Содержание
Содержание
Введение2
I.Международно-правовой статус и режим Антарктики3
1.1.Правовой статус Антарктики3
1.2. Правовой режим Антарктики9
II.Система международных соглашений об Антарктике16
2.1. Договор об Антарктике 1959 года16
2. 2. Система договоров об Антарктике26
Заключение35
Список литературы36
Введение
Актуальность темы. Я считаю тему моей работы актуальной потому, что тема с моей точки зрения недостаточно разработана в современной юридической литературе. Все законы, касающиеся, данной темы уже немного устарели, хотя раскрытие данной темы до сих пор актуально для большинства правоведов нашей страны.
Научная новизна. В данной я попытаюсь систематизировать работы таких ученых Голицын, Трофимов, Колодкин и т.д.
Методы исследования. Изучение литературы, и соответствующих нормативных актов, по данной тематике.
Цели работы:
— изучить особенности правового статуса и режима Антарктики;
— изучить систему договоров об Антарктике.
Предмет исследования. Юридический статус и режим Антарктики.
Объект исследования.международная система договоров об Антарктике
I.Международно-правовой статус и режим Антарктики
1.1.Правовой статус Антарктики
Юридический статус Арктики формировался под воздействием таких факторов, как удаленность от центров цивилизации и крайне неблагоприятные для жизнедеятельности климатические условия, которые чрезвычайно затрудняли проникновение сюда граждан, судов, иных мобильных объектов под флагом несопредельных к Арктике стран. С другой стороны, приарктаческие государства, экономические инфраструктуры и интересы населения которых тесно связаны с пространственными и ресурсными потенциалами Крайнего Севера, на протяжении многих десятилетий и даже столетий предпринимали нарастающие усилия в направлении изучения, хозяйственного и социального освоения региона.
Данный процесс выражался в постепенном фактическом подчинении своей власти странами региона имеющихся здесь сухопутных и водных пространств с их природными ресурсами, причем освоение данных пространств сопровождалось юридическим оформлением принадлежности соответствующих частей континентов, земель, архипелагов, островов с омывающими их частями Северного Ледовитого океана той или другой стране. Правовой титул указанных территорий и акваторий базировался главным образом на издаваемых приарктическими государствами законах и подзаконных нормативных актах. Заключались также международные договоры по разграничению между государствами региона их арктических владений, а также по использованию и охране природных ресурсов.
К настоящему времени все известные (открытые) сухопутные образования в Арктике подчинены исключительной власти — суверенитету -того или иного из государств, граничащих с Северным Ледовитым океаном, — России, Дании, Канады, Норвегии и США. Однако специальные законодательные акты, конкретизирующие рамки пространственной сферы и объем властных функций на территориях Арктики, были приняты только Канадой и СССР. Согласно Закону о северных территориях от 27 июня 1925 г. на прилежащие к континентальной части Канады арктические земли и острова распространен ее суверенитет, предполагающий осуществление ею здесь своих юридических прав. Постановлением Президиума ЦИК и СНК СССР от 15 апреля 1926 г. к территории нашей страны отнесены «как открытые, так и потенциально открытые» земли и острова к северу от побережья евроазиатского материка до Северного полюса в промежутке между меридианами 32° 35″ восточной долготы и 168° 49′ 30″ западной долготы. Коррективы были произведены в 1935 г., когда СССР присоединился к Договору о Шпицбергене 1920 г. и признал принадлежащими Норвегии острова, расположенные в Баренцевом море между меридианами 32° и 35° восточной долготы; а также в 1979 г., когда Указом Президиума Верховного Совета СССР восточная граница, разделяющая Азиатский и Американский континент, была передвинута к западу до меридиана 168° 58′ 49,4″ западной долготы.
Необходимо отметить, что на все вообще пространства Арктики ни одно из упомянутых государств в официальном порядке претензий не выдвигало. Даже особый режим архипелага Шпицберген, допускающий осуществление на его территории промышленно-эксплуатационной деятельности несопредельными
Северному Ледовитому океану государствами, исходит тем не менее из международного признания суверенитета Норвегии над ним. Тем более не оспаривалась правомерность установления Канадой и СССР своего верховенства над прилежащими к их континентальным частям островными сухопутными территориями арктического района.
Юридический статус морских пространств Арктики в целом определяется принципами и нормами международного права, относящимися к Мировому океану и закрепленными в получивших всеобщее признание Женевских конвенциях по морскому праву 1958 г. и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.
Характерным для морских внутренних вод приполярных стран является установление для некоторых их районов статуса исторических вод. согласно которому к этой категории морских пространств могут быть отнесены морские заливы, ширина входа в которые превышает двойную ширину территориального моря — 24 морские мили. Так, согласно Перечню географических координат точек, определяющих положение исходных линий для отсчета ширины территориальных вод, экономической зоны и континентального шельфа СССР (утвержден постановлениями Совета Министров СССР от 7 февраля 1984 г. и от 15 января 1985 г.) в состав морских внутренних вод нашей страны были включены, в частности, воды Белого моря, Чесской, Печерской, Байдарацкой губ, Обь- Внисейского залива, а также воды проливов, отделяющих от материка острова Новая Земля, Колгуев, Вайгач, Северная Земля, Аи-жу, Ляховские и ряд более мелких , либо разделяющие эти острова, земли или архипелаги между собой.
К внутренним морским водам Норвегии отнесены прибрежные морские пространства северной и северо-западной части ее побережья, ограниченные
внешней стороны исходными ливнями, протяженность которых в силу чрезвычайно изрезанной (извилистой) конфигурации берега составляет местами 44 морские мили. Аналогичный статус прибрежных морских внутренних морских вод в таком составе подтверждена решением Международного суда ООН в 1951 г., вынесенным по англо-норвежскому спору в связи с изданием Норвегией в 1935 г. и 1937 г. соответствующих декретов. В обоснование своего решения Суд положил тот факт, что названный морской путь проложен, освоен и оборудован исключительно усилиями прибрежной страны. Было обращено внимание и на то, что со стороны других государств, которые были осведомлены о притязаниях Норвегии, отрицательной реакции не последовало. Судом, кроме того, было учтено наличие тесной взаимосвязи водных районов, по которым проходит граница с сухопутной территорией Норвегии.
Отличается и статус морских внутренних вод Канады в Арктике, где специальным административным актом — приказом министра морского транспорта в 1985 г. установлены прямые исходные линии по периметру всего арктического архипелага, причем их длина во многих местах значительно превосходит двойную ширину территориального моря. Тем самым на морские воды, ограниченные указанными линиями, распространен суверенитет Канады, включающий полный ее контроль за всеми видами деятельности, включая судоходство. Это касается и иностранного судоходства по проливам, образующим Северо-Западный проход — естественное соединение Атлантического и Северного Ледовитого океанов.
Выдержка из текста работы
С самого начала космической деятельности оказалось,чтолюбой из ее видов может затрагивать интересы одного или нескольких иностранных государств, а большинство видов космической деятельности затрагивают интересы всего международного сообщества.
Актуальность темы исследования заключается в развитии космической отрасли на современном этапе развития России. Совершенствование отрасли требует и совершенствования правового регулирования. Изучение эволюции правоотношений позволяет выявить проблемы права, что подтверждает актуальность.
Степень изученности данной проблему не высока, стоит отметить работы таких авторов как Бекяшев, Ануфриев, и многих других. Отметим, что правовое регулирование осуществляется множеством договоров и соглашений России с другими странами и организациями (в частности ООН).
Теоретико-методологической основой исследования послужили труды российских авторов в области международного права.
Целью исследования являлось изучение правового статуса космонавтов в международном праве.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: изучить понятие и характеристику международного права; ассмотреть формирование и развитие космического права в России; сследовать правовой статус космонавта.
Объектом исследования являются космические объекты и субъекты Российской Федерации.
Предметом исследования является правовой статус космонавтов в международном праве.
Структура курсовой работы состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Правовая характеристика международного публичного права
1.1 Понятие международного публичного права
Международное право представляет собой самостоятельную комплексную нормативную систему права, совокупность юридических норм, создаваемых совместно государствами путем согласования их воль. Цель международного права — регулирование отношений между государствами в сфере их общих интересов.
В межгосударственной практике отсутствуют глобальная законодательная, исполнительная и судебная власти, нет и не может быть какой-либо верховной власти. Отсутствие международного законодательного органа означает, что создание норм международного права — непосредственная задача самих государств. Специфика норм международного права состоит в том, что они обладают согласительным, координационным характером.
Отсутствие международного исполнительного органа влечет за собой обязанность самих государств обеспечивать исполнение ими же самими созданных норм. Государства сами создают нормы международного права, сами себе их адресуют и сами же берут на себя обязанность их реализации.
Отсутствие глобальной судебной власти приводит к тому, что привлечение к ответственности нарушителей норм международного права также осуществляется самими государствами. Все международные судебные органы созданы государствами, функционируют на основе их волеизъявления, и ни один из этих судебных органов не может претендовать на роль верховного международного суда. Если государство добровольно не исполняет своих международных обязательств, то оно может быть привлечено к ответственности только другими государствами.
Отношения, которые регулируются международным правом, принято отождествлять с понятием "международные публичные правоотношения". Они включают отношения:
— между государствами (двухсторонние, локальные многосторонние, универсальные);
— между государствами и международными межправительственными организациями;
— между государствами и государствоподобными образованиями;
— между государствами и нациями, борющимися за независимость;
— международных организаций друг с другом.
Все эти виды отношений представляют собой межгосударственные отношения. Межгосударственные отношения можно определить как любые властные публичные отношения с участием государства.
Международные межгосударственные отношения, являющиеся основным предметом регулирования международного права, можно разделить на несколько групп в зависимости от затрагиваемых проблем:
— отношения, являющиеся межгосударственными по своей сути, объективно не входящие в компетенцию внутригосударственных органов, связанные с общечеловеческими ценностями: международная безопасность, разоружение, глобальные экологические процессы;
— отношения, не связанные с общечеловеческими ценностями, но объективно являющиеся межгосударственными: установление государственных границ, оказание правовой помощи, вопросы двойного гражданства, визовый или безвизовый порядок въезда;
— отношения, объективно принадлежащие к внутренней компетенции государства, но представляющие интерес для всего международного сообщества в целом: защита прав и свобод человека, осуществление уголовной юрисдикции в отношении международных преступлений, оказание помощи в случае ядерной аварии.
Предметом международного права являются любые публично-правовые отношения, в той или иной форме непосредственно затрагивающие интересы государств.
1.2 Система международного публичного права
Международное право как особая система права представляет собой довольно сложное юридическое образование, состоящее из различных элементов. Ядро современного международного права, его "конституцию" образуют основные принципы международного права. Основные принципы — это основополагающие международно-правовые нормы, носящие универсальный характер и обладающие высшей юридической силой. Они пронизывают всю международно-правовую систему; все остальные международно-правовые нормы, а также поведение субъектов международного права должны соответствовать положениям основных принципов.
Международное право, как и внутреннее право любого государства, подразделяется на отрасли. Отрасли международного права регулируют крупные "блоки" международных отношений определенного вида и представляют собой совокупность международно-правовых институтов и норм, регламентирующих более или менее обособленные отношения, отличающиеся качественным своеобразием.
Например, отрасль "право международной безопасности" регулирует отношения по обеспечению международного мира и безопасности, "право международных организаций" — порядок создания и деятельности международных организаций, их отношения с другими субъектами международного права и т.д. В качестве "несущей конструкции" каждой отрасли выступают основные принципы международного права, однако каждая отрасль имеет и свои, отраслевые принципы (например, принцип запрещения национального присвоения космического пространства в космическом праве).
Относительно числа и названия отраслей международного права в международно-правовой науке имеется множество точек зрения. На мой взгляд, в международном праве сформировались следующие отрасли:
— право международной правосубъектности (регламентирует правовое положение государств, наций и народов, борющихся за независимость, международных организаций и государствоподобных формирований как субъектов международного права и включает в себя также институты признания и правопреемства);
— право международных договоров;
— право международных организаций;
— право международных конференций и совещаний;
— право внешних сношений;
— право международной безопасности;
— международное гуманитарное право;
— международное право в период международных конфликтов;
— право международного сотрудничества в борьбе с преступностью;
— международное морское право;
— международное воздушное право;
— международное космическое право;
— международное атомное право;
— право охраны окружающей среды;
— международное экономическое право.
Отрасли международного права в свою очередь состоят из более простых образований — подотраслей и институтов. Международное гуманитарное право, например, образуют две подотрасли: гуманитарное право в мирное время и гуманитарное право в период вооруженных конфликтов.
Предмет регулирования этих подотраслей един — обеспечение и защита прав человека. В период вооруженных конфликтов "включается" в действие целый комплекс не применявшихся в мирное время международных норм о повышенной защите человека в условиях военного конфликта. Эти нормы и образуют подотрасль "гуманитарное право в период вооруженных конфликтов".
Международно-правовой институт — более мелкий элемент правовой системы. Он представляет собой группу международных норм, регламентирующих более или менее однородные отношения; однако отношения, составляющие предмет регулирования института, хотя и отличаются качественным своеобразием, позволяющим вычленить их из массы других, "не дотягивают" до статуса отраслевых. Примерами могут служить институт гражданства в гуманитарном праве, институт действительности договоров в праве международных договоров и др.
Необходимо заметить, что некоторые отрасли и институты международного права носят комплексный характер: значительная часть норм этих образований входит в состав двух или нескольких отраслей международного права или институтов. Так, нормы института консульской защиты граждан, задержанных в иностранном государстве за совершение преступления, имея свою "основную прописку" (С.С. Алексеев) в отрасли "право внешних сношений", входят в состав и международного гуманитарного права, и права международного сотрудничества в борьбе с преступностью.
Наконец, первичными "кирпичиками", из которых образовано международное право, являются международно-правовые нормы.
Глава 2. Формирование и развитие космического права в России
2.1 Становление международного космического права
Международные космические отношения, обусловленное ими международное космическое право и тесно связанная с ними отрасль науки международного права, изучающая обе первые категории, появились примерно во второй половине XX в. и относятся к категории так называемых новейших.
Для первого периода развития отрасли — примерно 50-60-е годы XX в. — характерны национальные действия по освоению космической техники, разовые пробные запуски управляемых с Земли космических аппаратов, а также соответствующий достигнутому уровню отношений способ регулирования — при помощи морально-политических норм, создаваемых в рамках международных межгосударственных организаций, в основном Комитетом по мирному использованию космоса, созданным Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 г. в составе 24 государств (ныне — 61 государство). В доктрине этот период получил название "доспутниковый", хотя первая пробная ракета на жидком топливе была запущена 17 августа 1933 г. с подмосковного полигона, а в 1945 г. была закончена разработка проекта советской высотной ракеты для подъема двух человек и научной аппаратуры на высоту 190 км1 .
Доктрина этого периода характеризуется прогностическими работами и поисками путей формирования будущего сотрудничества. В отечественной науке это направление было представлено работами Е.К. Коровина, Э.Г. Василевской, В.С. Верещетина, Г.П. Жукова, Ю.М. Колосова, А.С. Пирадова и др., в зарубежной — М. Макдугала, С. Лэя, У. Дженкса, X. Таубенфельда, Ф. Фоссета и др.
В мае 1957 г. в СССР был сдан в эксплуатацию первый стартовый комплекс, 4 октября того же года был запущен первый искусственный спутник Земли, и только через полгода на орбиту был выведен спутник США.
Заложенный в первый период космического сотрудничества элемент противостояния систем, в первую очередь СССР и США, дал впоследствии свой результат в виде искусственного разделения космоса на две различные по правовому режиму части — космическое пространство и естественные небесные тела, что следует из содержания ст. IV Договора по космосу 1967 г., причем только в отношении последних был установлен режим полной демилитаризации.
Второй период характеризуется созданием правовой базы новой отрасли и формированием международного космического права как отрасли международного права. В сжатый период времени вступили в силу Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. (в дальнейшем Договор по космосу 1967 г.), Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство 1968 г. (Соглашение о спасании 1968 г.), Конвенция об ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г. (Конвенция об ответственности 1972 г.), Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство 1975 г. (Конвенция о регистрации 1975 г.), сложился ряд обычаев — о прохождении особого разрешения космического аппарата через воздушное пространство других государств при выходе на орбиту, при смене траектории полета и приземлении, об определении границы между суверенным воздушным и международным космическим пространством. ИИ. Лукашук с полным основанием охарактеризовал второй период как "моментальное" право1 .
Доктрина, как отечественная, так и зарубежная, характеризовалась осмыслением принятых документов в связи с появлением новых видов сотрудничества государств. Так, две монографии Э.Г. Василевской посвящены разработке статуса и режима Луны и других небесных тел и их ресурсов, монографии В.С. Верещетина, В.В. Маркова, В.Д. Бордунова, М.Н. Штерна, А.А. Рубанова также в качестве генерального направления космического сотрудничества рассматривали мирное его развитие и связанные с ним преимущества. Зарубежная доктрина, представленная, в частности, работами Ф. Нозари (Швеция), Ч. Дальфена (Канада), П. Демблинга (США), А. Коккив целом разделяла указанные позиции, но при этом имелся общий для всех работ недостаток — они не противодействовали на своем уровне планам милитаризации космического пространства.
Особенности третьего периода развития отрасли, от последнего десятилетия XX в. и до настоящего времени, состоят в следующем:
— пополнился субъектный состав отрасли за счет упрочения статуса межгосударственных космических организаций временного и постоянного характера;
— увеличилось число государств, принимающих участие в космической деятельности;
— началось активное развитие так называемой новой космической экономики, ведущей к коммерциализации космоса;
— активизировались усилия доктрины по уточнению и расширению понятийного аппарата отрасли.
— увеличилось число государств, принимающих участие в космической деятельности1 ;
— началось активное развитие так называемой новой космической экономики, ведущей к коммерциализации космоса;
— активизировались усилия доктрины по уточнению и расширению понятийного аппарата отрасли.
На конец 2002 г. космической деятельностью занимается почти треть государств мира; в космосе одномоментно находятся около 800 только действующих КА и ИСЗ. В 2002 г. с космодрома Байконур (Казахстан) российская ракета "Днепр-1" вывела на орбиту шесть космических аппаратов, принадлежащих Италии, Аргентине, США, Германии, Великобритании, Саудовской Аравии. В этот же период Россией, США, Норвегией и Украиной создана и функционирует передвижная платформа для запуска ИСЗ, действует Международная космическая станция (МКС — ISS), регулярно принимающая интернациональные экипажи. МКС снабжается космическими "грузовиками" — транспортными КА России и США (системы "Шаттл", "Прогресс", "Протон") 1 .
Таким образом, третий период свидетельствует о принципиально новых подходах к космической деятельности и ставит перед государствами общую задачу незамедлительной и эффективной регламентации всех видов использования космоса.
Международное сотрудничество в исследовании и использовании космоса. Сотрудничество государств в космической области осуществляется в двух направлениях — в области фундаментальной науки и так называемого прикладного космоса. Так, успешно используется способ дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) из космоса, который дает ощутимые результаты в геологических и геодезических исследованиях, даже в археологии. Он результативен при осуществлении контроля за состоянием окружающей среды, при учете стока вод при таянии ледников, дающих до 90% пресной воды на Земле, при выявлении разломов земной коры, залегании полезных ископаемых. В то же время сведения о ресурсах и экономическом положении зондируемого государства, ставшие объектом свободного доступа, могут быть использованы во вред интересам зондируемого государства. В связи с этим рабочая группа по ДЗЗ Комитета Генеральной Ассамблеи ООН по космосу предложила XLI сессии Генеральной Ассамблеи ООН принять резолюцию "Принципы, касающиеся дистанционного зондирования Земли из космоса". В соответствии с ней государства должны придерживаться следующих правил:
— осуществлять ДЗЗ на благо и в интересах всех стран;
— осуществлять ДЗЗ в соответствии с международным правом;
— предоставлять возможность другим государствам участвовать в такой деятельности и обеспечивать доступ зондируемых государств к се результатам;
— действовать таким образом, чтобы не нарушались интересы последнего путем неправового использования информации о его ресурсах;
— по возможности обеспечивать развивающимся странам преимущественное право доступа к данным ДЗЗ.
Сотрудничество государств в области космической связи с использованием искусственных спутников Земли (ИСЗ), решения прямой задачи ускорения связи и использования прямой связи с объектами как на Земле, так и в космосе способствует научным и культурным обменам, спасательным работам в любой части Земли, в организации навигации и других областях[1]
Резолюция обязывает государства воздерживаться от передач, имеющих антигуманный характер, осуществлять вещание на чужую территорию только при явно выраженном согласии государства — собственника территории, нести ответственность за национальную деятельность в связи с прямым радио — и телевещанием, осуществляемую правительственными органами, организациями, частными лицами. В этих целях "Принципы." обязывают государства информировать Генерального секретаря ООН, сообщество государств и государство, на территорию которого планируется вести вещание.
2.2 Понятие, источники международного космического права
В современном международном праве сформировалась новая отрасль — международное космическое право. Ее объектом являются: отношения по поводу космического пространства и небесных тел; правовое положение космонавтов, искусственных космических объектов, наземных космических систем; космическая деятельность.
Основными источниками международного космического права являются международные договоры. В их числе — Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. (Договор по космосу) [2] , Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 г., Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г. (Конвенция об ответственности[3] ), Конвенция о регистрации объектов[4] , запущенных в космическое пространство, 1975 г., Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г[5] . (Соглашение о Луне), региональные и двусторонние соглашения между государствами, между государствами и международными организациями.
Важную роль в регулировании правового режима космического пространства играют также Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 г., Договор об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г. и др[6] .
Субъектами международного космического права являются участники международного правоотношения по поводу деятельности в космическом пространстве или использования космической технологии. Основными субъектами международного космического права являются государства, поскольку именно они осуществляют основной объем космической деятельности.
Вторичными субъектами международного космического права являются международные организации в соответствии со своей компетенцией (например, Международная организация спутниковой связи и др.). Некоторые международные договоры устанавливают дополнительные условия участия международных организаций в космической деятельности.
Так, например, по Конвенции об ответственности 1972 г., для того чтобы международная организация пользовалась правами и несла обязанности, вытекающие из Конвенции, необходимо соблюдение дополнительных условий:
— организация должна официально заявить о принятии ею обязательств по данной Конвенции;
— большинство членов организации должны быть участниками Договора по космосу 1967 г.;
— организация должна осуществлять космическую деятельность.
Международное космическое право не исключает возможности осуществления космической деятельности и неправительственными организациями (юридическими лицами).
Однако предприятия не становятся субъектами международного космического права, поскольку не вправе принимать непосредственное участие в создании норм этого права. Подписываемые крупными корпорациями контракты с государствами не являются международными договорами, а представляют собой соглашения гражданско-правового характера. Космическая деятельность данными субъектами осуществляется "с разрешения и под постоянным наблюдением соответствующего государства", которое несет ответственность за деятельность таких юридических лиц.
В международном космическом праве сложились следующие отраслевые принципы: свобода исследования и использования космического пространства и небесных тел; ответственность государств за космическую деятельность; запрещение национального присвоения космического пространства и небесных тел; ненанесение ущерба космическому пространству и небесным телам и др[7] .
2.3 Объекты международного космического права
Объектом международного космического нрава в самом общем смысле слова являются правомерные космические отношения, возникающие между государствами и создаваемыми ими межгосударственными космическими организациями. Для уточнения видов таких отношений и их дифференциации возможно использование в известной мере условного понятия предмета отношения как несущего более конкретную информацию.
В качестве материальных объектов (предметов) можно рассматривать то, что предполагает возникновение космических правоотношений, и в первую очередь, как указывалось ранее, само космическое пространство, его уникальные особенности или, условно говоря, "процессы" — невесомость, солнечный ветер, наличие таких геопозиций, которые дают особые преимущества расположенным на них КА и ИСЗ, как геостационарная орбита (ГСО).
Геостационарная орбита расположена на высоте около 36 тыс. км над Землей в районе экватора. Она представляет собой, по определению юридического подкомитета Комитета Генеральной Ассамблеи ООН по космосу, геометрическую позицию, в которой размещенный объект ведет себя по отношению к Земле иначе, чем если бы он был размешен в каком-либо ином месте космического пространства. Геостационарный спутник — спутник Земли, период обращения которого равен периоду вращения Земли вокруг своей оси. Иными словами, это геосинхронный спутник, прямая и круговая орбиты которого лежат в плоскости земного экватора и который вследствие этого остается неподвижным относительно Земли. Такие спутники имеют огромное значение для научной, культурной, технической и иных видов деятельности государств. ГСО относится к категории ограниченных природных ресурсов, поэтому ее использование должно контролироваться сообществом. В настоящее время такой контроль осуществляется Международным союзом электросвязи (МСЭ). В соответствии со ст.1 Устава, принятого в 1992 г., МСЭ распределяет радиочастоты спектра, способствует улучшению использования радиочастот спектра и соответствующих позиций на орбите геостационарных спутников таким образом, чтобы избежать вредных помех между радиостанциями разных стран; ст.44 обязывает государства". стараться ограничить количество частот и ширину используемого спектра до минимума, а также использовать. орбиты геостационарных спутников рационально, эффективно и экономно, чтобы обеспечить справедливый доступ к этой орбите. разным странам".
Следующая группа объектов представлена широким спектром естественных небесных тел. Доктрина выделяет в первую очередь те из них, которые не заселены другими цивилизациями. Со своей стороны земляне неоднократно отправляли в дальний космос послания к другим цивилизациям и активно участвуют в поисках их сигналов. Среди этой группы, но уже по другим критериям, следует выделить как тела, имеющие постоянные орбиты, так и не имеющие таковых; тела, относимые наукой к категории "внеземных материалов", достигающие Земли естественным путем, — астероиды, метеоры, метеориты и принадлежащие государствам, на территории которых они обнаружены[8] .
Правовой статус последних, включая так называемые процессы, определяется только императивными нормами отрасли и нуждается в конкретном правовом регулировании.
Особый вид объекта (предмета) космических отношений представляют искусственные небесные тела, или, следуя более приближенному к нам, но весьма условному определению, — космические объекты. В этой категории находятся непилотируемые и пилотируемые космические аппараты, обитаемые и необитаемые орбитальные станции, станции и базы на Луне и естественных небесных телах. По генеральному для этой группы объектов признаку — антропогенному происхождению — сюда следует включить все то, что объединяется этим понятием, т.е. и космический мусор — бездействующие спутники или их части, другие объекты антропогенной деятельности в космосе, представляющие опасность и наносящие ущерб космической среде. По данным научно-технического подкомитета Комитета Генеральной Ассамблеи ООН по космосу, в настоящее время вокруг Земли обращается более 10 тыс. объектов, поддающихся наблюдению, и примерно 100 — 150 тыс. таких, которые не могут быть обнаружены существующими ныне средствами; 20% из них являются нефункционирующими спутниками или их частями, остальные — осколками, несущимися в пространстве со средней скоростью 10 км/с. В октябре 1999 г. МКС пришлось маневрировать на орбите из-за угрозы столкновения с отработавшим разгонным блоком американской ракеты-носителя "Пегасус".
К объектам международного космического права следовало бы отнести также ряд наземных объектов, без которых невозможна космическая деятельность: оборудование для запуска, стационарные и передвижные платформы для запуска, в роли которых в практике России выступила подводная лодка в Арктике, центры управления полетами, ангары для хранения и ремонта космической техники. Однако правовое решение вопросов статуса перечисленных объектов отсутствует.
2.4 Субъекты международного космического права
Субъектом международного космического права, с учетом общих положений международного права, являются государства и образованные ими международные межгосударственные организации, однако основные характеристики космической деятельности, осуществляемой, во-первых, на территории с особым международным режимом и, во-вторых, в особо опасных условиях, определяют следующие дополнительные
Ежедневно на территорию Земли выпадает до 6 т метеоритов и метеоритной пыли. В России сбором "космического грунта" занимается Комитет по метеоритам. Присвоение метеоритов частными лицами, именуемое "метеоритным пиратством", преследуется государством.
Признаки круга субъектов отрасли: признание государства субъектом отрасли не зависит от его реального участия в космической деятельности; международные космические организации принято считать субъектами отрасли тогда, когда в дополнение к общепризнанным характеристикам большая часть их государств-членов является участниками "космического пакета" документов. Таким образом, нормы космического права адресованы двум основным группам субъектов — государствам и созданным ими организациям. Государства, реально занимающиеся космической деятельностью, соответственно степени участия и особенностям правового статуса, подразделяются на так называемые "запускающие" государства и государства регистрации . Космический объект независимо от его вида вносится в национальный регистр и ведущийся с 1961 г. Реестр Генерального секретаря ООН. Правовые последствия этого действия выражаются в том, что юрисдикция государства регистрации относительно космического объекта и его экипажа сохраняется на весь период времени от взлета до возвращения на Землю, включая пролет через воздушное пространство третьих государств. "Запускающее" государство, в том числе участвующее в запуске как член международной организации (например, по Соглашению о создании МКС каждое европейское государство — член Евросоюза и соответственно — ЕКА), рассматривается как европейский партнер, действующий через свою организацию (ст.5,6), имеет статус участника, осуществившего запуск, организовавшего запуск, предоставившего территорию, установки, участвовавшего в оснащении космического объекта или давшее экипажу поручение о выполнении какого-либо задания, эксперимента, включившего в состав экипажа своего гражданина или туриста. Определение статуса государства в качестве "запускающего" важно при распределении в случае аварии и причинения вреда. Международные межгосударственные организации, участники космического сотрудничества, как отмечалось ранее, могут быть участниками правоотношений и субъектами отрасли только тогда, когда большинство их участников являются сторонами Договора по космосу 1967 г. и других договоров. В остальном их деятельность, осуществляемая в соответствии с основными принципами международного права и специальными принципами отрасли, определяется уставными документами. В последнее время публичный характер деятельности межгосударственных космических организаций (МКО) дополнился частноправовым, коммерческим сегментом, что позволяет говорить о производственно-коммерческом или, по определению К.П. Людвига (Германия), промышленно-политическом характере ряда МКО. В качестве таких организаций на III Конференции ЮНИСПЕЙС были названы ИНТЕЛСАТ, ИНМАРСАТ, ЕКА, ЕВТЕЛСАТ, ЕВМЕТСАТ, АРАБСАТ.
Глава 3. Правовой статус объектов и субъектов в космическом праве
Следствием деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства является наличие в нем искусственных небесных тел — пилотируемых и непилотируемых спутников Земли, космических аппаратов различных размеров и назначения, орбитальных станций, баз на естественных небесных телах, которые в доктрине объединяются понятием "космический объект" или "аэрокосмический объект". Государства имеют право выводить космические объекты на околоземные и другие орбиты, осуществлять посадку на небесных телах, запуск с них, размещать на них космические объекты — установки, обитаемые и необитаемые станции на поверхности и в недрах небесных тел. Тем не менее их режим имеет ряд особенностей. Конвенция о регистрации 1975 г. требует от государства регистрации:
— внесения его в национальный регистр и далее — в Реестр Генерального секретаря ООН;
— нанесения маркировки, по которой в дальнейшем могла бы быть проведена идентификация объекта или его частей в случае обнаружения их за пределами государства регистрации или на международной территории в целях последующего возвращения собственнику (запуск "Радио-астрона" — уникального телескопа — на высоту 360 тыс. км осуществлялся 18 странами, государством регистрации является Россия). Космические объекты или их части, не имеющие опознавательных знаков и не зарегистрированные должным образом, возврату не подлежат.
Во время нахождения в космическом пространстве на космический объект (или его части) и экипаж распространяется юрисдикция государства.
Например, при аварии американской космической станции "Скайлэб" в 1976 г . шлейф металлических осколков составил около 100 км, а при аварии "Колумбии" в 2003 г. площадь рассеяния обломков составила уже 72 тыс. кв.км. С повышением веса груза и общего веса космических объектов с учетом топлива для выхода на орбиту — "Шаттл" способен доставлять в космос до 30 т груза, планируемая для полета на Марс в будущем десятилетии станция будет весить примерно 700 т — площадь, подвергающаяся загрязнению, будет увеличиваться. Однако право собственности на космический объект, его части, установленную на нем аппаратуру, образцы, ценности любого характера, включая объекты интеллектуальной собственности, может принадлежать нескольким государствам или международной организации, а также в соответствии с нормами отрасли контролируемым государствами физическим и юридическим лицам.
Положения о защите права собственности включаются в двусторонние договоры о космическом сотрудничестве. Из новейших договоренностей можно сослаться на двустороннее Соглашение между Россией и Бразилией, вступившее в силу в 2002 г., а также на Соглашение относительно сотрудничества по Международной космической станции 1998 г. между Канадой, Европейским космическим агентством, Россией, США и Японией. Уникальность последнего заключается не только в том, что каждая сторона в соответствии со сложившейся практикой сохраняет право собственности на элементы или оборудование космической станции, но также и в том, что каждая сторона (партнер) регистрирует в качестве космических объектов предоставляемые им космические элементы и соответственно распространяет на них свое национальное законодательство (ст.5, 6 Соглашения о МКС).
Институт статуса космонавтов, сформированный в соответствии с Договором по космосу 1967 г. и Соглашением о спасании космонавтов 1968 г., в последние годы пополнился обычно-правовыми нормами о статусе интернациональных экипажей и космических туристов. На одной только орбитальной станции "Мир" побывал 61 иностранец.
Космонавтом — членом космического экипажа считается:
— гражданин одного из участвующих в запуске государств;
— выполняющий функциональные обязанности во время полета или нахождения на управляемом космическом объекте как в космическом пространстве, так и на небесном теле.
До появления Соглашения о МКС было принято считать, что космонавт — член экипажа независимо от гражданства находится под юрисдикцией государства регистрации. Согласно ст.5 Соглашения 1998 г. государство — участник Соглашения". сохраняет юрисдикцию и контроль. над лицами из состава персонала на космической станции, находящимися внутри или снаружи ее, которые являются его гражданами". Что же касается статуса космических туристов, будь то орбитальная или расположенная на небесном теле станция, он определяется общим положением о юрисдикции государства регистрации объекта, если международными договорами не будет установлено иное.
В целом же космонавты рассматриваются как посланцы всего человечества, что возлагает на государства следующие обязанности: оказывать космонавтам всемерную помощь в случае аварии, бедствия, вынужденной посадки на любой территории; предоставлять терпящим бедствие на небесных телах лицам укрытие на своих станциях, сооружениях, аппаратах и других установках; информировать Генерального секретаря ООН и государство регистрации об обнаружении космонавтов и принимаемых для их спасания мерах, а также о любых установленных ими явлениях в космическом пространстве и на небесных телах, которые могли бы создавать угрозу жизни и здоровью человека; незамедлительно воз вращать космонавтов; сотрудничать с другими государствами, в очередь с государством регистрации, в принятии необходимых мер для сохранения жизни и здоровья космонавтов и их возвращения; использовать ресурсы своих космических объектов на небесных телах и в космическом пространстве для поддержания жизнедеятельности экспедиций.
3.2 Международно-правовая ответственность в связи с деятельностью в космическом пространстве
Космическая деятельность субъектов международного права подчинена императивам основных принципов международного права, в соответствии с которыми к наиболее тяжким международным правонарушениям относятся: развязывание и ведение военных действий в космосе; превращение космоса в театр войны или военных действий иным образом, несовместимым с мирным использованием космоса; использование космоса для ведения военных действий против Земли; милитаризация космоса.
В этих и аналогичных случаях виновные государства или межгосударственные организации несут ответственность нематериального и материального характера, связанную с применением как вооруженной силы, так и иных способов ограничения суверенитета и дополненную ответственностью физических лиц, персонифицирующих государство.
Остальные деяния могут рассматриваться как деликты, возникающие в результате нарушения иных, чем основные принципы, норм международного права. Деликтом являются деяния, нарушающие положения Конвенции о регистрации 1975 г. (например, несообщение Генеральному секретарю ООН и международному сообществу сведений об экспедициях на небесные тела; нерегистрация запущенного в космос объекта; непредставление МАГАТЭ сведений об аварии и возможном заражении Земли радиоактивными материалами).
Особенности института ответственности в отрасли космического права обусловлены особыми характеристиками космоса, в первую очередь — признание его территории зоной особого риска как относительно Земли, так и относительно находящихся в нем космических объектов.
1. Как в случае совершения правонарушений, характеризующихся наличием вины, так и в любом ином случае причинения ущерба из космоса Земле в отрасли действует принцип абсолютной ответственности, за исключением случаев, когда государства или иные участники действовали в космическом пространстве. В последнем случае ответственность каждого определяется его виной.
2. Основным субъектом ответственности за космическую деятельность является государство. В случае участия в ней межгосударственной организаций ответственность наравне с ней несут государства — члены организации.
3. Государство несет ответственность за деятельность в космосе своих граждан, национальных юридических лиц.
4. Государство или международная межгосударственная организация имеют право на возмещение ущерба со стороны государств причинителей и даже третьих государств, если ущерб, причиненный космическим объектом, представляет серьезную угрозу для окружающей космической среды или жизни людей либо может серьезно ухудшить условия жизни населения (Конвенция об ответственности 1972 г.).
5. Претензия за ущерб предъявляется потерпевшей стороной как государству регистрации, так и любому (любым) участнику запуска. Таким образом, предполагается, что: а) ущерб возмещается на солидарной основе, б) возможно использование регрессного иска.
6. В случае если причинителем ущерба оказывается межгосударственная организация, ответчиками будут также ее государства-члены. Такой порядок, установленный Конвенцией об ответственности 1972 г. обеспечивает интересы истца.
8. Государство, ведущее деятельность в космосе, имеет право допустить к ней своих физических лиц и их объединения, однако при этом оно не только имеет право защищать их интересы, но и обязано нести ответственность за их действия. [9] .
Заключение
Обобщим результаты проведённого исследования. Основными источниками международного космического права являются международные договоры. В их числе — Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. (Договор по космосу), Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 г., Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г. (Конвенция об ответственности), Конвенция о регистрации объектов, запущенных в космическое пространство, 1975 г., Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. (Соглашение о Луне), региональные и двусторонние соглашения между государствами, между государствами и международными организациями. Космическое право имеет следующие особенности: только космическое пространство дает человечеству возможность выйти за пределы земной среды в интересах дальнейшего прогресса цивилизации; в космическом пространстве находятся небесные тела, территории которых никому не принадлежат и могут быть & перспективе использованы человеком; космос практически безграничен; в отличие от сухопутной территории, Мирового океана и воздушного пространства, космическое пространство не поддается разделению на какие-либо зоны в процессе его использования; космическое пространство представляет особую опасность для деятельности в нем человека; в космосе и на небесных телах действуют физические законы, существенно отличающиеся от земных. К особенностям космической деятельности следует отнести то, что она осуществляется с помощью принципиально новых средств-ракетно-космической техники; использование космоса в военных целях представляет собой ни с чем не сравнимую опасность.
Список использованной литературы
1. Чепурнова Н.М. Международное право: Учебно-методический комплекс. — М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. — 295 с.
2. Международное публичное право: учеб. / Л.П. Ануфриева, М43 Д.К. Бекяшев, К.А. Бекяшев, В.В. Устинов [и др.]; отв. ред. К.А. Бекяшев. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. — 784 с.
3. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (Москва — Вашингтон — Лондон, 27 января 1967 года).
4. Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (Москва — Лондон — Вашингтон, 29 марта 1972 года).
5. Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство (Нью-Йорк, 14 января 1975 года).
6. Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах (Нью-Йорк, 18 декабря 1979 года).
7. Чепурнова Н.М. Международное право: Учебно-методический комплекс. — М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. — С.216
8. И.М. Хужокова. Международное право. Краткий курс. Издательство: Окей-книга, 2009 г., 128 стр.
9. Б.Л. Зимненко. Международное право и правовая система Российской Федерации. Особенная часть. Издательство:, Статут, 2010 г., 544 стр
10. Международное право. Издательство: Закон и право, 2010 г., 456 стр.
11. Международное право. Особенная часть. Издательство: Статут, 2010 г., 624 стр.
12. Международное право . Издательство: Норма, 2010 г., 720 стр.
13. И.Н. Глебов. Международное право. Словарь. Издательство: Дрофа, 2010 г., 464 стр.
14. И. И. Лукашук. Международное право. Общая часть. Издательство: Волтерс Клувер, 2008 г., 432 стр.
15. Р.А. Каламкарян, Ю.И. Мигачев. Международное право в вопросах и ответах. Издательство: Эксмо, 2009 г., 336 стр.
16. Международное право. Издательство: АСТ,, 2010 г., 64 стр.
17. Действующее международное право. В 2 томах. Том 1. Издательство: Международные отношения, 2007 г., 768 стр.
18. Международное право. Издательство: Юнити-Дана, 2010 г., 480 стр.
19.В.Л. Толстых. Курс международного права. Издательство: Волтерс Клувер, 2010 г., 1056 стр.
20. О.В. Буткевич. У истоков международного права. Издательство Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2008 г., 896 стр.
21.Г.И. Тункин. Теория международного права. Издательство: Зерцало, 2009 г., 416 стр.
22.Н.Ю. Ерпылева. Международное частное право. Издательство: Юрайт, 2010 г., 1312 стр.
23. Под редакцией А.Н. Вылегжанина. Международное право. Издательство: Юрайт, 2010 г., 1008 стр.
24. И.Н. Глебов. Международное право. Издательство: Дрофа, 2006 г., 368 стр.
25.П.Н. Бирюков. Международное право. Издательство: Юристъ, 2008 г., 688 стр.
Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами
Принята: 1971
Государства — участники настоящей Конвенции, признавая общую заинтересованность всего человечества в дальнейшем исследовании и использовании космического пространства в мирных целях, напоминая о Договоре о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, принимая во внимание, что, несмотря на меры предосторожности, которые должны принимать государства и международные межправительственные организации, занимающиеся запуском космических объектов, эти объекты могут иногда причинять ущерб, признавая необходимость разработки эффективных международных правил и процедур относительно ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, и обеспечения, в частности, безотлагательной выплаты на основании положений настоящей Конвенции полной и справедливой компенсации жертвам такого ущерба, полагая, что установление таких правил и процедур будет содействовать укреплению международного сотрудничества в области исследования и использования космического пространства в мирных целях, согласились о нижеследующем:
Статья I
Для целей настоящей Конвенции:
a) термин "ущерб" означает лишение жизни, телесное повреждение или иное повреждение здоровья; либо уничтожение или повреждение имущества государств, либо физических или юридических лиц или имущества международных межправительственных организаций;
b) термин "запуск" включает попытку запуска;
c) термин "запускающее государство" означает:
i) государство, которое осуществляет или организует запуск космического объекта, ii) государство, с территории или установок которого осуществляется запуск космического объекта;
d) термин "космический объект" включает составные части космического объекта, а также средство его доставки и его части.
Статья II
Запускающее государство несет абсолютную ответственность за выплату компенсации за ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете.
Статья III
Если в любом месте, помимо поверхности Земли, космическому объекту одного запускающего государства либо лицам или имуществу на борту такого космического объекта причинен ущерб космическим объектом другого запускающего государства, то последнее несет ответственность только в случае, когда ущерб причинен по его вине или по вине лиц, за которых оно отвечает.
Статья IV
1. Если в любом месте, помимо поверхности Земли, космическому объекту одного запускающего государства либо лицам или имуществу на борту такого объекта причинен ущерб космическим объектом другого запускающего государства и тем самым причиняется ущерб третьему государству либо его физическим или юридическим лицам, то два первых государства несут солидарную ответственность перед этим третьим государством в нижеследующих пределах:
a) если ущерб причинен третьему государству на поверхности Земли или воздушному судну в полете, то их ответственность перед третьим государством является абсолютной;
b) если ущерб причинен космическому объекту третьего государства либо лицам или имуществу на борту такого космического объекта в любом месте, помимо поверхности Земли, то их ответственность перед третьим государством определяется на основании вины любого из первых двух государств или на основании вины лиц, за которых отвечает любое из этих двух государств.
2. Во всех случаях солидарной ответственности, упомянутых в пункте 1 настоящей статьи, бремя компенсации за ущерб распределяется между двумя первыми государствами соразмерно степени их вины; если степень вины каждого из этих государств установить невозможно, то бремя компенсации за ущерб распределяется между ними поровну. Такое распределение не затрагивает права третьего государства требовать всей компенсации за ущерб на основании настоящей Конвенции от любого из запускающих государств или всех запускающих государств, которые несут солидарную ответственность.
Статья V
1. Когда два государства или более совместно производят запуск космического объекта, они несут солидарную ответственность за любой причиненный ущерб.
2. Запускающее государство, которое выплатило компенсацию за ущерб, имеет право регрессного требования к остальным участникам совместного запуска. Участники совместного запуска могут заключать соглашения о распределении между собой финансовых обязательств, по которым они несут солидарную ответственность. Такие соглашения не затрагивают права государства, которому причинен ущерб, требовать всей компенсации за ущерб на основании настоящей Конвенции от любого из запускающих государств или всех запускающих государств, которые несут солидарную ответственность.
3. Государство, с территории или установок которого производится запуск космического объекта, рассматривается в качестве участника совместного запуска.
Статья VI
1. При условии соблюдения положений пункта 2 настоящей статьи освобождение от абсолютной ответственности предоставляется в той мере, в какой запускающее государство докажет, что ущерб явился полностью или частично результатом грубой небрежности либо действия или бездействия, совершенных с намерением нанести ущерб, со стороны государства — истца, либо физических или юридических лиц, которых оно представляет.
2. Никакого освобождения не предоставляется в случаях, когда ущерб явился результатом деятельности запускающего государства, которая не соответствует международному праву, включая, в частности, Устав Организации Объединенных Наций и Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела.
Статья VII
Положения настоящей Конвенции не применяются к случаям ущерба, причиненного космическим объектом запускающего государства:
a) гражданам этого запускающего государства;
b) иностранным гражданам в то время, когда они участвуют в операциях, связанных с этим космическим объектом, со времени его запуска или на любой последующей стадии вплоть до его спуска, или в то время, когда они находятся по приглашению этого запускающего государства в непосредственной близости от района запланированного запуска или возвращения объекта.
Статья VIII
1. Государство, которому причинен ущерб, либо физическим или юридическим лицам которого причинен ущерб, может предъявить запускающему государству претензию о компенсации за такой ущерб.
2. Если государство гражданства потерпевшей стороны не предъявило претензии, то другое государство может предъявить запускающему государству претензию в отношении ущерба, причиненного на его территории любому физическому или юридическому лицу.
3. Если ни государство гражданства потерпевшей стороны, ни государство, на территории которого был причинен ущерб, не предъявили претензии или не уведомили о своем намерении предъявить претензию, то другое государство может предъявить запускающему государству претензию в отношении ущерба, который причинен лицам, постоянно проживающим на его территории.
Статья IX
Претензия о компенсации за ущерб предъявляется запускающему государству по дипломатическим каналам. Если государство не поддерживает дипломатических отношений с соответствующим запускающим государством, оно может обратиться к другому государству с просьбой предъявить его претензию этому запускающему государству или каким-либо иным образом представлять его интересы на основании настоящей Конвенции. Оно может также предъявить претензию через Генерального секретаря Организации Объединенных Наций при условии, что как государство — истец, так и запускающее государство являются членами Организации Объединенных Наций.
Статья X
1. Претензия о компенсации за ущерб может быть предъявлена запускающему государству по прошествии не более одного года с даты причинения ущерба или установления запускающего государства, которое несет ответственность за ущерб.
2. Однако если государству не известно о причинении ущерба или если оно не смогло установить запускающее государство, которое несет ответственность за ущерб, то это первое государство может предъявить претензию в течение одного года с даты, когда ему стали известны указанные выше факты; этот период, однако, ни в коем случае не превышает одного года с даты, когда, по разумным предположениям, такое государство могло узнать об этих фактах, приложив должные усилия.
3. Сроки, определенные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, применяются даже в том случае, когда полный объем ущерба может не быть известен. Однако в этом случае государство — истец имеет право пересмотреть претензию и представить дополнительную документацию по истечении таких сроков, но не позднее одного года после того, как стал известен полный объем ущерба.
Статья XI
1. Для предъявления запускающему государству претензии о компенсации за ущерб на основании настоящей Конвенции не требуется, чтобы государство — истец либо физические или юридические лица, которых оно представляет, предварительно исчерпали местные средства удовлетворения претензии, которые могут иметься в их распоряжении.
2. Никакое положение настоящей Конвенции не препятствует государству либо физическим или юридическим лицам, которых оно может представлять, возбудить иск в судах либо в административных трибуналах или органах запускающего государства. Государство, однако, не имеет права предъявлять на основании настоящей Конвенции претензию о возмещении того же ущерба, в отношении которого возбужден иск в судах либо в административных трибуналах или органах запускающего государства или же на основании другого международного соглашения, обязательного для заинтересованных государств.
Статья XII
Компенсация, которую запускающее государство обязано выплатить на основании настоящей Конвенции за причиненный ущерб, определяется в соответствии с международным правом и принципами справедливости, с тем чтобы обеспечить возмещение ущерба, восстанавливающее физическому или юридическому лицу, государству или международной организации, от имени которых предъявляется претензия, положение, которое существовало бы, если бы ущерб не был причинен.
Статья XIII
Если государство — истец и государство, которое должно выплатить компенсацию на основании настоящей Конвенции, не приходят к соглашению относительно иной формы компенсации, то эта компенсация выплачивается в валюте государства — истца или — по просьбе такого государства — в валюте государства, которое должно выплатить компенсацию.
Статья XIV
Если урегулирование претензии не достигнуто путем дипломатических переговоров, как это предусмотрено в статье IX, в течение одного года с даты, когда государство — истец уведомляет запускающее государство, что оно представило документацию по своей претензии, заинтересованные стороны создают по требованию любой из сторон Комиссию по рассмотрению претензий.
Статья XV
1. Комиссия по рассмотрению претензий состоит из трех членов: члена Комиссии, назначаемого государством — истцом, члена Комиссии, назначаемого запускающим государством, и председателя, выбираемого совместно двумя сторонами. Каждая сторона производит соответствующее назначение в двухмесячный срок с даты предъявления требования о создании Комиссии по рассмотрению претензий.
2. Если в течение четырех месяцев с даты предъявления требования о создании Комиссии не достигнуто согласие относительно выбора председателя, любая из сторон может обратиться к Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций с просьбой назначить председателя в течение последующего двухмесячного периода.
Статья XVI
1. Если одна из сторон не производит соответствующего назначения в течение установленного периода, председатель по просьбе другой стороны выступает в качестве единоличной Комиссии по рассмотрению претензий.
2. Любая вакансия, которая может возникнуть в Комиссии по любой причине, заполняется с соблюдением той же процедуры, которая принята для первоначальных назначений в состав Комиссии.
3. Комиссия сама устанавливает процедуру своей работы.
4. Комиссия определяет место или места, в которых она будет проводить свою работу, и принимает решения по всем другим административным вопросам.
5. За исключением решений или определений, выносимых единоличной Комиссией, все решения и определения Комиссии выносятся большинством голосов.
Статья XVII
Никакого увеличения состава Комиссии по рассмотрению претензий не производится по той причине, что два государства — истца или запускающих государства или более выступают совместно по любому из рассматриваемых Комиссией дел. Выступающие совместно государства — истцы коллективно назначают одного члена Комиссии таким же образом и с соблюдением таких же условий, как и в случае, когда претензию выдвигает одно государство. Когда совместно выступают два запускающих государства или более, они таким же образом коллективно назначают одного члена Комиссии. Если государства — истцы или запускающие государства не проводят соответствующих назначений в течение установленного периода, председатель выступает в качестве единоличной Комиссии.
Статья XVIII
Комиссия по рассмотрению претензий устанавливает обоснованность претензии о компенсации и определяет сумму компенсации, если она подлежит выплате.
Статья XIX
1. Комиссия по рассмотрению претензий действует в соответствии с положениями статьи XII.
2. Решение Комиссии является окончательным и обязательным, если об этом была достигнута договоренность между сторонами; в ином случае Комиссия выносит окончательное определение рекомендательного характера, которое стороны рассматривают в духе доброй воли. Комиссия излагает обоснование своего решения или определения.
3. Комиссия выносит свое решение или определение в кратчайший возможный срок и не позднее, чем через год с даты ее создания, если она не сочтет необходимым продлить этот срок.
4. Комиссия опубликовывает свое решение или определение. Она передает заверенную копию своего решения или определения каждой из сторон, а также Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций.
Статья XX
Расходы, связанные с работой Комиссии по рассмотрению претензий, распределяются поровну между сторонами, если Комиссия не выносит иного решения.
Статья XXI
Если ущерб, причиненный космическим объектом, представляет в больших масштабах угрозу для жизни людей или серьезно отражается на условиях жизни населения или деятельности жизненно важных центров, то государства — участники, и в частности запускающее государство, изучают возможность безотлагательного предоставления соответствующей помощи государству, которому причинен ущерб, когда последнее обращается с просьбой об этом. Однако это не затрагивает прав или обязанностей государств — участников, возникающих на основании настоящей Конвенции.
Статья XXII
1. В настоящей Конвенции, за исключением статей XXIV — XXVII, ссылки на государства рассматриваются как относящиеся к любой международной межправительственной организации, которая осуществляет космическую деятельность, если эта организация заявляет, что она принимает на себя права и обязанности, предусмотренные настоящей Конвенцией, и если большинство государств — членов этой организации являются государствами — участниками настоящей Конвенции и Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела.
2. Государства — члены любой такой организации, являющиеся участниками настоящей Конвенции, принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы организация сделала заявление в соответствии с предыдущим пунктом.
3. Если какая-либо международная межправительственная организация ответственна за ущерб в соответствии с положениями настоящей Конвенции, то эта организация и те из ее государств — членов, которые являются участниками настоящей Конвенции, несут солидарную ответственность, при соблюдении, однако, следующих условий:
a) любая претензия о компенсации за такой ущерб предъявляется в первую очередь этой организации;
b) если организация в течение шести месяцев не выплатила суммы, согласованной или установленной в качестве компенсации за такой ущерб, то только в этом случае государство — истец может поставить вопрос об ответственности государств — членов этой организации, являющихся участниками настоящей Конвенции, за уплату этой суммы.
4. В соответствии с положениями настоящей Конвенции любая претензия о выплате компенсации за ущерб, причиненный какой-либо организации, которая сделала заявление в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, представляется государством — членом этой организации, являющимся участником настоящей Конвенции.
Статья XXIII
1. Положения настоящей Конвенции не затрагивают других действующих международных соглашений о том, что касается отношений между государствами — участниками этих соглашений.
2. Никакое положение настоящей Конвенции не препятствует заключению государствами международных соглашений, подтверждающих, дополняющих или расширяющих ее положения.
Статья XXIV
1. Настоящая Конвенция открыта для подписания всеми государствами. Любое государство, которое не подпишет настоящей Конвенции до вступления ее в силу в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, может присоединиться к ней в любое время.
2. Настоящая Конвенция подлежит ратификации государствами, подписавшими ее. Ратификационные грамоты и документы о присоединении должны быть сданы на хранение правительствам Союза Советских Социалистических Республик, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Соединенных Штатов Америки, которые настоящим назначаются в качестве правительств — депозитариев.
3. Настоящая Конвенция вступает в силу после сдачи на хранение пятой ратификационной грамоты.
4. Для государств, ратификационные грамоты или документы о присоединении которых будут сданы на хранение после вступления в силу настоящей Конвенции, она вступает в силу в день сдачи на хранение их ратификационных грамот или документов о присоединении.
5. Правительства — депозитарии незамедлительно уведомляют все подписавшие настоящую Конвенцию и присоединившиеся к ней государства о дате каждого подписания, о дате сдачи на хранение каждой ратификационной грамоты и документа о присоединении, о дате вступления в силу настоящей Конвенции, а также о других уведомлениях.
6. Настоящая Конвенция будет зарегистрирована правительствами — депозитариями в соответствии со статьей 102 Устава Организации Объединенных Наций.
Статья XXV
Любое государство — участник Конвенции может предлагать поправки к настоящей Конвенции. Поправки вступают в силу для каждого государства — участника Конвенции, принимающего эти поправки, после принятия их большинством государств — участников Конвенции, а впоследствии для каждого оставшегося государства — участника Конвенции в день принятия им этих поправок.
Статья XXVI
Через десять лет после вступления в силу настоящей Конвенции вопрос о ее пересмотре будет включен в предварительную повестку дня Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, с тем чтобы на основе опыта применения Конвенции рассмотреть вопрос о том, нуждается ли она в изменении. Однако в любое время через пять лет после вступления Конвенции в силу по просьбе одной трети государств — участников и с согласия большинства государств — участников созывается конференция государств — участников с целью пересмотра настоящей Конвенции.
Статья XXVII
Любое государство — участник Конвенции может уведомить о своем выходе из Конвенции через год после вступления ее в силу путем письменного уведомления правительств — депозитариев. Такой выход приобретает силу по истечении одного года со дня получения этого уведомления.
Статья XXVIII
Настоящая Конвенция, русский, английский, испанский, китайский и французский тексты которой являются равно аутентичными, будет сдана на хранение в архивы правительств — депозитариев. Должным образом заверенные копии настоящей Конвенции будут препровождены правительствами — депозитариями правительствам государств, подписавших Конвенцию и присоединившихся к ней.
В удостоверение чего нижеподписавшиеся, должным образом на то уполномоченные, подписали настоящую Конвенцию.
Совершено в трех экземплярах в городах Москве, Лондоне и Вашингтоне марта, 29 дня, тысяча девятьсот семьдесят второго года.
[1] Международное публичное право : учеб. / Л. П. Ануфриева, М43 Д. К. Бекяшев, К. А. Бекяшев, В. В. Устинов [и др.]; отв. ред. К. А. Бекяшев. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. — С. 583
[2] Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (Москва – Вашингтон – Лондон, 27 января 1967 года).
[3] Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (Москва – Лондон – Вашингтон, 29 марта 1972 года).
[4] Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство (Нью-Йорк, 14 января 1975 года).
[5] Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах (Нью-Йорк, 18 декабря 1979 года).
[6] Чепурнова Н.М. Международное право: Учебно-методический комплекс. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. – С. 216
[7] Чепурнова Н.М. Международное право: Учебно-методический комплекс. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. – С. 218
[8] Международное публичное право : учеб. / Л. П. Ануфриева, М43 Д. К. Бекяшев, К. А. Бекяшев, В. В. Устинов [и др.]; отв. ред. К. А. Бекяшев. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. — С. 300
[9] Международное публичное право : учеб. / Л. П. Ануфриева, М43 Д.К. Бекяшев, К.А. Бекяшев, В.В. Устинов [и др.]; отв. ред. К.А. Бекяшев. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. — С. 315