Содержание
Содержание
Введение . 3
Глава 1. Проблемы социального сиротства
1.1. Основные направления социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей . 5
1.2.Социально-педагогическая деятельностьс приемной семьей 9
1.3.Социально-педагогическая деятельность в учреждениях государственного попечения .. 15
1.4. Особенности медико-социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей . 23
Глава 2. Психологические аспекты социальных ситуаций развития личности детей- сирот
2.1 Особенности социального развития и психологии личности воспитанника ИУ 26
Заключение . 35
Список литературы 37
ВВЕДЕНИЕ
Современный кризис, охвативший все мировое сообщество, характеризуется такими общими для разных стран чертами, как усиление социальной отчужденности среди молодежи, все боль¬шее распространение в детской среде саморазрушающего поведе¬ния, что приводит к росту преступности, проституции, наркома¬нии, алкоголизма и других негативных явлений. Все более ощути¬мым становится разрушение института семьи; семья не в состоя¬нии проявлять достаточную заботу о своих детях, не выполняет родительских обязанностей, нередко сама создает условия, опас¬ные для жизни и развития детей.
Первоочередной задачей становится оптимизация процесса социализации детей, их адаптации к различным образовательным и воспитательным институтам. Во всем мире профессионалы, за¬нимающиеся проблемами обучения и воспитания детей, направ¬ляют свои усилия на поиск наилучших путей и способов развития ребенка, будущего полноценного, ответственного и самостоятель¬ного члена общества. При значительных различиях в философских подходах и теоретических позициях ученых разных стран сущность объекта, на который воздействуют педагоги, социальные раот¬ники, социальные педагоги, родители, одна социализация че¬ловека. Поэтому важно найти механизмы воздействия на социа¬лизацию личности, раскрыть способы влияния на этот процесс, выявить условия, обеспечивающие успешное вхождение ребенка в жизнь общества, выстроить систему качественной социальной, психолого-педагогической помощи и поддержки детей и молоде¬жи как сферу профессиональной деятельности специально подго¬товленных кадров.
В этой связи особую актуальность приобретает развитие наук, изучающих социализацию человека и многочисленные проблемы, возникающие в процессе социализации, прежде всего соци¬альной педагогики. Ее развитие во многих странах было интенсив¬ным и уже имеет более чем вековую историю, тогда как в нашей стране эта область педагогики развивалась очень медленно. Одна¬ко какой бы заманчивой ни казалась идея перенести богатый за¬рубежный опыт практического решения и теоретического осмыс¬ления социально-педагогических проблем на российскую почву, можно с уверенностью сказать, что это не даст результатов, если решение современных проблем детства в нашей стране не будет опираться прежде всего на отечественный опыт, не будет учитывать культурно-исторические особенности становления этой об¬ласти знания и сферы практической деятельности в России. По¬этому так важно осмыслить собственный многовековой опыт ре¬шения проблем детства.
Цель курсовой работы изучить особенности медико-социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей
Объект исследования особенности медико-социальной работы в интернатном учреждении.
Предмет исследования — медико-социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей
Гипотеза исследования — медико-социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в интернатном учреждении имеет свои особенности и направлена на улучшение процесса социализации воспитанников.
Задачи исследования:
1) Проанализировать теоретический материал по проблеме исследования
2)Раскрыть содержание понятия медико-социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей
3)Изучить особенности психологического и соцального развития детей-сирот
4)Определить основные направления работы медико-социальной работы
с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей
Глава 1. Проблемы социального сиротства
1.1. Основные направления социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей
В современных условиях количество детей, оставшихся без попечения родителей, возрастает с каждым годом. Сиротство одна из тех проблем, которые крайне остро стоят перед нашим обществом. В нашей стране ежегодно более полумиллиона де¬тей разного возраста остаются без попечения родителей. Реаль¬ную картину сиротства в России определить сложно. Причин тому много, но одно обстоятельство имеет особенно важное зна¬чение. На протяжении почти всего XX века политика нашего государства состояла в том, чтобы определять детей-сирот в специально организованные для них учреждения, что может рассматриваться как своеобразная резервация детей. Поэтому общество уделяло недостаточно внимания этой категории де¬тей, фактически оно не решало их проблемы, а скорее их «кон¬сервировало» [2; С. 20-21].
Педагоги и психологи, занимающиеся исследованием про¬блем ребенка в учреждениях интернатного типа, установили, что разлука с близкими в ранний период жизни фатальным об¬разом предопределяет дальнейшую судьбу ребенка. Разлука с матерью или вообще отсутствие близких сказывается на разви¬тии детей. Наиболее трагичен тот факт, что стремительно растет количество брошенных новорожденных младенцев, которые наиболее чувствительны к отрыву их от биологической матери. Это более типично для крупных индустриальных городов. Дет¬ство период, когда закладываются фундаментальные каче¬ства личности, обеспечивающие психологическую устойчи¬вость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизне¬способность и целеустремленность. Эти духовные качества лич¬ности не формируются спонтанно, они формируются в услови¬ях родительской любви, когда семья создает у ребенка потреб¬ность быть признанным, способность сопереживать и радовать¬ся другим людям, нести ответственность за себя и других.
Ребенок, потерявший родителей это особый, по-настояще¬му трагический мир. Потребность иметь отца и мать одна из сильнейших потребностей ребенка.
Проблема социального сиротства является сегодня пробле¬мой, характерной для многих развитых и развивающихся стран. Так, американские исследователи отмечают, что по всему миру больницы, родильные дома, специальные заведе¬ния заполнены брошенными младенцами. Их называют по-разному «отказные дети», «казенные младенцы», «рож¬денные, чтобы быть покинутыми», «вечные новорожденные» и др. По данным международных экспертов ООН, отмечается заметный рост брошенных детей в странах Западной и Вос¬точной Европы. Отмечается рост таких детей и в развиваю¬щихся странах [3; С. 23-24].
Распространение явления социального сиротства в нашей стране обусловлено особыми социальными условиями и процес¬сами в обществе, характеризующими развитие России на про¬тяжении XX века и связанными с тремя разрушительными вой¬нами (первая мировая война, гражданская война, Великая Оте¬чественная война), террором 20-30-х годов, а также последстви¬ями перестройки конца 80-х начала 90-х годов.
Назвать все причины сиротства довольно трудно, поскольку это многоаспектная проблема, которой занимаются ученые раз¬ных областей наук (медики, психологи, социологи, педагоги и многие другие) и которая до конца еще не исследована. Однако по крайней мере три причины такого явления можно назвать.
Первая заключается в том, что родители (чаще всего мать) добровольно отказываются от своего несовершеннолетнего ре¬бенка, причем чаще это наблюдается в младенческом возрасте: отказ от новорожденного в родильном доме, подброшенные но¬ворожденные. С юридической точки зрения отказ от ребенка правовой акт, который официально подтверждается специаль¬ным юридическим документом. В течение трех месяцев родители (мать) могут изменить свое решение, и ребенок может быть возвращен в семью.
Вторая причина связана с принудительным изъятием ребен¬ка из семьи, когда родителей лишают родительских прав в це¬лях защиты интересов ребенка. В основном, это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают ал¬коголизмом, ведут антисоциальный образ жизни, недееспособ¬ны и т. п. Лишение родителей родительских прав это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом.
И третья причина связана со смертью родителей. Сюда же могут быть отнесены дети, потерянные в силу каких-либо при¬родных или социальных катаклизмов, вынуждающих населе¬ние страны к хаотической миграции.
Одна из главных задач любого общества и государства осу¬ществление права ребенка на воспитание в семье. Эти права ребенка зафиксированы как в международных документах (Конвенция ООН о правах ребенка и др.), ратифицированных Россией, так и в российских законодательных актах. Так, в Семейном кодексе РФ в качестве приоритетных и самостоятель¬ных выделяются следующие права ребенка: право жить и вос¬питываться в семье, право на общение с родителями и другими родственниками, право на свою защиту, право на имя, отчество и фамилию [2; С. 170].
Поэтому государство в первую очередь прилагает все усилия к тому, чтобы сохранить ребенка в семье и предотвратить его передачу на воспитание в государственное учреждение. Если сохранение ребенка в семье оказывается невозможным, пред¬почтение отдается поискам для него новой семьи. Но при пере¬даче ребенка и в воспитательное учреждение и в новую семью делается все возможное, чтобы ребенок оставался в среде, кото¬рая была бы связана с его этнической группой, местными обы¬чаями и культурными корнями.
В каждой стране создается, развивается и укрепляется система социальных альтернативных решений, касающихся воспитания и развития ребенка. К ним можно отнести следующие возможные варианты:
сохранение ребенка в родной семье;
возвращение в семью,
усыновление внутри страны,
усыновление в другой стране,
передача на воспитание в семью,
передача в специальные воспитательные учреждения
Попечение детей-сирот может быть осуществлено двумя пу¬тями усыновлением или передачей на государственное попе¬чение, что представлено на схеме:
Усыновление это специальная мера защиты ребенка, при которой юридически устанавливаются родственные связи меж¬ду ребенком и человеком или супружеской парой, не являющи¬мися его родными отцом и матерью. Важным обстоятельством для воспитания и развития ребенка является то, что в случае усыновления ребенок обретает именно семью, а не какую-либо ее замену. Усыновление ребенка осуществляют местные орга¬ны исполнительной власти в лице органов опеки и попечитель¬ства; усыновление устанавливается решением суда.
Государственное попечение создание неусыновленному ребенку (ребенку-сироте) нормальных условий для его воспита¬ния и развития путем помещения в специально созданные для этого учреждения. Ребенок может быть помещен в детский приют, дом ребенка, временную приемную семью, детский дом, школу-интернат.
Рассмотрим социально-педагогическую деятельность с при¬емной семьей и в детских домах, специфику и особенности ра¬боты социального педагога по сравнению с другими специали¬стами, которые работают с детьми-сиротами
1.2.Социально-педагогическая деятельность с приемной семьей
Усыновленный ребенок может попадать в разные типы при¬емных семей: это может быть опекунская семья или семья усы¬новителя. Разница между ними заключается в том, что в пер¬вом случае для ребенка находят людей, с которыми он связан родственными узами, во втором роль семьи выполняют люди, не имеющие родственных связей с ребенком [5; С. 57].
Опекунская семья, таким образом, полагает родственные свя¬зи (прямые или косвенные) ребенка с опекуном. Определяют опекуна органы опеки и попечительства на основании решения суда. В задачу опекуна входит воспитание и развитие ребенка, защита его прав. Опекун осуществляет контроль за сохранени¬ем и использованием имеющегося у несовершеннолетнего ре¬бенка движимого и недвижимого имущества, но сам не имеет права распоряжаться этим имуществом.
Семья усыновителей по существу является новой юридичес¬кой и фактической семьей ребенка, в которой он обретает ста¬тус родного ребенка. Ребенок может получить фамилию усыно¬вителей и даже новое имя. Все права и обязанности усыновлен¬ного ребенка приравниваются к правам и обязанностям родных детей.
Усыновление ребенка может проходить в несколько этапов: вначале ребенку пытаются найти усыновителей в данном регионе; если этот вариант не разрешается, тогда усыновителей ищут в пределах страны; затем возможно международное усы¬новление.
Еще одна разновидность приемной семьи временная при¬емная семья. Это новое явление для нашего общества. Как пра¬вило, деятельность такой приемной семьи необходима тогда, когда дети в срочном порядке изымаются из семьи в силу раз¬личных обстоятельств, таких как кризисная ситуация в родной семье, болезнь или отсутствие родителей и др.
Временная приемная семья является чрезвычайно распрос¬траненной в ряде развитых стран как форма защиты детства. В России приемная семья пока не нашла повсеместного внедрения и распространения. Это связано с экономическими, социальны¬ми и политическими катаклизмами, переживаемыми в нашей стране. Жизненный уровень населения настолько низок, что вообще идет речь о выживании семьи, и только в редких, пожа¬луй, исключительных случаях семьи могут брать на себя фун¬кции временной приемной семьи.
Выдержка из текста работы
Как показывает опыт функционирования приютов, оптимальной формой устройства детей является усыновление, т.к. гарантирует ребенку равные права со всеми членами семьи, не прекращается на момент его совершеннолетия, кроме того, усыновители по всем вопросам приравниваются к родителям. В семье усыновителя права усыновленного ребенка приравниваются к правам кровного ребенка, как и права родителей, их обязанности по отношению к нему рассматриваются в полном объеме, предусмотренным действующим законодательством. Так как при усыновлении полностью прекращаются все контакты с биологической семьей, то эта форма жизнеустройства детей вызывает наименьшие трудности с юридической и психологической точек зрения.
Традиционно интересы усыновляемых детей-сирот обеспечиваются благодаря использованию медико-педагогичсеких критериев отбора усыновителей. Однако эти критерии, даже при самой тщательной их оценке, полностью гарантировать качество усыновления не в состоянии, поскольку успех усыновителя во многом зависит от совпадения психологических характеристик усыновителя и усыновляемого, совместимости их человеческих качеств. Не случайно к числу затруднений при усыновлении относят психологические. На этом основании усыновителей проверяют с точки зрения будущего усыновителя к созданию каждому усыновленному ребенку надлежащих условий семейного воспитания. Кроме общих, существуют и специальные условия усыновления, каждое из которых по-своему связано с устройством ребенка-сироты. Имеется в виду согласие на усыновлении:
родителей ребенка;
самого несовершеннолетнего, достигшего десятилетнего возраста;
супруга усыновителя;
согласие учреждения (в случае усыновлении воспитанника детского дома).
Для решения этих сложных вопросов в отдельных регионах России создаются центры по усыновлению (попечительству), координирующие и осуществляющие работу по устройству осиротевших детей в семьи.
Усыновление внутри страны или в другой стране — это такая мера защиты ребенка, при которой устанавливаются родственные связи между ребенком, с одной стороны, и человеком или супружеской парой, не являющимися его родными отцом и матерью, с другой стороны. Важно подчеркнуть, что усыновление — такой процесс, при котором ребенок находит для себя именно семью, а не какую-либо ее замену.
Институт опекунства в современной России развивается так же достаточно сложно.
Исторически опека как институциональная форма патронажа над ребенком, оставшимся без попечения родителей развивалась «не столько из нравственных мотивов, сколько ради соблюдения интересов его родственников — претендентов на имущество в случае смерти малолетнего».
С установление опеки правовая связь с родителями не прекращается, что существенно облегчало использование подобного рода устройства и делало его более доступным средством предоставления воспитания в семье лишившегося родительского попечения ребенка.
Доступность опеки объясняет ее распространенность и появление достаточно большого числа опекунских семей. Опекунская семья является обязательно объектом контроля (надзора) со стороны государства в лице его органов, уполномоченных на охрану прав детей. Надзор носит систематический характер, и предполагает разнообразную помощь и поддержку, включая материальную.
Дети, переданные под опеку (попечительство) находятся под контролем органов опеки и попечительства. Специалист по охране прав детей, наблюдая условия жизни и воспитания подопечного в семье, дважды в год оформляет отчета (акты) обследования ребенка. В случае нарушения опекуном законных прав и интересов ребенка опека может быть отменена.
В частности на содержание подопечного ребенка опекуну назначаются денежные выплаты в соответствии с постановлением правительства РСФСР от 20.06.92 З 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Приказом Минобразования РФ от 16.02.93 Ю 50 «Об утверждении Положения о порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством)».
Практика устройства социальных сирот в специализированные детские учреждения
В настоящее время выделяют следующие типы интернатных учреждений:
— общеобразовательные школы-интернаты общего типа для детей, не имеющих необходимых условий для воспитания в семье;
детские дома и общеобразовательные школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
специализированные общеобразовательные школы-интернаты и детские дома для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии, препятствующие их обучению в обычной общеобразовательной школе;
детские дома, предназначенные для детей в возрасте 3-4 лет;
школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для детей в возрасте от 6-7 лет;
вспомогательные школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с недостатками умственного развития.
Новейшая история практики устройства детей, оставшихся без попечения родителей связывается с появлением в 1991 году института социальной работы. Значительным пополнением системы государственных учреждений для детей, лишившихся попечения родителей, стало введение в действие приютов, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в которых развиваются новые формы семейного воспитания детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Особенно активно эти типы учреждений создаются в системе социозащитных учреждений.
Так, создание социальных приютов рассматривается как средство предотвращения возможного роста числа беспризорников из числа безнадзорных детей. Подобного рода учреждения являются прибежищем для всех детей, нуждающихся в экстренной помощи.
Основные функции социальных приютов:
обеспечение безопасности ребенка от внешних угроз, включая жестокое обращение с ними родителей или родственников (побои, изгнание из дома, голод, сексуальное насилие), эксплуатация со стороны взрослых, криминальных элементов и т.д.;
защиту законных прав и интересов ребенка (урегулирование проблем, связанных со взаимоотношениями с биологической семьей, усыновлением, усыновлением, установлением опеки, получением образования, овладением профессией и т.д.);
снятие у ребенка остроты психического напряжения или стрессового состояния. Последствия социально-психологической депривации в семье, физического или сексуального насилия, школьной дезадаптации, пребывания в асоциальной среде на улице — требуют обязательного психологического вмешательства;
диагностику, направленную на изучение деформаций, вызванных социальной дезадаптацией (имеет разносторонний характер, затрагивает физическое и психическое здоровье ребенка, ориентирована на получение информации о социальном, психологическом статусе, социальном и индивидуальном развитии, состоянии здоровья);
первичную адаптацию социально изувеченного ребенка к жизни в социально здоровой среде. (Создание условий жизнедеятельности детей для формирования у детей новой системы ценностей и отношения на основе организации игры, познания, труда, общения, преобразующей деятельности);
восстановление или компенсацию социальных связей детей (предоставление возможности освоения социальных ролей, которые в силу противоестественности доприютской жизни не были освоены детьми, прежде всего, семейных связей).
Полуфункциональный характер деятельности современного социального приюта обусловлен спецификой детей, в нем проживающих. Это дети и подростки в возрасте от 3 до 18 лет, оставшиеся без попечения родителей и нуждающиеся в экстренной социальной помощи.
Учреждения дневного пребывания. Сегодня в учреждения дневного пребывания в основном приходят дети и подростки от 6 до 17 лет. Многие из них долгое время проводили на улице. Обычно их приводят социальные работники, либо друзья, уже посещавшие центр. К центрам дневного пребывания относятся различного рода приюты, центы реабилитации и некоторые подростковые клубы. Общей целью этих организаций является оказание помощи и социальная адаптация детей и подростков группы риска по социальному сиротству или фактических социальных сирот.
Учреждения дневного пребывания выполняют следующие задачи:
организация питания и досуга, в некоторых случаях обучение;
оказание помощи семьям этих детей с целью нормализации отношения к ребенку, стимулирование родителей к выполнению родительских обязанностей;
оказание социальной поддержки и материальной помощи детям и их семьям;
оказание медицинской и психологической помощи;
поиск других возможностей нормального устройства жизни ребенка или подростка (привлечение родственников, устройство в приют или другие учреждения интернатного типа, помощь в профессиональном самоопределении).
Востребованными в последнее время являются социально-реабилитационные гостиницы. Социально-реабилитационная гостиница — это место, где дети и подростки, находящиеся в кризисной ситуации, могут (с согласия родителей и опекунов) проживать вне дома в течение нескольких недель и получать педагогическую, психологическую и медикооздоровительную помощь. В это период их родители также получают специализированную психологическую и медицинскую помощь. Самое главное это то, что проживание в гостинице предполагает продолжение нормальной социальной активной жизни детей: занятий в школе и других дел после уроков. Не меняется и круг друзей, все окружение ребенка или подростка остается прежним, нет и добавочного стресса от перемены в жизни, как бывает при помещении ребенка в приют.
Важным направлением развития социозащитных учреждений является развитие системы помощи детям с тяжелыми нарушениями развития, проживающими в семьях. В работе центров помощи детям с ограниченными возможностями используется как опыт общественных организаций (как правило, родительских ассоциаций), так и научно-практические разработки. Многие центры помощи детям с ограниченными возможностями создаются как маленькие специализированные поликлиники: в них дети с различными нарушениями могут получать различные виды реабилитационных услуг. В настоящее время появляются интегративные и специализированные детские сады и школы для детей с нарушениями развития, специализированные центры, где планомерно и систематически дети получают социально-реабилитационную помощь, а родители консультативную и психологическую помощь.
Приемная семья (семейный детский дом)
Семейный детский дом, как принципиально новая форма воспитания осиротевших детей, впервые был предложен общесоюзным Детским фондом им. В.И. Ленина. Данный тип жизнеустройства детей стал рассматриваться как оптимальный тип учреждения для воспитания, общения и содержания детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от их рождения до начала их трудовой деятельности. Первоначально начали создаваться детские городки из одноквартирных и многоквартирных домов для проживания семей, воспитывающих не менее 10 детей. Однако данный проект потребовал значительных материальных ресурсов ив перестроечное время практически не был реализован. Одновременно начал развиваться малокомплектный тип семейного дома (приемной семьи), где предполагалось наличие полной семьи, где родители (один или оба) получали статус педагогов. Договорные отношения предусматривали государственное обеспечение детей и выплату заработной платы воспитателям, что является отличительной чертой приемной семьи. Заработная плата родителям — воспитателям предусматривалась в виде ежемесячного денежного содержания не менее максимальной ставки, предусмотренной для воспитателей детских домов. Кроме того, за воспитание каждого ребенка, не достигшего 3 лет или имеющего отклонения в психическом и физическом развитии, родителю — воспитателю перечислялось еще не менее 50% максимального размера его оплаты труда. Размеры денежного содержания родителей — воспитателей, общих расходов на содержание приемной семьи и материального обеспечения приемных систематически пересматривается в соответствии с индексацией доходов населении и изменением прожиточного минимума. Время, которое родители — воспитатели будут заняты воспитаем приемных, засчитывается в их общий и непрерывный трудовой стаж при назначении им пенсий, пособий и в стаж работы по специальности.
В настоящее время приемные семьи (семейные детские дома) функционируют как специализированные учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей, в которых воспитывается не менее 5 человек. Наряду с приемными семьями, где ребенок находится круглосуточно, существуют семьи, обеспечивающие прием детей на ограниченный срок. Могут быть созданы следующие виды приемных семей, выполняющих поддерживающую функцию в воспитании ребенка:
приемные семьи во время кризисной ситуации;
приемные семьи на короткое время;
приемные семьи на длительное время;
семьи для приема ребенка вы время выходных и каникул;
семьи для дневного пребывания.
При помещении ребенка в приемную семью, руководствуются следующими принципами:
цель помещения ребенка в приемную семью — создание на короткое время альтернативной ситуации для его воспитания;
отношения между ребенком и его собственными родителями должны быть улучшены, во всяком случае, не ухудшены;
приемная месья должна получать поддержку и указания для реализации этих положений;
приемная семья получает денежное возмещение на содержание и воспитание ребенка.
Иногда осуществляется подбор приемной семьи среди родственников ребенка. Помещение ребенка в семью из ближайшего окружения часто осуществляется самим ребенком и его родителями раньше, чем устанавливается контакт с учреждением социальной помощи.
Семейная воспитательная группа
В зарубежном опыте замещающие семьи имеют статус специальной социальной службы, деятельность которой направлена на восполнение семейных связей ребенка, если кровные родители в силу разных причин не справляются с родительскими обязанностями.
В настоящее в России семейная группа представляет собой подразделение специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, осуществляет сою деятельность на основе его Устава и положения и семейной группе, является новой формой социального обслуживания несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. Она способствует реализации права ребенка расти и воспитываться в семейном окружении, поэтому должна обеспечить такие условия семейной жизнедеятельности, которые оптимально содействуют социальной адаптации и социально-психологической реабилитации ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Базой для создания таких групп является реальная семья российских граждан, которая берет на себя заботу о воспитаннике специализированного учреждения и осуществляет при активной поддержке последнего. Являясь одной из форм замещающей семьи, семейная группа имеет принципиальные отличия от опекунства. Семейная группа, как подразделение специализированного учреждения, не требует установления над принятым ребенком опеки, оставляя его в статусе воспитанника, а воспитателя — в качестве сотрудника учреждения, которое не слагает с себя ответственности за ребенка, проживающего в семейной группе. Значимость создания семейных групп состоит не только в том, что воспитанники проходят социальную реабилитацию в более благоприятных, чем в специализированном учреждении условиях. Семейная группа, как показывает практика, может стать переходной формой к приемной попечительской семье или усыновлению.
Ответственность за результативность реабилитационного процесса, разделена между воспитателем семейной группы и специалистами учреждения и оговаривается договором и индивидуально программой реабилитации. Государство оплачивает содержание детей в семье и труд одного из ее членов как воспитателя, оказывает содействие в социальном и индивидуальном развитии воспитанников.
Наиболее предпочтительной структурой семьи, несомненно, является полная семья, которая может служить детям той первичной моделью, которая способствует освоению ими определенных образцов, эталонов мужски и женских качеств, ролевых функций, познанию разделения семейных обязанностей и форм сотрудничества. В то же время преимущества полной семьи не могут стать причиной отказа неполной семье, которая бы хотела создать семейную группу. Это обусловлено том, что эффективность функционирования семейных воспитательных групп во многом обеспечивается благоприятной социально-психологической атмосферой семьи, наиболее отчетливо она проявляется в стиле общения между членами семьи, в их взаимоотношения.
В число кандидатов на помещение в семейную группу следует прежде всего включить детей, которые более остро в этом нуждаются. Среди них дети:
школьного возраста, для которых семья является наиболее приемлемой и щадящей средой обитания;
болезненно переносящие пребывание в условиях стационара, что отражается не только на их психике, но и на общем соматическом состоянии (жалобы на самочувствие, потеря аппетита, энурез и т.д.);
плохо уживающиеся в детском коллективе — с выраженной аутичностью, с низким социометрическим статусом, отвергаемые, «изгои» либо наоборот, лидирующие, но в отрицательно плане;
утратившие надежду на возвращение в собственную семью.
Если ребенку более 10 лет, необходимо получить его согласие на переход в семейную группу.
Семейная группа может выполнять следующие задачи:
диагностика способностей ребенка с серьезными проблемами в развитии и поведении в семье;
выполнение программ коррекции поведения детей с серьезными расстройствами эмоциональной сферы;
организация лечения;
наблюдение за группами сестер и братьев при принятии решения о последующем размещении детей (вместе или раздельно);
реабилитация ребенка с проблемами вне детского коллектива;
углубленная бытовая и психологическая реабилитация ребенка в условиях семьи и т.д.
С момента передачи ребенка в приемную семью начинает этап поддержки семьи учреждением, который включает юридический, финансовый аспекты. Семья получает финансовое пособие на питание ребенка и зарплату за работу по его воспитанию.
По наблюдениям психологов социально-реабилитационных учреждений переход в семейную группу резко повышает интеллектуальную, эмоциональную и социальную компетентность детей; расширяются их представления об окружающем мире, активно формируются санитарно-бытовые, трудовые навыки, актуализируется творческий потенциал в игре, изобразительной деятельности, появляются успехи в учении, меняется к лучшему характер общения со взрослыми и сверстниками. Благодаря переходу детей в семейные группы улучшается размещение воспитанников в приютах.
Однако органам опеки в рамках структур местного самоуправления очень трудно охватить весь объем работы, поэтому очень часто детей передают без подготовки и соответственного сопровождения, что приводит к негативным последствиям.
Особенности патронатного воспитания и социального патроната
усыновление опекунство социальный сирота
Патронатное воспитание является аналогом широко применяемой в зарубежной практике помещения детей-сирот в фостеровские семьи. Эта гибкая форма жизнеустройства позволяет вне зависимости от юридического статуса и возраста ребенка (от 1 дня рождения до совершеннолетия) помещать его в семью.
В Семейном кодексе «патронатное воспитание» рассматривается как форма устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, и ребенка, признанного находящимся в трудной жизненной ситуации, в семью патронатного воспитателя при обязательном разграничении в договоре о патронатном воспитании. Статья 154 настоящего Кодекса предусматривает особые права ребенка, переданного в семью патронатного воспитателя. Срок, на который ребенок передается на воспитание в семью патронатного воспитателя, может быть любым и определяться в договоре о патронатном воспитании исходя из интересов ребенка.
Предполагается, что в договоре о патронатном воспитании на патронатного воспитателя возлагается ответственность за жизнь и здоровье ребенка. На органы опеки и попечительства возлагаются полномочия по защите имущественных прав несовершеннолетнего, представлению интересов ребенка в суде при рассмотрении судом дел о лишении (ограничении)родителей родительских прав, решению вопроса о выезде ребенка за пределы Российской Федерации.
Традиционные формы устройства ребенка в семью (усыновление, опека и попечительство, приемная семья) предполагают наличие установленного юридического статуса ребенка. Так как процесс установления этого статуса растягивается на годы, ребенок неминуемо сначала попадает в сиротское учреждение, что губительно сказывается на его развитии. Кроме этого, практика помещения детей в семью, действующая в настоящее время, не предполагает предоставление целенаправленной помощи семье, взявшей ребенка на воспитание, так как семья приобретает все права в отношении этого ребенка. Это приводит к фактическому отсутствию контроля за опекунами, к отказам от усыновлений, к пренебрежению интересами детей в опекунских и приемных семьях.
Практика устройства в «домашние (семейные) группы» из приютов также имеет ряд негативных последствий, включая ограниченность срока пребывания в приюте. У патронатного воспитания есть ряд преимуществ, которые отличают его от других форм устройства детей. Они основаны на разграничении прав и обязанностей по защите ребенка между родителями (если они имеются и не лишены родительских прав), уполномоченной службой органа опеки и попечительства и патронатным воспитателем и позволяет помочь ребенку в любой ситуации, не нужно держать ребенка в приюте и годами ждать, когда суд, наконец, примет решение о статусе его родителей, и не ждать, когда появятся очевидные доказательства насилия. Кроме того, появляется шанс у больного ребенка, оставшегося без попечения родителей, найти семью, т.к. уполномоченное учреждение возьмет на себя значительную часть заботы о здоровье и обеспечении ребенка.
К числу детей, нуждающихся в государственной защите относятся дети:
родители которых неизвестны;
утратившие вследствие смерти обоих или единственного родителя;
отобранные у родителей;
родителя которых ограничены в родительских правах;
родители которых лишены родительских прав;
не имеющие связи с родителями, либо утерявшие их (беспризорные дети);
родители которых страдают длительными заболеваниями, не позволяющими надлежаще осуществлять воспитание и содержание детей;
родители которых признаны недееспособными (либо ограниченно дееспособными), или объявлены безвестно отсутствующими (умершими);
родители которых находятся в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы или находятся в местах содержания под стражей, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления;
находящиеся в условиях, угрожающих их развитию, здоровью, благосостоянию;
с ограниченными возможностями (инвалиды);
из семьи беженцев или временных переселенцев;
а также остальные дети, признанные в установленном порядке нуждающимися в государственной защите.
Патронатная форма устройства значительно расширяет круг семей, которые могут взять ребенка на воспитание. Патронатными воспитателями могут стать люди, которые хотели бы усыновить ребенка, но не могут этого сделать по формальным причинам, среди них:
семьи с небольшим официальным доходом;
с недостаточной официально оформленной жилплощадью;
одинокие женщины или женщины, состоящие в гражданском браке;
пожилые или очень молодые люди.
Взять ребенка в семью могут граждане, которые бы хотели усыновить ребенка, но не могут на это решиться, так как не имеют достаточной информации о ребенке, профессиональной подготовки, боятся остаться наедине с проблемами.
В работе служб по устройству ребенка существует два направления. Это долгосрочное устройство, при котором патронатные воспитатели становятся для ребенка замещающими родителями, независимо от того, оформлено ли усыновление юридически. При краткосрочном устройстве, патронатные воспитатели помогают ребенку пережить кризисный период его жизни и удовлетворить его насущные потребности, а также участвуют в диагностике основных проблем ребенка.
SOS — Детская Деревня
Первая SOS — Детская Деревня возникла в Австрии в 1949 году. Идея создания детского дома нового типа, по образу семьи принадлежала австрийцу Герману Гмайнеру.
Целью деятельности Детской Деревни является помощь детям в развитии и полноценной социальной адаптации в окружающем их социуме. Каждому ребенку, который потерял родителей или по каким-либо иным причинам не может с ними жить, в деревне предлагают постоянный дом и окружение, максимально приближенное к семейному. В каждом семейном доме живут от 4 до 10 девочек и мальчиков разных возрастов вместе с их SOS-Матерью (матерью — воспитательницей). Детская Деревня обычно состоит из 8-15 таких домов. Деятельность SOS -Деревни строится на следующих принципах:
1.Мать: Каждый ребенок должен иметь заботливого родителя. Самая важная личность для развития ребенка на жизненном пути — это его Мать. Она выстраивает эмоциональные взаимоотношения с каждым порученным ее заботе ребенком. Мать Детской Деревни — это призвание и профессия. Они живет вместе с детьми, ведет домашнее хозяйство, воспитывает их.
2.Братья и сестры: Выстраивание семейных связей. Девочки и мальчики различных возрастов живут вместе как названные братья и сестры. Родные братья и сестры не разделяются, когда попадают в SOS — Детскую Деревню и живут в одной SOS — семье.
.Дом: Каждая семья создает свой собственный дом. В этом доме все продумано для создания подлинно семейной атмосферы.
.Деревня: Это неотъемлемая часть сообщества. SOS — семьи собраны вместе, чтобы иметь возможность делиться опытом и протягивать руку помощи, когда это требуется кому-то из деревни. Деревня как целостная педагогическая система предусматривает:
проживание в Детской Деревне примерно до 15 лет;
проживание в молодежном сообществе под присмотром педагога с 15 до 18 лет;
— самостоятельно проживание при поддержке SOS — организации примерно от18 до 22 лет;
— этап внесемейной, нематериальной поддержки (психологической, юридической и т.п.) конкретного молодого человека, уже устроившегося в жизни.
Детская Деревня — это постоянное место жительства, отсюда не отдают на усыновление и не возвращают родителям, которые вдруг решили исправиться.
Все дети и подростки, поживающие в SOS — Детских Деревнях, обязательно посещают школу.
В Детскую Деревню берут только детей, оставшихся без попечения родителей и не имеющих опекунов. Только лишь по решению суда, в случае потери родителей и опекунов (лишении родительских прав) ребенка можно перевести в SOS — Детскую Деревню.
Важное значение имеет умственная сохранность ребенка. Если ее нет, малыша в деревню не берут, так как в штатном расписании ставка медика не предусмотрена.
Максимальный штат Детской Деревни — 30 человек. В него входят: SOS -Мамы, Тети, психолог, возможно социальный педагог, директор и его заместитель, бухгалтер, шофер. Мамы и дети ходят в обычную поликлинику.
«Тети» — это воспитательницы, которые помогают SOS -Маме по дому, они присматривают за детьми, когда Мама уходит в магазин за покупками, или у нее выходной день. Часто «Тети» — это женщины, которые в будущем хотят стать SOS -Мамами. Требования к «Тетям» почти те же, что и к SOS -Мамам: возраст от 30 до 45 лет, женщина должна не иметь семьи, либо иметь взрослых детей, чтобы у нее было достаточно свободного времени для работы с детьми, желательно педагогическое образование.
Литература
Комплексная программа по профилактике социального сиротства, реабилитации и коррекции социальных сирот и детей, пострадавших от семейного насилия /Под ред. Платоновой Н.М. — СПб: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2003. — 762с.