращивании экспорта в страны Азии и Африки, развитии любых иных направлений сотрудничества.
По итогам 2009 года объем торговли Беларуси со странами Азии и Африки составил 3,9 млрд. долларов. Реализуются совместные проекты в торгово-экономической, научно-технической, инвестиционной и других областях. В ряде стран Азии и Африки созданы совместные предприятия по производству современной автомобильной и тракторной техники по белорусским технологиям. Беларусь предпринимает меры, направленные на реализацию проектов реконструкции и модернизации экономики афро-азиатских государств, развитие транспортных и информационных коммуникаций.
Перспективность данного направления сотрудничества для целей наращивания экспорта увеличивается в связи с завершением создания ряда региональных зон свободной торговли, включая зону свободной торговли стран АСЕАН и Арабскую зону свободной торговли.
Пристальное внимание Республика Беларусь уделяет активизации инвестиционного сотрудничества со странами Азии и Ближнего Востока. С крупными государственными и частными компаниями из ОАЭ и Омана прорабатываются инвестиционные проекты в сфере недвижимости, промышленности, строительства и сельского хозяйства.
Белорусские предприятия и организации активно участвуют в международных выставках и ярмарках, проводимых в странах Азии, Африки и Ближнего Востока.
Мы весьма заинтересованы в осуществлении совместных наукоемких проектов. Перспективным видится научно-техническое сотрудничество со странами Азии и Африки, прежде всего — с Китаем, Индией, Вьетнамом, Республикой Корея, ЮАР, Саудовской Аравией. Особый интерес могут вызвать прикладные научные разработки по химии, информационным и лазерным технологиям, генной инженерии, передовым методам животноводства, повышению надежности и долговечности машин, порошковой металлургии. По целому ряду этих направлений достигнут существенный прогресс в работе с иностранными партнерами.
Еще с советского периода у Беларуси сложились прочные традиции сотрудничества с развивающимися странами в области образования. В белорусских вузах ежегодно проходят подготовку сотни будущих дипломированных специалистов из стран Азии и Африки. В 2009/2010 учебном году в Беларуси обучается 4294 студентов из афро-азиатского региона. Сотрудничество в образовательной и научно-технической сфере с развивающимися странами имеет четкую тенденцию к дальнейшему расширению.
Перспективными представляются развитие контактов в области туризма и культуры, активизация межмуниципальных и межрегиональных связей, создающих климат доверия, открытости и партнерского взаимопонимания.
Таким образом, потенциал и перспективы развития сотрудничества Беларуси со странами Азии и Африки весьма значительны. Мы с оптимизмом смотрим в будущее наших многоплановых отношений со странами афро-азиатского региона и убеждены в том, что их углубление и наполнение конкретным содержанием отвечает коренным интересам как Беларуси, так и наших зарубежных партнеров.
6. Беларусь и ООН: цели и задачи
Беларусь является учредителем Организации Объединенных Наций и белорусская делегация в числе других делегаций, представляющих первоначальных членов Организации, подписала в октябре 1945 года в Сан-Франциско Устав ООН. Принятие Беларуси, не являющейся на тот момент независимым государств, в создаваемую глобальную организацию стало признанием международным сообществом огромной роли, которую сыграл белорусский народ в деле победы над фашизмом. «После распада СССР для Республики Беларусь, как суверенного государства, начался новый этап в международной жизни. С первых дней своей
Независимости она подтвердила с трибуны ООН (1991 г.) свое стремление, Сформулированное в Декларации о суверенитете, стать безъядерной и ней — Тральной державой.»[7]
Несмотря на значительно более сложную структуру международных отношений, складывающуюся с момента завершения «холодной» войны, ООН продолжает оставаться важнейшей площадкой многосторонней дипломатической деятельности.
Участие в работе ООН и системы ее органов и спецуреждений позволяет Республике Беларусь более эффективно решать задачи внешнеполитического обеспечения процессов развития белорусского государства и модернизации национальной экономики.
В политическом контексте основные усилия направлены на создание через механизмы ООН благоприятных внешних условий, обеспечивающих национальную безопасность, суверенитет и территориальную целостность Республики Беларусь, а также служащих формированию международного авторитета страны.
Данная задача реализуется через ряд инструментов, среди которых основным является продвижение в ООН крупных белорусских внешнеполитических инициатив, таких, как признание многообразия путей прогрессивного развития, создание глобальных партнерств, противодействие торговле людьми и других. Данные инициативы призваны внести свой вклад в решение актуальных транснациональных вызовов, а также в формирование более справедливого мироустройства, основанного на общепризнанных принципах Устава ООН и нормах международного права.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Республика Беларусь исходит из убеждения, что мировой порядок XXI века должен основываться на механизмах коллективного решения ключевых проблем, на приоритете положений Устава ООН и общепризнанных норм международного права. Стабильность системы международных отношений может быть достигнута только на основе реального равноправия всех ее субъектов, взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества, призванного обеспечить надежную безопасность каждого члена мирового сообщества в политической, военной, экономической, гуманитарной и иных сферах.
Для такой небольшой страны, как Республика Беларусь, внешняя политика — по-настоящему ключевой элемент, обеспечивающий ее выживание и развитие. Только обеспечив стандарты жизни, возможность зарабатывать и получать доходы на уровне соседних в регионе странах, и выше (но точно не ниже), Беларусь может рассчитывать на необходимые людские ресурсы (квалифицированные кадры), финансовые ресурсы, которые позволят ей достигнуть и удерживать на достаточном уровне конкурентоспособность экономики Беларуси. Одно важное преимущество, которым располагает Беларусь на данный момент, и которое будет до конца оставлять шанс, даже при значительном отставании в уровне развитии экономики, — это наличие собственного государства. С другой стороны, если произойдет дефолт в экономике, то безвозмездно помочь Беларуси будет фактически некому. А значит наличие государственности — это еще и большая ответственность.
Список литературы:
[1] «Политология», курс лекций, авт. : Н.П. Савко, М.А. Бобер, В.И. Корницкая, И.Н. Смальцер. Минск, БГМУ, 2004
[2] с сайта «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» ncmps.by
[3] с сайта «Министерство иностранных дел Республики Беларусь» mfa.gov.by
[4] статья Андрея Елисеева «Беларусь — ЕС: В доступе отказано», с сайта «belarusian institute for strategic studies» belinstitute.eu
[5] статья Андрея Суздальцева «Дипломатический кризис» с сайта «Российский совет по международным делам» russiancouncil.ru
[6] статья Сергея Богдана «Привлекательность беларусской модели для Уго Чавеса …», с сайта «belarusian institute for strategic studies» belinstitute.eu
[7] «Политология», курс лекций, авт. : Н.П. Савко, М.А. Бобер, В.И. Корницкая, И.Н. Смальцер. Минск, БГМУ, 2004, стр.
Размещено на