Содержание
Введение…………………………………………………….………………………..3
1. Теоретические аспекты защиты прав и свобод человека
как правового института……………………………………….…………………..6
1.1. Категория прав и свобод человека: понятие и содержание.
Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека………………………6
1.2. Механизм национального регулирования защиты прав и
свобод человека…………………………………………………………………….12
2. Анализ международных механизмов защиты прав и свобод человека…..…25
2.1. Международные механизмы защиты прав и свобод человека…………….25
2.2. Проблемы в реализации международных средств защиты
прав и свобод человека в Российском государстве………………………….….33
Заключение…………………..……..………………………..……………………..44
Список литературы…………..……………………………..……………………..46
Выдержка из текста работы
Актуальность темы исследования. Отношение государства, его структур к правам человека является ярким показателем природы существующего политического строя. И пока права человека не на бумаге, а на деле не обретут приоритет, не станут высшей ценностью, не будут выступать ограничителем всевластия государства, общество не может быть охарактеризовано как демократическое, а государство — как правовое. Для реализации этих задач нужно безотлагательно начать разработку системы правовых актов, затрагивающих вопросы охраны прав граждан, нормативно усовершенствовать уже действующие и оправдавшие себя способы, позволяющие человеку незамедлительно и эффективно защищать свои права и интересы. Вместе с тем следует отметить, что даже самый совершенный юридический инструментарий может оказаться бессильным в условиях нестабильной обстановки в стране, правового нигилизма и безответственности.
Правоотношения, субъектами которых являются, с одной стороны, граждане, а с другой — аппарат государственного управления, являются исключительно распространенными. Они возникают, изменяются и прекращаются для каждого гражданина практически ежедневно.
Каждодневно граждане вступают в отношения с различными государственными органами. Весьма многообразны и подобные отношения граждан в сфере исполнительной власти. Их можно рассматривать в различных плоскостях.
«В ведении Российской Федерации находятся регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина».
«Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
Законодательное закрепление прав и свобод человека и гражданина в ряде случаев требует дальнейшей конкретизации и детализации в нормативных правовых актах органов исполнительной власти. Этими актами, как правило, регламентируется компетенция тех или иных органов управления, определяются их взаимоотношения с гражданами. Следует отметить, что согласно требованиям ст.15 Конституции любые нормативные правовые акты, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Правительство РФ реализует конституционные права граждан в области социального обеспечения, принимает меры по реализации трудовых прав граждан, прав граждан на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду; осуществляет меры по обеспечению безопасности личности, по обеспечению законности, прав и свобод граждан; по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью. Данное положение указывает на основные направления деятельности высшего органа исполнительной власти в сфере охраны прав и свобод человека.
Все вышесказанное и определяет актуальность данной курсовой работы.
Целью курсовой работы является анализ государственной защиты прав граждан РФ.
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
рассмотреть понятие и механизм государственной защиты прав и свобод;
дать характеристику государственной защиты прав и свобод граждан РФ.
Объект исследования — права и свободы граждан как объект государственной защиты.
Предмет исследования — нормативно-правовое регулирование защиты прав и свобод граждан РФ.
государственная защита право свобода
Глава 1. Понятие и механизм государственной защиты прав и свобод
Многие ученые, исследующие механизм защиты прав и свобод, раскрывают лишь его структуру, т.е. внутреннее устройство системы, не анализируя процесс осуществления такой деятельности, само действие в таком случае лишь подразумевается.
Так, О.А. Снежко считает, что конституционный механизм защиты прав и свобод представляет собой определенную систему органов, средств, закрепленных в Конституции Российской Федерации, обеспечивающих наиболее полную и эффективную защиту прав и свобод человека и гражданина. По его мнению, конституционный механизм состоит из двух элементов: системы государственных органов, с помощью которых каждый может защитить свои права и свободы, и средств защиты (судебных, административных, гражданско-правовых, уголовно-правовых и других) 1.
Б.Л. Железнов в механизме государственной защиты прав и свобод человека и гражданина выделяет:
1) соответствующие нормы конституционного, административного, уголовного, гражданского, трудового, семейного, экологического и других отраслей права. При этом нормы других отраслей права, во-первых, вытекают из норм конституционного права, а во-вторых, сами нормы конституционного права, закрепляющие статус человека и гражданина, реализуются через нормы других правовых отраслей;
2) регулируемые нормами права общественные отношения в сфере государственной защиты прав и свобод. Эти отношения существуют практически во всех сферах жизни общества. Они складываются между индивидом, общественными объединениями, национальными и прочими социальными структурами, с одной стороны, и государством — с другой;
3) гарантии прав человека и гражданина2.
А.С. Мордовец предлагает различать механизм обеспечения прав и свобод человека и гражданина в широком и узкопрофессиональном толковании. Названный механизм в широком смысле должен быть представлен в виде четырех основных блоков. Первый блок базовый, его ядро составляет человек как высшая ценность демократии. Второй блок — это принципы прав человека: гуманизм, справедливость, равенство, свобода, личная неприкосновенность, прямое действие Конституции и другие. Третий блок — социальные институты и нормативные установления, через которые жизнеутверждающие ценности и принципы прав человека получают непосредственное обоснование, закрепление и осуществление. Четвертый блок — процедурно-контрольный организационно-процессуально упорядочивает отношения в сфере прав человека, создает наиболее благоприятные условия для реализации гражданам прав и свобод, укрепления законности, общественной и личной безопасности. В узкопрофессиональном толковании под механизмом охраны и защиты прав и свобод можно понимать гарантии3.
Можно предположить, что понятие механизма защиты прав и свобод человека и гражданина можно рассматривать в широком и узком понимании.
В широком смысле указанный механизм должен состоять из следующих элементов:
правовых норм, установивших права и свободы человека и гражданина;
юридических фактов, являющихся основанием возникновения, изменения или прекращения правоотношений. Такими юридическими фактами в большинстве своем должны стать неправомерные действия — деликты, а именно нарушения установленных прав и свобод;
правовых отношений — «выступающих как средство перевода общих моделей поведения, заложенных в нормах права, в конкретизированные и индивидуализированные акты поведения членов общества (субъектов права)»4;
деятельности субъектов правозащитной деятельности, в том числе органов государственной власти в пределах установленных полномочий, неправительственных организаций и самого управомоченного лица по защите своих прав и свобод;
применение данными лицами определенных методов защиты, а именно тех или иных средств (способов) защиты нарушенных прав и свобод;
социальной, в том числе юридической ответственности, к которой привлекаются лица, нарушившие права и свободы человека и гражданина.
Механизм защиты прав и свобод человека и гражданина в узком смысле представляет собой совокупность применяемых гарантий защиты нарушенных прав и свобод человека и гражданина.
Категория гарантий прав и свобод человека и гражданина — это понятие сложное, состоящее из субъектов правозащитной деятельности, а также форм и методов защиты, где формы — предоставленные законом условия для защиты нарушенных прав, а методы — средства и способы воздействия, с помощью которых любой субъект правозащитной деятельности может защитить основные права и свободы. Причем каждой форме защиты должен соответствовать определенный способ или средство защиты, т.е. метод защиты нарушенного права. Значит, субъекты правозащитной деятельности и формы защиты занимают основное, главенствующее положение, а методы защиты — второстепенное, подчиненное.
Непосредственное действие механизма защиты прав и свобод следующее: субъект правозащитной деятельности, находясь в определенных правовых условиях (форма защиты), применяет то или иное установленное средство или способ защиты (метод защиты).
Следует различать четыре уровня защиты прав и свобод, а значит, и четыре вида гарантий, где критерием отграничения служит территория их применения, это:
международные гарантии;
внутригосударственные (национальные) гарантии;
региональные гарантии прав и свобод человека и гражданина, обеспечивающие реализацию прав и свобод на территории отдельно взятого региона. В Российской Федерации, являющейся федеративным государством, данную гарантию можно применять на уровне субъекта Российской Федерации;
местные гарантии, применяемые на уровне муниципального образования.
Региональные и местные гарантии наиболее приближены к человеку, прежде всего к ним должны обращаться граждане в случае нарушения их прав и свобод. Как показывает практика, люди не склоны избирать эти виды гарантий, в силу недостатка информации, незнания своих возможностей и очень часто отрицательного отношения к региональным и местным властям. Поэтому они все чаще избирают национальные и, в последнее время, даже международные гарантии защиты нарушенных прав и свобод.
Каждому виду гарантий соответствует определенный механизм защиты прав и свобод, а именно: международный, национальный, региональный и местный.
Международный механизм защиты прав человека действует как на уровне мирового сообщества (общепланетарный уровень), так и на ином многостороннем уровне (СНГ, Европейского союза, Африканского союза и т.д.). Национальный механизм защиты включает в себя защиту прав и свобод в пределах определенного государства. Региональным механизмом защиты прав и свобод человека и гражданина должен стать уровень субъекта Российской Федерации. Местный механизм защиты прав и свобод человека и гражданина может осуществляться на муниципальном уровне.
Между этими механизмами существует определенная взаимосвязь и соподчиненность. Местный механизм защиты прав и свобод должен соответствовать региональному стандарту прав и свобод. Региональный механизм защиты должен соответствовать национальному стандарту прав и свобод человека и гражданина. Национальный механизм защиты прав и свобод человека и гражданина должен соответствовать международному стандарту прав человека, установленному прежде всего во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах.
Соответствие национального механизма защиты прав и свобод человека и гражданина международному стандарту прав человека вытекает из тех обязательств, которые взяла на себя Российская Федерация, закрепив принцип приоритета общепризнанных принципов и норм международного права в п.4 ст.15 Конституции Российской Федерации.
Такой же принцип соответствия регионального механизма защиты прав и свобод человека и гражданина в субъекте Российской Федерации национальному стандарту прав и свобод должен действовать в отношении между Федерацией и ее субъектами, тем более что субъекты Российской Федерации лишены права изменения объема прав и свобод, установленного государством. Субъекты Российской Федерации вправе, осуществляя защиту прав и свобод своих граждан, в соответствии с п. «б» ст.72 Конституции Российской Федерации устанавливать дополнительные гарантии, разработанные и принятые самим субъектом Российской Федерации. Совокупность таких гарантий составляет региональный механизм защиты прав и свобод.
Региональный механизм защиты прав и свобод человека и гражданина в одном субъекте Российской Федерации может отличаться от соответствующего регионального механизма защиты прав и свобод в другом субъекте Российской Федерации по следующим основаниям:
принятие законов субъектов Российской Федерации, не соответствующих федеральному законодательству и тем самым нарушающих права и свободы; отказ от принятия законов субъектов Российской Федерации, регламентирующих реализацию определенных прав и свобод;
отказ от введения тех или иных институтов защиты прав и свобод, если в федеральном законодательстве не содержится императивной нормы, предполагающей обязательное введение этого института (например, уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации или конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации);
ограничения прав и свобод, которые могут вводиться в случае введения режима чрезвычайного положения на данной территории;
неисполнение полномочий должностными лицами государственных органов, превышение возложенных на данных лиц полномочий, нарушающих права и свободы граждан;
отказ к привлечению указанных лиц к ответственности;
недостаточное финансирование тех или иных социальных программ, деятельности тех или иных субъектов правозащитной деятельности;
другие основания.
Местный механизм защиты прав и свобод человека и гражданина вытекает из регионального и национального механизма, в идеале все уровни защиты прав и свобод должны быть взаимосвязаны и находиться во взаимопроникновении, тем более что п.4 ст.7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установил соответствие муниципальных актов федеральным нормативным актам и актам субъектов Российской Федерации.
Таким образом, под механизмом защиты прав и свобод человека и гражданина следует понимать систему определенных средств и способов защиты, с помощью которых субъекты правозащитной деятельности осуществляют защиту нарушенных прав и свобод, находясь в определенной жизненной ситуации.
Глава 2. Характеристика государственной защиты прав и свобод граждан РФ
2.1 Право на сочетание государственной защиты прав и свобод с возможностями самозащиты
Современные демократические реформы в России во многом связаны с изменением положения человека в обществе, его взаимосвязи с государством. В отличие от советской административно-командной системы, где были первичны интересы государства и общества, теперь иерархия ценностей иная: гражданин — общество — государство. Согласно ст.2 Конституции РФ, человек, его права и свободы признаются высшей ценностью. Их признание, соблюдение и защита вменены в обязанность государства. Вместе с тем, в новых условиях возрастает и роль самого человека в деле обеспечения и защиты своих прав, свобод и законных интересов.
Как известно, перед Россией в настоящее время стоит цель формирования правового государства. Одним из условий её достижения является создание эффективной системы защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. Не случайно на первом плане оказались проблемы гарантий прав и свобод. Во многих случаях государство в состоянии своими силами, при помощи компетентных органов выполнить данную задачу. Однако, часто возникают ситуации, в которых наибольший эффект в защите прав и свобод достигается посредством действий самого заинтересованного лица. Причём, эти действия зачастую являются весьма результативными5.
В России право индивида на самозащиту не подвергалось целенаправленному нормативно-правовому регулированию. До конца XX века оно осуществлялось опосредованно и регламентировалось частично через необходимую оборону от противоправных действий в момент их совершения, через право на объединение, право на собрания, право на обращения (жалобы), право на забастовки. Данные вопросы регулировались одновременно конституционным, административным, трудовым и др. законодательством.
Самозащита сообщества гарантирует каждому отдельному человеку некоторую степень спокойствия и благополучия, однако полностью заменить личную самозащиту не может, поскольку интересы отдельных членов сообщества могут не совпадать, а иногда и противоречить друг другу.
Самозащита не может иметь место только в том случае, если государство в полной мере не нарушает права и свободы лиц, охраняет порядок и спокойствие в обществе, а это фактически невозможно сделать ни на начальном этапе развития государства, ни даже сегодня.
Реализация конституционного права на самозащиту может рассматриваться как процесс и как конечный его результат, выраженный в реальном пользовании и обладании субъектом личной безопасностью. При этом право является материализованным, а его реализация означает устранение негативных условий, которые мешают или могут помешать эффективной реализации заложенных в праве правомочий.
Механизм реализации права на самозащиту можно определить по аналогии с механизмом правовой защиты, как динамичную систему правовых форм, средств и мер, а также их совокупностей, действие и взаимодействие которых направленно на предотвращение нарушений прав человека или их восстановление в случае нарушения. Ещё раз следует подчеркнуть, что самозащита используется для гарантирования других прав и свобод, т.е. за самозащитой, как правило, следует реализация другого субъективного права.
Самозащита, как допускаемая законом или договором деятельность управомоченного лица, направленная на обеспечение неприкосновенности права, пресечение нарушений и ликвидацию последствий такого нарушения, на данный момент справедливо стала признаваться самостоятельной формой защиты гражданских прав. Хотя в ст.12 Гражданского кодекса — самозащита определяется как способ защиты гражданских прав.
Право на самозащиту может быть реализовано человеком через следующие три основные формы6:
обратиться в суд с иском;
подать в установленном порядке заявление или жалобу в компетентный орган или должностному лицу;
самостоятельно своими действиями защитить своё субъективное право.
Такой комплексный характер реализации исследуемого права свидетельствует о том, что это не способ (конкретный правовой инструмент), а форма негосударственной защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.
Таким образом, нам видится более правильным, что следует различать формы защиты прав и свобод, одна из которых самозащита.
2.2 Право на судебную защиту прав и свобод
Право на судебную защиту провозглашено ч.1 ст.46 Конституции Российской Федерации: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод». Местоимение «каждому» означает, что право на защиту обеспечивается любому лицу: работающему в государственном, общественном, частном, смешанном или ином предприятии, нигде не работающему, пенсионеру, военнослужащему, студенту, школьнику, лицу, находящемуся под следствием или судом либо уже отбывающему наказание, имеющему постоянное место жительства или скитающемуся, дееспособному либо находящемуся под опекой или попечительством (в таких случаях действует его представитель) и т.д. Это право гарантируется не только гражданину Российской Федерации, но и иностранцу, а также лицу без гражданства. Причем защите подлежат любые права и свободы, в каком бы документе они ни были закреплены — в Конституции, отраслевых законах, других нормативных или индивидуальных правовых актах. Это следует из смысла ч.1 ст.55 Конституции, установившей, что сам факт перечисления в Конституции основных прав и свобод не должен толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, право на судебную защиту имеет универсальный характер, оно не знает никаких исключений. В этом смысле рассматриваемая норма Конституции РФ находится в полной гармонии с требованиями, сформулированными во Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его прав, предоставленных ему Конституцией или законом».
Конституционно гарантированное право на судебную защиту выступает в виде правоотношения, на одной стороне которого находится лицо, обратившееся за защитой, а на другой — суд, обязанный рассмотреть жалобу этого лица и принять законное и обоснованное решение.
Правосудие является наиболее надежным и цивилизованным способом разрешения возникающих в обществе конфликтов, защиты прав и свобод граждан, интересов гражданского общества и государства. Право на справедливое судебное разбирательство признается за каждым человеком и гражданином. Статья 6 европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод гласит: «Каждый имеет право при определении его гражданских прав и обязанностей или при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона». Аналогичное право провозглашено во Всеобщей декларации прав человека (ст.10), а также закреплено в ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Обязанность рассматривать обращения граждан, возложена на каждый суд, входящий в судебную систему страны. Прежде всего, это федеральные суды общей юрисдикции (районные, краевые, областные, городов Москвы и Санкт-Петербурга, верховные суды республик, суды автономной области, автономных округов, Верховный Суд РФ, военные и специализированные суды), федеральные арбитражные суды (субъектов Федерации, округов, Высший Арбитражный Суд РФ), Конституционный Суд РФ, а также суды субъектов Российской Федерации (мировые судьи, конституционные (уставные) суды). Гражданин вправе подать жалобу на нарушение его прав и свобод в любой из перечисленных судов, но с непременным соблюдением правило подсудности.
Эти правила предусматривают три вида подсудности7:
1) предметную (по роду, характеру дел);
2) территориальную (в зависимости от места совершения преступления, места окончания предварительного расследования, места проживания истца или ответчика);
3) персональную (она зависит от характера деятельности или должностного положения подсудимого).
Конституция РФ 1993 г. центральное место отводит правам и свободам человека и гражданина, их обеспечению и защите. Важная роль в этом принадлежит Конституционному Суду РФ. В соответствии с Конституцией и её положениями о конституционном судопроизводстве (ст.118) в 1994 г. был принят новый Федеральный конституционный закон о Конституционном Суде, который значительно изменил объем его полномочий по сравнению с прежним законом.
Право на обращение в суд за судебной защитой — одно из важнейших субъективных прав граждан в области правосудия. Гражданское процессуальное право предоставляет всем гражданам равную возможность обращения за судебной защитой, свободный доступ к правосудию.
ГПК РФ установил, что всякое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законом, обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод или охраняемых законом интересов.
Реальное осуществление гражданами права на обращение в суд за судебной защитой зависит как от надлежащего правового регулирования этого института, так и от правильного применения судебной практикой норм, его составляющих. В свою очередь на законодательство и судебную практику оказывает известное влияние наука гражданского процессуального права, дающая научное толкование процессуальных норм, регулирующих право на обращение в суд за судебной защитой и делающая рекомендации судебной практике по их применению.
Проблема права на обращение в суд за судебной защитой неоднократно привлекала внимание юристов. Однако они ограничивались лишь рассмотрением права на предъявление иска, что сужало рамки исследований. Право на обращение в суд за судебной защитой более широкое понятие, чем предъявление иска. В результате реализации права на обращение в суд возбуждаются дела искового производства, дела, возникающие из публичных правоотношений, а также дела особого производства.
Конституционное право на судебную защиту при определенных условиях может быть реализовано гражданином и в такой специфической форме осуществления судебной власти, как арбитражное судопроизводство.
Арбитражные суды рассматривают и разрешают экономические споры, в том числе те, одной из сторон которых являются граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус предпринимателя. Естественно, что граждане — предприниматели вправе рассчитывать на защиту своих прав и охраняемых законом интересов в арбитражных судах, куда они могут обратиться с соответствующим иском. В арбитражном судопроизводстве, как и в гражданском, действует принцип диспозитивности, поэтому обращение в арбитражный суд целиком зависит от воли и усмотрения предпринимателя, это его «свернутое» право, потенциально обеспеченное законом. Право гражданина на защиту в арбитражном суде бесспорно.
В уголовном судопроизводстве право граждан на судебную защиту приобретает специфические черты из-за своеобразия этого вида государственной деятельности. В отличие от гражданского и арбитражного судопроизводства, где доминирует диспозитивное начало, уголовному процессу присущ принцип публичности (официальности), требующий от органов уголовного преследования возбудить уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления и принять все предусмотренные законом меры к установлению события преступления, изобличению виновных и их наказанию. Иными словами, эти должностные лица обязаны начать процесс в силу своего служебного положения (ex officio) и независимо от того, просит ли потерпевший о поимке и наказании виновного, и даже вопреки его желанию. Этот диаметрально противоположный диспозитивности принцип определяет природу уголовного судопроизводства. Обращение потерпевшего за защитой в суд может убыстрить расследование и наказание виновного, но если обращения нет, это ни в малейшей мере не снимает с органов уголовного преследования обязанности начать процесс, как только им станет известно о совершенном или подготовляемом преступлении8. Именно эту обязанность государственных органов имеет в виду ст.52 Конституции РФ, когда она устанавливает: «Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба». В этой норме ничего не говорится об инициативе граждан, в ней не упоминается об их праве на обращение в суд. Потому что она касается потерпевших от преступлений — наиболее опасных посягательств на интересы личности и переносит всю тяжесть заботы о таких людях на государство. Именно государственная задача обеспечить неотвратимость наказания каждого преступника (что, естественно, совпадает с интересами потерпевшего) составляет одну из главных целей уголовного судопроизводства.
Национальный механизм защиты — Стр 2
Конституция Российской Федерации, зафиксировав административное судопроизводство в качестве одного из способов осуществления судебной власти (ч.2 ст.118), тем самым предопределила, что судебная защита прав и свобод граждан может быть реализована и в этой форме судопроизводства. В принципе это действительно так. Однако возможность для граждан использовать административное судопроизводство, практически затруднена несовершенством законов, регулирующих отправление правосудия в административной сфере. С 1 июля 2002 г. в России вступил в силу новый Кодекс об административных правонарушениях, который является главным источником норм административной ответственности и норм, регулирующих производство по делам об административных правонарушениях, но в состав данной нормативной основы входят и нормы, содержащиеся как в законах РФ, так и в законах субъектов федерации., которые содержат нормы об административной ответственности, но не включённые в КоАП. Привлечение гражданина к административной ответственности по суду, понятно, не равнозначно его обращению в суд за защитой своих прав9. Более того, в этих принципиально разных ситуациях действуют совершенно разные инициативы, импульсы возникновения административного судопроизводства. Естественно, в суд обращаются за защитой и те, кто пострадал от административного правонарушения (потерпевшие), но такие сравнительно редкие случаи не меняют природу административного судопроизводства как деятельности суда по применению властных, принудительных мер (административных санкций) к гражданам, виновным в совершении административных деликтов.
Заключение
Итак, к общим конституционным гарантиям прав и свобод человека и гражданина относятся:
1. Конституционно-судебный механизм защиты прав и свобод — возможность обращения в Конституционный Суд РФ, которая детально регулируется Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».
2. Судебная защита прав и свобод гарантируется каждому и регулируется федеральными законами.
В законах, принятых после вступления в силу Конституции РФ, содержатся положения, дублирующие конституционные нормы. Так, ч.3 ст.1 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» дословно воспроизводит норму ч.2 ст.118 Конституции РФ (судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства).
К специальным конституционным гарантиям (гарантиям правосудия) относятся:
Гарантии подсудности. В части 1 ст.47 Конституции РФ впервые за историю развития российской государственности сформулирован принцип «никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом».
Для человека важно, чтобы его дело рассматривалось в том суде и тем судьей, которые в соответствии с законом должны его рассматривать, о чем он заранее должен быть надлежащим образом извещен. Определение законом такого суда и судьи называется подсудностью. Это право, широко известное на Западе как право на законного, «своего» судью (например, норма ст.101 Конституции ФРГ), ранее никогда не фигурировало в России даже в качестве постулата прав и свобод человека. Гражданский кодекс РФ, введенный в действие 1 января 1995 г., содержит норму о судебной защите гражданских прав (ст.11). В ней предусмотрено, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суды общей юрисдикции, арбитражные суды или третейские суды. Защита гражданских прав в суде — основной способ защиты.
Право на юридическую помощь является многоплановым, сложным, комплексным институтом, в котором переплетаются нормы конституционного, гражданского, уголовно-процессуального, гражданского, процессуального, административного, финансового и некоторых других отраслей права. Проблема обеспечения права на юридическую помощь имеет, помимо правового содержания, политический, экономический и ряд других аспектов.
Согласно ч.1 ст.48 Конституции РФ, в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно, что является исключением из правила. С 1 июля 2002 г. вступил в силу Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», пришедший на смену Положению об адвокатуре в РСФСР.
Помимо адвокатов, юридическую помощь по гражданским делам могут оказывать и другие лица. Согласно ст.49 ГПК РФ, представителями в суде могут быть дееспособные лица, имеющие надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела (доверенность). Таким образом, адвокат не единственный представитель гражданина в рамках гражданского судопроизводства.
Презумпция невиновности. Согласно ст.49 Конституции РФ, каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Данная конституционная гарантия запрещает обращаться с подозреваемым, обвиняемым или подсудимым как с преступником до тех пор, пока не вынесен и не вступил в законную силу приговор суда. Суд — единственный орган, который вправе признать лицо виновным или невиновным в совершении преступления. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания лежит на прокуроре, следователе и лице, производящем дознание. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
Права потерпевших. В соответствии со ст.52 Конституции РФ права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Если в результате преступления или злоупотребления властью человеку причинен моральный, физический или имущественный вред, этот вред подлежит возмещению. Обеспечивать потерпевшим такую компенсацию призвано государство. Принимая на себя обязательства как участник Международного пакта о гражданских и политических правах обеспечивать любому лицу правовую защиту его экономических, социальных, культурных и иных гражданских и политических прав и свобод в случае их нарушения, государство развивает систему правовой защиты этих прав, когда они нарушаются и в применении этих прав возникает необходимость.
Запрет обратной силы закона. Согласно ч.1 ст.54 Конституции РФ, закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. Данный конституционный принцип подчеркивает гуманность законодательства и полностью отражает положения Всеобщей декларации прав человека (ч.2 ст.11), а также Международного пакта о гражданских и политических правах (ст.15), которые согласуются с общими принципами международного права.
Список литературы
Список нормативно-правовых актов
- Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием // Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237.
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая принята Государственной Думой 21 октября 1994 г. // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. N 32 ст.3301. Часть вторая принята Государственной Думой 22 декабря 1995 г. (действующая редакция)
- Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (действующая редакция)
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (действующая редакция).
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ. (действующая редакция)
- Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»
Научная литература
- 10 лет российской Конституции: результаты и перспективы // Адвокат, N 12, декабрь 2003.
- Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. — РЮИД, «Сашко», 2011.
- Бутылин В.Н. Институт государственно-правовой охраны конституционных прав и свобод граждан // Журнал российского права, N 12, декабрь 2010 г.
- Водолагин С. Конвенция о правах человека как составная часть правовой системы России // Российская юстиция, N 8, август 2008 г.
- Глашев А.А. Европейская конвенция о защите прав человека и правоприменительная практика // Законодательство, N 6, июнь 2008 г.
- Гошуляк В.В. Теоретические проблемы единства системы конституционного законодательства Российской Федерации // Журнал российского права, N 9, сентябрь 2007 г.
- Гражданское право (под ред. доктора юридических наук, профессора Е.А. Суханова) — М.: Волтерс Клувер, 2008
- Грудцына Л.Ю. Судебная защита прав и свобод личности: теоретический аспект // Законодательство и экономика, N 8, август 2009 г.
- Дозорцев П. Конституционно-правовые основы свободы совести в России // Российская юстиция, 2009, № 2
- Емельянов В.И. Разумность, добросовестность, незлоупотребление гражданскими правами. — М.: «Лекс-Книга», 2009.
- Комментарий к Конституции Российской Федерации /под общ. ред. Карповича В.Д., М., 2010.
- Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред.В. В. Лазарев, СПС «Гарант», 2009.
- Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. Окунькова Л.А. — М.: Издательство БЕК, 2005.
- Страшун Б.А. Десять лет конституционных прав и свобод // Журнал российского права, N 11, ноябрь 2003 г.
- Сухинина И. Конституционные презумпции в сфере прав и свобод человека и гражданина // Российская юстиция, N 9, сентябрь 2008.
- Хаманева Н.Ю. Судебный контроль за реализацией прав граждан в сфере государственного управления в Российской Федерации // Гражданин и право, N 2, 3 2010.
- Шейнин Х. Новые аспекты судебной защиты прав и свобод граждан // Российская юстиция, 2007, N 8.
Размещено на Allbest.ru
1 Снежко О.А. Конституционные основы государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ: Дис…. канд. юрид. наук. Саратов, 2009.С. 74 — 75.
2 Железнов Б.Л. Механизм государственной защиты основных прав и свобод // Ученые записки.Т. 138. Юридические науки. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2010.С. 28.
3 Мордовец А.С. Общая теория государства и права. Академический курс: В 2 т. / Отв. ред. проф. М.Н. Марченко. Том 1: Теория государства. М.: Зерцало, 2010.С. 282.
4 Теория государства и права: Учебник для вузов / Отв. ред. д. ю. н., проф.В.Д. Перевалов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2005.С. 158.
5 Бутылин В.Н. Институт государственно-правовой охраны конституционных прав и свобод граждан // Журнал российского права, N 12, декабрь 2010.
6 Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. Окунькова Л.А. — М.: Издательство БЕК, 2005.
7 Грудцына Л.Ю. Судебная защита прав и свобод личности: теоретический аспект // Законодательство и экономика, N 8, август 2009 г.
8 Шейнин Х. Новые аспекты судебной защиты прав и свобод граждан // Российская юстиция, 2007, N 8.
9 Водолагин С. Конвенция о правах человека как составная часть правовой системы России // Российская юстиция, N 8, август 2008 г.