Содержание
ВВЕДЕНИЕ3
1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ. ПРИНЦИП СРАВНИТЕЛЬНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ4
1. ТЕОРИЯ ХЕКШЕРА-ОЛИНА7
2. ТЕОРИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРОДУКТА9
3. ТЕОРИЯ ЭФФЕКТА МАСШТАБА9
4. ТЕОРИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ10
2. ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА12
3. ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА. СВОБОДНАЯ ТОРГОВЛЯ И ПОЛИТИКА ПРОТЕКЦИОНИЗМА16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ27
ЛИТЕРАТУРА28
Выдержка из текста работы
Приложение Г. Удельный вес импорта и экспорта стран СНГ в их общем объеме, %. Динамика экспортно-импортных операций между Республикой Беларусь и Российской Федерацией
Приложение Д. Изменение структуры торговли товарами Республики Беларусь и Российской Федерации, %. Внешняя торговля Республики Беларусь с регионами Российской Федерации в 2004 г.
Приложение Е. Внешняя торговля Республики Беларусь со странами вне СНГ и Европейского союза, млн. дол. США
Приложение Ж. Удельный вес основных партнеров Республики Беларусь во внешней торговле товарами со странами, не входящими в СНГ, %
Приложение З. Платежный баланс Беларуси: итоги 2006 г.
ВВЕДЕНИЕ
Переход Республики Беларусь к рыночной экономике со всей остротой поставил перед ней проблему интеграции в мировую экономику. Активизация участия нашей страны в мировом хозяйстве, протекающих в нём процессов должно оказать благотворное влияние на её экономику, позволить получить дополнительные стимулы, приступить к структурной перестройке внутренней экономики, внешнеполитических связей, приспособить национальные экономические механизмы к современным требованиям и таким образом ускорить создание цивилизованного рынка.
Современное состояние мирохозяйственных связей характеризуется дальнейшим прогрессом в развитии специализации в международном масштабе и возрастающей зависимостью национальных экономик от внешних факторов, в первую очередь, от развития мирового производства, уровня науки и техники, развитие международных обменов. Даже государства, имеющие громадные природные, материальные и человеческие ресурсы, не могут эффективно развиваться без активного участия в международном разделении труда.
В этих условиях внешнеэкономическая политика, являясь системой мероприятий, направленных на достижение определённых преимуществ экономикой раннего государства на мировом рынке и одновременно на защиту внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров, приобретает особую значимость для любого современного государства. В особенности, это касается Республики Беларусь, которая сегодня поддерживает торгово-экономические отношения более чем со 170 странами мира.
Исторически так сложилось, что экономика Республики Беларусь всегда была ориентирована на внешние рынки. В зависимости от применяемых методик внешнеторговая квота (отношение объёма внешнего товарооборота к ВВП) в Республике Беларусь колеблется от 50 до 100%, что является объективным свидетельством важного значения внешней торговли и внешнеторговой политики для белорусского государства, а также необходимости постоянного повышения эффективности внешнеэкономической деятельности.
Постоянно возникающие торгово-политические и внешнеэкономические противоречия как между странами-союзниками, так и между обычными торговыми партнерами, требуют формирования оптимальных условий сотрудничества, подкрепленных соответствующей законодательной базы, правовыми и нормативными актами внешнеторговой политики.
Всё вышесказанное обусловило актуальность работы и предопределило выбор темы данной работы. Основной целью исследования стало выявление ключевых направлений внешнеторговой политики Республики Беларусь и стран, с которыми она сотрудничает. Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
— раскрыть сущность и основные направления внешнеторговой политики;
— обобщить организацию внешнеторговой политики Республики Беларусь и направления сотрудничества с основными торговыми партнерами;
— показать инструменты государственной внешнеторговой политики;
— провести анализ состояния внешнеторговой деятельности и определить пути совершенствования и приоритетные направления внешней торговли Республики Беларусь на современном этапе.
Объектом исследования курсовой работы являются особенности и проблемы организации внешнеторговой политики Республики Беларусь, а предметом исследования – ее основные направления и пути совершенствования.
Необходимо отметить, что данной теме посвящён достаточно широкий круг учебников, учебных пособий, статей и научных работ, носящих как теоретический, так и прикладной характер. Однако проблема остается недостаточно исследованной, систематизированной и обобщённой, и поэтому очень актуальной.
Курсовая работа состоит из трёх глав. В первой излагаются общие теоретические основы государственной политики в области внешней торговли, инструменты государственной внешнеторговой политики (тарифные и нетарифные); во второй рассматривается торговая политика отдельных стран, в частности Республики Беларусь. И, наконец, третья глава посвящена внешней торговле и внешнеторговой политике Республики Беларусь на современном этапе, где проведён анализ состояния и перспектив развития внешнеторговой деятельности Республики Беларусь и намечены пути её совершенствования.
1 ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА:
СУЩНОСТЬ, ИНСТРУМЕНТЫ, ПРИНЦИПЫ
Одной из наиболее развитых форм международных экономических отношений является мировая торговля. Она представляет собой совокупность сделок по обмену товарами и услугами между странами. О развитии мировой торговли можно судить по объёму и динамике международного товарооборота, его товарной и географической структуре.
Несмотря на то, что свободная торговля повышает экономическое благосостояние всех стран — как экспортеров, так и импорте¬ров, на практике международная торговля практически нигде и ни¬когда не развивалась без вмешательства государства. История международной торговли — это одновременно и история развития и совершенствования системы государственного регулирования международной торговли. В ходе развития внешнеторговых отношений сталкиваются экономические интересы различных социальных групп и слоев населения, и государство неизбежно оказывается вовлеченным в этот конфликт интересов. Кроме того, в современных условиях национальная экономика становится все более открытой, и государство должно учитывать в своей политике тесную взаимосвязь процессов, происходящих внутри экономики и в сфере внешнеэкономических связей. Сегодня государство не может достичь внутреннего экономического равновесия (напри¬мер, полной занятости или стабильности цен), не используя мер внешнеэкономического и, в частности, внешнеторгового регулирования. Комплекс мер, разрабатываемых правительством по регулированию экспортно-импортных операций, представляет внешнеторговую политику страны.
Торговая политика – это бюджетно-налоговая политика правительства, нацеленная на государственное регулирование внешней торговли посредством прямых ограничений на импорт и экспорт, а также налогов и субсидий. Торговая политика государства осуществляется посредством либо тарифных инструментов, либо нетарифных инструментов. Важным инструментом ограничения внешней торговли является тариф, под которым понимается совокупность таможенных пошлин.
Государственное регулирование международной торговли может быть:
односторонним, когда инструменты государственного регулирования используются правительством страны в одностороннем порядке без согласования или консультаций с ее торговыми партнерами. Обычно односторонние меры приводят к возникновению политических напряжений между торговыми партнерами;
двусторонним, когда меры торговой политики согласовываются между странами, являющимися торговыми партнерами;
многосторонним, когда торговая политика согласовывается и регулируется многосторонними соглашениями (Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), соглашения в сфере торгов¬ли стран-членов Европейского Союза (ЕС)).
Как известно из экономической истории, в различные периоды своего развития отдельные государства проводили ту внешнеторговую политику, которая на данном этапе в наибольшей степени соответствовала конкретной ситуации, существовавшей в данной стране. Первые попытки создания стройной концепции в области экономического развития государства и его внешнеторговой политики имели место в период ликвидации феодальной раздробленности в Европе, создания централизованного государства и образования национального рынка.
Учитывая тот факт, что основой экономики феодального общества был купеческий капитал, для которого синонимом богатства являлись деньги, была сформулирована и соответствующая политика, получившая название меркантилизма. Ее сторонники считали, что внешняя торговля должна быть ориентирована на накопление драгоценных металлов путем проведения политики ограничения импорта и расширения экспорта с помощью вмешательства государства и его контроля над состоянием внешней торговли. Основным средством ограничения доступа ……………..
ЛИТЕРАТУРА
1. Беларусь от экономического кризиса к устойчивому росту// Белорусский экономический журнал. – 2006. — № 2.
2. Белорусский экономический журнал, 2005. — №3. — С. 50
3. Белорусский экономический журнал. — 2005. — №2 — С. 140
4. Варр Р, Политическая экономия: В 2 ч. М., 1995.
5. Вступление в ВТО и интеграция Беларуси в мировую экономику // Белорусский экономический журнал. – 2005. — № 3. – С. 47-65.
6. Дюмулен И. И. Барьеры на торговых путях. М., 1997
7. Кого спасет импортозамещение//Бизнес – ревю. – 2007. — №4. – С.44-47.
8. Маркс К.. Энгельс Ф. Протекционизм и свобода торговли (предисловие к брошюре).Соч. 2-е изд. Т. 21.
9. Международные экономические отношения//Белорусский журнал международного права и международных отношений. – 2001. — №2.
10. Платежный баланс Беларуси: итоги 2006 г.//Финансы.. — 2007. — №30(1049).
11. Прогноз без прикрас//Экономическая газета.. – 2004. — №41 (758).
12. Российским товарам открывают доступ//Бизнес – ревю. – 2007. — №4. – С.19
13. С кем и чем торгует Беларусь//Бизнес – ревю. – 2006. — №11 (42). – С.48.
14. Солодкин Р. Средства стимулирования экспорта из Великобритании //Внешнеторговая деятельность, 1990. № I. С. 24-26.
15. Статистический ежегодник Республики Беларусь. Мн.: Минстат РБ. — 2005.
16. Терехов А. Б. Свобода торговли: анализ опыта зарубежных стран. М., 1991.
17. Фоминский И. П. Современная международная торговля. М., 1981
18. Функции таможенного тарифа в республике Беларусь // Белорусский экономический журнал. – 2006. — № 3. – С.24-32.
19. Шихневич А.Ю. Беларусь в Европейской и мировой торговле//Информ. бюллетень 20. Администрации Президента Республики Беларусь. — 2000. — №11. — С.61-75.