Содержание
Введение3
Глава 1 Государственный механизм (аппарат): понятие, структура, специфика в РФ5
1.1 Понятие государственного механизма5
1.2 Структура механизма государства9
Глава 2 Теория разделения властей в государстве и практика ее претворения в РФ11
Глава 3 Организация и деятельность правоохранительных органов19
Глава 4 Концепция государственной службы в РФ23
4.1 Понятие государственной службы23
4.2 Государственные служащие24
Заключение28
Список использованной литературы30
Выдержка из текста работы
Любая сложная социальная система, каковой является и общество, нуждается в управлении. Управление обществом есть процесс организованного воздействия на различные стороны жизнедеятельности человека: экономическую, социальную, культурную и иные. Его целью является создание максимально благоприятных условий для удовлетворения потребностей отдельно взятого человека и эффективного функционирования общества в целом. Управляющее воздействие осуществляется как государственными, так и негосударственными органами политического, экономического, культурного характера, например политическими партиями, политическими лидерами, профессиональными объединениями, творческими союзами и т. д.
Однако наибольшим организационным потенциалом управленческого воздействия, способным оказать влияние практически на все сферы общества, обладает государство благодаря наличию системы специальных органов учреждений и предприятий, а также особого слоя людей, профессионально занятых деятельностью по исполнению полномочий государственных органов. Вместе взятые — органы государства, а также занятые в них государственные служащие осуществляют цели, задачи, функции государства и составляют его механизм. Благодаря ему государство обеспечивает законность и правопорядок, гарантирует права и свободы граждан, согласовывает несовпадающие интересы различных групп населения.
Актуальность данной темы заключается в том, что того, насколько разумно организована деятельность государственных органов и учреждений, насколько эффективно их взаимодействие, зависит способность государства своевременно реагировать на возникающие проблемы, удовлетворять насущные потребности населения. Особенностью этих органов является то, что их деятельность носит властный характер и опирается на возможность легитимного насилия. Посредством правотворческой деятельности (в лице законодательных органов) государство издает властные предписания (нормы права), носящие общеобязательный характер; с помощью исполнительно-распорядительной деятельности органов управления (исполнительной власти) осуществляется реализация этих предписаний; а через правоохранительную деятельность судов, прокуратуры, милиции, спецслужб обеспечивается соблюдение правовых норм.
Однако при ближайшем рассмотрении не все государственные учреждения, предприятия, организации, реализующие задачи и функции государства, наделены властными полномочиями. Будут ли входить в механизм государства, например, государственные образовательные учреждения (школы, техникумы, колледжи, вузы), осуществляющие культурно-образовательную функцию, но не обладающие возможностью властного воздействия? Или, например, в демократическом государстве политическая власть реализуется самим народом непосредственно на плебисцитах, референдумах, выборах. Будет ли форма непосредственного волеизъявления народа являться составной частью механизма государства?
В данной работе мне хотелось бы раскрыть более подробно механизм государства, чтобы ответить на поставленные вопросы.
Понятие государственного механизма
Понятие «механизм государства» неоднозначно интерпретируется в юридической науке в силу своей сложности и в связи с существованием известного плюрализма в подходе к его анализу. Это явилось причиной использования двух понятий: «аппарат государства» и «механизм государства» — для обозначения организационной структуры, олицетворяющей государство и призванной реализовать его функции.
Длительная научная дискуссия не смогла выработать единое представление о механизме государства. Существует несколько точек зрения в его понимании. Одна из них неправомерно отождествляет механизм государства с понятием «политическая система», которое значительно шире, поскольку включает в себя и негосударственные организации, влияющие на политическую власть и участвующие в ее реализации. Среди них могут быть, например, экономические сообщества банкиров, предпринимателей, частные средства массовой информации, которые оказывают заметное влияние на характер политических и законодательных решений, принимаемых органами государственной власти.
Существует мнение о том, что механизм государства тождествен понятию «аппарат государства». Однако, на наш взгляд, эти понятия отличаются друг от друга. Во-первых, они отражают различные стороны организации системы органов и учреждений государства, реализующих его задачи и функции. Понятие «аппарат государства» больше отражает структурную организацию этих органов, их компетенцию, порядок образования, а термин «механизм государства» акцентирует внимание на взаимодействии органов государства. Во-вторых, понятие «аппарат государства» в собственном смысле охватывает лишь органы исполнительной власти и государственных служащих, управленцев и не включает законодателей, судей и т. д.
В то же время термин «механизм государства» несколько шире, он вбирает в себя государственные органы, которые олицетворяют государство и являются его материальным выражением. Они создаются для реализации его задач и функций, осуществления государственного руководства обществом. Учитывая дискуссионность проблемы, необходимо всякий раз указать, в каком смысле используется тот или иной термин……………………
Заключение
В процессе работы мы выяснили, что механизм государства — это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства. А первичным и важнейшим структурным элементом механизма государства является орган государства.
Государственная служба — это прежде всего служение государству, т.е. выполнение по его поручению и за плату, деятельности по реализации задач и функций государства в государственных органах, «силовых» структурах, социально-культурных учреждениях, на государственных предприятиях (в их администрации).
Некоторые ученые-юристы рассматривают государственную службу как «совокупность правовых норм, регулирующих порядок возникновения и прекращения государственно-служебных отношений, порядок прохождения службы, права и обязанности. Прекращение и ответственность служащих».
Государственный орган — это звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями.
Молодой механизм (аппарат) Российского государства уже успел «приобрести» тяжелые и разрушительные болезни. Парадокс заключается в том, что уровень государственного управления общественными делами падает ниже низшего предела, а механизм государства бурно растет, усугубляя сверхнапряженное финансовое положение в стране. Особенно нетерпимы коррупция, подкуп, продажность должностных лиц, чиновников, поразившие определенную часть государственных служащих. Взятка сегодня — пропуск к решению очень многих проблем. Коррумпированному гниению государственного аппарата могут противостоять: точное правовое определение компетенции каждого органа, должностного лица; строгая моральная и юридическая ответственность; хорошо поставленные аттестация и переаттестация работников государственных органов.
Мы вынуждены констатировать: при наличии довольно громоздкой системы правоохранительных институтов эффективность борьбы с преступностью остается низкой. Почти ежедневно совершаются акты терроризма, бандитизма, разбоя, мошенничества и мафиозных разборок. Многие из потрясших общество уголовных акций, характеризующихся очевидной «организованностью», к сожалению, остаются нераскрытыми. Приходится констатировать, что мы смиряемся с этим. Убийство, разбой, аферы и коррупция становятся нормой жизни, а их спутником — безнаказанность. В обществе утверждается неверие в институты государственной власти.
Успешная борьба с преступлениями, совершаемыми преступными структурами, безусловно предполагает комплексное участие в этой деятельности органов внутренних дел, службы безопасности, пограничной службы, налоговой полиции и таможенных органов.
Список использованной литературы
Бельский К.С. Разделение властей и ответственность в государственном управлении. — М., 1990.
Гудков В., Левада Ю. Бюрократизм и бюрократия, необходимость уточнений // Коммунист. 1988. № 12.
Гумплович Л. Общее учение о государстве. СПб., 1910.
Деев Н.Н. От государства — аппарата к государству — ассоциации // правоведение. 1990. № 5.
Зиновьев А.А. О бюрократизме в советском обществе. Квинтэссенция. М., 1988.
Иноземцев ВЛ. К теории постэкономической общественной формации. М.: Таурус, Век, 1995.
Каск Л.И. Функции и структура государства. Л., 1969.
Лазарев Б.М. Аппарат управления общенародного государства. — М., 1987.
Лазарев Б.М. Государственная служба. — М., — 1993.
Мухаев Р.Т. Теория государства и права. — М.: ПРИОР, 2001.
Основин В.С. Перестройка представительной системы: тенденции, парадоксы, проблемы // Правоведение. 1991. № 2.
Проблемы теории государства и права. Учебное пособие. – М.: «Проспект», 1999.
Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России.- М.:Юрист, 2000.
Сырых В. М. Теория государства и права. Учебник. – М.: «Былина», 1997.
Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. – М.: Юристъ, 1997.
Хасбулатов Р.И. Бюрократическое государство. М., 1991.
Чиркин В.Е. Основы государственной власти. М., 1996.
Чиркин В.С. Государственная власть в развивающихся странах/АН СССР. Институт государства и права. — М.: Наука. 1990.
Чиркин В.С. Основы сравнительного государствоведения — М.: Наука, 1984.