Содержание
Содержание
Введение3
Глава 1. Теоретические аспекты международной охраны авторских прав7
1.1Международная система защиты авторских и смежных прав7
1.2 Принципы международной охраны авторских прав11
1.3 Конвенционное регулирование охраны авторских прав17
1.4 Изменение роли Бернской конвенции в сфере охраны авторских прав на международном уровне33
Глава 2. Актуальные проблемы международной охраны авторских прав45
2.1 Основные проблемы, возникающие в сфере международной охраны авторских прав. Охрана авторских прав в сети Internet45
2.2 Охрана авторских прав в Российской Федерации в контексте международных отношений. Международные договоры России об охране авторских прав52
2.3 Дизайн ландшафта и архитектурные произведения как объекты охраны международного и национального авторского права55
2.3 Дизайн ландшафта и архитектурные произведения как объекты охраны международного и национального авторского права55
Заключение60
Список использованной литературы65
Выдержка из текста работы
3.2 Применение знака охраны авторского права, регистрация и депонирование произведений, регистрация авторского договора в международном авторском праве………………………………………………………………………………………49
3.3 Применение в России международно-правовых способов защиты авторского права……………………………………………………………………………………….55
Глава 4 Международная защита авторских прав в информационно-коммуникационной сети……………………………………………………………….61
4.1 Понятие и средства защиты авторских прав в информационно-коммуникационной сети……………………………………………………………….63
4.2 Международная охрана авторских прав в сети Интернет………….…………….68
Заключение…………………………………………………………………………..….79
Список использованных источников………………………………………………….84
Введение
Авторские права содержательно обладают существенными особенностями и значительно более разнообразны, чем права на результаты материального производства. Они охватывают права на творческие результаты и на объекты, не обязательно требующие творчества. Будучи нематериальными, не ограниченными в пространстве, они могут быть использованы одновременно неограниченным кругом лиц.
Если согласиться с доводами ученых, экономистов и политиков о том, что новое тысячелетие — это эпоха господства интеллектуальной собственности над материальной, то 2002 г. войдет в историю как год начала действия принципиально нового мирового законодательства об интеллектуальной собственности. 6 марта вступил в силу Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности (далее – ВОИС) по авторскому праву. А 20 мая — Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам. Оба Договора были приняты мировым сообществом на Дипломатической конференции, проходившей в Женеве в период с 2 по 20 декабря 1996 г. В число участников данной конференции входила и делегация России. Хотя в настоящее время Российская Федерация не присоединилась ни к одному из этих Договоров, ряд российских граждан и фирм уже привлекались за рубежом к ответственности за нарушения некоторых положений данных международных нормативных актов.
Права на новый вид ценностей — результаты интеллектуальной деятельности, — широко вошедших в экономический оборот, представляют интерес для самых разных его участников: авторов, их работодателей, инвесторов (в частности, такого специфического инвестора, как государство), пользователей, разного рода посредников и т.д. Временами вопрос о распределении прав между отдельными участниками экономического оборота становится особенно острым и приобретает форму борьбы за определение в законе оснований возникновения прав каждого из них.
В публикациях об авторском праве и смежных правах часто упоминаются международные конвенции, участником которых является Россия.
Поскольку соответствие нашего законодательства международным договорам является важным аспектом современного права, содержанию основных международных конвенций в этой области следует уделить особое внимание.
Из принципа национального режима исходят основные многосторонние международные соглашения в области авторских прав: Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений [1] и Всемирная конвенция об авторском праве [2].
Так, согласно ст. 5 Бернской конвенции авторы — граждане какой-либо страны Бернского союза пользуются в других странах Союза, кроме страны происхождения произведения, в отношении своих произведений, как опубликованных, так и неопубликованных, правами, которые предоставляются в настоящее время или будут предоставлены в дальнейшем соответствующими законами этих стран своим гражданам, а также правами, особо предоставляемыми указанной Конвенцией. Такая же охрана предоставлена авторам — гражданам государств, не являющихся участниками Бернской конвенции, в отношении произведений, опубликованных ими в одной из стран Бернского союза или одновременно в стране, не входящей в Союз, и в стране Союза.
Внушительные успехи, чередующиеся с явными провалами, перепроизводство продукции на рынке, который почти мгновенно превратился из монопольного в рынок с железной конкуренцией, несовершенное законодательство – все это дало быстрый рост пиратства, наносящий ущерб не только иностранным авторам, но и законопослушным авторам внутри страны.
В России состояние дел в данном вопросе охарактеризовано как крайне сложное. Рыночные отношения в сфере производства интеллектуального продукта складываются как полулегальные или нелегальные. Незаконное использование произведений литературы и искусства, фонограмм и др. («пиратство») привело к появлению организованной преступности в этой области.
В последнее время не только в отечественной, но и зарубежной прессе всё чаще и чаще стали появляться статьи о нарушении авторских прав, как правило, речь идёт о «пиратском» аудио и видео рынке.
Создавшееся положение усугубляется ростом должностных преступлений, коррупцией, усилением контроля уголовных элементов за распространением названной продукции.
Насколько важна для экономики любого государства охрана авторских прав, видно из следующих данных. Американская индустрия авторского права — программного обеспечения, кинематографическая, телевизионная и видео, музыки и звукозаписи, издательская — составляет 5 процентов экономики США и примерно 5 процентов рабочих мест. Индустрия авторского права в других развитых странах составляет до 3 процентов их экономики [35, C.7].
Если верить исследованию, подготовленному находящейся в Лондоне Международной федерацией производителей граммофонной продукции, то Россия сейчас является мировым лидером по незаконным продажам музыкальных записей. По данным исследований этой организации, в среднем за год в России продается 222 млн. штук таких записей на сумму более 363 млн. долларов. Всего в мире размер несанкционированного сбыта музыкальных записей достигает около 2,1 млрд. Долларов, причём каждая пятая запись была незаконной. Авторы исследования учитывали продажи аудио кассет, компакт дисков и долгоиграющих пластинок в 68 различных странах мира. Второе место в мире по незаконным поставкам компакт дисков занимает КНР, на которую приходится более 40 процентов сбыта таких записей. Кроме того, в России огромные темпы набирает незаконный оборот безлицензионных копий программных продуктов предназначенных для вычислительной техники. Не для кого не секрет что сегодня во многих городах России за совершенно смехотворные деньги (от 70 до 200 рублей) можно приобрести «пиратские» копии программных продуктов фирм «Microsoft», «Symantec» и многих других известных во всём мире фирм, хотя, например, во Франции один пакет программ «Microsoft Office 2000″стоит около 300 долларов США, а версия -pro и все 400. Если подсчитать, то можно понять что реальный владелец авторских прав теряет миллиарды долларов из-за деятельности Российских, Китайских и Болгарских производителей – «Пиратов».
Состояние охраны авторских прав отражается на экономике не только развитых стран. Так, самая большая в мире по количеству кинофильмов кинематографическая индустрия Индии, зрелая издательская и музыкальная индустрия, а также разрастающаяся индустрия программного обеспечения экспортируют более 50 процентов своей продукции. Хотя точные цифры еще не подсчитаны, специалисты полагают, что индийская индустрия авторского права представляет собой значительную часть экономики этой страны.
Если посмотреть на эти цифры под углом интересов России, это будет означать, что огромные суммы являются прямыми доходами нелегального бизнеса, а, следовательно, в бюджет государства не поступают в виде налогов на прибыль и добавленную стоимость значительные денежные средства. Кроме того, они служат одним из источников финансирования организованных преступных групп (в том числе и в других странах — членах СНГ).
Широко распространяемая (в основном низкопробная) продукция западного производства вытесняет с рынка легальные издательства, киностудии и другие российские фирмы, приводит к падению производства национальных, интеллектуальных ценностей.
К тому же, пиратство создает напряженность в межгосударственных и внешнеторговых отношениях.
Специфика подобного рода нарушений состоит в том, что они выходят за рамки внутригосударственного гражданского (частного) права и при рассмотрении этих вопросов придётся опираться не столько на внутригосударственное гражданское право, сколько на нормы международного права.
Все вышеперечисленное указывает на несомненную актуальность выбранной автором темы исследования.
Предметом дипломного исследования являются международные конвенции в сфере международной охраны авторских прав, регламентирующие, а также существующая правоприменительная практика.
Следует сказать, что отдельные вопросы данной проблемы в международно-правовой и гражданско — правовой литературе подвергались анализу в научных публикациях и учебной литературе не очень часто. Среди ученых, уделивших особое внимание различным аспектам международной охраны авторских прав, можно назвать И.А. Бачило, В.В. Белова, Э.П. Гаврилова, О.А. Дворкина, В.А. Дроздовцева, И.А. Зенина, А.П. Сергеева, А.Г. Серго и других.
Международно – правовой механизм охраны авторских прав появился в нашем законодательстве сравнительно недавно. Поэтому данная тема не получила еще столь широкой теоретической и практической разработки. И сегодня проявляется большой научный интерес к изучению международной охраны авторских прав в России.
Цель нашего исследования — полно, последовательно, используя всю нормативную базу, законодательство, учебную литературу, справочные материалы, материалы судебной практики по данной теме рассмотреть международно-правовой механизм охраны авторских прав.
В соответствии с этими целями автор ставил перед собой следующие задачи:
— рассмотреть историю становления международного авторского права;
— проанализировать правовую природу авторского права в международной науке;
— дать понятие и проанализировать систему источников международной охраны авторских прав, международные организации в данной сфере;
— дать понятие и виды способов международной охраны авторских прав;
— рассмотреть применение знака охраны авторского права, регистрацию и депонирование произведений, регистрацию авторского договора в международном авторском праве;
— проанализировать применение в России международно-правовых способов защиты авторского права;
— рассмотреть международно-правовую охрану смежных прав;
— выявить особенности международной охраны авторских прав в сети Интернет.
Структурно дипломная работа состоит из введения, четырех глав, разделенных на десять параграфов, заключения и списка использованных источников.
В главе первой рассматривается общая характеристика международного авторского права: история становления международного авторского права, правовая природа авторского права в международной науке.
Глава 2 посвящена характеристике источников международной охраны авторских прав. Дается понятие и система источников международной охраны авторских прав, международные организации в данной сфере, анализируется Бернская конвенция и ее редакции — как основной источник международной охраны авторских прав, соотношение в применении Бернской, Всемирной и межамериканской конвенций
В третьей главе дается правовой анализ способов международной охраны авторских прав. Анализируется применение знака охраны авторского права, регистрация и депонирование произведений, регистрация авторского договора в международном авторском праве, применение в России международно-правовых способов защиты авторского права, международно-правовая охрана смежных прав
Глава четвертая посвящена характеристике международной защиты авторских прав в информационно-коммуникационной сети, международной охране авторских прав в сети Интернет…….
Список использованных источников
1. Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности. Заключена в г. Стокгольме 14.07.1967 г. // Собрание постановлений Правительства СССР. — 1967. — №14. – С. 60-68.
2. Конвенция о распространении несущих программ сигналов, передаваемых через спутники. Заключена в г. Брюсселе 21.05.1974 г. // Сборник международных договоров. — М.: Наука, 1990. — С. 364 — 367.
3. Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав от 24.09.1993 г. // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. – 1994. — №2. – С. 148-151.
4. Конституция Российской федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. — 1993. — 25 декабря.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон от 30.11.1994 г. №51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1994. — №32. — С. 23-96.
6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. №138-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — №31. – С. 38-86.
7. Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 09.07.1993 г. №5351-1 // Российская газета. — 1993. — 03 августа.
8. Закон РФ «О правовой охране программ для вычислительных машин и баз данных» от 23.09.1992 №3523-1 // Российская газета. — 1992. — 20 октября.
9. Закон РФ «О правовой охране топологий интегральных микросхем» от 23.09.1992 №3526-1 // Российская газета. — 1992. — 21 октября.
10. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.09.1999 г. №47 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. – 1999. — №11. – С. 38-59.
11. Авторское право и смежные права: Законы, конвенции, договоры и соглашения. – М.: Юридическая литература, 2000. – 348 с.
12. Ананьева Е.В. Международные конвенции в области авторского права и смежных прав // Современное право. — 2001. — №4. — С. 11-14.
13. Барановский П.Д. О принципах международной охраны авторских прав // Журнал Российского права. – 2004. — №8. – С. 47-52.
14. Богш А. Бернская конвенция и Россия // Международная жизнь. — 2005. — №6. — С. 32-37.
15. Богатова Л.Б. Соглашения в области охраны авторских прав // Интеллектуальная собственность. — 1997. — №7-8. — С. 58-64.
16. Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2001. — 183 с.
17. Белов В.В. Интеллектуальная собственность: законодательство и практика его применения. — М.: Юрист, 1999. – 238 с.
18. Борохович Л.К. Ваша интеллектуальная собственность. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2001. – 232 с.
19. Гаврилов Э.П. Международные конвенции об авторском праве: Комментарий. — М.: Прогресс, 1993. — 423 с.
20. Гаврилов Э.П. Постатейный комментарий к Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах». — М.: Правовая культура, 2003. — 351 c.
21. Дворкин О.А. Защита авторских и смежных прав. — М.: Весь мир, 2002. — 454 с.
22. Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: понятие, система, задачи кодификации. — М.: Статут, 2003. – 286 с.
23. Дозорцев В.А. Право на фильм как сложное многослойное произведение // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. – 2000. — № 3-4. – С. 82-86.
24. Дородов А.Т. Международная защита авторских прав // Интеллектуальная собственность. — 2005. — №2. — С. 81-84.
25. Долгов М. А. Проблемы наследования авторских прав за рубежом // В мире права. — 2003. — № 1. – С. 12-18.
26. Еременко В.И. Пути совершенствования российского авторского законодательства // Закон и экономика. — 2005. — №3. – С. 3-8.
27. Еременко В.И. Гражданский кодекс Российской Федерации и интеллектуальная собственность // Государство и право. – 2003. — №1. – С. 41-45.
28. Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права). Учебник для вузов. – М.: Норма, 2000. – 459 c.
29. Калятин В.О. Структура авторского права использования произведения: актуальные проблемы // Журнал Российского права. – 2000. — №2. – С. 27-32.
30. Карпович А.А. Авторское право и сеть Internet: Правовые и некоторые технические аспекты // В мире права. — 2001. — № 2. – С. 48-51.
31. Климович Е.С., Тищенкова В.Г. Интеллектуальная собственность: суждения, полемика, проблемы // Закон и право. – 2004. — №10. С.41-47.
32. Комментарий к Закону «Об авторском праве и смежных правах» / Под ред. А.П. Сергеева. – М.: Бератор-Пресс, 2004. – 176 c.
33. Корчагин А.М. Охрана интеллектуальной собственности в России на международном уровне: задание на завтра // Закон. – 2005. — №4. – С. 6-11.
34. Липцик Д.В. Авторское право и смежные права. — М.: Ладомир, 2002. — 788 с.
35. Макагонова Н.В. Авторское право. — М.: Юридическая литература, 2000. – 288 с.
36. Матвеев Ю.Г. Международные конвенции по авторскому праву. — М. Юридическая литература, 1978. – 251 с.
37. Матвеев Ю.Г. Международная охрана авторских прав. — М.: Юридическая литература, 1997. – 222 с.
38. Мэггс П.Б., Сергеев А.П. Интеллектуальная собственность. — М.: Юрист, 2005. – 329 с.
39. Международные конвенции об авторском праве / Под ред. Э.П. Гаврилова. — М.: Прогресс, 1982. – 423 с.
40. Моргунова Е.А., Рузанова О.А. Авторское право: Комментарий законодательства. — М.: Экзамен. – 2004. — 273 c.
41. Орлов А.А. Международные соглашения по защите интеллектуальной собственности // Мировая экономика и международные отношения. — 2001. — №5. — С. 23-30.
42. Оуэн Л.М. Приобретение и продажа авторских прав на литературные произведения. — М.: Аспект-пресс, 2000. — 215 с.
43. Петренко И.В. Решающие формальности в международном авторском праве // Бизнес-адвокат. – 2003. — №19. – С. 37-41.
44. Погуляев В.В. Формула как объект авторского права // Право и экономика. – 2004. — №3. – С. 15-19.
45. Райгородский Н.А. Изобретательское и авторское право в системе гражданского права // Правоведение. — 1998. — № 1. – С. 31-34.
46. Рахмилович А.В. Название произведения как объект авторского права // Журнал российского права. – 2002. — №11. – С. 72-75.
47. Рузанова О.А. Охрана интеллектуальной собственности в России и за рубежом // Юридический консультант. — 2005. — №2. – С. 28-31.
48. Рузанова О.А. Правовой режим объектов международной интеллектуальной собственности // Юридический консультант. — 2005. — №4. – С. 7-10.
49. Силонов И. Об авторском праве замолвите слово // Бизнес-адвокат. – 1999. — №11. – С. 10-14.
50. Стремецкая Н.Л. Взаимосвязь международного авторского права и смежных прав как институтов гражданского права // Законодательство. – 2003. — №8. — С. 51-54.
51. Сергеев А.П. Авторское и патентное право в РФ. — М.: Юрист, 2005. – 364 с.
52. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. — М.: Приор, 2000. — 751 c.
53. Серго А.Г. Интернет и право. — М.: Бестселлер, 2003. – 247 с.
54. Хаметов Р.Х. Предмет доказывания по делам о нарушениях авторского права в международном суде // Хозяйство и право. — 2002. — №9/10 – С. 63-66.
55. Цветков И.В. Систематизация законодательства об интеллектуальной собственности: pro et contra // Российская юстиция. – 2004. — №6. – С. 35-39.
56. Чернейко Л.Б., Данилина Е.М. Программа для ЭВМ как литературное произведение // Российская юстиция. – 2002. — №11. – С. 75-78.
57. Чупова М.П. Авторские права на литературные произведения // Российская юстиция. – 1999. — №7. – С. 62-66.
58. Шамраев А.В. Правовое регулирование информационных технологий: Анализ проблем и основные документы. — М.: Приор, 2003. – 236 с.
59. Шестаков Д.Ю. Интеллектуальная собственность в системе российского и международного права и законодательства // Российская юстиция. – 2004. — №5. – С. 19-22.
60. Якушев М.В. Интернет-законодательство: итоги года // Информ – Курьер — Связь. — 2005. — №1. – С. 54-58.
61. Якушев М.В. Защита авторских прав в международных соглашениях // Юрист. — 2005. — №1. – С. 51-54.