Содержание
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………………………………..3
1. История создания международных организаций………………………………………………….4
2. Понятие и признаки международной организации ………………………………………………6
3. Правосубъектность международных организаций ……………………………………………….9
4. Функции международных организаций ……………………………………………………………..10
5. Членство в международных организациях …………………………………………………………12
Заключение …………………………………………………………………………………………………………..14
Список литературы…………………………… ………………………………………………………………….15
Введение
В условиях глобализации все более ощутима тенденция к усилению роли международных организаций. Растущая взаимосвязанность государств сокращает сферу проблем, которые государство способно решать в одиночку. Решение жизненно важных для каждого государства международных проблем возможно только организованными коллективными усилиями. Более того, сегодня от этого зависит успех в решении и все большего числа внутренних проблем. В результате растет число международных организаций, расширяются их функции. Углубляется процесс институционализации международного сообщества. Можно смело утверждать, что сегодня международная система не могла бы нормально функционировать без развитого комплекса организаций.
Международным организациям принадлежит важная роль в функционировании международного права. Это касается как правотворческого процесса, так и правоприменения. Отмечая эти моменты, Г.И. Тункин обоснованно подчеркивал, что роль международных организаций будет возрастать и в дальнейшем .
Под давлением требований жизни происходят изменения в функциях организаций без изменения их уставов, растут их полномочия и влияние на государства. Расширяется сфера деятельности, которая охватывает все новые области, совершенствуется ее механизм. Вместе с тем становятся все более серьезными и стоящие перед организациями задачи, а это, в свою очередь, диктует необходимость новых методов. Все чаще прихдится думать не об урегулировании свершившегося, а о предотвращении нежелательного развития, способного привести к катастрофе. В деятельности организаций, прежде всего ООН, возрастает значение превентивной дипломатии.
1. История создания международных организаций
Международные организации возникли уже в древности и совершенствовались по мере развития общества.
В Др.Греции в VI веке до нашей эры появились первые постоянные международные объединения в виде союзов городов и общин (например, Лакедиминская и Делосская Симмакии), или религиозно-политических союзов племён и городов (например, Дельфийско-Фермопильская амфиктиония). Подобные объединения явились прообразами будущих международных организаций. Многие учёные справедливо подчёркивали, что на том этапе эти союзы сближали греческие государства и смягчали их замкнутость.
Следующим этапом развития международных организаций явилось создание международных экономических и таможенных объединений. Один из первых таких союзов был Ганзейский торговый союз, который вывел из состояния средневекового варварства всю Северную Германию. Этот союз был окончательно оформлен в XVI веке. Во главе этого объединения находился Любек.
В начале XIX был создан Германский таможенный союз. Все государства, вошедшие в этот союз, должны были подчиняться одинаковым законам относительно ввоза, вывоза и транзита товара. Все таможенные пошлины признавались общими и распределялись между членами союза по количеству народа населения
Специалисты, изучающие историю международных организаций, считают, что первой межправительственной организацией в её классическом понимании была Центральная комиссия по судоходству на Рейне, образованная в 1831г.
Уже во второй половине XIX века были созданы международные союзы для измерения земли (1864г.), Всемирный телеграфный союз (1865г.), Всемирный почтовый союз (1874г.), Международное бюро мер и весов (1875г.), Международный союз для защиты международной и художественной собственности и другие. В этот период сотрудничество государств становится более обширным, затрагивая всё большие сферы жизни. Все организации данного периода имели постоянные органы фиксированных членов и штаб-квартиры. Компетенция их огранчивалась обсуждением специализированных проблем.
Следующим важным этапом в развитии международных организаций является период после первой мировой войны, когда государства приступили к созданию международной организации по поддержанию мира и международной безопасности. Так в 1919г. была образована Лига Наций. Основными органами Лиги Наций являлись собрание всех представителей членов Лиги, совет и постоянный секретариат.
Главной её задачей являлось поддержание мира, и предотвращение новых войн. Лига Наций должна была предпринимать все меры для сохранения мира. Если какой-либо член Лиги прибегал к войне вопреки принятым на себя обязательствам, то основные члены Лиги обязывались немедленно порвать с ним всяческие торговые и финансовые отношения, а Совет должен был предложить различным заинтересованным правительствам выставить тот или иной контингент войск.
В уставе Лиги Наций были предусмотрены различные эффективные меры по поддержанию мира. В нём признавалось необходимым ограничение национальных вооружений до минимума, необходимого для обеспечения национальной безопасности. Совету Лиги представлялось выбрать планы ограничения вооружений для каждого государства и внести их на рассмотрение заинтересованных правительств.
Но, по мнению специалистов, Лига Наций не смогла справиться со своей основной задачей: сохранение мира и мирное урегулирование международных конфликтов. Те разногласия, которые возникли между членами Лиги, повлекли за собой не выполнение взятых обязательств. Она не смогла предотвратить Вторую мировую войн, а также нападение Японии на Китай, Италии на Эфиопию, Германии на Австрию и Чехословакию, Италии на Испанию и т. д. И 18 апреля 1946г. лига Наций была ликвидирована, т. к. Лига Наций не выполнила своих функций и на этом историческом этапе прекратила своё существование.
Таким образом, создание международных организаций и их развитие происходило поэтапно. Постепенно государства осознавали необходимость международного сотрудничества в различных сферах жизни, что приводило к обмену изобретениями в области науки, в военной технике, искусства.
Международные организации прошлого стали прообразами современных международных организаций, которы в настоящее время большое количество, и которые играют большую роль в современных международных отношениях.
2. Понятие и признаки международной организации
Международная организация — учрежденная международным договором организация, призванная на постоянной основе координировать действия государств-членов в соответствии с предоставленными ей полномочиями.
Аналогичные определения встречаются в международно-правовых актах . Организации носят самые разные наименования: организация, фонд, банк, союз (Всемирный почтовый союз), агентство, центр. Известно, что ООН на других языках именуется «Объединенные Нации». Все это не влияет на статус организаций.
Характерные черты организации:
— создание путем заключения особого договора, являющегося учредительным актом (устав, статут);
— система постоянно действующих органов;
— автономный статус и соответствующие функции.
Всем этим определяется международная правосубъектность организации, воля которой не обязательно совпадает с волей каждого из ее членов.
Международные организации являются органом сотрудничества государств, они не носят надгосударственного характера. Международный суд ООН не раз подчеркивал, что в природе международных организаций нет ничего такого, что позволило бы рассматривать их как нечто подобное сверхгосударству. Организация обладает лишь той компетенцией, которой ее наделили государства.
Современные международные организации делятся на 2 основных типа: межправительственные и не правительственные организации. Роль и тех и других значительна и все они способствуют общению государств в различных сферах жизни. Но все же два данных типа имеют свои особенности, признаки.
Любая межправительственная организация должна обладать, по крайней мере, шестью признаками.
Во-первых, она создаётся в соответствии с международным правом. Это наиболее существенный признак, имеющий решающее значение. Любая правительственная организация должна быть создана на правомерной основе, а именно организация не должна ущемлять интересы отдельного государства и международного сообщества в целом.
Кроме того, любая международная организация создаётся на основе международного договора (конвенции, соглашения, трактата, протокола и т.д.). Сторонами такого договора являются суверенные государства, а в последние время участниками международных организаций также межправительственные организации. Например, ЕС является членом многих международных рыболовных организаций.
Цель создания любой международной организации заключается в объединении усилий государств в той или иной области: политической (ОБСЕ), военной (НАТО), экономической (ЕС), валютно-финансовой (МВФ) и в других. Но такая организация как ООН должна координировать деятельность государств почти во всех областях. В таком случае международная организация выступает посредником между государствами членами. Иногда государства передают наиболее сложные вопросы международных отношений в организации для обсуждения и решения.
Очень важно для каждой международной организации иметь соответствующую организационную структуру. Этот признак как бы подтверждает постоянный характер организации и тем самым отличает её от многочисленных других форм международного сотрудничества. Межправительственные организации имеют штаб-квартиры, членов в лице суверенных государств и вспомогательные органы.
Следующим важным признаком международной организации является наличие у неё прав и обязанностей, которые в общей форме закреплены в её учредительном акте. Международная организация не может превысить свои полномочия.
Международная организация также имеет самостоятельные международные права и обязанности, т. е. Обладает автономной волей отличной от воли государств членов. Этот признак означает, что любая организация в своей сфере деятельности может избирать самостоятельно средства выполнения прав и обязанностей, возложенных на неё государствами — членами. Таким образом, международная организация, обладающая вышеизложенными признаками, считается международной межправительственной организацией.
Но как уже было сказано, в современном мире существует и другой тип международных организаций, это международные неправительственные организации, которыми считаются любая международная организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения. Такие организации должны быть признаны, по крайней мере, одним государством, но осуществлять свою деятельность не менее чем в двух государствах. Создаются подобные организации на основе учредительного акта. Возникли подобные организации в начале XIX века, а в настоящее время их насчитывается около 8000. Международные неправительственные организации (МНПО) играют активную роль во всех аспектах современных международных отношений. А в ряде областей они являются даже лидерами, к примеру, это комитет Красного креста, принципами деятельности которого является гуманность, беспристрастность, независимость и добровольность, внёс большой вклад во взаимодействие государств в различных областях.
Однако, несмотря на некое различие между международными межправительственными и неправительственными организациями, они активно сотрудничают. Основной формой такого сотрудничества является консультативный статус. Каждая межправительственная организация имеет свои правила предоставления консультативного статуса МНПО.
Выдержка из текста работы
Международные организации, как межправительственные, так и неправительственные, оказывают определенное влияние на раз¬витие международных рынков. Выражая волю госу¬дарств, межгосударственные организации в пределах полномочий, зафиксированных в учредительных документах, наряду с государ¬ствами регламентируют статус субъектов мировых рынков.
Международная организация — это объединение суверенных госу¬дарств (в ЮНЕСКО наряду с суверенными государствами участ¬вуют несамоуправляемые территории, которые имеют особый пра¬вовой статус и называются ассоциированными членами), создан¬ное на основе международного договора и устава (ЮНЕП, ЮНИДО, ЮНКТАД были созданы в порядке исключения на основе резо¬люции Генеральной Ассамблеи ООН) для выполнения определен¬ных целей (цель определяет правомерность организации, ее ком¬петенцию в определенном виде деятельности, организационный механизм), имеющее систему постоянно действующих органов, об¬ладающее международной правосубъектностью (способность иметь права (обязанности) или приобретать их посредством своих дей¬ствий: например, право на заключение договоров, вправо на при¬вилегии и иммунитеты, право на представительство при органи¬зации государств-членов и т.д.) и учрежденное в соответствии с международным правом (т.е. учредительные документы между¬народной организации и ее деятельность должны соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права, и в первую очередь принципам jus cogens, согласно значению, под¬разумеваемому ст.53 Венских конвенций о праве международных договоров 1969 и 1986 гг.).
Решение проблемы правовой природы и статуса международных организаций важно не только для международно-правовой науки. Зачастую это требуется и в практическом плане, в частности, когда речь идет о национальном судопроизводстве и перед судами встает проблема определения наличия или отсутствия судебного иммунитета у международной организации. В связи с этим внутригосударственные суды при рассмотрении споров сталкиваются с необходимостью разграничить международные межгосударственные и международные неправительственные организации, поскольку это составляет ключевое обстоятельство для определения положения, в том числе и процессуального, адекватного их правовой природе. Если международные межправительственные организации обладают на территории Российской Федерации судебным иммунитетом, то МНПО обладают иным процессуальным статусом, не предполагающим изъятия из-под юрисдикции российского государства.
Объект — совокупность международных отношений, возникающих в связи с осуществлением сотрудничества ММПО и МНПО, предоставлением различных видов официального статуса МНПО.
Предмет — содержание международно-правовых норм, регламентирующих международно-правовой статус субъектов международного права, и их реализация, а также применение международных документов, устанавливающих рамки сотрудничества ММПО с МНПО.
Цель — анализ правовой природы МНПО, выявлении форм их отношений сотрудничества с международными межправительственными организациями и влияния на положение МНПО в международном праве.
В соответствии с указанной целью в работе решаются следующие задачи:
— рассмотреть понятие, основные характеристики субъектов международного публичного права;
— раскрыть международные межправительственные организации – вторичные субъекты международного права;
— проанализировать международные неправительственные организации и их соотношение с международными правительственными организациями
Методологическая и теоретическая основа исследования. Методологическую основу работы составили комплекс общенаучных, а также специальных методов познания, в том числе формально-юридический, логический, исторический, сравнительно-правовой и статистический. Применялись такие общенаучные методы познания, как метод системного анализа, научного абстрагирования, прогностический, сравнительно-сопоставительный.
Теоретическую основу дипломной работы составили труды многих специалистов в области международного права. При написании дипломной работы использовались труды советских и российских ученых: А.Х. Абашидзе, Л.П. Ануфриевой, Б.М. Ашавского, К.А. Бекяшева, Р.Л. Боброва, Г.М. Вельяминова, Л.Н. Галенской, Г.В. Игнатенко, Р.А. Каламкаряна, А.И. Камынина, А.Я. Капустина, А.А. Ковалева, Т.М. Ковалевой, И.И. Коваленко, Е.А. Коровина, В.С. Котляра, Н.Б. Крылова, Э.Л. Кузьмина, И.И. Лукашука, С.А. Малинина, Л.А. Моджорян, Е.Г. Моисеева, Г.И. Морозова, Т.Н. Нешатаевой, А.Н. Талалаева, О.И. Тиунова, Г.И. Тункина, Е.Т. Усенко, Д.И. Фельдмана, В.Н. Федорова, С.В. Черниченко, Е.А. Шибаевой, В.М. Шумилова и др. В научно-теоретическую базу исследования были включены также и труды дореволюционных авторов П.Е. Казанского, М.Н. Капустина, Н.М. Коркунова, Ф.Ф. Мартенса, В.А. Уляницкого.
В ходе исследования было уделено внимание работам следующих зарубежных авторов: Ф. Алстона, Ж. Альвареса, А.И. Бойла, Д. Бовета, Я. Броунли, П.-М. Дюпюи, Д.Л. Виеруччи, М. Диксона, М.Д. Иванса, Г. Клейна, А.-К. Линдблом, А. Оста, П. Сандса, А. Рейнич, Р. Хиггинса, С. Чинкина, С. Чарновица, Г.Г. Шермерса, М. Шоу, др.
Нормативную основу диссертации составили международно-правовые и иные документы: международные соглашения, акты международных организаций, решения международных судебных органов, а также отечественные и зарубежные национально-правовые акты.
………………….
Список использованной литературы:
1. Абашидзе, А.Х. Международно-правовые проблемы вмешательства // Московский журнал межд. права. – 2006. – № 1.
2. Абдулаев М.И., Комаров С.А. Проблема теории государства и права. – М.: Питер, 2003.
3. Богуславский М.М. Практика применения принципа иммунитета государства и проблема законодательного регулирования. Международное частное право: современная практика. Сборник статей. Под ред. М.М. Богуславского и А.Г. Светланова. М.: ТОН-Остожье, 2000.
4. Богуславский М.М. Международное частное право. Учебник. 5-е изд. М.: Юристь, 2004.
5. Броуили Я. Международное право. – М., 1971. Кн. 1.
6. Брунцева Е.В. Международный коммерческий арбитраж. Учебное пособие для высших учебных заведений. СПб.: Издательский дом «Сентябрь». 2001.
7. Быкова Т.М. Правовой статус международных неправительственных организаций // Актуальные проблемы современного международного права. Материалы ежегодной межвузовской научно-практической конференции. Часть II. М.: РУДН, 2012.
8. Вельяминов Г.М. Международная правосубъектность // Советский ежегодник международного права. 1986. – М.: Наука, 1987.
9. Венедиктов А.В. О субъектах социалистических правоотношений//Советское государство и право. 1955. № 6.
10. Горбунова, О.А., Минченкова И.В. ВТО: основы функционирования и проблемы присоединения России: учеб. пособие. – М.: Дашков и К, 2008.
11. Заемский, В.Ф. ООН и миротворчество. – М.: Международные отношения, 2008.
12. Колобов А.О. Международные организации и их особая роль в мировой политике. – Нижний Новгород: ФМО ННГУ, 2006.
13. Кольяр К. Международные организации и учреждения. М., 1972.
14. Международные отношения: теории, конфликты, движения, организации: учеб. пособие / под ред. П.А. Цыганкова. – М.: Альфа-М, 2008.
15. Международное публичное право / под ред. К.А. Бекяшева. М., 1998.
16. Международное публичное право/Под ред. К.А. Бекяшева. – М., 2003.
17. Международное право: Учебник /Отв. Ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. – М.,2000.
18. Международное публичное право: Учебник /Под ред. профессора К.А. Бекяшева. 4-е издание – М., Изд. «Проспект» 2007.
19. Моисеев А.А. Международные кредитно-финансовые организации. Правовые аспекты деятельности. М.: НИМП, 1999.
20. Мутагиров, Д.З. Международные политические институты: учеб пособие. – М.: Логос, 2009.
21. Нешатаева Т.Н. Международные организации и право (Новые тенденции в международно-правовом регулировании). Академия нархоза при Правительстве Российской Федерации. М.: Дело, 1998.
22. Основные факты об Организации Объединенных Наций. – М.: Весь мир, 2005.
23. Подшибякин, С.А. Правовой статус международных неправительст-
24. венных организаций. – М.: Юрлитниформ, 2006.
25. Ришар, Ж.Ф. На переломе: Двадцать глобальных проблем – двадцать лет на их решение. – М.: Ладомир, 2006.
26. Системная история международных отношений: в 2 т. / под. ред. А.Д. Богатурова. – М.: Культурная революция, 2006. – Т.1: События 1918–1945 гг.
27. Советское гражданское право: субъекты гражданского права. – М.: Юридическая литература, 1984.
28. Современные глобальные проблемы мировой политики: учеб. Пособие / под ред. М.М. Лебедевой. – М.: Аспект Пресс, 2009.
29. Сулейменов М.К. Иммунитет государства: абсолютный или ограниченный. Юрист. 2010. № 3.
30. Теория государства и права. Учебник/Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997.
31. Усенко Е.Т. О договорной компетенции СЭВ//Советское государство и право. 1976. № 6.
32. Усенко Е.Т. Совет Экономической Взаимопомощи – субъект международного права // Советский ежегодник международного права. 1979. – М.: Наука, 1980.
33. Ушаков Н.А. Субъекты международного права//Советский ежегодник международного права. 1964-1965. – М.: Наука, 1966.
34. Федоров, В.Н. ООН и другие международные организации и их роль в XXI в. – М.: Логос, 2007.
35. Хлестова И.О. Юрисдикционный иммунитет государства. М.: Юриспруденция, 2007.
36. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – М., 1995.
37. Шепова, Н. ООН и некоторые проблемы региона