Содержание
Содержание
ВВЕДЕНИЕ3
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ5
1.1. Правовые средства (способы): понятие и виды5
1.2. Понятие механизма правового регулирования9
1.3. Структура механизма правового регулирования13
Глава 2. ПРЕДЕЛЫ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ18
2.1. Пределы действия механизма правового регулирования18
2.2. Эффективность механизма правового регулирования21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ27
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность курсовой работы не вызывает сомнений. Право как инструмент социального управления призвано упорядочивать общественные отношения, обеспе-чивая реализацию позитивных интересов субъектов. Правовое регулирование в про-цессе своего осуществления складывается из определенных этапов и соответствую-щих элементов, обеспечивающих движение интересов субъектов к ценности. Каждый из этапов и юридических элементов правового регулирования вызывается к «жизни» в силу конкретных обстоятельств, которые отражают логику правовой упорядоченно-сти общественных отношений, особенности воздействия правовой формы на соци-альное содержание. Понятие, обозначающее данную стадийность юридического управления и одновременно участие в нем совокупности юридических средств, полу-чило в юридической литературе наименование «механизм правового регулирования».
Адекватно целям проводимых реформ меняются цели и задачи правового регу-лирования. Соответственно должны меняться и средства их достижения, с помощью которых, собственно, и возможно повышение социальной ценности и действенности юридических институтов. Следовательно, проблема правовых средств, их своевре-менного и качественного совершенствования в правотворческом и право-реализационном процессах, установлении прочного правового порядка, все больше и больше становится актуальной, научно и практически значимой.
Наличие правового регулирования необходимо для обеспечения и гарантирова-ния в нормативном порядке свободы в обществе. Правовое регулирование явление, необходимость которого возникает из ряда педпосылок, например таких как, утвер-ждение справедливости, создание оптимальных условий для преимущественного дей-ствия в обществе экономических и духовных факторов. Отсутствие же эффективного механизма правового регулирования (далее МПР) порождает произвол, своеволие в общественной жизни и жизни людей.
Основные характеристики правового регулирования и его механизма стали предметом исследования в работах С.С. Алексеева, Н.Г. Александрова, М.А. Аржа-нов, В.К. Бабаева, А.И. Бобылева, И. Быстржиной, А.Б. Венгерова, A.M. Витченко, О.А. Гаврилова, В.М. Горшенева, Б.В. Дрейшева, В.П. Казимирчука, Д.А. Керимова, В.В. Лазарева, М. Лакатош, Н.И. Матузова, А.В. Малько, М.Н. Марченко, Ю.С. Реше-това, В.Г.Смирнова, В.Г. Стрекозова, В.М. Сырых, Ю.К.. Толстого, Б.В. Шейндлина, Л.С. Явича и др. К сожалению, исследованию данной проблематики в научной лите-ратуре, на мой взгляд, уделено недостаточное внимание. Поэтому многие вопросы до сих пор носят дискуссионный характер. Теоретическая разработка концепции эффек-тивного МПР и реальное ее воплощение в практической деятельности составляет од-ну из первоочередных задач. От ее решения зависит ответ на многие другие правовые вопросы, в частности, связанные с ростом правосознания, правовой культуры, соблю-дения режима законности, с поиском оптимальных источников права и совершенст-вованием его содержания.
Цель реферата заключается в том, чтобы проанализировать основные проблемы механизма правового регулирования, для чего поставлены задачи:
— рассмотреть понятие и виды правовых средств;
— уточнить понятие механизма правового регулирования;
— проанализировать структуру механизма правового регулирования;
— изучить пределы правового регулирования;
— выявить эффективность правового регулирования.
Объектом исследования выступает общественные отношения, связанные с дей-ствием МПР. Предметом исследования являются нормы законодательства и доктри-нальные источники. В качестве методов исследования применялись формально-логический и системный методы научного познания.
По структуре реферат состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения и списка использованной литературы.
Выдержка из текста работы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Психолого-педагогический факультет
Кафедра истории и права
Реферат
Тема: Правовое регулирование начального профессионального образования. Механизм обеспечения права на начальное профессиональное образование
Выполнила:
Петрова М.А.
Ставрополь, 2012
Содержание
1. Общая характеристика образовательных учреждений начального профессионального образования
.1 Общие положения
.2 Содержание и организация образовательного процесса
.3 Права и обязанности обучающихся в учреждениях начального профессионального образования
.4 Управление, финансирование, учебно-материальная база учреждений начального профессионального образования
Список использованных источников
1. Общая характеристика образовательных учреждений начального профессионального образования
.1 Общие положения
Учреждение начального профессионального образования является государственным, муниципальным или негосударственным образовательным учреждением и имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности согласно Перечню профессий (специальностей), утверждаемому Правительством РФ.
Главной задачей учреждения начального профессионального образования является создание необходимых условий для удовлетворения потребности личности в получении начального профессионального образования, конкретной профессии (специальности) соответствующего уровня квалификации с возможностью повышения общеобразовательного уровня обучающихся, не имеющих среднего (полного) общего образования, а также ускоренного приобретения трудовых навыков для выполнения определенной работы или группы работ.
К учреждениям начального профессионального образования относятся:
А) Профессиональное училище (строительное, швейное, электротехническое, сельское и т.п.) осуществляет реализацию образовательных программ начального профессионального образования, обеспечивающих приобретение обучающимися конкретной профессии соответствующего уровня квалификации с получением или без получения среднего (полного) общего образования. Профессиональное училище является основным типом учреждения начального профессионального образования, в котором осуществляется наиболее массовая подготовка квалифицированных кадров рабочих и служащих.
Б) Профессиональный лицей — центр непрерывного профессионального образования (технический, строительный, коммерческий, агролицей и т.п.) осуществляет реализацию интегрированных образовательных программ начального и среднего профессионального образования, обеспечивающих приобретение обучающимися конкретной профессии повышенного уровня квалификации с возможностью получения, в необходимых случаях, среднего профессионального образования.
В) Учебно-курсовой комбинат (пункт), учебно-производственный центр, техническая школа (горно-механическая, мореходная, лесотехническая и др.), вечернее (сменное) учреждение начального профессионального образования осуществляют реализацию образовательных программ переподготовки, повышения квалификации рабочих и специалистов, а также подготовки рабочих и специалистов соответствующего уровня квалификации по ускоренной форме обучения.
Подготовка, переподготовка, обучение вторым профессиям и повышение квалификации рабочих (служащих), а также граждан, не занятых в народном хозяйстве, и высвобождаемых работников осуществляется по дневной, вечерней (сменной) формам обучения, с отрывом и без отрыва от производства, путем сочетания этих форм, а также посредством индивидуального обучения или в рамках экстерната, положение о котором утверждается федеральным органом управления образованием.
Учреждение начального профессионального образования создается учредителем по собственной инициативе, регистрируется в соответствии с законодательством РФ. Права юридического лица у учреждения начального профессионального образования возникают с момента регистрации.
Учредителями государственного учреждения начального профессионального образования могут быть органы государственной власти и управления, в том числе государственные органы управления образованием: федеральные (центральные), ведомственные, республиканские, краевые, областные, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Учредителями муниципального учреждения начального профессионального образования являются органы местного самоуправления.
Учредительными документами учреждения начального профессионального образования являются решение о его создании или договор учредителей и Устав.
Учреждение начального профессионального образования получает право на образовательную деятельность и льготы, предоставляемые законодательством Российской Федерации, с момента выдачи ему государственным органом управления образованием или по его поручению местным органом управления образованием лицензии (разрешения), а право на выдачу выпускникам документа об образовании государственного образца, на включение в схему централизованного государственного финансирования, на пользование печатью установленного образца после государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством.
Аттестация учреждения начального профессионального образования проводится по его заявлению государственной аттестационной службой в установленном порядке один раз в пять лет.
Учреждение начального профессионального образования может иметь филиалы, вечерние (сменные) отделения (группы).
Учреждение начального профессионального образования разрабатывает и утверждает на основе РФ «Об образовании» и Типового положения свой Устав, в котором в обязательном порядке указываются:
наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус учреждения начального профессионального образования;
учредитель;
организационно-правовая форма учреждения начального профессионального образования;
цели образовательного процесса, тип и виды реализуемых образовательных программ;
основные характеристики организации образовательного процесса;
структура финансовой и хозяйственной деятельности учреждения начального профессионального образования;
порядок управления учреждением начального профессионального образования;
права и обязанности участников образовательного процесса;
перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других), регламентирующих деятельность учреждения начального профессионального образования.
В своей деятельности учреждение начального профессионального образования руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием, Положением об учреждении начального профессионального образования (далее — Положение) и своим Уставом.
.2 Содержание и организация образовательного процесса
Образовательный процесс в учреждении начального профессионального образования строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, на принципах демократии и гуманизма.
Содержание образования в учреждении начального профессионального образования должно обеспечивать получение обучающимися профессии и соответствующей квалификации, а также содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами; способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений.
Образовательный процесс в учреждении начального профессионального образования должен быть ориентирован на расширение возможностей обучающихся в профессиональном самоопределении, повышении квалификации, специальной, физической и общекультурной подготовки его выпускников.
Содержание образования и организация образовательного процесса в учреждении начального профессионального образования регламентируется учебными (тематическими) планами, программами, разработанными образовательным учреждением самостоятельно с учетом содержания примерных учебных планов, программ, разработанных на основе государственных образовательных стандартов и рекомендуемых федеральным органом управления образованием.
Образовательный процесс включает теоретическое обучение, производственное обучение, производственную практику, воспитательную работу с обучающимися.
Учебная нагрузка обучающихся в учреждении начального профессионального образования не должна превышать 36 часов в неделю. Время работы на производственной практике не должно превышать продолжительности рабочего времени, установленного законодательством о труде для соответствующих категорий работников. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в год при сроке обучения более одного года. Продолжительность уроков по теоретическому и производственному обучению, длительность перемен, режим занятий определяются Уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций органов здравоохранения.
Учреждение начального профессионального образования самостоятельно в выборе оценок, формы, порядка, периодичности текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, обеспечивающих получение обучающимися профессионального образования по профессии (специальности) соответствующего уровня и квалификации.
Производственное обучение осуществляется в учебно-производственных мастерских, лабораториях, на полигонах, в учебных хозяйствах учреждений начального профессионального образования, а также в цехах предприятий, на учебных участках, полях, фермах, строительных и других объектах.
Производственная практика, как правило, проводится на предприятиях, в организациях, колхозах, совхозах, фермерских хозяйствах, для которых осуществляется подготовка рабочих кадров и специалистов, на самостоятельных рабочих местах и штатных должностях.
Обучающиеся учреждения начального профессионального образования объединяются по профессиям (специальностям) в учебные группы. Количество обучающихся в группе на занятиях теоретического обучения должно быть, как правило, не менее 25 человек. В сельских профессиональных училищах (агролицеях) малой наполняемости и их филиалах допускается комплектование учебных групп меньшей численности, но не менее 8 — 10 человек.
Производственное обучение по всем профессиям осуществляется в группах по 12 — 15 человек, а по профессиям, связанным с обслуживанием сложного оборудования, выполнением опасных работ — 8 — 10 человек.
Освоение профессиональных образовательных программ может осуществляться на ступенчатой основе. Число ступеней обучения зависит от конкретных условий и требований заказчика на подготовку кадров. Каждая ступень обучения имеет профессиональную завершенность и оканчивается обязательной итоговой аттестацией с присвоением выпускнику соответствующей квалификации по профессии (специальности) и выдачей соответствующего документа.
Прием на обучение в государственные и муниципальные учреждения начального профессионального образования осуществляется по заявлениям от поступающих на конкурсной основе в порядке, установленном учредителем и Уставом образовательного учреждения.
При приеме на обучение образовательное учреждение обязано ознакомить поступающего, его родителей или лиц, их заменяющих, с Уставом, условиями приема и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.
Дисциплина в учреждении начального профессионального образования поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся и педагогов. По отношению к обучающимся не допускаются методы физического и психологического насилия.
В учреждении начального профессионального образования обучение ведется на языке, который определяется учредителем или Уставом образовательного учреждения.
Подготовка квалифицированных рабочих (специалистов), переподготовка и повышение квалификации в государственном учреждении начального профессионального образования осуществляется, как правило, по профессиям (специальностям) согласно утвержденному Перечню профессий.
Учреждение начального профессионального образования, имеющее государственную аккредитацию и реализующее профессиональные и общеобразовательные программы, выдает выпускникам (лицам, прошедшим курс обучения), прошедшим аттестацию, документ государственного образца об уровне образования и квалификации по профессии (специальности), а выпускникам, прошедшим аттестацию только по профессии (специальности), выдает документ об уровне квалификации, форма которого устанавливается федеральным органом управления образованием.
Неаккредитованное негосударственное учреждение начального профессионального образования выдает по завершении обучения лицам, прошедшим аттестацию, документ об уровне квалификации (в соответствии с лицензией), заверенный печатью образовательного учреждения.
1.3 Права и обязанности обучающихся в учреждениях начального профессионального образования
Права и обязанности обучающихся в учреждениях начального профессионального образования определяются Уставом, а также индивидуальными договорами, заключенными образовательным учреждением с обучающимися, и Положением.
Обучающиеся имеют право на получение профессионального образования в соответствии с государственным образовательным стандартом, в том числе по индивидуальным учебным планам и по ускоренному курсу обучения; на получение дополнительных, в том числе платных, образовательных услуг; на участие в управлении образовательным учреждением; на свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений.
Обучающиеся государственного и муниципального учреждения начального профессионального образования обеспечиваются стипендиями, местами в общежитиях, льготным или бесплатным питанием и проездом на транспорте, иными видами льгот и материальной помощи учредителем в соответствии с его компетенцией и действующими нормативами.
В государственном и муниципальном учреждении начального профессионального образования для обучающихся, получающих начальное или среднее профессиональное образование впервые, обучение проводится бесплатно. Обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих, осуществляется на основе полного государственного обеспечения.
Обязанности обучающихся, порядок их перевода на следующий курс и отчисления из учреждения начального профессионального образования определяются его Уставом.
Учреждение начального профессионального образования создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. Медицинское обслуживание обучающихся обеспечивают органы здравоохранения. Для работы медицинского персонала должны быть предоставлены помещения с соответствующими условиями. Расписание занятий должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся. Для обучающихся должно быть предусмотрено помещение для приема пищи.
Выпускники государственного, муниципального учреждения начального профессионального образования, прошедшие аттестацию на соответствующий уровень квалификации по профессии (специальности) с оценкой «отлично» и имеющие по производственному обучению, специальным дисциплинам и не менее, чем по 75 процентам других дисциплин учебного плана итоговую оценку «отлично», а по остальным дисциплинам оценку «хорошо», получают документ об окончании учреждения начального профессионального образования установленного образца с отличием.
1.4 Управление, финансирование, учебно-материальная база учреждений начального профессионального образования
Общее руководство государственным или муниципальным учреждением начального профессионального образования осуществляет Совет, который принимает участие в комплектовании обучающимися и инженерно-педагогическими кадрами, в работе аттестационных и ревизионных комиссий, в рассмотрении расходования средств на содержание образовательного учреждения, рассматривает все случаи отчисления и перевода в другое образовательное учреждение обучающихся, осуществляет другие полномочия, предусмотренные Уставом образовательного учреждения.
Порядок выборов Совета определяется Уставом образовательного учреждения.
Непосредственное управление учреждением начального профессионального образования осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор.
Директор может быть нанят Советом образовательного учреждения по контракту; избран коллективом образовательного учреждения, в том числе с предварительным согласованием кандидатуры с учредителем или последующим утверждением учредителем; назначен учредителем с предоставлением Совету права вето; назначен учредителем или нанят учредителем по контракту.
Учреждение начального профессионального образования самостоятельно в организации образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, определенных законодательством РФ.
Финансирование учреждения начального профессионального образования осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося, с учетом минимального размера выделяемых государством средств на нужды образования и индексации этих средств в соответствии с темпами инфляции.
Деятельность учреждения начального профессионального образования финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними. По соглашению между учредителем и образовательным учреждением последнее может функционировать на условиях самофинансирования.
Финансирование подготовки, переподготовки и повышения квалификации незанятого населения и высвобождаемых работников осуществляется за счет средств государственного фонда службы занятости или заинтересованных предприятий, объединений, фирм и других организаций, личных средств граждан.
Учреждению начального профессионального образования принадлежит право собственности на денежные средства, имущество и другие объекты собственности, переданные ему физическими и юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию, а также на доходы от собственной деятельности и приобретенные на эти доходы объекты собственности.
Учреждение начального профессионального образования отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами и принадлежащей ему собственностью. При недостаточности указанных средств ответственность по его обязательствам несет учредитель в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
Государственное, муниципальное учреждение начального профессионального образования может быть приватизировано только по решению учредителя в порядке, установленном законодательством РФ.
К учебно-материальной базе учреждения начального профессионального образования относятся здания, сооружения, имущественные комплексы (учебные, жилые, вспомогательные), земельные участки, учебные хозяйства, учебные полигоны, различное оборудование и оснащение, имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения, а также учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, электронно-вычислительная техника, другое имущество учебного назначения, которое не может быть использовано в целях, противоречащих основным задачам образовательного процесса.
Для обеспечения уставной деятельности учреждения начального профессионального образования учредитель закрепляет за ним объекты права собственности — здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование, а также иное необходимое имущество потребительского, социального, культурного и другого назначения, принадлежащие учредителю или арендуемые им у другого собственника. Объекты собственности, закрепленные учредителем, находятся в оперативном управлении образовательного учреждения.
Учреждение начального профессионального образования несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленной за ним собственности.
Сдача в аренду имущества, принадлежащего образовательному учреждению на правах собственности, осуществляется без согласия учредителя, а имущество, закрепленное за ним его учредителем, допускается сдавать в аренду с согласия учредителя и на условиях, определяемых договором о взаимоотношениях между собственником и образовательным учреждением или собственником и учредителем.
Развитие учебно-материальной базы учреждения начального профессионального образования осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и собственных внебюджетных средств.
Приобретение сырья, материалов, оборудования и других материально-технических средств как для учебных целей, так и для производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, товаров народного потребления и для другой уставной деятельности учреждения начального профессионального образования осуществляется за счет собственных средств, находящихся в его распоряжении.
Учреждение начального профессионального образования в установленном законодательством порядке имеет право устанавливать прямые связи с зарубежными предприятиями, образовательными учреждениями, организациями и фирмами, а также самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность и иметь валютные счета в банковских и других кредитных учреждениях.
профессиональный образование учреждение право
Список использованных источников
1.Федеральный закон от 13 января 1996 г. №12-ФЗ «Об образовании» // СЗ РФ. 1996. №3. Ст. 150; 1997. №47. Ст. 5341; 2000. №30. Ст. 3120; №33. Ст. 3348; 2002. №7. Ст. 631; №26. Ст. 2517.
.Федеральный закон от 22. 08. 1996 г. №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»» (с изм. и доп.) // СЗ РФ от 26.08. 1996 г. №35. ст. 4135.
.Постановление Правительства РФ от 5.04.2001 г. №264 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации» (с изм.) // СЗ РФ от 16.04. 2001 г. №16. Ст.1595.
.Постановление Правительства РФ от 5.06.1994 г. №650 «Об утверждении типового положения об учреждении начального профессионального образования» (с изм. от 3.10., 23.12.2002 г.) // СЗ РФ от 20.06.1994 г. №8. Ст.864.
.Постановление Правительства РФ от 8.12.1999 г. №1362 «Об утверждении перечня профессий начального профессионального образования» // СЗ РФ от 20.12.1999 г. №51. Ст.6339.
.Приказ Минобразования РФ от 30.06.1995 г. №367 «Об утверждении Порядка приема в государственные учреждения начального профессионального образования Российской Федерации» // СПС «Гарант».
.Приказ Минобразования РФ от 26.11.2002г. №4114 «Об утверждении Положения о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 27.01.2003 г. №4.
8.Шкатулла В.И. Образовательное право: Учебник для вузов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2008. — 688 с.