Содержание
Введение3
1 МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ5
1.1 Общая характеристика международного сотрудничества таможенной службы России с таможенными службами других стран5
1.2 Взаимодействие таможенной службы России с правоохранительными органами зарубежных стран8
2 ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ТАМОЖЕННЫХ СЛУЖБ12
2.1 Международное таможенное право – как основа регулирования сотрудничества таможенных служб12
2.2 Таможенное сотрудничество посредством международных организаций и союзов16
3 РАЗВИТИЕ ТАМОЖЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН22
3.1 Развитие таможенного сотрудничества в рамках международных организаций22
3.2 Развитие таможенного сотрудничества России со странами Евросоюза23
Заключение27
Список используемых источников29
Выдержка из текста работы
Устойчивая тенденция роста числа тяжких и особо тяжких преступлений, ежегодно отмечаемая в России, а также неадекватный процент их раскрываемости, диктуют необходимость повышения качества предварительного расследования, одной из основных составляющих которого выступает совершенствование взаимодействия между органами предварительного следствия и органами дознания. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость поиска новых, более совершенных моделей организации такого взаимодействия, путей устранения пробелов его законодательного, ведомственного и межведомственного регулирования.
Особую значимость вопросы взаимодействия приобрели в связи с реорганизацией правоохранительных органов. Создание определенного множества организационно обособленных служб, естественно, усложнило их взаимодействие, обострило прежние и предопределило возникновение новых проблем его организационного, правового, научно-технического и информационного обеспечения.
Целью курсовой работы является анализ организации взаимодействия различных служб правоохранительных органов при расследовании преступлений.
Достижению этой цели способствовало решение следующих задач:
— рассмотреть понятие, принципы и правовые основы взаимодействия;
— проанализировать методы организации и виды взаимодействия;
-рассмотреть процессуальные формы взаимодействия;
— дать анализ организации и деятельности следственно-оперативных групп.
Объектом работы являются теория и практика взаимодействия служб правоохранительных органов, нашедшие отражение в специальной литературе, в законодательных и подзаконных нормативных правовых актах.
Предметом работы выступают закономерности формирования и реализации организационных и правовых отношений служб правоохранительных органов.
Проблема взаимодействия органов дознания и предварительного следствия активно разрабатывалась видными учёными-процессуалистами и криминалистами: А.Н. Балашовым, Р.С. Белкиным, Ратиновым, Н.П. Яблоковым, Н.А. Якубович и др.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, четырёх параграфов, заключения и библиографического списка.
Глава 1. Правовые и организационные основы взаимодействия служб правоохранительных органов
1.1 Понятие, принципы и правовые основы взаимодействия
Взаимодействие органов и должностных лиц в процессе раскрытия и расследования преступлений — это согласованная или совместная деятельность (сотрудничество) по месту, времени, способам и иным условиям не находящихся в административном подчинении субъектов, которая обеспечивает оптимальное сочетание их полномочий, присущих им специфических средств и методов работы для решения промежуточных задач и достижения конечной цели расследованияАверьянова Т.В., Россинская Е.Р., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г. Криминалистика Учебник для вузов. М.: Норма, 2012. — 944 с..
Понятие взаимодействия следователя с другими участниками расследования можно сформулировать, как согласованную по задачам, времени, месту и исполнителям деятельность различных звеньев одной или различных организационных систем, обладающих в силу функциональной дифференциации специальными средствами, методами и другими возможностями, взаимно дополняющими друг друга и обеспечивающими оптимальное достижение общей целиДрапкин Л.Я., Карагодин В.Н. Криминалистика. М.: 2011. — 768 с. .
Правовой основой взаимодействия служб правоохранительных органов являются положения Конституции Российской ФедерацииКонституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. — 1993. — 25 декабря. — № 237., международных договоров Российской Федерации по вопросам взаимодействия правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью, положения уголовного и уголовно-процессуального кодексов РФ) Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (с изменениями от 1 марта 2012 г.) // Российская газета. — 2001. — 22 декабря. — № 249., Федерального закона от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»(ст.ст.4, 5, 7, 11, 14) Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (с изменениями от 8 декабря 2011 г.) // Российская газета. — 1995. — 18 августа.,Федерального закона «О полиции»Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (с изменениями от 6 декабря 2011 г.) // Российская газета. — 2011. — 8 февраля. , Федерального закона «О следственном комитете»Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» (с изменениями от 21 ноября 2011 г.) // Российская газета. — 2010. — 30 декабря. — № 296.и в других ведомственных нормативных актах.
В процессе взаимодействия органов и должностных лиц при раскрытии и расследовании преступлений необходимо соблюдать следующие принципы:
1. Четко разделять функции и компетенцию участников взаимодействия. Следователи и оперативные работники должны самостоятельно определять тактику проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, согласуя свою деятельность друг с другом и иными субъектами взаимодействия.
2. Определять зависимость видов и форм взаимодействия от конкретной следственной ситуации.
3. Взаимный обмен информацией, это обмен процессуальными сведениями и оперативной информацией, строгое соблюдение, при этом режима секретности.
4. Обобщение и анализ всей комплексной информации (процессуальной, непроцессуальной и иной), особенно при раскрытии латентных преступлений.
Также, необходимо соблюдение таких принципов, как:
1) Соблюдение законности. Обеспечивается четкой, правовой регламентацией деятельности участников, контролем со стороны руководителей органов следствия и дознания, прокурорским надзором. Главное требование — участники действуют строго в пределах своей компетенции, определяемой законом, который не допускает смешения следственной и оперативно-розыскной деятельности.
2) Соблюдение законности обусловливает и такой принцип взаимодействия, как строгое соблюдение подследственности. Как известно, закон предусматривает две формы дознания: по делам, где предварительное следствие необязательно и где оно обязательно, когда функции органа дознания ограничены производством лишь неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления, выявлению и задержанию виновных. Такое разграничение функций органов предварительного следствия и органов дознания отражается и на формах, и на содержании взаимодействия.
Решить вопрос о подследственности и отсюда о необходимости взаимодействия лица, производящего расследование, и иных субъектов работы с доказательствами, в тех случаях, когда первоначальные (неотложные) действия осуществляются органом дознания, позволяют результаты этих действий. Они могут подтвердить наличие в событии признаков преступления определенного рода или вида. Достоверность этой информации и позволяет правильно решить вопрос о подследственности. Известно, что после определения характера события, требующего предварительного следствия, работа органа дознания прекращается по одному из трех вариантов:
1) при выполнении неотложных действий до установленного, законом срока;
2) независимо от выполнения неотложных действий и истечения срока — по указанию надзирающего прокурора;
3) по истечении установленного законом срока (независимо от объема неотложных действий и полученных результатов).
3) Руководящая и организующая роль следователя, соответствующая его процессуальному статусу и ответственности за результат.
4) Целеустремленность взаимодействия, обусловленная решением конкретных задач расследования и, в конечном счете, интересами установления истины по делу.
5) Плановость и динамичность взаимодействия. Согласованность совместной деятельности обеспечивается ее планированием. Но по ходу расследования задачи и содержание взаимодействия уточняются и дополняются, может возникнуть потребность изменить круг взаимодействующих субъектов, привлечь новые силы и средстваАверьянова Т.В., Россинская Е.Р., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г. Криминалистика Учебник для вузов. М.: Норма, 2012. — 944 с..
Главная цель взаимодействия — раскрытие преступлений. Поэтому, если преступление совершено в условиях очевидности и его требуется не раскрыть, а сразу расследовать, потребность во взаимодействии следователя с органом дознания может и не возникать или выражаться лишь в разовых поручениях.
1.2 Методы организации и виды взаимодействия
Основным методом организационно-управленческой деятельности по уголовным делам является планирование расследования. Понятие организации и планирования расследования хотя и тесно связаны друг с другом, но не совпадают между собой ни по логическому объему, ни по содержанию и нуждаются в разграничении. Первое из них по своему объему значительно шире второго понятия, поскольку наряду с планированием в его содержание входят и другие перечисленные ранее функции следователя. Поэтому организацию расследования можно определить как деятельность по созданию оптимальной функционально-управленческой структуры и упорядочению системы взаимодействия участников этого процесса, а также материально-техническому обеспечению их работы.
По своему содержанию и функциям планирование — это сложный процесс по определению путей, способов, средств, сил и сроков успешного достижения заранее поставленной цели. Результат этого многоэтапного процесса — план расследования, представляет перспективную модель будущих действий и мероприятии субъектов расследования, детальную программу реализации тактических задач по уголовному делу.
Являясь основным организационным методом расследования, планирование выполняет свои функции по формированию оптимальных способов достижения намеченных целей с помощью рационального распределения имеющихся сил, времени, использования в случае необходимости дополнительных ресурсов. В плане расследования могут отражаться не только организационные, но и другие аспекты предстоящей деятельности. В связи с этим план расследования можно определить как комплекс информационных и тактических, организационных и процессуальных решений, итог (внешнее выражение) процесса планирования, предусматривающий оптимальный порядок, сроки, способы, средства и конкретных исполнителей следственных, оперативно-розыскных, иных действий и тактических приемов.
В настоящее время известны следующие виды взаимодействия:
1. Взаимодействие следователя и оперативных работников при раскрытии и расследовании отдельных преступлений.
2. Взаимодействие следователя с экспертами имеет место при ознакомлении с материалами уголовного дела, относящихся к предмету судебной экспертизы; предоставлении эксперту дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения; при участии следователя в процессе производства экспертизы и получении им пояснений у эксперта в отношении интересующих его обстоятельств; постановке вопросов, относящихся к предмету экспертизы; получении консультаций у эксперта.
3. Взаимодействие следователя со специалистами (ст.ст.58, 168 УПК). Специалисты привлекаются к участию в процессуальных действиях для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применения технических средств, в исследовании материалов уголовного дела, в подготовке вопросов эксперту.
4. Взаимодействие следователя (оперативного работника) с работниками контрольно-ревизионных аппаратов, счетными палатами, комитетами по финансовому мониторингу, а также с общественностью. Такое взаимодействие возникает, как правило, до или в момент возбуждения уголовного дела. Сотрудники данных учреждений оказывают помощь следователю в выявлении новых фактов преступных действий, сборе доказательств, криминалистической и иной значимой для уголовного дела информации, дают консультации по интересующим вопросам, представляют различные акты, справки, отчеты.
5. Взаимодействие органов предварительного расследования со средствами массовой информации (СМИ). Наиболее часто к средствам массовой информации правоохранительные органы обращаются с просьбой об оказании помощи в розыске преступников, похищенного имущества, либо в поиске очевидцев преступлений. Используя СМИ, целесообразно сообщать приметы разыскиваемых преступников, похищенного имущества, показывать по телевидению фотографии и фото-роботы находящихся в розыске лиц. В некоторых ситуациях средства массовой информации используются для целенаправленной дезинформации преступниковДрапкин Л.Я., Карагодин В.Н. Криминалистика. М.: 2011. — 768 с. .
Глава 2. Формы взаимодействия служб правоохранительных органов
2.1 Процессуальные формы взаимодействия
правоохранительный организационный уголовный управленческий
Основными задачами взаимодействия служб правоохранительных органов, а также с экспертно-криминалистическими подразделениями являются:
— обеспечение неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий при совершении преступлений;
— раскрытие преступлений;
— своевременное изобличение лиц и привлечение их к уголовной ответственности;
— всестороннее полное и объективное расследование преступлений;
— совместная деятельность по розыску скрывшихся преступников;
— пресечение преступлений и принятие мер по их предотвращению;
— осуществление мероприятий, направленных на возмещение материального ущерба, причиненного гражданам и организациям вне зависимости от форм собственности преступными действиями виновных лиц.
Наиболее полно задачи взаимодействия следователя и органов дознания могут быть достигнуты и выполнены только тогда, когда такое взаимодействие строится в определенном, строго регламентированном порядке. Осуществляемое следователем и оперативным работником взаимодействие имеет две формы — процессуальную и непроцессуальную (последняя иногда именуется как организационно-тактическая).
Анализ действующего уголовно-процессуального закона позволяет отнести к процессуальным следующие основные формы взаимодействия:
1) Совместное рассмотрение следователем и оперативным работником материалов проверки заявлений и сообщений о фактах готовящихся и совершенных преступлений в целях решения вопроса о возбуждении уголовного дела, по которому обязательно производство предварительного следствия (ст.140 УПК РФ). Необходимость существования данной формы взаимодействия обусловлено тем, что большинство сообщений о преступлениях в первую очередь поступает именно в органы дознания. В таких случаях сотрудник органа дознания обязан принять поступившее заявление или сообщение, выполнить все неотложные действия, в случае необходимости привлечь к расследованию преступления следователя. Такая совместная работа следователя и оперативного работника способствует быстрому, полному и объективному решению вопроса о своевременном и обоснованном возбуждении уголовного дела.
Принятие органом дознания оперативно-розыскных мер по делам, переданным следователю до установления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого (ч.4 ст.157 УПК РФ). Данная форма взаимодействия возникает в ситуациях, когда ни органу дознания, ни следователю не удалось «по горячим следам» установить лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого. В таких случаях орган дознания до передачи уголовного дела следователю и без поручения последнего принимает необходимые меры к установлению и изобличению данного лица и сообщает о результатах своей работы следователю в письменном виде. Основным направлением принимаемых оперативно-розыскных мер при этом является собирание и фиксация данных о лице, совершившим преступление, свидетелях, документах или предметах, которые могли бы способствовать установлению обстоятельств совершенного преступления и лиц, виновных в его совершенииШурухнов Н.Г. Криминалистика. Учебник. М.: МПСИ, МОДЭК, 2011. — 776 с..
3) Выполнение органом дознания поручений и указаний следователя о производстве розыскных и следственных действий. Закон наделил следователя правом давать органу дознания обязательные для исполнения поручения и указания. На органе дознания лежит обязанность выполнять эти требования. Давая такое поручение, следователь ставит задачу перед органом дознания, но он не вправе предписывать органу дознания какие формы, средства и методы выполнения его поручений и указаний надлежит использовать при проведении ОРМ.
Следователь дает органу дознания розыскные поручения, поручения по производству отдельных следственных действий и различного рода мероприятий или по оказанию помощи в их проведении. К выполнению поручений следователя можно отнести содействие в реализации предусмотренных законом мер процессуального принуждения: участие сотрудников органа дознания в операциях по задержанию вооруженного преступника, его преследованию (засады, погони, облавы, различные заградительные мероприятия), привод лица, уклоняющегося от явки к следователю, оцепление места происшествия, места производства обыска, пресечение случаев сопротивления следователю, помощь следователю в подготовке и проведении сложных и трудоемких следственных действий, таких, как осмотр места происшествия, следственный эксперимент, обыск, выемка, допрос, проверка показаний на месте, получение образцов для сравнительного исследования.
Как правило, не поручаются органу дознания самостоятельное выполнение наиболее значимых следственных действий и принятие решений по делу (предъявление обвинения, назначение экспертизы, ознакомление обвиняемого и его защитника с материалами дела и т.п.). Розыскные поручения даются органу дознания без каких-либо ограничений, а поручения о производстве органом дознания отдельных следственных действий правомерны и оправданны в ситуациях, когда следователь не имеет возможности произвести эти действия лично. В подтверждение своих выводов можно сослаться на результаты изучения материалов следственной практики.
4) Осуществление органом дознания по мотивированному постановлению следователя привода свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого. Содержанием данной формы взаимодействия является осуществление органом дознания принудительной явки в органы предварительного следствия участников уголовного процесса, которые уклоняются от явки к следователю. Осуществляется данная форма только при наличии двух, предусмотренных законом, фактических и юридических оснований: а) неявки участника процесса без уважительной причины; б) вынесение следователем мотивированного постановления. Причем отсутствие уважительной причины неявки участника процесса должно быть установлено следователем достоверно, так как, согласно ч.3 ст.113 УПК РФ, наличие уважительной причины не дает оснований для осуществления привода.
5) Выполнение администрацией мест предварительного заключения требования следователя о вызове подозреваемого или обвиняемого, находящегося под стражей.
6) Принятие органом дознания по приостановленному уголовному делу оперативно-розыскных мер для установления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого. В случае приостановления предварительного следствия за неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, закон возлагает на следователя как непосредственно, так и через органы дознания принимать меры, направленные на его установление. В связи с тем, что после приостановления предварительного следствия следователь не имеет права проводить по нему следственные действия, основным способом раскрытия преступления являются ОРМ. В ходе взаимодействия по приостановленному уголовному делу особое внимание уделяется обмену информацией между следователем и оперативным работником, так как сведения, полученные в результате ОРМ, нередко могут послужить основанием для возобновления предварительного следствия.
7) Розыск лица, в отношении которого вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого. Ст. 209 УПК РФ устанавливает, что розыск скрывшегося обвиняемого может быть объявлен как во время производства по уголовному делу, так и после его приостановления. Следователь, вынесший мотивированное постановление о розыске обвиняемого и поручивший его органу дознания, не освобождается, однако, от выполнения действий по розыску обвиняемого. Следователь вправе давать поручения органу дознания на выполнение отдельных следственных действий, связанных с розыском данного лица. До объявления в розыск лица следователь обязан установить, действительно ли оно скрывается. Для этого следователь собирает сведения о личности лица, которые он передает органу дознания в справке о личности разыскиваемого вместе с постановлением об объявлении в розыск. Вся работа в рамках данной формы взаимодействия строится на постоянном контакте следователя и оперативного работника, своевременном обмене информацией, совместном составлении планов проводимых мероприятий, возможности ознакомления с материалами уголовного и розыскного дел. Розыск скрывшегося обвиняемого является одной из важнейших и сложных форм процессуального взаимодействия следователя и органа дознания.
8) Выполнение органом дознания отдельных поручений следователя в случае производства следственных или розыскных действий в другом районе. В случаях, когда возникает необходимость производства следственных действий или розыскных мероприятий на территории другого района или населенного пункта, следователь зачастую не имеет возможности провести их лично. Поэтому возникает необходимость взаимодействия с органами дознания, осуществляющими свою деятельность в интересующем следователя районе. Такое взаимодействие во многом схоже с уже рассмотренными формами взаимодействия, хотя имеет некоторые особенности. Важнейшей из таких особенностей является четко установленный законом срок исполнения поручений следователя в порядке ст.152 УПК РФ, который не должен превышать 10 суток.
Социально-психологическая совместимость — это важное условие создания бесконфликтной ситуации, согласованной деятельности следователя, работника уголовного розыска и эксперта-криминалиста по уголовному делу. Как показывает практика, в процессе служебного общения взаимодействующие стороны постепенно хорошо узнают друг друга, что дает возможность правильно прогнозировать варианты поведения партнера по взаимодействию в различных следственных ситуациях, при необходимости обеспечивать нужную синхронность либо асинхронность действий. Все это позволяет избрать такую линию поведения, которая ведет к максимальной эффективности взаимодействия, а значит, и к достижению желаемых результатовИщенко Е.П.Криминалистика. Курс лекций. М.: Контракт, АСТ-Москва, 2007. — 416 с..
2.2 Организация и деятельность следственно-оперативных групп
Распространенными разновидностями форм взаимодействия являются различные совместные группы (бригады, комиссии, комитеты и т.п.) как относительно постоянно действующие органы, включающие в себя представителей различных компетентных органов (подразделений этих органов).
Это совместные следственно-оперативные группы (бригады) органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности и налоговой полиции для пресечения и расследования деятельности организованных преступных групп.
Данные группы создаются в целях объединения усилий следственных, оперативных, технических и других служб и подразделений правоохранительных органов по пресечению и расследованию деятельности организованных преступных групп Приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, ДНП РФ от 22 мая 1995 г. № 32/199/73/278 «Об утверждении Положения о совместных следственно-оперативных группах (бригадах) органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности и налоговой полиции для пресечения и расследования деятельности организованных преступных групп» // СПС «Гарант», 2012.. Сотрудники правоохранительных органов, включенные в состав групп, подчиняются ее руководителю независимо от их ведомственной принадлежности. Эти надведомственные полномочия ограничены лишь двумя факторами: сроком пребывания сотрудников правоохранительных органов в составе группы и осуществлением ими деятельности в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства независимо от идущих в разрез с этими требованиями приказов и иных указаний руководителя групп.
Общий механизм создания следственно-оперативных групп установлен в совместных приказах руководителей федеральных правоохранительных органов от 22 мая 1995 г. (приказы № 32 Генерального прокурора Российской Федерации, № 199 министра внутренних дел Российской Федерации, № 73 директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации, № 278 директора Департамента налоговой полиции Российской Федерации) и от 25 ноября 1997 г. № 69/777/425/700 (соответственно).
Решение о создании следственно-оперативной группы принимается совместно руководителями правоохранительных органов на координационном или оперативном совещании руководителей правоохранительных органов субъекта Федерации. Персональный состав группы определяется совместным распоряжением руководителей правоохранительных органов. Изменения в ее составе производятся по согласованию с руководителем соответствующего правоохранительного органа. В случае необходимости к работе следственно-оперативной группы привлекаются работники экспертных учреждений, специалисты, сотрудники контрольно-ревизионных органов и другие.
Основной организационной формой взаимодействия является следственно-оперативная группа (далее — СОГ).
Следственно-оперативная группа — это основанное на законе и ведомственных нормативных правовых актах временное организационное формирование, состоящее из следователя (следователей), сотрудников оперативных аппаратов субъектов ОРД и иных специалистов, возглавляемое следователем и создаваемое для оптимальной организации деятельности по раскрытию и расследованию преступлений.
Следственной практикой апробированы четыре вида СОГ:
— дежурная СОГ (при дежурной части) — обеспечивает незамедлительное реагирование на сообщения о преступлениях, производство неотложных следственных действий и ОРМ по «горячим следам» и формируется в составе следователя, сотрудников оперативных и экспертно-криминалистических подразделений, кинолога. Также по необходимости в группу могут быть включены сотрудники и иных подразделений;
— целевая СОГ (временная) — для расследования и раскрытия преступлений по конкретному уголовному делу;
— специализированная СОГ (постоянно действующая) — для расследования и раскрытия определенной категории преступлений, в том числе по которым лица, их совершившие, не установлены;
— совместная СОГ (бригада) — для расследования и раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе совершенных организованными преступными группами, либо для расследования сложного уголовного дела с большим объемом работы. В состав группы (бригады) могут включаться по согласованию сотрудники органов прокуратуры, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы налоговой полицииСедова Г.И., Осипов Ю.Ю. Можаева И.П. Актуальные вопросы расследования преступлений: Курс лекций. — Саратов: Саратовский юридический институт МВД России, 2007. -140 с..
Следователь — руководитель группы обеспечивает общую координацию ее работы, определяет стратегию и тактику расследования, составляет и координирует выполнение общего плана расследования и личных индивидуальных планов входящих в группу следователей. Он же занимается техническим и информационным обеспечением, координирует оперативно-розыскные мероприятия, организует назначение экспертиз, ревизий и проверок, составляет основные следственные документы, принимает процессуальные решения, лично проводит сложные следственные действия.
Члены группы — следователи и оперуполномоченные отвечают за отдельные направления, эпизоды или версии расследования. Тогда составляется письменный план работы на день или на несколько дней. Этот план может быть как единым для всех исполнителей, так и раздельным. Раздельные планы необходимы в случаях, когда требуется детализация оперативно-розыскных мероприятий, отражение которых в общем плане нецелесообразно.
Задания следователя оперативно-розыскным подразделениям.
Руководитель группы, как правило, не вправе непосредственно участвовать в проведении оперативно-розыскных мероприятий и определять меры и средства, которые понадобятся оперативному составу для решения поставленных задач. Он направляет письменное задание руководителю соответствующего оперативного органа или подразделения. Задание состоит из трех разделов: 1) описание фабулы расследуемого дела; 2) изложение сведений, полученных при расследовании; 3) перечень конкретных вопросов, ответы на которые нужно получить оперативно-розыскным путем.
В целях организации наиболее эффективного взаимодействия подразделений, входящих в следственно-оперативную группу, руководителю необходимо учитывать объективные факторы и субъективные возможности каждого члена группы, особенности ее функционирования, а именно:
1) Работники оперативно-розыскных подразделений по своим функциональным обязанностям более заинтересованы в раскрытии всех эпизодов преступления и в установлении лиц, их совершивших, нежели в детальном доказывании одного сложного эпизода. Такую работу нужно поручать следователям.
2) Подбор и расстановку членов группы лучше проводить по сферам деятельности, исключающей несанкционированную утечку информации процессуального, оперативно-розыскного и иного характера.
3) Следует учитывать самостоятельность сотрудников оперативно-розыскных подразделений в выборе средств и приемов при реализации согласованных мероприятий.
4) Разумно сочетать процессуальные и непроцессуальные методы работы.
5) В совместном плане работы нужно закрепить конкретные обязанности каждого члена группы с указанием задач, сроков их решения, форм отчетности (например, на межведомственных оперативных совещаниях по делу).
6) Обеспечить непрерывный обмен получаемой информацией между всеми членами группы.
7) При наличии оснований ходатайствовать о поощрении сотрудников группы, не дожидаясь окончания следствия (приговора суда).
Возможны случаи, когда при реализации поручения следователя о розыске возникает необходимость в безотлагательном производстве следственных действий, например обыска с изъятием разыскиваемого орудия преступления, местонахождение которого установлено оперативным путем.
Круг следственных действий, поручаемых органу дознания, законом не определен, однако он не может выполнять те следственные действия, которые составляют процессуальную обязанность следователя.
На первоначальном этапе расследования из числа членов следственно-оперативной группы создаются специализированные подгруппы:
1) оперативно-розыскная подгруппа поиска, обнаружения, закрепления объектов, могущих стать вещественными доказательствами (преследование преступников по горячим следам, прочесывание местности, засады, наблюдение в местах возможного сбыта имущества, добытого преступным путем, и т.д.);
2) оперативно-розыскная подгруппа по выявлению соучастников преступления, сбору данных о личности подозреваемых и т.п.;
3) подгруппа по проведению осмотров, обысков, наложению арестов на имущество, и других выездных следственных действий;
4) подгруппа планирования, анализа баз данных и массива информации для обеспечения деятельности СОГ в целом, подготовки объективных данных, включаемых в формулы обвинения, запросов, контроля над отработкой всех документов, составления и корректировки планов работы;
5) подгруппа специального обеспечения: специалисты-криминалисты, операторы видеосъемки, сведущие лица, вспомогательный персонал (секретари, водители, рабочие);
6) подгруппа физической и интеллектуальной защиты членов СОГ, их семей, а также материалов дела, используемой компьютерной информации, вещественных доказательств и т.п.
Заключение
Эффективность раскрытия, расследования и предотвращения преступлений в значительной степени зависит от успешности взаимодействия следователя с иными участниками этого процесса — оперативными сотрудниками органа дознания, других служб правоохранительных органов, со сведущими лицами — специалистами и экспертами, а также контрольно-ревизионными органами, средствами массовой информации и др. Это взаимодействие представляет собой согласованную по целям и задачам, силам, средствам, месту и времени деятельность в процессе установления истины по уголовному делу.
О взаимодействии следователя с иными участниками расследования можно говорить в известном смысле лишь условно, поскольку с процессуальной точки зрения здесь нет равноправного партнерства: статус следователя определяет его главенствующую и руководящую роль, персональную ответственность за принимаемые решения и результаты расследования в целом. Вся деятельность иных участников расследования подчинена задачам, поставленным перед ними следователем, согласуется с ними.
Основные задачи взаимодействия на современном этапе должны быть направлены на:
— обеспечение неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий при совершении преступлений;
— всестороннее и объективное расследование преступлений, своевременное изобличение и привлечение к уголовной ответственности лиц, их совершивших, а также розыск скрывшихся преступников;
— осуществление мероприятий, направленных на возмещение материального ущерба, причиненного гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности, а также общественным объединениям вне зависимости от форм собственности преступными действиями виновных лиц.
Изучение нормативно-правовых актов позволяет утверждать, что основные принципы взаимодействия должны быть направлены на:
— соблюдение законности, конституционных прав и свобод человека и гражданина;
— комплексное использование сил и средств органов внутренних дел;
— усиление персональной ответственности следователя, руководителей оперативных подразделений и начальников милиции общественной безопасности за проведение и результаты следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;
— самостоятельность следователя в принятии решений, за исключением случаев, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством;
— самостоятельность сотрудников оперативных подразделений в выборе гласных и негласных методов и средств деятельности в рамках действующего законодательства;
— согласованность планирования следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;
— непрерывность взаимодействия в организаторской деятельности, расследовании и раскрытии преступлений до принятия решения по уголовному делу.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. — 1993. — 25 декабря. — № 237.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (с изменениями от 1 марта 2012 г.) // Российская газета. — 2001. — 22 декабря. — № 249.
3. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (с изменениями от 8 декабря 2011 г.) // Российская газета. — 1995. — 18 августа.
4. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (с изменениями от 6 декабря 2011 г.) // Российская газета. — 2011. — 8 февраля.
5. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» (с изменениями от 21 ноября 2011 г.) // Российская газета. — 2010. — 30 декабря. — № 296.
6. Приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, ДНП РФ от 22 мая 1995 г. № 32/199/73/278 «Об утверждении Положения о совместных следственно-оперативных группах (бригадах) органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности и налоговой полиции для пресечения и расследования деятельности организованных преступных групп» // СПС «Гарант», 2012.
9. Ищенко Е.П.Криминалистика. Курс лекций. М.: Контракт, АСТ-Москва, 2007. — 416 с.
11. Седова Г.И., Осипов Ю.Ю. Можаева И.П. Актуальные вопросы расследования преступлений: Курс лекций. — Саратов: Саратовский юридический институт МВД России, 2007. -140 с.
12. Топорков А.А. Криминалистика. Учебник. М.: Инфра-М, 2012. — с. — 748 с.
13. Травкин Е.А. Использование информационных технологийв организации взаимодействия следователей с органами дознания //Вестник криминалистики. — 2011. — № 1. — С. 126 -130.
14. Шурухнов Н.Г. Криминалистика. Учебник. М.: МПСИ, МОДЭК, 2011. — 776 с.
Размещено на