Содержание
Оглавление
Введение3
Глава 1. Теоретические основы финансовой политики государства5
1.1. Финансовая политика: понятие, структура, функции5
1.2. Основные теоретические подходы к государственной финансовой политике12
Глава 2. Финансовая политика России на современном этапе18
2.1. Особенности современной финансовой политики Российской Федерации18
2.2. Противоречия финансовой политики России и основные направления ее совершенствования25
Глава 3. Перспективы развития финансовой политики России32
3.1. Условия и принципы финансовой политики в период кризиса32
3.2. Стратегические ориентиры финансовой политики России35
Заключение40
Список используемой литературы42
Приложение 144
Приложение 245
Выдержка из текста работы
Экономика страны — это сложная система, которая состоит из множества хозяйствующих субъектов, взаимосвязанных разнохарактерными экономическими процессами, которыми необходимо управлять. Самым крупным и значительным регулирующим субъектом национальной экономики является государство, сосредоточивающее наибольшую часть национального богатства, устанавливающее нормативно-правовые акты для всех хозяйствующих субъектов, с помощью государственного бюджета искусственно перераспределяющее валовой внутренний продукт, формирующее и поддерживающее систему социальных гарантий населению.
Исторически обусловлено, что государство является в национальной экономике основным регулирующим субъектом, что проявляется в создании им условий функционирования других хозяйствующих субъектов. Изначально роль государства сводилась к определению фискальной политики, сбору налогов, но с усложнением и увеличением масштабов национальной экономики значение государства существенным образом увеличилось.
Изучение экономической роли государства — неотъемлемая составная часть экономического образования в странах с развитым рыночным хозяйством.
Все это говорит о том, что выбранная для исследования тема является актуальной.
Объектом исследования данной курсовой работы является функции механизма государственного регулирования экономики в России.
Предмет исследования — государственное регулирование экономики
Цель данной работы — выявить основные функции механизма государственного регулирования экономики в России и проанализировать их развитие.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. рассмотреть основные цели и задачи механизма регулирование экономики.
2. проанализировать особенности механизма регулирования.
3. проанализировать зарубежный опыт механизма регулирования и сравнить его с российским опытом.
4. выявить перспективы совершенствования механизма регулирования экономики.
Глава 1. Теоретические основы формирования механизма ГРЭ
1.1. Цели и функции механизма ГРЭ
На государство, как на регулировщика национальной экономики возложены определенные функции. Для каждой страны такие функции специфичны, на них влияют конкретные культурные, экономические и социальные условия.
Функции государства не постоянны, они усовершенствуются под влиянием изменений в национальной экономике. Они всегда подвергаются коррекции если в национальной экономике возникают проблемы, связанные с несовершенством рыночных механизмов.
Участие государства в национальную экономику необходимо, это связанно с тем, без него не возможно социально справедливо распределять доходы — национальное богатство. Помимо заботы о социально незащищенном населении, государство обязано финансировать фундаментальные научно-технические разработки, ведь только у государства есть достаточные для этого ресурсы. Так как рынок труда функционирует только на основании рыночных механизмов, насущна необходимость в его государственном регулировании в целях минимизации объемов безработицы.
Различные концепции государственного регулирования по-разному определяют роль и значение государства в экономической жизни страны. Но любая концепция признает за государством следующие функции:
Государство, как регулятор экономики, выполняет ряд классических функций:
1. Формирует и поддерживает в актуальном состоянии нормативно-правовую базу, регламентирующую хозяйственную деятельность субъектов. Государство — это единственный субъект национальной экономики, у которого есть достаточно ресурсов и прав, необходимых чтобы устанавливать правовое поле для регулирования хозяйственной деятельности, свод законов, который определяет правила поведения хозяйствующих субъектов. Одним из основных направлений деятельности государства является регулирование монополизма, с ее помощью создаются условия для конкуренции в ценообразовании и хозяйственной деятельности, тем самым у населения появляется возможность приобретать блага с минимально возможной ценой и максимально высоким качеством. Управление монополизмом осуществляется по двум основным направлениям: создается нормативно-правовая база деятельности монополистов для отраслей, где такая форма хозяйственной деятельности может обеспечить эффективное воспроизводство; запрещается монополизм в тех отраслях экономики, где он не может обеспечить эффективное воспроизводство;
2. формирует условия постоянного развития национальной экономики, посредством, например, кредитных, денежных, бюджетных и налоговых методов. За счет таких методов сокращается безработица, поддерживается стабильность национальной валюты и цен, преодолевается падение объемов производства и сглаживается инфляция;
3. искусственно распределяет и перераспределяет ресурсы — национальное богатство, то есть перераспределяет совокупный общественный продукт, учитывая интересы различных социальных групп. Распределение доходов осуществляется посредством государственной закупки товаров и услуг, государственного кредита, налогового перераспределения доходов, социальных выплат и программ, государственных субсидий. Часть ресурсов искусственно изымается из национальной экономики и на нее производятся общественные блага в сфере научно-технических разработок, здравоохранения, образования, армии, создаются транспортные и коммуникационные структуры;
4. создает систему минимальных социальных гарантий, тем самым наделяя каждого гражданина минимумом ресурсов, достаточных чтобы удовлетворить свои потребности (например, прямая помощь малоимущим, пособия по безработице, инвалидности, старости). Таким способом государство стремится предотвратить голод, социальную напряженность и взрывы. [3, c. 98]
По мере изменения экономической ситуации в стране, изменяются или преобразовываются и функции государства.
Функции государства в национальной экономике России по причине наличия переходного типа экономики существенным образом отличаются от функций других экономически развитых государств.
Функциями государства, как регулятора в условиях переходной экономики, является:
1. создание условий для эффективного функционирования экономики страны. Государство как экономический субъект, стремится повысить эффективность своего функционирования — минимизировать затраты и максимизировать результаты. Государство стремится минимизировать свои расходы, но там, чтобы социальная, политическая и экономическая сфера общества и экономических субъектов продолжили свое эффективное функционирование;
2. перераспределение ресурсов — национального богатства, из-за постоянного неравномерного распределения доходов.
3. регулирование деятельности хозяйствующих субъектов, для этого создаются и изменяются существующие нормативно-правовые базы;
4. стабилизирование экономической ситуации в стране. Данная функция наиболее является основной в условиях переходной экономики, это связанно с тем, что из-за экономического спада существенно снижается уровень жизни населения.
5. создание условий для экономического развития в стране.
Чтобы стабилизировать национальную экономику необходимо пересмотреть реализуемые государственные функции. Национальная экономика и государственное регулирование должны меняться одновременно, влияя друг на друга, иначе могут возникнуть серьезные проблемы, при которых государство будет не только не способствовать развитию национальной экономики, но и препятствовать ему. [11, c. 192]
Для того чтобы обеспечить нормальное функционирование и высокий темп развития национальной экономики государство постоянно должно увеличивать количество своих функций. Это является насущной необходимость, так как только оно ……..
Список литературы
1. Акасова И. А. Государственное регулирование. -М.: АО «Консалтбанкир». -2013.- С. 167
2. Бабачева Ю. М. Экономика России. -М.: Экономика. -2013. -С. 452
3. Белый П. Л. Механизм ГРЭ. — М.: Финансы. ЮНИТИ. — 2010. -С. 187
4. Вихановский С.О. Государственное регулирование экономикой. -М.: Изд-во МГУ. -2012. -С. 282
5. Дэлан Э. Экономика зарубежных стран. -М.: ПКФ «Профико». -2011. -С. 448.
6. Зарубова Д.О. Экономика. Учебник -К.: Знание. -2011.- С. 172.
7. Иванова В. Д. Механизм госрегулирования. -М.: Русская Деловая Литература. — 2012. -С. 357
8. Ковалева О. С. Государство в экономике. -М.: Финансовая Статистика. -2011. -С. 596
9. Мамонова И. Д. Экономический анализ. -М.: Инфра-М. — 2010. — С. 369
10. Мартынова Е.Ю. Краткий курс экономики. -М.: ЮНИТИ. — 2012. -С. 684
11. Павлов Н.Л. Управление экономикой: Учебник. -М.: ЮНИТИ. -2013. -С 167
12. Панов С. Г. Экономическая политика страны. -М.: ДИС. — 2010. -С. 745
13. Пономарева О. И. Экономика России. -М.: МФИ. — 2012.-С.260
14. Рузовина И.Г. Курс рыночной экономики. -М.: ЮНИТИ. — 2012. -С. 324
15. Синкинс Д. Ф. Управление финансами страны. -М.: Перспектива — 2013. -С. 125